Научная статья на тему 'Механизм международного контроля гражданских прав'

Механизм международного контроля гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / IMPLEMENTATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ / THE MECHANISM OF INTERNATIONAL CONTROL / ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF THE RIGHTS / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / CIVIL RIGHTS / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / IMPLEMENTATION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Светлана Николаевна

В статье дается оценка роли механизма международного контроля в сфере гражданских прав человека, в том числе и деятельности должностных лиц правоохранительных органов, а также рассматривается система имплементации норм международного права в области гражданских прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INTERNATIONAL MONITORING OF CIVIL RIGHTS

Article provides an opportunity to assess the role of a mechanism of international control in the sphere of civil rights, including the activities of the law enforcement officials. To assess the role of organizations providing international control in the system of civil rights. Consider the system of implementation (mechanism of international control) in the field of civil rights.

Текст научной работы на тему «Механизм международного контроля гражданских прав»

В Пакте о гражданских и политических правах, где в числе всех имеющихся прав человека и гражданина регламентируются и гражданско-процессуальные права, закреплены принципы:

1) равенство всех перед судом и законом;

2) право на справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;

3) гласность и публичность процесса.

Перечисленные принципы являются лишь базовыми и развиваются государствами в национальном законодательстве самостоятельно. В данном случае особенно остро стоит вопрос о соблюдении международных стандартов.

Стоит отметить следующий факт: сегодня в центре научных споров находятся вовсе не международные стандарты, а практика их применения. Для понимания сущности и значения стандартов необходимо уяснить формы и способы деятельности международных судебных и иных гарантирующих и консультативных органов.

Надо сказать, что данная проблема приобрела особое значение в последнее время. Если раньше основное внимание при разработке международных актов обращалось на содержание материальных норм и формирование новых стандартов, то последние годы упор делается на повышение эффективности существующих и вновь создаваемых стандартов.

Создаются новые органы контроля, изменяются функции действующих. Один из последних примеров такого рода - это Европейский суд по правам человека.

Характеризуя систему имплементации (механизма международного контроля) в целом, отметим, что можно выделить две группы соответствующих органов:

1) под эгидой ООН (Международный суд ООН, МОТ, ВОЗ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, Верховный комиссар ООН по правам человека, Комитет по правам человека и т. д.);

2) иные имплементационные органы (например, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека).

Соответствующие органы обладают различной компетенцией, хотя иногда она пересекается. Нередко для начала их деятельности требуется соблюдение заинтересованными лицами определенных условий (такие условия есть у Европейского суда). В других случаях никаких условий не требуется, работа по выявлению и предупреждению нарушений осуществляется автоматически (так действует Комитет по правам ребенка).

Для понимания того, как работает механизм международного контроля гражданских прав, надо рассмотреть статус основных органов в этой области.

В целом можно сказать, что деятельность разнообразных комитетов достаточно однообразна. Повторяются не только общие положения о порядке избрания экспертов, но также одинаковы многие функции и процедуры. Их различие обусловлено исключительно сферой деятельности конкретных комитетов.

Говоря о механизме имплементации, как в рамках ООН, так и вне ее, можно выделить некоторые общие черты, которые характерны для данного процесса.

Первый этап (он дан применительно к уровню ООН, но подобная схема сохраняет свое действие и на всех других уровнях: например, на уровне Европейского Союза):

- обсуждение на Генеральной Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности;

- предоставление государствами докладов Генеральному секретарю ООН (либо ЭКОСОС, специализированным учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национального законодательства в соответствие с международными соглашениями, участниками которых они являются;

- рассмотрение докладов или их частей в ЭКОСОС (либо специализированных учреждениях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций.

Второй этап:

- урегулирование в соответствующих комитетах (самостоятельно или с помощью различных согласительных комиссий и процедур) споров между государствами относительно применения или толкования конвенций;

- рассмотрение споров в области прав человека Международным судом ООН, Европейским судом;

- рассмотрение комитетами по подведомственности нарушений гражданских или политических прав и иных нарушений конвенций.

Пост Верховного комиссара учрежден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 20 декабря 1993 г. Такое решение было принято на основании Венской Декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.).

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН на 4 года и утверждается Генеральной Ассамблеей. В дальнейшем возможно продление срока еще на 4 года.

К лицу, назначаемому на должность Верховного комиссара, предъявляются высокие требования: он должен обладать высокими моральными устоями и честностью, иметь достаточный опыт (в том числе в сфере прав человека). Немаловажно, чтобы Верховный комиссар также обладал общими знаниями и пониманием различных культур. Это необходимо для нормального, объективного, эффективного, неизбирательного и беспристрастного выполнения им своих обязанностей.

Статус Верховного комиссара ООН по правам человека определяется следующими позициями: Верховный комиссар по должности соответствует уровню заместителя Генерального секретаря ООН, его офис расположен в Женеве и имеет отделение связи в Нью-Йорке. Под руководством и эгидой Генерального Секретаря он несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

Основными нормативными актами, регулирующими деятельность Верховного Комиссара, являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и иные международные документы в области прав человека и международного права.

Он обязан уважать суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств. При этом важно помнить, что декларируется всемерное поощрение и защита всех прав человека, причем этот вопрос не является внутренним делом конкретного государства, а волнует все мировое сообщество.

Следует отметить, что такая идеология привела к возрождению принципа «гуманитарной интервенции».

Верховный комиссар руководствуется тем, что все права человека являются неделимыми, универсальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми.

При всей необходимости учитывать значимость региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного опыта государств независимо от их политических, экономических и культурных систем, эти государства обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы.

Полномочия Верховного комиссара не выходят за рамки общей компетенции Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по правам человека, а соответствующие правомочия выражаются, в частности, в решениях указанных органов.

Комитет по правам человека образован в рамках Пакта о гражданских и политических правах. Комитет состоит из 18 человек, избираемых на четыре года тайным голосованием из списка лиц, предоставляемого Генеральным секретарем ООН. В дальнейшем возможно переизбрание.

При выборах принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем.

Комитет изучает доклады, которые направляются ему государствами, и отправляет их со своими предложениями и замечаниями в ЭКОСОС. Также он рассматривает вопросы и заявления, касающиеся нарушения прав и свобод человека.

Комитет по правам человека принимает и рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения каким-либо государством определенных прав и свобод, изложенных в Пакте.

Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Комитет состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Эксперты выступают в личном качестве, т. е. не представляют определенные государства. Эксперты избираются государствами-участниками Конвенции с учетом справедливого географического распределения из числа лиц, имеющих юридический опыт. Срок деятельности в

должности эксперта - два года с правом переизбрания. Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции, признавшего компетенцию Комитета, вправе:

- предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

- назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования, включая посещение территории этого государства с его согласия, а по завершении расследования они должны срочно представить доклад с результатами Комитету и государству-участнику.

Очень важно, что работа Комитета носит конфиденциальный характер и проходит при сотрудничестве с соответствующим государством-участником, на территории которого и ведется расследование. Это позволяет государству участвовать в указанных процедурах без ущерба для своего международного престижа. Однако ежегодно Комитет представляет доклад государствам-участникам Конвенции и Генеральной Ассамблее ООН, и в этот доклад включается краткий отчет о проведенных расследованиях.

Нормативной основой работы Комитета по правам ребенка является ст. 43-45 Конвенции о правах ребенка. В Комитет входят 10 экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией. Эксперты выступают в личном качестве. Они избираются государствами-участниками Конвенции сроком на четыре года с правом переизбрания. Как обычно, при этом должны учитываться принципы справедливого географического распределения и представительства основных правовых систем. Комитет может запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране. Он собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет работает в тесном взаимодействии с различными специализированными учреждениями ООН (МОТ, ВОЗ, Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и некоторыми другими), а также с иными правительственными и неправительственными организациями.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Он состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью. Они выступают также в личном качестве. Эксперты избираются государствами-участниками Конвенции сроком на четыре года с учетом справедливого географического распределения, представительства различных форм цивилизации и основных правовых систем. Комитет рассматривает все формы дискриминации в отношении женщин. Также рассматриваются поступающие жалобы. При этом Комитет сотрудничает с государствами-участниками Конвенции в рассмотрении и разрешении данных жалоб. По результатам своей деятельности Комитет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе. Туда же включаются предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств.

Европейская гуманитарная юстиция. В настоящее время еще нет единого органа европейской гуманитарной юстиции. Пока что состояние дел в этой области таково. Существует Европейская комиссия по правам человека и отдельно Европейский суд по правам человека, которые действуют на основании европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Комиссия имеет обеспечивающее значение: она рассматривает заявления заинтересованных лиц и принимает предварительное решение - передавать их в Суд или нет. В целом же у нее четыре функции:

1) отфильтровывать жалобы (через Секретариат или путем принятия решения о неприемлемости);

2) по оставшимся делам она выступает посредником в споре и стремится достичь дружественного урегулирования;

3) если дружественное урегулирование невозможно, Комиссия расследует факты и представляет свои выводы;

4) Комиссия полномочна сама возбуждать и поддерживать иски в Суде.

Отдельные трудности возникают из-за того, что решения Суда не носят юридически обязательного характера для государств, признавших его юрисдикцию. Это и понятно: каждое государство является самостоятельным носителем своего суверенитета, и никто не может заставить его следовать предписаниям Суда. В результате Суд должен рассчитать, насколько принципиальна позиция государства, и не слишком сильно давить на него, иначе решение просто не будет выполнено. В этом аспекте Суд поневоле пренебрегает принципиальностью и вопросами права. Такая ситуация имеет место сейчас.

Говоря о деятельности суда, надо упомянуть, что именно он впервые на таком высоком уровне поднял некоторые вопросы, не получившие до этого справедливого разрешения в законодательстве. В качестве примера можно назвать сексуальные отношения с нетрадиционной ориентацией, юридический статус транссексуалов и детей, родившихся вне брака.

Европейский суд достаточно осторожно подходит к рассмотрению каждого дела. Он стремится руководствоваться в первую очередь принципами справедливости.

В целом можно сказать, что решения Суда медленно, но верно становятся частью национального права европейских государств. Деятельность Суда ведет к дальнейшей либерализации норм, регламентирующих права человека. Наконец, инкорпорация решений Суда в национальные правовые системы способствует унификации всего европейского права в самом широком смысле этого слова, а следовательно, и укреплению Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.