АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Л.З. Павлык
Кафедра международного права и сравнительного правоведения Киевский международный университет Ул. Львовская, 49, 031179 Киев, Украина
В статье в историческом развитии представлена система международной защиты прав человека международным правом, системой ООН, Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Освещена работа Европейского суда по правам человека, представлена статистика. Освещена защита прав человека в рамках СНГ.
1. Универсальные механизмы защиты прав человека.
Права человека — это наиболее зримая государственно-правовая форма объективизации конкретно-исторических степеней свободы. Каждый человек имеет прирождённое неотъемлемое право на определённый объём благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны способствовать общество и государство. Объём этих благ всегда определяется положением индивидов в классовой структуре общества, в системе материального производства. Поляризация общества на разных этапах его развития (рабовладельчество, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейская, азиатская и др.) не давали возможности правам человека приобрести признаки универсальности, основанной на принципе формального равенства. Именно зарождение концепции прав человека в V—VI в. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демократии, появление принципов гражданства стало значительным шагом в движении к прогрессу и свободе. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть зарождён лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время средством функционирования этой культуры, её последующего развития и обогащения.
Начальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле теорий, подчёркивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и другие). Последующее развитие подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, что свидетельствовало о большом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности по пути свободы и гуманизма. Каждая новая ступень исторического развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Проходило это в результате борьбы классов за свои права, за свободу, её расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной степени зависит от объёма прав и свобод определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействия, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за владение правами, расширение прав от-
ражающего положение человека в обществе. Каждая ступень развития общества была шагом на пути расширения свобод. История свидетельствует, что каждому поколению необходимо снова и снова защищать права человека, что человечеству ещё не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержки и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный оклик истории связанный с отстаиванием такой большой ценности, как права и свободы человека.
Ознакомление с историей формирования институтов прав человека, ставших неотъемлемым признакам цивилизованного общества, — свободы и неприкосновенности лица, права на судебную защиту, признание лица виновным лишь по приговору суда, право на участие в решении государственных дел, свободу слова и совести — показывает постепенный необходимый процесс расширения прав человека и их гарантий.
Оценивая результаты прошлого века, можно с определённостью говорить о его противоречии — с одной стороны, прошлое столетие было одним из самых жестоких в истории человечества, с другой, ознаменовало стремление людей извлечь уроки из прошлого человечества и построить стойкий мир, создав международное сообщество. В нашу эпоху начались коренные изменения самой природы международного права. На протяжении длительного времени оно было инструментом государств, служившим сохранению их суверенитета.
Сегодня оно отводит все более важное место человеку. Защита его основных прав является одной из главных задач международного сообщества. Права человека перестали быть «внутригосударственным» делом.
Начало процесса интернационализации прав человека, которое казалось делом невозможным в начале XX века, было положено Всеобщей декларацией прав человека 1948 года.
Международные и региональные организации провели большую работу по закреплению прав и свобод человека в международных соглашениях и конвенциях, а также по созданию механизмов контроля по их соблюдению. Создание Организации Объединённых Наций и принятия её Устава, как, известно. Положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в сфере прав человека. Именно создание всесторонней правовой системы по вопросам прав человека, к которой могут присоединиться все народы, является одним из чрезвычайных достижений ООН. Устав ООН был первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств относительно прав человека. При этом Устав не ограничился лишь ссылкой на поощрение и развитие уважения к правам человека и основных свобод (ст. 1). Он также обязал государства развивать международное сотрудничество в этой сфере (ст. 55), закрепив юридическое обязательство придерживаться основных прав и свобод человека, не допуская при этом какой-нибудь дискриминации. Именно указанные и другие положения Устава ООН в сфере прав человека заложили международно-правовую базу для развития системы норм в этой сфере и международного сотрудничества по этим вопросам в будущем.
Система защиты прав человека, созданная в рамках ООН, имеет универсальный характер и закреплена в значительной мере в обязательных для государства договорах, а также она опирается на деятельность относительно распространения в мире уважения к правам человека [1, с. 59].
Ещё во время обсуждения Устава ООН представителями государств вносились предложения включить в этот договор конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат общей защите и соблюдению. Однако большинство участников конференции негативно отнеслось к таким предложениям. Вместо этого было решено разработать Международный билль о правах человека и вынести его на обсуждение компетентных органов ООН.
В 1946 году в качестве вспомогательного органа была создана Комиссия по правам человека, которой поручили разработать свои предложения относительно
Международного Билля о правах человека. На своей второй сессии в 1947 году Комиссия приняла решение, в соответствии с которым Международный Билль о правах человека должен состоять из трёх документов — Декларации прав человека, Пакта о правах человека, мероприятий по имплементации пакта.
Комиссия исходила из того, что декларация прав человека должна быть рекомендацией Генеральной Ассамблеи, а Пакт о правах человека — международноправовым договором, который содержит конкретные обязательства государств. Выполнение данного решения 10 декабря 1948 года в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, 16 декабря 1966 года были приняты, а 23 марта 1976 года вступили в силу Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Одновременно с пактами был принят и вступил в силу Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Одновременно с пактами был принят и вступил в силу Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах [1, с. 59].
Свыше 80 соглашений, которые базируются на Международном Билле о правах человека, способствуют политическим, гражданским, экономическим, социальным и культурным правам человека и защищают их.
В частности, это договоры, которые касаются сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека, например — Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Значительную группу договоров составляют те, что регулируют сотрудничество относительно защиты прав женщин и детей — Конвенция о политических правах женщин 1952 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин 1979 года, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 года и др.
Наконец, можно выделить группу договоров о сотрудничестве в отрасли защиты отдельных прав индивидов. Примером сотрудничества государств в этой отрасли служит принятие ими обязательств по вопросам труда, например, о свободе ассоциаций, отмены принудительного труда, защиты от дискриминации в сфере труда, социальной политики, социального обеспечения и тому подобное.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН делает рекомендации с целью поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. На его ежегодных сессиях проблемы прав человека обсуждаются среди других вопросов экономического и социального характера.
Комиссия ООН по правам человека — функциональная комиссия Экономического и Социального совета в этой области. Она состоит из 53 представителей государств-членов ООН, выбранных ЭКОСОС на трёхгодичный период. В её рамках действуют разные рабочие группы, специальные докладчики по тем или другим проблемам прав человека. На своих ежегодных сессиях Комиссия принимает большое количество резолюций практически по всем проблемам прав человека и основных свобод. Среди функций Комиссии — проведение исследований, предоставление рекомендаций ЭКОСОС. Комиссия способствует также кодификации и прогрессивному развитию международного права в области прав человека, готовя проекты международных деклараций, соглашений и других документов.
Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств — вспомогательный орган Комиссии состоит из 26 экспертов, работающих в личном качестве. В круг ведения Подкомиссии входит проведение исследований, представление Комиссии докладов и рекомендаций. На своих ежегодных сессиях она принимает также значительное количество резолюций по вопросам прав человека. За исключением Подкомиссии, члены которой являются независимыми экспертами, для обсуждения вопросов прав человека в этих органах характерен политический подход, поскольку ими занимаются назначенные государственные делегации.
Результатом этого является то, что в некоторых случаях их оценки состояния с правами человека, например в многочисленных резолюциях, которые принимает Комиссия ООН по правам человека, не отражают действительного положения вещей и строятся на пропагандистских штампах.
Значительный вклад в решение проблематики прав человека вносят специализированные учреждения ООН, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО.
К сведению международной организации труда относится вся сфера регулирования трудовых отношений — важнейших в жизни большинства людей, а Всемирная организация здравоохранения решает вопросы здоровья всего населения планеты.
Большую роль в этой сфере играет ЮНЕСКО, можно отметить её вклад в регулирование деятельности средств массовой информации в интересах прав человека и основных свобод.
Роль контрольных органов в современных условиях постепенно возрастает, а их функции расширяются. Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными.
Значительную часть работы Комиссии ООН по правам человека составляет деятельность по изучению конкретных ситуаций и проведению расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека в определённой стране. Результатом такой деятельности являются доклады с выводами и рекомендациями. Кроме того, Комиссия может сформировать рабочую группу экспертов или назначить своего представителя с целью посещения того или другого государства (по соглашению последнего) и проведение переговоров с правительством.
Расследуя конкретные ситуации по поводу нарушения прав человека и отчитываясь о них, Комиссия ООН по правам человека обращает мировое внимание на эту проблему, определённым образом влияя на соответствующие правительства.
В современных условиях растёт значимость индивидуальных петиций — жалоб в системе защиты прав человека. Дело в том, что контрольные органы, рассматривая индивидуальные жалобы, выражают своё мнение относительно соответствия национальных законов и юридической практики, действий или бездеятельности государственных органов по выполнению международных соглашений, а государства нередко возмещают пострадавшему моральный и материальный вред. По общему правилу петиция — жалоба тянет за собой обязанность международной организации рассмотреть её в порядке, установленном соответствующим международным договором. К таким договорам принадлежат, в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему. В соответствии с Протоколом, Комитет по правам человека имеет право принимать и рассматривать жалобы от отдельных личностей лишь в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признает такую компетенцию Комитета, присоединившись к Протоколу (ст. 1). Протокол не установил процедурных норм рассмотрения жалоб, большинство процедурных проблем решается Комитетом в процессе рассмотрения отдельных дел. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел большое количество сообщений и дал по ним соответствующие рекомендации, большинство которых было принято государствами к выполнению. Какие бы не были опасения государств (например, что подача индивидуальной жалобы может быть использована в политических целях или подорвать престиж и авторитет государственной власти), такая процедура международного контроля является эффективным средством, которое гарантирует защиту прав человека. Многие государства уже изменили своё негативное отношение к этой процедуре, в частности Украина, которая в 1991 году присоединилась к Факультативному протоколу.
Верховный комиссар по правам человека (должность основанная в 1993г.) пытается предотвратить насилие, проводит расследование нарушений в отдельных странах и принимает участие в диалоге с правительствами государств. Он коорди-
нирует деятельность в сфере поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН, а также несёт главную ответственность за эту деятельность.
Генеральный Секретарь ООН и Верховный комиссар в конфиденциальной форме выражают правительствам обеспокоенность по поводу положения относительно прав человека в таких вопросах, например, как освобождение узников или замена смертного приговора другим наказанием.
Верховный комиссар ООН по правам беженцев (должность основана в 1950 г.) способствует любым действиям, направленным на улучшение положения беженцев и сокращение их численности.
Следовательно, вполне обоснованно можно утверждать, что основы современной системы защиты прав человека были заложены при создании ООН. Кстати, под её влиянием находится процесс становления региональных систем прав человека и институтов их признания и защиты.
На региональном уровне важные конвенции были приняты Советом Европы-Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Организацией американских государств — Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 года, Американская конвенция прав человека 1969 года и Организацией африканского единства — Африканская хартия прав человека и народов в 1981 году.
Эффективным гарантом прав, установленных в международных конвенциях, являются прежде всего государства. Однако исторический опыт показывает, что государство может не только гарантировать и защищать права человека, но и создавать условия, гарантирующие их осуществление. Это объясняет необходимость международного контроля за их соблюдением. Такие меры предусмотрены большинством международных соглашений в этой области. Их основным принципом является обязанность государства отчитываться перед международным сообществом. На сегодняшний день существует множество механизмов контроля — периодические отчёты, что подаются государствами в международные инстанции, иски государства в отношении другого государства, индивидуальные обращения и др. Полномочия контрольных органов разные — некоторые органы ограничиваются предложением рекомендаций правительствам, другие имеют полномочие принимать определённые санкции.
2. Механизм защиты прав человека Совета Европы.
Европа была главным театром «варварских актов, возмущающих совесть человечества», как это записано в преамбуле Декларации 1948 г. Сегодня именно Европа приняла наиболее эффективные меры по разработке международных гарантий прав человека. В числе эффективных механизмов контроля, применяемых Советом Европы, следует выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года. На её основе были созданы два органа — Европейская комиссия по правам человека (1954 г.) и Европейский Суд по правам человека (1959 г.).
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года является одним из первых документов в области защиты прав человека, основанных на принципах обеспечения объективных стандартов и представления защиты индивидом против злоупотреблений государственной властью. Весь правовой режим Конвенции основан на принятии государствами-участниками обязательств обеспечить каждому гражданину принятых Конвенцией стандартов в области защиты прав человека. Закреплённая Конвенцией обязательная юрисдикция Европейского суда является одним из основных преимуществ Европейской Конвенции перед другими документами, действующими в данной области. Европейская Конвенция не предусматривает такого метода контроля, как доклады о выполнении принятых обязательств.
11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил инди-
виду, неправительственным организациям и группам лиц право направлять петиции непосредственно в Европейский суд.
До октября 1997 года все государства — участники Европейской конвенции выразили своё согласие на обязательность для них Протокола № 11. На протяжении следующего года к моменту вступления протокола в действие были проведены организационные и процедурные мероприятия для создания нового Суда, был разработан проект Регламента Суда. 1 ноября 1998 года со вступлением в действие Протокола № 11 был создан новый Европейский суд по правам человека. 31 октября 1998 года старый Суд прекратил своё существование. Европейская комиссия по правам человека на протяжении года со времени вступления в действие Протокола (до 31 октября 1999 года) продолжала заниматься жалобами, по которым были вынесены решения об их приемлемости на дату вступления в действие Протокола [3].
Количество членов Европейского суда по правам человека определено равным количеству государств — участников Европейской конвенции (в настоящее время 41 судья). Раньше членом Европейского суда мог стать любой член Совета Европы, а членом Европейской комиссии по правам человека - только государство участник Европейской конвенции.
Таким образом, в Суде могло быть больше судей, чем членов Комиссии, когда какое-то государство-член Совета Европы не было участником Конвенции. Такая ситуация сложилась при вступлении в совет Европы Венгрии, Чехии, Словакии.
Как и раньше судьи Европейского суда по правам человека должны избираться Парламентской ассамблеей, однако теперь срок их полномочий сокращён. Судьи избираются на шестилетний срок с возможностью переизбрания каждые три года. Срок полномочий членов суда прекращается по достижению ими 70 лет. Нет ограничений относительно количества судей, представляющих одну и ту же страну как это было раньше.
На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять какую-либо деятельность, несовместимую с его независимостью. Судья может быть отстранён от должности в случае, если другие судьи большинством в две третьи голосов примут решение о его несоответствии предъявленным требованиям.
Свою работу Европейский суд организует на пленарных заседаниях. Суд избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года с правом переизбрания, создаёт Палаты и избирает их председателей, принимает правила процедуры Суда, избирает Руководителя канцелярии и его заместителей.
Для рассмотрения переданных Суду дел создаются комитеты в составе трёх судей, Палаты в составе семи судей и Большая палата в составе семнадцати судей. Палаты Суда создают на определённый срок, так же как и комитеты. Судья, избранный от государства, которое является стороной по делу, является ех-оШсю членом Палаты и Большой палаты.
Официальными языками Европейского суда являются английский и французский. Однако в исключительных случаях Председатель палаты или Председатель Большой палаты может принять решение об использовании другого языка государства-участника Европейской конвенции.
Участники Европейской конвенции обязываются подчиняться системе межгосударственных жалоб (сообщений), дают согласие на систему индивидуальных жалоб.
Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского суда по правам человека, а затем рассматривается комитетом на предмет приемлемости.
Комитет может быстро и эффективно решить вопрос о приемлемости индивидуальной жалобы. Единогласным решением он может объявить ее неприемлемость или исключить из списка дел, надлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принятым без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. При его отсутствии Палата принимает решение о приемлемости
индивидуальной жалобы по существу. Палата выносит также решение о приемлемости межгосударственной жалобы.
Критерии приемлемости жалобы остаются прежними. Европейский суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепринятым нормам международного права, внутренние средства защиты, и рассматривает дело на протяжении шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Индивидуальные жалобы не могут быть анонимными и в сущности аналогичными тем, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Суд объявляет жалобу неприемлемой также в том случае, если считает её несовместимой с положениями Европейской конвенции либо Протоколов к ней, либо недостаточно мотивированной или неправомерной [3]. Суд может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии рассмотрения. Решение о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными. Если суд объявляет жалобу приемлемой, то он продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Суд также способствует дружественному урегулированию дела, такое рассмотрение носит конфиденциальный характер. В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством постановления, в котором коротко излагаются факты и достигнутое решение [3].
За исключением редких случаев, если Суд не примет другого решения, слушания Суда являются открытыми. Доступ к документам, переданным на хранение в Канцелярию, если Председатель Суда не вынесет другого решения, также является открытым.
Председатель Суда может пригласить к участию в процессе третьих лиц (государства и индивидов), в интересах которых осуществляется правосудие. Практика Европейского суда по правам человека (до вступления в действие Протоколам 11) даёт примеры участия третьих сторон в процессе, как, например по делам: Malone v. United Kingdom 1984; Lingens Austria 1986; Soering v. United Kingom 1989 [4]. Палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикции Большой палате. Это возможно в том случае, если дело, которое находится на рассмотрении Палаты, поднимет серьёзный вопрос, который касается толкования Конвенции и Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением и если одна из сторон не возражает против этого.
Большая Палата по просьбе Комитета министров может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, которые касаются толкования положений Конвенции и Протоколов к ней. Однако такие заключения не должны касаться ни вопросов, которые относятся к содержанию или объёму прав и свобод, сформулированных в разделе 1 Конвенции и Протоколов к ней, ни других вопросов, которые Суду или Комитету министров, возможно, понадобилось бы рассмотреть после обращения, предусмотренного Конвенцией [3]. Суд выносит мотивированное консультативное заключение, а затем направляет его Комитету министров.
Любая из сторон в деле в исключительных случаях может в течение трёх месяцев с даты вынесения Палатой постановления подать просьбу о направлении дела на рассмотрение Большой палаты. В этом случае Комитет Большой палаты в составе пяти лиц принимает решение по вопросу о принятии просьбы. В том случае, если комитет принимает просьбу, Большая палата выносит по делу своё постановление. Если комитет Большой палаты отклонил просьбу, а также если стороны заявляют, что не будут обращаться с просьбой о направлении дела в Большую палату, или через три месяца после вынесения постановления отсутствует такая просьба, постановление Палаты является окончательным и обжалованию не подлежит [3].
Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его выполнением. Это постановление подлежит публикации. Обязательность решений суда гарантируется положением ст. 41 Конвенции о присуждении выплаты справедливой компенсации пострадавшей стороне в случае, если имело место нарушение положений Европейской Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства-участника Конвенции допускает возможность лишь частичного возмещения. Европейский Суд по правам человека (до вступления в силу Протокола № 11) в одних случаях решал, что компенсация сама по себе является справедливым возмещением, а во вторых — что возмещение должно осуществляться в форме достаточно символичной суммы. В то же время, в некоторых случаях, Суд присуждал выплаты значительных сумм заявителям, которые выигрывали дело [5, э. 2812]. Хотя Европейский суд обычно рассматривал требования о справедливом возмещении в своём решении по сути дела, иногда Суд использовал возможность отдельно рассматривать основания, которые касаются данного аспекта.
Из приблизительно 200 судебных решений, вынесенных Судом до конца 1990 года, около 20 процентов были связаны с возмещением, которые охватывают вопросы расходов и возмещения материального и нематериального вреда [6, э. 516].
Очевидно, что проведенная реформа способствует значительному сокращению сроков рассмотрения дел — с момента подачи жалобы к моменту принятия окончательного решения. Специально созданные комитеты в составе трёх судей могут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Нет также дублирования процесса двумя самостоятельными и дополняющими один другого контрольными органами, как это было когда-то.
К функции комитета министров, которая непосредственно связана с выполнением Европейской конвенции по защите прав человека, можно отнести лишь надзор за выполнением постановлений Европейского суда, а также принятие бюджета Совета Европы, включая расходы, необходимые для работы органов Конвенции.
Реорганизация контрольного механизма, созданного Европейской конвенцией, направлена на сохранение и повышение эффективности предусмотренной Конвенцией защиты прав человека и основных свобод, особенно в связи с увеличением числа обращений и расширяющимся членским составом Совета Европы. Целесообразность изменений, внесённых в европейский механизм защиты прав человека, очевидна, однако только практика может показать, насколько они эффективны.
На сегодняшний день данный механизм является наиболее действенным в области защиты прав человека по сравнению с другими процедурами. Обширная практика и опыт рассмотрения обращений не оставляет сомнений в эффективности данной процедуры, в отличие от других, предусмотренных международными договорами и пактами как универсального, так и регионального характера. Обязательность принятых решений — качество, необходимое любому контрольному механизму в области прав человека и настолько же недоступное на сегодняшний день всем существующим механизмам, — предоставляет европейской процедуре необходимые черты реального международного судебного учреждения. Можно сказать, что созданный механизм защиты прав человека является, в сущности, наднациональной властью. Юрисдикция Европейского суда по правам человека благотворно повлияла на правовые и социально-политические системы стран — членов Совета Европы.
3. Защита прав и основных свобод человека в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Устав Содружества Независимых Государств (СНГ), утверждённый в Минске 22 января 1993 года, предусматривает, что основным правовым фундаментом межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в разнообразных областях взаимоотношений государств-
членов. Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны отвечать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов (ст. 5 Устава).
Ст. 33 Устава СНГ предусматривает создание Комиссии СНГ по правам человека. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждённого Советом глав государств. Местом пребывания Комиссии по правам человека является город Минск.
Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств утверждено Решением Совета глав государств Содружества 24 сентября 1993 года. В состав Комиссии входят лица, которые являются гражданами Сторон со свойственными им высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Также принимается во внимание полезность участия лиц, имеющих юридический опыт. Каждая из сторон определяет своего представителя и заместителя представителя в состав Комиссии.
Каждая из сторон может быть представлена на сессии Комиссии лицами, замещающими представителя и заместителя представителя, советниками и экспертами. Исполнительный секретарь Содружества независимых государств созывает первую сессию Комиссии путём направления соответствующих сообщений Сторонам. Последующие сессии Комиссии созываются в соответствии с правилами процедуры, но не реже одного раза каждые шесть месяцев, независимо от количества вопросов повестки дня. Стороны могут согласовывать порядок созыва специальных сессий Комиссии.
Комиссия проводит, как правило, закрытые заседания, за исключением случаев, когда решением большинства собравшихся на сессии и председательствующего, а также Представителями Сторон в Комиссии предусматривается другое. Представители Сторон председательствуют на сессиях Комиссии поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества. В период между сессиями председатель завершившейся сессии Комиссии продолжает действовать от имени Комиссии в пределах своих полномочий, связанных с текущими делами, к началу выполнения обязанностей следующим председателем. Рабочим языком Комиссии является русский.
Для рассмотрения конкретных вопросов Комиссия имеет право создавать рабочие группы. К работе в таких группах могут привлекаться эксперты, кандидатуры которых согласовываются Сторонами. При необходимости Комиссия и с её согласия рабочие группы могут обращаться за информацией и консультациями в соответствующие международные и национальные организации. Комиссия принимает свои правила процедуры, в которых, в частности, должно быть предусмотрено следующее:
-две третьи от числа представителей Сторон и Комиссии или лиц, их замещающих, составляют кворум;
- решения Комиссии принимаются двумя третями голосов присутствующих на сессии и участвующих в голосовании представителей сторон в Комиссии или лиц их замещающих.
Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, выводов и рекомендаций в соответствующих документах на русском языке, засвидетельствованные копии которых передаются Исполнительным Секретариатом Содружества каждой из Сторон. Такие документы носят открытый характер, за исключением случаев, когда Сторонами принято другое решение.
Комиссия предъявляет Совету глав государств Содружества ежегодный доклад
о своей деятельности.
Каждая из Сторон имеет право направлять другой Стороне письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека какой-нибудь из Сторон,
которые входят в компетенцию комиссии. Если вопрос, по которому направлен запрос, на протяжении шести месяцев после его получения не решён к удовлетворению запрашивающей Стороны, она имеет право передать этот вопрос в Комиссию, сообщив об этом второй заинтересованной Стороне. Комиссия рассматривает переданный ей вопрос по существу только после того, как она убедится, что все доступные внутригосударственные меры правовой защиты были исчерпаны и после этого прошло не более шести месяцев.
По любому переданному на её рассмотрение вопросу Комиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предоставить любую информацию, которая относится к делу. Заинтересованные Стороны должны предоставить такую информацию в Комиссию или в случае отказа дать мотивированный ответ.
Заинтересованные стороны могут делать свои представления при рассмотрении вопросов Комиссией устно и/или в письменном виде. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решён к удовлетворению заинтересованных сторон, Комиссия может с их согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа уполномоченных представителей других Сторон. Членом такой подкомиссии не может быть гражданин любой из заинтересованных Сторон.
Подкомиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предоставить любую информацию, которая относится к делу. Отказ предоставить такую информацию должен быть мотивированным. По завершению рассмотрения вопроса подкомиссия предъявляет Комиссии выводы для направления их заинтересованным Сторонам.
Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушением прав человека какой-нибудь из Сторон, которые входят в компетенцию Комиссии в соответствии с её правилами процедуры.
Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу, пока не убедится в том, что:
- поставленный в обращении вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
-заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные меры правовой защиты и с этого момента прошло не более шести месяцев;
- обращение не является анонимным.
При рассмотрении любого вопроса Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей.
Повестка дня сессии Комиссии состоит из вопросов, предусмотренных порядком рассмотрения в Комиссии обращений Сторон.
Каждая из сторон имеет право затрагивать в Комиссии вопрос, возникающий как на сессии Комиссии, так и непосредственно во время её проведения, при условии, что на рассмотрение таких вопросов во время текущей сессии необходимо согласие всех заинтересованных Сторон.
На каждой сессии Комиссии заслушиваются также доклады о мерах, принятых Сторонами по выводам и рекомендациям предыдущих сессий Комиссии.
Каждая из сторон несёт расходы, связанные с её участием в работе Комиссии. Финансирование деятельности Комиссии определяется отдельным Соглашением.
Данные Положения применяются без ущерба для процедур в области прав человека, предусмотренных Уставом и конвенциями ООН и её специализированных учреждений, и не препятствуют Сторонам применять другие процедуры решения споров на основании действующих для них международных соглашений.
Местонахождение Комиссии — город Минск.
26 мая 1995 года в рамках Содружества государства-участники подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека. Не подписали эту Конвенцию Правительства Азербайджанской республики, Республики Казахстан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины.
Однако Украина неуклонно движется вперёд по пути коренного улучшения положения с охраной прав и свобод человека, настоятельного претворения в жизнь гуманистической направленности новой Конституции Украины, которая наибольшую часть (почти треть) своих статей посвятила правам и свободам человека и гражданина, и в частности, в основном законе закреплён ряд таких прав и свобод, которых не было в каких-нибудь предыдущих украинских конституционных актах. Конституционные положения по этим вопросам содержательно (а часто и текстуально) совпадают с положениями, зафиксированными в фундаментальных международно-правовых актах по этой проблеме — Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Но, к сожалению, пока что гражданин Украины не вправе отстаивать и защищать непосредственно, как это требует часть третья ст. 8 Конституции Украины, свои конституционные права и свободы, поскольку статья Основного Закона не относит гражданина к субъектам права обращения к Конституционному Суду Украины. Следовательно, гарантированное право на защиту конституционных прав остаётся декларацией, если власть не разделяет правовую позицию гражданина. Его жалоба на закон, который ограничивает или отменяет конституционные права и свободы человека, к рассмотрению в Конституционном Суде не поступает.
Конституционная жалоба одного гражданина Украины может решить вопросы, которые касаются прав миллионов граждан. Считаю необходимым подчеркнуть, что сама идея конституционной жалобы, как гарантии защиты прав и свобод человека, может оспаривать принятые на основе закона решения органов государства, а не только собственно сам закон. С учётом проходящей на Украине конституционной реформы (всенародное обсуждение, дебаты и рассмотрение Парламентом — Верховной Радой), — предлагаю расширить статью 150 Конституции Украины за счёт включения права человека и гражданина на конституционную жалобу. Без неё доступ граждан к конституционному правосудию окажется мало эффективным, а конкурирующий характер достижения правовой справедливости с другими субъектами права практически отсутствует. Новую конституционную формулу реализации права граждан на конституционную жалобу можно предложить через процедуру внесения изменений в Конституцию Украины, предусмотренную статьями 154-159, закрепив в пункте 1 статьи 150 норму о том, что правом на обращение с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд наделены граждане, права и свободы которых нарушаются законом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевченко О. Т. Международная система защиты прав человека // Международное право и национальное законодательство: Сборник. Выпуск 1. Киевский Международный институт лингвистики и права. — Киев, 2001.
2. Протокол № 9 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1 октября 1994 года.
3. Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
4. Breitenmoser S. Praxis des Europarechts. — Surich, 767.
5. Meyer I. Ladewiq Einneuer standider Erjpaischer Gerichtshof der Menscyenrecyte Nurnberq, 1995.
6. Herdeqen M. Vunchen. 1997.
THE INTERNATIONAL LEGAL DEFENCE OF RIGHTS AND BASIC FREEDOMS OF MAN
L.Z. Pavlyk
The Department of International Law Kiev International University Lvovskaya St., 49, 031179 Kiev, Ukraine
In the article «The international legal defence of rights and basic freedoms of man» is lighted up in the history development of problem the defence of rights for the man by the international law. This is short the description of systems of defence of rights and basic freedoms of a man by Regulation and basic institutes of UNO. By Europe Convention about defence of rights for the man and basic freedoms of 1950 year in the framework of Europe Advice and within the framework of Concord of Independent States. The chart of appeals of individuals about violation is exposed away them wore by the state authority power the international institutes and execution the system of controlling after execution of these decisions and removal violations of fundamental rights and basic freedoms of man assumed by the state decisions a international instances.