УДК 316.4.05
Механизм инновационного развития человеческого капитала
Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина
Быченко Юрий Григорьевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ, bychenkoug@gmail.com
TaisiyaM. Balandina, https://orcid.org/0000-0001-7577-4826, Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, 89 Radischeva Str., Saratov 410003, Russia, balandinatm@ gmail.com
Баландина Таисия Михайловна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ имени Г. В. Плеханова, balandinatm@gmail.com
Президент РФ В. В. Путин поставил задачу осуществить научно-технологический прорыв в различных областях экономики, политики, образования. Решить данную задачу можно только в результате формирования и реализации эффективного механизма инновационного развития человеческого капитала. Исследование последнего и представляет собой актуальную научную проблему. Цель данной работы - исследование концептуальных идей, раскрывающих механизм инновационного развития человеческого капитала, уточнение современной сущности и структуры этого механизма в условиях российского общества. Методологическую основу исследования составляет метод системного анализа: осуществлены последовательные взаимозависимые и взаимосвязанные действия, направленные на дифференциацию научных концепций, выявление общности логических связей различных научных подходов, уточнение базовых структурных компонентов механизма инновационного развития человеческого капитала. Результаты: 1) обоснована необходимость формирования механизма инновационного развития человеческого капитала; 2) представлен анализ его основных компонентов; 3) раскрыты отличительные черты управления инновационным развитием человека в условиях современной России. Вывод: механизм инновационного развития человеческого капитала представляет собой двойственную систему. С одной стороны - это научно-образовательные компоненты общества, обеспечивающие зарождение, формирование новых знаний, проектно-конструк-торские разработки, производственная доводка и использование инноваций в целях обеспечения совершенствования интеллектуального и образовательного человеческого капитала. С другой - это общественные подсистемы, создающие организационные условия, предпосылки, мотивацию реализации деятельности, направленной на создание инноваций, их последующее внедрение в хозяйственную систему общества.
Ключевые слова: человеческий капитал, механизм инновационного развития, накопление.
Human Capital Innovative Development Mechanism
Yu. G. Bychenko, T. M. Balandina
Yuriy G. Bychenko, https://orcid.org/0000-0003-2094-6453, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, 158 Moskovskaya Str., Saratov 410023, Russia, bychenkoug@gmail.com
Russian President Vladimir Putin set the task of making a scientific and technological breakthrough in various fields of economy, politics and education. This task can be solved only as a result of the formation and implementation of human capital innovative development effective mechanism. The study of the latter is an actual scientific problem. The purpose: the study of conceptual ideas that reveal the human capital innovative development mechanism; the refinement of this mechanism modern nature and structure in contemporary Russian society. The methodological basis of the research is the system analysis method: interdependent and interrelated actions aimed at the differentiation of scientific concepts, the identification of common logical links of different scientific approaches, the clarification of the basic structural components of the human capital innovative development mechanism were made. The results: 1) the necessity of formation of the human capital innovative development mechanism was proved; 2) the analysis of its main components was made; 3) the distinctive features of innovative human development management in modern Russia were revealed. The conclusion: the human capital innovative development mechanism is a dual system. On the one hand, it is a scientific and educational component of the society that provides: the emergence, formation of new knowledge, design development, production refinement and the use of innovations to ensure the improvement of intellectual and educational human capital. On the other hand, these social subsystems create organizational conditions, prerequisites, motivation for the implementation of activities aimed at creating innovations, their subsequent implementation in the economic system of society.
Keywords: human capital, innovative development mechanism, accumulation.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-1 -12-16
1 марта 2018 г. в послании Федеральному собранию В. В. Путин заявил о необходимости России осуществить научно-технологический прорыв в различных областях экономики, политики, образования. «Отставание - вот главная угроза, вот наш враг... Нам нужны последовательные глубокие перемены, продуманные шаги, которые будут приносить устойчивый результат и сегодня, и в перспективе»1. Он констатировал, что если Россия не сделает научно-технологического прорыва, то существенно и безнадежно отстанет от развитых мировых стран. В рамках данного программного заявления ставится задача формирования механизма инновационного развития человеческого капитала, аккумуляции внутри российского научно-технологического
© Быченко Ю. Г., Баландина Т. М., 2Q19
потенциала. Последний и рассматривается как фактор реализации настоящего рывка в росте качества жизни населения, модернизации экономических систем, инфраструктуры, государственного менеджмента. В этой связи является актуальным исследование содержания механизма инновационного развития человеческого капитала, раскрытия основных отличительных черт управления инновационным развитием акторов труда.
Человеческий потенциал в современных условиях представляет собой широкий комплекс характеристик и способностей трудоспособного населения. Это здоровье и физические потенциальные способности, осознанные общие знания, профессиональные умения, навыки, трудовые потребности и способности, деятельная мотивация индивидов. Условно можно дать расширенную характеристику человеческого капитала: социальный капитал (совокупные трудовые способности нетрудоспособного населения); трудовой потенциальный капитал (совокупные способности трудоспособного населения); непосредственный человеческий капитал (рабочая сила работника, совокупность профессиональных способностей акторов, используемых в экономически значимых целях и дающих выгоду, доход, потенциал развития его носителю)2. Можно констатировать, что человеческий капитал проявляется на двух уровнях - «потребительном» (потребительный потенциал человека труда), а также «фактическом» (реализуемом в труде физического, духовного, образовательного, профессионального потенциала человека).
Каждый человек, а также совокупность людей имеют количественную, качественную и стоимостную характеристику человеческого капитала. Последний в целом и представляет собой фактор достижения инновационных социально-экономических целей в сферах производства, обмена, распределения, потребления. Потенциальные способности трудоспособного человека трансформируются в человеческий капитал через общественные отношения деятельно-трудового использования в целях достижения социально-экономических инноваций, при решении экономических задач создания экономической, социальной, культурной выгоды или выгод обществом, организацией или частным лицом. По сути, человек как носитель человеческого капитала является не только носителем способностей к любой трудовой, в том числе и к инновационной деятельности, но и участником социально-экономических процессов, связанных с формированием способностей человека, его творческих потребностей и возможностей, реализации инновационных практик экономического использования, получения социально-экономической выгоды, в том числе и в форме дохода, карьерного роста, удовлетворения творческих потребностей. Качественные параметры функ-
ционирования человеческого капитала зависят от эффективности механизма, определяющего его развитие.
На междисциплинарном уровне «механизм» принято рассматривать как систему, устройство, определяющее порядок реализации какого-либо процесса или действия. «Механизм - это особого рода сложная социально-экономическая система, обеспечивающая регулирование того или иного процесса развития»3. В состав всякого механизма в широком смысле входят конкретные социально-экономические субъекты, реализующие определенный вид деятельности (в данном случае инновационный), те или иные социальные и экономические институты, формирующие конкретные социально-экономические условия этой активности, ее результаты, а также общественную потребность, на удовлетворение которой направлена работа механизма. Механизмы инновационных процессов в различных странах существенно отличаются. При этом имеются и существенные общие черты, и характеристики.
В рыночных условиях инновационный механизм необходимо рассматривать как постоянно обновляемый алгоритм определенных, строго выверенных и обоснованных действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение тактических и стратегических целей развития объекта в полном объеме и точно в срок. Необходимо учитывать специфику целей, задач, объектов и интересов всех участников функционирования механизма.
Применительно к человеческому капиталу механизм инновационного развития представляет собой набор системных элементов управленческого воздействия, с помощью которых может осуществляться или осуществляется инновационное развитие и накопление различных его форм. Исходя из данного подхода, деятельность механизма инновационного развития человеческого капитала направлена на такое развитие человеческого капитала, которое определяет экономическое накопление за счет инноваций. Поэтому инновации представляют собой ключевой компонент деятельности данного механизма. В таком контексте инновацию необходимо рассматривать как процесс формирования и преобразования новых знаний, идей и изобретений в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями. По сути, инновация представляет собой общественный, технический и одновременно экономический процесс, в результате которого создаются или практически используются новые знания, идеи, информационные потоки, изобретения. Последнее и должно приводить к созданию «лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход»4.
Подход к пониманию сущности инновации как изменению в системе человеческого капитала является достаточно обоснованным, так как любая инновация предполагает соответствующие изменения в той системе, где она реализуется. Поэтому инновации, определяющие развитие человеческого капитала, можно отождествлять с результатами интеллектуально-образовательного профессионального использования человеческого потенциала работников, накопления в процессе расширенного воспроизводства человеческого капитала. Инновации, развивающие человеческий капитал, - это нововведение, определяющее направленность происходящих изменений в различных формах человеческого капитала. При этом необходимо отметить, что все проекты, направленные на прогрессивные изменения различных форм человеческого капитала, представляют собой инновационное развитие.
В широком смысле механизм инновационного развития человеческого капитала направлен на осуществление прогрессивных изменений в физиологической и интеллектуально-образовательной формах человеческого потенциала, на экономическое обновление и накопление человеческого капитала в системах общественного воспроизводства. Механизм инновационного развития человеческого капитала условно можно представить в виде предпринимаемых методов, способов и мер, необходимых для обеспечения своевременного и экономически необходимого расширенного воспроизводства человеческого капитала в потенциальной и реально задействованной формах.
В то же время необходимо отметить, что инновационное развитие человеческого капитала можно рассматривать и в узком смысле как результат инновационной деятельности в рамках научных, образовательных и трудовых систем. В узком смысле механизм инновационного развития человеческого капитала направлен на осуществление прогрессивных изменений в системе интеллектуально-образовательного потенциала человека труда, профессионально-образовательное накопление человеческого капитала.
Инновационное развитие человеческого капитала имеет определенную специфику осуществления.
Во-первых, при выработке различных видов инновационного продукта сам интеллект выполняет функцию «невещных» средств умственного труда. В то же время при формировании новых знаний фактически создаются компоненты самого интеллекта. Предметом труда здесь может быть только информация, которая входит в изучаемый процесс и несет новые сведения. В зависимости от поставленных задач информация может поступать на тот или другой уровень разума человека и включаться в интеллектуальную производительную деятельность. Все последующие результаты зависят от уровня накопленного
индивидуального интеллекта и его готовности к научно-практической деятельности.
Во-вторых, важнейшим фактором создания инновационного продукта являются «невещные» условия умственного труда. Они обеспечиваются общими условиями жизнедеятельности работника, атмосферой на рабочем месте, предприятии или учреждении, в обществе в целом. Необходимо выделить специфичность нравственной и психологической обстановки инновационного труда, обосновать важность общественного осознания и одобрения целей данного труда, доброжелательность, взаимоуважение, творческую настроенность сослуживцев, отсутствие диктата, дисгармонии.
В-третьих, создание инновационного продукта имеет своим первичным результатом новые знания и информацию. Вторичный результат при этом заключается в развитии интеллекта всякого работника, который имеет прямое отношение к разработке нового знания, его обобщению и систематизации, доработке, внедрению и совершенствованию использованных технологий.
Таким образом, деятельность, направленная на получение различных инноваций и их последующее внедрение в системе производства, распределения, обмена, потребления, а также социально-трудового накопления, необходимо определить как процесс инновационного развития человеческого капитала. Инновационная деятельность человека приносит ряд микро- и макроэкономических результатов: 1) повышение эффективности процессов удовлетворения потребностей населения в результате постоянного обновления создаваемой в обществе товарной массы; 2) повышение динамики экономического роста в обществе, регионе и отдельной организации; 3) перераспределение ресурсов в пользу наиболее эффективных организаций; 4) повышение конкуренции как в отдельных отраслях, так и в обществе в целом.
Таким образом, характерной особенностью инновационной деятельности является то, что в качестве ее конечного продукта выступает не просто новое знание и только, а знание, способное капитализироваться в своем общественном распространении. Знания, воплощенные в машинах, повышают их эффективность и ценность, и доходы от инвестиций в них поступают либо в форме более высоких продажных цен и арендных платежей, либо в форме возросшей прибыли в результате повышения производительности труда. Знания, воплощенные в людях, поднимают их производительность, и доходы от инвестиций в них выступают на поверхности в форме различий в заработной плате. Невоплощенные знания повышают производительность, а значит, и доходы в перспективе. Всякий инновационный процесс приводит к ряду экономических и социально-экономических результатов. Социальные инновации представляют собой общий процесс
планомерного улучшения образовательной и гуманитарной сферы общества и отдельных хозяйственных организаций. Применение инноваций такого рода приводит к накоплению человеческого капитала, расширяет возможности на рынке труда, мобилизует трудоспособных акторов на повышение эффективности трудовой деятельности.
На основе вышеизложенного, можно представить компоненты механизма инновационного развития человеческого капитала.
Первый компонент - базовые фундаментальные научные исследования, которые предопределяют зарождение инновационного развития человека. На первой стадии инновационного развития разрабатываются и систематизируются новые знания, затем данное знание превращается в информационный продукт, который при условии экономической значимости может быть использован в производстве товаров, инновационном обновлении оказания услуг, а также в образовательном производстве человеческого капитала.
Второй компонент определяется реализацией прикладных научных исследований для формирования нововведений через достижение цели вполне конкретного использования фундаментальных и производных знаний, получаемых как в познавательной, так и в прикладной сферах исследований. На данной стадии исследований создаются новации, обеспечивающие совершенствование существующих технических средств, образовательной системы, человеческого потенциала, технологий материального и духовного производства, сырья, материалов и полуфабрикатов.
Третий компонент инновационного процесса осуществляется преимущественно через проектно-конструкторские разработки (жестко направленные на конкретную цель научные исследования, проектирование, конструирование, создание опытных образцов, испытание и коррекцию ранее представленной разработки), а также производственные исследования. Научно-исследовательские практики в современных условиях имеют двойственное проявление. Первое - это производственно-практические исследования, выполненные на стадии освоения производства и в процессе серийного производства продукции. Второе - это практические исследования, выполненные подразделениями образовательной системы на стадии образовательного внедрения инноваций для профессиональной подготовки специалистов, инновационного развития их человеческого капитала. Они направлены на окончательное доведение инновационных знаний для усвоения их обучающимися, обеспечение условий применения новых знаний, умений, навыков в последующей их трудовой деятельности.
Четвертый компонент инновационного процесса развития человеческого капитала определяет использование новых знаний в сфере по-
требления. Условно можно выделить два направления реализации данной стадии: 1) движение материальной или духовной продукции от производителя к непосредственному потребителю и эксплуатация новой продукции потребителем; 2) движение выпускника учебного заведения к работодателю и накопление способности к труду в виде человеческого капитала.
Рассмотрев компоненты механизма инновационного развития, можно отметить, что этапы инновационного развития человеческого капитала взаимозависимы и взаимообусловлены с деятельностью компонентов данного механизма. Каждый этап интеллектуально-образовательного (инновационного) обновления человеческого капитала представляет собой отражение деятельности компонентов инновационного механизма. Именно научные структуры определяют формирование проектно-конструкторских разработок, стратегии производственной доводки и образовательного использования новых знаний в целях обеспечения совершенствования интеллектуальных и образовательно-квалификационных способностей работников к труду.
Система материального производства обеспечивает внедрение научного информационного продукта в новые технологии и товары потребления. Здесь осуществляется освоение новых технологий и непосредственное производство продукции. Система образовательного производства обеспечивает инновационное развитие образовательных технологий и интеллектуально-образовательное развитие человеческого капитала.
Завершающий этап инновационного внедрения определяет использование новой продукции в сфере потребления. Другое направление развития определяет рост экономического эффекта от используемого человеческого капитала совокупного работника в форме дохода государства, организаций, конкретного индивида, а также совершенствование структуры занятости населения, сокращение безработицы в обществе.
Таким образом, рассмотрев компоненты механизма инновационного развития, несложно заметить, что каждый этап интеллектуально-образовательного обновления человеческого капитала представляет собой отражение процесса зарождения, формирования, проектно-конструк-торской разработки, производственной доводки и образовательного использования в целях обеспечения совершенствования интеллектуальных и образовательно-квалификационных способностей к труду. Выделим важнейшие отличительные черты управления инновационным развитием человека: 1) развитие инноваций как средства достижения целей; 2) система управления человеческим развитием включает в себя инновационный механизм развития человеческого капитала; 3) специфика инновационных целей и задач; 4) системный подход к инновационному
производству; 5) наличие специфических управленческих технологий.
Механизм, определяющий создание условий, предпосылок и реализацию деятельности, направленной на получение инноваций и их последующее внедрение в системы производства и экономического накопления человеческого капитала, необходимо называть механизмом инновационного развития человеческого капитала.
Механизм инновационного развития человеческого капитала - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности, направленная на развитие или саморазвитие человеческого капитала. Данный механизм должен формировать инновационное и функциональное обеспечение эффективного возмещения морального износа накопленного человеческого капитала, обеспечивать привязку развития человеческого капитала к стадиям его жизненного цикла. Функциональное обеспечение обновления человеческого капитала представляет собой стоимостное, инвестиционное и финансовое обеспечение процесса развития способностей к трудовой деятельности. Инновационное обеспечение должно определять не только производство новых знаний, но и эффективную их систематизацию, обработку, доводку до нововведений, соответствующих потребностям экономических систем общества.
Инновационное развитие человеческого капитала определяет необходимость разрешения
задачи по достижению эффективной амортизации морального износа человеческого капитала. Последняя не только определяет снижение экономической значимости профессиональных знаний работника, но и способствует снижению стоимости человеческого капитала вследствие технического прогресса и появления новых знаний, информационных потоков, вовлекаемых в систему общественного воспроизводства, а также вследствие роста производительности труда в научно-образовательных отраслях, формирующих человеческий капитал.
Примечания
1 Путин В. В. Послание Федеральному собранию (22 мая 2018 года) // РИА Новости. URL: https://ria.ru/defense_ safety/20180426/1519483193.html (дата обращения: 23.05.2018).
2 См.: Быченко Ю. Г., Ершов В. В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужащих-контрактников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 247-253. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-247-253
3 РывкинаР. В., Косалс Л. Я. Роль социальных механизмов в ускорении социально-экономического развития общества // Изв. СО АС СССР. Сер. экономики и прикладной социологии. 1996. № 12, вып. 3. С. 6.
4 Лапина Н. В., Рогова И. Ю., Рогов А. В. Развитие инновационной деятельности : теория и практика. Саратов : ИЦ СГСЭУ, 2003. С. 6.
Образец для цитирования:
Быченко Ю. Г., Баландина Т. М. Механизм инновационного развития человеческого капитала // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 12-16. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-12-16
Cite this article as:
Bychenko Yu. G., Balandina T. M. Human Capital Innovative Development Mechanism. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Pomology, 2019, vol. 19, iss. 1, рр. 12-16 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-12-16