Научная статья на тему 'Управление человеческим капиталом - стратегическим фактором развития инновационной хозяйственной системы'

Управление человеческим капиталом - стратегическим фактором развития инновационной хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1247
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION ECONOMY / HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL MANAGEMENT / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джумаева Р. А., Мухутдинова Т. З.

Рассмотрены проблемы формирования и развития человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Выявлены проблемы и особенности управления человеческим капиталом. Предложены основные направления государственного регулирования развитием человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation and development of human capital in the formation of an innovative economy. Identified problems and peculiarities of human capital management. The basic directions of state regulation of human capital.

Текст научной работы на тему «Управление человеческим капиталом - стратегическим фактором развития инновационной хозяйственной системы»

Р. А. Джумаева, Т. З. Мухутдинова

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ - СТРАТЕГИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: инновационная экономики, человеческий капитал, управление человеческим капиталом, государственное

регулирование.

Рассмотрены проблемы формирования и развития человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Выявлены проблемы и особенности управления человеческим капиталом. Предложены основные направления государственного регулирования развитием человеческим капиталом.

Key words: innovation economy, human capital, human capital management, government regulation.

The problems of formation and development of human capital in the formation of an innovative economy. Identified problems and peculiarities of human capital management. The basic directions of state regulation of human capital.

Стратегической целью социально-

экономического развития национальной экономики является повышение качества и уровня благосостояния населения на основе реализации инновационного потенциала экономики. Сегодня определены основные направления модернизации, это: обновление и реструктуризация отраслей экономики, создание конкурентоспособной продукции, включение в мировые инновационные процессы и интеграция в мировую экономику, интенсивное использование всех важных нововведений [1].

Переход к принципиально новому качеству развития хозяйственной системы и формирование нового типа отношений обусловлены, на наш взгляд, многообразием инноваций в сфере производства, технологий, финансов, организации, управления, которые приобретают систематический характер и становятся объективно атрибутами современной хозяйственной системы. Бесспорным является тот факт, что инновации красной нитью проходят через всю историю развития человеческого общества. Благодаря инновациям становятся возможными рост производительности труда и потребностей людей, реализация одной из главных целей общества - более полное удовлетворение потребностей людей. Именно инновации в конечном итоге способствуют развитию личностных качеств человека, но свою актуальность инновации получают именно тогда, когда становятся решающим (определяющим) фактором экономического роста и развития хозяйственной системы [2].

В научной литературе существует единодушное мнение, что основой инновационной экономики является человеческий капитал, который является главной стратегической силой социальноэкономического развития современного общества [3, 4].

На наш взгляд, человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития

экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- человеческий капитал как динамическая система обладает сложной и изменчивой структурой. В инновационной экономике в структуре человеческого капитала усиливается значение интеллектуальной и культурной составляющих, что связано с качественно новыми требованиями, которые предъявляет современное производство к производительным способностям человека;

- накопление человеческого капитала в инновационной экономике оказывает непосредственное влияние на накопление физического капитала;

- важным элементом в эволюции структуры человеческого капитала является мотивация, лежащая в основе экономического поведения человека в хозяйственной системе и в значительной степени определяющая структурное соотношение полезных потенциалов отдельных индивидуумов и их групп в развитии человеческого капитала;

- на развитие структурных элементов человеческого капитала значительное влияние оказывает структура взаимоотношений субъектов собственности, взятая в единстве ее базовых элементов владения, распоряжения и пользования;

- инвестиции в человеческий капитал отличает высокая степень риска и неопределенности, отдача от таких вложений характеризуется большими индивидуальными колебаниями и значительным временным лагом;

- возможности, эффективность и полноту реализации накопленного запаса индивидуального человеческого капитала в воспроизводственном процессе определяет «экономическое время». В зависи-

мости от определенных условий, которые складываются благоприятно для конкретного человека или неблагоприятно для него, существует период времени, в который человек может реализовать свои знания, навыки, способности, свой человеческий капитал, и возможны периоды времени, в которые он не может эффективно реализовать свои производительные способности;

- человеческий капитал следует рассматривать как сумму трех составляющих. Врожденный или витальный капитал - это «запас устойчивости» человека как биологического существа, который он получает с рождения и постепенно расходует. Приобретенный (в течение жизни) капитал складывается из интеллектуального и духовного капитала. Интеллектуальный капитал приобретается человеком от социума - за счет воспитания, обучения, овладения профессией и т.п. Духовный капитал приобретается человеком в основном за счет внутренней работы над самим собой, за счет своего постоянного самосовершенствования;

- на уровень развития человеческого капитала влияют следующие факторы, по которым рассчитываются итоговые оценки развития человеческого капитала:

а) численность населения;

б) здоровье;

в) социальные группы;

г) среда обитания;

д) общественное сознание;

- препятствием для инновационного развития человеческого капитала выступают негативные умонастроения, распространение депрессивных чувств неуверенности и безысходности, апатии, наступающей при упадке творческой деятельности народа и т.д., поэтому среди показателей инновационного развития особенно полезны те, что свидетельствуют о готовности (или неготовности) людей к преобразованию ситуации на производстве;

- человеческий капитал образуется в научнообразовательной системе, в сфере здравоохранения и других сферах, определяющих условия жизни и быта. Если буквально во второй половине ХХ в. фактором развития и экономического роста хозяйственных систем рассматривались такие факторы, как сбережения, инвестиции, рост численности населения и т.п., то в условиях инновационной хозяйственной системы важность человеческого капитала становится очевидной и неоспоримой;

- инновационная экономика требует от человеческого капитала определенного качества, которые могут возникнуть при соответствующих организационных предпосылках. Это:

а) оценка восприимчивости к нововведениям: через уровень образованности и доли занятых в науке;

б) отношение численности научных работников к общему количеству жителей (падение численности работающих в науке приводит к ухудшению информационного обеспечения и формируется инерция экстенсивного развития;

в) подвижность населения (миграция, качество и уровень приезжающих и уезжающих);

г) депопуляция населения и прогрессирующее его старение, низкий уровень рождаемости, «сверхсмертность населения трудоспособного возраста».

Как видим, человеческий капитал является категорией, которая постоянно наполняется новым содержанием и представляет собой многогранное понятие.

Процессы формирования и развития человеческого капитала в инновационной экономике не должны осуществляться стихийно и, следовательно, таким процессом необходимо управлять. Результатом управления человеческим капиталом является формирование основы развития инновационного общества, в котором, как следствие, создаются благоприятные условия развития инновационной хозяйственной системы.

Таким образом, управление человеческим капиталом означает направленные действия субъектов управления на формирование и развитие элементов человеческого капитала, отвечающих инновационным характеристикам.

Управление человеческим капиталом должно выполнять следующие основные функции: экономическую, социальную, инновационную и стимулирующую.

В результате дефиниции объекта управления появляется возможность в разработке комплексной программы формирования человеческого капитала, ориентированного на инновационное развитие хозяйственной системы.

В современных условиях управление человеческим капиталом - это, прежде всего, управление его развитием на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая самим человеком. Для эффективного управления очень важна ориентация на конечный результат, а, значит, наличие четкой стратегической цели. Сегодня в условиях динамично меняющейся внешней среды, в условиях формирования инновационной хозяйственной системы конечным результатом развития человеческого капитала является инновационно ориентированный человек, способный обеспечивать конкурентоспособность экономики, необходимый уровень развития высоких технологий производства, высокие показатели развития хозяйственной системы и, в конечном счете, высокий и качественно новый уровень удовлетворения материальной и духовной жизни населения.

В процессе управления человеческим капиталом объектом управления является не сам человек, а приобретенные, содержательные элементы человеческого капитала, поэтому предлагается классифицировать структуру человеческого капитала с количественной (инвестиционной) и содержательной (качественной) сторонами (табл.1).

Анализ сегодняшней ситуации свидетельствует о том, что имеющиеся и возникающие проблемы не могут быть решены в рамках существующей парадигмы управления человеческим капиталом.

Таблица 1 - Структура человеческого капитала в аспекте количественной и содержательной стороны

Ключевыми элементами управления человеческим капиталом в инновационной экономике являются:

1. Занятость и доходы.

2. Качество рабочей силы - уровень профессиональной подготовки, социальная база и дисциплина труда.

3. Трудовое законодательство и институциональное устройство в сфере труда.

Управление человеческим капиталом обязательно должно включать в себя процессы его формирования, реализации, оценки и координации. При этом человеческий капитал проходит 4 уровня управления: 1) индивидуальный; 2) микроуровень; 3) мезо-уровень; 4) национальный. На индивидуальном уровне субъектом управления выступает сам носитель человеческого капитала, то есть. человек; на микроуровне - предприятия различных организационноправовых форм; на мезоуровне - региональные органы власти; на национальном - федеральные органы власти.

Среди элементов системы управления человеческим капиталом приоритетное значение на микроуровне имеет оценка человеческого капитала, поскольку именно она является основой принятия управленческих решений. От того, насколько точно и качественно проведена оценка человеческого капитала, будет зависеть эффективность всей системы управления предприятия.

Особо хотелось подчеркнуть, что, как правило, оценку человеческого капитала осуществляют на национальном уровне, мы считаем, что основное внимание в данной области должно быть направленно на регион, так как именно здесь формируются базовые условия для успешного функционирования человеческого капитала и его развития. Региональный подход к анализу и оценке человеческого капитала позволит получить более достоверные результаты относительно состояния человеческого капитала, проблем его развития и качественных изменений.

В системе регионального управления человеческим капиталом сильнее выражена стратегическая направленность, отражающая цели региона. Особое внимание уделяется формированию ценностей у компаний, находящихся на данной территории: развитие человеческих ресурсов подразумевает создание условий для мобилизации потенциала работника в интересах региона [5].

Управление человеческим капиталом подразумевает необходимость определения способов и направлений регулирования процессов формирования человеческого капитала в условиях инновационной направленности развития хозяйственной системы.

Практика высокоразвитых зарубежных стран доказала, что максимальная реализация человеческого капитала достигается в экономике, основанной на инновациях, знаниях.

Поэтому, сегодня для российской экономики необходима взвешенная государственная политика, направленная на развитие качественных и количественных характеристик человеческого капитала, исходя из перспективных прогнозов научно-технического и социально-экономического развития. Прежде всего, необходима интеграция социальных и экономических целей развития. В рамках такого подхода принимаемые решения, направленные на достижение эконо-

Количественная сторона человеческого капитала Содержательная сторона человеческого капитала

Врожденные

Здоровье Отличное, среднее, слабое здоровье Хронические заболевания, слабая иммунная система и т. д.

Культура Высокая, средняя, низкая, Манеры поведения, общественные ценности

Харизма Есть или нет

Приобре- тенные

Образование Начальное, среднее, высшее По специальности, квалификации, ДПО, МВА, российское или зарубежное.

Образ мышления Консервативный, смешанный, креативный, прогрессивный

Способности к обучению Низкие, средние, высокие Гуманитарный, технический характер

Способности к труду Низкие, средние, высокие

Знание Формально подтвержденное документами об образовании (дипломы, сертификаты, аттестаты) знание Область знаний: научные, технические, гуманитарные, общественные и др.. Профессиональное знание: техника, информационные технологии, физика, экономика и т.д.

Умение Количество умений в различных областях деятельности Обладание конкретными действиями по осуществлению какой-либо деятельности

Навыки Есть или нет В чем конкретно

Компетен- ции Есть или нет В чем конкретно

мической стабилизации в обществе и обеспечение экономического роста, следует рассматривать не только с точки зрения выполнения экономических задач, но и принимая во внимание реализацию социальных целей. Таким образом, достижение социальных результатов перестает рассматриваться как вторичное после достижения стабильности в экономике, выступая предпосылкой решения стратегической задачи - обеспечения устойчивого экономического роста. При этом, несомненно, достижение социальных результатов в большей мере обусловлено уровнем развития экономических процессов [4].

Главной задачей политики государства в сфере формирования человеческого капитала инновационного типа должно стать обеспечение каждому человеку возможностей для раскрепощения его творческих сил, максимально полной реализации производительных способностей, что позволит достичь высокого качества экономического роста. С этой целью необходимо реально обеспечить декларируемое прежде, но не подкрепленное никакими конкретными механизмами реализации, равенство возможностей, равное положение каждого человека в обществе, его свободное и целостное развитие.

Реализация этой глобальной задачи предусматривает использование всего многообразия средств, находящихся в распоряжении государства и которые можно определить в две группы, - как меры административного и экономического воздействия. Административное воздействие государства на процессы развития качественных и количественных характеристик человеческого капитала базируются на силе государственной власти и носят характер запрета, разрешения или принуждения. Данный подход вряд ли может принести реальный положительный результат в формировании инновационной составляющей человеческого капитала. Тому огромное количество примеров, которые были характерны в советский период функционирования российской хозяйственной системы.

Вместе с тем, тенденции мирового развития свидетельствуют, что государственное регулирование в сфере развития человеческого капитала имеет под собой все более расширяющуюся экономическую основу. Среди экономических мер регулирования государством процессов воспроизводства человеческого капитала следует выделить прежде всего прямое бюджетное финансирование инвестиций в человеческий капитал. Урезая, либо наращивая государственные инвестиции, правительство тем самым сдерживает, либо стимулирует накопление совокупного человеческого капитала в общегосударственных интересах. Причем государство из собственных источников финансирует не только государственные структуры образования, здравоохранения, культуры, но и учреждения негосударственного сектора при условии реализации последними государственных стандартов.

Большую роль играют субсидии, дотации, направляемые на реализацию конкретных программ, связанных с накоплением человеческого капитала, ростом его качественных и количественных характе-

ристик, и носящие узконаправленный характер. Значение таких методов довольно велико, поскольку позволяет непосредственно стимулировать те направления деятельности, которые государство считает наиболее важными и перспективными. Практика такого воздействия путем финансирования на конкурентной основе под определенные программы представляет особенный интерес для российской действительности в условиях катастрофического дефицита бюджетных средств.

Кроме того, реалии экономического развития ведущих индустриальных стран мира свидетельствуют, что государственная политика, направленная на обеспечение развития человеческого капитала и качества экономического роста, проводится в жизнь, как правило, при довольно значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и иных социальных институтов общества. Поэтому, используя позитивный опыт этих стран, российские государственные органы на деле должны реализовать механизм льготного налогообложения учреждений социальной сферы как государственного, так и негосударственного сектора, а также шире использовать налоговые льготы, делающие экономически выгодными для инвесторов вложение части имеющихся в их распоряжении средств в накопление человеческого капитала.

В процессе регулирования развития человеческого капитала также необходимо учитывать интересы территорий, обеспечивая строгое соответствие структуры кадрового потенциала структуре спроса на него со стороны предприятий и работодателей региона.

Сложившаяся, на сегодняшний день как в целом в стране, так и в ее регионах, ситуация в области развития человеческого капитала не позволяет в полной мере обеспечить процесс воспроизводства и капитализации главной производительной силы страны - человеческого капитала. В силу этого развитие страны и ее регионов сталкивается с целым комплексом социальных проблем, которые характеризуются следующими факторами:

- массовой депрофессионализацией населения;

- утратой выгоды от ранее сделанных образовательных инвестиций;

- общим снижением качества профессионального образования, ориентированного на потребности предыдущего этапа развития общественного производства или, в лучшем случае, текущего момента;

- временными, но массовыми потерями рынка труда, когда большая часть населения тратит время на малоперспективное переобучение;

- значительным дисбалансом в структуре профессий и специальностей;

- отсутствием системы профессиональной ориентации молодежи.

Политика регионального развития Российской Федерации должна базироваться на содействии социально-экономическому развитию регионов,

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях:

- повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;

- обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;

- усиления конкурентных позиций в мире России и ее регионов.

Именно за счет повышения эффективности использования ресурсов, и в первую очередь главной производительной силы общества - человеческого капитала, можно поднять производительность труда и на этой основе провести в стране эффективные социально-экономические преобразования.

Таким образом, вопрос создания системы управления человеческими ресурсами, развитие системы занятости и инфраструктурной базы социального обслуживания работающего и неработающего населения страны и ее регионов является основным в современных условиях хозяйствования.

Для решения данного вопроса в стране необходимо сформировать новый общественный институт гражданского общества - систему управления человеческим ресурсами, как основного инструмента развития человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов развития страны и ее регионов.

В заключение хотелось бы отметить ключевые моменты, обеспечивающие развитие человеческого капитала в хозяйственной системе инновационного типа. К ним следует отнести:

1. Нормативное закрепление за государством функций, обеспечивающих инновационность в развитии хозяйственной системы и механизм их реализации.

2. Четкое понимание базовых элементов развития инновационного характера человеческого капитала, а также сущности понятийного аппарата.

3. Выработка ценностных ориентиров развития человеческого капитала.

4. Понимание сложившейся в российской экономике ситуации, ее преимуществ и проблемных зон с целью формирования действенной системы управления человеческим капиталам с учетом региональной специфики.

5. Разработка важнейших количественных и качественных показателей развития человеческого капитала.

6. Разработка методики определения инновационной емкости человеческого капитала.

7. Стратегический подход к разработке программы развития человеческого капитала, как на национальном, так и на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Разработка механизма реализации программы развития человеческого капитала как системы последовательных действий, имеющих стратегической целевой установкой достижение заданного уровня развития человеческого капитала, а тактической - снижение отрицательных влияний внешней

среды на систему воспроизводства человеческого капитала.

9. Использования в качестве инструмента управления человеческим капиталом кластерный подход. Разработка и реализация системы взаимодействия производства, науки и образования, через создание инновационного производственно-

образовательного кластера.

Так, Республика Татарстан (РТ) имеет все предпосылки для успешного решения задач по формированию и развитию человеческого капитала как конкурентного фактора прямого воздействия на развитие инновационной экономики. В частности, это определяется следующим:

1. Геополитическое положение РТ, дающее возможности обмена технологиями, управленческим опытом с другими странами и регионами для создания совместных предприятий и партнерств, тем самым обеспечивая приток инвестиций.

2. Наличие в республике предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, наличие информационно-коммуникационных технологий.

3. Наличие неосвоенных природных ресурсов, переработка которых требует высококвалифицированных специалистов.

4. Наличие мощной технической базы, заложенной еще в советские времена, образовательной и научной базы.

Таким образом, для решения проблем в области управления человеческим капиталом как составной части управления хозяйственной системы инновационного типа, необходимо использовать новые концепции, новые подходы и инструменты, формирующие инновационную направленность развития страны и ее регионов.

Литература

1. Гилязутдинова И.В. Взаимодействие технико-

технологических и организационно-экономических изменений как фактор становления инновационных хозяйственных систем / И. В. Гилязутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 5 .- С.256-263.

2. Гилязутдинова И.В. Анализ и оценка потоков знаний и информации в инновационных системах/ И. В. Гилязут-динова, Ю.В. Храмов // Вестник Казан. технол. ун-та. -2011. - Т. 14, № 20 .- С.237-245.

3. Джумаева Р.А. Проблемы кадрового обеспечения в условиях модернизации региональной хозяйственной системы / Р.А. Джумаева, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 20 .- С.311- 320.

4. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? / Ю.А. Корчагин.- Воронеж: ЦИРЭ, 2005. - 252с.

5. Шинкевич А.И. Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров / А.И. Шинкевич, Т.В. Малышева, И.А. Зарайченко // Вестник Казан. технол. ун-та. -2011. - Т.14,№ 22 .- С.299-306.

© Р. А. Джумаева- канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ; Т. З. Мухутдинова- д-р пед. наук, проф. той же кафедры, tamara@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.