Научная статья на тему 'Особенности формирования и свойства человеческого капитала'

Особенности формирования и свойства человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5905
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ / HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL THEORY / HUMAN CAPITAL FORMATION / INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худобко Е. В.

В настоящее время человеческий капитал становится одним из основных показателей успешного развития предприятия и страны в целом, являясь сложным структурно системным объектом социально-экономических исследований. В данной статье рассматриваются особенности формирования человеческого капитала, факторы развития, необходимость инвестирования. В результате исследования предлагается ряд классификаций и группы факторов, формирующих человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, human capital becomes one of the key indicators of the success of the enterprise and the country as a whole, as a complex structurally system object of socio-economic research. This article discusses the features of the formation of human capital, factors of development, the need for investment. The study suggests a number of classifications and the groups of the factors that shape the human capital.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и свойства человеческого капитала»

УДК - 331

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СВОЙСТВАЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Е.В. Худобко

В настоящее время человеческий капитал становится одним из основных показателей успешного развития предприятия и страны в целом, являясь сложным структурно системным объектом социально-экономических исследований. В данной статье рассматриваются особенности формирования человеческого капитала, факторы развития, необходимость инвестирования. В результате исследования предлагается ряд классификаций и группы факторов, формирующихчеловеческий капитал.

Ключевые слова: Человеческий капитал, теория человеческого капитала, формирование человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал, управление человеческим капиталом.

На современном этапе экономика в развитых странах стала технотронной, что отображается в единстве «человек - компьютер - автоматизированные средства производства». Именно поэтому социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и в начале нынешнего характеризуется растущей ролью человеческого фактора. В таких условиях человек, являющийся главной производительной силой, должен быть вооружен средствами производства и знаниями, то есть быть достаточно образованным. Информационное обеспечение является способом передачи данных и помогает человеку в осуществлении целесообразных трудовых действий, но не выполняет их вместо него. В настоящее время все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста.

Наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения успеха. В сформированных экономических условиях развитие интеллектуального фактора более эффективно, чем, например, капиталоемкое совершенствование организации. По мнению Питера Дракера «независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» [1, с. 179].

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте стран изменилось отношение экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования фактической рабочей силы.

Сейчас трудовые ресурсы предприятия все чаще рассматриваются как человеческий капитал. Следует отметить, что понятия «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами. Трудовые ресурсы могут преобразоваться в капитал, но для этого необходимо создать условия, обеспечивающие возможность реализовать человеческий потенциал в результатах деятельности организации. То есть если человек занят в общественном производстве, а трудовые ресурсы приносят реальный доход и создают богатство, то их можно назвать капиталом. Эффективность развития предприятия и экономики государства в целом в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляют на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтомуявляется наиболее выгоднымсточек зрения человека, предприятия и всего общества в целом.

По данным сайта auditfin.com в развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. По данным «Российской газеты» результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода.

В настоящее время проблеме формирования, развития и использования человеческого капитала, уделяется значительное внимание.

Появление теории человеческого капитала связано с научными трудами Вильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла. Окончательное формирование теории человеческого капитала относится к 50-60 гг. XX века. Теоретические основы были сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая теоретическая модель была разработана Гэри Беккером. Беккер первым осуществил статистически объективный подсчет экономической эффективности процесса образования, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к расходам. По оценкам Г. Беккера эффективность составляет 12-14% годовой прибыли [2, 3, 4, 14, 15]. По мнению автора для определения дохода от высшего образования необходимо сопоставить доходы лиц, окончивших колледж, и тех, кто окончил только среднюю школу. При этом в расходы на учебу можно, вместе с прямыми расходами, включать недополученный доход учениками за годы учебы, что измеряется ценностью времени, потраченного ими на обучение. Несмотря на наличие большого количества оппонентов, теория человеческого капитала является одной из основных в области исследований, посвященных человеческим ресурсам.

Одним из спорных остается вопрос формирования человеческого капитала. Определение которого является важным аспектом в рассмотрении всей системы восстановления человеческого капитала. Формирование человеческого капитала нужно исследовать как процесс поиска, возобновления и усовершенствования высококачественных продуктивных характеристик человека, с которыми он выступает в общественном

производстве. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала возможно объединить в следующие группы: социально-демографическая, институциональная, интеграционная, социально-ментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая (рис. 1).

Из этого можно сделать вывод, что категория человеческий капитал является сложным структурносистемным объектом социально-экономического исследования. Человеческий капитал - это экономическая категория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода.

Таким образом, человеческий капитал стоит рассматривать на национальном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия и отдельного человека. На макроэкономическом уровне человеческий капитал включает вклад региона, страны в уровень образования, профессиональной подготовки и компетентности, здоровья. Этот уровень состоит из совокупности человеческого капитала всего населения региона или страны. На уровне предприятия человеческий капитал представляет совокупную квалификацию и продуктивные способности всех его работников. На уровне индивида человеческий капитал - это знания, умения, накопленный опыт и другие производственные характеристики, приобретаемые человеком в процессе учебы, профессиональной подготовки, практического опыта, с помощью которых он может получать доход.

Формирование человеческого капитала

Социально-демографическая:

- численность занятого и безработного населения, его административно-территориальное деление;

- деление населения по отраслям и секторам экономики;

- продолжительность тоудоактивного пеоиода жизни.

Социально-ментальная:

- преобладающие социальные ценности и нормы поведения;

- социальная ценность знаний;

- направленность на самореализацию и признание.

Производственная:

- рынок труда: спрос на рабочую силу;

- условия использования рабочей силы;

- повышение квалификации;

- социальное развитие персонала.

Демографическая:

- численность населения;

- половозрастная структура населения;

- темпы природного прироста населения;

- средняя продолжительность жизни;

- миграция населения.

Рис.1 - Группы факторов, формирующих человеческий капитал

Американский ученый Дж. Кендрик выделяет вещественную и невещественную формы человеческого капитала. К вещественному капиталу, воплощенному в людях, он относит расходы, необходимые для физического формирования человека, то есть расходы на воспитание детей (без учета расходов на их образование). К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные расходы на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных расходов на охрану здоровья и расходы на перемещение рабочей силы. Он считает, что понятие «человеческий капитал» отображает не только количественную оценку квалификационнообразовательного потенциала, но и расширяет границы понятия «капитал», отображая всех работающих в роли предпринимателей, имеющих собственность, приносящую прибыль. В такой трактовке каждый работник, который

Институциональная:

- законы и законодательные акты, регулирующие права человека, его развитие и социально-трудовую сферу;

- государственная политика в сфере человеческого и социального развития;

- обеспечение равных прав и

возможностей, устранение

дискриминации.

Экологическая:

- общее экологическое состояние;

- качество питьевой воды и продуктов питания;

- природно-климатические условия;

- санитарно-гигиенические условия труда;

-рекреационные ресурсы.

Социально-экономическая:

- общий уровень образования и

профессиональная подготовка

населения;

- состояние здоровья и культуры; Система стимулирования труда;

- уровень развития социальной инфраструктуры предприятия;

- уровень технико-экономического развития предприятия.

Интеграционная:

- особенности государственной

политики по поддержке

интеграционных процессов;

- уровень сотрудничества страны с другими странами;

- уровень распространения

транснациональных компаний с главным офисом в России;

- поддержка населения страны

гпп^апмзаимпииму пппмоггпв

Экономическая:

- номинальные и реальные доходы населения;

- деление доходов по группам;

- показатели бедности;

- доступность товаров и услуг;

- уровень инфляции;

-покупательная способность

национальной валюты;

- чистый национальный доход в расчете на душу населения;

- кредитно-финансовый механизм;

- налоговая система;

- размещение продуктивных сил по территории;

- уровень специализации и кооперации производства;

- уровень развития

внешнеэкономических связей

имеет определенный, растущий уровень образования и практического опыта, становится владельцем «индивидуального капитала», вклады в который увеличивают его будущие доходы. В этом случае роль предпринимательства постоянно уменьшается, и владельцами все большей части капитала становятся работники [5, с. 15].

М.М. Критский считает, что человеческий капитал осуществляется как обогащение жизнедеятельности человека и общества, основанное на экономии непосредственного труда. Основной закон движения человеческого капитала выражает единство экономии труда и обогащения этой жизнедеятельности. Человеческий капитал является самообогащением жизнедеятельности людей, которая реализуется в качестве их жизни [6, с. 117].

Понимание человеческого капитала как совокупности общественно-целесообразных производственных знаний, навыков, способностей дает основания для таких важных обобщений:

• человеческий капитал - это совокупность природных способностей и человеческой энергии с приобретенными общеобразовательными и профессиональными знаниями. Такое единение происходит в процессе формирования человеческого капитала посредством всех видов приобретения новых знаний на основе определенных вложений;

• человеческий капитал стоит рассматривать на трех уровнях: макроэкономическом, на уровне предприятия и индивидуальном уровне;

• человеческий капитал разделяется на вещественную и невещественную формы. Вещественной формой человеческого капитала являются расходы на физическое формирование человека, а к невещественной форме относятся расходы на образование, охрану здоровья и перемещение рабочей силы.

Нет единства во взглядах исследователей на проблему соотношения человеческого капитала и физического.

Большинство черт физического и человеческого капиталов, сформулированных С.А. Дятловым, на наш взгляд, являются справедливыми:

• человеческий капитал принимает форму переменного капитала и взаимодействует с физическим в составе совокупного продуктивного капитала;

• оба капитала должны соответствовать друг другу, то есть сложным и дорогим оборудованием должны руководить высококвалифицированные специалисты, которые в свою очередь являются высокооплачиваемыми;

• формирование и того, и другого требует значительных расходов и отвлечения средств от текущего потребления;

• вложения как в физический, так и в человеческий капитал могут приводить к накоплению;

• человеческий и физический капиталы имеютденежную оценку.

Существует еще ряд аналогий человеческого и физического капитала. Например, оба приносят доход владельцу, оба являются неотъемлемыми составляющими экономического роста. Принятие решений об инвестировании и их последствиях анализируются одинаково как для физического, так и для человеческого, капиталов [7, с. 10].

Одной из главных проблем настоящего времени выступает разграничение понятий «человеческий капитал» и «рабочая сила». Одни считают эти два понятия синонимами, другие - дают определение, похожие по содержанию. По мнению А.Ф. Лыскова, чтобы сформировать рабочую силу - товар, который выставляется на продажу, индивид должен выбрать необходимые элементы человеческого капитала, входящие в состав рабочей силы, то есть рабочая сила состоит из некоторых необходимых элементов человеческого капитала [7, с. 6] .

А.Ф. Лысков отмечает, что важнейшим свойством человеческого капитала является его динамический

характер. В человеческий капитал постоянно добавляются элементы под воздействием тех или других

обстоятельств, а значение уже существующих уменьшается, увеличивается или совсем удаляются. Так изменяется величина самого человеческого капитала. Еще одной особенностью человеческого капитала является характер риска, который принимает на себя предприниматель, покупая рабочую силу [7, с. 5].

Другие российские ученые считают, что человеческий капитал имеет двойной характер. В широком значении его нужно рассматривать как социально-экономическую форму существующего качества человеческого потенциала в масштабах определенного общества. В узком значении - это та его часть, которая продуктивно используется предпринимателями для получения прибыли и носит признаки переменного капитала К. Маркса. Теория человеческого капитала делит его на два вида: общий и специфический. Общий капитал состоит из общей подготовки работника, позволяющей ему работать по разным профилям на многих предприятиях, оплачиваемой им самим. Специфический капитал - это подготовка, связанная непосредственно с деятельностью определенного предприятия и им оплачиваемая [8, с. 5].

При высвобождении работника потери несут обе стороны: предприятие зря потратило деньги на обучение, а работник - не сможет перенести приобретенные знания в другую организацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человеческий капитал также можно классифицировать по формам:

• живой капитал содержит в себе знания, здоровье человека;

• неживой капитал, который создается в случаях воплощения знаний в физическую и материальную формы;

• институционный капитал являет собой институты, которые способствуют эффективному использованию всех видов человеческого капитала [9].

Человеческий капитал, являясьчастью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [10].

Существует классификация по видам расходов, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет классификацию по видам расходов и инвестиций в человеческий капитал разделенную на следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Капитал здоровья представляет собою инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержки, улучшения и укрепления его здоровья и работоспособности. Он является основой для человеческого капитала вообще [11]. Капитал образования состоит из расходов на образование человека, начиная с общего среднего образования и продолжая учебой в ходе трудовой деятельности. К капиталу культуры относятрасходы на постоянное повышение культурного уровня человека.

В настоящее время растут роль науки и образования, усиливается значение интеллектуальной деятельности во всех сферах производства. Растет роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического прогресса [12, с. 48]. В начале XX века, по оценке А. Маршалла, численность работников физического труда в пять раз превосходила численность занятых интеллектуальным трудом. Сейчас в развитых странах более 60% экономически активного населения заняты умственным трудом [8]. Весьма убедительные фактические данные о кардинальных сдвигах в пропорциях капиталовложений, которые произошли за последние столетия, цитируются в статье В. Щетинина «Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки». Если в XVII-XVIII вв. в общей массе капитала удельный вес человеческого капитала не превышал 10%, то к 1913 г. поднялся почти до 33%. Но и эти пропорции резко изменились во второй половине XX в. и особенно за последние два десятилетия в связи с информационной революцией.

Несомненной заслугой теоретиков человеческого капитала является признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Это связано с усилением роли образования, которое становится основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы. Следует отметить, что отечественные предприятия в настоящее время имеют в своем распоряжении достаточно высокий потенциал человеческого капитала.

Теория человеческого капитала может быть применена как аналитический инструмент при выявлении экономической эффективности образования. Сторонники этой теории четко определили его индивидуальный экономический эффект для отдельного человека. Главным результатом экономической отдачи образования является прирост дохода работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Теоретики человеческого капитала основываются на том, что расхождения в заработке отражают разницу в производительности труда. Доход от образования рассчитывается как разница в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование. К расходам образования кроме непосредственных расходов включается также недополученный доход. Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился [12, с. 43].

В настоящее время назрела необходимость в стратегии всестороннего обучения в течение всей жизни человека, состоящей из учебы в раннем детстве, начального образования, улучшенной системы перехода от обучения к труду при наличии более тесных связей между сферой образования и рынком труда, и из эффективных систем обучения, которые предоставляют возможность пребывания в сфере образования в течение всей жизни [1]. Однако для того, чтобы это стало осуществимым необходимы постоянные инвестиции в человеческий капитал, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства.

Деление инвестиций в человеческий капитал на индивидуальном уровне, на уровне предприятия и государства целесообразно также из-за того, что степень недоинвестирования на этих уровнях разная. По своей природе человек является, с одной стороны, физическим существом, а с другой стороны - общественным. В силу этого он выступает носителем как определенных природных индивидуальных способностей и талантов, которыми владеет от рождения и которыми его наделила природа, так и накопленных знаний, умений, навыков, полученных в процессе общественной жизнедеятельности и благодаря затратам определенных физических, материальных и финансовых ресурсов.

Природные способности человека и приобретенные общественные качества по своей экономической роли подобны природным ресурсам и физическому капиталу. Это проявляется в том, что в своем первоначальном состоянии человек, подобно природным ресурсам, не приносит никакого экономического эффекта. Но после осуществления определенных расходов и подготовки формируется индивидуальный человеческий капитал и набор индивидуальных компетенций, которые впоследствии потенциально могут приносить доход, подобно физическому капиталу. Индивидуальный человеческий капитал будет приносить доход только в том случае, если человек имеет возможность занять себя в общественном производстве путем организации собственной деятельности или продажи своей рабочей силы предпринимателю. Именно это обосновывает целесообразность использования индивидуального человеческого капитала. Для превращения индивидуального человеческого капитала в производственный, необходимы определенные условия, которые бы обеспечили реализацию человеческого потенциала в результатах его деятельности. Получение образования и начало трудовой деятельности является начальным этапом формирования индивидуального человеческого капитала. Следующий

этап является более длительным. Он основан на приобретении профессиональной квалификации и жизненного опыта. Человеческий капитал представляет собой невещественные блага длительного пользования, которые накапливаются и реализуются в результате производственной деятельности людей во времени. Наиболее важной чертой капитала является то, что он сам является продуктом производства. Человеческий капитал как продукт производства представляет собой накопленные в процессе обучения и трудовой деятельности знания, умения и навыки. Человеческий капитал, как и любой другой, способен накапливаться. Накопление человеческого капитала начинается с дошкольного образования и продолжается в течение всей общественной деятельности.

Основным инструментом формирования человеческого капитала, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства является инвестирование в человека. Инвестициями в человеческий капитал являются все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или другой форме и носят целесообразный характер, то есть способствуют росту производительности труда и повышению доходов на всех трех уровнях. Текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что они будут неоднократно компенсированы более высоким уровнем доходов в будущем.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в охрану здоровья и образование, а также в постоянное профессиональное обучение. Особенностью таких вложений является то, что они способствуют лучшему восприятию знаний, умений и навыков и соответственно способствуют повышению производительности труда человека. Общее и профессиональное образование, в свою очередь, улучшает качество и уровень знаний человека, а, следовательно, и улучшает качество человеческого капитала в целом.

В сравнении с инвестициями в другие формы капитала, инвестиции в человеческий капитал является наиболее выгодными сточки зрения, как отдельного человека, так и всего общества в целом, поскольку приносят достаточно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект [13, с. 48-56].

Инвестирование является важной предпосылкой формирования человеческого капитала, однако еще не является развитием. Развитие человеческого капитала происходит как в процессе первоначальных вложений, так и последующего инвестирования, которое происходит в процессе практической деятельности человека. То есть развитием человеческого капитала является процесс создания производственных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности.

Особо следует отметить, что личная мотивация является очень важным и необходимым условием для того, чтобы процесс круговорота человеческого капитала (рис. 2) носил завершенный характер. Благодаря этому процессу происходит качественное возобновление человеческого капитала посредством появления новых потребностей рынка производства товаров, которые постоянно растут и требуют новых компетенций и при котором повышение уровня знаний и практических навыков людей сопровождается развитием возможностей их практической реализации. За счет этого увеличиваются индивидуальные доходы, и растет национальный доход страны.

Рис. 2 - Процесс круговорота человеческого капитала

Путем обобщения вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Наращивание человеческого капитала сходно с процессом аккумулирования физического и финансового капиталов и требует отвлечения средств от текущего потребления с целью получения денежных доходов в будущем. Основными отличиями данного вида активов является то, что человеческий капитал не может быть куплен или продан, он лишь "сдается в аренду" на определенное время; человеческий капитал требует постоянного обновления (обучения); человеческий капитал чувствителен к способу обращения с ним; производительность отдельного работника обычно зависит от множества взаимосвязей между ним и другими работниками, определяемых, как правило, организационной культурой; человеческий капитал изменяет свои внутренние характеристики в процессе движения.

В управлении человеческий компонент — самый обременительный из всех активов. Почти безграничное

разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания. Тем не менее, люди — единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные — деньги и их «родственник» кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия — могут предложить лишь инертные потенциалы. По своей природе они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек не использует этот потенциал, заставив его работать.

Развитие человеческого капитала происходит в течение всей общественной деятельности человека путем постоянного инвестирования как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства. Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными, по сравнению с другими формами капитала, поскольку приносят достаточно значительный по объему и длительный по времени экономический и социальный эффект.

Человеческий капитал - это соединение природных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков в процессе производственной деятельности, а также мобильности, мотивации и физического состояния человека. Другими словами, человеческим капиталом является такой набор компетенций, который целесообразно используется человеком в той или другой сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и эффективности производства.

Currently, human capital becomes one of the key indicators of the success of the enterprise and the country as a whole, as a complex structurally system object of socio-economic research. This article discusses the features of the formation of human capital, factors of development, the need for investment. The study suggests a number of classifications and the groups of the factors that shape the human capital.

The key words: Human capital, human capital theory, human capital formation, investment in human capital, human capital management.

Список л итературы

1. Дракер П. Эффективное управление. М: ГРАНД, 2005.

2. Маршалл А. Принципы политической экономии / Пер. с англ. Т. 1-3. М.: Прогресс, 1984.

3. Петти В. Политическая арифметика // Петти В. Эк. и полит. работы. М., 1940.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956.

5. Кендрик Д. Совокупный капитал США и его формирование / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. 275 с.

6. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 2001.

7. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // «Менеджмент в России и за рубежом». 2004. №6. С.3-11.

8. Зуев А., Мясникова Л. «Интеллектуальный капитал» // РИСК. 2008. №4. С. 4-13.

9. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.

10. Добрынин А.И. Производительные силы человека: структура и формы проявления / Добрынин А.И., Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. СПб: СПбУЭФ, 2003. 164 с.

11.Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: УЭФ, 2006. 164 с.

12. Щетинин В. «Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки» // МЭиМО. 2009. №12. С. 42-49

13. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: «Наука», 2007.

14. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: The National Bureau of Economic Research, 1964.

15. Shulltz T.W. Investment in Human Capital. N.Y.: The Free Press, 1971.

Об авторе

Худобко E.B. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.