Научная статья на тему 'Сущность и виды социальных ресурсов инновационных систем'

Сущность и виды социальных ресурсов инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1164
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Елена Валериевна

Человеческий и социальный капиталы рассматриваются в качестве социальных ресурсов инновационной системы. дано определение человеческого капитала инновационной системы, выявлено взаимное влияние инноваций и человеческого капитала. показана роль социального капитала при осуществлении инновационной деятельности, а также раскрыто его значение для формирования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the human capital and the social capital as the social resources of innovation system. The definition of human capital in innovation system is given here, the mutual interrelationship of innovation and human capital is shown. In addition, the article shows the role of social capital in innovative activity and its impact on human capital formation.

Текст научной работы на тему «Сущность и виды социальных ресурсов инновационных систем»

УДК 001.895:331

Е.В. Полякова

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИННОВАЦИОННЫХ

СИСТЕМ

Человеческий и социальный капиталы рассматриваются в качестве социальных ресурсов инновационной системы. Дано определение человеческого капитала инновационной системы, выявлено взаимное влияние инноваций и человеческого капитала. Показана роль социального капитала при осуществлении инновационной деятельности, а также раскрыто его значение для формирования человеческого капитала.

E.V. Polyakova

THE CONCEPT AND FORMS OF INNOVATION SYSTEMS SOCIAL RESOURCES

This article considers the human capital and the social capital as the social resources of innovation system. The definition of human capital in innovation system is given here, the mutual interrelationship of innovation and human capital is shown. In addition, the article shows the role of social capital in innovative activity and its impact on human capital formation.

В настоящее время возрастает значение нематериальных форм капитала. Так, к примеру, считается, что значительную часть стоимости предприятия составляет его гудвилл - стоимость деловой репутации. Наличие и величину нематериальных видов капитала измеряют с помощью коэффициента Тобина: отношения рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Для большинства современных компаний значения коэффициента Тобина колеблются в интервале от 5 до 10. Наибольший коэффициент Тобина имеют наукоемкие фирмы [2]. Это означает, что значительная доля рыночной стоимости наукоемких компаний приходится на их человеческий и социальный капиталы.

Рассмотрим роль социальных ресурсов, к которым мы относим человеческий и социальный капиталы в инновационной системе. Капитал (дословно «главная сумма») по К. Марксу представляет собой стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Капитал существует в вещественной (материальной) и невещественной (нематериальной) формах. Понятие человеческого капитала было предложено в 1960-е годы экономистами-неоклассиками Т. Шульцем и Г. Бэккером, обнаружившими, что образованные, профессионально подготовленные и здоровые работники повышают производительность использования других производственных факторов, известных из классической экономической теории. Инвестиции в образование, профессиональную подготовку и здоровье оказывают положительное влияние на размер будущих заработков индивидов.

Человеческий капитал представляет собой особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав человеческого капитала включают знания, навыки, накопленный опыт, здоровье работников, трудовую мотивацию, а также расходы на поиск информации на рынке труда и расходы, связанные с мобильностью работников [8].

Концепция человеческого капитала обосновывает важность инвестиций в здоровье, образование, профессиональную подготовку индивидов. Значение человеческого капитала особенно возрастает в современной экономике, основанной на знаниях, поскольку именно знания являются основным компонентом человеческого капитала и играют ключевую роль при создании технологических инноваций и их диффузии.

Знания делятся на явные и неявные. Явные знания являются кодифицируемыми, а в человеческом капитале воплощены неявные знания. Концепция неявного знания разработана М. Полани в 60-х гг. XX в. Неявное (скрытое) знание - это персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом, передаваемое путем прямого контакта или при помощи специальных процедур извлечения знаний. Более широким понятием, чем знание, является понятие компетенции, совмещающее в себе многоаспектные знания и предполагающее наличие внутренней мотивации [4].

Ключевые компетенции включают: профессиональные качества личности, социальнокоммуникативные способности и индивидуальные способности. Компетентность - высшая степень владения знанием или проявления знания. Профессиональная компетентность -характеристика личности специалиста, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности [6].

Для создания инноваций необходимы не любые, а именно исследовательские способности. Исследовательские способности можно рассматривать на трех уровнях: на микроуровне - как способность осуществлять исследования в определенной области конкретным специалистом; на мезоуровне - способность исследовательских сетей и организаций, включая синергетический эффект в результате взаимодействия различных специалистов; на макроуровне - как исследовательскую способность страны.

Выделяют три стадии формирования исследовательской способности страны [20]. Частичная исследовательская способность - достигается в конкретной области научных исследований, когда исследовательская группа способна выполнять исследования на международном уровне, будучи обеспеченной физическими активами и поддержкой компетентных кооперантов.

Полная исследовательская способность - характеризует ситуацию, когда исследователи независимо выполняют все аспекты исследований в конкретной области, включая приобретение и содержание необходимого оборудования физических активов, подготовку молодых ученых, выполнение исследовательских проектов и других управленческих задач.

Национальная исследовательская способность - способность использовать преимущества и эффективно поддерживать научно-исследовательскую деятельность, оценивать и проводить её мониторинг, привлекать и удерживать в стране квалифицированных исследователей и применять результаты исследований на практике, в том числе в форме обучения для национального развития.

На микро- и мезоуровнях также существуют различные уровни развития исследовательских способностей. Исследовательская способность страны может быть сосредоточена в нескольких областях в небольшом числе университетских департаментов или в многочисленных фирмах, то есть быть концентрированной или рассеянной.

В рамках эволюционной теории экономического развития выделяют две группы действующих лиц: новаторов, проектирующих и внедряющих новые технологии и продукты, создающих новые или модернизирующих старые фирмы, и консерваторов, эксплуатирующих наличные технологии, производящих традиционные виды продуктов, действующих в рамках сложившихся фирм, стремящихся к неизменности институтов [7].

В качестве действующих лиц могут выступать как фирмы, так и частные лица. Производственные, научные и образовательные институты в национальном масштабе конституируют национальную инновационную систему, в региональном масштабе -региональные инновационные системы. Предприятие можно рассматривать как

микроинновационную систему, отражающую особенности национальной и региональной инновационных систем. Инновационные системы различных уровней имеют в своем составе как новаторов, так и консерваторов.

Человеческий капитал инновационной системы является совокупностью способностей, возможностей и ценностных характеристик новатора, позволяющих ему проявлять инновационную активность с целью получения дохода.

Вероятно, принадлежность индивида к числу новаторов или консерваторов определяется его психологическими особенностями и, в частности, типом мотивации. Так, А. Маслоу разделил людей на две группы в зависимости от типа мотивации: с преобладанием мотивации развития (метамотивации) и с преобладанием мотивации потребностью ликвидации дефицита (мотивации выживания) [1]. Новаторам присущ первый тип мотивации, когда они движимы стремлением реализовать свои творческие потенции, а не ликвидировать дефицит чего-либо. Развитие, само по себе, является процессом, оказывающим положительное влияние на эмоциональную сферу. Одной из составляющих успешной мотивации является уверенность в своих силах. Вера в свои силы ведет к истинно творческим решениям.

Социально-психологические аспекты экономической активности человека заслуживают пристального внимания в обществе. Так, Бенедикт Жандро предлагает концепцию эмоционального капитала и подчеркивает его важность в управлении знаниями [12]. Эмоциональный капитал - это совокупность присущих индивиду ресурсов (эмоциональных компетенций), способствующих его когнитивному, личностному, социальному и экономическому развитию. Эмоциональный капитал играет ключевую роль для индивидуального успеха и для выживания организаций, способствует формированию, накоплению и оптимальному использованию знаний. Однако можно не согласиться с обособлением эмоциональной сферы от человеческого капитала. Мы считаем эмоции неотъемлемой частью личности человека и эмоциональный капитал - частью человеческого капитала. Мораль персонала, являясь регулятором трудового поведения работника, также является неотъемлемым элементом человеческого капитала.

Между человеческим капиталом и инновациями существуют взаимная связь и взаимообусловленность. Создание инноваций становится возможным благодаря человеческому капиталу, тем способностям, возможностям, ценностям и мотивациям, которыми обладает человек. Человеческий капитал первичен, но и инновации оказывают влияние на запас человеческого капитала.

Инновации представляют собой сложный экономический, технический и социальный феномен. В западной литературе инновацию определяют как изменение в построении информации, связывающей вход и выход [19].

Процессные инновации возникают, когда для заданного объема выпуска товаров или услуг требуется меньше входных ресурсов. Продуктовые инновации означают создание новых товаров или улучшение уже существующих. Продуктовые инновации в машиностроении зачастую служат в качестве процессных инноваций для предприятий других отраслей экономики. Организационные инновации представляют собой новые формы менеджмента, как например, тотальное управление качеством. Социальные инновации - это изменения стилей жизни и потребительского поведения.

Инновация проходит три стадии: 1) изобретение (инновационная идея или модель);

2) коммерциализация. Изобретение превращается в инновацию, когда впервые выходит на рынок в качестве товара; 3) диффузия характеризует дальнейшее использование и улучшение инновации.

Инновации возникают в результате взаимодействия фирм с внешней средой и представляют собой коллективный творческий процесс. Возникновение инноваций -нелинейный процесс, основанный на интерактивных взаимодействиях и многочисленных обратных связях между пользователями и производителями. С точки зрения системного

подхода инновация обладает множеством функций и вовлекает в себя различные институты.

Повышение качества жизни населения является базовой целью экономического развития. Однако интересы потребителей и интересы предпринимателей различны: общество заинтересовано в удовлетворении своих потребностей, предприниматели заинтересованы в максимизации прибыли и увеличении стоимости своего бизнеса. Возникает противоречие между этими целями.

Упор в определениях инновации делается на новизну, практическое применение знаний и превращение их в деньги (коммерциализацию). Тем самым учитываются интересы представителей бизнеса, а не населения. Но тогда следует признать, что не все инновации имеют положительные социально-экономические последствия.

К примеру, употребление генетически модифицированных продуктов питания в пищу приводит к изменениям ДНК клеток живых организмов вплоть до лишения их способности к самовоспроизводству. Эпидемии губчатого энцефалита у крупного рогатого скота, представляющие опасность и для человека, возникли вследствие употребления животными трансгенов в составе кормов. Эпидемия ожирения в США связана с употреблением в пищу мяса животных и птицы, при выращивании которых использовались гормоны. Все эти факты указывают на как никогда актуальную проблему социальных, а не только коммерческих последствий инноваций. Таким образом, инновации должны не только приносить коммерческую выгоду, но и повышать качество жизни людей. Бизнес не должен обогащаться за счет ухудшения здоровья людей, снижения качества их жизни.

К сожалению, в России очень остро стоит проблема качества продуктов питания. За границей закупаются наиболее дешевые продукты питания, результаты употребления которых окажут свое негативное воздействие лишь через несколько поколений. Тем самым нарушаются принципы устойчивого развития, согласно которым не должны нарушаться интересы будущих поколений. Устойчивое равновесие предполагает соблюдение экологического баланса, обеспечение будущих поколений качественными ресурсами - природным, человеческим и социальным капиталом.

Отрицательные последствия применения инноваций лишают смысла саму необходимость их осуществления. Таким образом, по нашему мнению, инновация представляет собой экономически эффективное преобразование вещества, энергии или информации, способствующее повышению качества жизни людей и не нарушающее принципов устойчивого развития.

Инновации должны проверяться на их социальную и экологическую эффективность. Инновационные проекты должны иметь обоснование социальных и экологических последствий инноваций, установленные правила и порядок проведения экспериментов и независимой общественной экспертизы соответствия этих проектов социальным критериям.

Невозможно сформировать человеческий капитал вне общества, социальных связей и общественного производства. Огромную роль при формировании человеческого капитала и создании инноваций играет социальный капитал. Теория социального капитала носит междисциплинарный характер. Её разработкой с 1990-х годов занимаются экономисты, политологи и социологи.

Американский социолог Джеймс Коулмэн считается основоположником этой теории и определяет социальный капитал как способность субъектов получать выгоду от участия в социальных сетях и других социальных структурах [10]. Сеть - это устойчивая система связей между акторами, в которой ни один из них не доминирует над остальными. Дж. Коулмэн включал в понятие социального капитала горизонтальные и вертикальные связи с институтами на различных уровнях иерархии. Кроме того, он указал на возможность не только положительных, но и отрицательных последствий использования социального капитала.

Р. Патнем, Р. Леонарди и Р. Нанетти рассматривали политические аспекты социального капитала. Они считали, что наличие сильного социального капитала, то есть традиций коллективизма и сотрудничества, является необходимым условием успешного государственного управления данным сообществом и что мероприятия, проводимые на территории со слабым социальным капиталом, обречены на провал. Указанные авторы определили социальный капитал с помощью таких характеристик организации, как доверие, нормы и сети, способные повысить эффективность общества путем усиления совместных действий [18].

Х. Вестлунд определяет социальный капитал как социальные неформальные сети, используемые их участниками для распространения норм, ценностей, предпочтений и других социальных атрибутов и характеристик [21].

По нашему мнению, не следует отождествлять социальный капитал и социальные сети. Социальный капитал - это не социальные сети, а эффективные сетевые взаимодействия. Не все участники сети контактируют друг с другом и получают экономическую выгоду от этих контактов. Таким образом, сеть является местом возникновения социального капитала. Кроме того, социальные связи могут существовать не только благодаря доверию, но и взаимному интересу. Доверие, иными словами, представляет собой не единственную основу социальных отношений и, кроме того, является не только основанием, но и результатом социальных взаимодействий. В социальных сетях возникают заслуживающие доверия отношения и правила взаимодействия.

Наиболее всеобъемлющий подход предложил М. Олсон, который подчеркивал роль формальных институтов, таких как судебная система, законодательное обеспечение, политические свободы при формировании моделей социально-экономического развития [15]. Нормы, производящие социальный капитал, включают такие качества, как правдивость, соблюдение обязательств и взаимодействие. Соблюдение законов и контрактов, честность правительства являются неотъемлемыми элементами инновационного общества.

Е. Остром считает, что социальный капитал представляет собой обмен знаниями, взаимопонимание, разделяемые нормы и ожидания относительно поведения людей в группе в повторяющихся ситуациях [16]. Социальный капитал заключается в отношениях, а не в самих индивидах, но пользоваться им могут только участники сети.

Г.В. Гутман, О.П. Звягинцева, А.А. Мироедов определяют социальный капитал как продукт функционирования социальной сферы [3]. Данная точка зрения соответствует представлениям о человеческом, а не социальном капитале. Продуктом социальной сферы является человеческий капитал, элементами которого, как известно, являются здоровье и образование. Таким образом, определение социального капитала как продукта социальной сферы не соответствует общепринятой точке зрения.

Без социальных связей индивид или предприятие окажутся изолированными от общества и не смогут нормально функционировать. Социальные связи устанавливаются на основе взглядов, предпочтений, норм и правил. Социальный капитал способствует уменьшению информационной асимметричности, однако его влияние на общество зависит от его качества и количества. Нормы и ценности индивидов и организаций в узлах сети определяют тип распространяемых информации и знаний. Следовательно, существует сильный и слабый социальный капитал в зависимости от его качества. Сильный социальный капитал оказывает положительное влияние на социальноэкономическое развитие и наоборот.

По типу обмена П. Адлер и С. Квон различают рыночные, иерархические и социальные отношения, причем социальный капитал является функцией положения субъекта в структуре социальных отношений [9]. Таким образом, к социальному капиталу не относятся товарно-денежные отношения по поводу рыночного обмена товара на деньги, а также отношения в организационной иерархии, когда работник находится в

подчинении власти работодателя в обмен на материальную поддержку, то есть выполняет работу по требованию организации, в указанные сроки и как того требует работодатель. В последнем случае также имеет место купля-продажа с той лишь разницей, что её предметом выступает труд.

При использовании социального капитала не происходит его уменьшения, а наоборот, неиспользуемый социальный капитал утрачивается и для поддержания социальных связей нужны усилия и затраты временных ресурсов. Производство и потребление социального капитала может быть как индивидуальным, так и коллективным, поэтому социальный капитал можно отнести к категории условно общественных благ. Социальный капитал может производиться и реализовываться как частными фирмами, так и правительством. При желании можно легко закрыть к нему доступ.

Таким образом, социальный капитал представляет собой социальные связи, благодаря которым индивид или организация получают доступ к ресурсам сети, что позволяет им добиваться более высоких результатов, чем без использования этих ресурсов.

Существует сходство социального и материального капиталов: они возникают в результате вложений ресурсов; приносят своему обладателю выгоду, подвергаются износу и требуют затрат на поддержание в «рабочем» состоянии. Участие в социальных сетях можно рассматривать как разновидность инвестиций. Социальный капитал производителен и потому играет для фирмы по существу ту же роль, что и другие активы, в том числе физический, денежный и человеческий капиталы.

С. Дюрлауф и М. Фафчэмпс выделили следующие черты социального капитала:

1) он порождает для членов группы положительные внешние эффекты (экстерналии);

2) эти экстерналии возникают благодаря взаимному доверию, общим ценностям и нормам;

3) взаимное доверие, общие ценности и нормы рождаются в неформальных организациях на базе социальных сетей и сообществ [11].

Внешним эффектом в экономической теории называют ситуацию, когда поведение одного экономического агента оказывает влияние на благосостояние другого без непосредственного участия рынка. Прирост социального капитала конкретного индивида влияет не только на его возможности, но и на возможности других людей, которые с ним общаются.

Х. Вестлунд выделил три уровня социального капитала: социальный капитал индивида, организации и общества. Социальный капитал индивида включает отношения с членами семьи, друзьями и коллегами. Социальный капитал организаций - это намеренно и спонтанно возникающие социальные сети внутри и вне различных организаций, включая университеты и правительственные учреждения [23].

Соответственно различают внутренний и внешний социальный капитал организаций (см. таблицу).

Внутренний и внешний социальный капитал организаций [23]

Внутренний социальный капитал организаций Внешний социальный капитал организаций

Профессионально- ориентированный Ориентированный на внешнюю среду Рыночно- ориентированный

Связи (отношения), выражающиеся в: - философии и культуре организации; - климате для сотрудничества; - методах кодификации Связи (отношения) с поставщиками, покупателями, клиентами, партнерами по кооперации и Связи (отношения) с местным сообществом, с организациями своего и других типов (университеты, Связи (отношения) с анонимной массой покупателей и заказчиков на основе

знаний, развития товара, развитию предприятия, маркетинга,

разрешении конфликтов правительство) клиентские клубы

и программы

Социальный капитал общества характеризуется количеством социальных сетей и разделяемых ценностей в обществе. По влиянию на социально-экономическое развитие социальный капитал делится на позитивный и негативный. Показателями негативного социального капитала являются уровень криминализации общества, коррупции и бюрократизма.

По уровню Е. Партс классифицирует социальный капитал на гражданский (капитал горизонтальных связей) и правительственный (капитал вертикальных связей) [17]. Гражданский социальный капитал существует на мироуровне и включает ценности, ожидания, взгляды и нормы поведения. Правительственный социальный капитал относится к макроуровню и включает законодательное регулирование, соблюдение контрактов, отсутствие коррупции, прозрачность принятия решений, эффективность административной системы, надежность правовой системы, то есть то, что называется эффективностью государства.

В национальной инновационной системе можно выделить три уровня социального капитала: микро-; мезо- и макроуровень. Социальный капитал микроуровня можно считать составным элементом человеческого капитала. Первоначально социальный капитал формируется в семье. Социальный капитал, формируемый в семье, создает инновационную способность, так как способствует получению детьми образования. Дж. Коулмен обнаружил, что наличие человеческого капитала родителей в форме образования при отсутствии социального капитала в форме общения с детьми и высоких ожиданий относительно их будущего, не влияет на получение детьми хорошего образования. Человеческий капитал родителей без социального капитала не оказывает положительного влияния на образованность детей, а социальный капитал без человеческого капитала оказывает сильное влияние на их будущее. Дж. Коулмен иллюстрирует это влияние примером из жизни иммигрантов-азиатов, которые, не имея образования сами, тем не менее, имели высокие ожидания относительно получения своими детьми образования и всемерно способствовали этому [9].

В Силиконовой долине специалисты из конкурирующих компьютерных фирм постоянно советуются друг с другом по техническим вопросам, существует информационная открытость между конкурентами, которая, тем не менее, не ликвидирует конкуренцию между ними, но сильно способствует разработке инноваций. Кроме того, в Силиконовой долине необычайно высокая текучесть кадров, специалисты часто переходят из одной фирмы в другую [13]. Сотрудничество, партнерский тип отношений способствуют обмену знаниями, информацией, консультированию, тогда как конкуренция обеспечивает эффективную мотивацию для создания инноваций. Социальный капитал позволяет работникам и организациям проводить совместную работу на взаимовыгодной основе. В настоящее время для создания инноваций необходимы значительные инвестиции. Кроме того, значительный риск, связанный с созданием инноваций, вынуждает фирмы объединять свои усилия.

Эту же мысль подчеркивает Г. Клейнер, который выделяет следующие особенности микроэкономики знаний: индивидуализация товара; индивидуализация сделок; многообразие функций знаний (товар, фактор, средство тезаврации, средство управления); персонализация знания; необходимость профессиональной среды для производителей знаний; сочетание соперничества и сотрудничества между агентами, конкуренции и кооперации («коокуренция» и «конкоперация»); важность способности к сотрудничеству, т.е. конкордоспособности [5].

Индивидуальный социальный капитал оказывает заметное влияние на скорость распространения (диффузии) инноваций. Диффузия инноваций представляет собой

коммуникационный процесс. Процесс диффузии нововведения зависит от информации о нем. Значительная роль в информационном обеспечении принадлежит поставщику нового товара или услуги, который может пользоваться рекламными средствами. Кроме того, большое значение имеют сведения, поступающие от знакомых потенциального потребителя, имеющих опыт использования инновации.

На мезоуровне качество социального капитала в значительной степени определяет формирование интеллектуального капитала, который возникает в результате взаимодействия людей в интерактивном процессе обучения. Социальный капитал способствует распространению явных и неявных знаний и тем самым увеличивает способность фирмы к созданию и использованию интеллектуального капитала. Социальные сети играют в трансфере знаний роль, не менее значимую, чем научные публикации. Распространение явного и неявного знаний обусловлено социальной структурой организации. Создание правильных социальных отношений является ключевым компонентом развития, его средств и результатов. Для успешного обучения нужна среда, в которой люди доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству.

Скорость распространения инновации может определяться степенью её использования другими потребителями напрямую, как в случае с новыми технологиями, необходимыми для общения (Интернет, мобильная связь). Так называемые сетевые товары основаны на стандартах, обеспечивающих прямые и непрямые коммуникации. Показателем выгодности их применения является текущий или ожидаемый размер сети. С увеличением размера сети при прочих равных условиях трансфер инноваций ускоряется. Большой размер сети позволяет общаться с другими при помощи одной технологии. Кроме того, чем больше пользователей новой технологии, тем выше вероятность того, что инновация приживется и товары, совместимые с ней, будут производиться и впоследствии.

Для того, чтобы инновация была принята потребителем, она не должна вступать в противоречие с культурными и религиозными ценностями потенциального потребителя. Главное в современных условиях - выстроить сеть приверженных клиентов, с которыми выстроены продуктивные отношения. Существенным становится не концентрация и централизация производства, а организация эффективного сетевого взаимодействия между всеми участниками производственного процесса.

Б. Лундвалл и Ш. Гу отмечают, что сохранение природного капитала является ключевым фактором устойчивого развития, а формирование социального капитала является ключом к успеху продвижения инноваций [14]. Одной из главных причин медленного экономического роста в постсоциалистических странах является недостаток социального капитала на макроуровне. Тоталитарная система целенаправленно уничтожала социальный капитал, заменяя горизонтальные связи между людьми вертикальными связями. Государственный контроль распространялся даже на такие премордиальные сферы, как семейные отношения.

В настоящее время постоянно изменяющееся законодательство, нормы и правила повышают в России инновационный риск до неприемлемого уровня. Для инновационной экономики необходимы среда, в которой контракты и другие общественные институты заслуживают доверия, а также гетерогенный социальный капитал общества. В таком обществе существует большое количество социальных сетей и связей. В этом отношении в наиболее выигрышном положении оказываются метрополии и именно поэтому они являются центрами инновационного развития. В метрополиях существует максимальная плотность социальных потоков. Инновационный процесс обладает спонтанным характером. Невозможно точно предсказать появление инновации, но чем выше плотность социального капитала, тем больше вероятность появления инновации.

Социальное неравенство, разделение по классовым, языковым, религиозным и этническим признакам, ведет к разрушению социального капитала. Для измерения социального капитала используют показатели дифференциации доходов (коэффициент

Джини, долю среднего класса), этническую разнородность (которая определяется как вероятность того, что двое случайным образом выбранных индивидов не будут принадлежать к одной этнолингвистической группе), показатель доверия (определяется процентом респондентов, считающих, что большинству людей можно доверять).

Качество социальных ресурсов инновационной системы зависит от распределения доходов в обществе. Если доходы распределяются несправедливо и существует чрезмерная дифференциация доходов, то часть общества маргинализируется и исключается из общественной жизни, что ведет к разрыву социальных связей. Чрезвычайно высокий уровень расслоения населения по уровню доходов является одним из главных препятствий для развития человеческого и социального капиталов и тормозом инновационного развития экономики России. Недостаточное финансирование воспроизводства человеческого капитала, неудовлетворительное состояние социального капитала в постсоветской России, слабая трудовая мотивация и мотивация достижения успеха препятствуют эффективному созданию и трансферу инноваций в современной отечественной экономике.

Выводы

Важную роль в инновационных системах играют социальные ресурсы -человеческий и социальный капиталы. Человеческий капитал инновационной системы представляет собой совокупность способностей, возможностей, ценностных и эмоциональных характеристик новатора, позволяющих ему проявлять инновационную активность с целью получения дохода. Часть этих возможностей заложена в человеке от природы (например, здоровье), определенное влияние на человеческий капитал оказывает материальное благосостояние семьи, образ жизни самого индивида, но больше всего способствует развитию инновационного человеческого капитала обучение в академических институтах, на рабочем месте и неформальным образом.

Человеческий капитал инновационной системы на микроуровне представляет собой совокупность компетентностных, моральных, биологических и эмоциональных характеристик частных лиц-новаторов. На мезоуровне он характеризуется уровнем ключевых компетенций, моралью и мотивацией персонала, его исследовательской способностью и потенциалом здоровья работников инновационных предприятий, образовательных и научно-исследовательских учреждений региона. На макроуровне аналогичные составляющие характеризуют человеческий капитал производственной, научной и образовательной подсистем инновационной системы страны в целом. Человеческому капиталу и инновациям присущи взаимосвязь и взаимообусловленность.

Социальный капитал представляет собой социальные связи, благодаря которым индивид или организация получают доступ к ресурсам сети, что позволяет им добиваться более высоких результатов, чем без использования этих ресурсов. Можно выделить следующие функции социального капитала:

1) коммуникативную - способствует трансферу информации, знаний и инноваций;

2) аллокационную - содействует размещению всех видов ресурсов среди экономических агентов;

3) регулирующую - на основе норм, правил, законов способствует созданию стимулов для поведения экономических агентов в желательном направлении;

4) трансакционную - облегчает заключение сделок, снижает трансакционные издержки, так как при наличии социального капитала требуется меньше затрат труда, времени и средств;

5) адаптационную - способствует социализации индивидов, повышению их удовлетворенности жизнью в целом.

Социальный капитал инновационной системы на микроуровне представляет собой социальные связи между частными лицами-новаторами, порядок заключения и выполнения контрактов между изобретателями и их работодателями, продавцами и покупателями интеллектуальной собственности. На мезоуровне он характеризуется взаимодействием

производственных, научных и образовательных институтов. Социальный капитал инновационной системы на макроуровне включает инновационное законодательство, нормы и правила, регулирующие инновационную деятельность, то есть институциональную среду, благодаря которой создаются условия для осуществления инновационной деятельности, облегчается доступ к инновационным ресурсам, что позволяет добиваться более высоких результатов. Он выступает в качестве канала, с помощью которого человеческий капитал одних экономических агентов способствует обогащению человеческого капитала других экономических агентов, способствует формированию их инновационной способности и инновационной восприимчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/ motivaciya.txt.

2. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.

3. Гутман Г.В. Регион в формировании социального государства / Г.В. Гутман, О.П. Звягинцева, А. А. Мироедов. М.: Финансы и статистика, 2005. 160 с.

4. Игнатьева Е. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании / Е. Игнатьева // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 36-41.

5. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Клейнер // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.

6. Никитина Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 125-127.

7. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. 702 с.

8. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1055 с.

9. Adler P.S. Social capital: prospects for a new concept / P.S. Adler, S-W. Kwon // http:povlibrary.worldbank.org/files/11990_socialcapital_prospects

10. Coleman J. Social capital in the creation of human capital / J. Coleman // American journal of sociology. 1988. Vol. 94. Р. 95-120.

11. Durlauf S. Empirical studies of social capital: a critical survey / S. Durlauf, M. Fafchamps //www.ssc.wisc.edu/econ/archive

12. Gendron B. Why emotional capital matters in education and labour? Toward an optimal exploitation of human capital and knowledge management / B. Gendron // Les Cahiers de la maison de Sciences economiques, serie rouge. № 113. Paris: Universite PantheonSorbonne, 2004. 46 р.

13. Grootaert C. Measuring social capital / C. Grootaert, D. Narayan, J.V. Nyhan. Washington: The world bank, USA, 2004. 50 р.

14. Gu S. China’s innovation system and the move toward harmonious growth and endogenous innovation / S. Gu, B.A. Lundvall // Aalborg University, DRUID working paper № 06-7. 36 р.

15. Olson M. The rise and decline of nations: economic growth, stagflation and social rigidities / M. Olson. New haven: Yale university press, 1982. 202 р.

16. Ostrom E. Social capital: a fad or fundamental concept? / E. Ostrom // Social capital: a multifaceted perspective. Washington DC: World bank, 2000. Р. 130-152.

17. Parts E. Interrelationships between human capital and social capital: implications for economic development in transition economies / E. Parts. Tartu: University of Tartu, 2003. 32 p.

18. Putnam R. Making democracy work: civic traditions in modern Italy / R. Putnam, R. Leonardy, R. Nanetty. Princeton: Princeton university press, 1993. 167 р.

19. Stoneman P. The economic analysis of technological change / P. Stoneman. Oxford: Oxford university press, 1983. 280 р.

20. Thulstrup E.W. Research training for development / E.W. Thulstrup // Proceedings of a conference on research training for countries with limited research capacity. Roskilde university press, 1996. Р. 83.

21. Westlund H. The social capital of regional dynamics: a policy perspective: National institute for working life / H. Westlund. May. 2006. http://www.e.u-tokyo.ac.jp/cirje/research/dp/ 2006/2006cf423

Полякова Елена Валериевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в строительстве»

Саратовского государственного технического университета Статья поступила в редакцию 28.10.07, принята к опубликованию 20.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.