Научная статья на тему 'Конвертация инновационного человеческого капитала в интеллектуальный капитал'

Конвертация инновационного человеческого капитала в интеллектуальный капитал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INNOVATIVE HUMAN CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарафиев И. З., Тузиков А. Р., Зинурова Р. И., Гарафиева Г. И.

В работе предложена модель анализа инновационного человеческого капитала в рамках трех институтов (образования, экономики и политики) и трех процессов (формирования, использования и развития). Предложено новое понимание интеллектуального капитала как конвертацию в него инновационного человеческого капитала в процессе использования последнего в рамках института экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарафиев И. З., Тузиков А. Р., Зинурова Р. И., Гарафиева Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the analysis model of innovative human capital in the framework of three institutions (education, economics and politics) and in the framework of three processes (formation, application and development). A new understanding of intellectual capital is connected with it’s conversion to the innovative human capital.

Текст научной работы на тему «Конвертация инновационного человеческого капитала в интеллектуальный капитал»

И. З. Гарафиев, А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова,

Г. И. Гарафиева

КОНВЕРТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Ключевые слова: инновационный человеческий капитал, интеллектуальный капитал.

В работе предложена модель анализа инновационного человеческого капитала в рамках трех институтов (образования, экономики и политики) и трех процессов (формирования, использования и развития). Предложено новое понимание интеллектуального капитала как конвертацию в него инновационного человеческого капитала в процессе использования последнего в рамках института экономики.

Keywords: innovative human capital, intellectual capital.

The paper presents the analysis model of innovative human capital in the framework of three institutions (education, economics and politics) and in the framework of three processes (formation, application and development). A new understanding of intellectual capital is connected with it’s conversion to the innovative human capital.

Все увеличивающееся влияние науки, технологий и инноваций на развитие современной экономики актуализирует проблему формирования профессиональных знаний и навыков работников [1]. В этой связи ключевой задачей становится формирование специфических знаний и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Наиболее адекватным инструментарием анализа данного процесса является теория человеческого капитала, позволяющая классифицировать профессиональные и знания по степени их доходности. Нами предлагается приносящие доход профессиональные знания и навыки, необходимые для осуществления инновационной деятельности, рассматривать как проявление специального человеческого капитала, т.е. человеческого капитала применимого только в рамках конкретно фирмы, отрасли, профессии или страны. Можно выделить два типа специального человеческого капитала: специальный человеческий капитал фирмы (firm-specific human capital) и специальный человеческий капитала отрасли (industry specific human capital). Нами предлагается рассмотреть процесс конвертации специального человеческого капитала отрасли в человеческий капитал фирмы на примере формирования инновационного человеческого капитала Республики Татарстан и развития интеллектуального капитала предприятий региона. Под инновационным человеческим капиталом региона мы понимаем специальный человеческий капитал отраслей промышленности региона, используемый для участия в инновационной деятельности. Интеллектуальный капитал предприятия мы трактуем как совокупность организационного, клиентского и человеческого капиталов предприятия, влияющих на увеличение рыночной стоимости предприятия. Следовательно, конвертация приобретает вид перехода от профессиональных знаний и навыков, позволяющих получить доход от инновационной деятельности в рамках отрасли к профессиональным знаниям и навыкам, увеличивающим рыночную стоимость предприятия.

За основу исследования было взято понимание региона как коллективного социального субъекта, предложенное И. П. Рязанцевым, Т.Ю. Завалишиным, что позволяет использовать теорий методологического индивидуализма (напр., бихевиоризма, рационального

выбора, социальных сетей и др.), обеспечивая, междисциплинарный подход в исследовании региона [2, с.3]. Регион понимается нами как коллективный социальный субъект, конкурирующий в экономическом пространстве за ресурсы и инвестиции. Действия региона как коллективного субъекта можно характеризовать через понятие «экономическое поведение», понимаемое как систему социальных действий, связанных с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и ориентированную на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения [3].

В рамках, как социологи, так и экономики выделяется инновационный тип экономического поведения. Инновационный тип экономического поведения региона в качестве особого коллективного субъекта проявляется в рамках «пространства потоков» и «пространства мест». Сферой приложения деятельности региона, на основе теории «сетевого общества» М. Кастельса, является два типа пространств: «пространство потоков» и «пространства мест». Регион как коллективный субъект действует в рамках двух пространств. В рамках «пространства места» он выступает как социум, обеспечивая воспроизводство населения и социальное развитие на определенной территории. В рамках «пространства потоков» регион выступает как актор, вступающий в конкуренцию за информацию, что бы стать частью всемирной сети, т. е. что бы участвовать в бизнес-проектах, в которых он использует ресурсы, накопленные в рамках «пространства места».

Инновационный человеческий капитал будет полезен региону: в рамках «пространства-

потоков» для увеличения своей конкурентоспособности в мировой экономике, в рамках «пространства-места» для формирования инновационной среды, как фактора социального развития региона.

Итогом реализации инновационного типа экономического поведения региона в рамках «пространства - потоков» является привлечение и осуществление бизнес-проекта в «пространстве-места» региона. Соответственно инновационный человеческий капитал региона должен быть использован в 251

двух пространствах. В «пространстве-потоков» как ресурс в борьбе за привлечение бизнес - проекта, а в «пространстве-места» как ресурс для развития инновационной среды, что позволит получить социальный эффект реализации проекта. Описанный процесс принимает форму кругооборота: инновационная среда обеспечивает реализацию проекта, проект позволяет получить социальный эффект и улучшить развитие инновационного человеческого капитала региона, который улучшает инновационную среду и позволяет получить новый проект.

Следовательно, в нашем исследовании инновационный человеческий капитал будет рассмотрен, исходя из двух компонентов для инновационный человеческий капитал в бизнес-проектах и инновационный человеческий капитал для развития инновационный среды.

Инновационный человеческий капитал - специальный человеческий капитал отрасли, используемый для участия в инновационной деятельности в рамках отрасли

Специальный человеческий капитал отрасли -профессиональные знания и навыки, способствующие получению дохода от работы только в данной отрасли Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью.

Инновация - введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Введение в употребление - новый или усовершенствованный продукт является введенным в употребление после того, как он появился на рынке. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются введенными в употребление (внедренными) после того, как они стали реально использоваться в деятельности предприятия.

Инновационный человеческий капитал -профессиональные знания и навыки, способствующие получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимые для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода [4].

Инновационный человеческий капитал в бизнес

- проектах - инновационный человеческий капитал необходимый для осуществления бизнес-проектов, привлеченных в регион

Бизнес-проект - это конкретное мероприятие, в которое вкладываются денежные средства с целью получения прибыли

Инновационный человеческий капитал в бизнес - проектах профессиональные знания и навыки:

• способствующие получению дохода от работы в данной отрасли,

• необходимые для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для ис-

пользования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода,

• востребованные при осуществлении бизнес-проектов, привлеченных в регион Инновационный человеческий капитал для

инновационной среды - специальный человеческий капитал отрасли, необходимый для улучшения инновационной среды в регионе

Инновационная среда - сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности, т. е. социально-экономические, организационно-правовые и политические условия развития инновационной деятельности

Инновационный человеческий капитал для инновационной среды профессиональные знания и навыки:

• способствующие получению дохода от работы в данной отрасли,

• востребованные для улучшения социально -экономических, организационно-правовых и политических условий развития деятельности, приводящей к появлению на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, использованию на предприятиях отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Институт образования - система социального поведения субъектов, функционирующая с целью формирования профессиональных знаний и навыков, способствующих получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Институт экономики - система социального поведения субъектов, функционирующая с целью использования профессиональных знаний и навыков, способствующих получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Институт политики - система социального поведения субъектов, функционирующая с целью развития профессиональных знаний и навыков, способствующих получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Формирование инновационного человеческого капитала - накопление профессиональных знаний и навыков, способствующих получению до-

хода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Использование инновационного человеческого капитала - применение профессиональных знаний и навыков, способствующих получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Развитие инновационного человеческого капитала - совершенствование профессиональных знаний и навыков, способствующих получению дохода от работы только в данной отрасли, и необходимых для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода

Специальный человеческий капитал, в общем, позволяет выявить отношение к специальным знаниям (в таблице цифра 1)

Специальный человеческий капитал применительно к бизнес-проектам (в таблице цифра 2)

Специальный человеческий капитал применительно к инновационной среде (в таблице цифра 3)

Все три группы должны анализироваться в рамках трех институтов (образования, экономики и политики в таблице цифры 4,5,6) и трех процессов (формирования, использования и развития в таблице цифры 7,8,9). Получается трехмерная модель анализа, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Трехмерная модель анализа инновационного человеческого капитала

1 1-4 1-5 1-6 1-7 1-8 1-9

2 2-4 2-5 2-6 2-7 2-8 2-9

3 3-4 3-5 3-6 3-7 3-8 3-9

4 4-7 4-8 4-9

5 5-7 5-8 5-9

6 6-7 6-8 6-9

7

8

9

Процесс использования инновационного человеческого капитала в рамках института экономики предлагается рассматривать его как конвертацию в интеллектуальный капитал предприятия.

На процесс конвертация форм капитала: от инновационного человеческого капитала региона к интеллектуальному капиталу предприятий множества факторов, влияет много факторов, действующих на микро и макро уровнях социальной реальности.

Процесс использования инновационного человеческого капитала в рамках института экономики предлагается рассматривать как конвертацию в интеллектуальный капитал предприятия.

Подводя итог, отметим что новое понимание термина интеллектуальный капитал предполагает исследование конвертации форм капитала: от инновационного человеческого капитала региона к интеллектуальному капиталу предприятий (на примере республики Татарстан).

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на 2012 год (темы № № 6.3213, 6.3131, 6.3172, 6. 3162).

Литература

3

Зинурова, Р.И. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 9. - С.768-777.

Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б., Зинурова Р.И. Инновационное образование в российской высшей школе -опыт социологического исследования // Вестник Казанского технологического университета - 2011. - №18. -С. 278 - 284.

Рязанцев, И.П. Теоретические основания социологии региона / И.П. Рязанцев, Т.Ю Завалишин Социология. -2007. - № 2. - С. 30-45.

4. Гарафиев, И.З. Инновационный человеческий капитал региона как фактор оценки уровня развития его химической промышленности / И.З. Гарафиев Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24.

- С.111-116.

5. Гарафиев, И.З. Инновационный человеческий капитал и нанотехнологии (контент-анализ программ инновационного развития регионов РФ) ) / И.З. Гарафиев // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - №14. - С. 239-243.

© И. З. Гарафиев - канд. истор. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, giz05@mail.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного, муниципального управления и социологии, tuzikov@kstu.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, rushazi@rambler.ru; Г. И. Гарафиева - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, giz05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.