Научная статья на тему 'Инновационный человеческий капитал и нанотехнологии (контент-анализ законодательства субъектов РФ)'

Инновационный человеческий капитал и нанотехнологии (контент-анализ законодательства субъектов РФ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / INNOVATIVE HUMAN CAPITAL / REGIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарафиев И. З.

На основе контент-анализа текстов законов субъектов РФ рассмотрена взаимосвязь нанотехнологий и развития инновационного человеческого капитала. Выявлены факторы, влияющие на оформление дискурсов нанотехнологий и инновационного человеческого капитала в региональных законах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарафиев И. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on content analysis of program texts of law regions of the Russian federation examined the relationship nanotechnology and development innovative human capital. The factors influencing the design of nanotechnology discourse and innovative human capital in law regions of the Russian federation.

Текст научной работы на тему «Инновационный человеческий капитал и нанотехнологии (контент-анализ законодательства субъектов РФ)»

УДК 316.334.52 И. З. Гарафиев

ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И НАНОТЕХНОЛОГИИ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ)

Ключевые слова: инновационный человеческий капитал, региональные законы.

На основе контент-анализа текстов законов субъектов РФ рассмотрена взаимосвязь нанотехнологий и развития инновационного человеческого капитала. Выявлены факторы, влияющие на оформление дискурсов нанотехнологий и инновационного человеческого капитала в региональных законах.

Keywords: Keywords: innovative human capital, regional legislation.

Based on content analysis of program texts of law regions of the Russian federation examined the relationship nanotechnology and development innovative human capital. The factors influencing the design of nanotechnology discourse and innovative human capital in law regions of the Russian federation.

Стремительное развитие новых ставить перед представителями законодательной власти субъектов РФ новые цели и задачи, меняется роль индивида в социуме - он становится инициатором инновационных идей и тем самым преобразует знание в основной фактор производства. В связи с этим меняется и специфика труда в организации, который приобретает инвестиционный и сетевой характер. Инвестиционный характер когнитивного труда - это постоянное инвестирование работником в собственный человеческий капитал. Сетевой характер - способ

организации деятельности когнитивных работников, связанный с их взаимодействием в рамках сетевых структур и проектов.

В качестве интегрирующего понятия,

объясняющего процесс преобразования работниками знания в экономический, производственный ресурс, предлагается категория «инновационный человеческий капитал». Инновационный человеческий капитал -профессиональные знания и навыки, способствующие получению дохода от работы только в данной отрасли и необходимые для появления на рынке нового продукта (товара или услуги) отрасли, для использования в деятельности предприятия отрасли новых производственных процессов, нового метода маркетинга, нового организационного метода.

Авторская трактовка обусловлена, качественной

характеристикой знания, направленного на производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Наиболее «знаниеемкой», является способ производства, основанный на внедрении инноваций. Мы не понимаем инновационный человеческий капитал узко, как специальный человеческий капитал фирмы, так как инновационные знания, применимые только в одной отдельно взятой фирме, в большинстве случаев оказываются не инновационными для других фирм. В то же время мы не понимаем его слишком широко как общий человеческий капитал, так как внедрение инноваций всегда имеет определенную отраслевую специфику [1;2].

Законодательство региона должно отвечать на вызовы времени, приспосабливаться к изменениям, происходящим в экономике и обществе Современная юридическая наука определяет закон как нормативный

акт, принятый в особом порядке высшим

представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и

регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

К наиболее существенным признакам закона относятся:

• закон выступает юридическим

выражением воли народа, с целью согласования различных социальных интересов;

• закон принимается в рамках

специального законодательного процесса и на основе установленных процедур: путем

референдума или издается органом законодательной власти;

• закон регулирует наиболее важные

общественные отношения, обеспечивая стабильное развитие экономической, политической и социальной сфер;

• закон обладает наибольшей (после

конституции) юридической силой среди других правовых актов;

• верховенство закона означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными при несоответствии закону;

• закон обладает наибольшей

нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;

• закон характеризуется наибольшей

стабильностью своих норм, длительностью существования и действия.

Таким образом, закон является одним из наиболее значимых текстов, определяющим государственную политику и нормы поведения социума в той или иной сфере социальноэкономических отношений.

Целесообразность выбор законов в качестве объектов контент-анализа определяется тем, что текст закона - хорошо выверенная смысловая

структура, где каждый из элементов имеет содержательное и логическое обоснование. Над созданием текста закона, работали десятки специалистов различных областей, он был ни один раз апробирован и вычитан. Следовательно, можно предположить, что в законе отсутствуют случайные спонтанные слова, так же как отсутствуют спонтанные смыслы, то есть не отражающие известной ситуации, содержания. Текст закона отражает основную идею представителей органов государственной власти по той или иной проблеме общественного развития.

С целью выявления понимания проблем развития нанотехнологий и инновационного человеческого капитала органными государственной власти контент-анализу были подвергнуты : Закон Тверской области от 30 сентября 1999 г. N 76-ОЗ-2 «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области» (в ред. Законов Тверской области от 30.10.1999 г. N 76-ОЗ-2); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2010 г. N 114-оз «Об инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (в ред. Законов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 24.02.2011). Критерием отбора законов, было наличие в их текстах статей, содержащих слова: «нанотехнологии», «наноинженерия»,

«наноматериалы». Проблема нанотехнологий носит комплексный характер, влияет на характер инновационного развития в различных отраслях экономики: химическая промышленость,

машиностроение, информационно-коммуникационные технологии. Она может стать одним из критериев оценки эффективности использования новых технологий при реализации конкретных проектов инновационного развития.

Инструменты контент-анализа. Ключевым моментом контент-анализа является кодирование: соотнесение частей текста с категориями, с помощью которых осуществляется анализ. Список категорий образует своеобразный «словарь» для чтения и интерпретации текстов статей. Мы выделили словарь, основанный на замещении, который строится на основе того, что каждое из слов, относящихся к той или иной категории словаря, является

взаимозаменяемым. Такой словарь представляет собой «эвристическим образом образованный список слов, каждое из которых можно заменить другим благодаря их отнесению к одному и тому же коду» [4, р.2].

Эвристический характер данного словаря заключается в том, что список кодов (категорий) и слов отражает не только специфику самого текста, но и интересы «читателя», в том числе и теоретические конструкции, которые у него возникли еще до чтения текста.

Используемый нами метод текстов законов субъектов РФ, представляет собой выбор текстов, которые отражают генерирование идей инновационного развития. Следовательно, в нашей работе мы будем использовать словарь, основанный на замещениях. Мы в своем исследовании проводили качественный контент-анализ текстов программ развития вузов. Взяв за основу методологию,

предложенную А.Н. Олейником [3], мы сделали акцент на анализе связей внутри кодировочного словаря. Анализ осуществлялся с использованием программы QDA Miner v. 4.0, разработанной компанией Provalis Research (г. Монреаль).

Словарь, используемый в контент-анализе текстов статей. Словарь А - список кодов -производен от основных исследовательских задач, обусловлен интересами исследователя и имеет инструментальный характер.

Словарь А включает 9 кодов, организованных в 4 ядра: «инновационный

человеческий капитал», «инвестиционный характер труда», «сетевой характер труда»,

«нанотехнологии». Ядро «инновационный человеческий капитал» включает коды: «стимулирование инновации»(incentives for innovation), «оплата труда» (wages), «знания» (knowledge). Ядро «инвестиционный характер труда» представлено кодами: «образование»

(education), «саморазвитие» (development),

«профессиональный опыт, навыки» (professional experience). Ядро «сетевой характер труда» содержит коды: «обмен идеями - инновационная среда» (exchange of ideas), «бизнес-проекты» (business projects). Ядро «нанотехнологии» состоит из кода «нанотехнологии» (nanotechnology). Идентификация кодов, происходила путем выявления слов или фраз, отражающих содержание кода.

Статистические показатели Словаря А применительно к анализу текстов законов субъектов РФ университетов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Статистика кодов качественного контент-анализа. Словарь (А)

Name Codes Count % Codes Cases % Cases

incentives for innovation 2 3,4 1 50

knowledge

wages 3 5,1 2 100

education 1 1,7 1 50

development

professional experience 2 3,4 2 100

business projects 36 61 2 100

exchange of ideas 12 20,3 2 100

nanotechnology 3 5,1 1 50

Для оценки внешней валидности кодов проиллюстрируем примерами код

«нанотехнологии»:

«Продуктами инновационной деятельности, представляемыми для реализации на российском и зарубежном рынках, являются: новые технологии, техника, материалы, программные продукты, освоенные производством и отвечающие статусу наукоемкой товарной продукции; инновационные процессы, реализуемые в различных сферах деятельности с целью достижения высокого

социально-экономического, экологического и

материального эффекта; усовершенствованная продукция (услуги), способ ее производства,

технологические процессы, обладающие новизной и созданные на основе научно-технических достижений, отличных от ранее известных» (Закон Тверской области от 30 сентября 1999 г. N 76-ОЗ-2 «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области»).

«К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся: осуществление мер по поддержке научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок в сферах нефте- и газодобычи, газо- и нефтехимии, рационального

природопользования, энерго- и ресурсосбережения, в области нанотехнологий, информационных и иных высоких технологий» (Закон Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры от 10 июля 2010 г. N 114-оз «Об инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»)

Совместно встречающиеся коды. Вначале мы выясним, насколько часто коды пересекаются, т. е. в тексте статьи они могут быть разделены не более чем одним кодом. Знакомство с группировкой кодов для качественного контент-анализа, осуществленной по критерию частоты их совместного появления в статьях

- коэффициенту Жаккарда (Jaccard’s coefficient), который вычисляется как отношение числа элементов пересечения двух множеств к числу элементов объединения этих множеств. Коэффициент равен нулю, когда множества не имеют общих элементов, и единице, когда множества равны, в остальных случаях значение где-то посередине (табл. 2).

Таблица 2 - Пересечение кодов качественного контент - анализа коэффициент Жаккарда

Полученные результаты показывают высокий уровень схожести между всеми кодами, в то же время, учитывая, что коды - результат качественного анализа, можно предположить, что значение коэффициента более 0,5 позволяет говорить о наличии устойчивой связи между кодами. Наибольшее значение коэффициента Жаккарда равное 1 показало пересечение кодов: «обмен идеями» и «бизнес-

проекты», «образование» и «стимулирование

инноваций», «профессиональный опыт, навыки» и «бизнес-проекты», «оплата труда» и «бизнес-

проекты», «профессиональный опыт, навыки» и «обмен идеями», «оплата труда» и «обмен идеями», «профессиональный опыт, навыки» «оплата труда». Полученные результаты скорее носят статистический характер наибольшее число раз представлены коды: «обмен идеями» и «бизнес-проекты», об устойчивой связи только между ними можно однозначно утверждать. Модель кластеризации кодов качественного контент-анализа на основе коэффициента Жаккарда представлена на рис. 1.

business projects

КЛдаоПйи---------------------------------

Vision ---------------------1..................

wages--------------1

nanotechnology--

eduealm---------------------------------------------1

¡itenfoesfoiiroalm-------------------------------------------^

Рис. 1 - Модель кластеризации кодов

качественного контент-анализа на основе коэффициента Жаккарда

Изначальной предпосылкой для выделения кодов качественного контент-анализа было наличие четырех ядер: инновационный человеческий

капитал, инвестиционный характер когнитивного труда, сетевой характер когнитивного труда, нанотехнологии. При кластеризации кодов на основе коэффициента Жаккарда, при заданном количестве кластеров - четыре, мы не видим точного совпадения, получившихся кластеров с выделенными нами ядрами. Наш взгляд, полученная конфигурация носит скорее статистический характер, так первый кластер составляет код «бизнес-проекты», а наиболее близкий ему по количеству упоминаний код «обмен идеями» входит в состав второго кластера. На наш взгляд, следует признать, что ядро «сетевой характер когнитивного труда» проявилось, так как «бизнес-проекты» и «обмен идеями» стоят наиболее близко друг к другу. что позволяет говорить о наличии в программах подхода стимулирования инноваций через участие в бизнес-проектах. Также ко второму кластеру относится код «профессиональный опыт, навыки», который больше соотносится с кодом «оплата труда». Наличие данной связи позволяет нам предположить наличие в дискурсе текстов законов ядра «человеческий капитал», исходя из составных частей человеческого капитала: профессиональных навыков и оплаты труда. Код «нанотехнологии» составляет третий кластер, он более к четвертому кластеру, состоящему из кодов «образование» и «стимулирование инноваций».

Подводя итог, отметим, что полученная в результате контент-анализа конфигурация кодов отражает цели законов субъектов РФ создание инновационной инфраструктуры в регионе за счет создания инновационный среды, обмена идей и привлечения бизнес-проектов.

business projects education exchange of ideas incentives for innovation nanotechnology professional experience wages

business projects 1

education 0,5 1

exchange of ideas 1 0,5 1

incentives for innovation 0,5 1 0,5 1

nanotechnology 0,5 0 0,5 0 1

professional experience 1 0,5 1 0,5 0,5 1

wages 1 0,5 1 0,5 0,5 1 1

Литература

1. Гарафиев, И.З. Инновационный человеческий капитал региона как фактор оценки уровня развития его химической промышленности / И.З. Гарафиев Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24.

- С.111-116.

2. Гарафиева, Г.И. Использование модели Calculated Intangible Value при оценке интеллектуального капитала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприятий нефтехимии / Г.И. Гарафиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - №4. - С.31-33.

3. Олейник, А.Н. Триангуляция в контент-анализе. вопросы методологии и эмпирическая проверка / А.Н. Олейник // Социологические исследования. - 2009. - №2.

- С.65-99.

4. Hogenraad, R. Force and influence in contentanalysis: the production of new social knowledge [/ R. Hogenraad, D. Mckenzie, N. Peladeau // Quality & Quantity. - 2003. - N 37. - P. 2-14.

© И. З. Гарафиев - канд. ист. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, giz05@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.