Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования'

Концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МАТРИЦА ИННОВАЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / HUMAN CAPITAL / HIGHER EDUCATION SYSTEM / INNOVATIVE MANAGEMENT / METHODOLOGICAL BASES / MATRIX OF INNOVATIONS / EFFICIENCY OF INNOVATIONS / ELEMENTS OF INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева И.А.

Социально-экономические преобразования в России затронули формирование и использование интеллектуальной сферы. Экономика в условиях модернизации создаёт среду для воспроизводства человеческого капитала, способствующего ускорению инноваций. Использование основных достижений научной мысли, развивающейся в рамках теории человеческого капитала, применительно к системе высшего образования позволяет оценить реальные последствия инновационных преобразований в области высшего образования. Современное инновационное управление человеческим капиталом вуза характеризуется различными по областям формирования инновациями: такими как методическими, кадровыми, инфраструктурными и т. д. Для анализа эффективности инноваций следует использовать в качестве аналитического инструментария матрицу, разработанную автором, которая позволяет любую образовательную инновацию оценить комплексно, т. е. с учетом всех возможных последствий, эффектов, влияний. Несмотря на выявленную тенденцию существенного сокращения численности научно-педагогических кадров, общие показатели уровня заработной платы вузовских преподавателей продолжают оставаться ниже обещанных. Очевидно, что существующий уровень заработной платы не позволяет осуществлять воспроизводство человеческого капитала высшей школы на соответствующем уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic changes in Russia have affected the scope of development and use of the intellectual sphere. The economy in the conditions of modernization creates the environment for reproducing human capital that will accelerate innovations. The use of the main achievements of scientific thought that develops in the human capital theory, as applied to the higher education system, allows evaluating the real impact of innovations in higher education. Modern innovative management of the human capital in higher education is characterized by innovations, various on areas of formation: such as methodical, personnel, infrastructure, etc. For the analysis of efficiency of innovations it is necessary to use as analytical tools the matrix developed by the author which allows to estimate any educational innovation in a complex, i.e. taking into account all possible consequences, effects, influences. Despite the revealed tendency of essential reduction of number of the research and educational personnel, the general indicators of salary level for university teachers continue to remain lower than promised. It is obvious that the current salary level doesn’t allow to carry out reproduction of the human capital in higher education at an appropriate level.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования»

6. Cherkasskaya G.V. Menedzhment v sovremennoj Rossii: neobxodimost' I vozmozhnosti formirovaniya sozial'no pozitivnogo professional'nogo soznaniya no-vy'x мenedzherov. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina: nauchnyy zhurnal, T. 6 E'konomika, 2011, № 3, pp. 139-146.

7. Chernova 0. A. Deyatel'nost' professional'ny'x soyusov po razresheniyu tru-dovy'x konfliktov na predpriyatiyax central'nogo Chernosem'ya v 1920-e gody' [po materialam Kurskoj I Voronezhskoj gubernij] . Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, Ser.: Istoriya. Politologiya. E'konomika. Informatika, 2010, № 19(90), Vy'p. 16, Pp. 188-196.

8. E'konomika I sociologiya truda: uchebnik. Pod red. A.Ya. Kibanova. Moscow: INFRA-M Publ, 2010.

9. E'konomika truda u sozial'no-trudovy'e otnosheniya: uchebnik. Pod red. G.G. Melik'yana, R.P. Kolosovoj. Moskow: MGU Publ, MGU CheRo Publ, 1996.

10. E'konomika truda (sozial'no-trudovy'e otnosheniya): uchebnik. Pod red. N.A. Volgina, Yu.G. Odegova. Moscow: E'kzamen Publ, 2004.

11. E'konomika truda: uchebnik. Pod red. P.E'. Shlendera i prof. Yu.P. Kokina. Moscow: Yurist'' Publ, 2002.

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 35.08-057.17

Алексеева И. А.

Концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования

Социально-экономические преобразования в России затронули формирование и использование интеллектуальной сферы. Экономика в условиях модернизации создаёт среду для воспроизводства человеческого капитала, способствующего ускорению инноваций. Использование основных достижений научной мысли, развивающейся в рамках теории человеческого капитала, применительно к системе высшего образования позволяет оценить реальные последствия инновационных преобразований в области высшего образования. Современное инновационное управление человеческим капиталом вуза характеризуется различными по областям формирования инновациями: такими как методическими, кадровыми, инфраструктурными и т. д. Для анализа эффективности инноваций следует использовать в качестве аналитического инструментария матрицу, разработанную автором, которая позволяет любую образовательную инновацию оценить комплексно, т. е. с учетом всех возможных последствий, эффектов, влияний. Несмотря на выявленную тенденцию существенного сокращения численности научно-педагогических кадров, общие показатели уровня заработной платы вузовских преподавателей продолжают оставаться ниже обещанных. Очевидно, что существующий уровень заработной платы не позволяет осуществлять воспроизводство человеческого капитала высшей школы на соответствующем уровне.

Ключевые слова: человеческий капитал, система высшего образования, инновационное управление, методологические основы, матрица инноваций, эффективность инноваций, элементы инновационного управления.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 82.17.25 Управление персоналом.

Alekseeva I. A.

Methodological aspects of innovative management of human capital of the higher education system

Socio-economic changes in Russia have affected the scope of development and use of the intellectual sphere. The economy in the conditions of modernization creates the environment for reproducing human capital that will accelerate innovations. The use of the main achievements of scientific thought that develops in the human capital theory, as applied to the higher education system, allows evaluating

© Алексеева И. А., 2016 © Alekseeva I. A., 2016

the real impact of innovations in higher education. Modern innovative management of the human capital in higher education is characterized by innovations, various on areas of formation: such as methodical, personnel, infrastructure, etc. For the analysis of efficiency of innovations it is necessary to use as analytical tools the matrix developed by the author which allows to estimate any educational innovation in a complex, i.e. taking into account all possible consequences, effects, influences. Despite the revealed tendency of essential reduction of number of the research and educational personnel, the general indicators of salary level for university teachers continue to remain lower than promised. It is obvious that the current salary level doesn't allow to carry out reproduction of the human capital in higher education at an appropriate level.

Key words: human capital, higher education system, innovative management, methodological bases, matrix of innovations, efficiency of innovations, elements of innovative management.

JEL classifications: M12, I29

Актуализация способов производства и передачи знаний, способности их генерирования становятся определяющим фактором конкурентоспособности страны. Так, в условиях экономики, основанной на знаниях, эффективность её развития во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. А умение управлять знаниями, современные технологии управления знаниями консолидируются как раз в системе высшего образования, как показывают современные исследования [1, с. 33]. В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами экономического роста и социального прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективного использования и управления основными производительными силами, реализующимися в современных условиях в форме человеческого капитала, является особенно актуальным.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе привели к усилению интереса к факторам экономического роста и экономической динамике, явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала. Первыми системными разработчиками теории человеческого капитала были нобелевские лауреаты Г. Беккер, С. Кузнец, Т. Шульц. Формируется концепция человеческого капитала в конце XIX - начале ХХ в. в работах таких учёных, как Дж. Минцер, Ф. Махлуп, Дж. Псахаропулос и др. Проблемы человеческого капитала в России исследовались учёными С.А. Глазьевым, А.И. Добрыниным, С.А. Дятловым, М.М. Критский, И.В. Ильинским и др.

Основоположниками инновационного развития и управления являются такие отечественные и зарубежные ученые, как Кондратьев Н.Д., Шумпетер Й.

Следует отметить труды российских ученых О.С. Виханского, В.П. Галенко, Н.А. Горелова, Б.М. Генкина, А.И. Наумова, В.А. Спи-вака, В.К. Потёмкина и зарубежных авторов М. Армстронга, Дж. Ньюстрома, К. Дэвиса, Дж. Шермеррона, Дж. Ханта и других, делающих акцент на «человеческом факторе» обеспечения инновационной деятельности.

Исследовали концепцию человеческого капитала и инвестиции в него в системе высшего профессионального образования такие ученые, как Е.И. Адыкаева, О.В. Денисова, А.П. Жабин, Р.М. Нижегородцев, Е.С. Морозова, С.Д. Резник, Р.Ф. Соколова, П.А. Степанова, И.В. Цапенко и другие экономисты, философы и педагоги.

Изучали феномен экономики знаний, в основе которой лежит качество человеческого капитала такие авторы, как Авдокушин В.В., Бузгалин А.В., Иноземцев В.И., Осипов Ю.В. и другие ученые.

Однако в отечественной экономической науке не сложился целостный теоретико-методологический подход к определению инновационного управления человеческим капиталом у условиях модернизации высшей школы с позиций его влияния на повышение конкурентоспособности российской системы высшего профессионального образования в международном образовательном пространстве.

Отсутствие целостного подхода к концепции инновационного управления человеческим капиталом в системе высшего образования и определили актуальность его разработки и цель данной статьи. Именно проблема управления человеческим капиталом по-новому в условиях инновационного управления вузами становится особенно важной в результате доказанного факта: решающей роли человеческого капитала в развитии организации и страны в целом.

Следует начать с понятийного аппарата. Категория «человеческий капитал» коррелирует с понятием «трудовой потенциал» определённым структурным сходством, которое складывается посредством его реализации в результате определённых вложений. Человеческий капитал является более узким понятием по сравнению с трудовым потенциалом, который, как считают отдельные авторы, включает его в себя и характеризует его производительные качества, приносящие определённый доход (табл. 1).

Сравнительная характеристика основопологающих подходов к концепции человеческого капитала

Автор положения концепции человеческого капитала Общие подходы к концепции человеческого капитала Отличие в подходах к концепции человеческого капитала

А. Смит (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956. С. 208, 235, 490) Основной капитал, состоящий «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества» «Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит»

Дж. Р. Маккуллох (McCullox J R. The Principles of Political Economy. Alex Murrey @ Son, 1870. P. 57, 66, 67) Человеческие существа как капитал, «он может быть рассмотрен как формируемая часть национального богатства» «Инвестиции в человеческие существа должны иметь темп оборота, согласующийся с темпом оборота других инвестиций»

Нассау Сениор (Senior, Nassay William. An Outline of the Science of Political Economy. New York: Farrar@Rincart. 1939. P. 10, 68-69, 204-226) «Человеческие существа как капитал с затратами на содержение, вкладываемыми в человека с ожиданием получения выгоды в будущем» Утверждал, что существует очень маленькая разница между рассуждениями о ценности раба и ценности свободного человека

Генри Д. Маклеод (Macleod, Henry D. The Elemenents of Economics. Vol! New York: D.Appleton@Co.1881. P. 134, 205-206, 213) Рассматривал производящего человека как фиксированный капитал. Считал, что «если этот человек не является продуктивным, то не подвержен экономическому анализу»

Л. Вальрас (Walras, Leon. Elements of Pure Economics. Translated by William Jaffe. Homewood, III: Rickard D. Irwin, 1954. P. 40, 214-216, 271) Рассматривал человеческие существа как капитал Призывал «рассматривать человеческие существа исключительно с точки зрения меновой стоимости»

Иоганн Г. Фон Тюнен (Thunen, Iohann Heinrich von. Der isolierte Stadt. Vol. 11, Part 11. Translated by Bert F. Hoselitz. Chicago: Corporative Education Center, Univ. Of Chicago; originally publicated 1875. P. 1, 5-10) «.. .свобода и достоинство людей могли бы быть успешно обеспечены, если бы они были субъектами законов о капитале» «... капитализированная ценность этих расходов должна рассматриваться как часть агрегированного запаса капитала»

Альфред Маршалл (Marshall, Alfred. Principles of Economics. New York: Macmillan Co., 1959. P. 469-470, 705-706) Допускал, что оценки капитализированной стоимости человека могут быть полезными и рассматривал их в явном виде по методу капитализации чистого заработка Отбросил понятие человеческого капитала как «нереалистическое», поскольку человеческие существа не продаются на рынке

Ирвин Фишер (Fisher Irving. «Senses of Capital», Econ.J., VII (June, 1897), P. 201-202) Существует обученный индивидуум, который должен быть включен в понятие капитала «... мастерство индивидуума не является капиталом - добавкой к самому индивидууму»

Эдвард Денисон (Denison, Edward F. «The Unimportance of the Embodied Question», A.E.R., LIV (March, 1964). P. 91 Предполагает, что говорить о технологическом прогрессе, воплощенном в физическом капитале, значит просто ссылаться на изменения в качестве основных фондов (капитальных товаров) «Мастерство и способности неотделимы от индивидов»

С.С. Хюбнер (Huebner S.S. «The Human Value in Business Compared with the Property Value», Proc. Thirtyfifth Ann. Convention Nat. Assoc. Life Underwriters (July, 1914) P. 18-19) Человеческий капитал может иметь такое же научное толкование, какое имеет обычный капитал «... человек имеет перспективу будущей деловой активности, а его семья - обязательства перекрыть существующий риск неопределенности длительности человеческой жизни»

Г. Беккер (Becker, Gary S. «Investment in Human Capital: A Theoretical Analsis», J.P.E., LXX, Suppl. (October, 1962). P. 9-49) Освобождение роста инвестиций в человеческие существа Предприниматели стали лучше осведомлены о важности инвестиций, которые становятся «интегрированной частью человека»

Гарольд Боаг(Boag, Harild. «Human Capital and the Cost of War», Royal Statis Soc. (January, 1916). P. 7 Он сделал вывод о тесной аналогии между «материальным и человеческим» капиталом Метод капитализации заработков в оценивании человеческого капитала является более предпочтительным

Дж. Р. Уолш (Walsh, John R. «Capital Concept Applied to Man", Q.J.E., XLIX (February, 1935). P. 255 Утверждал, что затраты на образование человека являются откликом на те же мотивы, которые приводят к инвестициям в обычный капитал Вычислил капитальную ценность и стоимость профессионального обучения и нашел, что стоимость превосходит ценность для людей, имеющих научные степени магистра, доктора и т.д.

T. Wy^bi^ (Schultz T. Resourses for Hidher Education: an Economist's View // The J. of Political Economy. 1968. Vol. 76. № 3. P. 328)

«. если образование влияет на производство, что важно для экономики, то следовательно, это и есть форма капитала»

Ограничивает человеческий капитал его образовательной формой, связывая его существование с процессом роста будущих удовлетворений или заработков_

Сравнительный анализ теорий и концепций человеческого капитала, представленный в табл. 1, позволяет нам выделять ряд подходов к определению категории «человеческий капитал». Первый характеризуется тем, что человеческий капитал изучается на основе традиционной методологии в качестве одного из факторов производства. Второй - на основе методологии марксизма, а по существу, близко придерживаясь логики, структуры и категориального обеспечения анализа кругооборота производительного капитала, где человеческий капитал представляется как всеобщая форма экономической жизни и как итог исторического движения общества от присваивающего до производящего хозяйства. В неоклассическом понимании человеческий капитал является статической величиной и определяется такими понятиями, как «доход», «инвестиции». С точки зрения институционального подхода человеческий капитал является многомерной векторной категорией с определенным направлением развития. Анализ понятийного аппарата показал, что под человеческим капиталом представители разных экономических направлений понимают совокупность знаний, умений, навыков, опыта, образования, мотиваций, интеллектуального и творческого потенциала работников. Данную структуризацию с точки зрения системного подхода нельзя считать целостной, так как человеческий капитал не рассматривается как элемент более общей системы, характеризующейся признаками взаимодополняемости её элементов. Поэтому человеческий капитал в системе высшего профессионального образования определяется нами как совокупность накопленных знаний, умений, навыков и мотиваций, выражающихся в системе профессиональной компетентности, образования и интеллекта, культуры, здоровья сознательно используемой человеком в своей деятельности, призванной обеспечивать высокое качество подготовки выпускаемых специалистов.

Существующее современное понятие интеллектуального капитала наиболее близко подходит к качественным характеристикам человеческого капитала системы высшего профессионального образования (ЧК как сложная научная категория имеет качественные и количественные характеристики), ведь основой интеллектуального

капитала выступает именно человеческий, а не наоборот, как полагают некоторые исследователи, ведь, как известно, носителем интеллекта является только человек, а базой человеческого капитала выступают знания. Поэтому первичной задачей управления интеллектуальной компонентой человеческого капитала системы высшего профессионального образования является управление знаниями. А своё развитие человеческий капитал получает в системе непрерывного образования, что доказывают современные исследования [1, с. 32].

В рамках нашего исследования интерес представляет современное понятие инновационного человеческого капитала, под которым понимается «совокупность специалистов в области технических и естественных наук, маркетинговых и управленческих технологий, людей, обладающих предпринимательскими способностями. Ядро инновационного человеческого капитала - это все те, кто обладает сертифицированными знаниями для создания нового продукта и технологиями доведения его до потребителя». Данное понятие отражает важнейшую функцию постоянного поиска нового как предпринимательская деятельность специалистов, однако, по-нашему мнению, не отражает в полной мере сущность инновационности как результата их творческой деятельности.

Определим концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом как особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и развитие творческого потенциала человека в условиях нестабильной внутренней и внешней среды организации, высокой степени неопределенности и рисков. Методологические основы управления человеческим капиталом, исходящие из приоритета инноваций, должны поддерживать преемственность связи инноваций в управлении человеческим капиталом с технологиями управления в прошлом и полнокровной связи с будущим, с той системой управления человеческим капиталом, которая складывается благодаря перманентному потоку инноваций. Должны фиксироваться уже существующие ценности и нормы управления человеческим капиталом организации. Это необходимо для того, чтобы выявлять преемственность между тем, что признано в качестве традиции в управлении человеческим капиталом, и инновациями, и показывать отличия между ними. И вместе с тем необходимо обращаться к тем инновациям, которые могут стать истоком новых технологий, новых институций. Осмысление как тех ценностей, которые уже отложились в традициях, так и тех ценностей, которые могут сложиться благодаря инновациям, -комплексная задача нашего исследования, инновационного управления человеческим капиталом на примере системы высшего профессионального образования.

Анализ многообразия существующих подходов показал, что рассматривая инновации, с одной стороны, с позиции процессного подхода, следует также рассматривать такие процессы, как введение новых подходов, усовершенствование изделий и процессов, а с другой - как результат творческого процесса в виде новой, прогрессивной продукции (техники), технологии, метода и т. д. На наш взгляд, принципиально важным является системное понимание сущности любой инновации, как с позиции процесса, так и результата, тогда инновации - это всегда изменение, нечто новое в любой сфере деятельности, новое знание (новые идеи, результаты НИОКР и т. д.), приносящее экономическую выгоду тем, кто эти изменения реализует.

Под инновационным управлением человеческим капиталом понимаем особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и развитие творческого потенциала человека в условиях нестабильной внутренней и внешней среды организации, высокой степени неопределенности и рисков. Данное определение соотносится с понятиями «инновационное управление трудом», «инновационное управление персоналом» [3, с. 35-39], но дополняет и развивает их путём выявления особых условий его управления и отличительных характеристик инновационного управления человеческим капиталом (табл. 2).

Таблица 2

Отличительные характеристики инновационного управления

человеческим капиталом (ЧК)

Характеристика сравнения Инновационное управление ЧК Традиционное управление ЧК

Объект управления Творческий потенциал и инновационное поведение работников Знания, умения, навыки и мотивация работников

Субъект управления Новаторы (менеджеры-интрапренёры; менеджеры-антрепренеры), инноваторы, инвесторы Линейные и функциональные менеджеры, кадровые службы

Функции управления Формирование инновационного климата организации, развитие интрапренёрства, построение инновационных коммуникаций, непрерывное обучение, создание «обучающихся организаций», мотивация и стимулирование инновационного поведения работников Планирование, организация, мотивация, координация и контроль

Методы управления Повышение содержательности и творческой компоненты труда, создание проектных групп, разработка программ «обогащения труда», поощрение творчества и инициативы, использование нестандартных методов принятия управленческих решений (мозговой штурм, метод решения изобретательских задач и др.). В основном социально-психологические и экономические Административные, экономические

Организационная структура управления Органические, адаптивные структуры Бюрократические, иерархические структуры

Уровень риска управленческих решений Высокий сознательный риск; балансировка совокупных альтернатив, связанных с риском Минимизация риска; следование опыту

Методы стимулирования Использование повремённо-премиальной системы оплаты труда; групповой с использованием индивидуальных коэффициентов; плата за знания и компетенции; поощрение за творчество и инициативу Сдельная и повремённая формы; вознаграждения за стандартный труд

Мотивационная структура ЧК Стремление к творчеству как основной трудовой мотив; самовыражение и самосовершенствование; стремление к оправданному риску Власть, сохранение работы, ясные перспективы

Классификация инноваций в системе высшего образования может быть проведена как по терминальным (области формирования), так и процессуальным критериям (степень новизны, содержание инновации, радикальность, способы и скорость освоения, интенсивность новшеств и др.).

Многоаспектность и сложность инновации и противоречивость её понятийного толкования рождает различные основания для классификации. Существующие в науке подходы, такие как «классификация нововведений» по типам; разделение на технико-технологические и социальные концепции инноватики; признание

наличия научно-технических, управленческих, социальных нововведений. Некоторая односторонность подобных процедур актуализирует теоретико-методологический компонент нашего исследования. По нашему мнению, с точки зрения анализа эффективности инноваций следует использовать в качестве аналитического инструментария матрицу, которая позволяет любую образовательную инновацию оценить комплексно, т. е. с учетом всех возможных последствий, эффектов, влияний (табл. 3).

Таблица 3

Матрица инноваций в управлении человеческим капиталом (УЧК)

в системе высшего образования

Вид/содержание инновации по области формирования Управленческие Организационные Кадровые Социальные Экономические

Организационные УЧК: включение ЧК в интеграцию науки, образования и производства в т. ч. формирование новой инфраструктуры вузов; оценка деятельности вузов по критериям эффективности

Социальные УЧК: выплата стимулирующих бонусов за публикации в журналах ВАК и международных базах

Управленческие УЧК: ис-пользование показателей наукометрии: импакт-фактора; индекса ци-тируемости; индекса Хирша в оценке ЧК вузов

Правовые УЧК: гибкие формы трудового договора и сокращение его сроков; внедрение «эффективных контрактов»

Педагогические (в т. ч. методические) Подготовка ЧК: реализация ком-петентност-ного подхода; перевод программы подготовки в аспирантуре из разряда программ «послевузовского образования» в разряд программ «третьего уровня высшего образования»; создание исследовательских школ

Так, например, оценим такую инновацию, как формирование новой инфраструктуры вузов, которое характеризуется их реструктуризацией, а именно появлением новых подразделений и их укрупнение, например, появление институтов как структурных единиц университетов вместо факультетов с новыми задачами и функциями, стоящими перед ними. Это, безусловно, можно считать проявлением организационного эффекта инноваций в области управления, а её экономическим - новая система должностей и бонусов в инновационной структуре вуза. Использование показателей наукометрии при оценке человеческого капитала вузов (их научной деятельности), а именно имакт-фактора, индекса цитирования и индекса Хирша, характеризуется как кадровой компонентой, так и управленческой. Однако следует отметить, что данные показатели далеко не объективны и имеют ряд негативных эффектов. Так, например, индекс цитирования, с одной стороны, отражает востребованность исследования, но с другой - не отражает ранние достижения, так как первичная работа (открытие, изобретение) цитируется плохо, поскольку мало известна, а ссылки идут на вторичную работу, обзор и т. д. Индекс Хирша будет больше у того учёного, кто просто старше. Данный показатель также совершенно не учитывает вклад исследователя в работу, а в соавторстве работы его вообще нельзя учесть.

Как показало наше исследование, инновации в управлении человеческим капиталом характеризуются низкой скоростью осуществления инновационного процесса. Так, инновационный лаг, т. е. временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций, может составлять десятки лет. Например, первая идея наукоградов появилась в России в 1991 г. в г. Жуковском Московской области (авторы Никаноров С.П. и Никитина Н.К.) и приняла законодательную базу в 1999 г.1, а реализовалась она только в 2000 г. в г. Обнинске (табл. 4).

Таблица 4

Примеры элементов инновационного управления человеческим капиталом в вузах России

Название вуза Инновации Источник информации

Омский государственный технический университет Методические (педагогические) в программах повышения квалификации за счет создания научно-образовательного центра Кайгородцева Н.В., Одинец М.Н. Модульный принцип организации программы повышения квалификации // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 159-163

1 ФЗ «О статусе наукограда» от 07 апреля 1999 г. № 70-ФЗ./ [Электронный ресурс]. URL: www //минобрнауки. рф/ (дата обращения: 25.05.2016).

93

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Кадровые: исследовательские (докторские) школы как новая организационная модель реализации структурированных аспирантских программ Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 77-89

Национальный исследовательский Томский политехнический университет Управленческие: новая функция и роль библиотеки вуза в организации многофункциональной образовательной среды Поспелова А.А., Цупцумия Р.Р. Вузовская библиотека как многофункциональная среда // Высшее образование в России. 2015. № 5. С.164-167

Санкт- Петербургский университет аэрокосмического приборостроения Организационные: принята инновационно-технологическая концепция развития вуза, опирающаяся на создание проект-но-технологической магистратуры. Создан новый управляющий орган - научно-технический совет Самуйлова А. Цель - инновации // В полет. 2016. № 3. С. 2

Ставропольский государственный аграрный университет Организационная: развитие инновационной инфраструктуры университета - создание научно-инновационного учебного центра Морозов В.Ю., Безина Ю.А., Самойленко В.В. Научно-инновационная деятельность СтГАУ: тенденции и результаты // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 87-91

Южный федеральный университет Организационные: создание внутриуниверситетского научно-исследовательского института Муханов Е.Л. Об опыте функционирования внутри-университетского НИИ // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 116-121

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Управленческие: новая стратегия вуза в области научно-исследовательской деятельности ППС Лазарев Г.И., Терентьева Т.В. Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 10-17

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Кадровые: новые методические подходы к повышению публикационной активности и её стимулирования на уровне автора и организации Николенко В.Н., Вялков А.И., Мартынчик С.А., Глухова Е.А. Подходы к оценке эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе // Высшее образование в России. 2014. №10. С. 18-24

Таким образом, современное инновационное управление человеческим капиталом вуза характеризуется различными по областям формирования инновациями: методическими, кадровыми, инфраструктурными и т. д. Так, с 2008 г. в российской высшей школе происходят изменения правового положения бюджетных учреждений -выделение учреждений трёх типов: автономных, новых бюджетных и казенных; переход на нормативно-подушевое финансирование; отказ от Единой тарифной сетки для дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы; существенный рост прав и возможностей вузов на определение направлений использования госбюджетных средств, в том числе и на оплату труда. В Государственной программе РФ «Развитие образования», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, впервые с начала реформ в российской высшей школе была сформулирована стратегия оптимизации сети вузов в сторону их сокращения и повышения к 2018 г. соотношения числа студентов на одного преподавателя до 12:1, что реально означает сокращение не менее 30 % численности научно-педагогических кадров. Вместе с тем, несмотря на существенное сокращение численности научно-педагогических кадров, общие показатели уровня заработной платы вузовских преподавателей продолжают оставаться ниже обещанных. Это подтверждается следующими данными: численность профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных вузов с 322,1 тыс. чел. в 2005/2006 уч. г. сократилась к 2013/ 2014 г. до 288,2 тыс. чел. (более чем на 11 %) при этом среднемесячная начисленная заработная плата в целом по экономике РФ в ноябре 2014 г. составляла 32546 р., а в сфере образования - 26849 р. [4, с. 29]. Очевидно, что такой уровень заработной платы не позволяет осуществлять воспроизводство человеческого капитала высшей школы на соответствующем уровне.

Таким образом, концептуальные аспекты инновационного управления человеческим капиталом вуза, с одной стороны, включают специфические особенности самого человеческого капитала вуза в силу характера деятельности научно-педагогических кадров, а с другой - разнообразные стороны инноваций, прежде всего процессных, таких как организационно-экономические, управленческие, социальные, кадровые и т. д.

Список литературы

1. Борщева Н.Л. Развитие человеческого капитала: системный подход в непрерывном образовании // Экономика образования. - 2016. - № 01. -С. 31-39.

2. Галустян О.В. Технологии менеджмента в образовательном процессе высшей школы // Экономика образования. - № 2. - 2016. - С. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.