ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК:336
SINGLE TAX PAYMENT MECHANISM AS AN ELEMENT OF TAX ADMINISTRATION
Dyuzhov Alexey Vladimirovich
candidate eq. Sciences, Associate Professor, Associate Professor
Russian economic University named after G. V. Plekhanov Moscow city
МЕХАНИЗМ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАТЕЖА КАК ЭЛЕМНТ НАЛОГОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Дюжов Алексей Владимирович
кандидат эк. наук, доцент, доцент Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
г. Москва
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.84.301
Annotation. The efficiency of the budget and the well-being of citizens directly depend on how well the mechanisms of the tax system work. The regulation of the mechanisms of the tax system occurs through the adoption of legal and by-laws on tax issues. From January 1, 2023, all taxpayers must switch to the single tax payment. The concept of a single tax payment involves the payment of funds to a special account of the Federal Treasury. The article discusses the features of the application of the single tax payment mechanism, its advantages and disadvantages.
Аннотация. От того насколько слажено работают механизмы налоговой системы, напрямую зависит наполняемость бюджета и благосостояние граждан. Регулирование механизмов налоговой системы происходит путем принятия законных и подзаконных актов по налоговым вопросам. С 1 января 2023 года на применение единого налогового платежа должны перейти все налогоплательщики. Концепция единого налогового платежа предполагает уплату денежных средств на специальный счет Федерального казначейства. В статье рассмотрены особенности применения механизма единого налогового платежа, его преимущества и недостатки.
Key words: single tax payment, single tax account, tax administration.
Ключевые слова: единый налоговый платеж, единый налоговый счет, налоговое администрирование.
Важнейшей финансовой составляющей любого государства является совокупность обязательных платеже, которая позволяет насыщать финансовую систему путем аккумуляции денежных средств, в последствии используемых на финансирование экономических и социальных задач. От того насколько слажено работают механизмы налоговой системы, напрямую зависит наполняемость бюджета и благосостояние граждан. Регулирование механизмов налоговой системы происходит путем принятия законных и подзаконных актов по налоговым вопросам. Налоговое право, включающее нормативно-правовые акты по налоговым вопросам, является динамично развивающейся отраслью права, богатой на новеллы законодательства. На общем фоне изменений законодательства, поправки, вносимые Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ затрагиваю порядок уплаты всех обязательных платежей, что влечет за собой серьёзную перестройку в налоговом администрирование каждого обязательного платежа. Речь идет о появлении в обиходе налогоплательщика такого понятия как единый налоговый платеж и единый
налоговый счет. Необходимо отметить, что работа по внедрению в законодательство данных категорий началась с 2018 года, когда был принят Федеральный закон от 29.07.2018 N 232-Ф3, устанавливающий применение единого налогового платежа для физических лиц. Концепция единого налогового платежа предполагает уплату денежных средств на специальный счет Федерального казначейства, в последствии, с этого счета будут списываться средства в счет уплаты налоговых обязанностей физического лица. Эта концепция хорошо взаимодействует с порядком исчисления налога, который применяется в отношении основной массы налогоплательщиков - физических лиц. Согласно этому порядку, налогоплательщик -физическое лицо получает от налогового органа документ, в котором содержаться расчеты по тем налогам, которые он должен уплачивать. После этого налогоплательщик вносит необходимую сумму денежных средств на единый налоговый счет, а затем, в установленный срок денежные средства списываются. С 1 июля по 31 декабря 2022 года проходит эксперимент по использованию этого механизма организациями и
индивидуальными предпринимателями, а уже с 1 января 2023 года на применение единого налогового платежа должны перейти все налогоплательщики.
Цель перехода на уплату единого налогового платежа заключается в упрощении администрирования расчетов с бюджетом и значительном сокращении количества
невыясненных платежей из-за допущения ошибок в полях платежных документов. Изменения не повлияют на процедуру и сроки предоставления отчетности.
Переход организации и индивидуального предпринимателя на уплату единого налогового платежа окажет значительное влияние на такой элемент налога как порядок уплаты. Порядок уплаты — это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет на счет Федерального казначейства. Он предполагает определение следующего:
- вид средств уплаты налогов. Как правило, налоги, сборы и страховые взносы платятся в рублях, но могут в иностранной валюте;
- механизма платежа. Большинство налогов уплачиваются, исходя из фактических данных за соответствующий период. По налогу может быть предусмотрено внесение авансовых платежей. Так, в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» определено, что налогоплательщики - организации в течение квартала производят уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из сумм таких же ежемесячных авансовых платежей предыдущего отчетного периода. По окончании отчетного периода налогоплательщики определяют сумму налога, исходя из фактически полученной прибыли с учетом внесенных авансовых платежей. Уплата авансовых платежей предусмотрена и по другим налогам, но механизм определения этих авансов отличается;
- субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (перечислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик, представитель или налоговый агент;
- форму уплаты налога (наличная, безналичная);
- направление платежа. Иными словами, в какой бюджет бюджетной системы РФ данный налог должен поступить. Уникальность документа платежного поручения заключается в наличии такого реквизита как код бюджетный классификации (КБК). Этот код устанавливается приказом Минфина России от 17.05.2022 N 75н и определяет адресат получения платежа. Порядок оформления платежного поручения по единому налоговому платежу закреплен в приказе ФНС от 02.03.2022 № ЕД-7-8/178@. В соответствии с приказом предлагается вносить КБК в единый налоговый платеж, что не совсем соответствует концепции его применения, так как налогоплательщику взамен заполнения разных платежных поручений на каждую сумму налога к
уплате в бюджет будет достаточно внести средства на единый счет, указав реквизиты:
- суммы платежа;
- ИНН, КПП, ОКТМО.
Перечисленные денежные средства будут автоматически распределяться налоговыми органами в счет уплаты обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.
Важно отметить, что применения налогового режима, общего или специальных не влияет на механизм единого налогового платежа.
Единым налоговым платежом можно будет оплатить обязанность по:
• налогам, в том числе НДФЛ в качестве налогового агента;
• авансовым платежам по налогам;
• страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности и материнства;
• сборам, кроме госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ;
• пеням, штрафам и процентам.
После перечисления платежа, он будет зачтен в счет уплаты налогов, сборов и взносам. Следующим действием налогоплательщик будет подача в инспекцию специального уведомления.
Проведение зачета единого налогового платежа будет проводится в следующей последовательности:
- недоимки засчитают, начиная с тех, которые выявили раньше;
- текущие налоги и взносы — на дату уплаты;
- пеня, проценты и штрафы.
Если на одну и туже дату выпадает несколько обязательных платежей, а суммы единого налогового платежа для покрытия всей задолженности недостаточно, то сумму распределят пропорционально, что приведет к появлению недоимке по всем налогам. Аналогичная процедура действует в отношении пеней процентов и штрафов.
Например, 15 декабря 2022 г. истекает срок следующих платежей в общей сумме 600 000 руб.: взносов на ОПС - 440 000 руб., на ОМС - 102 000 руб., по ВНиМ - 58 000 руб. Если остаток ЕНП составляет 60 000 руб., его недостаточно для погашения этих платежей. Инспекция зачтет остаток ЕНП 60 000 руб. в такой пропорции: в счет взносов на ОПС - 44 000 руб., на ОМС - 10 200 руб., по ВНиМ - 5 800 руб.
Срок предоставления уведомления зависит от статуса, в котором находится налогоплательщик: если он исполняет свою налоговую обязанность, то уведомление необходимо подать за пять дней до срока его уплаты по действующему законодательству, если он исполняет функции налогового агента , то необходимо предоставить уведомление об удержанной сумме НДФЛ не позднее 5-го числа месяца, следующего за тем, в котором был перечислен НДФЛ. После получения уведомления, у инспекции будет информация об
исчисленных платежах по налогам и страховым взносам, в счет которых необходимо зачесть суммы единого налогового платежа.
Организации и индивидуальные
предприниматели, могут обратиться в инспекцию за возвратом из бюджета денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа. Инспекция возвращает им остаток единого налогового платежа, который на момент обращения за возвратом не был зачтен в счет исполнения обязательств перед бюджетом.
Заявление о возврате единого налогового платежа подается по специальной форме. Эта форма, а также формат представления утверждены приказом ФНС России от 11.05.2022 N ЕД-7-8/389@. В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления инспекция принимает решение о возврате или об отказе.
Срок возврата переплаты составляет один месяц со дня, когда заявление получено инспекцией. Если этот срок нарушен, то на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни просрочки.
Если стороннее лицо уплатило единый налоговый платеж за другого налогоплательщика, то уплаченные средства из бюджета стороннему лицу не вернут.
Безусловно, пока рано говорить о положительных или отрицательных сторонах механизма единого налогового платежа. В содержание концепции заложена главная мысль -это упростить работу налогоплательщика с большим количеством направлений платежа, а таже повысить эффективность налогового администрирования со стороны налоговых органов и органов федерального казначейства. На деле в период проведения тестового режима уже встречается ряд проблем и вопросов применения системы единого налогового платежа. Во- первых, это затраты налогоплательщика на переход применения единого налогового платежа. Речь идет о расходах на перестройку программных продуктов учета и включение дополнительных операций. Во-вторых, концепция единого налогового платежа на практике оказывается лишь теорией, так как помимо уплаты основного состава обязательных платежей, по-прежнему отдельно уплачиваются НДС и НДФЛ при исполнении функций налогового
агента, а также авансовые платежи по налогам и суммы страховых взносов. В-третьих, возникает необходимость расчета суммы для заполнения налогового уведомления, а для расчета налога остается порядка 5 дней.
Список литературы/ References
1. Федеральный закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ (Федеральный закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования". Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)
4. Приказ Минфина России от 17.05.2022 N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2022 N 69202).
5. Приказ ФНС России от 11.05.2022 N ЕД-7-8/389@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении возврата суммы единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, и формата представления заявления о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2022 N 68859)
6. Приказ ФНС России от 02.03.2022 N ЕД-7-8/178@ "Об утверждении формы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, а также формата его представления в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68254)