ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Е.В. Петренко, магистрант
Научный руководитель: Е.Г. Васильева, канд. юрид. наук, доцент
Северо-Кавказского филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-155-158
Аннотация. Развитие цифровых технологий, позволяющих снизить стоимость и повысить скорость проведения операций, стало общемировой тенденцией, затрагивающей все сферы жизни общества. В настоящей статье рассмотрены перспективы внедрения единого налогового счета, проанализирован законопроект о едином налоговом счете, дана его характеристика, описаны ключевые аспекты единого налогового счета. Предложена концепция нового механизма исполнения налоговой обязанности.
Ключевые слова: цифровизация, налоговая система, единый налоговый счет, единый налоговый платеж, совокупная налоговая обязанность, налоговое администрирование.
Вопрос упрощения исполнения обязанностей налогоплательщиков обсуждается учеными теоретиками и правоприменителями продолжительный период времени. Возрастание вычислительной мощности всех технических устройств, а также их активного внедрения во все сферы жизни общества создает возможность упрощения проведения некоторых операций.
24.12.2021 года внесен законопроект № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов) [1] (далее - законопроект № 46702-8). Данный законопроект предусматривает установление единого налогового счета (далее -ЕНС) для обеспечения упрощения налогоплательщикам условий перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые планируется осуществлять посредством единого налогового платежа (Далее ЕНП). Столь масштабные изменения в действующее налоговое законодательство отражают необходимость цифро-визации финансово-правовой сферы деятельности государства.
Данный законопроект устанавливает следующее определение единого налогового платежа - денежные средства, перечисляемые налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом в
бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства в счет исполнения его совокупной обязанности, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с НК РФ.
Кроме того, авторами законопроекта предусмотрено признание в качестве ЕНП: уточнения платежа, принятия налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога в день принятия соответствующего решения; принятия налоговым органом решения о зачете суммы денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета, в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов в день принятия соответствующего решения.
Обращаем внимание - единым налоговым счетом признается новая обязательная форма учета налоговыми органами налоговой обязанности денежного выражения совокупной обязанности, денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Законопроектом предлагается вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений с огромным количеством реквизитов внедрить институт единого налогового счета, открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН налогоплательщика [2]. При этом налоговый орган на основе имеющейся у него информации и документов самостоятельно засчитывает единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов, в том числе на основании информации, представляемой в некоторых случаях плательщиком.
Убеждены, что данный подход к обязанности налогоплательщика является принципиально новым для всего российского законодательства, а также для налогового законодательства всех стран мира. Как указывает Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам А.М. Макаров, представленный законопроект имеет схожие аналоги в 22 странах, однако настолько технологичных и обладающих широким диапазоном воздействия проектов нет ни в одной стране мира [3]. Законопроект № 46702-8 полностью меняет существующий механизм уплаты и администрирования налогов путем установления единых сроков уплаты налогов и введения единого налогового счета, на который плательщики будут перечислять единый налоговый платеж, засчитываемый налоговым органом самостоятельно в счет исполнения обязанностей плательщиков по уплате всех видов налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в установленном порядке - сперва взыскивается недоимка, затем налоги, сборы, страховые взносы, затем пени, штрафы, проценты.
Вместе с тем, ЕНС предусматривает наличие остатка на таком счете (положительное сальдо) в случае, если общая сумма денежных средств, перечисленных и
(или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше суммы совокупной обязанности налогоплательщика. Положительное сальдо, может быть возвращено по заявлению налогоплательщика в течение суток, либо учтено в качестве оплаты по предстоящему платежу, а также в качестве оплаты по совокупной обязанности иного налогоплательщика, по заявлению с указанием минимального количества реквизитов (идентификационного номера налогоплательщика).
Совокупная обязанность учитывается на едином налогом счете лица в валюте Российской Федерации на основе налоговых деклараций, расчетов сумм налога, расчетов авансовых платежей, расчетов по страховым взносам, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговые органы, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов. Таким образом, законопроект напрямую не предусматривает авансового порядка уплаты совокупной обязанности, однако не отрицает возможности его применения, в частности путем заведомо завышенной суммы налогового платежа.
Представляется, что необходимой составляющей введения ЕНС является расширение сервисных возможной ФНС России, а именно онлайн доступности для плательщиков детализации начислений и уплаты налогов, а также дальнейшей интеграции с 1Т-платформами. На данный момент вопрос технической составляющей проекта стоит достаточно остро, поскольку требует значительных расходов в этой части как на само оборудование, так и на создание специального программного обеспечения, в связи с возрастанием требуемой вычислительной мощности.
Одним из наиболее важных вопросов является определение сроков возникновения задолженности по уплате совокупной обязанности и начисления пени. Так, заключение на проект федерального закона № 46702-8, указывает, что определения задолженности и совокупной обязанности, сформулированные в проектируемых аб-
зацах восемнадцатом и девятнадцатом пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [4], также как и определение сальдо, данное в проектируемой статье 113 НК РФ, не содержат указания на срок их образования, что влечет неопределенность в отношении момента возникновения, например, отрицательного сальдо применительно к определению задолженности и наличию оснований для применения мер принудительного взыскания или положительного сальдо применительно к разрешению вопроса о наличии оснований для возврата.
Исходя из необходимости предоставления всей налоговой отчетности 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также установления единого срока уплаты 25-го числа месяца, для уплаты налога, удержанного за период с 20-го числа предыдущего месяца по 19-е число текущего месяца, представляется возможным установить срок для образования отрицательного сальдо по совокупной обязанности с 20 числа месяца, в который такая обязанности должна быть уплачена. В случае повторной неуплаты налога, расчет совокупной задолженности можно произвести путем простого сложения суммы предыдущей задолженности с суммой задолженности за текущий период [5].
Положительное сальдо должно быть образовано непосредственно сразу после изъятия денежных средств налоговым органом с единого налогового счета. Такое изъятие должно производиться в автоматизированном порядке, в связи с чем, получится избежать переплат. После автоматического изъятия суммы совокупной обязанности оставшееся на счету положительное сальдо само по себе должно явиться основанием для возврата по заявлению. Такой подход обеспечит максимальное удобство налогоплательщику.
Кроме того, отсутствие порядка определения срока возникновения задолженности привело, в частности, к правовой неопре-
деленности в вопросе начисления пени. В редакции пункта 1 статьи 75 НК РФ законопроекта № 46702-8 отсутствует прямое указание будет ли начисление пени производиться по каждому конкретному налогу или по совокупной обязанности. Вероятно, формулировка определения пеней сформулирована ошибочно, поскольку в целом концепция ЕНС предполагает начисление пеней по совокупной обязанности.
Данное положение приведет к вопросам со стороны налогоплательщиков, поскольку не позволяет отслеживать по какому именно налогу прошел платеж. Полагаем, что следует доработать данный законопроект с точки зрения принципа оптимальности и реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости и иных социальных, экономических и юридических предпосылок. В рамках комментируемого законопроекта наиболее обоснованным стало бы начисление пени по каждому конкретному налогу, не исключая при этом возможности установления начисления пени за совокупную обязанность для различных налоговых режимов.
ЕНС представляет собой новый институт, который кардинально изменит порядок исполнения налоговой обязанности, его неоспоримым достоинством является упрощение и ускорение процессов в сфере налогообложения, однако очевидна необходимость доработки законопроекта в части определения сроков, разделения пеней по отдельным видам налогов и сборов и ряда иных вопросов.
В условиях цифровизации экономики особую важность представляют правовые изменения в сфере налогового администрирования, поскольку именно цифрови-зация предполагает упрощение и ускорение всех действующих в стране процессов, следовательно, влечет за собой снижение стоимости таких процессов, что крайне важно для налогоплательщиков.
Библиографический список
1. Проект федерального закона № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8 (дата обращения: 16.06.2022).
2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8 (дата обращения: 16.06.2022).
3. О проекте федерального закона № 46702-8 [Видеозапись]: Рассмотрение законопроекта Гос. Думы Федер. Собр. Рос. Федерации в первом чтении 15.02.2022 (А.М. Макаров). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8 (дата обращения: 16.06.2022).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Заключение на проект федерального закона № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8 (дата обращения: 16.06.2022).
SINGLE TAX ACCOUNT: DIGITALIZATION OF FINANCIAL AND LEGAL
ACTIVITIES OF THE STATE
E.V. Petrenko, Graduate Student
Supervisor: E.G. Vasilyeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor North Caucasian branch of the Russian State University of Justice (Russia, Krasnodar)
Abstract. The development of digital technologies that reduce the cost and increase the speed of transactions has become a global trend affecting all areas of society. This article discusses the prospects for the introduction of a single tax account, analyzes the draft law on a single tax account, gives its characteristics, describes the key aspects of a single tax account. The concept of a new mechanism for the execution of tax obligations is proposed.
Keywords: digitalization, tax system, single tax account, single tax payment, total tax liability, tax administration.