Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ ДЛЯ БИЗНЕСА: НОВЫЙ ЭТАП ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ ДЛЯ БИЗНЕСА: НОВЫЙ ЭТАП ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / ЕНП / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ / АВАНСОВАЯ КОПИЛКА / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Евгения Григорьевна

Автор анализирует ключевые положения и отдельные новации законопроекта о введении единого налогового платежа для организаций и индивидуальных предпринимателей, для применения которых требуется разработка новой автоматизированной информационной системы. Отмечает положительные черты и возможные сложности при применении нового механизма взимания налогового платежа в современных условиях. Предлагает ряд мероприятий для обеспечения эффективной реализации новых подходов к исполнению налогоплательщиками налоговой обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGLE TAX PAYMENT FOR BUSINESS: A NEW STAGE OF DIGITALIZATION IN THE SPHERE OF TAXATION

The author analyzes the key provisions and individual innovations of the bill on the introduction of a single tax payment for organizations and individual entrepreneurs, the application of which requires the development of a new automated information system. He notes the positive features and possible difficulties in applying the new mechanism for collecting tax payments in modern conditions. It proposes a number of measures to ensure the effective implementation of new approaches to the fulfillment of tax obligations by taxpayers.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ ДЛЯ БИЗНЕСА: НОВЫЙ ЭТАП ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

001: 10.24412/2072-4098-2022-3246-92-99

Единый налоговый платеж для бизнеса: новый этап цифровизации в сфере налогообложения

Е.Г. Васильева

доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат юридических наук (г. Краснодар)

Евгения Григорьевна Васильева, vasileva_e80@mail.ru

В настоящее время происходят цифровая трансформация финансовой сферы, становление новой виртуальной формы экономики. Поэтапно осуществляется циф-ровизация всего общества и всех сфер жизнедеятельности. Рынок финансовых технологий остается самым растущим в мире. В сложившихся условиях приоритетное значение приобретают цифровая экономика и цифровые финансовые технологии (далее также - финтех). В связи с этим возникают вопросы нормативного регулирования и адаптации российского законодательства к новым реалиям финтеха. Не следует забывать о том, что цифровые технологии несут не только новые возможности, но и новые риски, которые сложно просчитать в полном объеме заблаговременно. Следует подчеркнуть, что риски при введении новых технологий есть всегда, поскольку новое - это всегда определенный риск безопасности, особенно это стало актуальным с введением новых финансовых технологий в налоговой сфере.

В результате предложенных законодателем нововведений 1 организации и индивидуальные предприниматели с 2022 года смогут использовать единый налоговый платеж (далее также - ЕНП) для исполне-

ния налоговых обязательств в новом формате. ЕНП позволит одним платежным поручением оплатить все налоги, авансовые платежи и иные задолженности, образующие недоимку. В отношении имущественных налогов физических лиц с 2019 года действует похожий механизм оплаты налогов, а с 2020 года ЕНП может применяться физическими лицами.

Обратившись к истории этого вопроса, отмечу, что с 2019 года в России введен новый, альтернативный традиционному, способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 год (транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога). Произошедшие изменения были существенно подкреплены новыми нормами законодательства в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами 2. Это привело к появлению нового кода бюджетной классификации (далее - КБК) для единого налогового платежа физического лица 182 1 06 07000 01 1000 110.

Таким образом, с 2018 года в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - единый налоговый платеж (статья 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от № 232-Ф3) 3.

См. законопроект «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 232-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового

кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в редакции от 23 ноября 2020 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2021 года).

С 1 января 2020 года вступили в силу новые изменения в отношении НДФЛ 4.

На основании положений статьи 45.1 НК РФ можно сделать вывод о том, что единый налоговый платеж физических лиц представляет собой определенную денежную сумму, которую налогоплательщик в добровольном порядке перечисляет в бюджет в счет уплаты НДФЛ, а также в счет уплаты различных имущественных налогов. Что касается величины сумм и периодичности их внесения, то их налогоплательщик определяет самостоятельно, - зная свои налоги, налогоплательщик может распределить их во времени и выбрать наиболее комфортную для себя схему оплаты. Отмечу, что внесение оплаты возможно различными способами 5, а произвести оплату можно лично (эту обязанность может исполнить и любое иное лицо).

Думается, что сегодня единый налоговый платеж для физических лиц условно можно назвать «авансовой копилкой» для хранения необходимых средств для оплаты налогов до наступления срока платежа. Важно, что ЕНП - это добровольный платеж для физических лиц, его ввели для уплаты имущественных налогов авансом, то есть до момента начисления налога. Особенно это наглядно проявляется в отношении сроков его оплаты. Обращает на себя внимание то, что вносить единый платеж можно через личный кабинет налогоплательщика. При этом следует понимать, что в течение года он будет отражаться как аванс, а 1 декабря текущего года зачтется в счет налогов, но никак не раньше, что не совсем удобно в части досрочного исполнения налоговой обязанности. Кроме того, зачет проведет сама налоговая инспекция по следующему принципу: сначала погашаются долги, затем - начисленные налоги начиная

с меньших сумм.

Порядок внесения единого налогового платежа для бизнеса будет фактически таким же, но с определенными нюансами и особенностями.

По моему убеждению, единый налоговый платеж - это относительно новый способ взимания денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) на добровольной основе, но при определенных условиях.

В проекте закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» 6 предлагается изменить название статьи 45.1 и изложить ее в новой редакции. В частности, в новой редакции пункта 3 статьи 45.1 указывается, что зачет сумм ЕНП налоговый орган осуществляет самостоятельно либо в счет будущих платежей налогоплательщика, либо в счет уплаты недоимки или задолженности, если таковые имеются. Что касается излишне уплаченных сумм налога, то они могут быть направлены в счет уплаты ЕНП налогоплательщика. Согласно пункту 10 статьи 54.1 НК РФ в обязанность налогового органа входит уведомление налогоплательщика о принятом решении направления в зачет денежных средств, которые были им уплачены в качестве ЕНП, а также о принятии отрицательного решения по вопросу осуществления такого зачета. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня принятия того или иного решения уведомить о нем налогоплательщика. Следует отметить, что если зачет налогового платежа в счет уплаты налога налогоплательщиком-организацией налоговым органом осуществляется на сумму, превышающую 1,5 миллиона рублей, в течение одного квартала, то в части суммы, которая превышает 1,5 миллиона рублей, обязанность

4 См. Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26 марта 2020 года.

5 Подробнее см. Гоишина Т.А. Налоговая политика России и деятельность ФНС // Коммерсантъ. 2020. № 163.

6 Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». С. 6.

по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной со дня, когда налоговым органом было принято решение о зачете ЕНП.

Охарактеризуем новый вид российского налогового платежа для бизнеса в рамках обсуждаемого законопроекта.

Во-первых, способ взимания денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей будет иметь добровольный, заявительный характер. Возможность оплаты налогов по действующему механизму, то есть по соответствующим налоговым обязательствам, у такой категории лиц сохранится.

В Министерстве финансов Российской Федерации уверены, что указанные поправки будут способствовать формированию наиболее удобных условий для налогоплательщиков. Кроме того, они помогут максимально упростить порядок исполнения налогоплательщиками своих обязательств, а также сократить время, которое требуется для оформления различных расчетных документов.

Сегодня обязанность по уплате налогов физическими лицами считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа при условии, что на нем достаточно остатка денежных средств на дату платежа. Но по факту, если налогоплательщик произвел уплату с помощью ЕНП, налоги будут зачтены, а обязанность будет считаться исполненной только при наступлении 1 декабря очередного налогового периода (до этого момента это числится как аванс на едином КБК 18210607000011000110). При произведении оплаты по старому порядку, на основании налогового уведомления, обязанность будет считаться исполненной в рамках статьи 45 НК РФ в день оплаты при безналичном порядке. Таким образом, используя ЕНП, реально денежные средства будут зачтены только после 1 декабря очередного налогового периода, что существенно отличается от действующего порядка уплаты

(денежные средства в течение, как правило, 5 банковских дней зачисляются в бюджет).

Во-вторых, в рассматриваемом законопроекте указано, что налоговый орган будет самостоятельно учитывать перечисленные налогоплательщиком средства в качестве единого налогового платежа исходя из имеющихся у налогового органа документов.

В-третьих, законопроектом предусматривается очередность распределения поступивших сумм. В первую очередь будет осуществляться покрытие имеющейся у налогоплательщика недоимки, которая имеет наиболее ранний срок возникновения. Если такая недоимка отсутствует, то денежные средства будут направляться на уплату обязательного платежа с самым ранним сроком уплаты. В последнюю очередь денежные средства могут быть направлены на уплату задолженности налогоплательщика по штрафам и пеням, которые имеют наиболее ранние сроки возникновения. В случае если налоговым органом не засчитыва-ется единый платеж, то налогоплательщик может оставшиеся денежные средства вернуть.

По мнению законодателя, формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика даст возможность устранить случаи излишнего начисления штрафов и пеней.

Однако этот вывод вызывает сомнения по следующим причинам. Действительно, создание единого сальдо расчетов плательщика с бюджетом (единый налоговый счет) чисто арифметически уменьшит суммы начисленных пеней (что потребует внесения дополнения в статью 75 НК РФ). Это будет выгодно для налогоплательщиков, поскольку начисления будут осуществляться только на одну, итоговую, сумму. В то же время применение принудительных мер воздействия, отдельных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности (в рамках главы 11 НК РФ) может создать трудности и путаницу для плательщика, который мо-

жет не понять, за что именно применяются меры принудительного воздействия (сложно будет разобрать без обращения в налоговый орган).

Представляется, что введение принудительного порядка исполнения налоговой обязанности при реализации досудебных процедур бесспорного порядка взыскания потребует корректировки статей 46 и 47 НК РФ.

Между тем отражение результатов расчетов между бюджетами, бюджетом и плательщиком в виде единой суммы, безусловно, вызовет вопросы о необходимости конкретизации вида платежа, что вполне закономерно для налогоплательщика. Указанные факты, несомненно, отразятся на работе налоговых органов - будет увеличена нагрузка при налоговом администрировании.

В целях единообразия проводимых расчетов налоговым органам, безусловно, будет удобно и эффективно работать с единым сальдо расчетов плательщика, что уменьшит нагрузку на налоговые инспекции в части начисления пеней, применения принудительных мер взыскания отдельно в отношении каждого налога, пеней, недоимки и осуществления зачетов (возвратов денежных средств). Но чтобы такая работа была слаженной, очевидно, что потребуется новый программный продукт - автоматизированная информационная система единого налогового платежа в целях эффективного администрирования рассматриваемых платежей. Представляется, что для того чтобы технический процесс зачета в рамках ЕНП проходил без ошибок и сбоев, потребуется его техническое сопровождение - разработка и использование в работе специальной программы, автоматического сервиса - аналога «автоплатежа», то есть программы, которую в настоящее время применяют налоговые органы (АИС, ранее ЭОД).

Разработчики предполагают, что предложенная ими система уплаты налогов даст возможность создать максимально комфортные условия для бизнеса в части исполнения обязанности по уплате налогов, позволит сократить издержки всех участвующих в расчетно-кассовых операциях субъектов, а также сократить временные затраты на оформление расчетных документов. Кроме того, законопроектом предполагается, что со дня вступления закона в силу новые положения начнут действовать в отношении правоотношений, которые непосредственно связаны с единым налоговым платежом, внесенным физическими лицами до вступления закона в силу.

Проанализировав законопроект, можно выделить цель изменения норм законодательства, касающихся рассматриваемых вопросов, - совершенствование порядка исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. С помощью таких изменений появится возможность улучшения налогового администрирования организаций и индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что предпосылки к изменению положений статьи 45.1 НК РФ возникли прежде всего из-за того, что налогоплательщики при оплате налогов по существующей системе допускают ошибки при заполнении платежных документов. Некоторые плательщики несвоевременно уплачивают налоги в бюджеты. Все эти факторы приводят к негативным последствиям и начислению пеней 7.

Как положительный момент следует расценивать то, что плательщик сможет оплачивать налоги, торговые сборы и страховые платежи одним платежом. Не нужно будет уточнять вид платежа, а также его срок уплаты и принадлежность к бюджету бюджетной системы Российской Федерации, что также является плюсом изменений. При этом налоговый орган самостоятельно будет осу-

7 Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». С. 8. https://minfin.gov.ru/ru/document/npa_projects/?id_4=6702

ществлять зачет полученных средств в счет обязательств налогоплательщика 8. Все это будет способствовать эффективной и слаженной работе налоговых органов.

При оплате налогов по существующей системе будет предусмотрено, что если вдруг у компании образуется переплата, то можно будет перевести эти средства на счет единого налогового платежа и эти деньги будут списаны на погашение налогов. Порядок зачисления суммы ЕНП будет таков: налоговый орган будет засчитывать деньги начиная с того налога или сбора, по которому сумма меньше, такой же порядок будет и в отношении недоимок. У компаний будет возможность запросить возврат средств только в случае отсутствия задолженности. Все перечисленные процессы будут выполняться автоматически, в рамках технических процессов.

К плюсам планируемых изменений ЕНП относится и то, что возможность применения единого налогового платежа для организаций и ИП позволит упростить порядок уплаты налоговых обязательств перед бюджетом, взимание дополнительных платежей с бизнеса предусмотрено не будет. Очевидно, это также сократит время оформления документов. Организации и ИП смогут избавиться от огромного количества «бумаг», заполняемых для исполнения налоговой обязанности по существующему порядку, что позволит своевременно исполнять их.

Тем не менее нововведения возлагают дополнительную нагрузку на налоговые органы, поскольку для безупречной и слаженной работы потребуется скорректировать механизмы анализа, обработки информации, получаемой налоговыми органами при осуществлении оплаты с помощью единого налогового платежа. Для этого технические процессы должны быть безупречными. Представляется, что для эффективной работы налоговых органов с ЕНП потребуется создание Федеральной налоговой службой

новой автоматизированной информационной системы для распознавания сроков уплаты: авансы, общий срок уплаты (как аналог по ЕНП для физических лиц).

Чтобы единый налоговый платеж заработал в полную силу, думается, необходимо сделать его по образу и подобию «автоплатежа» по двум срокам уплаты:

• общий срок уплаты;

• срок авансов в рамках соответствующей АИС.

Это значительно упростит работу налоговых органов и взаимодействие с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов.

Говоря об отрицательной стороне изменений, стоит отметить, что введение единого налогового платежа для физических лиц оказалось не очень популярным - одни физические лица не совсем понимали, как это работает, другие и вовсе об этом не знали и побоялись «испытывать его на себе» как новый неизвестный способ оплаты.

Полагаю, что отрицательным моментом станет возникновение проблемы недопонимания со стороны организаций и ИП, как все-таки нужно будет исполнять налоговые обязательства с появлением как бы двух вариантов уплаты налогов - сборов и страховых платежей. В связи с этим здесь может возникнуть такая же ситуация, как и с физическими лицами, и ЕНП для юридических лиц не станет популярным.

Отрицательным является и то, что не совсем понятно, для чего тогда нужны будут авансовые платежи, какой порядок уплаты будет действовать в отношении них, ведь при введении ЕНП нарушится природа их существования и возникнет необходимость внести изменения в НК РФ, так как будет необходимо, чтобы функционировали два срока уплаты, поскольку порядок исчисления налога станет другим. Потребуются корректировки статей 52, 286 (налог на прибыль организаций), 382 (налог на

8 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». С. 1. https://minfin.gov.ru/ru/document/npa_ projects/?id_4=6702

имущество предприятия) НК РФ. По моему убеждению, в эти статьи нужно будет внести дополнение, в котором будет указано, что авансовый метод расчета при использовании ЕНП для организаций и ИП использоваться не будет, или предусмотреть иные условия его применения наравне с действующим сроком исчисления и уплаты. Замечу, что в настоящее время в отношении определенных налогов (транспортного и земельного) отменены декларации организациям и ИП, начисления осуществляются налоговыми органами. Указанное обстоятельство обязательно необходимо учесть при реализации нового порядка исполнения обязанности посредством ЕНП. Следует упомянуть, что аванс необходимо будет вносить, поскольку начисления налогов будет происходить по сроку уплаты, а в соответствующих статьях НК РФ следует указать, в каком порядке и каким способом.

Выводы

Очевидно, что наступило время новой цифровой реальности. Интегрирование всего налогово-правового комплекса выдвигается на одну из важнейших позиций развития налогового администрирования. В целом, введение ЕНП значительно улучшит и упростит порядок исчисления обязательных платежей. Однако, полагаю, если ЕНП будет введен для организаций и ИП и способ уплаты налога станет авансовым, целесообразно не изменять статью 45.1 НК РФ, а выделить в этом кодексе отдельную статью (например, 45.2. Единый налоговый платеж для организаций и ИП) с целью разделения указанных категорий юридических лиц. Предлагаю закрепить в этой статье положения, касающиеся порядка исчисления налога при ЕНП, виды налогов, на которые будет распространяться нововведение, возможность возвратить сумму в случае переплаты и т. д. Для установления порядка возврата (зачета) суммы в случае переплаты считаю

целесообразным сделать в новой статье 45.2 НК РФ отсылочные нормы к статьям 78 и 79 кодекса (с дополнением последних).

Прежде всего выделение отдельной нормы необходимо для четкого понимания организациями и ИП, как им уплачивать налоги в случае использования ЕНП. При этом для компаний, которые будут платить налоги по существующей системе, затруднений не возникнет.

Надеюсь, что многие организации и индивидуальные предприниматели будут активно пользоваться ЕНП, так как это позволит значительно экономить время и ресурсы.

Полагаю, что единый налоговый платеж - это фактически беспроцентный кредит государству, так называемая дополнительная возможность заплатить налоги, новый, отличный от традиционного, способ с удобной для налогоплательщика периодичностью. Для государства - это получение денежных средств авансом, что существенно может улучшить финансовую составляющую государственной политики в области налогообложения. Новый способ оплаты существенно сократит время на оформление платежных документов, минимизирует и сократит возможные ошибки, связанные с перечислением средств. Нужно будет только выбрать вариант -оплатить по отдельности каждый налог или все сразу за счет единого налогового платежа.

Ранее у налогоплательщиков не было возможности оплатить сразу все налоги авансом, надеюсь, что в ближайшее время благодаря внесению изменений в НК РФ такая возможность появится. Стоит еще раз подчеркнуть, что новый способ не исключает прежнего порядка исполнения налоговых обязательств, налогоплательщик вправе не использовать такой способ оплаты.

Министерство финансов Российской Федерации утвердило Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плано-

вый период 2022 и 2023 годов 9. В рамках утвержденной политики формирование справедливых конкурентных условий планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования, в том числе посредством введения института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств. Начиная с 1 января 2022 года Министерство финансов Российской Федерации планирует дальнейшее развитие института единого налогового платежа в отношении предприятий и ИП.

Следует отметить, что планируемые изменения в российском налоговом законодательстве 10 в целях появления новой возможности оплачивать налоги, страховые взноси и торговые сборы при помощи одного платежного поручения без уточняющих факторов (вид платежа, срок предоставления и т. д.) существенно отразятся на качестве и эффективности налогового администрирования. Законодательное введение ЕНП направлено на создание комфортных условий уплаты налогов, обеспечение исполнения налоговой обязанности граждан своевременно и в полном объеме, а также на снижение риска образования просрочек за счет предоставления возможности уплатить налоги авансом. Однако насколько это будет эффективным и удобным, покажет время и дальнейшее развитие налоговой политики в постоянно меняющихся условиях развития цифрового пространства.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации : проект федерального закона (Ю проекта 02/04/09-20/00108040) :

[официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения]. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=108040 (дата обращения: 27.04.2021).

2. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования : Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 232-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации,

2018, № 31, ст. 4821.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации,

2019, № 39, ст. 5375.

5. Гришина Т. А. Налоговая политика России и деятельность ФНС // Коммерсантъ. 2020. № 163. 3 с.

6. Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». ULR: https://minfin.gov.ru/ru/document/ npa_projects/?id_4=6702 (дата обращения: 28.04.2021).

7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 45.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». ULR: https://minfin.gov.ru/ru/document/ npa_projects/?id_4=6702 (дата обращения: 28.04.2021).

8. Министерство финансов Российской

9 URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamo zhenno-tarifnoi_politiki_na_2021_god_i_na_planovyi_period_2022_i_2023_godov

10 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов (на портале размещен законопроект о едином налоговом платеже). URL: https://regulation.gov.ru/Projects/List#

Федерации : [официальный сайт]. иЬЯ: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=1316 44-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_ nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_ na_2021_god_i_na_planovyi_period_2022_i_

2023_godov (дата обращения: 28.04.2021).

9. Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. иЬЯ: https:// regulation.gov.rU/Projects/List# (дата обращения: 28.04.2021).

* * *

Окончание. Начало на с. 43

местностей, многодетные семьи, вынужденные переселенцы и др. С помощью специальных контор они приобретали "подставную" квартиру, расплачиваясь за нее средствами сертификата, после чего продавали жилплощадь, обналичивая таким образом денежные средства. Причем бывали случаи, когда у этих квартир за непродолжительное время сменялись десятки собственников. В настоящее время данный вид мошенничества встречается достаточно редко, поскольку государство довольно жестко контролирует использование жилищных сертификатов».

Притворные сделки

Сергей Шлома: «Говоря о притворной сделке, риэлторы имеют в виду подмену договора продажи договором дарения - данный метод используется при так называемых рейдерских захватах квартир или из желания причинить вред другим дольщикам (при конфликте между родственниками). Это тот случай, когда собственник доли дарит ее совершенно постороннему человеку, нарушая право других дольщиков на выкуп доли. Согласно законодательству, продавец доли обязан предложить ее сначала сособственникам, а в случае их отказа вправе продать эту долю другому покупателю, но по той же цене, что была объявлена ранее. Чтобы обойти это требование закона, вместо продажи заключается сделка дарения, которая является ничтожной».

Намеренное уменьшение стоимости квартиры в договоре купли-продажи

Хотя подобных случаев на рынке недвижимости не так много, риэлторы все равно предупреждают покупателей не принимать предложение продавца указать в договоре купли-продажи гораздо меньшую сумму, чем реальная стоимость квартиры, чтобы не стать жертвой преступного умысла. Сергей Шлома: «Например, покупатель согласился указать в договоре купли-продажи сильно заниженную цену жилья - скажем, 3 млн рублей вместо реальных 8 млн рублей, причем разница между двумя суммами закладывается в банковскую ячейку и после регистрации сделки продавец забирает деньги. Затем сам же бывший собственник оспаривает сделку на основании того, что для него она была убыточной, так как квартира стоит гораздо больше, поэтому он готов отказаться от соглашения и вернуть покупателю 3 млн рублей. А как же получить обратно оставшиеся 5 млн рублей? Если продавец не давал расписки в получении этих денег, то доказать факт мошенничества и взыскать с него всю сумму будет крайне сложно».

Группы риска, наиболее часто фигурирующие в мошеннических сделках

Сергей Шлома: «Если рассматривать все виды мошеннических и нечистоплотных сделок, то чаще всего в поле зрения криминальных элементов попадают одинокие пенсионеры, это один из самых мало защищенных социальных слоев общества. Такие люди весьма доверчивы и, как правило, сами же выдают аферистам всю информацию о себе и своей квартире. Другую типичную группу риска составляют представители социально неблагополучных категорий граждан: алкоголики, наркоманы, а также люди с низкой социальной адаптацией (сироты, инвалиды) и т.д. Понятно, что и у них изъять жилплощадь порой не представляет никакого труда. Соответственно, среди объектов, участвующих в мошеннических сделках, преобладают квартиры, расположенные в устаревшем жилищном фонде (например, в пятиэтажках) и относящиеся к массовому сегменту, - это преимущественно "эконом", максимум - "комфорт". При этом есть категории собственников, которые никогда не рассматриваются махинаторами в роли жертв, - например, семьи с детьми, особенно многодетные, ведь такие сделки контролируются органами опеки в части соблюдения интересов несовершеннолетних граждан, да и любой общественный резонанс не на руку жуликам. Также мы не наблюдаем мошеннических сделок в более высоких ценовых сегментах недвижимости - "бизнесе" и "элитке", поскольку такими объектами обычно владеют искушенные в юридических вопросах люди, которые прибегают к услугам квалифицированных специалистов - юристов и риэлторов, а потому их практически нельзя обмануть».

Информация предоставлена пресс-центром компании ИНКОМ-Недвижимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.