Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗВРАТА (ЗАЧЕТА) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ РАДИОЧАСТОТНЫМ СПЕКТРОМ'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗВРАТА (ЗАЧЕТА) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ РАДИОЧАСТОТНЫМ СПЕКТРОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОЗВРАТ (ЗАЧЕТ) / ИЗЛИШНЯЯ УПЛАТА / ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ / ФИСКАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / ПЛАТЕЖ / COMMUNICATION / LEGISLATION / REFUNDING (CREDITING) / OVERPAYMENT / CHARGING / FISCAL CHARGES / TAX LEGISLATION / BUDGET LEGISLATION / RADIO FREQUENCY SPECTRUM / PAYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бляшкин Алексей Александрович

Плата за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра является неналоговым платежом. Налоговым кодексом Российской Федерации данный вид платежа не отнесен ни к налогам, ни к сборам. Автор статьи развернуто рассматривает регламентирующие нормативные правовые акты по вопросу возврата (зачета) излишне уплаченных денежных средств пользователями (плательщиками) радиочастотным спектром. Анализирует нормы налогового законодательства, применяемые к фискальным платежам, которые не определены Налоговым кодексом Российской Федерации. В основе исследования, вместе с диалектическим методом, используются сравнительный, логический и комплексный методы познания, которые позволили нам обозначить некоторые проблемы в правовом регулировании вопросов возврата (зачета) излишне уплаченных денежных средств пользователей (плательщиков) радиочастотным спектром. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что действие главного администратора доходов платы пользователей радиочастотным спектром осуществляется в рамках налогового, бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of legal regulation of the return (set-off) of overpaid money by users of the radio frequency spectrum

Payment for the radio frequency spectrum use in the Russian Federation is a non-tax payment. The Tax Code of the Russian Federation does not stipulate this type of payment either as a tax-related or a fee-related. The author of the article reviews in detail the regulatory acts on refund (credit) of overpayment made by users (payers) of radio frequency spectrum. The author also analyzes the tax legislation applicable to fiscal charges which are not determined by the Tax Code of the Russian Federation. The research, along with the dialectic method, is based on comparative, logical and multimethodology approaches and methods of enquiry, which have allowed us to highlight certain problems in the legal regulation of refunding (crediting) of overpaid amount of money made by users (payers) of the radio frequency spectrum. According to the research results, it can be concluded that the activity of the main receiver of incomes from the payments of RFS users is performed within the framework of tax, budget and civil legislations of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗВРАТА (ЗАЧЕТА) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ РАДИОЧАСТОТНЫМ СПЕКТРОМ»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗВРАТА (ЗАЧЕТА) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ РАДИОЧАСТОТНЫМ СПЕКТРОМ

БЛЯШКИН Алексей Александрович,

руководитель группы ФГУП «Главный радиочастотный центр». E-mail: baa80@bk.ru

Краткая аннотация: Плата за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра является неналоговым платежом. Налоговым кодексом Российской Федерации данный вид платежа не отнесен ни к налогам, ни к сборам. Автор статьи развернуто рассматривает регламентирующие нормативные правовые акты по вопросу возврата (зачета) излишне уплаченных денежных средств пользователями (плательщиками) радиочастотным спектром. Анализирует нормы налогового законодательства, применяемые к фискальным платежам, которые не определены Налоговым кодексом Российской Федерации. В основе исследования, вместе с диалектическим методом, используются сравнительный, логический и комплексный методы познания, которые позволили нам обозначить некоторые проблемы в правовом регулировании вопросов возврата (зачета) излишне уплаченных денежных средств пользователей (плательщиков) радиочастотным спектром. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что действие главного администратора доходов платы пользователей радиочастотным спектром осуществляется в рамках налогового, бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации.

Abstract: Payment for the radio frequency spectrum use in the Russian Federation is a non-tax payment. The Tax Code of the Russian Federation does not stipulate this type of payment either as a tax-related or a fee-related. The author of the article reviews in detail the regulatory acts on refund (credit) of overpayment made by users (payers) of radio frequency spectrum. The author also analyzes the tax legislation applicable to fiscal charges which are not determined by the Tax Code of the Russian Federation. The research, along with the dialectic method, is based on comparative, logical and multimethodology approaches and methods of enquiry, which have allowed us to highlight certain problems in the legal regulation of refunding (crediting) of overpaid amount of money made by users (payers) of the radio frequency spectrum. According to the research results, it can be concluded that the activity of the main receiver of incomes from the payments of RFS users is performed within the framework of tax, budget and civil legislations of the Russian Federation.

Ключевые слова: связь, законодательство, возврат (зачет), излишняя уплата, взимание платы, фискальный платеж, налоговое законодательство, бюджетное законодательство, радиочастотный спектр, платеж.

Keywords: communication, legislation, refunding (crediting), overpayment, charging, fiscal charges, tax legislation, budget legislation, radio frequency spectrum, payment.

Плата за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра (далее - плата за использование РЧС) представляет собой важный элемент экономического регулирования развития радиотехнологий. Посредством данного механизма государство побуждает пользователей радиочастотным спектром (далее - РЧС) более эффективно его использовать. Принцип платности является одним из основных принципов использования РЧС (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»1).

В развитие этой нормы Правительство Российской Федерации утвердило2 Правила установле-

1 Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.07.2019).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16

марта 2011 года № 171 «Об установлении размеров разовой

ния размеров разовой и ежегодной платы за использование РЧС. Согласно п. 3 указанных Правил, размеры вышеуказанных видов оплаты за использование РЧС устанавливается Роскомнадзором. Расчет размеров платы за использование РЧС осуществляется в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование РЧС3.

При исполнении обязанности по внесению в доход федерального бюджета платы за использование РЧС довольно часто возникают ситуации, когда

платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.07.2019).

3 Приказ Минкомсвязи России от 30.06.2011 N 164 «Об утверждении Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.07.2019).

пользователь РЧС осуществляет платеж в большем объеме, чем размер платы, установленный приказом Роскомнадзора. Причин, повлекших за собой возникновение переплаты довольно много: от банального перечисления двойного размера платы за использование РЧС до незнания пользователем РЧС законодательства, регулирующего вопросы взимания платы за использование РЧС.

Вопросам определения правовой природы зачета и возврата излишне уплаченных денежных средств посвящены работы следующих ученых финансового права: К.И. Байгозина, Е.Л. Васяниной, М.В. Карасевой, А.Г. Пауля, А.А. Ялбулганова и других.

По своей правовой природе плата за использование РЧС является фискальным платежом. Плата за использование РЧС не входит в систему налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации1 (далее - НК РФ). Однако, плата за использование РЧС, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2 (далее - БК РФ), отнесена к неналоговым доходам. В Федеральном законе от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»3 (далее - Федеральный закон № 459-ФЗ), в частности, закреплено, что данный вид платы входит в состав доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства. Также, в данном Федеральном законе установлен размер платы, подлежащей перечислению в доход федерального бюджета на период с 2019 по 2021 годы.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что денежные средства, излишне уплаченные пользователем РЧС в доход федерального бюджета, также не относятся к налоговым платежам, и, следовательно, действие зачетного механизма предусмотренного главой 12 НК РФ на зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств пользователями РЧС напрямую не распространяется. Поэтому процедура зачета (возврата) излишне уплаченных денежных средств регулируется, прежде всего, БК РФ, а также, принимаемыми государственными органами, норма-

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.05.2019).

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2019).

3 Федеральный закон от 29 ноября 2018 № 459-ФЗ «О феде-

ральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021

годов». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2019).

тивными правовыми актами.

Роскомнадзор в соответствии со ст. 160 БК РФ и п. 5.8 Положения о Роскомнадзоре4 наделен полномочиями главного администратора и администратора доходов федерального бюджета. В связи с этим, Роскомнадзор наделен полномочиями по принятию решений о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных денежных средств пользователями РЧС. В целях реализации своих полномочий, Роскомнадзор утвердил Порядок администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами5 (далее -Приказ № 192), в рамках которого проводится процедура возврата излишне уплаченных денежных средств пользователей радиочастотным спектром (главы 4 и 8).

Право на возврат (зачет) излишне уплаченных денежных средств в федеральный бюджет имеют все плательщики денежных средств на основании письменного заявления, направленного в установленном порядке в Роскомнадзор. Основанием для проведения возврата денежных средств для плательщиков, вносящих плату за использование РЧС, закрепленным в п. 4.2 Приказа № 192, является ошибочное перечисление денежных средств (больше установленной платы либо в результате ошибочной уплаты, например, перечисление денежных средств, после окончания действия разрешительного документа, являющегося основанием для начисления платы за использование РЧС).

Срок направления плательщиком заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств не может превышать трех лет от даты осуществления платежа (п. 8.6). При осуществлении пересчета размера платы на использование РЧС на основании соответствующего приказа Роскомнадзора плательщик имеет право на осуществление возврата денежных средств от даты, когда ему стало известно о наличии излишне уплаченных денежных средствах. Размер

4 Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2019).

5 Приказ Роскомнадзора от 23 декабря 2014 года № 192 «Об утверждении Порядка администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.07.2019).

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

излишне уплаченных денежных средств указывается в уведомлении о необходимости перечисления платы за использование РЧС, которое оформляется в установленном Роскомнадзором порядке1 (далее - Приказ № 792). Обязанность по извещению пользователей РЧС об имеющихся суммах излишне уплаченных денежных средств в силу требований Приказа № 792 возложено на радиочастотную службу.

НК РФ для налогоплательщиков предусмотрена процедура (ст. 78 НК РФ) возврата излишне уплаченных сумм по налогам (сборам, пени, штрафов). Порядок, указанный в ст. 78 НК РФ применяется на зачет (возврат) излишне уплаченных налоговых платежей и распространяет свое действие на налоговых агентов, плательщиков сборов и иных налогоплательщиков.

Как отмечает профессор А. Н. Козырин, на налоговые органы возложена обязанность (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ) по уведомлению налогоплательщиков об имеющихся у них суммах излишне уплаченных налогов (пеней, штрафов)2. При обнаружении налоговым органом излишне уплаченной суммы налога, он обязан в течение 10 дней со дня обнаружения, уведомить об излишней уплате налогоплательщика. Стоит отметить, что выявить излишне уплаченную сумму налога может как налоговый орган, так и сам налогоплательщик. В случае самостоятельного выявления излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик подает в налоговый орган по месту учета заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Вместе с тем, ст. 78 НК РФ определен срок, в течение которого налогоплательщик может подать соответствующее заявление - три года со дня уплаты налога, по которому выявлена переплата.

Исходя из положений ст. 78 НК РФ, при выявлении излишне уплаченных налогах либо налоговый орган, либо налогоплательщик имеет право инициировать сверку расчетов по налогам, результаты которой оформляются актом, подписанным с обеих сторон. Однако, НК РФ не регламентирован порядок и сроки проведения сверки взаимных расчетов по нало-

1 Приказ Роскомнадзора от 16 июля 2013 года № 792 «Об утверждении Порядка направления пользователям радиочастотным спектром уведомлений о необходимости внесения разовой платы и (или) ежегодной платы за использование радиочастотного спектра». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 03.07.2019).

2 Комментарий первой части Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для

системы КонсультантПлюс, 2014. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.07.2019).

гам. Таким образом, отсутствие правового регулирования процедуры проведения сверки взаимных расчетов по налогам между налоговым органом и налогоплательщиком приводит к усложнению осуществления налогоплательщиками права на зачет.

Вместе с тем, в отношении излишне уплаченных денежных средств пользователей РЧС примечательно то, что они получают сведения об излишне уплаченных денежных средствах ежеквартально, таким образом, находясь в более выигрышном положении, нежели налогоплательщики. Данные сведения включаются радиочастотной службой в уведомления о необходимости внесения платы. В случае, если у пользователя РЧС отсутствуют разрешительные документы и имеются излишне уплаченные денежные средства, то радиочастотная служба направляет письмо с указанием суммы и приложением образца заявления для осуществления возврата. В этой связи, можно полагать, что Роскомнадзором решена одна из основных проблем, отмечающаяся в юридической литературе - дата начала срока, в течение которого пользователь РЧС может обратиться в Роскомнадзор для проведения процедуры по возврату излишне уплаченных денежных средств.

На основании письменного обращения пользователя РЧС Роскомнадзор начинает процедуру по возврату излишне уплаченных денежных средств плательщику. К заявлению о возврате пользователь РЧС (плательщик) прикладывает копию платежного документа (п. 8.6. Приказа № 192). В целях получения информации о состоянии расчетов пользователя РЧС, который является инициатором заявления о возврате, Роскомнадзор направляет в радиочастотную службу соответствующий запрос. После получения ответа готовится решение о возврате (либо об отказе в возврате).

Срок рассмотрения заявления о возврате составляет не более 30 календарных дней от даты поступления заявления в Роскомнадзор.

По результатам рассмотрения заявления о возврате денежных средств принимается решение о возврате либо отказе в возврате. При принятии Рос-комнадзором решения о возврате излишне уплаченных денежных средств, оформляется Заявка на возврат по установленной форме3.

3 Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 года № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов». [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.07.2019).

Несмотря на то, что Приказом № 192 достаточно четко регламентирована процедура возврата излишне уплаченных денежных средств, применение указанного порядка при обосновании отказа в возврате проблематично. Так, данным приказом не регламентированы причины, на основании которых Рос-комнадзор принимает отрицательное решение. Следует отметить, что указанная формальность должна быть соблюдена с целью исключения судебных разбирательств.

В заключение хотелось бы указать, что плата за использование РЧС по своей правовой природе является фискальным платежом. В связи с этим, нормы налогового законодательства при возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств пользователями (плательщиками) РЧС применяются субсидиарно с положениями иного законодательства, например, Гражданского кодекса Российской Фе-

Библиография:

дерации (Гоажданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2019)). Нормы, регулирующие порядок проведения главным администратором доходов платы пользователей РЧС процедуры возврата излишне уплаченных денежных средств, не нарушают положения ни НК РФ, ни Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 200). Считается целесообразным распространить на все государственные органы, являющиеся администраторами доходов, положительную практику Роскомнадзора по уведомительной работе плательщиков об излишне уплаченных денежных средствах. Также, необходимо внести изменения в законодательные акты в части установления исчерпывающего списка оснований для отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств пользователем РЧС.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ // Российская газета. 1998. № 153-154.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Российская газета. 06.08.1998. № 148-149.

4. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета. 2003. № 135.

5. Федеральный закон от 29 ноября 2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета. 2018. № 273.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 171 «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы» // Сборник законодательства Российской Федерации. 2011. № 12. Ст. 1648.

7. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» // Российская газета. 2009. № 49.

8. Приказ Минкомсвязи России от 30 июня 2011 года № 164 «Об утверждении Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 41.

9. Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 года № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 51.

10. Приказ Роскомнадзора от 16 июля 2013 года № 792 «Об утверждении Порядка направления пользователям радиочастотным спектром уведомлений о необходимости внесения разовой платы и (или) ежегодной платы за использование радиочастотного спектра» // Российская газета. 2013. № 190.

11. Приказ Роскомнадзора от 23 декабря 2014 года № 192 «Об утверждении Порядка администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами». Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Комментарий первой части Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014. [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.