Научная статья на тему 'Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях'

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5374
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ПРОФИЛАКТИКА / CHILDREN''S HEALTH / PREVENTION / STUDENT HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

Медицинское обеспечение учащихся должно осуществляться специальным подразделением детского ЛПУ и включать оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а также проведение всех профилактических мероприятий, включая оценку распространенности факторов риска для здоровья детей, санитарногигиеническое обучение и формирование здорового образа жизни. Отделения профилактики заболеваний учащихся должны быть укомплектованы медицинскими работниками по нормативам не выше участковой педиатрической службы, иметь необходимое современное оборудование и условия работы, а также возможность постоянно повышать свою квалификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S MEDICAL SUPPORT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS - THE BASIS FOR THE PREVENTION OF DISEASES AND HEALTH OF CHILDREN AND YOUTH IN THE CURRENT CONDITIONS

Children's medical support should be done by special division of child health facilities and include the provision of urgent and emergency care, as well as carrying out all preventive activities, including assessment of the prevalence of risk factors for children's health, sanitary-hygienic education and the formation of health lifestyle. Division of Disease Prevention for students should be staffed by health professionals according to the standards no higher than the district pediatric service, have the necessary modern equipment and working conditions, as well as the opportunity to continually upgrade their skills.

Текст научной работы на тему «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

© в. р. КУЧМА, 2012 УДК 614.2:616-053.2-084

В. Р. Кучма

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫх УЧРЕЖДЕНИЯХ - ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх

Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62

Медицинское обеспечение учащихся должно осуществляться специальным подразделением детского ЛПУ и включать оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а также проведение всех профилактических мероприятий, включая оценку распространенности факторов риска для здоровья детей, санитарно-гигиеническое обучение и формирование здорового образа жизни. Отделения профилактики заболеваний учащихся должны быть укомплектованы медицинскими работниками по нормативам не выше участковой педиатрической службы, иметь необходимое современное оборудование и условия работы, а также возможность постоянно повышать свою квалификацию.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, медицинское обеспечение учащихся, профилактика Kuchma V. R.

CHILDREN'S MEDICAL SUPPORT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS - THE BASIS FOR THE PREVENTION OF DISEASES AND HEALTH OF CHILDREN AND YOUTH IN THE CURRENT CONDITIONS

Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, №2/62 Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russia

Children's medical support should be done by special division of child health facilities and include the provision of urgent and emergency care, as well as carrying out all preventive activities, including assessment of the prevalence of risk factors for children's health, sanitary-hygienic education and the formation of health lifestyle. Division of Disease Prevention for students should be staffed by health professionals according to the standards no higher than the district pediatric service, have the necessary modern equipment and working conditions, as well as the opportunity to continually upgrade their skills.

Key words: children's health, student health services, prevention

рофилактическое направление отечественного здравоохранения декларируется практически всеми руководителями страны и по ряду направлений реализуется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в течение последнего десятилетия. Самой заметной программой стало открытие центров здоровья для взрослых и детей на базе ЛПУ. При этом число медиков, работающих в школах, постоянно сокращается, а условия их работы неадекватны, с чем, похоже, все смирились, уповая на участковых педиатров. Вместе с тем органы исполнительной власти в сфере здравоохранении вынуждены уделять пристальное внимание лечению больных, так как первичная заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет (на 100 000 населения соответствующего возраста) за последние 5 лет выросла на 9,97% и составила

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, член-корр. РАМН, проф., зам. дир. НЦЗД РАМН по научной работе, дир. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, е-таП^гкиЛта@тШ-пе1га

191 132,6, а у детей в возрасте 15-17 лет - соответственно 21,44% и 136 829,8 [9]. Эти цифры свидетельствуют о высокой загруженности участковых педиатров и педиатров-специалистов, так как практически каждый подросток ежегодно обращается за медицинской помощью, а дети 0-14 лет - практически дважды в год, а также о неэффективной профилактической работе, проводимой сотрудниками ЛПУ.

современное российское законодательство определяет профилактику как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания [10].

В настоящее время достижения отечественной профилактики возвращаются в современную Россию рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и опытом развитых стран Европы и Америки [6, 9].

С позиций ВОЗ профилактика заболеваний, особен-

но хронических, основана на интегративном подходе, включающем в себя политику правительства, работу систем здравоохранения и стандарты профилактической деятельности, информирование населения и личную ответственность за заботу о своем здоровье [6].

Артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, курение, ожирение и малоподвижный образ жизни требуют множественных путей воздействия для достижения оптимального эффекта. При этом системе здравоохранения принадлежит особая роль, поскольку люди, входящие в группу риска, но пока не имеющие сердечно-сосудистых заболеваний, а также больные на ранней стадии или при субклиническом хроническом заболевании могут получить эффективную помощь. Это снижает в будущем нагрузку на системы здравоохранения, а также на самого больного и его семью. Профилактика поистине касается каждого: правительство, частный сектор, система здравоохранения и отдельные люди несут значительную долю ответственности по использованию научно обоснованных мер профилактики для борьбы с растущей эпидемией хронических заболеваний. Все это чрезвычайно актуально для детей и подростков, так как среди них высока распространенность ведущих факторов риска хронических заболеваний, а особенности растущего организма делают влияние этих факторов еще более выраженным. Проводить работу по уменьшению распространенности факторов риска для здоровья детей легче в стенах образовательного учреждения, чем через участковых педиатров и семейных врачей.

Кроме того, врачам-профилактикам хорошо известно о влиянии на указанные риски и таких отдаленных факторов, как демографические изменения, бедность и другие социальные детерминанты, глобализация и окружающая среда, недостаток информации о факторах риска хронических заболеваний.

Устранение фактора риска ведет к сокращению заболеваемости. Профилактика может снизить бремя хронических болезней, уменьшая воздействие факторов риска. В структуру профилактики должны входить первичный, вторичный и третичный подходы.

Первичная профилактика осуществляется до развития заболевания (например, профилактика табакокурения среди молодежи для предотвращения заболеваемости раком легкого).

Вторичная профилактика направлена на тех, у кого выявлены первые симптомы или состояния, предшествующие развитию заболевания (например, обследование на артериальную гипертонию для ее контроля и профилактики инсульта. В ходе профилактических осмотров в образовательных учреждениях официально выявляются сотни тысяч детей с отклонениями артериального давления, со сколиозом, с нарушением осанки, с понижением остроты зрения и др.).

Третичная профилактика направлена на тех, у кого заболевание уже есть. Ее цель - снизить инвалиди-зацию и частоту осложнений (например, назначение оптико-физиологических и других методов лечения миопии и др.).

Курение как фактор риска хронических заболеваний, которые можно устранить, возможно, наиболее изучено. Оно играет роль в развитии злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний и

болезней дыхательной системы. А в совокупности с другими факторами риска (гиперхолистеринемия, сахарный диабет и артериальная гипертония), курение ведет к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, многократно усиливая риск их развития при сочетанном воздействии данных факторов.

Фундаментальными исследованиями Научного центра здоровья детей РАМН показано влияние табакокурения на детей и подростков, научно обоснованы профилактические воздействия в разные периоды жизни детей и показана их высокая эффективность [1].

Среди детей и подростков быстро прогрессирует избыточная масса тела и ожирение. В Европе ожирение у детей уже считается эпидемией: из 77 млн детей, живущих в Евросоюзе, 14 млн имеют избыточную массу тела. При современных тенденциях это число ежегодно будет возрастать на 400 000 [6].У нас в стране количество детей с избыточной массой тела достигает в настоящее время 16-20%. С ростом доходов населения наблюдаются изменения в рационе в сторону жирных продуктов быстрого питания, чему способствует глобализация пищевых рынков.

ожирение отрицательно влияет на артериальное давление, уровень холестерина и липидов крови, вызывает заболевания дыхательных путей, хронические заболеваний опорно-двигательного аппарата, остео-пороз, желчно-каменную болезнь, бесплодие и кожные заболевания. ожирение ведет к повышенному риску возникновения сахарного диабета, нарушений метаболизма половых гормонов и других эндокринных заболеваний.

Информирование населения, в том числе детей, о составе пищевых продуктов с помощью понятной маркировки на упаковках пищевых продуктов, включающей информацию о риске, связанном с содержанием натрия, жиров и углеводов, наподобие сигналов светофора, является важной составляющей профилактики. реклама может в значительной степени формировать привычки детей и молодежи, а также влиять на структуру покупок их родителей. Регулирование содержания рекламы пищевых продуктов для предотвращения недобросовестной рекламы, ориентированной на молодежь, может позднее в жизни защитить ее от неразумных пищевых привычек.

ВОЗ признает влияние цены на выбор продуктов и поддерживает защитников общественного здоровья, предлагающих ввести налог на «нездоровые» пищевые продукты в качестве сдерживающей меры, препятствующей потреблению рекламируемых неполезных пищевых продуктов. Научные данные вскрыли связь между трансизомерами жирных кислот и развитием сердечно-сосудистых заболеваний и показали, что первые не имеют никакой ценности для здоровья человека [6]. Очевидно, что подобные продукты должны быть исключены из ассортимента школьных столовых и буфетов.

Правильному питанию должны быть посвящены регулярные уроки в школе, массовые информационные кампании, индивидуальные консультации во время контакта с врачом и т. п. [4]. Об эффективности расходов на первичную, вторичную и третичную профилактику свидетельствуют данные J. Cawley [11]: затраты на программы профилактики избыточной массы

тела в школах обследованного им региона составили 4 305 долл. США, а там же стоимость хирургического лечения ожирения - составила 35 600 долл. США.

Антропогенная окружающая среда может быть небезопасной для детей. Во многих бедных сообществах окружающая искусственная среда не способствует здоровому образу жизни, включая доступ к полезным пищевым продуктам, учреждениям для отдыха и развлечений и безопасным местам для активного отдыха. Очень часто мы это наблюдаем в сельской местности нашей страны.

в развитых странах все больше сокращаются возможности для занятий спортом, физического труда или активного отдыха и снижается мотивация к ним. Резкое снижение физической активности является также следствием урбанизации (сокращение передвижения пешком и поездок на велосипеде), а также следствием механизации различных видов деятельности.

Физическая активность особенно важна для здорового развития детей и юношества.

Физическая активность сводится не только к спорту или организованным видам активности, но зависит от природного, антропогенного, социального окружения людей. расовая и этническая принадлежность, уровень преступности, типы дорог, состояние тротуаров и наличие оздоровительных учреждений являются существенными факторами, влияющими на уровень физической активности M. Nelson и соавт., [12]. Социально ущемленные группы населения в свободное время менее активны физически, поскольку имеют меньший доступ к оздоровительным программам и учреждениям здравоохранения и зачастую живут в районах, страдающих от преступности и небезопасного дорожного движения, что также мешает физической активности. однако не существует единого подхода к решению этих задач. Необходимы их сочетания вместе с рациональным градостроительным планированием и эмпирическими данными о составе и происхождении конкретного района. Возможности для физической активности должны быть созданы там, где живут дети. Главная роль в создании такой среды, а также программ, способствующих физической активности и активному образу жизни, принадлежит местным органам власти.

Физическая активность - важный компонент любой стратегии, направленной на борьбу с малоподвижным образом жизни и ожирением у детей и взрослых. Активный образ жизни укрепляет не только физическое и психическое здоровье отдельных людей, но также социальную сплоченность и благополучие общества в целом. Люди более активны, если легко могут добраться до таких объектов, как парки, озелененные территории, рабочие места и магазины. Другими препятствиями к активному образу жизни являются, в частности, страх перед преступностью и небезопасностью дорожного движения, транспортные выбросы и загрязнение окружающей среды, проблемы с доступом либо отсутствием мест для отдыха и развлечений, а также отрицательное отношение к физической активности.

К отдаленным факторам риска хронических заболеваний относятся бедность и социальное неравенство, глобализация, окружающая среда, значимость которых для современной россии возрастает.

Бедность и социальное неравенство - возможно, наиболее важные детерминанты плохого состояния здоровья во всем мире; бедность сама по себе может быть также независимым детерминантом многих факторов риска хронических заболеваний. Например, курение и злоупотребление алкоголем гораздо больше распространено среди лиц с низким социально-экономическим статусом [6].

В большинстве европейских стран бюджет программ поддержки здорового образа жизни составляет менее 1% бюджета здравоохранения, хотя есть убедительные данные об эффективности программ по укреплению здоровья и санитарному просвещению, многие из которых взаимодействуют с мерами систем здравоохранения [6, 7]. В целом правительства пока не реагируют в должной мере на необходимость разрабатывать программы профилактики хронических заболеваний. Причины этого многообразны:

- многие хронические заболевания связаны с образом жизни, поэтому у многих существует уверенность, что эти заболевания являются результатом индивидуального выбора и это не входит в сферу влияния правительства;

- правительственные чиновники не владеют в полном объеме широкой концепцией профилактики;

- правительственные программы профилактики нередко противостоят интересам крупных предпринимателей. Самый яркий пример - табачная промышленность. Ему следуют отрасли быстрого питания и производства высококалорийных пищевых продуктов с низкой питательной ценностью;

- трудно оценивать эффективность индивидуальных профилактических программ как изолированных мероприятий. Слишком часто профилактические программы подвергаются краткосрочной, ограниченной и раздробленной оценке, которая может не выявить весомых результатов.

Службы здравоохранения являются ключевой частью профилактики, и, чтобы способствовать более систематическому подходу медицинских работников к профилактике, разработан целый ряд практических руководств, в том числе отечественных [2, 3].

Конкретные профилактические мероприятия, осуществляемые ЛПУ, включают в себя обследования, консультирование, иммунизацию и медикаментозную профилактику. Обследования подразумевают систе-магическое проведение тестов для выявления тех, кто относится к группе риска определенного заболевания или состояния. Целью обследования является осуществление в отношении детей, обратившихся или не обратившихся к врачу, дальнейших исследований или непосредственных профилактических действий.

Педиатр должен уметь быть в союзе с больным ребенком и его родителями, для того чтобы последние осознавали связь между поведением, здоровьем и болезнью и могли действовать при поддержке системы здравоохранения путем программ по изменению поведения, медикаментозной терапии, рекомендаций по изменению образа жизни и оптимизации окружающей искусственной среды.

Однако сфера деятельности систем здравоохранения в отношении профилактики хронических заболеваний гораздо шире, чем предоставление отдельных

медицинских услуг. У педиатров есть множество возможностей для санитарного просвещения и проведения профилактики во время контакта с больными, но есть и обязанность: отстаивать и поддерживать меры, направленные на профилактику заболевания. Медицинские услуги по профилактике включают в себя поведенческие, структурные и коммуникативные действия, направленные на снижение факторов риска развития хронических заболеваний.

Современные научно-практические исследования убедительно свидетельствуют о необходимости школьной медицины и медицинского обеспечения учащихся силами специального подразделения детского ЛПУ [3, 5]. Специалисты отделения должны постоянно присутствовать в образовательном учреждении в течение всего времени его работы для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи в случаях острых состояний, обострений заболеваний, травм и других обращений как детей, так и педагогов.

С учетом многолетнего опыта работы отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детских ЛПУ и гармонизации европейских и российских подходов охраны здоровья детей и подростков, а также реального состояния здоровья подрастающего поколения, уровня распространенности факторов риска для здоровья детей, медицинской активности и санитарной культуры современного российского общества основными функциями отделения профилактики заболеваний учащихся должны быть:

- обеспечение оказания лечебно-диагностической и консультативной помощи обучающимся и воспитанникам при экстренном обращении;

- организация профилактических осмотров обучающихся для решения вопроса о допуске к соревнованиям, кроссам, турпоходам;

- обеспечение профилактических медицинских осмотров для выявления ранних и скрытых форм хронических заболеваний и функциональных отклонений, комплексной оценки состояния здоровья, составления индивидуальных заключений и рекомендаций для обучающих и воспитанников1;

- организация выявления ранних и скрытых форм социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, наблюдение за детьми, инфицированными туберкулезом;

- обеспечение динамического медицинского наблюдения за ростом и развитием обучающихся и воспитанников;

- организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми, а также обучающимися и воспитанниками, имеющими морфофункциональные и функ-

1При профилактических осмотрах, проведенных в полном соответствии с нормативными документами Минздравсоцразвития России, выявляются как функциональные нарушения, так и предболезненные состояния; нередко впервые диагностируются хронические заболевания: ожирение, гастродуоденит, колит и холецистит, пограничные психические расстройства и расстройства поведения, хронические заболевания носоглотки; при лабораторно-инструментальном обследовании выявляются изменения на ЭКГ, патологические изменения крови и мочи, глистные инвазии: при флюорографическом обследовании -- воспалительные процессы в легких вплоть до открытых форм туберкулеза и др. При выявлении заболеваний дети нуждаются в углубленном обследовании, лечении и систематических превентивных (профилактических) мероприятиях.

циональные отклонения;

- организация медицинского контроля за условиями и технологиями обучения и воспитания, питанием, трудовым обучением, физкультурно-оздоровительной работой в образовательных учреждениях;

- организация противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;

- обеспечение иммунопрофилактики в установленном порядке;

- организация выявления факторов риска ухудшения здоровья обучающихся, воспитанников и подготовка предложений по их коррекции;

- обеспечение предупреждения заболеваний опорно-двигательного аппарата, болезней органа зрения, заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и расстройств питания;

- обеспечение оздоровления обучающихся и воспитанников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;

- оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий и анализ состояния иммунизации и выполнения плана профилактических прививок;

- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с учетом состояния здоровья и индивидуального врачебного профессионального консультирования учащихся по выбору профессий, соответствующих состоянию здоровья;

- обеспечение гигиенического обучения и воспитания обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников, в том числе с использованием интернет-ресурсов;

- организация работы по формированию здорового образа жизни обучающихся и воспитанников;

- организация взаимодействия с медицинским персоналом, администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами специалистами учреждений муниципальной и федеральной систем здравоохранения по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

- обеспечение ведения утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации;

- обеспечение планирования медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

- организация взаимодействия со специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов (комиссий) для решения экспертных вопросов в пределах своей компетенции;

- обеспечение руководства органов исполнительной власти в сфере образования и образовательных учреждений обобщенными результатами профилактических осмотров, данными о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников и предложениями по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и профилактику факторов риска ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников;

- обеспечение освоения и внедрения в практику работы новых научно обоснованных профилактических и оздоровительных технологий, имеющих разрешительные документы и рекомендованных к реализации в образовательных учреждениях;

- формирование социального заказа местным органам власти на создание оптимальных условий жизнедеятельности детей, межсекторальных программ профилактики заболеваний учащихся, формирования у них здорового образа жизни.

Отделения профилактики заболеваний учащихся должны быть укомплектованы медицинскими работниками по нормативам не выше участковой педиатрической службы, иметь необходимое современное оборудование и условия работы, а также возможность постоянно повышать свою квалификацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. - М.: Литтерра, 2007.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для враче. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Тутельян В. А., Величковский Б. Т. Новые возможности профилактической медицины в решении

проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Кучма В. Р. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие). - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009.

5. Научные основы профилактики наиболее распространенных болезней детей и подростков / Под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.

6. Оказание помощи при хронических состояниях. Взгляд с позиций системы здравоохранения / Под ред. Ellen Nolte, Martin McKee. - Женева: ВОЗ, 2011.

7. Онищенко Г. И., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. - М.: Научный центр здоровья детей, 2004.

8. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М.: Минздравсоцразвития России, 2011.

9. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)» / Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С. и др. - 2-е изд. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - М., 2011.

11. Calwey J. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. - 2007. - Vol. 161, N 3. - P. 611-614.

12. Nelson M. C., Gordon-Larsen P., Song Y., Popkin B. M. // Am. J. Prev. Med. - 2006. - Vol. 31. - P. 109-117.

Поступила 16.01.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.956:616-084

А. А. Модестов1, С. А. Косова1, А. А. Иванова2, С. А. Федоткина3

здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей

'Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1, e-mail:modestov@yandex.ru; 2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail:annaiv33@rambler.ru; 3ГОУ ВПО Красноярский государственный торгово-экономический институт, 660075, Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2

Представлены результаты социологического опроса подростков и молодежи Красноярска, обучающихся в вузах и средних учебных заведениях города. Проанализирован ряд аспектов самосохранительного поведения: потребление алкоголя, курение, занятия физической культурой, характер питания. Образ жизни молодежи рассматривается с точки зрения здоровья будущих родителей и влияния на здоровье потомства, поскольку значительная часть молодых семей создается именно в студенческие годы.

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, молодые родители, подростки, молодежь A. A. Modestov1, S. A. Kosova', A. A. Ivanova2, S. A. Fedotkina3

HEALTH CARE SEEKING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE AS A BASIS FOR FUTURE PARENTS' HEALTH

'Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, №2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991; 2Federal State budgetary Institution of Higher professional education "National Research Medical University named after N.I. Pirogov" of the Ministry of Health Care and Social Development, 1, Ostrovityanova str., Moscow 117997; 3The State Education Institution of Higher professional education "Krasnoyarsk State Trade Economic Institute", 2, L.Prushinskoy street, Krasnoyarsk, 660049, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of the survey of adolescents and young people in Krasnoyarsk studying in secondary and high educational institution of the city, dealing with several aspects of self-preservation behaviors: alcohol consumption, smoking, physical activity, dietary patterns are presented. Analysis of the lifestyle of young people is considered from the point of view of the health offuture parents and the impact on the health of offspring, because a large number of young families is created just in student years.

Key words: Health care seeking behavior, young parents, adolescents, youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.