Научная статья на тему 'Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях'

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
1755
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К.

В статье представлены данные о медицинской помощи обучающимся, воспитанникам в образовательных учреждениях, которая осуществляется медицинскими работниками сотрудниками детских поликлиник (детских отделений амбулаторно-поликлинических учреждений и детских амбулаторных отделений лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети), работающими в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. В состав Стандарта оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях вошли регламенты медицинских профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях, перечень профилактических и оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях, примерный перечень пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, рекомендуемых для использования в питании детей в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL PROVISION FOR CHILDREN IN SECONDARY SCHOOL INSTITUTIONS

The article focuses on medical help to pupils of secondary schools, organized by medical servicemen of child ambulatory clinics, working in departments of medical help organized within secondary schools. The standards of medical help to children in secondary schools included regulations concerning preventive medical examinations in schools, the list of preventive and health&improving activities, carried out in secondary schools, an exemplary list of food products of high nutritional and biological value, recommended for alimentation in schools.

Текст научной работы на тему «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях»

АВГУСТ №8 (197) ЗНиСО

19

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт

MEDICAL PROVISION FOR CHILDREN IN SECONDARY SCHOOL INSTITUTIONS

V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, I.K. Rapoport НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

В статье представлены данные о медицинской помощи обучающимся, воспитанникам в образовательных учреждениях, которая осуществляется медицинскими работниками — сотрудниками детских поликлиник (детских отделений амбулаторно-поликлинических учреждений и детских амбулаторных отделений лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети), работающими в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

В состав Стандарта оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях вошли регламенты медицинских профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях, перечень профилактических и оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях, примерный перечень пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, рекомендуемых для использования в питании детей в образовательных учреждениях.

The article focuses on medical help to pupils of secondary schools, organized by medical servicemen of child ambulatory clinics, working in departments of medical help organized within secondary schools.

The standards of medical help to children in secondary schools included regulations concerning preventive medical examinations in schools, the list of preventive and health-improving activities, carried out in secondary schools, an exemplary list of food products of high nutritional and biological value, recommended for alimentation in schools.

На протяжении длительного периода в России сохраняются высокие уровни заболеваемости и травматизма детей и подростков, низкие показатели физического развития и физической подготовленности, возрастает процент подростков, негодных к службе в Вооруженных Силах, а также численность выпускников школ, имеющих ограничения в выборе профессии и нарушения репродуктивного здоровья.

В настоящее время первичная медико-санитарная помощь в образовательных учреждениях включает: проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний; диспансеризацию здоровых и больных детей; динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка; медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционно-го типов; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

осуществление санитарно-гигиенического образования, в т. ч. по вопросам формирования здорового образа жизни; врачебную консультацию и медицинскую профориентацию; медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

Все эти работы может осуществлять медицинский персонал, работающий в школах, профессиональных училищах. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях базируется на участковом принципе. Однако в отличие от участкового врача, который лечит ребенка в разгар болезни, врач образовательного учреждения (школьный врач) ежедневно контактирует с детьми и имеет возможность их регулярно наблюдать и целенаправленно проводить оздоровительные и превентивные ле-чебно-коррекционные мероприятия на индивидуальном и групповом уровнях. Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять массовые профилактические программы, в первую очередь вакцинопрофилактику.

20

мусту (И7)

При налаженной системе школьного здравоохранения существует уникальная возможность тесного взаимодействия школьных врачей с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся, а также с участковыми врачами-педиатрами, что позволяет комплексно и многосторонне подходить к предупреждению заболеваний и оздоровлению детей и подростков.

Медицинская помощь обучающимся, воспитанникам в образовательных учреждениях осуществляется медицинскими работниками — сотрудниками детских поликлиник (детских отделений амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений и детских амбулаторных отделений лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети), работающими в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Медицинский персонал, осуществляющий медицинскую помощь обучающимся и воспитанникам в образовательном учреждении, подчиняется главному врачу амбулаторно-по-ликлинического учреждения, в котором он работает, и заведующему отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

Детский врач-стоматолог и средний медицинский персонал, осуществляющий стоматологическую помощь обучающимся и воспитанникам в образовательных учреждениях, подчиняются заведующему детским отделением стоматологического амбулаторно-поликлиничес-кого учреждения (стоматологическим отделением детского амбулаторно-поликлиническо-го отделения) по принадлежности.

Важнейшим аспектом деятельности медицинского персонала, работающего в образовательных учреждениях, является организация и кадровое обеспечение проведения ежегодных доврачебных скрининг-обследований (проводит средний медработник) и педиатрических осмотров, а также организация комплексных (с участием врачей-специалистов — невролога, офтальмолога, отоларинголога, хирурга/орто-педа, гинеколога, уролога-андролога, стоматолога, эндокринолога (по показаниям), логопеда) профилактических врачебных медицинских осмотров обучающихся и воспитанников в декретированные сроки:

— 3 года (перед поступлением в ДОУ);

— 6 лет (за год до поступления в школу);

— 7 лет (перед поступлением в школу);

— 1 класс (7—8 лет);

— 3 класс (9—10 лет);

— 5 класс (11—12 лет);

— 7 класс (13—14 лет);

— 9 класс (15—16 лет);

— 10 класс (16—17 лет);

— 11 класс (17—18 лет).

Задачей врача образовательного учреждения является анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявленными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства, в специализированные медицинские центры и диспансеры, взаимодействие с участковыми врачами, родителями в целях оздоровления ребенка.

Врачам образовательных учреждений следует проводить систематический мониторинг детей и подростков, посещающих образовательное учреждение, на индивидуальном и групповом уровнях, что будет способствовать рациональной организации учебно-воспита-тельного и оздоровительного процессов. По результатам профилактических осмотров целесообразно проведение врачебного профессионального консультирования подростков — индивидуальный подбор профессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями учащихся и состоянием их здоровья.

Медицинский персонал образовательных учреждений может проводить целенаправленную работу по оздоровлению учащихся с хроническими заболеваниями ЛОР-органов и верхних дыхательных путей, нарушениями опорно-дви-гательного аппарата и зрения, невротическими расстройствами, функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями органов пищеварения и расстройствами обмена веществ, аллергопатологией. Реально использование в условиях образовательных учреждений физиотерапевтических процедур, в т. ч. индивидуальных ингаляторов, приборов ультрафиолетового облучения и квантовой медицины, оптико-физиоло-гических методов коррекции зрения, а также фитотерапии и витаминотерапии. В школьном медицинском кабинете медицинская сестра может выполнять ряд назначений участкового врача, например, курс инъекций лекарственных препаратов и ингаляций.

Чрезвычайно эффективным средством оздоровления является проведение лечебной физкультуры для различных контингентов больных детей и подростков. При наличии помещений и массажных столов возможна организация лечебного массажа при ряде заболеваний у детей. Эффективность комплексного

МУСТУ (147)

21

подхода к оздоровлению учащихся доказана применением различных лечебно-коррекцион-ных методов в условиях школ, содействующих здоровью, в частности в московской школе № 1998 «Лукоморье» и других школах.

Важнейшими задачами медицинского персонала образовательных учреждений является:

— контроль за условиями обучения и воспитания;

— организация рационального питания, в т. ч. обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;

— контроль за организацией трудового обучения и физвоспитания, в т. ч. медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;

— гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, проведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;

— взаимодействие с психологической службой школ по коррекции психических расстройств и расстройств поведения у учащихся.

Штаты медицинских работников в образовательных учреждениях в населенных пунктах с населением менее 25 тыс. чел. в регламентирующих документах Минздравсоцразвития РФ не определены. В первую очередь эта проблема касается сельских школ, где практически отсутствует даже средний медицинский персонал, и дети в учебное время лишены всякой медицинской помощи. Необходимо отметить, что среди общеобразовательных учреждений России сельские школы составляют 68,9 %, в них обучается 30,6 % учащихся (т. е. около 5 910 ООО детей), причем треть школ, расположенных в сельской местности, — начальные.

По данным Центра медико-социальных проблем детей подросткового возраста Минздравсоцразвития России, в 67 % массовых школ страны отсутствуют процедурные кабинеты и кабинеты зубных врачей, а также оборудование, необходимое для проведения профилактических осмотров и оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Помещения и оснащение медицинских пунктов, регламентированные СанПиН 2.4.2. 1178—02, (п. 2.3.22 и прилож. 1) и СанПиН 2.4.3.1186-03 (п. 2.2.4.8 и 2.8) имеются только в 51 % общеобразовательных учреждений. В учреждениях начального и среднего профессионального образования состояние медицинских кабинетов не лучше, чем в школах.

Таким образом, существует острая необходимость сохранения и улучшения системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Для совершенствования «школьного здравоохранения» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Комитетом проблем медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) были подготовлены: «Порядок оказания медицинской помощи» и «Стандарт медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Документы 21 февраля 2008 г. одобрены Высшим координационным советом РОШУМЗ, 30 мая 2008 г. утверждены Президиумом РОШУМЗ и 2 сентября 2008 г. Ученым советом ГУ Научного центра здоровья детей. Порядок и стандарт разработаны с целью создания оптимальной организации медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях — наблюдения за здоровьем, ростом и развитием детей и подростков путем их систематического медицинского обследования, раннего выявления функциональных отклонений и хронических заболеваний, своевременного проведения профилактической и лечебно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями приказа Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. № 410н «Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».

Порядок оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях включает виды и этапы оказания медицинской помощи, положения об организации деятельности медицинского учреждения в части оказания медицинской помощи обучающимся, организации деятельности структурного подразделения медицинской организации в части оказания медицинской помощи обучающимся, организации деятельности врача-педиатра и детского стоматолога, оснащение медицинского пункта образовательного учреждения, штатные нормативы для оказания медицинской помощи обучающимся. В штатном расписании учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь обучающимся и воспитанникам в общеобразовательных учреждениях,

22

ЗНиСО август №8 (197)

рекомендуется предусмотреть следующие категории медицинского персонала:

— 1 должность врача-педиатра на 800 обучающихся, воспитанников;

— 1 должность медицинской сестры врача-педиатра на 400 обучающихся, воспитанников, но не менее 1 должности на медпункт;

— 1 должность врача-стоматолога детского на 1 250 обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений;

— 1 должность медицинской сестры кабинета врача-стоматолога детского устанавливается из расчета: 1 должность на каждую должность детского врача-стоматолога.

В общеобразовательных учреждениях, в которых занятия проводятся более чем в 1 смену, количество должностей средних медицинских работников должно быть не менее одной на каждую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих по программе «полного дня», и интернатных общеобразовательных учреждениях должно быть обеспечено пребывание среднего медицинского работника в течение всего времени нахождения обучающихся и воспитанников в стенах общеобразовательного учреждения.

График работы медицинского персонала медпункта утверждает руководитель учреждения здравоохранения по согласованию с руководителем общеобразовательного учреждения.

В состав «Стандарта оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях» вошли регламенты медицинских профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях, перечень профилактических и оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях, примерный перечень пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, рекомендуемых для использования в питании детей в образовательных учреждениях.

Необходимый уровень ежегодного финансирования «школьного здравоохранения» должен обеспечить, в первую очередь, улучшение материально-технической базы медицинских кабинетов, укомплектование отделений медицинской помощи детям в образовательных учреждениях квалифицированными кадрами, быструю подготовку и внедрение современных нормативно-методических документов и учебных пособий к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.