Научная статья на тему 'О совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях'

О совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
672
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / УЧАЩИЕСЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN / PUPILS / HEALTH STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарапова О. В., Лысиков И. В.

Представлен анализ состояния здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ, рассмотрены основные негативные факторы его формирования интенсификация учебного процесса, снижение двигательной активности, плохая организация питания, слабое материально-техническое обеспечение медицинской помощи и др. Сделан вывод о необходимости совершенствования профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving health care to pupils at general educational establishments

The paper analyzes the health status of pupils from general educational establishments of the Russian Federation and considers the major negative factors of its formation, such as an intensified academic process, decreased motor activity, a poor nutritional organization, a poor logistic health care support, and others. It is concluded that the preventive and health-improving work should be improved at educational establishments.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях»

О совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях

О.В. Шарапова, И.В. Лысиков

Improving health care to pupils at general educational establishments

O.V. Sharapova, I.V. Lysikov

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Москва

Представлен анализ состояния здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ, рассмотрены основные негативные факторы его формирования — интенсификация учебного процесса, снижение двигательной активности, плохая организация питания, слабое материально-техническое обеспечение медицинской помощи и др. Сделан вывод о необходимости совершенствования профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: дети, учащиеся, состояние здоровья.

The paper analyzes the health status of pupils from general educational establishments of the Russian Federation and considers the major negative factors of its formation, such as an intensified academic process, decreased motor activity, a poor nutritional organization, a poor logistic health care support, and others. It is concluded that the preventive and health-improving work should be improved at educational establishments.

Key words: children, pupils, health status.

Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования

Дети школьного возраста от 7 до 18 лет составляют 19,6 млн, или 68% всего детского населения, при этом 14,4 млн из них обучаются в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях (данные Рос-стата на начало 2007 г.). Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в возрастной период от 7 до 18 лет.

В целом в России более 60% учащихся общеобразовательных учреждений имеют ту или иную патологию. К старшим классам увеличивается численность школьников, страдающих хроническими заболеваниями.

За период школьного обучения число детей со снижением остроты зрения возрастает в 2,5 раза, с нарушением осанки и сколиозом — в 3—4 раза, отмечается высокий уровень поражения кариесом, что приводит к формированию очагов хронической инфекции и развитию соматических заболеваний. У каждого четвертого ребенка регистрируются заболевания желудочно-кишечного тракта, у каждого пятого — сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем. Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в

© О.В. Шарапова, И.В. Лысиков, 2008 Ros Vestn Perinatol Pediat 2008; 1:6-9

процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

До 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, более 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой. Ежегодно освобождаются от военной службы по состоянию здоровья из-за недостаточного питания свыше 90 тыс. 17-летних юношей.

Одной из наиболее острых и тревожащих проблем является распространение социально-обусловленных заболеваний у детей, при этом по степени опасности для подрастающего поколения наркологические проблемы стоят на первом месте.

Благодаря совместной деятельности систем здравоохранения и социальной защиты, образования, правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению за последние 3 года численность детей, потребляющих наркотики, снизилась в 2,5 раза (среди подростков — в 1,5 раза). В 5 раз снизилась заболеваемость наркоманией среди детей подросткового возраста. Во многих регионах детскими наркологами для педагогов и психологов образовательных учреждений проводятся обучающие семинары по раннему выявлению нарко- и токсикоманий. В то же время высокие показатели заболеваемости токсикоманией и алкоголизмом среди подростков сохраняются.

На формирование здоровья учащихся в значительной мере влияют факторы внутришкольной среды и медико-социальные факторы. В современных условиях среди факторов, оказывающих негативное влияние, наиболее значимыми являются интенсивность образовательного процесса, увеличение количества связанных с этим стрессовых ситуаций, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения и т.д.), увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка, снижение физической активности, плохая организация питания и недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений.

Существующая система образования характеризуется значительной вариативностью программ обучения, реализация которых сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением двигательной активности, формированием устойчивых нарушений режима дня. Все это отрицательно влияет на функциональные возможности организма ребенка в период его интенсивного роста и развития.

Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей, которые не компенсируются уроками физической культуры, способствуют росту числа заболеваний сердечнососудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы. Дети школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья и отнесенные к специальной медицинской группе для занятий физической культурой составляют около 700 тыс., однако занятия физической культурой проводятся лишь с 20—30% из данной категории детей.

На формирование здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях выраженное влияние оказывает организация питания. По отчетам субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2007 г. число детей, получающих горячее питание в образовательных учреждениях, составило 71%. Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования — всего 60% общеобразовательных учреждений оснащены в соответствии с нормативами.

Обнаружены существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста, нарушения в сбалансированности рационов в школьных учреждениях. Меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности, происходит замена горячего питания буфетной продукцией.

Особенно серьезной проблемой при организации питания учащихся является дефицит ряда микронутриентов, в частности, витамина С (у 60— 70% детей), а также витаминов А, В, р-каротина, железа, кальция (у 30—40% детей), йода (у 70—80% детей) и др. Болезни органов пищеварения прочно занимают 3—4-е место в структуре общей заболеваемости как детей, так и подростков.

По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, 50% школ не имеют медицинских пунктов или их оснащение не соответствует санитарным правилам и нормам. В рамках федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Здоровый ребенок» за 2003—2006 гг. оснащены только 120 медицинских кабинетов школ.

В то же время, несмотря на слабое материально-техническое обеспечение медицинской помощи учащимся в школах, остается достаточно высоким процент охвата профилактическими осмотрами детей, посещающих общеобразовательные учреждения (95% за 2006 г.). Негативное влияние медико-социальных факторов и факторов обучения на состояние здоровья детей и подростков требует совершенствования профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Состояние организации медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводилась работа по нормативному и правовому обеспечению профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Для организации медицинского обеспечения учащихся в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях организованы специальные отделения (приказ Минздравсоцразвития России от 23 января 2007 г. №56), определена нагрузка на врача и среднего медицинского работника, обеспечивающего медицинскую помощь в общеобразовательном учреждении (приказ Минздрава России от 16 октября 2001 г. №371). Разработаны и внедрены нормативные документы по комплексной оценке состояния здоровья детей.

Совместно с Министерством образования и науки России разработан комплекс мер по ранней диагностике психических расстройств и расстройств поведения, в том числе по преодолению и профилактике различных форм зависимости (алкогольной, табачной, наркотической) и коррекции этих состояний.

Федеральной целевой программой развития образования на 2006—2010 гг. предусмотрены разработка и внедрение системы мониторинга здоровья

детей и подростков. В настоящее время Министерством образования и науки России создан Центр мониторинга здоровья, к компетенции которого отнесена организация и проведение мониторинга состояния образовательной среды и ее влияния на здоровье обучающихся, воспитанников.

Совместно с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму совершенствуется организация физической культуры в образовательных учреждениях, создается качественно новая система физической подготовки с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

С учетом территориальных условий (сельская местность, малые города, мегаполисы) и численности обучающихся разработаны и реализуются различные формы медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях — «традиционные», «единый педиатр», «бригадный метод», «центр охраны здоровья детей». В городах с населением более 25 тыс. человек в основном используется так называемая «традиционная» форма работы, т.е. медицинские работники находятся в штате детской поликлиники (отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях) и оказывают медицинскую помощь обучающимся в медпунктах образовательных учреждений.

В городах с населением менее 25 тыс. человек в штатах центральных районных больниц предусмотрены ставки врачей-педиатров и медицинских сестер для обеспечения медицинской помощи обучающимся. Работа по принципу «единого педиатра» предполагает обслуживание детей на врачебном (педиатрическом) участке и медицинское обеспечение учащихся в образовательном учреждении.

В сельской местности организация медицинской помощи школьникам осуществляется «бригадным методом», т.е. профилактические осмотры проводятся бригадой врачей-педиатров и врачей-специалистов в установленные сроки с назначением рекомендаций по лечению и оздоровлению. Малокомплектные образовательные учреждения в сельской местности обслуживаются медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.

В отдельных субъектах Российской Федерации имеется опыт работы по созданию центров охраны здоровья детей на базе общеобразовательных учреждений.

В то же время существуют проблемы с организацией медицинской помощи учащимся в связи с недостаточной укомплектованностью медицинскими кадрами. Так, по оперативным данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации укомплектованность вра-

чами-педиатрами учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям в общеобразовательных учреждениях, в 2005 г. составила 63%, в 2006 г. — 53% (от потребности). Число занятых должностей врачей-педиатров составляет 5254, среднего медицинского персонала — 16 599.

Организация медицинского обеспечения учащихся в образовательных учреждениях при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» включает проведение профилактических медицинских мероприятий. В общеобразовательных учреждениях оказывается медицинская помощь, которая характерна только при организации медицинского обеспечения обучающихся в образовательных учреждениях:

— проведение плановых профилактических медицинских осмотров организованных коллективов детей, в том числе юношей допризывного возраста;

— реализация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и оздоровлению учащихся;

— плановая и дополнительная иммунизация в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;

— оказание неотложной медицинской помощи;

— контроль организации питания;

— анализ состояния здоровья и заболеваемости учащихся, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

Кроме того, медицинские работники осуществляют текущий контроль за соблюдением условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, выполнением гигиенических нормативов по режиму дня и занятий, учебного труда и отдыха учащихся, физического воспитания, в том числе детей с отклонениями в состоянии здоровья. Вместе с тем анализ состояния здоровья школьников свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые меры, значительной положительной динамики не наблюдается.

Меры по совершенствованию оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях

Данная проблема была обсуждена на состоявшемся 24 апреля 2007 г. заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике по вопросу совершенствования организации питания и оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях (протокол от 24 апреля 2007 г. №18), где принято решение:

— разработать типовой порядок взаимодействия медицинского персонала, осуществляющего обслу-

живание учащихся, с участковыми врачами-педиатрами и соответствующими специалистами;

— разработать квалификационные требования для медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся в общеобразовательных учреждениях;

— утвердить перечень профилактических мероприятий и методические рекомендации по их применению, обязательные к использованию медицинским персоналом, осуществляющим медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях;

— разработать стандарты оснащения медицинских пунктов с учетом численности учащихся в общеобразовательных учреждениях и их удаленности от медицинских учреждений;

— усилить контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания и медицинского обеспечения учащихся;

— в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществить в нескольких субъектах Российской Федерации реализацию экспериментальных проектов по отработке современных подходов к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводится работа по реализации принятых решений.

Поступила 12.10.07

Книжные новинки:

Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология: Учебное пособие. М.: Издательство «Медкнига», 2008, 291 с.

Учебное пособие предназначено для системы послевузовского профессионального образования врачей-педиатров, посвящено теоретическим и практическим вопросам реабилитационного процесса у детей с ограниченными возможностями. Рассмотрены этиологические факторы детской и подростковой инвалидности, проведен анализ причин часто неэффективной реабилитационной работы. Представлена структура современного реабилитационного центра, цели и задачи его основных подразделений, функциональные обязанности специалистов — врача, психолога, логопеда-дефектолога, педагога-воспитателя в русле комплексного подхода к коррекции тех или иных аномалий и недостатков психического и физического развития. Большую ценность представляют новационные главы, посвященные разработке теории мотивации и использованию компьютерных технологий в реабилитологии. Значительное внимание уделено организации логопедической работы, ортопедической помощи, вопросам рационального питания. Особый аспект сделан на проблемах социализации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Для врачей-педиатров, психологов, педагогов и воспитателей центров реабилитации, детских домов, домов ребенка, социальных приютов, коррекционных школ и классов, книга будет полезна родителям детей с названной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.