Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor conditions and health status of locomotive drivers were studied. Factors affecting their morbidity were defined. Measures ensuring medical security in railway transport are discussed. A special complex of measures for medical and social protection of drivers’ health status is presented.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД»

Таким образом, по состоянию заболевасмос-ти с ВУТ труд маневрового диспетчера можно охарактеризовать как вредный, требующий разработки комплекса оздоровительных рекомендаций: по режимам труда и отдыха, по медицинской реабилитации, организации лечебно-профилактической помощи и диспансеризации.

Выводы. 1. Рабочее место диспетчера находится в помещении, где параметры гигиенических факторов труда не выходят за пределы допустимых уровней.

2. Рабочая смена диспетчеров имеет продолжительность 12 ч без регламентированного обеденного перерыва и без возможности принятия пищи вне рабочего места. Труд маневрового диспетчера характеризуется значительными интеллектуальными, сенсорными и эмоциональными нагрузками.

3. Заболеваемость с ВУТ среди маневровых диспетчеров выше, чем в среднем по отрасли,

особенно по классу сердечно-сосудистых и же-лудочно-кишечных заболеваний; эти заболевания можно отнести к категории производственно-обусловленных характером труда.

Литература

1. Гигиена на железнодорожном транспорте / Кривуля С. Д.. Коршунов Ю. Н.. Суворов С. В., Штеренгарц Р. Я. — М., 1992. - С. 30.

2. Здравоохранение на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве / Сибилсв В. М., Сорокин О. Н., Прохоров Л. Л.. Кудрин В. А. — M.. 1992. — С. 136.

Поступила 24.02.95

Summary. The work of railway traffic controllers involves emotional strain and, hence, is associated with a rather high morbidity. Circulatory disorders occurred in this population 1.9 times more frequently and gastrointestinal disturbances 2.2 times more often than in other workers of railway transport. These data necessitated development of sanitary and hygienic recommendations aimed at improvement of the working conditions for railway traffic controllers.

« 1!. Л. КУДРИН. А. Л. ПРОХОРОВ. 1995 УДК 616-057-02:613.6:656.2]-07

В. А. Кудрин, А. А. Прохоров

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ

БРИГАД

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

Разработка медико-социальных проблем по охране здоровья трудящихся в условиях экономических реформ и перехода лечебно-профилактического обслуживания на принципы медицинского страхования является актуальной задачей службы здравоохранения на железнодорожном транспорте. Наряду с государственными мерами социальной защиты предусматривается подключение ведомственных рычагов социальной адресной поддержки, что в максимальной степени позволит уменьшить влияние негативных последствий социально-экономических преобразований в отношении ведущей профессиональной группы работников железнодорожного транспорта — машинистов и помощников машинистов локомотивов.

Работники локомотивных бригад составляют почти половину численности всей эксплуатационной службы железнодорожного транспорта и представляют собой одну из наиболее массовых профессий в системе Министерства путей сообщения России.

Производственно-трудовая деятельность водителей локомотивов сопряжена с большим нервно-эмоциональным напряжением из-за необходимости сохранения постоянного внимания и повышенной бдительности при управлении локомотивом, из-за ответственности за четкое соблюдение графика движения поездов, а также связана со значительным риском и высокой степенью персональной ответственности за безопасность перевозимых пассажиров, сохранность транспортируемых грузов и подвижного состава. Кроме того, высокая напряженность труда работников локомотивных бригад определяется

постоянной повышенной готовностью к принятию необходимых мер в экстренной ситуации, которая определяется как степень (уровень) "надежности управляющей деятельности машиниста" ]1-4].

Среди неблагоприятных факторов производственной среды наиболее существенными в гигиеническом аспекте являются низкочастотный шум, общая и местная вибрация на рабочем месте, генерируемые тяговым оборудованием локомотива и возникающие при движении подвижного состава, а также воздействие на организм работающих электромагнитных полей и параметров микроклимата, диапазон которых в отдельных случаях выходит за границы допустимых уровней.

Труд машинистов локомотивов связан с переработкой значительных объемов поступающей визуальной и акустической информации, с непрерывным контролем за сигналами светофоров и показаниями приборов и датчиков на пульте управления, с постоянным наблюдением за состоянием рельсового и контактного пути, окружающей обстановкой.

Режим труда и отдыха водителей локомотивов характеризуется неритмичным чередованием дневных и ночных смен, началом и окончанием работы в различное время суток, вынужденным отдыхом в пункте смена бригад вдали от дома, продолжительность которого может составлять 4-6 ч и более, наличием в ряде случаев сверхурочных работ, неупорядоченным режимом и рационом питания, отсутствием комплекса необходимых бытовых удобств в период рейса и т. д.

Реконструкция и техническое псрсвооружс-ние железнодорожного транспорта коренным образом изменяют характер и услония труда водителей локомотивов, способствуют снижению степени влияния неблагоприятных производственно-профессиональных факторов. Вместе с тем по мере устранения компонента тяжелых физических операций 1! работе и оптимизации отдельных санитарно-гигиенических факторов производственной среды, а также с созданием достаточно комфортных условий на рабочем месте отмечается нарастание психоэмоциональных перегрузок на фоне относительной гиподинамии и монотонии, связанных с набором достаточно стандартных и типовых операций по уп-равлению локомотивом.

Для устранения негативных последствий для здоровья работающих лсчебно-профилактичес-кими учреждениями совместно с администрацией железнодорожных предприятий и отраслевым профсоюзом проводится комплексная оздоровительная работа в рамках целевых программ •'Здоровье", совершенствуются профилактика, диагностика и лечение заболеваний, расширяется объем квалифицированной и специализированной медицинской помощи, усиливается звено первичной медико-санитарной помощи, улучшаются организация труда, производственные и санитарно-гигиенические условия, разрабатываются и внедряются в практику принципы медико-социальной защиты здоровья водителей локомотивов с учетом основных положений обязательного медицинского страхования.

Одним из разделов динамического медицинского наблюдения за уровнем здоровья, состоянием работоспособности и профессиональной пригодности является периодическая врачебная экспертиза пригодности к труду водителей локомотивов, проводимая на основе специальных директивных ведомственных документов. Правила медицинского освидетельствования и перечень противопоказаний к труду, предъявляемых к водителям локомотивов, основаны на клинико-ди-агностических критериях и прогнозе профессиональной пригодности и базируются на строго индивидуальном подходе. В среднем среди кадровых машинистов частота утраты профессиональной пригодности составляет от 7 до 11 случаев на 1000 освидетельствований. Среди основных причин профессиональной непригодности преобладают болезни сердечно-сосудистой системы (28,6%), аномалии рефракции (15,5%) и снижение слуха (10,7%). В системе медицинских мероприятий существенное место отводится профилактике утраты профессиональной пригодности по состоянию здоровья, медицинской и социально-трудовой реабилитации работников, утративших пригодность к труду, и их рациональному трудоустройству на железнодорожном транспорте.

Важную роль в обеспечении безопасности движения поездов на железных дорогах играют предрейсовые медицинские осмотры водителей локомотивов как эффективная форма предварительной объективной оценки работоспособности и состояния здоровья работающих. Основными причинами отстранения от поездки являются различные заболевания (более 90% всех слу-

чаев), среди них наибольшей удельный вес занимают простудные заболевания (53,2%), заболевания системы кровообращения (14,3%), болезни костно-мышсчной и нервной систем (7,1%), заболевания органов пищеварения (5,2%). В результате постоянного медицинского наблюдения в условиях здравпункта локомотивного депо ежегодно дополнительно выявляются около 1,5 тыс. работников с различными заболеваниями и практически весь контингент больных с хроническими заболеваниями проходит плановую диспансеризацию.

Результаты анкетного социологического опроса показывают, что большинство работников локомотивных бригад курят (65,2%) либо курили раньше (16,5%), 81,8% опрошенных употребляют спиртные напитки, из них 1/3 — систематически и в достаточно больших количествах. Субъективно оценивая состояние своего здоровья, лишь менее 25% анкетируемых работников считают его хорошим или удовлетворительным.

Непосредственное влияние на уровень профессиональной пригодности оказывает состояние общей трудоспособности водителей локомотивов, объективным критерием которого служит заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Величина показателя временной нетрудоспособности колеблется от 105 до 135 случаев на ]()() работающих, что в 1,2-1,3 раза превышает среднеотраслевой уровень. Отличительной особенностью является более высокая заболеваемость среди наиболее трудоспособной и молодой части контингента водителей локомо- ; тивов в возрасте 20-29 и 30-39 лет. В структуре заболеваемости водителей локомотивов преобладают болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной и нервной систем, достаточно велика доля заболеваний органов пищеварения и травматических поврежде- || ний. Установлено, что в 1,5-2 раза по сравнению с другими профессиями увеличена группа длительно и часто болеющих среди машинистов локомотивов. а также более широко представлена распространенность хронической патологии во всей водительской группе.

Несмотря на положительное влияние профессионального отбора кандидатов, предварительные и периодические врачебные освидетельствования и предрейсовые медицинские осмотры, способствующие "выходу" из водительских профессий больных с тяжелыми хроническими болезнями, показатели заболеваемости продолжают оставаться на высоком уровне и не имеют отчетливой тенденции к снижению, что позволяет отнести весь контингент локомотивных бригад в специальную группу риска.

Среди отдельных классов болезней наибольший интерес с точки зрения профессиональной надежности водителей локомотивов представляют заболевания сердечно-сосудистой системы и в первую очередь такие нозологические формы, как гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца, повышенная заболеваемость которыми — следствие воздействия комплекса неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (нервно-эмоциональное напряжение, стрессовые производственные ситуации,

Ч

чередование ночных и дневных смен, неупорядоченный режим и рацион питания).

Основные принципы охраны здоровья и медицинского обеспечения безопасности движения поездов могут быть эффективно реализованы в системе Niep по социальной защите водителей локомотивов путем оптимизации сложившихся взаимосвязей и координации деятельности отраслевых учреждений здравоохранения и эксплуатационных служб железнодорожного транспорта.

Медико-социальная защита здоровья работников локомотивных бригад представляет собой сложнокомпонентную и многоуровневую структурно-функциональную систему взаимодействия отраслевых и государственных учреждений и организаций по реализации комплекса основных и дополнительных мер по охране и поддержанию параметров качества здоровья трудящихся. Данная система органически включает в себя все виды лечебно-профилактической помощи и основные типы учреждений здравоохранения на железнодорожном транспорте (от здравпункта локомотивного депо до центральных клинических медицинских учреждений), центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте, врачебно-экспертные и вра-чебно-трудовые экспертные комиссии (ВЭК и ВТЭК). другие органы и подразделения медицинской службы МПС. Система характеризуется наличием функциональных связей между отдельными объектами (блоками), которые максимально отражают все виды деятельности, включая со "входа" в систему и в дальнейшем последовательно по всем этапам и условиям организации лечебно-профилактической помощи — от первичной медико-санитарной помощи до квалифицированных и специализированных видов медицинского обслуживания работающих.

Все звенья и функциональные блоки системы медико-социальной защиты расположены в виде схемы в определенной линейной последовательности и группируются вокруг основного компонента системы "Трудовая деятельность. Производственно-профессиональные факторы. Параметры здоровья", определяющего цель и средства защиты и социальной адресной поддержки водителей локомотивов. Сюда в первую очередь включены мероприятия по профессиональному отбору кандидатов на работу и учебу в водительские профессии, комплекс мер по сохранению и поддержанию оптимального уровня профессиональных функций и требований к здоровью для обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах, элементы текущего и предупредительного санитарного надзора за условиями и режимом труда локомотивных бригад, а также специфическая деятельность ВЭК на железнодорожном транспорте по экспертизе профессиональной пригодности поступающих в водительские профессии и кадровых работников локомотивных бригад.

Остальные звенья и блоки системы предназначены преимущественно на оптимизацию параметров здоровья водителей локомотивов, сохранение и поддержание на достаточно высоком уровне профессионально значимых функций организма, таких, как физическая и психическая

работоспособность, состояние зрительного и слухового анализаторов, устойчивость к моното-нии производственных операций, адаптация к изменению условий труда, постоянная готовность к экстренным действиям в экстремальных ситуациях и др. Ведущая роль при этом отводится мерам первичной медико-санитарной помощи, осуществляемой на базе здравпункта локомотивного депо и на врачебном цеховом участке, обслуживаемом поликлиникой (больницей) на железнодорожном транспорте.

В необходимых случаях в дальнейшем последовательно подключаются учреждения, обеспечивающие организацию квалифицированной и специализированной медицинской помощи, расширяющие перечень лечебно-диагностических процедур и обследований в условиях стационара либо на базе специализированных диагностических центров (отделений), и радикальное лечение заболеваний в клинических больницах МПС, а также в отделениях восстановительного лечения и медицинской реабилитации. На завершающих этапах активно подключаются меры по профессиональной и социально-трудовой реабилитации, которые, как правило, осуществляются в санаторно-курортных учреждениях. При благоприятном профессиональном прогнозе обеспечивается возможность рационального трудоустройства с максимальным сохранением остаточной трудоспособности, профессиональных знаний и опыта работы водителей локомотивов.

Завершая описание системы, следует отмстить, что в отдельных случаях "выход" из нее заканчивается стойкой или необратимой утратой трудоспособности, приводящей к инвалидности работника, установлением при освидетельствовании в ВЭК потери профессиональной пригодности к труду в водительской профессии, переводом на другую работу, увольнением с предприятия или выходом на пенсию по возрасту. С другой стороны, как уже сообщалось, после эффективной и полноценной лечебно-оздорови-тельной и профилактической работы, требующей максимального подключения всех элементов системы и социально-экономических мер, возможен возврат отдельной части работников к прежней профессии.

Система медико-социальной защиты здоровья имеет универсальный характер и легко может быть переадаптирована к какой-либо другой массовой профессии работников железнодорожного транспорта. Данная система сочетает в себе необходимые атрибуты и признаки: "вход" в систему и "выход" из системы, блок управления и контроля, центральное целеполагающее звено, элементы, обеспечивающие "обратную связь" и корректировку управленческих решений, возможность планирования и прогнозирования отдельных процессов, дублирование и взаимодействие отдельных блоков, последовательность и развернутость во временном интервале, практическую целесообразность и реальность воплощения.

Актуальным вопросом остается определение основных и дополнительных источников финансирования медико-социальных мер по защите здоровья работников локомотивных бригад.

В ы 15 о ды . I. Трудовая деятельность водителей локомотивов характеризуется комплексом неблагоприятных производственно-професси-ональных факторов, основными из которых являются нервно-эмоциональное напряжение и стрессовые ситуации в результате постоянной готовности к экстренным действиям.

2. Заболеваемость работников локомотивных бригад характеризуется значительным увеличением числа случаев болезней по сравнению со среднеотраслевыми показателями и преобладанием в общей структуре заболеваний сердечнососудистой системы и других хронических форм болезней с преимущественным поражением работников в возрасте до 40 лет.

3. Важное значение 1! организации лечебно-профилактической помощи водителям локомотивов и I! обеспечении безопасности движения поездов на железных дорогах имеют медицинские освидетельствования и предрейсовые осмотры.

4. Одним из основных, направлений совершенствования работы учреждений здравоохране-

ния на железнодорожном транспорте являются разработка и внедрение системы медико-соци-альных мероприятий по защите здоровья водителей локомотивов.

Литература

1. Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте / Под ред. А. А. Прохорова; — М.. 1973. — С. 84— 93.

2. Здравоохранение на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве / Сибилев В. М., Сорокин О. Н., Прохоров А. А., Кудрин В. А. — М„ 1992. — С. 175-19S.

3. Прохоров Л. А., Суворов С. В., Грибанов О. П. // Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте / Под ред. А. А. Прохорова. — М.. 1981. — С. 59-79.

4. Прохоров А. А., Кучеренко В. 3., Кудрин В. Л. Предрейсовые медицинские ормотры локомотивных бригад. — M.. 19S4.

Поступила 24.02.95

Summary. Labor conditions and health status of locomotive drivers were studied. Factors affecting their morbidity were defined. Measures ensuring medical security in railway transport are discussed. A special complex of measures for medical and social protection of drivers' health status is presented.

и К. М. КОПИРОВСКИЙ, II. В. ДЕППКТОРСКИЙ. 1995 УДК 613.6:656.21-074

К. М. Копирований, Н. В. Делекторский

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ ПАССАЖИРСКОГО

ХОЗЯЙСТВА МПС

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

На железнодорожном транспорте в разных службах имеются так называемые ведущие профессии, отражающие основную технологическую направленность и содержание данного производства. К таким специфическим транспортным профессиям в пассажирском хозяйстве железнодорожного транспорта относятся проводники и экипировщики пассажирских вагонов, диспетчера, билетные кассиры и старшие билетные кассиры по распределению и учету мест на пассажирские поезда. При этом среди них отмечается преимущественное преобладание женского контингента работающих (соответственно 75-80 и 96-99%).

Проведенный факторный анализ условий и характера труда работников этих специфических профессиональных групп показал, что на их организм оказывают воздействие неблагоприятные физические, химические и бактериологические производственные факторы, динамические и статические физические нагрузки, психоэмоциональное напряжение и ряд других факторов труда, трудового процесса и социально-бытового плана.

Условия и характер труда этих работников существенно различаются. Так, в одних случаях особенностью труда является преобладание неблагоприятных воздействий физических факторов, в других — физических нагрузок, в третьих — значительного нервно-эмоционального напряжения. Например, проводники пассажирских ваго-

нов работают в условиях воздействия меняющегося микроклимата как на открытом воздухе в разное время года при любой погоде во время посадки и высадки пассажиров, в тамбурах вагонов и их котельных отсеков, так и в самом вагоне. Большинство экипировщиков подвижного состава, осуществляющих его наружную мойку и водозаправку, рабочие угольных складов в основном постоянно находятся на открытом воздухе, тогда как внутренние мойщики-уборщики работают в вагоне, лишь периодически выходя из него для наполнения емкостей водой, которая может отсутствовать в вагоне в данный момент. Что же касается билетных кассиров и диспетчеров по распределению мест, то они работают в помещениях с более или менее постоянными микроклиматическими условиями.

Физическая тяжесть труда перечисленных профессиональных групп также существенно различается. Наибольшая она у наружных мойщиков вагонов, водозаправщиков, работников угольных складов и угледоставщиков (Ш-ГУ категория), менее значительная — у проводников (П-Ш категория в зависимости от выполняемой в данный момент работы) и наименьшая — у билетных кассиров (I категория).

Что касается нервно-эмоционального напряжения, то среди упомянутых профессий оно наиболее выражено у билетных кассиров и проводников (Ш-1У категория) из-за постоянного контакта с меняющимся контингентом пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.