В ы 15 о ды . I. Трудовая деятельность водителей локомотивов характеризуется комплексом неблагоприятных производственно-професси-ональных факторов, основными из которых являются нервно-эмоциональное напряжение и стрессовые ситуации в результате постоянной готовности к экстренным действиям.
2. Заболеваемость работников локомотивных бригад характеризуется значительным увеличением числа случаев болезней по сравнению со среднеотраслевыми показателями и преобладанием в общей структуре заболеваний сердечнососудистой системы и других хронических форм болезней с преимущественным поражением работников в возрасте до 40 лет.
3. Важное значение 1! организации лечебно-профилактической помощи водителям локомотивов и I! обеспечении безопасности движения поездов на железных дорогах имеют медицинские освидетельствования и предрейсовые осмотры.
4. Одним из основных, направлений совершенствования работы учреждений здравоохране-
ния на железнодорожном транспорте являются разработка и внедрение системы медико-соци-альных мероприятий по защите здоровья водителей локомотивов.
Литература
1. Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте / Под ред. А. А. Прохорова; — М.. 1973. — С. 84— 93.
2. Здравоохранение на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве / Сибилев В. М., Сорокин О. Н., Прохоров А. А., Кудрин В. А. — М„ 1992. — С. 175-19S.
3. Прохоров Л. А., Суворов С. В., Грибанов О. П. // Руководство но гигиене на железнодорожном транспорте / Под ред. А. А. Прохорова. — М.. 1981. — С. 59-79.
4. Прохоров А. А., Кучеренко В. 3., Кудрин В. Л. Предрейсовые медицинские ормотры локомотивных бригад. — M.. 19S4.
Поступила 24.02.95
Summary. Labor conditions and health status of locomotive drivers were studied. Factors affecting their morbidity were defined. Measures ensuring medical security in railway transport are discussed. A special complex of measures for medical and social protection of drivers' health status is presented.
и К. М. КОПИРОВСКИЙ, II. В. ДЕППКТОРСКИЙ. 1995 УДК 613.6:656.21-074
К. М. Копирований, Н. В. Делекторский
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ ПАССАЖИРСКОГО
ХОЗЯЙСТВА МПС
ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва
На железнодорожном транспорте в разных службах имеются так называемые ведущие профессии, отражающие основную технологическую направленность и содержание данного производства. К таким специфическим транспортным профессиям в пассажирском хозяйстве железнодорожного транспорта относятся проводники и экипировщики пассажирских вагонов, диспетчера, билетные кассиры и старшие билетные кассиры по распределению и учету мест на пассажирские поезда. При этом среди них отмечается преимущественное преобладание женского контингента работающих (соответственно 75-80 и 96-99%).
Проведенный факторный анализ условий и характера труда работников этих специфических профессиональных групп показал, что на их организм оказывают воздействие неблагоприятные физические, химические и бактериологические производственные факторы, динамические и статические физические нагрузки, психоэмоциональное напряжение и ряд других факторов труда, трудового процесса и социально-бытового плана.
Условия и характер труда этих работников существенно различаются. Так, в одних случаях особенностью труда является преобладание неблагоприятных воздействий физических факторов, в других — физических нагрузок, в третьих — значительного нервно-эмоционального напряжения. Например, проводники пассажирских ваго-
нов работают в условиях воздействия меняющегося микроклимата как на открытом воздухе в разное время года при любой погоде во время посадки и высадки пассажиров, в тамбурах вагонов и их котельных отсеков, так и в самом вагоне. Большинство экипировщиков подвижного состава, осуществляющих его наружную мойку и водозаправку, рабочие угольных складов в основном постоянно находятся на открытом воздухе, тогда как внутренние мойщики-уборщики работают в вагоне, лишь периодически выходя из него для наполнения емкостей водой, которая может отсутствовать в вагоне в данный момент. Что же касается билетных кассиров и диспетчеров по распределению мест, то они работают в помещениях с более или менее постоянными микроклиматическими условиями.
Физическая тяжесть труда перечисленных профессиональных групп также существенно различается. Наибольшая она у наружных мойщиков вагонов, водозаправщиков, работников угольных складов и угледоставщиков (111-1У категория), менее значительная — у проводников (П-Ш категория в зависимости от выполняемой в данный момент работы) и наименьшая — у билетных кассиров (I категория).
Что касается нервно-эмоционального напряжения, то среди упомянутых профессий оно наиболее выражено у билетных кассиров и проводников (Ш-1У категория) из-за постоянного контакта с меняющимся контингентом пассажиров.
ответственности за крупные денежные суммы, документы строгой отчетности, а подчас и в связи с личным риском.
Проведенные физиолого-гигиснические, клинические и социологические исследования, а также анализ данных литературы позволили обосновать комплексные организационные, ле-чебно-восстановительные и профилактические мероприятия для перечисленных профессий. В настоящем сообщении мы сочли целесообразным основное внимание уделить проводникам пассажирских вагонов — наиболее массовой профессиональной группе работников пассажирского хозяйства.
Наши исследования показали, что проводник, а также внутренние мойщики-уборщики пассажирских вагонов вне зависимости от типа вагона большую часть времени года и рейса работают в микроклиматических условиях, соответствующих установленным санитарным нормам или подчас выходящих за их значения (II-III категория). Однако в салонах и купе, служебных отделениях и местах, отведенных для отдыха проводников, могут создаваться специфические условия формирования микроклимата за счет изменчивой тепловой радиации от ограждений, особенно оконных проемов. По условиям переохлаждения (зимой в северных районах) и перегревания (летом в южных районах) микроклимат 15 вагонах должен квалифицироваться как неблагоприятный во время движения поезда и даже как вредный фактор производственной среды (III категория), особенно во время стоянки поезда, а также в период проведения внутренних экипировочных работ во время отстоя состава. Е. П. Сергеев и соавт. |4] показали, что это обусловлено конструктивными особенностями вагона (цельнометаллический корпус, относительно большая поверхность остекления, малая теплоаккумуляционная способность конструкций и т. п.); при экстремальных наружных температурах такие особенности конструкций вагонов могут способствовать и усиливать дискомфортное тепловое состояние и соответствующие неудовлетворительные теплоощущения. При температуре наружного воздуха -30°С или при 40°С перепад температур воздуха в вагоне и внутренних поверхностей ограждения (на уровне середины окна) может достигать 15°С. Это приводит к значительному тепловому излучению, оказывающему влияние на глубокие ткани организма и вызывающему напряжение специфических механизмов аппарата терморегуляции, что отрицательно воздействует на сердечно-сосудистую систему и сказывается на общем состоянии организма |2].
Шум в разных типах пассажирских вагонов преимущественно низкочастотный с пиковыми значениями в области частот 50, 125 и 250 Гц. Величины звукового давления в среднегеометрических частотах октавных полос зачастую превышают допустимый уровень 1311 .
С увеличением скорости движения поезда отмечается преобладание уровней звукового давления в области высоких частот. Что касается вибрации, то максимальное превышение предельно допустимых уровней (ПДУ) в горизонтальном и вертикальном направлениях отмечается в местах
расположения служебного купе и купе, предназначенного для отдыха проводников. В середине вагона наблюдается превышение допустимых значений вибрации в вертикальном направлении. Кроме того, отрицательное воздействие на организм проводников оказывает такой физический фактор, как инфразвук1, уровни которого возрастают от 94 дБ (при скорости движения 80-100 км/ч) до 100 дБ (при скорости 150 км/ч). При экспозиции свыше S' ч действие на организм инфразвука особенно неблагоприятно и, помимо субъективно выраженных усталости, вялости, ощущения сонливости, чувства подташ-нивания, сопровождается объективным снижением профессионально важных функций (восприятия, внимания), повышением вестибулярной возбудимости и внутриглазного давления. Это позволило квалифицировать условия труда проводников по фактору вибрации и инфразвука как вредные (III категория)-.
Что же касается тяжести их труда, то она может быть отнесена к категории средней тяжести (II категория) или даже к тяжелой работе (III категория)-. В то же время напряженность труда проводников по объему оперативной памяти может быть отнесена к III категории; по требованиям, предъявленным к эмоционально-волевой сфере, — к III — IV категории. Это связано с тем, что проводник несет ответственность за безопасность пассажиров, подчас подвергаясь личному риску, а также за сохранность документов строгой отчетности.
Помимо вредных по ряду факторов условий производственной среды, значительной физической тяжести и выраженной нервно-эмоци-ональной напряженности труда, на проводников пассажирских вагонов воздействует неблагоприятный фактор трудового процесса, проявляющийся во время рейсов, особенно длительных, это гипокинезия, вызывающая изменения со стороны сердечно-сосудистой системы в виде снижения физической работоспособности. Кроме того, у них имеет место нарушение баланса основных нервных процессов с преобладанием тормозного, развивается утомление по астеническому типу с ухудшением регуляции ритма сердечной деятельности, а также ухудшается самочувствие, снижается активность и настроение. Одновременно с этим изменяется структура сна, что проявляется в виде его дробности (до 5 отдельных периодов сна, при средней продолжительности одного периода от 1 до 3 ч), уменьшения представленности его наиболее глубоких стадий, ответственных за восстановление работоспособности и устранение информационных перегрузок, а также в виде увеличения
1 Гигиенические нормы по ограничению шума, вибрации и инфразвука в пассажирских вагонах ж. д. транспорта: Отчет о НИР (промежуточный) ВНИИЖГ', рук. Ю. Н. Недомерков. Ю. Н. Каменский, Л. И. Цысарь. Гр. № 01.86.0050111. — М.. 1987.
2 Физиолого-гигиеническая оценка труда проводников пассажирских вагонов с разработкой рекомендаций по оптимизации условий и характера их труда: Отчет о НИР (заключительный) ВНИИЖГ, рук. Ю. Н. Каменский. Л. Б. Кирпичников, Е. М. Ратнер. Гр. № 01900033094. — М.. 1991.
числа пробуждений и времени общего бодрствования за ночь и ухудшения субъективной удовлетворенности качеством сна |5|. В целом характерной особенностью труда проводников пассажирских вагонов является разъездной характер работы, неупорядоченный режим их труда и отдыха, специфичность условий труда и быта на подвижном составе 15 ограниченном по площади и объему пространстве вагона.
Неблагоприятные условия, режим и характер труда, недостаточный по длительности и неудовлетворительный по качеству отдых, невозможность соблюдения необходимого режима сна и питания во время рейсов обусловливает нарушение состояния здоровья у проводников пассажирских вагонов. Так, заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) среди них характеризуется 113 случаями и 1506 днями нетрудоспособности на 100 проводников. При этом итоговый показатель ЗВУТ у них вдвое выше аналогичного отраслевого показателя. До 90% всех случаев ЗВУТ приходится на основные классы болезней — болезни органов дыхания, системы кровообращения, нервной системы и органов чувств, костно-мышечной системы, органов пищеварения, а также на травмы. Значительный удельный вес составляют острые заболевания (51 на 100 круглогодовых работающих). Исследования, проведенные на железнодорожном транспорте В. С. Карабановым на протяжении многих лет [1], показали, что среди проводниц пассажирских вагонов дальнего следования гинекологическая патология по ряду показателей в 2 раза превышает таковые в контрольной группе. При этом с нарастанием стажа работы отмечается увеличение числа случаев нарушений менструальной функции, неправильных положений гениталий и других показателей, что позволяет говорить о большой значимости неблагоприятных производственно-профессиональных факторов в развитии гинекологическо-акушер-ской патологии у проводниц.
При этом следует напомнить, что увеличение нагрузки на организм за счет сочетанного и длительного воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса требует более строгого определения их допустимых границ, регламентации параметров внешних и внутренних средовых факторов, обеспечивающих здоровье и надежность работы человека в системе человек—машина—среда и контроля за их соблюдением. Каждый из названных факторов действует на организм в совокупности, а не изолированно. Например, совместное воздействие шума и вибрации на организм сопровождается аддитивным эффектом даже при параметрах на уровне ПДУ.
Учитывая значительную выраженность бактериологического фактора (микробиальную загрязненность воздушной среды и контактных поверхностей), нетрудно представить потенциальную опасность для организма проводников (как и для внутренних мойщиков вагонов) комбинированного и сочетанного действия факторов производственной среды, значительно увеличивающуюся при несоблюдении санитарно-технических и гигиенических требований на подвижном составе. При этом немаловажное значение приобрета-
ет и химический фактор в виде составов моющих средств, применяемых для внутренней обработки поверхностей в вагонах (синтетические моющие средства и обеззараживающие составы, например, хлорная известь).
Результаты изучения условий труда проводников пассажирских вагонов позволили разработать ряд обоснованных профилактическо-оздо-ровительных мероприятий. Однако объективно существующие факторы труда и трудового процесса, воздействие которых на организм проводников пассажирских вагонов не могут быть устранены лечебно-восстановительными и профи-лактическо-оздоровительными мерами (например, работа и отдых в неблагоприятных условиях подвижного состава при круглосуточном воздействии вибрации на уровнях, превышающих нормативные значения, снижение физической работоспособности, напряжение механизмов физиологической и психической адаптации, неудовлетворительные социально-бытовые факторы труда в период поездной работы, часто длительный, неупорядоченный режим труда и отдыха с нарушением сна и другие неблагоприятные факторы), заставляют признать необходимость предоставления определенных льгот представителям этой массовой профессии железнодорожников. К их числу следует отнести льготное пеней-онирование, сокращение часов поездной работы, увеличение продолжительности межрейсового отдыха и ежегодного отпуска, предоставления соответствующего спецпитания и др.
Выводы. 1. Многолетние наблюдения свидетельствуют о необходимости проведения комплексных физиолого-гигиенических и организационных мероприятий, направленных на улучшение условий труда изученных профессиональных групп железнодорожников.
2. Представляется немаловажной разработка доказательств, свидетельствующих о целесообразности предоставления работникам ряда изученных профессий льгот в тех случаях, когда вышеупомянутые мероприятия оказываются неэффективными из-за специфики трудовых действий данных профессий.
Литература
1. Карабанов В. С. // Неспецифические заболевания в связи с непрофессиональными факторами. — М., 1976. — С. 118—130.
2. Малышева А. Е. Гигиенические вопросы радиационного теплообмена человека с окружающей средой. — М„ 1963.
3. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. — М., 1981.
4. Сергеев Е. П., Филиппова Т. А., Недомерков 10. П. // Охрана здоровья на железнодорожном транспорте. — М., 19S9. - С. 51—54.
5. Школьников Б. Pl. Комплексная физиолого-гигиеническая характеристика условий труда разъездных почтовых работников при многосуточной поездной работе: Авто-реф. ,гис. ... канд. мед. наук. — М., 1978.
Поступила 24.02.95
Summary. Characterizes working conditions for the main professions of railway transport. Labor conditions are hygienically unfavorable and involve intensive exercise and emotional strain. The authors propose prophylactic and sanitization measures to improve labor conditions for this population.