№ 6 - 2012 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 614.2:616-082:364.444
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ФИЛИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ
А. В. Калиниченко13, Я. В. Зулин2, В. А. Борцов2, А. А. Кудинова2
]ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
2МБУЗ «Городская поликлиника № 26» (г. Новосибирск)
МБУЗ «Городская консультативно-диагностическая поликлиника № 27»
(г. Новосибирск)
Медико-социальная эффективность заключается в уменьшении показателя периода доступности, увеличении индекса медико-социальной эффективности и снижении уровня социальной дезадаптации пациентов при филиальной системе организации амбулаторно -поликлинической помощи.
Ключевые слова: медико-социальная эффективность, показатель периода доступности, индекс медико-социальной эффективности, уровень социальной дезадаптации пациентов, участковый медико-социальный филиал поликлиники, филиальная система организации амбулаторно-поликлинической помощи
Калиниченко Александр Викторович — доктор медицинских наук, профессор, главный врач МБУЗ «Городская консультативно-диагностическая поликлиника № 27», г. Новосибирск, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: kav007@ngs.ru
Зулин Ярослав Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент, главный врач МБУЗ «Городская поликлиника № 26», г. Новосибирск, e-mail: yvzouline@online.nsk.su
Борцов Виктор Анатольевич — доктор медицинских наук, доцент, заведующий отделением профилактики МБУЗ «Городская поликлиника № 26», г. Новосибирск, e-mail: va_bortsov@mail.ru
Кудинова Анастасия Александровна — заместитель главного врача по общим вопросам МБУЗ «Городская поликлиника № 26», г. Новосибирск, e-mail:
kudinowa.anastasiya@yandex.ru
Актуальность. Сокращение сроков лечения на амбулаторно-поликлиническом уровне без потери эффективности лечения является одним из важнейших приоритетных медикосоциальных направлений научно обоснованного реформирования муниципального здравоохранения. Эффективность оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению во многом зависит от пациентов, в том числе и от сроков их обращения в поликлинику [1-3].
С целью повышения доступности и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи населению проведено структурно-организационное преобразование, заключающееся в формировании участковых медико-социальных филиалов на основе их территориального приближения к жилым микрорайонам.
Материалы и методы. Оценка медико-социальной эффективности структурноорганизационной модели повышения доступности и эффективности амбулаторнополиклинической помощи определена по трем показателям:
• показатель периода доступности;
• индекс медико-социальной эффективности;
• степень выраженности социальной дезадаптации пациентов.
Результаты исследований. Одним из критериев оценки медико-социальной эффективности деятельности медико-социальных филиалов поликлиники является показатель периода доступности.
Формула расчета показателя периода доступности:
количество пациентов, обратившихся в 1-е сутки, + количество пациентов, обратившихся во 2-е сутки, х 2 + количество пациентов, обратившихся в 3-и сутки, х 3 + количество пациентов, обратившихся в 4-е сутки, х 4 + количество пациентов, обратившихся в 5-е и более сутки, х 5 разделить на общее количество обратившихся пациентов.
Показатели периода доступности при ежеквартальном мониторировании за 2011 год
до внедрения медико-социальных филиалов
Ппд (I кв. 2011 г.) = (14 + 22 х 2 + 49 х 3 + 8 х 4 + 7 х 5)/100 = 2,72,
где Ппд — показатель периода доступности;
Ппд (II кв. 2011 г.) = (11 + 24 х 2 + 52 х 3 + 9 х 4 + 4 х 5)/100 = 2,71;
Ппд (III кв. 2011 г.) = (11 + 21 х 2 + 56 х 3 + 6 х 4 + 6 х 5)/100 = 2,75;
Ппд (IV кв. 2011 г.) = (10 + 25 х 2 + 52 х 3 + 8 х 4 + 5 х 5)/100 = 2,73.
Показатели периода доступности за 2012 год после внедрения медико-социальных филиалов при ежеквартальном мониторировании
Показатели периода доступности по филиалам и средний по поликлинике в первом квартале 2012 года:
1-й филиал Ппд = (39 + 36 х 2 + 18 х 3 + 6 х 4 + 1 х 5)/100 = 1,94;
2-й филиал Ппд = (38 + 39 х 2 + 17 х 3 + 5 х 4 + 1 х 5)/100 = 1,92;
3-й филиал Ппд = (41 + 36 х 2 + 15 х 3 + 5 х 4 + 3 х 5)/100 = 1,93; Средний Ппд = (118 + 111 х 2 + 50 х 3 + 16 х 4 + 5 х 5)/300 = 1,93.
Показатели периода доступности по филиалам и средний по поликлинике во втором квартале 2012 года:
1-й филиал Ппд = (52 + 36 х 2 + 6 х 3 + 4 х 4 + 2 х 5)/100 = 1,68;
2-й филиал Ппд = (54 + 34 х 2 + 6 х 3 + 4 х 4 + 2 х 5)/100 = 1,66;
3-й филиал Ппд = (55 + 34 х 2 + 5 х 3 + 4 х 4 + 2 х 5)/100 = 1,64;
Средний Ппд = (161 + 104 х 2 + 17 х 3 + 12 х 4 + 6 х 5)/300 = 1,66.
Показатели периода доступности по филиалам и средний по поликлинике в третьем квартале 2012 года:
1-й филиал Ппд = (63 + 31 х 2 + 3 х 3 + 2 х 4 + 1 х 5)/100 = 1,47;
2-й филиал Ппд = (65 + 29 х 3 + 3 х 3 + 2 х 4 + 1 х 5)/100 = 1,45;
3-й филиал Ппд = (66 + 29 х 3 + 2 х 3 + 2 х 4 + 1 х 5)/100 = 1,43;
Средний Ппд = (194 + 89 х 2 + 8 х 3 + 6 х 4 + 3 х 5)/300 = 1,45.
Для определения индекса медико-социальной эффективности совершенствования организации амбулаторно-поликлинической помощи проведено ежеквартальное анкетирование по 400 пациентов. В результате проведённого социологического опроса пациентов определена удовлетворённость работой поликлиники.
Индекс удовлетворённости населения деятельностью муниципальной системы здравоохранения рассчитан по формуле:
а + 3/4б + 1/2в,
где а — процент пациентов, ответивших на вопрос об удовлетворённости населения деятельностью муниципальной системы здравоохранения «да, вполне»; б — «скорее да»; в — «затрудняюсь ответить»; г — «скорее нет»; д — «нет».
Индекс удовлетворённости населения деятельностью муниципальной системы здравоохранения при ежеквартальном мониторировании за 2011 год до внедрения
медико-социальных филиалов
I кв. 2011 г. = 19,7 % + % 21,7 % + / 10,3 % = 41,1 %;
II кв. 2011 г. = 18,3 % + % 20,0 % + !/2 10,7 % = 38,7 %;
III кв. 2011 г. = 19,5 % + % 20,7 % + / 9,8 % = 39,9 %;
IV кв. 2011 г. = 18,5 % + % 21,2 % + / 9,5 % = 39,1 %.
Индекс удовлетворённости населения деятельностью муниципальной системы здравоохранения при ежеквартальном мониторировании за 2012 год после внедрения
медико-социальных филиалов
I кв. 2012 г. = 24,2 % + % 30,5 % + / 9,8 % = 52 %;
II кв. 2012 г. = 25,3 % + % 32,2 % + / 7,7 % = 53,3 %;
III кв. 2012 г. = 26,3 % + % 33,2 % + / 7,0 % = 54,7 %.
Для оценки уровня социальной дезадаптации пациентов ежеквартально проводилось анкетирование 400 работающих, семейных и воспитывающих детей-индивидуумов, в связи с тем, что именно эта категория пациентов имеет наиболее многочисленные социальные взаимодействия, что, безусловно, является индикатором уровня социальной дезадаптации. Анкетирование проводилось с I квартала 2011 года по III квартал 2012 года.
Уровень социальной дезадаптации пациентов при ежеквартальном мониторировании за 2011 год до внедрения медико-социальных филиалов
I кв. 2011 г. = 28,3 балла по шкале при диапазоне от 14-ти до 42-х баллов;
II кв. 2011 г. = 28,6 балла;
III кв. 2011 г. = 27,9 балла;
IV кв. 2011 г. = 27,5 балла.
Уровень социальной дезадаптации пациентов при ежеквартальном мониторировании за 2012 год после внедрения медико-социальных филиалов
I кв. 2012 г. = 25,8 балла;
II кв. 2012 г. = 23,3 балла;
III кв. 2012 г. = 21,6 балла.
Обсуждение результатов. Показатель периода доступности медицинской помощи населения снизился с 2,27 до 1,45, следовательно, пациенты обращаются за медицинской помощью в более ранний период заболевания, что улучшает проведение диагностики и повышает эффективность лечения.
Индекс удовлетворенности населения деятельностью муниципальной системы здравоохранения увеличился с 41,1 до 54,7 %, что обуславливает увеличение степени доверия к муниципальной системе здравоохранения.
Уровень социальной дезадаптации пациентов при этом снизился с 28,3 до 21,6 балла, что свидетельствует о более стабильном психическом состоянии обращающихся за медицинской помощью пациентов и является фактором, влияющем на процессы выздоровления.
Выводы. В результате оценки медико-социальной эффективности внедрения концепции повышения доступности и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи определено следующее:
• внедрение концепции повышения доступности и эффективности амбулаторнополиклинической помощи позволило повысить эффективность организации амбулаторно-поликлинической помощи населению;
• разработанная оптимизационная модель совершенствования организации амбулаторно-поликлинической помощи населению на основе концепции повышения доступности и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи может учитываться при организации программно-целевых мероприятий по модернизации муниципального здравоохранения.
Список литературы
1. Колчин В. Г. Здоровье народа — это доступность и эффективность первичной медицинской и амбулаторно-поликлинической помощи при здоровом образе жизни
населения / В. Г. Колчин, В. А. Колчин // Обществ. здоровье и здравоохранение. — 2004. — № 2. — С. 15-18.
2. Петричко Т. А. Медико-социальная эффективность профилактических технологий в муниципальном здравоохранении / Т. А. Петричко, И. М. Давидович, И. А. Шапиро // Дальневосточный мед. журн. — 2009. — № 4. — С. 120-123.
3. Чубаров Т. В. Некоторые медико-социальные вопросы в обеспечении медицинской помощью на амбулаторно-поликлиническом уровне / Т. В. Чубаров, П. Е. Чесноков // Бюл. национального научно-исследовательского института обществ. здоровья РАМН. — 2006. — № 3. — С. 158-160.
MEDICO-SOCIAL EFFICIENCY OF AVAILABILITY OF OUT-PATIENT AND POLYCLINIC HELP IMPROVEMENT AT DIVISIONAL
SYSTEM
13 2 2 2
A. V. Kalinichenko ’ , Y. V. Zulin , V. A. Bortsov , A. A. Kudinova
1SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
2MBHE «City Hospital № 26» (Novosibirsk c.)
MBHE «City advisory-diagnostic clinic № 27» (Novosibirsk c.)
Medico-social efficiency consists of decrease of availability period indicator, augmentation of medico-social efficiency index and depression of social disadaptation level of out-patient and polyclinic help for patients at divisional system.
Keywords: medico-social efficiency, indicator of availability period, index of medico-social efficiency, level of social disadaptation of patients, local medico-social branch of out-patient department, divisional system of out-patient
About authors:
Kalinichenko Alexander Viktorovich — doctor of medical sciences, professor, head physician at MBHE «City advisory-diagnostic clinic № 27», head of public health and public health services chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: kav007@ngs.ru
Zulin Yaroslav Vladimirovich — candidate of medical sciences, assistant professor, chief physician at MBHE «City Hospital № 26», e-mail: yvzouline@online.nsk.su
Bortsov Victor Anatolyevich — doctor of medical sciences, assistant professor, head of prophylaxis unit at MBHE «City Hospital № 26», e-mail: va_bortsov@mail.ru
Kudinova Anastasia Aleksandrovna — deputy chief physician on the general issues at MBHE «City Hospital № 26», e-mail: kudinowa.anastasiya@yandex.ru
List of the Literature:
1. Kolchin V. G. Health of the people is availability and efficiency of primary medical and out-patient and polyclinic care at healthy lifestyle / V. G. Kolchin, V. A. Kolchin // Public health and health care. — 2004 . — № 2. — P. 15-18.
2. Petrichko T. A. Medico-social efficiency of preventive technologies in municipal health care / T. A. Petrichko, I. M. Davidovich, I. A. Shapiro // Far East medical journal. — 2009 . — № 4. — P. 120-123.
3. Chubarov T. V. Some medico-social issues concerning medical care maintenance at outpatient and polyclinic level / T. V. Chubarov, P. E. Chesnokov // Bulletin of national research institute of public health of the RAMS. — 2006 . — № 3. — P. 158-160.