Всего за 2014 год в Канашском районе зарегистрировано 12 273 заболевания органов кровообращения, из которых у 2 838 пациентов проблемы с сердцем выявлены впервые. При этом на диспансерный учёт поставлено около 6 тыс. человек. Как и по республике и РФ в целом, самыми распространёнными причинами смертности в исследуемом районе в структуре причин смертности на первом месте стоят болезни системы кровообращения (37,39 % всех умерших), на втором месте - внешние причины смерти (18,7 %), на третьем - новообразования (9,35 %), на четвёртом - болезни органов дыхания (8,88 %) и на пятом - болезни органов пищеварения (3,5 %).
Всего в 2014 году смертность по Канашскому району от болезней систем кровообращения оставила 697,5 на 100 тыс. населения (по ЧР - 567,4 человек), тогда как в 2013 году этот показатель составлял 634 на 100 тыс. населения (по ЧР 552,0 человек), что свидетельствует о значительном росте данного показателя. Случаев вызова бригады скорой помощи в 2014 году из-за гипертонической болезни составило 730 вызовов, а в 2015 году -883 вызова, что показывает значительный рост числа больных с этим диагнозом. После прикреления в конце 2015 года к Канашской БСМП жителей населённых пунктов Тобурданово, Татмыши, Шихазаны Янтиковского района количество вызовов за 2016 год резко увеличилось и составило 3 190 случаев. Как показал сравнительный анализ, в структуре смертности от болезней систем кровообращения в 2014 году 47 % составляет ишеми-ческая болезнь сердца (ИБС) и 34,5 % - цереброваскулярная болезнь (ЦВБ).
Для увеличения доступности первичной медико-санитарной помощи в 2015 году в Канашской ЦРБ стали проводиться Дни открытых дверей. Их посетили 120 человек, которым измеряли АД, определяли уровень холестерина и глюкозы в крови, давали рекомендации по ведению здорового образа жизни и борьбе с факторами риска, в первую очередь - болезней сердца. Кроме этого, в течение прошлого года состоялось 20 выездов мобильных врачебных бригад в отдалённые поселения района, в которых были осмотрены и проконсультированы свыше 500 человек. Также были организованы выездные консультации кардиолога ЦРБ в ФАП и ООВП района, проведены массовые акции («Всемирный День здоровья»; «День здорового сердца»); при ЦРБ организованы «Школы здоровья» - активного долголетия, школа для больных с сердечной недостаточностью, артериальной гипертензией, в которых за 2013-2014 гг. прошли обучение около 3 тысяч пациентов.
На основании проведённого исследования можно заключить, что артериальная гипертензия остаётся одной из наиболее значимых медико-социальных проблем, для решения которой необходимо создать национальную программу с привлечением региональных средств. В число профилактических мероприятий в первую очередь входит изменение образ жизни в сторону повышения физической активности: бег и спортивная ходьба на свежем воздухе, посещение бассейна, ограждение себя от стрессов, устранение лишнего веса, снижение количества употребляемой соли, прохождение ежегодных профилактических осмотров у кардиологов и терапевтов, рациональное питание, правильный выбор метода лечения, регулярный приёём лекарственных препаратов.
Библиографический список
1. Сусликов, В. Л. Мониторинг питания населения Чувашии, проживающего в районах с разной степенью распространения ишемической болезни сердца / В. Л. Сусликов, Н. В. Толмачёва // Вопросы питания. - 2008. - Т. 77. - № 8. - С. 54-58.
2. Ишемическая болезнь сердца: Современная стратегия, тактика терапевта и хирурга / В. М. Клюжев, В. Н. Ардашев, А. Г. Брюховец, А. А. Михеев. - М.: Медицина, 2004. -360 с.
3. Шулутко, Б. И. Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней / Б. И. Криллов. - СПб.: ЭЛБИ, 2004. - 800 с.
© Кириллов Н. А., 2018
УДК 371.7-057.874
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
А. В. Корхова, И. П. Романова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены материалы исследования с участием учащихся 5, 8, 10 классов общеобразовательной школы № 24 города Абакана. В работе проведена оценка суточной динамической занятости школьников, рациональность чередования динамических и статических предметов в школьном расписании, структуры уроков физической культуры, результатов сдачи нормативов ГТО как показателя физической подготовки детей, групп здоровья и заболеваемости школьников. Установлено, что к старшим классам снижается физическая занятость школьников, уменьшается удельный вес учащихся, способных выполнить тестовые задания ГТО, а также уменьшается количество детей с 1 группой здоровья. У школьников в основном отмечаются функциональные отклонения и заболевания опорно-двигательной системы, уровень распространённости данных заболеваний увеличивается с 66,7 до 152,2 на 1 000 осмотренных. У школьников от 5-го класса к 10-му отмечается увеличение встречаемости заболеваний сердечно-сосудистые системы в три раза (с 46,7 до 152,2 на 1 000 осмотренных). Полученные данные подтверждают необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания школьников.
Ключевые слова: группы здоровья детей, физическое воспитание школьников, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», нормативы ГТО.
Введение. Двигательная активность является одним из ведущих факторов роста, развития и формирования здоровья детей и подростков. В настоящее время гиподинамия в детском и подростковом возрасте приобретает популяционные масштабы. Современные условия обучения и воспитания, организация медицинского сопрово-
ждения учебно-воспитательного процесса не способствует реализации возрастных биологических потребностей растущего организма в двигательной активности, что определяет формирование предпосылок к патологическим динамическим стереотипам поведения [1; 2; 3; 4]. Гипокинезия среди 9-12-летних школьников встречается у 70 %, а в старших классах - у 75 %. Гипокинезия сопровождается ограничением афферентной стимуляции структур головного мозга, что приводит к преобладанию в них тормозных процессов. Формируется астениза-ция ЦНС, снижается умственная деятельность, повышается утомляемость, ослабляется память, затрудняется логическое мышление [5; 6].
Цель исследования - изучить медицинские аспекты физического развития городских школьников. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: оценить комплексность и систематичность дневной двигательной активности школьников; изучить школьное расписание с точки зрения чередования статических и динамических учебных предметов; определить структуру уроков физической культуры; исследовать уровень физической подготовки школьников, динамику отдельных показателей их здоровья.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в МБОУ «СОШ № 24» города Абакана. Дневная двигательная активность школьников изучалась методом анкетирования среди всех учащихся 5-х, 8-х и 10-х классов данной школы. Для оценки уровня физической подготовки школьников использовались данные сдачи норм ГТО [7; 8]: 4-й ступени в двух упражнениях - бег на 60 метров и пресс за 1 минуту с участием 26 человек; 5-й ступени - в беге на 100 метров (32 человека). Для оценки школьного расписания по чередованию статических и динамических предметов применялись требования санитарных правил [9]. Методом хронометража проведена структурно-временная оценка 6 уроков физической культуры на соответствие рекомендациям СанПиН [9; 10] Анализ показателей здоровья осуществлялся на основе данных медицинских осмотров у 150 учащихся в 5-х, у 138 - в 8-х, у 45 - в 10-х классах.
Результаты исследования. Исследованием установлено, что в свободное от учёбы времени 56 % учеников 5-х классов находятся дома и не имеют динамической занятости. Этот показатель для восьмиклассников составляет 62,2 %, а среди учащихся 10 классов - 62,8 %. Менее 50 % опрошенных школьников отметили, что в свободное от учёбы время они имеют динамическую занятость. В спортивных секциях занимаются 70 % пятиклассников и менее 50 % старшеклассников. Каждый день спортивные секции посещают только от 20 до 38 % школьников. Два раза в неделю в спортивных секциях тренируются 22,8 % школьников 5-х классов, 42,8 % опрошенных учеников 8-х классов, и лишь 15 % учащихся 10-х классов. Три раза в неделю дополнительные спортивные занятия имеют 48,5 % учеников 5-х классов, 19 % 8-классников и 65 % 10-классников. Из числа школьников, посещающих спортивные секции, около 30 % (25-30 %) физически активны до одного часа в день и более 70 % 120 минут и более. Утренней гимнастикой дома занимаются в 5-х классах 48 % респондентов, в 8-х классах - 31,1 %, в 10-х классах - 23,3 %. Самостоятельной спортивной деятельностью (ролики, велосипеды, коньки и др.) занимают себя 86 % школьников 5-х классов, 53,3 % - 8-х классов, 41,9 % - 10-х классов.
Исследованием установлено, что практически все пятиклассники (более 90 %) отмечают наличие в ходе уроков физкультминуток, проводимых в течение 3-4 минут. В 8-х и 10-х классах физкультминутки также по 3-4 минуты проводятся меньше чем в половине уроков. Во время перемен в 5-х классах 76 % учеников находились в неактивном состоянии, в 8-х классах - 66,6 %, в 10-х - 90,7 %. Занимались какими-либо динамическими видами деятельности на переменах только 24 % 5-классников, 33,4 % 8-классников, и 9,3 % 10-классников.
Учебный процесс во всех 5-х классах организован по 5-дневной рабочей неделе, в 8-х и 10-х классах -по 6-дневной неделе. Продолжительность уроков равна 40 минутам. К динамическим урокам относятся: технология (уроки труда), физическая культура, ИЗО. Количество динамических уроков в неделю по расписанию у 5-х классов равно 7, в 8-х классах - 6, в 10-х - 5.
Установлено, что в расписании 5-х классов в понедельник со второго по четвёртый уроки поставлены динамические дисциплины, а именно физическая культура и технология (труд). Во вторник и среду динамический уроков нет. В четверг первым и пятым, в пятницу первым и последним уроками в расписании поставлены уроки физкультуры, музыки и ИЗО. В расписании 8-х классов в понедельник первым и последним уроками поставлена физическая культура; во вторник, среду и четверг динамические дисциплины в расписании отсутствуют. В пятницу и субботу физическая культура в этих классах стоит первым и последним уроком. В расписании 10-х классов уроки с динамической составляющей расставлены так, что они полностью отсутствуют во вторник, четверг и пятницу. В понедельник физическая культура в этих классах стоит 2-м и 5-м уроками, а в среду 1-м и 5-м уроками.
В результате анализа структуры уроков физкультуры в исследуемых классах установлено, что вводная их часть - разминка - присутствует всегда. Продолжительность разминка длилась около 10 минут (табл. 1). В данной части урока учитель строил детей в шеренгу, проводил перекличку (3 минуты), далее следовала сама разминка, включающая ходьбу, бег и снова ходьбу (7 минут). Основная часть урока во всех исследуемых классах составляла 25-35 минут. В начале основной части школьники выполняли комплекс упражнений на различные группы мышц, затем они включались в подвижные игры. Во время таких игр дети самостоятельно выделяли
время для отдыха. Заминка как составная часть урока отсутствовала. Продолжительность уроков физической культуры составила 40 минут. Фактическая общая плотность этих уроков составила 80 ± 5,2 %, при нормативе 80-90 %. Динамическая плотность урока составила 72 ± 3,1%, рекомендуемые величины - 60-80%.
Таблица 1
Структура уроков физической культуры
Структурная часть урока Рекомендуемое Фактическое
Время, мин. Вид деятельности Время, мин Вид деятельности
Вводная 5-10 Построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, лёгкий бег 8,8 ± 1,3 Построение, ходьба, лёгкий бег и снова ходьба с выполнением дыхательных упражнений
Основная 25-30 Общеразвивающие упражнения, упражнения по выработке двигательных навыков 31,2 ± 1,5 Комплекс упражнений на все группы мышц, подвижные игры
Заключительная 3-5 Ходьба с выполнением дыхательных упражнений, подведение итогов урока - Отсутствует
Согласно данным сдачи норм ГТО 4-й ступени в школе, по бегу на 60 метров, нижнюю границу преодолели 85,7 % мальчиков и 100 % девочек. УпражненЬе на пресс (поднятие туловища из позиции лёжа) за 1 минуту сдали 84,6 % мальчиков и 100 % девочек. На 5-й ступени нижнюю границу норматива преодолели 61,5 % юношей и 38,9 % девушек.
Медицинскому осмотру подлежали 150 учащиеся 5-го класса, 138 обучающихся 8-го класса и 45 учеников 10-го класс. Охват медосмотром составил 100 %. По результатам школьной диспансеризации все осмотренные школьники были разделены на 3 группы здоровья. В 5-х классах 1 группу здоровья имеют 10,7 %,
2 группу - 86,7 % и 3 группу - 2,6 %. В 8-х классах 1 группу здоровья имеют 9,4 %, 2 группу - 81,9%,
3 группу - 8,7 %. В 10-х классах 1 группы здоровья нет ни у кого, ко 2 группе относятся 89 % и к 3 группе -11 % учеников.
Согласно данным ГКУЗ РХ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр», в 2016 году 1 группу здоровья в Республике Хакасия имеют 16,23 % учащихся в возрасте до 17 лет, в городе Абакане этот показатель составляет 9,43 %, а в исследуемой 24-й школе - 6,7 % . Вторую группу здоровья в РХ имеют 68,5 % учащихся, в городе Абакане - 71,7 %, в 24-й школе - 85,7 %. Третью группу здоровья в республике имеют 13,94 %, в городе Абакане - 18,17 %, в исследуемой школе - 7,4 %.
Согласно результатам школьной диспансеризации, учащиеся, имеющие какие-либо заболевания, были распределены по заболеваниям систем и органов организма (табл. 2). Установлено, что в 5-х классах большее количество учеников имеют заболевания зрительной системы, такие как гиперметропия, спастическая аккомодация, расходящееся косоглазие (93,3 школьников на 1 000 обследуемых). Второе место по частоте встречаемости приходится на заболевания опорно-двигательного аппарата с показателем 66,7 учеников на 1 000 осмотренных. Третье место занимают сердечно-сосудистые заболевания с показателем 46,7 на 1 000 осмотренных учеников.
Таблица 2
Функциональные нарушения и заболевания учащихся, установленные при медосмотре
Функциональные нарушения и заболевания Количество школьников на 1 000 обследуемых
систем организма 5 класс 8 класс 10 класс
Сердечно-сосудистая система 46,7 36,2 152,2
Глаза и их придаточный аппарат 93,3 36,2 108,7
ЛОР-заболевания 26,7 94,2 173,9
Стоматологические 13,3 50,7 21,7
Опорно-двигательная система 66,7 94,2 152,2
Нервная система 40,0 28,9 -
Мочеполовая система 26,7 36,2 -
Кожные заболевания 13,3 - -
Эндокринная система 6,7 43,4 86,9
В 8-х классах самыми частыми являются ЛОР-заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата с показателем 94,2 школьника на 1 000 обследованных. Затем идут стоматологические заболевания (кариес) -50,7 учеников на 1 000 осмотренных. На третьем месте находятся заболевания эндокринной системы -43,4 учащихся на 1 000 обследованных. Четвёртое место занимают заболевания зрительной и мочеполовой систем и сердечно-сосудистые заболевания с показателем 36,2 школьников на 1 000 обследованных. На пятом месте находятся заболевания нервной системы, среди которых распространены цефалгия и логоневроз, что составляет 28,9 учащихся на 1 000 осмотренных. В 10-х классах самыми часто встречающимися оказались
ЛОР-заболевания с показателем 173,9 учащихся на 1 000 обследованных. Затем следуют заболевания сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата с частотой встречаемости 152,2 школьника на 1 000 обследованных. На третьем месте находятся заболевания зрительной системы с показателем 108,7 учащихся на 1000 осмотренных. Четвёртую позицию занимают заболевания эндокринной системы (избыточная масса тела, диффузное увеличение щитовидной железы) - 86,9 школьников на 1 000 обследованных. На последнем месте оказались стоматологические заболевания (кариес) - 21,7 учеников на 1 000 обследованных.
Обсуждения. Итак, в 5-х классах 70 % школьников занимаются в спортивных секциях, к старшим классам данный процент уменьшается. Каждый день или 3 раза в неделю в спортивных секциях занимается от 57 до 88 % учеников. Спортивные секции, продолжительность пребывания в которых составляет два и более часа, посещают примерно 48 % 5-классников, 62 % 8-классников и 85 % учащихся 10-х классов. Физкультминутка проводится практически на всех уроках только в 5-х классах. Более 66 % учеников исследуемых классов во время перемены не имеют какой-либо динамической занятости. В свободное от учёбы времени от 56 до 63 % учеников находятся дома и также не имеют динамической занятости. Более 50 % учеников изученных классов вообще не занимаются утренней гимнастикой. Таким образом, можно отметить тенденцию формирования двух групп школьников: с систематическими занятиями физической культурой и с пониженной физической активностью. Полученные данные согласуются с выводами других исследований [4; 11].
Установлено, что общая часовая недельная нагрузка в исследуемой школе соответствует гигиеническим нормативам, дневная нагрузка школьников не превышает 6 часов. Количество динамических уроков в расписании составляет от 5 до 7 часов. Динамические уроки в школьном расписании расположены без учёта дневной работоспособности детей. Динамические уроки в расписании отсутствуют по 2-3 дня в неделю, а в другие дни недели они поставлены по 2-3 урока подряд либо расположены первыми и/или последними уроками. В структуре уроков физкультуры исследуемых классов отсутствует заключительная часть - заминка, предназначенная для ходьбы с выполнением дыхательных упражнений с целью восстановления дыхания и ЧСС, а также подведение итогов урока. На протяжении уроков физической культуры контроль со стороны учителя за степенью усталости школьников отсутствовал. Общая плотность уроков физической культуры составила 80 %, а динамическая плотность - 72 %, что соответствует методическим рекомендациям.
Результаты сдачи норм ГТО школьников свидетельствуют, что в исследуемой школе среди учащихся 8-х класса более 80 % мальчиков и 100 % девочек физически хорошо подготовлены и сдали нормы ГТО по обоим видам упражнений (бег на 60 м и упражнение на пресс). При этом только 61,5 % юношей и 38,9 % девушек старшеклассников преодолели нижнюю границу норматива 5-й ступени ГТО, что свидетельствует о снижении их физической подготовленности.
От 5-го к 10-му классу наблюдается уменьшение практически до нуля количества школьников с 1-й группой здоровья и, наоборот, увеличение удельного веса школьников со 2-й и 3-й группами здоровья. В исследуемой школе удельный вес школьников с 1-й группой здоровья составляет 6,7 %, что ниже, чем по Республике Хакасия и городу Абакану в 2,4 и 1,4 раза соответственно. Сведения о результатах школьного медосмотра позволили выделить основные функциональные отклонения в зависимости от органов и систем организма, встречающиеся у школьников в разных классах. Так, дефекты опорно-двигательной системы у школьников во всех классах занимают лидирующее место, и уровень их распространённости увеличивается с 66,7 до 152,2 на 1 000 осмотренных. С 5-го к 10-му классу среди школьников отмечается увеличение встречаемости следующих заболеваний: сердечно-сосудистой системы в 3 раза (с 46,7 до 152,2 на 1 000 осмотренных), ЛОР-заболеваний в 6,5раза (с 26,7 до 173,9 на 1000 обследованных); эндокринной систем в 12,9 раза (с 6,7 до 86,9 на 1 000 осмотренных).
Выводы. В свободное от учёбы время более 50 % учащихся имеют динамическую занятость. Из них самостоятельными упражнениями занимаются только 50 % учеников 5-х и 8-х классов и менее 40 % - учащихся 10-х классов. Утренняя гимнастика включена в ежедневный режим дня менее чем 50 % опрошенных школьников с тенденцией снижения к 10-му классу. В старших классах в спортивных секциях 2-3 раза в неделю занимаются менее 50 % учащихся, продолжительность занятий составляет 120 минут и более.
На школьных переменах более 65 % учеников, как 5-х, так 8-х и 10-х классов, не заняты физической деятельностью. Количество динамических уроков в школьном расписании уменьшается от 7 в средних до 5 часов в старших классах. Динамические уроки в расписании расположены без учёта недельной и дневной работоспособности детей. В структуре уроков физкультуры отсутствует заключительная часть и контроль со стороны учителя за степенью усталости школьников, общая плотность уроков физкультуры равна 80 %, динамическая плотность этих уроков составила 72 %.
В динамике сдачи норм ГТО 4-й и 5-й ступени отмечено ухудшение результатов среди мальчиков и юношей на 20 %, среди девочек и девушек - на 60 %.
К 10-му классу среди учащихся исследуемой школы практически нет школьников с 1-й группой здоровья, в 4 раза возрастает удельный вес учащихся с 3-й группой здоровья (с 2,6 до 11 %). Функциональные отклонения
и заболевания у исследуемых школьников в основном отмечаются со стороны опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, ЛОР-заболеваний и заболеваний эндокринной системы.
Библиографический список
1. Антропова, М. В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М. В. Антропова [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. - № 5. - С. 37-38.
2. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал.
- 1998. - № 1. - С. 5-8.
3. Баранов, А. А.. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина. -М.: Изд. центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.
4. Седова, А. С. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников / А. С. Седова, П. И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 11 (296). - С. 40-43.
5. Беренштейн, Г. Ф К оценке некоторых морфофункциональных показателей здоровья учащихся общеобразовательных школ-интернатов / Г.Ф. Беренштейн [и др.] // Гигиена и санитария. - 1985. - № 10. - С. 88-89.
6. Самсыгина, Г. А. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Г. А. Самсыгина // Объединённый медицинский журнал. - 2010.
- № 5. - С. 44-55.
7. Гудинова, Ж. В. ГТ0-2014 как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в России / Ж. В. Гудинова [и др.] // Гигиена и санитария. - 2015. - № 6. - С. 62-65.
8. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2015 г., 26 января 2017 г., 6 марта 2018 г. -URL: http://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 05.10.2017).
9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». - URL: http://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 05.10.2017).
10. Латыпов, И. К. Урок в современной школе. Проблемы и реальные возможности / И. К. Латыпов, В. И. Лукина // Физическая культура в школе. - 2010. - № 7. - С. 2-10.
11. Inchley, Jo Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people's health and well-being: Health behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey Available at / Jo Inchley [et al.]. - URL: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/growing-up- unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (дата обращения: 05.10.2017).
© Корхова А. В., 2018
УДК 612.017.1: [616.61+616-006]
СОСТОЯНИЕ Т-РЕГУЛЯТОРНОГО ЗВЕНА ИММУННОЙ СИСТЕМЫ БОЛЬНЫХ РАКОМ ПОЧКИ
А. В. Мошев, В. Д. Беленюк, И. И. Гвоздев
Обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»
Изучение свойств популяции клеток, которая регулирует деятельность, в том числе и цитотоксического звена иммунной системы при онкологическом заболевании, является критически важной. Для этой цели было проведено изучение фенотипического состава Т-регуляторных клеток периферической крови у 81 больного раком почки различной стадии (Т1N0M0-T3N0M0). В результате проведённых исследований нами был показан существенный сдвиг некоторых параметров звеньев иммунной системы, участвующих в противоопухолевом иммунном ответе, а также изменение соотношения основных популяций клеток периферической крови. Было отмечено снижение фракции лимфоцитов на 16 % и увеличение моноцитарной фракции на 25 %. Изменения, коснувшиеся популяции Т-хелперов, носят сложный и комбинированный характер, который может свидетельствовать об общем усилении Т-звена с увеличением способности клеток мигрировать в ткани и таким образом выполнять свои функции, наряду с усилением и супрессорной функции Т-клеточного звена.
Ключевые слова: рак почки, T-регуляторные клетки, иммунная система, периферическая кровь, популяции клеток.
Введение. Рак почки (ПКР) составляет 3 % от всех злокачественных опухолей у взрослого населения планеты; в ряде стран мира в структуре заболеваемости злокачественными опухолями он стоит на десятом месте. Число случаев поздней диагностики рака почки в 3 раза выше, чем при других урологических новообразованиях, а результаты лечения данного заболевания свидетельствуют, что у 40-50 % больных в течение первого года после лечения появляются метастазы [1; 2; 3]. Также в 10-15 % случаев при первичном обращении обнаруживаются отдалённые метастазы, что в значительной степени снижает вероятность благоприятного исхода. Частота заболеваемости среди мужчин в 1,5 раза выше, чем среди женщин, пик заболеваемости приходится на возрастной промежуток 60-70 лет [4; 5].
В 2013 году в России диагностировано 20 892 больных ПКР, средний возраст которых составляет 61 год, при этом показатель смертности от этого заболевания достиг 8 459. По оценкам экспертов, кумулятивный риск развития рака почки в 2013 году составил 1,13 [1].
Т-регуляторные клетки являются небольшой по численности популяцией клеток, которая, однако, выполняет крайне важную функцию. У человека регуляторные Т-клетки имеют мембранный фенотип CD4+CD25hlghCD127low Кроме того, на их поверхности присутствуют супрессорные аналоги костимулирующих молекул СТЬА-4 и PD-1 и представитель семейства - GITR [6; 7]. Супрессорная активность регулятор-
ных Т-клеток связана с транскрипционным фактором ГОХР3 [8; 9].
Т-регуляторные клетки сдерживают воспаление, которое могло бы привести к деструкции тканей. Регуля-торные Т-клетки предотвращают аутоагрессию путём ингибирования активности аутоспецифических клонов Т-лимфоцитов [10]. Главные клетки-мишени регуляторных Т-клеток - CD4+CD25- и CD8+-Т-клетки. Для осу-