Научная статья на тему 'Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов'

Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6404
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ШКОЛЬНИКИ 2-4-Х КЛАССОВ / ENDURANCE / TRACK ANDFIELD ATHLETICS / SCHOOL STUDENTS OF THE 2-4TH CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобырев Николай Дмитриевич, Дедловская Марина Владимировна

Представлены данные об уровне развития выносливости школьников 2-4-х классов. Авторами разработана вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов, которая опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Особенностью разработанной авторами программы по физической культуре является то, что она создана на основе использования средств и методов легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобырев Николай Дмитриевич, Дедловская Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEANS OF TRACK AND FIELD ATHLETICS FOR DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN SCHOOL STUDENTS OF THE 2-4-TH CLASSES

Data on a level of development of endurance of school students the 2-4kh of classes are presented in article. Authors developed variable part of the program in physical culture of pupils of initial classes which is guided by contents of the Federal state educational standard of the primary general education. Feature of the program in physical culture developed by authors is that it is created on a basis use of means and methods of track and field athletics for development of endurance and is one of forms of improvement of children of younger school age.

Текст научной работы на тему «Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов»

УДК 796.42; 796.012.12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

2-4-Х КЛАССОВ

Н.Д. Бобырев, М.В. Дедловская

Представлены данные об уровне развития выносливости школьников 2-4-х классов. Авторами разработана вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов, которая опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Особенностью разработанной авторами программы по физической культуре является то, что она создана на основе использования средств и методов легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: выносливость, легкая атлетика, школьники 2-4-х классов.

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого детства при совместных усилиях школы и семьи. У педагогов и психологов последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников [1, 3].

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности [1, 4].

По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки. В концепции государственной образовательной политики Республики Татарстан отмечено неблагополучное состояние детей в образовательных учреждениях, что связывается с ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. В системе образования и сохранения здоровья детей выделено следующее: обеспечение, укрепление и сохранение здоровье детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленными на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная

адаптивность и использование его резервов, то есть чем выше его адаптивные возможности, тем выше должен быть уровень здоровья и наоборот. Перед педагогом ставится одна из главных задач - развитие, преумножение и использование всех резервов организма. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека и в другом отношении - широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности. Морфологические особенности и функциональные показатели, в частности, физическое развитие и двигательные способности являются важнейшими критериями состояния здоровья и физической дееспособности ребенка.

Научно-технический прогресс выдвигает новые, повышенные требования к человеку и в то же время приводит к снижению двигательной активности людей в трудовой деятельности и в быту. Влиянию гипокинезии подвержены и школьники, так как, кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и увеличение объема и интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе, усиливающаяся потоком информации, увеличением времени на малоподвижные учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий [2]. Распространенность гиподинамии достигла 80 % среди школьников [3]. Установлено, что реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценное развитие и укрепление здоровья подрастающего поколения, что двигательная активность школьников снижается по мере перехода из класса в класс. Снижение физической активности ставит растущий организм в противоестественные условия, несовместимые с требованиями, выработанными в ходе эволюции [1, 2, 5].

Острой и требующей срочного решения проблемой является низкая физическая подготовленность и неполноценное физическое развитие учащихся. Увеличилось число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Здоровые дети среди школьников младшего возраста составляют всего лишь 10-12 % [3].

Многократно подчеркивалось, что особую значимость приобретают вопросы совершенствования физического воспитания в младшем школьном возрасте. Так, рядом исследований (Васильева В.В., 1973; Колчинская А.З., 1973; Маркосян А.А., 1974; Хрипкова А.Г., 1976) показано, что в этом возрастном периоде физиологические возможности используются не в полной мере, вследствие чего уровень подготовленности школьников начальных классов недостаточно высок, и не удовлетворяет требованиям Государственной программы по физической культуре общеобразовательных школ. Повышение роли физической

культуры и спорта в комплексном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения требует дальнейшего совершенствования научных основ физического воспитания и предполагает решение проблем, связанных с поиском эффективных средств и методов воспитания физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, укрепления здоровья, формирования гармоничной личности.

Известно, что выносливость как одно из основных физических качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма, чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Составляющим элементом выносливости является общая аэробная выносливость, которая определяет способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов [1].

К настоящему времени, несмотря на достаточное количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты развития выносливости у школьников, в том числе на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения. В теории и методике физического воспитания нет единства мнений о средствах, методах и характере нагрузок для развития выносливости. Специалисты предлагают развивать выносливость разными способами: многократное выполнение упражнений максимальной мощности (Шпаков П.Ф.); выполнение упражнений на выносливость субмаксимальной мощности (Мамардашвилли Ш.А., Полунин А.И.); непрерывный бег в течение 8-20 мин (Матвеев А.П., Макаров А.Н., Мякишев В.А.) [2]. Комплексная программа физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательной школы определяет уровень конкретных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети за время обучения в начальной школе. Однако практическое осуществление указанных задач представляет определенную трудность, так как четко определенного круга средств и методов для их решения в программах недостаточно. Известно, что наибольших успехов в физическом и психическом развитии младшего школьника достигают в том случае, когда применяются тщательно обоснованные средства и методы, учитывающие возрастные особенности ребенка. Легкая атлетика является одним из основных средств физического воспитания школьников. В школьной программе она занимает одно из главных мест. Будучи естественными и жизненно важными двигательными навыками бег, прыжки и метания лежат в основе многих других двигательных действий. Занятия легкой атлетикой способствуют обогащению

двигательного опыта ребенка и создают предпосылки для освоения более сложных в техническом исполнении движений.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста, с другой, недостаточным применением в вариативной части урока физической культуры средств и методов легкой атлетики для эффективного развития выносливости.

Данное противоречие определило проблему исследования: каким должно быть содержание вариативной части программы по физической культуре, способствующее развитию выносливости у школьников 2-4-х классов средствами легкой атлетики?

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность применения средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов общеобразовательной школы в вариативной части урока по физической культуре.

Анализ научно-методической литературы и статистических данных по физическому воспитанию школьников в Республике Татарстан показал, что по изучаемой проблеме практически нет сведений о средствах и методах легкой атлетики, направленных на воспитание выносливости детей младшего школьного возраста.

Данные исследования об уровне развития выносливости у учащихся младшего школьного возраста представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития выносливости младших школьников

8-10 лет

Задание Возраст (лет) Мальчики (п=39) Х±о Девочки (п=47) Х±о Р Уровень развития

Бег 6 мин (м) 8 1063,3±122,06 853,2±155,1 р<0,05 Низкий

9 1090,9±122,27 925,4±155,3 р<0,05 Низкий

10 1100,1±158,3 983,2±157,4 р<0,05 Низкий

Хср. 1084,1±134,2 920,6±154,6 р<0,05 Низкий

Бег 12 мин (м) 8 1815,3±451,4 1407,5±385,2 р<0,05 Ниже среднего /средний

9 1852,5±463,2 1568,3±257,4 р<0,05 Ниже среднего

10 1922,7±358,8 1643,4±267,2 р<0,05 Ниже среднего /средний

Хср. 1863,5±424,5 1539,7±303,3 р<0,05 Низкий

Бег 1000 м (мин, с) 8 6,05±0,28 6,53±0,37 р<0,05 Средний

9 5,39±0,3 6,07±0,26 р<0,05 Выше среднего

10 4,69±0,23 5,40±0,19 р<0,05 Высокий

Хср. 5,38 ±0,27 6,0±0,27 р<0,05 Выше среднего

Уровень развития общей выносливости определялся по данным В.В. Виру [5].

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы, что по уровню развития выносливости между мальчиками и девочками 8-10 лет отличий не выявлено, но по показателям выявлены достоверные отличия. Показатели мальчиков достоверно выше, чем у девочек того же возраста. Высокий уровень скоростно-силовой выносливости по тесту бег на 1000 м выявлен у мальчиков и девочек 10 лет, средний - у школьников 8 лет и выше среднего - у 9-летних детей.

По показателям общей (аэробной) выносливости в тестах бег 6 мин и бег 12 мин, школьники 8-10 лет показали уровень низкий и ниже среднего, соответственно лишь у девочек 8 и 10 лет по тесту «бег 12 минут» выявлен средний уровень развития аэробной выносливости.

По данным научно-методической литературы, общая выносливость имеет высокие темпы прироста у мальчиков в 8-10, 11-12, 14-15 лет. У девочек общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. Таким образом, можно заключить, что для развития общей выносливости возраст 8-10 лет как у мальчиков, так и у девочек является сенситивным.

Низкие показатели аэробной выносливости у младших школьников могут свидетельствовать о недостаточном использовании средств для развития аэробной выносливости.

Разработанная нами вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (табл. 2).

Таблица 2

Содержание экспериментального программного материала по предмету «Физическая культура» для учащихся 2-4-х классов

Программный материал

Базовая часть Вариативная часть

1. Основы знаний по физической культуре. 2. Подвижные игры. 3. Легкая атлетика. 4. Гимнастика с элементами акробатики 5. Лыжная подготовка. Средства развития выносливости: 1. Упражнения различной интенсивности. 1.1. Многократное пробегание дистанций 40-60 м с максимальной интенсивностью. 1.2. Упражнения, выполняемые в течение 15-40 с с интенсивностью 95 % от максимума. 1.3. Упражнения, выполняемые в течение 50 с с интенсивностью 80 % от максимума. 1.4. Упражнения, выполняемые в течение 2-3 мин с субмаксимальной интенсивностью. 1.5. Упражнения, выполняемые в течение 2-8 мин с субмаксимальной интенсивностью. 1.6. Непрерывное выполнение упражнений в течение 8-20 мин. 2. Подвижные игры и эстафеты для развития выносливости

Особенностью нашей программы по физическому воспитанию школьников 2-4-х классов является то, что она создана на основе использование средств легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста. Место проведения уроков предусмотрено как на улице, так и в спортивном зале.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть программы по физической культуре направлена на развитие выносливости у учащихся начальных классов.

Для развития общей выносливости мы применяли бег продолжительностью 15-20 минут. Он выполнялся в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом мы придерживались следующих правил:

1. Работа осуществлялась при ЧСС не превышающей 140-150 уд/мин.

2. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы не должна превышать 15 мин.

В процессе занятий нами использовались следующие нагрузки:

1. Предельные (максимальные) нагрузки - бег продолжительностью не более 15-20 с (бег до 150 м).

2. Околопредельные (субмаксимальные) нагрузки - бег продолжительностью от 15-20 с до 40-60 с. Дистанции у мальчиков до 400 м, у девочек до 300 м. При этом нагрузки составляют 80-90 % от максимума. Просто нужно, чтобы учащиеся пробегали их на 10-30 % слабее, чем они могли бы это сделать с полной соревновательной интенсивностью.

Второй диапазон околопредельных нагрузок - 70-80 % от максимума, продолжительность до 1,5-2 мин, дистанции у мальчиков 300-350 м, у девочек - 250-500 м.

3. Нагрузки большой интенсивности составляют примерно 55-70 % максимума. У мальчиков это бег в течение 2-7 мин на дистанциях 600-1500 м, у девочек в течение 2-6 мин на дистанциях 550-1200 м.

4. Нагрузки умеренной интенсивности - примерно до 50-55 % от максимальных. При таком беге легкие и сердце способны почти полностью обеспечить организм кислородом и еще остается некоторый резерв. Следовательно, кислородный запрос меньше, чем дыхательные возможности организма.

5. Слабые нагрузки. Это медленный бег в начале и в конце урока с интенсивностью примерно 40-45 % от максимума, а также легкий бег в

перерывах между интенсивными нагрузками. Частота пульса не превышает 140±10 уд/мин.

Развитие выносливости в беге мы начинали с малоинтенсивных, но длительных упражнений в аэробном режиме. От урока к уроку увеличивали объем нагрузки, удлиняя дистанции, а соответственно и время бега. В дальнейшем от таких экстенсивных нагрузок переходили к интенсивным. Это осуществлялось путем постепенного или ступенчатого сокращения дистанций с одновременным повышением скорости.

Основными методами развития общей выносливости являлись:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод круговой тренировки;

3) игровой метод;

4) соревновательный.

Метод повторного интервального упражнения со школьниками мы не использовали, так как он используется в работе только с квалифицированными спортсменами.

Вначале мы распределили вариативную часть нашей программы с применением средств развития выносливости по сезонным периодам для детей младшего школьного возраста, потом на основе государственного стандарта нами был составлен годовой план учебной работы для учащихся в начальных классах. Реализация нашей программы осуществлялась при помощи использования разнообразных методических приемов и целесообразных способов организации уроков физической культуры.

Процесс обучения школьников 2-4-х классов мы организовали, используя традиционную модель структуры урока физической культуры, которая включает в себя следующие части: вводную, основную, заключительную. Во вводной части урока мы применяли различные виды ходьбы и бега, дыхательные и общеразвивающие упражнения, а также специальные беговые упражнения и подвижные игры, направленные на развитие выносливости. Время проведения вводной части - 6-7 минут, при этом 3 минуты в этой части урока уделены упражнениям для развития выносливости, что составляет 7,5 % от общего урочного времени и 4,2 % от времени вводной части урока.

Основная часть урока обеспечивала решение задач по развитию выносливости. Во время проведения вариативной части урока мы использовали различные средства для развития выносливости: многократное выполнение упражнений максимальной интенсивности, выполнение упражнений субмаксимальной интенсивности в течение 2-3 мин, выполнений упражнений большой интенсивности в течение 8-15 мин. Время на проведение вариативной части урока с использованием

средств развития выносливости занимало 15 мин, что составляет 37,5 % от общего времени урока и 60 % от времени основной части урока.

В заключительной части урока мы применяли подвижные игры для развития выносливости, а также школьники выполняли дыхательных упражнений во время ходьбы для восстановления пульса. В этой части урока на развитие выносливости отводилось 4 мин, что составляет 10 % от общего времени урока и 4,3 % от времени заключительной части урока.

Таким образом, согласно разработанной нами вариативной части программы по физической культуре на средства по развитию выносливости в уроке отводится 4,2 % в вводной части урока, 60 % - в основной части и 4,3 % - в заключительной части. Остальное время распределяется на освоение базовой части программы. Исходя из полученных результатов предварительного исследования, нами были определены средства для развития выносливости, которые мы применяли на каждом уроке физической культуры в зависимости от сезонного периода.

Проведение уроков в осеннем и весеннем периодах

В сентябре на первых уроках физической культуры в начальных классах мы применяли бег с различной интенсивностью (многократное пробегание дистанций 40-60 м с максимальной интенсивностью; бег в течение 2-3 мин. субмаксимальной интенсивности; длительный непрерывный бег большой интенсивности в течение 8-20 мин), также мы проводили подвижные игры для развития выносливости. В конце октября дети в медленном темпе бежали в течение 15-20 мин. Завершали занятия на стадионе соревнования в беге на 1000 м.

Занятия в зале в зимнем и весеннем периодах предполагали также развитие выносливости при помощи подвижных игр, эстафет, а также бега различной интенсивности по спортивному залу и медленного бега в течение 8-20 минут.

Основной организационно-методической формой является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы. В зимний период для развития выносливости использовалась лыжная подготовка - передвижение на лыжах с различной интенсивностью, эстафеты, прохождение на лыжах дистанции 800-1000 м (табл. 3).

Ходьба в свободном темпе (400-2000 м), ходьба с изменением направления движения (150-600 м), ходьба в ускоренном темпе (200-600 м), ходьба в затрудненных условиях (200-400 м), ходьба в облегченных условиях (400-600 м).

Таблица 3

План-график развития выносливости по сезонным периодам

школьников 2-4-х классов

Осенний период

Сентябрь Октябрь Ноябрь

На стадионе (1-4) На стадионе (5-10); в зале (11-12)

№ недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

© А А А А © © А © X © А

Содержание А А © © © А А А А © А ©

© © X А X А X ® А © © А

Зимний период

Декабрь Январь Февраль

В зале (13-16) В парке (17-24)

№ недели 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

А А © А

Содержание © © А А Лыжная подготовка

А А X ©

Весенний период

Март Апрель Май

В зале (25-28) На стадионе (29-32) На стадионе (33-36)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ недели 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

А А А © А А А А © ® А ®

Содержание © © © А © © А А А © А ©

® ® ® ® ® ® ® © ® © © ©

Условные обозначения: А - бег различной интенсивности; © - подвижные игры,

эстафеты для развития выносливости; X - бег 8-14 мин; ® -длительный медленный бег (15-20 мин); © - соревнования в беге на 1000 м

Упражнения, применяемые в вариативной части урока для развития выносливости у школьников во 2-м классе

Бег в медленном темпе (600-1500 м), медленный бег в сочетании с ходьбой (до 1500 м), бег с изменением направления движения, бег «змейкой» между расставленными предметами (50-400 м), бег с ускорением (50-70 м).

Подвижные игры и эстафеты: «Пятнашки», «Пятнашки в парах», «Два мороза», «К своим флажкам», «Заяц без дома», «Невод», «Смена лидеров», «Следуй за мной» эстафеты с предметами, встречные эстафеты.

Таким образом, разработанная нами вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Особенностью нашей программы по физической культуре является то, что она создана на основе использование средств и методов легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Бурцев В.А. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 16-18.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 21. С. 4750-4754.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 25. С. 5655-5659.

4. Бурцев В.А., Зорин С.Д. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2008. № 2. С. 46-47.

5. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 12-19.

Бобырев Николай Дмитриевич, канд. пед. наук, доц., volder1968@,mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

USE OF MEANS OF TRACK AND FIELD ATHLETICS FOR DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN SCHOOL STUDENTS OF THE 2-4-TH CLASSES

N.D. Bobyrev, M. V. Dedlovskaya

Data on a level of development of endurance of school students the 2-4kh of classes are presented in article. Authors developed variable part of the program in physical culture of pupils of initial classes which is guided by contents of the Federal state educational standard of the primary general education. Feature of the program in physical culture developed by authors is that it is created on a basis use of means and methods of track and field athletics for development of endurance and is one of forms of improvement of children of younger school age.

Key words: endurance, track andfield athletics, school students of the 2-4th classes.

Bobyrev Nikolay Dmitriyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail. ru., Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, [email protected]., Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.