Научная статья на тему 'МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА'

МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиацентр / телевизионные технологии / медиаобразование / медиатехнологии / масс-медиа / кинотелепроизводство. / медиа-марказ / телевизион технологиялар / медиа-таълим / медиатехнологиялар / оммавий ахборот воситалари / кино ва телевизион маҳсулотлар.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташмухамедова Гулнора Худайбердиевна

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования студентов в медиацентре университета. Показывается, что практические занятия, проводимые в учебном медиацентре, позволяют повысить качество подготовки специалистов для работы в отрасли кино и телевидение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CENTER OF THE UNIVERSITY AS A BASE FOR CREATING NEW DIGITAL CONTENT

Мақолада университетнинг медиа марказида талабаларнинг касбий таълими масалалари кўриб чиқилган. Амалий машғулотлар таълим медиа-марказида ўтказилганда кино ва телевидение соҳасида ишлаш учун мутахассисларни тайёрлашда сифат даражасини ошиши кўрсатилган.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА»

V____

Ташмухамедова Гулнора Худайбердиевна,

старший преподаватель кафедры «Телестудийные системы и приложения» Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хорезми. Узбекистан

МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА

УДК: 621.397

ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования студентов в медиацентре университета. Показывается, что практические занятия, проводимые в учебном медиацентре, позволяют повысить качество подготовки специалистов для работы в отрасли кино и телевидение.

Ключевые слова и понятия: медиацентр, телевизионные технологии, медиаобразование, меди-атехнологии, масс-медиа, кинотелепроизводство.

ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. УНИВЕРСИТЕТ МЕДИА МАРКАЗИ ЯНГИ РАЦАМЛИ МАЗМУНИ ЯРАТИШНИНГ БАЗАСИ

Мак,олада университетнинг медиа марказида талабаларнинг касбий таълими масалалари куриб чик,илган. Амалий маштулотлар таълим медиа-марказида утказилганда кино ва телевидение сох,асида ишлаш учун мутахассисларни тайёрлашда сифат даражасини ошиши курсатилган.

Таянч суз ва тушунчалар: медиа-марказ, телевизион технологиялар, медиа-таълим, медиа-технологиялар, оммавий ахборот воситалари, кино ва телевизион мах,сулотлар.

TASHMUKHAMEDOVA G.KH. MEDIA CENTER OF THE UNIVERSITY AS A BASE FOR CREATING NEW DIGITAL CONTENT

In the article the issues of professional education of students at university media center are considered. It is shown that practical exercises held in the educational media center improve the quality of training specialists for work in the film and television industry.

Key words and concepts: media center, television technologies, media education, media technologies, mass media, film and television production.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 2 (99)

Введение. В стране в настоящее время, действуют десятки различных телевизионных студий, которые оснащены самым современным телевизионным оборудованием, на котором должны работать высокопрофессиональные специалисты различных направлений. И здесь возникает одна из основных проблем - подготовка так называемых «готовых» после окончания учебных заведений специалистов для работы на этом оборудовании.

Данная проблема решается в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми (ТУИТ), благодаря новому Учебному Медиацентру, оснащенному самым современным телевизионным технологическим оборудованием.

С развитием новых информационных технологий и его влиянием на учебный процесс, меди-аобразование становится все более популярным. Сегодня медиацентры создаются при многих образовательных учреждениях и молодежных центрах Узбекистана. В мае 2019 года Меди-ацентр ТУИТ стал членом Международной Ассоциации ВУЗовских медиацентров, что вызвало новый импульс к большему интересу к медиа-образованию.

Повышенный интерес к медиатехнологиям связан с возможностями расширять организацию и управление учебной деятельности, что позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

Актуальность исследования связана с необходимостью обучения студентов и ознакомление преподавателей с работой на современном телевизионным оборудовании, с дальнейшим совершенствованием компетенции и профессиональных навыков при работе в студии.

Цель исследования - показать практическую значимость медиацентра университета как базы для создания нового цифрового контента и внедрения результатов исследований в образовательную базу ВУЗа.

Постановка задачи. В современном мире с развитием информационно- коммуникационных технологий растёт роль и значение масс-медиа. Растёт значение визуальной информации, пропаганды, рекламы. В этой связи, растут требования к

деятельности кино-телеоператоров. Именно оператор является создателем окончательной зрительной формы фильма, телепередачи, репортажа, сериала, клипа, рекламного ролика и т. д. Если говорить о технических аспектах данной профессии, то основным орудием труда оператора являются кино- и телекамера, которые представляют собой два различных способа фиксации действительности. С каждым годом их технический уровень растет. В мире в настоящее время растут требования к качественной видеопродукции, расширяется и применение этой продукции.

Стремительное развитие цифровых аудиовизуальных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий, социальных сервисов и средств связи, а также активное внедрение их в современное образование, делают самой актуальной задачу реализации и развития медиаобразования. Современная молодежь резко отличается от старшего поколения методам восприятия информации. Ее называют поколением «большого пальца», так называемых лайков, за перенасыщенность информационной среды - интернет-ресурсами и тотальное увлечение социальными сетями.

Сегодня студентам тяжело воспринимать текстовую информацию, так как визуальные компоненты, визуальная информация, развитие видеотехнологий легче интегрируется в модели сознания. Даже социальные сети, как барометр современного мышления и культуры, показывают, что гораздо больше внимания привлекают посты и блоги, содержащие аудиовизуальный контент. Поэтому необходимо таким образом развивать медиаобразования, чтобы подготавливать материалы для обучающихся, как старшего, так и младшего поколения - могли легко воспринимать контент.

Решение проблемы. Созданный в нашем ВУЗе медиацентр позволяет в первую очередь:

• формировать информационное пространства университета через эффективное включение студенческой молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность;

• совершенствовать информационную культуру и навыки работы с медиа-инструментами;

• совершенствовать компетенции студентов и профессиональных навыков при работе с оборудованием теле-производства и др.

Сегодня молодежь существенно изменила свои медиа-предпочтения и самостоятельно форми-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 2 (99)

рует собственную медиасреду. В их числе - блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, социальные сети, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио- и видео творчество, мобильные коммуникации и многое другое.

Во многих университетах России и Казахстана, которые входят в Ассоциацию, созданы и функционируют собственные телеканалы, радиостанции и электронные газеты. Разрабатываются электронные курсы, электронные лекции для дистанционного обучения и для применения в учебном процессе, то есть учебное видео (видео лекции-хроники, постановочные студийные и мультимедийные видео лекции). Проходит запись мастер-классов. Создаются видеостудии, монтажные станции, фотостудии, в которых студенты могут улучшать свои профессиональные навыки и на практике применять теоретические знания. Это особенно актуально сейчас, в период вынужденной изоляции и перехода на дистанционную форму обучения.

Во всем мире, как и в нашей стране, с каждым годом растет число телеканалов, частных киностудий, выпускающих разнообразную видеопродукцию. Вместе с этим, есть вопросы к качеству выпускаемой ими продукции, особенно, касающейся зрительного ряда. К сожалению, в большинстве работ, чувствуется "кустарность" качества. Фильм может быть очень высокохудожественным, захватывающим и обладать другими достоинствами по своему содержанию. Однако, работа оператора фильма не всегда на такой же высоте. Неловкость за такую работу усиливается когда знаешь, что в мире глобализации телеканал могут смотреть далеко за рубежами твоей страны и его качество оценивается профессионалами.

В декабре 2017 года между правительствами Республики Узбекистан и Японии были подписаны грантовое соглашение и обменная нота "Об организации учебного медиа-центра Ташкентского университета информационных технологий". В соответствии с ними 29 октября 2019 года в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразми состоялась церемония открытия единственного в Узбекистане учебного медиацентра общей стоимостью 1,6 млн. долларов США. Работы по оснащению учебного медиацентра техническим оборудованием были осуществлены одной из ведущих японских компаний.

Материально-техническая база медиацентра образуется из помещений и современного оборудования. Оборудование, приобретенное в результате деятельности медиацентра, закрепляется за медиацентром. Оснащение медиацентра составляет современное оборудование ведущих зарубежных компаний, фото и видеооборудование, осветительное оборудование, компьютерное оборудование для монтажа, пульты управления освещением, звуковое оборудование ведущих зарубежных фирм.

В рамках проекта были установлены системы съемки ТВ-программ, приборы ТВ-освещения, виртуальной студии, оборудование для подготовки телевизионных новостей, видеомонтажа, аудиозаписи, цифровая фотостудия, оборудование для управления медиа-павильоном. Целью учебного медиа-центра является внедрение передовых стандартов высшего образования. Исходя из международного опыта, в частности, применение в образовательной системе современных технологий, направленных не только на получение студентами теоретических знаний, но и развития у них практических навыков, что будет служить основой для создания современного медиа-пространства и подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере медиа. Меди-ацентр ТУИТ готовит специалистов, разбирающихся в съемочной технике, владеющих навыками съемки и монтажа, современными компьютерными технологиями.

С начала пандемии в Узбекистане студенты под руководством преподавателей подготовили более 600 видеоуроков не только нашего, но и других ВУЗов столицы и областей1. У on-line обучения есть очень большой минус - учащиеся получают только вербальную информацию, поэтому проект создания видеоуроков стал актуальным решением данной проблемы.

Преподаватели кафедры приглашают ведущих специалистов в данной области проводить в Медиацентре мастер-классы, которые обучают мастерству телевизионных съемок, радио, фото, журналистике, рекламной деятельности, веб-дизайну, актерскому мастерству. На Мастер - классы приглашаются не только студенты ТУИТ, но и все желающие, а также преподаватели, давая практические знания в области телевидения, радио, фото, и журналистики.

1 https://utube.uz/

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 2 (99)

В качестве примера практические занятия по курсу Технологии построения кино-телекомпозиции проводятся следующим образом: Студенты делятся на группы и сами распределяют обязанности каждого. Затем для закрепления теоретических знаний по изученной теме предлагается снять видеоэтюды. Этюд снимается на свободную тему и должен строится так, чтобы они сами смогли наглядно убедиться в выразительных преимуществах кадра. что позволяет на практике решить изобразительные особенности видеоэтюда.

Используя теоретические знания, студенты на практике, ставят свет, настраивают видеоаппаратуру. Затем в монтажной комнате медиацентра, оснащенного современной техникой, монтируют видеоролик, а в студии звукозаписи записывают звук. В заключении в просмотровом зале просматривают и обсуждают законченную работу.

Таким образом, в учебном медиацентре студенты получают практические навыки как вести себя в социальных сетях, снимать видео и фото, монтировать ролики и звук, держаться в кадре, работать с микрофоном и многому другому, осваивая азы операторского мастерства и технологий освещения. Там же они овладевают навыками принятия решений, брать ответственность на себя, работать в коллективе, договариваться друг с другом и знакомятся с азами руководства.

Практические занятия могут проводиться совместно со студентами профильных факультетов других ВУЗов, что позволяет создавать интересный контент, обмениваться информацией с коллегами, развиваться в сфере коммуникаций.

Например, студенты университета Журналистики и массовой коммуникации с огромным удовольствием внедряют свои учебные проекты в медиацентре ТУИТ. Студенты факультета Телевизионные технологии в тандеме со студентами университета журналистики создают совместные проекты, где оттачивают своё мастерство и дополняют друг друга.

Заключение. Эффективность работы медиа-центра видно в участии студентов и выпускников факультета Телевизионные технологии в международных форумах, выставках, кинофестивалях. Так, выпускная работа студента Азизов Кудрат «Дом-музей Юнуса Раджабова» (рук. Б.Базарбаев) получила международную награду за бережное отношение к национальным традициям и уваже-

ние к историческому наследию узбекского народа из фонда Исаака Мавашева1.

На фестивали спортивного кино и телевидения студенты факультета отправляют свои дипломные и курсовые работы. Талгат Гимранов в номинации «Дебют» в IX - Ташкентском международном фестивале «Спорт в кино и на телевидении» за курсовую работу «Наука и спорт в моей жизни» был награждён дипломом. На X - Ташкентском международном фестивале студент Камиль Алимов был награждён дипломом в номинации «Дебют» за свою дипломную работу документальный фильм «Узбек жанг санъати» (рук. Базарбаев Б.)2. Можно перечислить еще множество подобных работ.

Для всестороннего использования возможностей медиацентра, преподаватели факультета повышают свою квалификацию путем участия в программах по обмену опытом в таких организациях как Ассоциация студенческих медиацентров СПбГУТ «Цифровые технологии создания медиа-контента», всероссийская конференция «Направления развития студенческих медиацентров: региональный аспект»3. С Korean University of Media Arts (KUMA) заключён меморандум по программе обмена студентов и повышения квалификации и обмена опытом преподавателей. Начиная с осеннего семестра 2019 года профессор Korean University of Media Arts (КУМА) Mr Park Insu начал преподавать студентам факультета Телевизионные технологии ТУИТ по предмету "Video editing". Профессор Park Insu в период с 29 августа 2019 г. по 25 февраля 2020 г. осуществил учебную работу, проводил мастер-классы со студентами, давал консультации по написанию выпускных квалификационных работ, работал с магистрантами4. Ведутся переговоры для проведения тренингов, мастер-классов, а также для проведения стажировок преподавателей Факультета «Телевизионные технологии» ТУИТ на базе ВГИКа.

Как итог следует отметить, что создание в университете медиа-центра позволило повысить качество подготовки как выпускников, так и ква-

1 https://www.facebook.com/profile. php?id = 100010121267303

2 https://sportssmi.ru/2020/09/14/ix-j-mezhdunarodnyj-festival- sportivnogo-kino-i-televideniya-projdet-v-tolyatti. html

3 https://www.sut.ru/teaching/nauchno-obrazovatelnye-tsentry/noc- vimt/nots-vim-news/1395-assotsiatsiya-studencheskikh-mediatsentrov- sozdana

4 https://tuit.uz/en/post/tuitkuman

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 2 (99)

лификацию преподавателей факультета. Позволило сторонним организации и лицам на базе медиацентра ТУИТ создавать свои высокохудожественные контенты на высоком техническом уровне.

В дальнейшем предполагается, что медиацентр в медиа образовательном пространстве Узбекистана должен быть не просто системой технико-технологического обеспечения, но и играть многофункциональную роль. Он должен стать визу-

ально ориентированной инновационной образовательной площадкой, креативной научной лабораторией, где разрабатываются и реализуются инновационные проекты с освоением и применением новых технологий: производственной экспериментальной площадкой для создания и продвижения новых форм и форматов медиа-контента.

Список литературы:

1. https://utube.uz/

2. https://www.facebook.com/profile.php7id = 100010121267303

3. https://sportssmi.ru/2020/09/14/ix-j-mezhdunarodnyj-festival-

4. sportivnogo-kino-i-televideniya-projdet-v-tolyatti.html

5. https://www.sut.ru/teaching/nauchno-obrazovatelnye-tsentry/noc-

6. vimt/nots-vim-news/1395-assotsiatsiya-studencheskikh-mediatsentrov-

7. sozdana

8. https://tuit.uz/en/post/tuitkuman

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 2 (99)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.