УДК 159.9
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук [email protected] Твелова Ирина Александровна кандидат психологических наук [email protected] Alevtina V. Kachalova candidate of psychological sciences [email protected] Irina A. Tvelova
candidate of psychological sciences [email protected]
Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога
Mediative competence as an effective condition for the development of psychological culture of teacher
Аннотация. В статье рассматриваются понятие, структура и условия развития психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях, а также приводятся результаты мониторинга педагогов по проблеме исследования условий развития психологической культуры личности учителя на современном этапе.
Ключевые слова: психологическая культура личности, психологическая культура педагога, медиация, медиативная компетентность.
Abstract. The article discusses the concept, structure and conditions of development of the teacher's psychological culture in terms of creating school mediation services in educational organizations, as well as casts the monitoring's results of teachers on the issue of research of development's conditions ofpsychological culture of the teacher's individual at the present stage.
Index term: mental culture of personality, mental culture of the teacher, mediation, mediative competence.
В Российской Федерации Указом Президента Владимира Путина 2014 год назван Годом культуры в связи с ведущей ролью этого фактора в процессах жизнедеятельности современного человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития. Психологическая культура педагога
1
относится к разряду основополагающих параметров его личностной структуры и деятельности, уровень ее развития влияет на взаимодействия в системах «учитель - ученик», «учитель - учитель», «учитель - родитель».
И.В. Дубровина отмечает, «в нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных поступках, отношениях, переживаниях и т. п.» [5].
Понятие «психологическая культура личности» является для науки достаточно новым понятием (впервые упоминается в работах А.А. Бодалева и Н.И. Обозова в 80-е годы прошлого века).
В настоящее время существует несколько подходов к исследованию данного психологического конструкта. Л.Д. Демина определяет психологическую культуру личности как совокупность культурно-психологических стремлений личности и соответствующих им умений [2]. В.В. Семикин рассматривает ее как следующий уровень развития психологически компетентной личности, освоение которого предполагает принятие гуманистических ценностей [6]. Согласно Т.Е. Егоровой, психологическая культура личности может рассматриваться как онтологический способ бытия человека в социокультурном и природном мире, основанный на переживании единства себя с миром и реализации субъект -субъектных отношений [4].
Психологическая культура педагога - это символическая онтологическая проекция существования профессии, особый способ деятельности по преобразованию профессиональных способностей и умений, механизм адаптации и сохранения профессиональной идентичности в поликультурном образовательном пространстве, обобщенный показатель уровня профессионализма педагога, фактор упорядоченности и управляемости профессией и возможности овладения ею [4].
На наш взгляд, эффективным условием развития психологической культуры педагога является развитие его медиативной деятельности и компетентности.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916 - р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, что является важнейшей социальной инновацией, востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования, направлено на минимизацию недостатков в развитии психологической культуры личности педагога [1].
Медиативный подход - это инструмент нормального человеческого взаимодействия, контролируемое, осознанное, позитивное общение. Хотелось бы, чтобы как можно больше учителей, школьных психологов и социальных педагогов владели этим методом [7].
Медиативная компетентность - это способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию [6, 7].
Школа - это срез общества, и для нее характерны разнонаправленные конфликты. При этом нельзя утверждать, что одни конфликты более серьезны, другие менее, ведь в любом случае страдают все их участники. Важно сохранить баланс, чтобы каждый имел право на защиту своих интересов вне зависимости от того, взрослый он или ребенок.
Способность педагога осуществлять медиативную деятельность в процессе педагогической деятельности становится актуальным и востребованным в системе высшего и среднего образования. В процессе медиативной деятельности у педагога развивается познавательная активность, способность адекватно излагать информацию в соответствии с педагогической ситуацией.
Проведенный анализ исследований в области медиативной деятельности позволил нам предложить следующее определение ключевого понятия исследования: медиативная компетентность - это способность умело выстраивать взаимодействия и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию.
Формирование медиативной компетентности учителя начинает осуществляться в вузе в процессе обучения изучения не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин (психологии, педагогике, культурологии, логике, философии, праву и пр.).
Проведенное нами исследование было предпринято для того, чтобы выявить, какое представление имеют учителя школ о психологической культуре педагога, насколько они её осознают и рефлексируют, какие условия развития выделяют, имеют ли представления о медиативной компетентности и медиативном подходе в образовательной деятельности.
В исследовании приняли участие 60 учителей из разных школ г. Армавира. Для исследования использовался вариант закрытой анкеты - вопросника.
Вопросы анкеты, отражающие детерминанты психологической культуры педагога, были сгруппированы в следующие переменные:
1) представления педагогов о психологической культуре личности;
2) составляющие психологической культуры личности педагога;
3) условия развития психологической культуры личности педагога.
Результаты исследования по данным анкетного опроса анализировались в
исследуемых группах педагогов. Поскольку среди обследуемых были лица только
женского пола, то анализ данных по половым различиям не проводился. В результате проведения анкетного исследования детерминант, составляющих психологическую культуру личности педагога, были получены следующие данные.
1. На вопрос анкеты «Что такое, на Ваш взгляд, психологическая культура педагога?» 50% респондентов дали очень обобщенные ответы, 30% показали, что имеют общее представление, 10% не знают ответа на поставленный вопрос и 10 % испытуемых дали развернутые ответы (рис. 1).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
О очень обобщенные ответы
□ общее представление
□ не знаю
О дали развернутые ответы
Варианты ответов
Рис. 1. Представление о психологической культуре педагога?
2. На вопрос «Считаете ли Вы себя психологически культурным человеком?» 90 % испытуемых ответили «Да» и 10 % - «Не знаю».
3. Отвечая на 3-й вопрос анкеты «Назовите условия развития психологической культуры личности?» нами были получены следующие ответы: 40 % - курсы повышения квалификации, 30 % - самообразование и саморазвитие, 20 % -прислушиваться к мнению старших коллег и товарищей, 10 % - не знают ответ на поставленный вопрос.
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Варианты ответов
□ курсы повышения квалификации
□ самообразование и саморазвитие
□ прислушиваться к старшим товарищам
и не знаю
Рис. 3. Условия развития психологической культуры личности?
4. На вопрос «Хотели бы Вы повысить свой уровень психологической культуры личности?» 100 % респондентов дали положительный ответ.
5. Отвечая на 5-й вопрос анкеты «Случаются ли в Вашей работе конфликтные ситуации (если да, то укажите, с кем Вы чаще всего конфликтуете, какими способами решаете конфликтные ситуации)?» 80 % испытуемых ответили «Да» и указали, с кем конфликтуют и как решают конфликты, и 20 % опрошенных ответили «Нет» (см. рис.4.1, рис. 4.2).
Рис. 4.1. Наличие конфликтных ситуаций
Рис. 4.2. Сферы конфликтных ситуаций
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Варианты ответов
□ решают конфликтную ситуацию "игнорированием"
□ решают конфликтную ситуацию "подавлением"
□ решают конфликтную ситуацию "приспособлеием"
□ решают конфликтную ситуацию "избеганием"
Рис. 4.3. Способы разрешения конфликтных ситуаций
6. На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что существует такой способ решения конфликтов, как медиация?» 70 % педагогов дали неуверенные ответы, 20 % ответили «Да» и 10 % испытуемых ответили «Нет».
7. На вопрос анкеты «Хотели бы Вы, чтобы в Вашей школе появилась служба медиации?» 90 % педагогов ответили «Да» и 10 % ответили «Нет».
Проведенное исследование, направленное на изучение представлений учителей школ о психологической культуре педагога, позволило установить следующее:
1) Большинство педагогов (90%) считают себя психологически культурными людьми, и только 10% опрошенных имеют об этом четкое представление.
2) Все педагоги готовы повышать свою психологическую культуру.
3) Выделены условия, повышающие психологическую культуру личности:
- повышение квалификации;
- самообразование и саморазвитие;
- общение с опытными коллегами.
4) Практически все педагоги сталкиваются в своей работе с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают с учащимися, родителями учащихся,
коллегами, администрацией.
5) О способе разрешения конфликтов с помощью медиации знают только 20% респондентов, остальные либо не знают, либо имеют размытое представление.
6) Большинство педагогов (90%) хотели бы, чтобы в их школе была организована Служба медиации.
Проведенное исследование подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы по расширению представлений учителей о медиативной компетентности. Обучение учителей медиативной компетентности может стать одним из условий формирования психологической культуры педагогов и эффективным способом разрешения педагогических конфликтов.
Развитие служб школьной медиации востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современной образовательной практики.
По результатам эмпирического исследования разработана программа «Развитие психологической культуры педагога в условиях создания служб школьной медиации в образовательных организациях», целью которой стало формирование психологической культуры педагога средствами медиации, необходимой для организации безопасного пространства в воспитательно -образовательной среде, а также навыков по применению медиативных технологий в различных направлениях коммуникативной деятельности педагога, по управлению конфликтами и ведению переговорного процесса.
В результате обучения педагоги должны овладеть также необходимой информацией, позволяющей отграничивать медиацию от других альтернативных процедур, понимать особую роль медиатора и роль сторон; выявлять преимущества и недостатки медиации применительно к конкретному спору; разбираться в организации процедуры медиации; осваивать основные принципы проведения медиации; изучать различные модели переговоров и приобрести практические навыки участия в качестве медиаторов и представителей сторон или самих сторон в процедуре медиации.
Литература:
1. Владимирова, М.О., Хохлов, В.А. Комментарий к Федеральному Закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)». - М., 2011.
2. Демина, Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ // Известия Алт. гос. ун-та. № 2(58). - 2008. - С.25-35.
3. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.
4. Егорова, Т.Е. Роль психологической культуры личности в саморегуляции тревожных состояний // Нижегородский медицинский журнал. - 2005. - № 4. - С. 95-101.
5. Исаева, Н.И. Развитие профессиональной культуры психолога образования: дис. ... д-р. пед. наук. 19.0013. М., 2002.
6. Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2003. - №3(6): Психолого-педагогические науки. - С. 124-132.
7. Чеглова, И.А Медиация как профессия и медиативная компетентность как новое качество жизни // Сборник материалов конференции «Роль психотерапии, практической и консультативной психологии в развитии личности современного человека» - Краснодар, 25-27 ноября 2011. - Краснодар, 2011.
Literature:
1. Vladimirova, M.O., Khokhlov V.A ^mment to Federal Law «About alternative procedure of dispute resolution with the participation of mediator (meditation procedure)». - M., 2011.
2. Demina, L.D. Structural-forming components of psychological culture of high school teacher of Russian Federation // Izvestia of Altai State University. № 2(58). -2008. - P.25-35.
3. Practical psychology of education; Study guide 4th edition/ Edited by I.V.Dubrovina — SPb.: Peter, 2004.
4. Egorova, T.E. The role of psychological culture of personality in the self-regulation of anxiety states // Nizhny Novgorod medical journal. - 2005. - №4. - P. 95101.
5. Isayeva, N.I. Development of professional culture of psychologist of education: dis. ... Dr. ped. s.19.00.13. - M., 2002.
6. Semenkin, V.V. Psychological culture in the personality structure and activity of the teacher // Izvestia of The Herzen State Pedagogical University of Russia. - SPb., 2003. - №3(6): Psychological-pedagogical sciences. - P. 124-132.
7. Cheglova, I.A. Mediation as a profession and mediative competence as a new quality of life // Compilation of conference materials «The role of psychotherapy, practice and counseling psychology in the development of the personality of modern human » - Krasnodar, 25-27 November 2011. - Krasnodar, 2011.