Научная статья на тему 'Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема'

Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КОНФЛИКТ / MEDIATION / MEDIATIVE COMPETENCE / FUTURE TEACHER / CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошевская Ирина Владимировна

Описывается современное состояние медиации в сфере образования. Рассматривается понятие медиативной компетентности как одного из способов конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в сфере образования. Характеризуются знания и умения, которыми должен владеть педагог для осуществления медиативной деятельности в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the current state of mediation in education. The author considers the concept of mediative competence as one of the methods of constructive resolution of disputes and conflict management in the field of education. The knowledge and skills that a teacher should possess in order to carry out mediative activities in the pedagogical process are specified.

Текст научной работы на тему «Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема»

И.В. ХОРОШЕВСКАЯ (Луганск)

формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема

Описывается современное состояние медиации в сфере образования. Рассматривается понятие медиативной компетентности как одного из способов конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в сфере образования. Характеризуются знания и умения, которыми должен владеть педагог для осуществления медиативной деятельности в педагогическом процессе.

Ключевые слова: медиация, медиативная компетентность, будущий педагог, конфликт.

Во все времена конфликты были неотъемлемой частью человеческой жизни. В том числе конфликтные ситуации возникают и в педагогической среде, причем достаточно часто. Цель статьи заключается в анализе современного состояния медиации в сфере образования и раскрытии сущности понятия медиативной компетентности будущих педагогов.

В основе описания сущности медиативной компетентности лежит понимание феномена конфликта. Значительный вклад в развитие отечественной конфликтологии внесли такие ученые, как А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, И.Е. Ворожейкин, В.В. Дружинин, А.Г. Здравомыслов, О.А. Иванова, Д.С. Конторов, Н.В. Самсонова, Н.В. Смирнова, В.И. Сперанский, Б.И. Хасан, И.А. Че-глова, А.И. Шипилов и др. Ученые считают конфликт важнейшей стороной взаимодействия людей в социуме. одним из необходимых умений педагога в соответствии с профессиональным стандартом является умение защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, которые оказались в конфликтной ситуации, и не допускать перерастания конфликтной ситуации в деструктивное состояние.

Прежде чем говорить непосредственно о медиативной компетентности будущих педагогов, целесообразно рассмотреть само понятие медиации. Понятие «медиация» произошло от латинского mediare - «посредничать». В соответствии с Федеральным законом «Об

КИЕ науки -

альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [7]. И.А. Чеглова определяет медиацию как процедуру, в ходе которой конфликтующие стороны могут на добровольной основе путем переговоров совместными усилиями выработать и закрепить решение, приемлемое для каждой из сторон и приводящее к разрешению конфликта [10]. Таким образом, медиация - это технология конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной, беспристрастной стороны. И, соответственно, человек, который осуществляет медиативную деятельность, называется медиатором. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Изначально процедура медиации использовалась для примирения семейных пар, и только спустя некоторое время данный способ разрешения конфликтных ситуаций начали применять в коммерческой и публичной сфере. Сравнительно недавно этим альтернативным способом разрешения конфликтов начали интересоваться образовательные учреждения, разрабатывались методы применения медиации с участием педагогов, психологов, конфликтологов. Известно, что каждый день тысячи детей в школах всего мира подвергаются насмешкам и издевательствам со стороны не только своих сверстников, но и учителей. К сожалению, полностью искоренить это явление невозможно. В данном случае посредством медиации предпринимается попытка создания сочувствия и понимания между конфликтующими сторонами. Именно это является основной задачей медиативной деятельности. Применение медиации в образовательных учреждениях способствует предупреждению насилия и сокращению применения дисциплинарных мер для решения внутренних проблем, а также воспитанию молодого поколения в духе мира и гражданской ответственности. На сегодняшний день в некоторых школах медиация входит в школьную программу, а учите-

О Хорошевская И.В., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ля проходят базовое обучение технике посредничества. Программы нацелены на улучшение психологического климата учебных заведений.

На сегодняшний день на законодательном уровне медиация закреплена в таких странах мира, как США, Австрия, Германия, Великобритания, Голландия, Франция. В Евросоюзе утвержден Кодекс медиатора.

Однако при этом далеко не во всех странах медиатор рассматривается как отдельная профессия. Австрия - одна из немногих стран, где позиция «медиатор» внесена в номенклатуру профессий и где принят закон о медиации (2004), в котором подробно описаны стандарты подготовки медиаторов.

В Российской Федерации в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедура медиации)», в 2013 г. в него были внесены определенные изменения, а Министерством образования и науки РФ разработано письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».

В указанном письме обоснована актуальность создания служб школьной медиации. В нем говорится о развитии служб школьной медиации как важнейшей социальной инновации, которая востребована жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;

- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации [6].

Медиация в сфере образования применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Метод школьной медиации вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит челове-коцентристский подход.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Поэтому сегодня особенно актуально не просто повышать квалификацию уже практикующих педагогов, а даже более важно целенаправленно готовить будущих педагогов, способных профессионально осуществлять медиативную деятельность. Решить обозначенную проблему возможно в процессе профессиональной подготовки студентов учреждений высшего профессионального образования посредством формирования у них как у будущих педагогов медиативной компетентности, что позволит будущим педагогам компетентно помогать ученикам в трудных, потенциально конфликтных ситуациях.

Сегодня необходимо быть не только квалифицированным специалистом, но и, прежде всего, компетентным. компетентный специалист отличается от других тем, что не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для его плодотворной профессиональной деятельности, но и реализует их в своей работе, всегда занимается своим саморазвитием и выходит за пределы своей дисциплины, считает свою профессию большой ценностью. компетентность помогает специалисту эффективно решать разнообразные задачи, относящиеся к его профессиональной деятельности.

компетентностный подход является основой кардинальных изменений, ориентиров и задач современной системы образования. В нем отображается содержание, которое не основывается на компоненте ЗУН (знаний,

умений и навыков), а предусматривает выполнение важных ключевых функций, касающихся разных сфер. в научном смысле понятие «подход» - это исходная позиция, составляющая основу исследовательской деятельности.

трансформация содержания образования в соответствии с компетентностным подходом в первую очередь определяется другими принципами его отбора и структурирования, направленными на конечный результат образовательного процесса - приобретение специалистом компетенций. Поэтому компетент-ностный подход является важным в подготовке будущих педагогов.

особое значение для нас приобретает толкование компетентности Л. Фишманом. Это не только знания и умения в той или иной области, даже не совокупность отдельных процедур деятельности, а свойство, которое позволяет человеку осуществлять работу в целом [8].

в процессе анализа научных источников мы наблюдаем тенденцию к трансформации термина компетентность в термин профессиональная компетентность. Введение понятия «профессиональная компетентность» обусловлено широтой его содержания, интегра-тивной характеристикой. Оно объединяет такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др.

Так, В. Ягупов считает профессиональную компетентность одним из основных устоев педагогической культуры, выделяя в ней глубокие профессиональные знания, психолого-педагогические навыки и умения, а также владение методикой преподавания [11]. А. Белкин охватывает еще один личностный аспект и определяет ее как совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [1].

Важное определение дает Б. Гершунский, который считает профессиональную компетентность результатом развития личности. компетентность предполагает наличие у педагога таких качеств, которые позволяют ему наиболее эффективно осуществлять педагогический процесс в важных социально-педагогических условиях. Будучи категорией динамичной, профессиональная компетентность является результатом целенаправленного воздействия самообразования и развития педагогического профессионализма на уров-

КИЕ нАУКИ -

не саморазвития. Она определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим отношением к делу [3].

Обобщая различные взгляды на понятие «профессиональная компетентность», можно сделать вывод: рассмотрение данного понятия в контексте профессиональной подготовки приводит к его трактовке как совокупности различных компетенций человека. Далее рассмотрим сущность медиативной компетентности.

Так или иначе вопроса медиации касаются многие исследователи в области конфликтологии. Например, Б. Хасан в своих работах основывается на том, что медиативная компетентность относится к важнейшим характеристикам профессионализма, тем более в гуманитарных сферах деятельности. Рассматривая медиативную компетентность как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, он определяет медиативную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

По мнению А. качаловой, медиативная компетентность - это способность умело выстраивать взаимодействие и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию. Формирование медиативной компетентности учителя начинает осуществляться в вузе в процессе изучения не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин (психологии, педагогики, культурологии, логики, философии, права и пр.) [4]. И.А. Чеглова отмечает, что процесс поиска решения с помощью медиатора либо обучение процедуре медиации формирует весьма важный комплекс знаний и навыков - медиативную компетентность [10].

Исходя из вышеизложенного, под медиативной компетентностью будущих педагогов мы будем понимать комплекс знаний, умений и психологических свойств личности, направленных на конструктивное разрешение конфликтов. далее рассмотрим, какие именно знания и умения необходимо сформировать у будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, чтобы он смог стать не только талантливым учителем, но и успешным медиатором.

любой педагог, желающий овладеть навыками медиации, должен для начала получить

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

базовые знания по данному вопросу. Медиатор в образовании должен понимать, что такое конфликт, какие типы конфликтов существуют, знать структуру и особенности динамики конфликтов, специфику педагогических конфликтов. В отношении медиации педагог должен иметь представление о том, что такое ме-диаторство (посредничество), знать принципы медиации и отличие посредничества от других способов урегулирования конфликтов, а также особенности технологии медиации.

Теоретические основы сущности перечисленных понятий могут быть получены на курсах повышения квалификации, связанных с медиацией в образовательной среде либо, если речь ведется о будущих педагогах, в процессе их профессиональной подготовки. Что касается умений, которыми должен владеть педагог для осуществления медиативной деятельности, то их логично рассмотреть в рамках конкретных компетенций. За основу мы взяли компетенции, которые были предложены М.С. Бойко.

Во-первых, это коммуникативная компетенция, в которую входят следующие умения:

- облегчать коммуникацию для анализа конфликтной ситуации самими конфликтующими сторонами, для поиска решений конфликтной ситуации;

- перефразировать, резюмировать, обобщать;

- задавать эффективные вопросы;

- давать обратную связь, подтверждающую, что медиатор действительно слышит каждую из конфликтующих сторон;

- удерживать нормы коммуникации, характерные для медиации, на протяжении всего процесса;

- регулировать корректность высказываний;

- нейтрализовать агрессивные высказывания;

- управлять коммуникацией, опосредовать коммуникацию между конфликтующими сторонами.

Далее перечислим умения, которые входят в информационно-аналитическую компетенцию. Это умения:

- выделять сущность проблемы;

- определять причины проблемы;

- различать позицию и потребности каждой из конфликтующих сторон;

- собирать информацию о конфликте;

- вычленять ключевую информацию о конфликте на основе имеющихся данных;

- структурировать информацию о конфликте;

- проверять на достоверность необходимую для понимания конфликта информацию;

- анализировать факты;

- анализировать ситуацию с разных позиций;

- на основе полученной информации прогнозировать развитие конфликта и его последствий;

- выводить логические заключения из имеющихся данных;

- оценивать, все ли задачи фазы решены и можно ли переходить на следующую фазу.

Мнемическая компетенция предполагает наличие умений запоминать:

- имена людей;

- большой объем информации;

- неструктурированную информацию.

В медиативной деятельности педагог также должен уметь управлять эмоциями (эмоциональная компетенция):

- позитивно мыслить (вычленять конструктивность в любом содержании);

- справляться с собственными сильными негативными эмоциями;

- создавать доброжелательную атмосферу (доверительности) в ситуации напряженной коммуникации;

- осуществлять регуляцию психологической атмосферы;

- безоценочно принимать эмоции, чувства и мысли конфликтующих сторон как данности;

- принимать и учитывать разного типа сопротивление сторон на разных этапах конфликта;

- поддерживать корректные отношения между сторонами;

- создавать позитивный настрой.

управленческую компетенцию составляют следующие умения:

- мотивировать участников медиации на решение конфликта;

- планировать процесс медиации;

- следить за регламентом и нормами реализации процесса медиации;

- удерживать конфликтующие стороны в рамках процесса медиации;

- обеспечивать принятие решений;

- просчитывать последствия решений;

- делать выбор, принимая во внимание различные факторы;

- организовывать время и место для медиативной встречи;

- планировать ресурсное обеспечение процесса медиации от начала до конца;

- предвидеть возможность организационных проблем;

- распределять и контролировать время протекания процесса медиации.

каждая из перечисленных компетенций отвечает за управление определенными процессами в медиации, но не существует обособленно, все они дополняют друг друга. Например, эмоциональная компетенция - управление атмосферой, эмоциональным состоянием всех участвующих в коммуникации, в том числе и медиатора; информационно-аналитическая - управление потоками информации и их переработкой.

Таким образом, в результате исследования нами было установлено, что медиативная компетентность - это неотъемлемая составная часть профессиональной компетентности педагога. Чтобы сформировать у будущих педагогов медиативную компетентность, студентам педагогических специальностей необходимо овладеть знаниями и умениями в области не только педагогики и профессиональной дисциплины, но и конфликтологии, что предполагает наличие знаний и умений по разрешению конфликтных ситуаций и в частности посредством медиации как одного из способов конструктивного урегулирования конфликтов. Это сформированные знания о природе возникновения и сущности конфликтов, типах конфликтов, их структуре и особенностях протекания, специфике педагогических конфликтов.

В отношении медиации педагог должен иметь представление о том, что такое медиация (посредничество), знать принципы медиации и отличие посредничества от других способов урегулирования конфликтов, а также особенности технологии медиации. Умения, которыми должен овладеть будущий педагог для осуществления медиативной деятельности, рассматриваются в рамках конкретных компетенций: коммуникативной, информационно-аналитической, мнеми-ческой, управленческой, эмоциональной.

В рамках статьи не представляется возможным полностью осветить результаты исследования проблемы формирования медиативной компетентности будущих педагогов. Однако мы можем с уверенностью констатировать, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день и требует тщательного изучения.

КИЕ науКИ -

Список литературы

1. Белкин А. Педагогические ситуации успеха. М.: ИП, 1993.

2. Бойко М.С. [и др.]. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / под. общ. ред. С.В. Лабода. Минск: Медисонт, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гершунский Б. Философия образования для XXI века: учеб. пособие. 2-е. изд. М.: Пед. о-во России, 2002.

4. Качалова A.B. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога [Электронный ресурс] // гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 51. URL: http://online-science.ru/userfiles/file/h9zuoeu5aby6p5q2exhwjaq8 9yn8dnas.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

5. Мета Г., Похмелкина Г. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями. М.: VERTE, 2004.

6. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации: письмо М-ва образования и науки Рос. Федерации № ВК-844/07 от 18 нояб. 2013 г. [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2010. № 5247(168). URL: https:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D 0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/3820 (дата обращения: 04.07.2018).

7. об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон Рос. Федерации № 193-Ф3 от 27 июля 2010 г. [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2010. № 5247(168). URL: https://rg.ru/2010/07/30/ mediacia-dok.html (дата обращения: 04.07.2018).

8. Фишман л. Модели образовательного менеджмента : обзорный анализ // Школьные технологии. 1999. № 1-2. С. 112-120.

9. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.

10. Чеглова И.А. Медиация как профессия и медиативная компетентность как новое качество жизни // Роль психотерапии, практической и консультативной психологии в развитии личности современного человека: сб. материалов конф. (Краснодар, 25-27 ноября 2011 г.). Краснодар, 2011.

11. Ягупов B. Педагогика. К.: Лебедь, 2003 (на укр. яз.).

* * *

1. Belkin A. Pedagogicheskie situacii uspeha. M.: IP, 1993.

2. Bojko M.S. [i dr.]. Bazovyj kurs mediacii: refleksivnye zametki / pod. obshh. red. S.V. Laboda. Minsk: Medisont, 2011.

3. Gershunskij B. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka: ucheb. posobie. 2-e. izd. M.: Ped. o-vo Rossii, 2002.

известия вгпу

4. Kachalova A.V. Mediativnaja kompetentnost' kak jeffektivnoe uslovie razvitija psihologicheskoj kul'tury pedagoga [Jelektronnyj resurs] // Gumanitar-nye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye na-uki. 2014. № 51. URL: http://online-science.ru/us erfiles/file/h9zuoeu5aby6p5q2exhwjaq89yn8dnas.pdf (data obrashhenija: 10.04.2018).

5. Meta G., Pohmelkina G. Mediacija - iskusstvo razreshat' konflikty. Znakomstvo s teoriej, metodom i professional'nymi tehnologijami. M.: VERTE, 2004.

6. O napravlenii metodicheskih rekomendacij po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii: pis'mo M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii № VK-844/07 ot 18 nojab. 2013 g. [Jelektronnyj resurs] // Ros. gaz. 2010. № 5247(168). URL: https://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D 0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3820 (data obrashhenija: 04.07.2018).

7. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovanija spo-rov s uchastiem posrednika (procedure mediacii): feder. zakon Ros. Federacii № 193-FZ ot 27 ijulja 2010 g. [Jelektronnyj resurs] // Ros. gaz. 2010. № 5247(168). URL: https://rg.ru/2010/07/30/mediacia-dok.html (data obrashhenija: 04.07.2018).

8. Fishman L. Modeli obrazovatel'nogo me-nedzhmenta : obzornyj analiz // Shkol'nye tehnologii. 1999. № 1-2. S. 112-120.

9. Hasan B.I. Konstruktivnaja psihologija konf-likta. SPb.: Piter, 2003.

10. Cheglova I.A. Mediacija kak professija i me-diativnaja kompetentnost' kak novoe kachestvo zhiz-ni // Rol' psihoterapii, prakticheskoj i konsul'tativnoj psihologii v razvitii lichnosti sovremennogo cheloveka: sb. materialov konf. Krasnodar, 25-27 nojabrja 2011 g. Krasnodar, 2011.

11. Jagupov V. Pedagogika. K.: Lebed', 2003 (na ukr. jaz.).

Formation of mediative competence

The article describes the current state of mediation in education. The author considers the concept of mediative competence as one of the methods of constructive resolution of disputes and conflict management in the field of education. The knowledge and skills that a teacher should possess in order to carry out mediative activities in the pedagogical process are specified.

Key words: mediation, mediative competence, future teacher, conflict management.

(Статья поступила в редакцию 24.10.2018)

A.A. шАРоВА (Москва)

обучение употреблению глаголов движения в различных стилях речи

Описываются подходы к выделению глаголов движения как единицы обучения и их реализация в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному в зависимости от условий и этапа обучения. Употребление глаголов движения в различных стилях вызывает трудности у иностранных учащихся. На основе выявленных особенностей глаголов движения в функциональных стилях разработаны системы упражнений, помогающие облегчить усвоение их употребления.

Ключевые слова: этап обучения, функциональные стили, глаголы движения, преподавание РКИ, упражнения, задания.

Современная методика преподавания русского как иностранного является наукой, опирающейся на «данные базовых наук (педагогики, психологии, лингвистики, культурологии) и смежных наук (литературы, географии...)» [1, с. 140]. Под частной методикой обучения иностранным языкам понимается наука, исследующая «закономерности, принципы, основы построения процесса обучения» русскому языку и специфические трудности обучения [Там же, с. 346], которые обусловлены особенностями языка.

Глаголы движения являются одной из типологических особенностей русского языка. Их употребление как в прямом, так и в переносном значении вызывает трудности у иностранцев, изучающих русский язык на разных этапах обучения.

В теории и практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) глаголы движения противопоставлены друг другу попарно по признаку направленности: существуют однонаправленные и разнонаправленные (неоднонаправленные, ненаправленные...) глаголы. Согласно функциональной грамматике РкИ, глаголы движения - лексико-грамматическая группа [6, с. 511], состоящая из 18 пар глаголов, которые обладают некоторыми грамматическими особенностями: все они являются глаголами несовершенного вида, их употребление в различных контекстах зависит от од-

О Шарова A.A., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.