УДК 316.482:373(470-25)
Шамликашвили Цисана Автандиловна
кандидат медицинских наук, научный руководитель Федерального института медиации
Харитонов Сергей Викторович
Shamlikashvili Tsisana Avtandilovna
PhD in Medical Science, Academic Advisor, Federal Institute of Mediation
Kharitonov Sergey Viktorovich
доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Федерального института медиации
Вечерина Ольга Павловна
D.Phil. in Medical Science, Leading Research Associate, Federal Institute of Mediation
Vecherina Olga Pavlovna
кандидат исторических наук, доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ
PhD in History, Assistant Professor, Mediation in the Social Sphere Subdepartment, Legal Psychology Department, Moscow State University of Psychology and Education
THE SECURITY LEVEL OF THE ENVIRONMENT IN THE MOSCOW EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация:
В статье приводятся результаты исследования психологического состояния 1 092 учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы в месячной динамике: в начале учебного года (2016) и по окончании первого месяца обучения. В работе применялся метод анкетирования, включавший в себя вопросы опросника агрессии Басса - Дарки. Полученные данные свидетельствуют о росте уровня конфликтности в коллективе учащихся за период исследования. Показатели конфликтности позволяют сделать вывод о высоком уровне психологической напряженности в школьных коллективах в начале учебного года, что требует принятия соответствующих мер, направленных на снижение уровня конфликтности.
Ключевые слова:
конфликт, опрос, анкетирование, безопасность, агрессия, напряженность, медиативный подход, психологическое состояние, учащиеся, образовательное учреждение.
Summary:
The article presents the study results of the psychological state of 1,092 students of Moscow educational institutions in monthly dynamics at the beginning of the school year (2016) and one month after. The paper used questionnaire method, which included Buss - Durkee Hostility Inventory. The data obtained showed the growth of conflict intensity among students during the study period. Conflict indicators suggest a high level of psychological tension in the school groups at the beginning of the school year that requires the adoption of appropriate measures to reduce the conflict intensity.
Keywords:
conflict, poll, questionnaire, security, aggression, tension, mediative approach, psychological state, students, educational institution.
Актуальность вопроса безопасности в детских коллективах общеобразовательных школ города Москвы определяется распространенностью проблем психологической адаптации детей в школьных коллективах, высокой социальной значимостью проблемы и ее социальным резонансом. С безопасностью среды связаны такие негативные аспекты, как нервно-психические расстройства, нарушения поведения, суицидальная активность, конфликты, в том числе затяжные с вовлечением большого числа детей, что способно создавать деструктивную психологическую атмосферу [1].
Характерным показателем социально-психологического климата группы является уровень конфликтности в коллективе [2], который характеризует частоту и остроту возникновения и протекания конфликта, вовлеченность в него членов группы. По мнению ряда авторов, целесообразно и возможно выделять высокий, низкий, средний и оптимальный уровни конфликтности в коллективе. При оптимальном уровне конфликтности социальная группа (и детский коллектив в частности) использует конфликтность как конструктивный инструмент самосовершенствования. При слишком высоком уровне конфликтности члены социальной группы испытывают затруднения в адаптации [3] и при взаимодействии с другими членами группы, формируются условия и предпосылки для срывов социально-психологической адаптации [4]. Конфликтность в детских коллективах часто возникает вследствие страха, невротизации [5], усталости [6], напряженности социально-психологической адаптации [7] и иных причин.
Для оценки уровня конфликтности в общеобразовательном учреждении недостаточно осуществления только статического среза в виде однократного исследования, необходимо наблюдение в динамике [8].
В исследовании приняли участие 1 092 учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы. Возрастной состав исследуемой выборки: 10 лет - 2 человека, 11 - 64, 12 - 244, 13 - 183, 14 - 258, 15 - 214, 16 - 123, 17 - 3, 19 лет - 1 человек. В исследуемую группу были включены 572 девочки и 520 мальчиков.
Структура выборки по округам города Москвы: Троицкий административный округ - 205 человек, Северный - 102, Юго-Восточный - 96, Северо-Восточный - 123, Северо-Западный - 125, Восточный - 112, Центральный - 110, Южный - 112, Юго-Западный административный округ -107 человек.
Указали, что проживают вместе с матерью и отцом, 831 человек, только с матерью - 223, только с отцом - 13, живут не с родителями, а с другими людьми 20 человек. 5 человек не предоставили соответствующие данные.
В ходе исследования были применены следующие методы:
1. Анкетирование.
В анкетах содержались вопросы о возрасте, половой принадлежности, составе семьи (наличии одного или обоих родителей), классе обучения, частоте участия респондентов в конфликтах с разными участниками образовательного процесса - учащимися, педагогами, родителями, частоте разного рода агрессивных действий участников конфликтов в отношении респондента. Также в анкету были включены вопросы опросника агрессивности Басса - Дарки, позволяющие выявить склонность к физической, косвенной агрессии, негативизму, обиде, вербальной агрессии.
Для обеспечения корректности сравнения полученных данных, минимизации случайных погрешностей при сравнении результатов, построения выводов и разработки методических рекомендаций опрос респондентов во всех учебных учреждениях проводился в стандартных (одинаковых) условиях, исключающих или максимально снижающих вероятность влияния внешних факторов на респондентов.
В силу специфики деятельности образовательного учреждения общего образования оптимальным местом для проведения опроса было выбрано учебное помещение (класс), привычное для учащихся и поэтому исключающее наличие дополнительных отвлекающих факторов.
Опрос проводился с применением процедуры самостоятельного заполнения анкет респондентами в присутствии модератора после предварительного инструктажа о целях опроса и правилах заполнения анкет. Опрашивались группы респондентов объемом не более 25-40 человек.
Перед вводом полученных сведений в электронную базу данных были проверены правильность и полнота заполнения анкет. Анкеты, в которых отсутствовали ответы на значительную часть вопросов (не единичные пропуски), отбраковывались.
2. Статистическое исследование.
Данные были обработаны методами описательных статистик и непараметрических статистических исследований.
Представим результаты, полученные после обработки анкет респондентов.
1. При ответе на вопрос: «Как часто Вы ссоритесь с одноклассниками» - вариант «каждый день» выбрали 52 человека, «несколько раз в неделю» - 92, «несколько раз в месяц» - 195, «от одного до нескольких раз в год» - 420 человек. Вариант ответа «никогда» указали 332 человека. Один респондент не ответил на этот вопрос.
Всего указали на наличие ссор с одноклассниками 759 (69,6 %) участников исследования. 339 (31 %) учащихся ссорятся с одноклассниками один раз в месяц и чаще.
2. При ответе на вопрос: «Как часто Вы ссоритесь с учащимися из других классов?» - вариант «каждый день» выбрали 16 человек, «несколько раз в неделю» - 37, «несколько раз в месяц» - 62, «от одного до нескольких раз в год» - 224 человека. Вариант ответа «никогда» указали 752 человека. Один респондент не ответил на этот вопрос.
Всего подтвердили наличие ссор с учащимися из других классов 339 (31 %) участников исследования. 115 (10,5 %) учащихся ссорятся с учащимися из других классов один раз в месяц и чаще.
3. При ответе на вопрос: «Как часто Вы ссоритесь со своими родителями» - вариант «каждый день» выбрали 42 человека, «несколько раз в неделю» - 142, «несколько раз в месяц» - 266, «один или несколько раз в год» - 341. Вариант ответа «никогда» указали 297 человек. 4 респондента не ответили на этот вопрос.
Всего указал, что ссорится с родителями, 791 (72 %) участник исследования. 450 (41,2 %) учащихся признались, что подобные ссоры возникают один раз в месяц и чаще.
4. При ответе на вопрос: «Как часто Вы ссоритесь с преподавателями?» - вариант «каждый день» выбрали 22 человека, «несколько раз в неделю» - 33, «несколько раз в месяц» - 80, «один или несколько раз в год» - 230. Вариант ответа «никогда» указали 718 человек. 9 респондентов не ответили на этот вопрос.
Всего указали на возникновение ссор с преподавателями 365 (33 %) участников исследования. У 135 (12,3 %) учащихся подобные ссоры возникают ежемесячно.
5. При ответе на вопрос: «Как часто Вам приходится драться?» - вариант «каждый день» выбрали 33 человека, «несколько раз в неделю» - 36, «несколько раз в месяц» - 59, «один или несколько раз в год» - 247 человек. Вариант ответа «никогда» указали 712 человек. 5 респондентов не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что дрались, 375 (34 %) участников исследования. Из них 128 (11 %) дерутся от одного раза в месяц и чаще.
6. При ответе на вопрос: «Как часто Вам грозят избиением?» - вариант «каждый день» выбрали 27 человек, «несколько раз в неделю» - 31, «несколько раз в месяц» - 44, «один или несколько раз в год» - 105 человек. Вариант ответа «никогда» указали 883 человека. 2 респондента не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что получали угрозы избиения в свой адрес, 207 (18 %) участников исследования. 102 (9 %) учащихся получают такие угрозы не реже одного раза в месяц
7. При ответе на вопрос: «Как часто Вас избивают?» - вариант «каждый день» выбрали 7 человек, «несколько раз в неделю» - 9, «несколько раз в месяц» - 21, «один или несколько раз в год» - 61 человек. Вариант ответа «никогда» указали 992 человека. 2 респондента не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что подвергаются избиению, 98 (8 %) участников исследования. 37 (3,3 %) учащихся подвергаются избиению не реже одного раза в месяц.
8. При ответе на вопрос: «Отбирают ли у Вас деньги или вещи?» - вариант «каждый день» выбрали 10 человек, «несколько раз в неделю» - 15, «несколько раз в месяц» - 9, «один или несколько раз в год» - 74 человека. Вариант ответа «никогда» указали 977 человек. 7 респондентов не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что сталкивались с проблемой отъема денег, 108 (9 %) участников исследования. Из них 34 (3,1 %) указали, что сталкиваются с этим явлением не реже одного раза в месяц.
9. При ответе на вопрос: «Как часто Вас обзывают, оскорбляют, игнорируют?» - вариант «каждый день» выбрали 95 человек, «несколько раз в неделю» - 113, «несколько раз в месяц» -164, «один или несколько раз в год» - 336 человек. Вариант ответа «никогда» указали 379 человек. 5 респондентов не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что подвергаются оскорблениям и игнорированию, 708 (64,8 %) участников исследования. Из них 372 (34 %) подвергаются им по меньшей мере один раз в месяц.
10. При ответе на вопрос: «Как часто взрослые запрещают Вам что-либо?» - вариант «каждый день» выбрали 77 человек, «несколько раз в неделю» - 189, «несколько раз в месяц» -281, «один или несколько раз в год» - 376 человек. Вариант ответа «никогда» указали 157 человек. 12 респондентов не ответили на этот вопрос.
Всего указали, что взрослые им что-либо запрещают, 923 (84,5 %) участника исследования. Из них 547 (50 %) получают такие запреты не менее одного раза в месяц.
11. При ответе на вопрос: «Как часто Вы подвергаетесь троллингу в социальных сетях?» -вариант «каждый день» выбрали 83 человека, «несколько раз в неделю» - 46, «несколько раз в месяц» - 87, «один или несколько раз в год» - 215 человек. Вариант ответа «никогда» указали 659 человек. 2 респондента не ответили на этот вопрос.
Всего указал, что подвергается троллингу в соцсетях, 431 (39 %) участник исследования. 216 (19,7 %) учащихся подвергаются троллингу ежемесячно.
В ходе тестирования по опроснику Басса - Дарки удалось оценить динамику таких феноменов, как физическая, косвенная агрессия, негативизм, обида и словесная агрессия.
Для наглядности отображения данных была использована оценка мощности каждого из факторов. При этом сопоставление значений одного и того же фактора в начале учебного года и через месяц было математически корректным, тогда как сопоставление критериев между собой -некорректным. Данные по означенным факторам приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровень выраженности психологических факторов
в начале учебного года и через месяц после начала обучения_
Фактор Мощность в начале учебного года Мощность через месяц после начала учебы
Физическая агрессия 2,81 3,1
Косвенная агрессия 3,12 3,42
Негативизм 2,38 2,42
Обида 3,08 3,44
Вербальная агрессия 4,24 4,49
Как видно, за период осуществления мониторинга произошел прирост физической агрессии, составивший порядка 10 %. Рост значений по фактору «косвенная агрессия» составил 9,6 %. Прирост по показателю «негативизм» был существенно меньше, чем по физической и косвенной агрессии, и составил 1,7 %. Значения по фактору «обида» возросли на 11,5 %. Рост показаний фактора «вербальная агрессия» составил 5,5 %
По результатам психологического тестирования был выявлен рост уровня конфликтности у учащихся в динамике указанного периода исследования (начало учебного года - конец первого месяца учебы).
Факт того, что учащиеся в начале года склонны приуменьшать напряженность отношений в школе, может косвенно свидетельствовать о наличии у них более позитивных ожиданий от школьной среды и недооценке трудностей адаптации в начале учебного года.
Сами по себе показатели конфликтности, особенно частота ссор с ровесниками (почти у 1/3 всех учащихся) и со взрослыми (около 1/3 всех учащихся), свидетельствуют о высоком уровне психологической напряженности в школьных коллективах, что требует принятия соответствующих мер, направленных на снижение уровня конфликтности.
Таким образом, в школьной среде представляется актуальной реализация программ по снижению конфликтной напряженности, в частности программ по внедрению медиации и медиативных подходов как оптимального инструмента, направленного на снижение конфликтного потенциала среды и урегулирование споров.
Ссылки:
1. Леонов Н.И., Казарина Н.Г. Преодоление деструктивного («натурального») поведения в конфликте младших школьников как потенциал развития // Социальный мир человека : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире» / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск, 2016. С. 224226. (Серия «Язык социального») ; Симашкова Н.В. Детская психиатрия на современном этапе развития науки: кли-нико-психопатологические, дифференциально-диагностические, профилактические и абилитационные аспекты // Психиатрия. 2012. № 4 (56). С. 14-19 ; Хамаганова Т.Г., Даниленко О.В. Психическое здоровье школьников и социально-психологическая адаптация // Санитарный врач. 2011. № 12. С. 19-20 ; Шевченко Ю.С., Корнеева В.А. Этоло-гические аспекты детской психиатрии // Медицинская психология в России. 2015. № 1 (30). С. 6.
2. Почекаева И.С. Уровни конфликтности старшеклассников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 268-271 ; Cotter K.L., Smokowski P.R. An investigation of relational risk and promotive factors associated with adolescent female aggression // Child Psychiatry and Human Development. 2016. Nov. 29. P. 1-14.
3. Макшанцева Л.В., Луцкова Е.А. Проблема социально-психологической адаптации школьников в контексте модернизации образования // Социально-психологические аспекты практики социальной работы / отв. ред. Л.Ю. Овчаренко, А.М. Ткаченко ; ред.-сост. Т.Н. Дорошенко. М., 2016. С. 330-337 ; Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников / О.С. Ковшова, Д.В. Печкуров, Г.Ю. Порецкова, И.А. Пахомова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2010. Т. 12, № 5-2. С. 435-438.
4. Никулова С.С., Юшина Ю.А. Система социально-психологической адаптации младших школьников в условиях ФГОС // Социально-экономические аспекты развития современного общества : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. С.В. Демидов. Рязань, 2014. С. 190-197.
5. Литвиненко Н.В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. 2007. № 3-4. С. 178-181.
6. Амержанова Ш.К. Социально-психологическая проблема адаптации школьников к обучению // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 3-й науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием : в 2 ч. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 136-139.
7. Шамовская Т.В., Скорых А.Д. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников к условиям школьного обучения // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов 5-й Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. О.Н. Широков ; отв. ред. Т.В. Яковлева. Чебоксары, 2015. С. 122-127.
8. Назаров А.В., Глебов В.В., Чижов А.Я. Мониторинг социально-психологической адаптации популяции школьников в условиях крупного города (на примере Москвы) // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 3. С. 166-168.