УДК 316.4
АГРЕССИВНОСТЬ УЧЕНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Д.М. Шакирова
Аннотация. В статье рассмотрены и представлены итоги авторского социологического исследования, проведенного посредством анкетирования школьников города Казани. Исследована обстановка внутри самого класса, взгляд учащихся на проблему агрессии, проведен корреляционный анализ. Выявлены различия проведенного сравнительного анализа ответов опрошенных по гендерным, возрастным и материальным характеристикам. В ходе опроса определены меры, способствующие уменьшению проявления агрессивности среди учащихся и регулированию конфликтных ситуаций, получившие наибольшую популярность у учащихся школ, а также представлены некоторые рекомендации, позволяющие улучшить социально-психологический климат в школе. Раскрыты проблемы, с которыми школьник сталкивается в ходе обучения в школе, такие как сложность восприятия предмета, отсутствие желания выполнять задания, неудовлетворенность учителем, отсутствие заинтересованности предметом как таковым.
Ключевые слова: школьник, агрессивность, конфликт, социальное окружение, класс, ученик.
STUDENTS' AGGRESSIVENESS IN THE
MODERN SCHOOL: SOCIOLOGICAL ASPECT
D. Shakirova
Abstract. The article considers and presents the results of the author's sociological research conducted by means of questioning of schoolchildren of Kazan. Situation within the class was investigated, the students' view on the problem of aggression was revealed, a correlation analysis was done. The differences of the comparative analysis on the respondents' answers on gender, age and material characteristics were carried out. The survey identified measures to reduce the manifestations of aggression among students and conflict management, which have received the greatest popularity among school students, as well as some recommendations to improve the socio-psychological climate in the school were presented. The problems faced by the student during the school education, such as the complexity of the perception of the subject, the lack of desire to perform tasks, dissatisfaction with the teacher, lack of interest in the subject as such.
Keywords: schoolboy, aggression, conflict, social environment, class.
Школа отождествляет собой определенную ступень социализации, играющую важную роль в воспитании и формировании личности. Здесь ребенок учится строить отношения со сверстниками, учителями и другими субъектами образовательного процесса. Однако в настоящее время можно отметить, что в школах наблюдаются значительное усиление
конфликтности среди учащихся и выход конфликта на другой уровень.
Стоит отметить вариативный характер исследований проблем агрессивности учащихся в современных школах. Можно выделить следующие из них:
- выявление учащихся, проявляющих явно агрессивный настрой, поведение которых соответственно можно отнести к источникам возникновения конфликта [6];
- изучение особенностей в проявлении агрессивности, обусловленные гендерными признаками [4];
- особенности демонстрирования агрессивного поведения учеников в зависимости от типа школы или ступени образования, в которой они проходят обучение [3;7];
- разработка рекомендаций по снижению агрессивности у учащихся [1;2;8].
В исследовании мы исходили из того, что важную роль в процессе формирования конфликтов играет школа, класс, в которых происходит непосредственное взаимодействие учащихся, что и определяет собой социальное окружение школьника. Стоит отметить, что социальное окружение - это не только наличие или отсутствие, характер и численность окружающих людей, но и образец для подражания. Спектр его функций постоянно расширяется, и полноценное воспитание подрастающего поколения все более становится неотъемлемой частью влияния социального окружения [5].
В городе Казани было проведено исследование, общий объем выборки которого
составил 450 респондентов - учащиеся средних общеобразовательных школ.
Согласно полученным результатам, число тех, кто оценивает свой класс как дружный
превалирует над теми, кто считает иначе, см. рисунок 1.
Рисунок 1. - Дружный ли у тебя класс, в котором ты учишься?
Согласно полученным данным, при ответе на вопрос о том, насколько дружным является класс, в котором обучается респондент, основную долю составили положительные оценки, которые в большей степени отразились в ответах мальчиков, чем девочек (79,3 к 71,9% соответственно). При этом каждая пятая респондента не считает свой класс дружным (20%), тогда как среди мальчиков так думают только 13% опрошенных. Число затруднившихся ответить составило 7,2 к 8,1% респондентов, соответственно.
Корреляционный анализ с таким показателем как возраст выявил следующую особенность -
чем старше был респондент, тем реже он признавал свой класс дружным. В свою очередь, анализ соотношения с материальным положением семьи респондентов существенных зависимостей не выявил.
Подавляющее большинство, в равной степени и мальчики, и девочки ответили положительно на вопрос относительно наличия друзей в классе, однако были и отрицательные ответы, число затруднившихся с ответом составило 2,7%, см. рисунок 2.
Рисунок 2. - Есть ли у тебя друзья в классе?
При ответе на данный вопрос существенных гендерных отличий не было выявлено (84,6 к 83,7% у девочек). Не имеют друзей 13% респондентов мужского и 12,6 % - женского пола. Также отсутствовали существенные отличия в ответах школьников в зависимости от их возраста и материальной обеспеченности.
У 25% опрошенных школьников имеются в окружении одноклассники, обижающие их, оставшаяся же часть респондентов ответила на данный вопрос отрицательно.
Результаты исследования
продемонстрировали, что девочки чаще мальчиков подвергаются агрессии со стороны одноклассников (31,1 к 18,3% у мальчиков). Отрицают наличие данного вида деструктивного отношения 62,2% девочек и 79,8% мальчиков. При этом проявление агрессии не зависит от материального благосостояния подростка, но имеется взаимосвязь с его возрастом - чем старше респондент, тем чаще он указывал на то, что в классе присутствуют ребята, которые его обижают, см. рисунок 4.
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
■-
---- -♦- -»
---•
7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет 17-18 лет
82,20% 80,40% 76,20% 71,50% 70% 70,60%
12,40% 16,40% 21% 25,80% 27,40% 28,10%
нет
да
Рисунок 4. - Агрессия со стороны одноклассников в зависимости от возраста респондента
В ходе проведения опроса было изучено не только непосредственное участие учеников в тех или иных видах конфликтов в ходе социального взаимодействия в школьной среде, но и опосредованное участие, посредством вопроса об имеющихся проблемах в кругу друзей респондента. Вопрос, призванный выявить данный аспект, звучал следующим образом: «Есть ли в классе ребята, которые обижают твоих друзей?»
Ответы по данному вопросу показали следующий результат. Часть школьников
ответила утвердительно, что составило чуть более 30% от общего количества опрошенных; более 50% отметили отсутствие ребят, которые обижают их друзей. При ответе на него каждая третья девочка ответила утвердительно, тогда как среди мальчиков вариант «да» выбрал каждый четвертый опрошенный (34,1 к 25%). Соотношение отрицательных ответов составило 54,1 к 69,7%, а количество затруднившихся ответить 11,8 к 5,3% респондентов, соответственно, см. рисунок 5.
Н ответы девочек
И ответы мальчиков
затрудняюсь ответить
нет
да
69,7%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 5. - Наличие агрессии со стороны одноклассников в зависимости от гендерной принадлежности респондента
При анализе опосредованного опыта деструктивного взаимодействия не было выявлено существенной зависимости от материального достатка семьи и возраста респондента. Однако относительно последнего аспекта стоит сказать, что в период от 13 до 15 лет процент выбора подтверждающего ответа увеличивался в среднем на 5 - 7 процентов.
Трудности понимания материала по определенным предметам занимает лидирующее место среди проблем школьников в процессе
обучения. Доля данных ответов составила около 50%. Следующую позицию разделили между собой в процентном соотношении 33,7% к 17,1% такие варианты, как «нежелание выполнять задания» и «не нравится учитель, который ведет этот предмет», соответственно.
Относительно гендерных особенностей по дифференциации проблем, с которыми имеет дело школьник, можно отметить следующее. Плохая усваиваемость по некоторым школьным предметам, примерно в равном соотношении,
была отмечена как учащимися мужского, так и женского пола. Отказ от выполнения заданий также присутствует в ответах и у мальчиков, и у девочек (21,4% и 12,3%, соответственно). Отсутствие заинтересованности предметом чаще отмечалось учениками мужского пола.
Корреляционный анализ показал, что чем старше респондент, тем чаще он указывал на несоответствие учителя своим представлениям.
О наличии драк и избиений в стенах школы признались только 12,3% учащихся, тогда как отрицательно на данный вопрос ответили 69,5% опрошенных. Количество затруднившихся ответить составило 18,2% школьников, см. рисунок 6.
да; 12,3%
затрудняюсь ответить; 18,2%
нет; 69,5%
Рисунок 6. - Случались ли в твоей школе драки и избиения между учениками?
Таким образом, согласно полученным данным исследования, можно отметить, что в оценке социально-психологического климата в классе доминируют позитивные характеристики, количество которых снижается в ответах учащихся женского пола и старшего возраста. Несмотря на наличие друзей у большинства учащихся в классе, у каждого четвертого школьника присутствуют одноклассники, которые их обижают по различным причинам. Опосредованный вопрос выявил, что с такими проявлениями сталкивается каждый третий школьник.
Чем взрослее ученик, тем чаще он сталкивается с проявлениями агрессии, о чем свидетельствует увеличение процента утвердительных ответов в старших классах. Стоит также отметить, что объектом агрессии чаще становятся учащиеся женского пола.
Значительной зависимости от такого показателя как материальная обеспеченность семьи опрашиваемого по результатам исследования выявлено не было.
Довольно распространенной проблемой среди и мальчиков, и девочек является сложность изучения отдельных предметов, что ведет к неудовлетворенности учебным процессом в целом.
Драки и избиения как наиболее жестокое проявление агрессивной формы конфликта в школьной системе встречается в каждом десятом случае. О фактах наличия конфликтов с применением физической силы свидетельствуют
ответы учащихся мужского пола и старшеклассников. Существенных гендерных отличий относительно участия в данных видах конфликтов зафиксировано не было, однако присутствуют их локализация в возрасте от 8 до 10 и старше 14 лет [9].
По результатам исследования было определено, что беседы и тренинги, выступающие в качестве способов снижения агрессивности и конфликтности, нашли больший отклик среди опрашиваемых нежели такая мера как усиление контроля и наказания учащихся со стороны учителя.
В качестве рекомендаций автором предлагается проведение игр, мероприятий по профилактике конфликтов, проведение консультаций обучающимся специалистами правоохранительных органов, уполномоченными по правам ребенка.
Ориентация на формирование и последующее поддержание бесконфликтной среды,
обеспечение условий для успешной реализации учебного процесса - цели, которые должны достигаться современной школой.
В связи с этим важнейшее значение имеет создание и внедрение в учебном заведении службы, которая, в свою очередь, будет оказывать психологическую поддержку. Предлагается включить в штат компетентных сотрудников, осуществляющих деятельность, направленную на учащихся, у которых наблюдаются трудности в общении, неуспеваемость по текущим дисциплинам, проблемы с овладением знаний.
Также в рамках данной службы обеспечить профилактику и выявление конфликтов в стенах школы путем проведения опросов учеников, а также педагогов.
Таким образом, профилактику конфликтных ситуаций можно представить, как определенный вид деятельности, направленный на создание благоприятной атмосферы как для успешного
обучения, так и для раскрытия способностей и развития обучающихся в образовательной среде.
Следует обратить внимание на то, что это довольно сложная деятельность, требующая немалых усилий, результатами которой будут выступать решения и действия, способствующие значительному продвижению в развитии как субъектов образовательного процесса, так и самого процесса обучения в целом.
1. Демко Е.В. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет / Е.В. Демко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 2 (117). - С. 27-33.
2. Калхор М. Пути снижения агрессивности учащихся основных школ в процессе изучения жизненных навыков / М. Калхор // Вестник Таджикского национального университета. - 2014. - № 3-5(142). - С. 226-230.
3. Кравченко Н.В. Профилактика подростковой агрессивности в условиях средней школы / Н.В. Кравченко, А.И. Давлетова // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 7.
4. Матвеев Р.Е. Агрессивность как свойство личности старших подростков / Р.Е. Матвеев // Модернизация образования / Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений; под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. - 2016. - С. 267-270.
5. Махиянова А.В. Социальное окружение подростка как агент социализации / А.В. Махиянова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления», Екатеринбург, 2016 г. - Екатеринбург;
Издательство Уральского университета ИПЦ УрФУ, 2016. - С. 647-650.
6. Плешкова Н.В. Психофизиологические аспекты агрессии и агрессивности учащихся гимназических классов городских школ / Н.В. Плешкова, А.В. Капранов, В.Д. Киселев // Известия Алтайского государственного университета. - 2005. -№ 3. - С. 107-110.
7. Седова А.А. Особенности агрессивности и алекситимии у подростков специализированной коррекционной школы / А.А. Седова, В.В. Кочегуров, Е.М. Корнюшо, Б.Н. Кузьмичев, И.М. Волоскова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2006. - № 2. - С. 82-83.
8. Сиваков В.И. Факторы, снижающие агрессивность и тревожность у учащихся общеобразовательных школ / В.И. Сиваков // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов университета за 1996 год. - 1997. - С. 173-176.
9. Шакирова Д.М. Социальный конфликт и стратегии конфликтного поведения в современных школах: автореф. дис ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Шакирова Динара Марселевна. - Саранск, 2018. - 30 с.
Сведения об авторе:
Шакирова Динара Марселевна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Казанского государственного энергетического университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
D. Shakirova (Kazan, Russia), Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer of the Department of Management of Kazan state energy University, e-mail: [email protected]