Научная статья на тему 'Конфликтные отношения как вид деструктивного взаимодействия в школьной среде'

Конфликтные отношения как вид деструктивного взаимодействия в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
736
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Динара Марселевна

В статье представлены результаты социологического исследования, раскрывающие степень проявления конфликтов в отношениях между учениками и учителями, особенности различных деструктивных форм взаимодействия в школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflicts as a Type of Destructive Cooperation in School Environment

The paper presents the results of sociological research revealing the intensity of conflicts between students and teachers and various forms of destructive cooperation in school environment.

Текст научной работы на тему «Конфликтные отношения как вид деструктивного взаимодействия в школьной среде»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

УДК 316.614

Конфликтные отношения

как вид деструктивного взаимодействия в школьной среде

Шакирова Д.М.

Ассистент кафедры менеджмента

Казанского государственного энергетического университета

В статье представлены результаты социологического исследования, раскрывающие степень проявления конфликтов в отношениях между учениками и учителями, особенности различных деструктивных форм взаимодействия в школьной среде.

Ключевые слова: конфликт, деструктивное взаимодействие, ученик, учитель.

В современном социуме социальное взаимодействие осуществляется в условиях качественного преобразования всех общественных отношений, которые, безусловно, затронули и школьную среду. В настоящее время в современной школе все больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Социальное взаимодействие стало значительно сложнее, усилилась его внутренняя напряженность. Массовые представления о сегодняшней школе и учениках сопряжены с двумя достаточно распространенными стереотипами. Согласно первому, учиться сейчас труднее, чем прежде. Согласно второму - у сегодняшних школьников снизился интерес к учебе. На этом фоне происходит рост их агрессивности, жестокости и снижение уровня культурности, воспитанности.

С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой средой, именно школа быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. С другой - в ней зеркальным отражением выходят все негативные процессы и тенденции изменения социального взаимодействия, которые свойственны нашему обществу. Иными словами, процесс трансформации социального взаимодействия современных школьников происходит в контексте изменений, происходящих в обществе в целом, и является его естественным воспроизведением.

Конфликтные отношения школьников не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в данный период развития нашего общества.

Число нарушений поведения у подростков стало возрастать. Их относительная частота и крайние формы проявления нередко приобретают патологический, девиантный характер.

Причин, формирующих рост числа и разнообразия конфликтных отношений в школьной среде, достаточно много. Однако авторский подход базируется на рассмотрении их причин через призму взаимосвязи социализации и девиации. В данной статье мы опираемся на мнение ряда региональных исследователей, которые конфликтность, девиацию и делинквентность рассматривали как незавершенность первичной социализации [1, с. 51], дисбаланс интернализации как механизма социализации [2, с. 67].

В 2014 г. было проведено социологическое исследование, в котором методом формализованного интервью было опрошено 400 школьников, учащихся г. Казани в возрасте от 15 до 17 лет. В качестве основных «болевых точек» школьной среды были проанализированы отношения «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Согласно полученным данным, большинство школьников (87,1 %), утверждают что, некоторые ученики достаточно открыто вступают в конфликты с учителями. К таким ученикам большая часть опрошенных респондентов относится отрицательно (70,2 %). Каждый десятый высказал нейтральную позицию по данному вопросу (9,8 %), остальные затруднились ответить (20 %). Из общего числа опрошенных 47,8 % считают, что в конфликтной ситуации прав учитель. 43 % респондентов пытаются сохранить нейтралитет и не оправдывают ни

345

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

учителя, ни ученика. Остальные выбирают сторону ученика (9,2 %). Гендерный срез вопроса показал следующую картину: девушки чаще высказывают отрицательное отношение к конфликтным ситуациям между учителем и учеником.

Формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Поэтому если рассматривать гендерные различия, то каждая вторая девушка оправдывает учителя (54,2 %); каждая третья считает, что обе стороны не правы (37,7%) и только каждая десятая встала на сторону ученика (8,1 %). У юношей - несколько иная картина. Только треть из них стоит на стороне учителя (32,8 %), критикуют обе стороны конфликта 28,2 %, тогда как большая часть поддерживает ученика (39 %).

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент школьников в возрасте 16-17 лет, которые утверждают, что в их в школе есть ученики, которые открыто вступают в конфликт с учителями (94,3 %). Данный вопрос среди школьников 14-15 лет выявил 58,3 % утвердительно ответивших на данный вопрос. Таким образом, конфликтность отношений «ученик-учитель» повышается с возрастом учащихся.

Аналогичная тенденция выявилась и в отношении к данным ученикам. Каждый третий школьник 16-17 лет относится к ученикам, вступающим в конфликт с учителем, положительно, тогда как в возрасте 14-15 лет таких только четверть (26,1 %). Если оставить в стороне индивидуальные особенности, то в целом о характере школьников этого возраста следует сказать, что он еще неустойчив, только обретает свою законченную форму. И чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними будут возникать конфликты.

По результатам ответов оказалось, что степень конфликтности «учитель-ученик» и «ученик-ученик» имеет достаточно много схожих аспектов. Большинство опрошенных признались, что конфликты среди их друзей или одноклассников бывают (87 %).

На вопрос: «Как Вы относитесь к таким ученикам?» 83 % ответили, что отрицательно, тогда как 17 % респондентов признались в своем положительном отношении. При этом 47,5 % школьников предпочитают оставаться на стороне тех, кого обижают. Проявляют безразличие 27,3 %, тогда как 24,2 % не смогли сделать выбор, и только 1 % из всех ответивших остался на стороне обидчиков.

Рассматривая конфликты между сверстниками по гендерному распределению, можно констатировать, что девочки указывают на большую конфликтность среди их одноклассников, нежели мальчики (93,5 к 81,1 % соответственно). Положительно к конфликтным ученикам отнеслись 17,3 % девушек

и 16,9 % юношей. При возникающем конфликте с одноклассником девушки предпочитают оставаться на стороне тех, кого обижают (56,5 %), тогда как юноши чаще проявляют своё безразличие к обеим сторонам (50,2 %). Ни одна ученица не выбрала сторону того, кто обижает, среди молодых таких людей оказалось 1,9 % из общего числа опрошенных.

Если рассматривать конфликты между учениками по возрастному распределению, то 89,1 % учеников 14-15 лет считают, что конфликты в школе между учениками бывают, тогда как респондентов в возрасте 16-17 лет таких оказалось чуть меньше (84,9 %). В отношении учеников к конфликтующим школьникам существенной разницы по возрастному распределению не выявилось. Учеников в возрасте 14-15 лет, которые предпочитают оставаться на стороне тех, кого обижают, чуть больше, чем в возрасте 16-17 лет (54,2 к 45,3 % соответственно).

В настоящее время одна из главных проблем в школах - это вымогательство денег или других ценностей среди учеников. Подростки занимаются вымогательством денег, кражей мобильных телефонов, предметов одежды у сверстников и младших школьников. На вопрос: «Есть ли в Вашей школе ученики, которые отбирают деньги?», большинство ответили, что в их школе таких нет и этого не происходит (88 %). Наряду с этим 9 % признались, что такие учащиеся есть, так же как и проблема вымогательства. Только 3 % затруднились ответить.

На вопрос о том, какое их отношение к таким ученикам, большинство выбрало вариант «отрицательно» (98 %). Но есть и такие школьники, которые отнеслись к ним положительно (2 %). При этом большинство опрошенных, остается на стороне тех, кого обижают (66 %). Безразличие выразили 28,3 % учащихся, тогда как 17 % не смогли сделать выбор.

Сравнение по гендерному делению показало следующую картину: 92,5 % мальчиков ответили, что в их школе нет учеников, которые отбирают деньги у других учеников, девочек при ответе на данный вопрос было чуть меньше (82,6 %). Интересными получились данные, согласно которым 17,4 % представительниц прекрасного пола утвердительно заявили, что в школе есть такие ученики, тогда как среди мальчиков так ответили только 1,9 % респондентов.

Отношение к таким ученикам не выявило различий по полу, т.к. лидировало отрицательное отношение, которое среди ответов мальчиков составило - 98,1 % и среди девочек - 97,8 %. На стороне тех, кого обижают, девочек оказалось чуть больше (73,9 %), чем молодых людей (58,5 %).

При анализе возрастного распределения выяснилось, что 10,9 % учеников 14-15 лет считают, что в их школе есть учащиеся, которые занимаются вымогательством денег, а вот в возрасте 16-17 лет оказалось чуть меньше респондентов, согласившихся с их наличием (7,5 %).

346

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

Отношение к вступающим в драки респондентов в возрасте 16-17 лет - полностью отрицательное. А вот среди учеников в возрасте 14-15 лет 4,4 % относятся к таким ученикам положительно. Респонденты в возрасте 16-17 лет предпочитают оставаться на стороне тех, кого обижают (77,4 %). В возрасте 14-15 лет 52,2 % согласны с мнением опрошенных 16-17 лет, но есть и те, кто проявляет безразличие (23,9 %).

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время часто стали рассматриваться драки в школах. К сожалению, даже в самых благополучных школах издевательства - не редкость. Эти инциденты превращаются в настоящую бойню, причем, бывает, не на жизнь, а на смерть.

Если посмотреть на результаты ответов о школьных драках, то они оказались достаточно интересными. 38 % респондентов заявили, что в школе есть такие ученики, которые издеваются над другими, угрожают, участвуют в драках и побоях других учеников. Издевательства совершаются, как правило, на глазах свидетелей-учеников, но о них не говорят; 59 % отрицают наличие школьных разборок и 3 % опрошенных затруднились ответить данный вопрос. Большинство школьников не одобряют таких учеников (94 %). Однако присутствует доля учащихся, которая относится к ним положительно (6 %).

На вопрос: «На чьей стороне вы предпочитаете оставаться?» большая часть школьников выразили своё безразличие (40 %); только каждый третий опрошенный встанет на сторону тех, кого избивают (31 %); 28 % не смогли сделать выбор. И всего лишь 1 % учащихся остались на стороне организаторов драк.

По полученным результатам можно сказать, что драки и издевательства всё-таки проходят в укромных местах. В большинстве случаев опрошенные школьники считают, что они происходят за пределами школы (73 %). Только 14 % респондентов указали, что данный вид деструктивного взаимодействия совершается в самой школе. Раздевалки, туалеты и чердаки учебного заведения выбрали только 1 % опрошенных. Затруднились ответить на данный вопрос 15 % школьников.

Рассматривая информированность учителей о драках в школе, большинство учеников (64 %) считает, что учителя не знают, о том, что в школе происходят драки, издевательства над учениками. Только (32 %) считают, что учителя догадываются об этом, тогда как 4 % затруднились ответить.

Из анализа видно, что большинство девочек согласны, что в их школе есть ученики, которые устраивают драки (52,2 %) . Мальчиков, считающих аналогичным образом, оказалось в 2 раза меньше (26,4 %). Отношение к таким ученикам - отрицательное, дифференциации практически не выявилась (соотношение ответов мальчиков и девочек со-

ставило 90,5 к 97,8 %). На вопрос: «На чьей стороне вы предпочитаете оставаться?» большинство девочек проявило безразличие (43,5 %). Каждая третья встает на сторону тех, кого избивают (32,6 %), а каждая пятая - не смогла сделать выбор (21,7 %). Мальчики в своем большинстве тоже предпочитают оставаться безразличными (35,8 %), 30,2 % респондентов выбрали сторону тех, кого избивают. 39,1 % девочек и 26,4 % мальчиков, считают, что учителя информированы о наличии драк в школах. По мнению большинства девочек, чаще всего происходят драки за пределами школы и в туалетах (87 к 10,9 %). У мальчиков ответы практически совпали с ответами девочек (60,4 % и 17 % соответственно).

Прослеживается возрастная специфика ответов на данный вопрос. Школьники 16-17 лет более склонны признавать факт наличия учеников, участвующих в драках (41,5 %), в возрасте 14-15 лет согласных с этим оказалось чуть меньше (34,8 %). Следует также обратить внимание на весьма высокий процент среди респондентов 14-15 лет (21,7 %) относящихся к таким ученикам положительно, что весьма превышает количество опрошенных в возрасте 16-17 лет (5,7 %). О том, что им безразлично, ответило одинаковое количество респондентов рассматриваемых возрастных групп (14-15 лет - 39,1 %; 16-17 лет - 39,6 %). Наиболее частое место драк, по мнению учащихся в возрасте 14-15 лет, в туалетах (69,6 %), на втором месте - за пределами школы (15,2 %) и затруднились с данным вопросом (17,4 %). В возрасте учеников 16-17 лет ответы практически совпали (75,5; 13,2 и 11,3 % соответственно).

Таким образом, в школьной среде помимо образовательного процесса имеют место конфликтные отношения, о которых свидетельствуют ответы большинства опрошенных учеников. В конфликтах «учитель-ученик» школьников можно условно поделить на две примерно равные группы. Первая принимает сторону учителя, вторая - сохраняет нейтралитет. При этом девушки более негативно относятся к данным видам конфликтов, а также чаще встают на сторону учителя. С возрастом повышается как конфликтность взаимодействия, так и поддержка конфликтующих учеников.

При конфликтах «ученик-ученик» большинство школьников предпочитают оставаться на стороне тех, кого обижают. Однако четверть при этом проявляют безразличие, а одна пятая часть склонна поддерживать и положительно оценивать инициаторов конфликта.

Ответы девушек демонстрируют более высокую напряженность в школьной среде, тогда как юноши - безразличие к конфликтующим сторонам, они реже согласны встать на сторону тех, кто подвергается нападкам со стороны одноклассников.

Драки и потасовки как элементы деструктивного взаимодействия также имеют место в школьной сре-

347

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

де. При их оценке большая часть опрошенных проявляет безразличие и только каждый третий ученик готов встать на сторону того, кого обижают. Основное место локализации драк находится за пределами школы, хотя в каждом десятом случае они происходят в ее укромных местах.

Литература:

1. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки - опыт пилотажного исследования // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 50-58.

2. Махиянова А.В. Методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. - 2013. -Вып. 6. - С. 62-68.

Conflicts as a Type of Destructive Cooperation in School Environment

D.M. Shakirova

The Kazan State Power University

The paper presents the results of sociological research revealing the intensity of conflicts between students and teachers and various forms of destructive cooperation in school environment.

Key words: conflict, destructive cooperation, student, teacher.

348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.