УДК 316.614
Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения в подростковой среде
Махиянова А.В.
Доктор социологических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета, ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ
Шакирова Д.М.
Ассистент кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета
В статье представлены результаты социологического исследования, демонстрирующие особенности и масштаб проявления делинквентного поведения в среде подростков, раскрывается роль социального окружения подростка в его формировании.
Ключевые слова: делинквентное поведение, социальное окружение, подростковая среда.
В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство, раздражительность, недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего, будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное, которое может принять со временем де-линквентную направленность.
В последнее время нередко встречаются разнообразные проявления делинквентного поведения среди несовершеннолетних: агрессия, вредные при-
вычки, суицидальные попытки, противозаконные действия. Такая направленность поведения приобрела в последние годы массовый характер и привлекла к этой проблеме внимание социологов, социальных психологов и педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. В целом, данные явления можно отнести к проявлениям неуспешной социализации [1, с. 67; 2, с. 51].
С целью выявления этих отклонений и предрасположенности несовершеннолетних к ним в зависимости от характеристики их социального окружения в 2015 г. в Республике Татарстан было проведено исследование, в котором приняли участие 345 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет.
Важную роль в процессе социализации несовершеннолетнего играет школа, класс, в котором он учится, и его друзья, которые в совокупности и образуют основу его социального окружения. Как показывают результаты исследования, по мнению большинства опрошенных, класс, в котором они учатся, дружный (76,4 %), по мнению 16 % учени-
Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов».
ков, их класс недружный. Затруднились с ответом 7,3 % опрошенных.
Близкие друзья есть почти у каждого школьника (84,3 %), лишь десятая часть респондентов отметила, что у них нет близких друзей (12,8 %). Данный показатель мы расцениваем как хороший, так как умение человека строить взаимоотношения с окружающими людьми очень важно для его комфортного существования в группах и коллективах.
Приблизительно у каждого четвертого ученика в классе есть ребята, которые его обижают (23,3 %), у 72,9 % школьников таких ребят в классе нет. Выяснилось, что мальчиков обижают гораздо чаще, чем девочек (см. рис. 1).
У трети школьников в классе есть ребята, которые обижают их друзей, но больше половины опрошенных считают, что в их классе таких ребят нет. Данный факт может говорить в пользу проявлений делинквентного поведения у подростков в меньшей степени, не приобретший массовый характер, но все же имеющий место быть. Исследование также показало, что друзей мальчиков обижают гораздо реже, чем друзей девочек.
Наиболее актуальной проблемой, с которой сталкиваются современные школьники, по результатам исследования, является непонимание некоторых школьных предметов (данную проблему отметила половина опрошенных) (46,9 %). На втором месте по значимости выступают плохие оценки в школе и нежелание делать домашнее задание (данные проблемы отметил каждый четвертый школьник) (23,9 и 22,2 % соответственно).
Примерно каждый пятый ребенок указал на наличие плохих отношений с одноклассниками (18,4 %), тогда как проблему нежелания учиться отметили 14,3 %, а плохих отношений с учениками из других классов - 13,7 % респондентов. На проблемы с учителем пожаловались 9 % подростков от общего числа опрошенных.
Интересно, что проблема плохих отношений с учителями оказалась наименее распространенной, несмотря на появляющиеся в последнее время в средствах массовой информации различного рода репортажи о конфликтах между учителями и учениками. Таким образом, данная проблема на сегодняшний день стоит не так остро, как нам ее преподносят СМИ.
Рис. 1. Есть ли в классе ребята, которые тебя обижают?
Дифференцируя проблемы школьников по половому признаку, можно отметить, что плохие отношения с учителями и плохие отметки, нежелание делать домашнее задание в равной степени отмечают как мальчики, так и девочки. Непонимание школьных предметов и нежелание учиться, делать домашнее задание, плохие отношения с учениками других классов в большей степени характерны для девочек, чем для мальчиков.
Наказание, в какой бы форме оно не было бы выражено, оставляет неизгладимый след на психике ребенка и на долгие годы может заложить предпосылки, склоняющие к безнадзорности и впоследствии влияющие на его поведение в целом.
За плохие отметки и беспорядок в комнате наказывают примерно каждого четвертого подростка (21,6 и 19 % соответственно). Примерно одинаковое количество детей наказывают за несделанные уроки (15,7%) и непослушание (14,6 %); причем по данным причинам наказывают в основном девочек. Каждого десятого подростка наказывают за грубость по отношению к родителям и за плохое поведение в школе (9,9 и 9,6 % соответственно).
Самой непопулярной причиной для наказания подростка является общение с плохими ребятами, причем так отвечали, в основном, мальчики (5,2 %). Это значит, что 5 % несовершеннолетних (преимущественно мальчики), принявших участие в нашем опросе, общаются с ребятами, чье поведение уже является отклоняющимся (ведь за общение с ними ругают родители, а плохие ребята по определению совершают плохие поступки), и их можно отнести к группе высокого риска формирования делинк-вентного поведения. Стоит также отметить, что, по мнению трети опрошенных, родители их никогда не наказывают (32,7 %).
В ходе исследования был также затронут такой аспект делинквентного поведения как наличие различного рода конфликтных ситуаций в школе (драки, потасовки между учениками и пр.). Выяснилось, что в школе случаются потасовки между школьниками - это отметили 43,7 % опрошенных. Отрицательно ответили на данный вопрос 40,5 % несовершеннолетних. Число затруднившихся ответить составило 14,9 % (см. рис. 2).
Каждый третий при этом выступал в роли зрителя (34,7 %), а 15,7 % учащихся принимали непосред-
затрудняюсь
Рис. 2. Случались ли в твоей школе потасовки между учениками?
ственное участие в потасовках. В 2,6 % случаев учащийся являлся пострадавшей стороной (чаще девочки).
Четверть опрошенных призналась, что такие потасовки между школьниками происходят редко (23 %), намного меньшее количество детей считает, что такие события происходят достаточно часто (6,7 %). По мнению каждого пятого подростка, перепалки в школе происходят вместе с дракой, немногим меньшее количество респондентов отмечает словестные перепалки как с оскорблениями, так и без оскорблений (16,3 % и 16 % соответственно). Драки и избиения случаются лишь в 5 % случаев.
В словесных перепалках принимали участие как мальчики, так и девочки; с оскорблениями - чаще девочки; с драками - чаще мальчики. Таким образом, можно сделать вывод, что школьники мужского пола принимают в таких перепалках непосредственное участие и довольно часто, девочки же выступают только в роли зрителей и реже (см. рис. 3).
По мнению большинства школьников, случаев вымогательства не было (81,9 %), подтвердили их наличие лишь 8,5 % опрошенных. Затруднились с ответом 7,9 % подростков. Большинство из них были только зрителями (18,4 %), 2,3 % являлись пострадавшей стороной, 1,7 % принимали в вымогательстве непосредственное участие.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, типичный среднестатистический школьник сегодня гораздо чаще сталкивается с проблемой непонимания школьных предметов, чем с проблемой плохих взаимоотношений с учителями. Это говорит о том, что программа общеобразовательной школы стала слишком объемной и трудной для понимания.
Во-вторых, несовершеннолетние, чьи родители ругают их за общение с плохими ребятами, имеют больше шансов сформировать навыки делинквент-ного поведения, чем те дети, которых ругают за непослушание или несделанное домашнее задание. Причина кроется в стремлении подростков подражать друг другу (в данном случае плохим ребятам с
драки и избиения словесная перепалка без особых оскорблений словесная перепалка с оскорблениями словесная перепалка с дракой
Рис. 3. Какую форму принимают потасовки между учениками?
уже сформированным делинквентным поведением) и делать все наперекор взрослым.
В-третьих, исследование также показало, что в социальном окружении подростков имеют место неформальные отношения, которые выражаются не столько в стигматизации некоторых детей, сколько в проявлении к ним агрессии. Испытывает ее, по данным опроса, каждый пятый учащийся. Ответы на вопрос о проблемах, которые имеются в жизни подростка, также подтверждают эти тенденции: каждый пятый указал на плохие отношения со сверстниками. Только каждый десятый респондент указал на наличие плохих отношений с учителем, что в некотором роде опровергает распространенное в последнее время мнение о девиации данных отношений.
Доля неформальных отношений в подростковой среде составляет около 20-25 %. К ним относятся потасовки, драки, словесные перепалки с оскорблениями и случаи вымогательства. При этом большинство опрошенных выступали в них в качестве зрителя.
Литература:
1. Махиянова А.В. Методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. - 2013. -Вып. 6. - С. 62-68.
2. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки - опыт пилотажного исследования // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 50-58.
The Role of Social Environment in Delinquent Behavior among Adolescents
A.V. Makhiianova, D.M. Shakirova ne Kazan State Power University
The paper presents the results of sociological survey which demonstrate particularities and scope of delinquent behavior among adolescents and the effect of social surrounding on the teenager.
Key words: delinquent behavior, social surrounding, adolescent environment.