Научная статья на тему 'О профессиональном самоопределении школьников Саратовской области в 2018 году (результаты социологического исследования)'

О профессиональном самоопределении школьников Саратовской области в 2018 году (результаты социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белоглазова Е.В., Сигачев В.Е.

В статье представлены результаты конкретного социологического исследования профессионального самоопределения школьников Саратовской области. Проведено сравнение результатов анкетирования, организованного в конце учебного года, с результатами анкетного опроса, сделанного в начале учебного года. У обучающихся выпускных классов школ выявлена динамика в ответах, связанных с рядом показателей профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональном самоопределении школьников Саратовской области в 2018 году (результаты социологического исследования)»

научный журнал

УДК 337

Белоглазова Е. В., Сигачев В. Е.

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области г. Саратов, Российская Федерация

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2018 ГОДУ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования профессионального самоопределения школьников Саратовской области. Проведено сравнение результатов анкетирования, организованного в конце учебного года, с результатами анкетного опроса, сделанного в начале учебного года. У обучающихся выпускных классов школ выявлена динамика в ответах, связанных с рядом показателей профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределения, мотивы выбора профессии школьниками.

Министерство занятости труда и миграции Саратовской области в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями проводит работу по профессиональной ориентации населения. Составной частью этой работы является оказание центрами занятости населения области практической помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, популяризация рабочих и инженерных профессий. Профориентационная работа с молодежью осуществляется во взаимодействии с другими субъектами системы профориентации -профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, образовательными организациями общего и дополнительного образования, работодателями.

В апреле 2018 года специалисты центров занятости населения провели анкетный опрос обучающихся выпускных классов школ области (анкета приведена в Приложении 1).

В задачи анкетирования входило:

- выявить наличие и сформированность профессиональных планов у школьников;

- определить перечень профессий, которые чаще выбирают обучающиеся школ;

- выявить основные мотивы выбора профессии оптантами;

научный журнал

- провести анализ динамики сформированности профессиональных планов у школьников (в течение учебного года).

Анкетирование проводилось во всех городах и районах области. Были обобщены и проанализированы ответы 1169 школьников.

Более половины школьников, принимавших участие в опросе (56%), проживали в городе. Свыше половины респондентов (54%) - девушки. Среди проанкетированных школьников 45% учились в 11 классе и 55% в 9 классе.

Ответы школьников на вопросы анкеты распределились следующим образом.

На вопрос «После окончания школы я предполагаю...» большинство респондентов ответили, что они решили учиться в высшем учебном заведении (63%). Среди других ответов преобладали решения получить специальность в техникуме (23%), получить рабочую профессию в техникуме (10%). В большинстве случаев (80%) желание учиться в техникуме принадлежало девятиклассникам.

Отвечая на вопрос «Я выбрал данное образовательное учреждение, потому что ...» школьники, в первую очередь, выделяют возможность трудоустройства после окончания обучения в данном заведении (47%), на втором месте ответ «обучение в данном образовательном учреждении престижно» (32%), на третьем месте ответ «финансовые возможности семьи не позволяют получить образование на коммерческой основе» (10%).

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Я выбрал данное образовательное учреждение, потому что ...», чел.

Ответы на вопрос «Я не выбрал обучение в вузе, техникуме, потому что.» распределились следующим образом:

- в техникуме нет специальности, по которой я хотел бы учиться (37%);

- в техникуме обучение не престижно (24%);

научный журнал

- финансовые возможности семьи не позволяют получить образование на коммерческой основе (12%). Обучающиеся 9-х классов в 2 раза чаще выбирали данный вариант ответа, чем школьники из 11-х классов;

- в вузе высокий конкурс (8%).

Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Я не выбрал обучение в ВУЗе, техникуме, обучение по рабочей профессии, потому что ...», чел.

Важно отметить: анализ ответов на вопрос «Я выбрал профессию...» показал, что 10% не определились с выбором профессии.

Среди школьников, сделавших выбор, чаще всего назывались следующие профессии: врач (8,2%), инженер (7,0%), юрист (6,8%), педагог (6,5%), экономист (5,0%), программист (3,9%), военнослужащий (3,8%), медсестра (2,6%), автомеханик (2,2%), повар (2,1%).

Диаграмма 3. Наиболее популярные профессии среди школьников, чел.

научный журнал

При ответе на вопрос «Кто повлиял на выбор профессии?» 41%

респондентов указали, что сделали выбор самостоятельно. Влияние на выбор будущей профессии родителей - второй по популярности ответ, так считают 22% респондентов. К мнению друзей и родственников прислушиваются 4%, к мнению учителей - 2%.

При ответе на вопрос «Я выбрал данную профессию, потому что.» респонденты обоих групп вне зависимости от выбора типа учебного заведения, чаще всего указывали следующие причины:

- владение данной профессией позволит иметь достойную оплату труда (37%);

- на данную специальность всегда есть спрос, без работы не останусь (36%);

- выбранная профессия дает перспективу профессионального и карьерного роста (30%);

- хочу получить диплом о высшем образовании (11%);

- прохожу конкурс по результатам ЕГЭ (10%).

Диаграмма 4. Распределение ответов школьников на вопрос «Я выбрал данную профессию, потому что.»

Определяющим условием выбора школьниками обеих групп обучения в техникумах рабочим профессиям является высокая оплата труда, поэтому при ответе на вопрос «Я получил бы рабочую профессию, если бы.» подавляющее большинство респондентов ответило: если бы профессия хорошо оплачивалась (39%). Важную роль для школьников играет высокий статус профессии в обществе, на него ссылаются 25% опрошенных. Вариант «предприятия, где требуются рабочие, работали бы стабильно» выбрали 20% респондентов, 12% не выбрали бы рабочую профессию не при каких обстоятельствах, 10% согласились бы, если предоставлялась субсидия на покупку жилья.

научный журнал

Сравнение результатов анкетирования, проведенного в конце учебного года, с результатами опроса, сделанного в начале учебного года, выявило следующее:

- в начале учебного года в вузе планировали обучаться 72%, к концу учебного года - 63%;

- в течение учебного года доля желающих обучаться в техникумах увеличилась с 17% до 23%;

- выбор варианта ответа «престижность обучения в учебном заведении» снизился с 38% до 32%;

- частота ответов «обучение дает возможность трудоустройства» возросла с 42% до 47%;

- степень важности для школьников профессий, имеющих высокий статус в обществе, возросла с 17% до 25%;

- к концу учебного года доля школьников, не определившихся с выбором профессии, не изменилась (10%).

Основываясь на результатах опроса, можно сделать следующие выводы.

К концу учебного года большинство школьников (90%) определились с выбором профессии, имели сформированные профессиональные планы. Для сравнения: в 2008/2009 учебном году этот показатель составлял 84%.

Большинство (63%) обучающихся выпускных классов школ области ориентируются на получение высшего профессионального образования.

Доминирующими мотивами выбора обучающимися образовательной организации являются профессиональные мотивы («обучение в данном учебном заведении дает возможность трудоустройства» - 47%) и мотивы социального престижа образовательной организации («престижность обучения» - 32%).

Условиями, препятствующими выбору школьниками обучения в техникумах, являются непрестижность обучения (24%) и отсутствие необходимых специальностей (37%). Каждый восьмой школьник не готов получать рабочую профессию ни при каких обстоятельствах.

Определяющими условиями выбора школьниками рабочих профессий являются высокая зарплата (38%) и высокий статус рабочей профессии в обществе (25%).

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 ИМ! научный журнал

Приложение 1

АНКЕТА учащегося выпускного класса

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области проводит анкетирование учащихся выпускных классов. Ваши ответы помогут улучшить работу по профессиональной ориентации молодёжи. Фамилию указывать не обязательно. Надо только ответить на все вопросы. Для этого ответ, совпадающий с Вашим мнением, обводится кружочком. Если предложенные варианты Вас не устраивают, напишите свой.

ШКОЛА КЛАСС ПОЛ : МУЖ. ЖЕН.

1. После окончания школы (гимназии, лицея) я предполагаю:

01 учиться в вузе

02 получить специальность в техникуме

03 получить рабочую профессию в техникуме

04 другое_

2. Я выбрал данное образовательное учреждение, потому что:

01 обучение в нем престижно 04 финансовые возможности семьи не позволяют

получить образование на коммерческой основе

02 здесь низкий конкурс 05 опасаюсь ехать учиться в незнакомый город

(район)

03 обучение в нем дает возможность 06 в городе (районе) нет других учебных заведений трудоустройства (их число ограничено)

07 другое (что именно)_

3. Я не выбрал обучение в вузе, техникуме, обучение по рабочей профессии (нужное подчеркнуть), потому что:

01 обучение непрестижно 03 высокий конкурс

02 нет специальности, по которой я 04 финансовые возможности семьи не позволяют хотел бы учиться получить образование на коммерческой основе

05 другое (что именно)_

4. Я выбрал(а) профессию _

5. Кто повлиял на выбор профессии? _

6. Я выбрал(а) данную профессию, потому что:

01 прохожу конкурс по результатам ЕГЭ

02 владение данной профессией позволит иметь достойную оплату труда

03 эта профессия дает перспективу профессионального и карьерного роста

04 на данную специальность всегда есть спрос, без работы не останусь

05 хочу получить диплом о высшем образовании

06 другое_

7. Я получил бы рабочую профессию, если бы:

01 профессия хорошо оплачивалась (размер зарплаты_)

02 предоставлялась субсидия на покупку жилья

03 профессия имела высокий статус в обществе

04 предприятия, где требуются рабочие, работали стабильно

05 другое _

06 не выбрал бы ни при каких обстоятельствах

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.