Е.В. АРЖАНЫХ, ст. науч. сотрудник
В.В. МОЙСОВ, ст. науч. сотрудник Московский городской психологопедагогический университет
Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью
В статье отражены результаты социологического опроса учащихся московских школ с инвалидностью и их родителей, проведенного Лабораторией мониторинговых исследований МГППУ осенью 2012 г. Речь идет о выявлении спроса данной категории лиц на высшее профессиональное образование, а также их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии, уровня профессионального образования и учебного заведения для продолжения образования).
Ключевые слова: учащиеся с инвалидностью, профессиональное образование, высшее учебное заведение, специальность, профессиональные ориентации, программы профориентации для учащихся с ОВЗ
Одним из наиболее значимых направлений социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является создание условий для получения ими образования, включая обеспечение доступности профессионального образования. Согласно пункту 5 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «государства-участники обеспечивают условия для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими» [1].
Значение образования для политики интеграции людей с инвалидностью в общество имеет два аспекта. С одной стороны, ключевым вопросом успешной интеграции является занятость инвалидов. Предпосылка для достижения этой цели
- образование и профессиональная подготовка. Реализация образовательного потенциала инвалидов на рынке труда может выступать критерием эффективности социальной политики, осуществляемой в отношении инвалидов в целом. Для инвалидов образование играет даже более важную роль, чем для «здоровых» людей, так как это один из наиболее действенных со-
циальных ресурсов, направленных на уменьшение их общественной изоляции и экономической зависимости. С другой стороны, образование - фундаментальная ценность, определяющая социальный статус, возможности для самореализации личности, способ получения дополнительной жизненной энергии и расширения жизненных перспектив.
В 2010 г. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучалось 21511 лиц с инвалидностью, что составляло 0,37% от общей численности студентов. Соответствующий показатель для негосударственных высших учебных заведений - 1428 человек (0,12%) [2].
В настоящее время доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования невелика. Тем не менее за последние 10 лет наблюдался значительный рост численности этой категории студентов.
Если в 2000 г. число студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования было сопоставимо (7033 и 6664 чел. соответственно), то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями. В этот период был принят
ряд управленческих решений 1, способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования. Кроме того, сказались общие тенденции повышения популярности высшего образования среди российской молодежи.
Вместе с тем проблема обеспечения широкого доступа к качественному профессиональному образованию для довольно разнообразной по своему составу социальной группы, включающей детей и молодежь с недостатками двигательного, сенсорного развития, соматическими заболеваниями, комплексными нарушениями, в настоящее время остается нерешенной. Здесь в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы: кого учить? По каким профессиям/ специальностям? Где и как трудоустраивать?
На выяснение потенциального спроса на высшее профессиональное образование среди учащихся с инвалидностью московских школ, а также на выявление их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии и уровня профессионального образования) было направлено социологическое исследование, проведенное в октябре-ноябре 2012 г. лабораторией мониторинговых исследований Московского государственного психолого-педаго-гического университета. Объектом исследования стали учащиеся выпускных классов (N=304) разных типов школ, в том числе:
• специальных (коррекционных) образовательных учреждений следующих типов
- I типа (для неслышащих), II (для слабослышащих и позднооглохших), III (для незрячих), IV (для слабовидящих и поздно-ослепших), VI (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) 2;
• общеобразовательных учреждений, в которых дети с инвалидностью обучаются в обычных классах (инклюзивные школы);
• общеобразовательных учреждений -«школ надомного обучения».
Опрашивались также родители учащихся, принявших участие в исследовании (N=207).
Выборка строилась с учетом репрезентации школ города по типу образовательных учреждений и их территориальной принадлежности (административные округа г. Москвы). Опрос проводился в 26 московских школах (7 коррекционных, 12 надомного обучения, 7 инклюзивных).
Планы учащихся после окончания школы
Большинство (80%) учащихся с инвалидностью собираются продолжить образование после окончания школы, причем в основном респонденты планируют поступать в вузы - 54% опрошенных. Пятая часть учащихся выбирают для продолжения образования колледжи и техникумы, а 5% -профессионально-технические лицеи. Более половины учащихся, предполагающих поступать в колледжи и техникумы, в дальнейшем рассчитывают получить высшее образование.
Родители учащихся, принявших участие
1 Так, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации №4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены пять федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов.
2 Выбор этих типов образовательных учреждений был обусловлен тем, что именно в них учатся дети, которые являются потенциальными абитуриентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. В образовательных учреждениях V, VII и VIII типов заболевания учащихся требуют наиболее значительных усилий по коррекции отклонений в развитии средствами образования, которое зачастую ограничивается обучением в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
в исследовании, еще в большей степени, чем сами дети, настроены на получение ими высшего образования. 65% респондентов называют в качестве желательного образования для своего ребенка высшее, а 5% рассматривают варианты продолжения образования после окончания вуза: получение второго высшего образования, поступление в аспирантуру. Те учащиеся, которые не собираются получать высшее образование, чаще всего говорили о том, что им оно не нужно, или признавались в отсутствии желания учиться. По мнению родителей, основная причина, по которой их дети не планируют учиться в вузе, - отсутствие специальных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие школ с образовательными учреждениями профессионального образования
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость профориентации учащихся старших классов, помогающей им в профессиональном самоопределении, что особенно актуально для учащихся с инвалидностью, выбор профессий для которых, как правило, ограничен. Это может быть реализовано через программы взаимодействия школ с образовательными учреждениями профессионального образования. 42% опрошенных родителей указали, что в школе, где учится их ребенок, существуют подобные программы. Наиболее распространенные формы взаимодействия
- знакомство школьников со специальностями, по которым проходит обучение в вузах (техникумах), участие школьников в олимпиадах и творческих конкурсах, проводимых учебными заведениями. Как показали результаты опроса, в настоящее время устойчивые связи с вузами имеют в основном специальные коррекционные образовательные учреждения, за длительную историю своего существования накопившие большой опыт социализации воспитанников. Среди учебных заведений чаще всего
упоминались два: Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) - в школах III-IV и VI типов и МГТУ им. Н.Э. Баумана - в школах I-II типов. Например, в СКОШИ №22 для подготовки учащихся к обучению в технических вузах в рамках реализации концепции непрерывного многоуровневого образования детей-инвалидов по слуху совместно с учебно-исследовательским и методическим центром МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы лицейские классы.
Только 10% родителей уверены, что школа, в которой учится их ребенок, не имеет связей ни с какими образовательными учреждениями профессионального образования. Почти половина родителей не обладают информацией о том, сотрудничает ли их школа с каким-либо учебным заведением профессионального образования. Возможно, это связано с тем, что родители, указывая на то, что успешное обучение в школе позволит их детям продолжить образование (75%), не рассматривают школу в качестве возможного помощника в профессиональной ориентации. Так, доля родителей, для которых важным при обучении в школе является то, что это помогает их детям сориентироваться при выборе профессии, составляет лишь 3%.
Выбор специальности учащимися с инвалидностью
Структура наиболее популярных специальностей высшего образования в России постепенно меняется: если еще несколько лет назад вне конкуренции были такие направления, как экономика и управление, юриспруденция, гуманитарные и социальные науки, то постепенно возрастает спрос на специальности, связанные с информационными технологиями и медициной. По данным портала CAREER.RU, список специальностей, на которые поступали выпускники школ в 2012 г., возглавили специальности в сфере информационных технологий, далее шли экономика и
финансы, менеджмент и медицина. Отмеченные тенденции в изменении структуры распределения профессиональных предпочтений абитуриентов в целом характерны и для учащихся с инвалидностью.
Согласно данным нашего опроса, наиболее востребованными специальностями для получения высшего профессионального образования среди учащихся с инвалидностью являются: «математика, программирование, компьютерные технологии» (16%), «общественные науки (экономика, право, менеджмент, социология и др.)» (14%) и «медицина» (11%).
Отметим, что среди вузов, ориентированных на обучение студентов с инвалидностью, есть такие, где обучают информационным технологиям, экономике, праву или менеджменту, но среди ведущих медицинских вузов нет ни одного, в котором были бы введены специальные программы инклюзивного образования.
Традиционно специальности, связанные с естественными, техническими, математическими науками, пользуются большей популярностью у представителей мужского пола. Доля юношей, выбирающих эти специальности для обучения в вузе, значительно превосходит значение данного показателя у девушек. Противоположная картина наблюдается по таким направлениям, как педагогика и культурология. Поровну распределились юноши и девушки, планирующие поступать на специальности, относящиеся к общественным и гуманитарным наукам.
Выбор вуза учащимися с инвалидностью
В 2010 г. в Москве функционировало 268 вузов (из них 159 - негосударственных) [3]. Потенциально лицо, имеющее инвалидность, может получать профессиональное образование в любом из этих образовательных учреждений. На практике же число московских вузов, имеющих «некоторый опыт обучения студентов с огра-
ниченными физическими возможностями», не превышает 12-13 (т.е. не более 5%).
Как показывают результаты опроса, даже те учащиеся, которые планируют получить высшее образование, плохо информированы о московских вузах, ориентированных на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Лишь 32% этой категории респондентов знают о таких вузах, 26% - «что-то слышали», а 42% не имеют никакой информации о подобных учебных заведениях. Низкий уровень информированности ограничивает возможности учащихся при выборе учебных заведений, максимально приспособленных к потребностям учащихся с инвалидностью различных нозологий.
Тем не менее половина учащихся, собирающихся получить высшее образование, уже выбрали вузы для поступления. Более трети учащихся (39%) еще не определились с учебным заведением для продолжения образования, а 11% затруднились ответить на этот вопрос. Доля юношей, определившихся с выбором вуза, несколько выше, чем девушек (53% против 46%).
Те учащиеся, которые уже выбрали вузы для поступления, активно участвуют в предметных олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях - на это указали 64% определившихся с выбором вуза. Участие в подобных мероприятиях предполагает определенный уровень подготовки в профильной предметной области, которая, как правило, связана с будущей специальностью. В данном случае это является подтверждением осознанности выбора учащимися направления обучения, в котором они могут успешно реализовать свои способности.
Необходимо отметить значимую роль педагогов в определении учащимися будущей профессии и вуза для поступления. Среди учащихся, считающих, что роль школы и педагогов достаточно велика при выборе ими профессии и вуза, 72% имеют четкое представление, в какой вуз и на какую
специальность будут поступать. Остальным учащимся - как тем, которые признали, что педагоги оказали им некоторую помощь в их профессиональном определении, так и тем, которые указали, «что сотрудники школы никогда с учащимися об этом не говорили », труднее сориентироваться в профессиональной области: лишь примерно половина этих категорий учащихся уже определилась с выбором вуза.
Как правило, окончательный выбор вуза учащимися с инвалидностью происходит во время обучения в выпускном классе. Среди опрошенных учащихся последнего года обучения (12-й класс в специальных коррекционных школах и 11-й класс в общеобразовательных школах) 63% выбрали вуз, в который они собираются поступать.
Респондентам, положительно ответившим на вопрос о том, выбрали ли они уже вуз, в который планируют поступать, предлагалось указать название вуза, местонахождение (город) и предполагаемый факультет. Большинство учащихся указали, по крайней мере, один вуз, в который они собираются поступать. Практически все вузы, указанные респондентами в качестве предполагаемого места обучения, находятся в г. Москве. Лишь несколько человек допускают возможность обучения в других городах (Санкт-Петербург, Кисловодск). Чаще других учащиеся выбирали для поступления следующие факультеты: «математический/информационных технологий», «искусство (музыка/живопись)», «психологический/дефектологический», «журналистики/филологический» и т.д.
Какими же критериями руководствовались учащиеся при выборе вуза? И дети, и родители отдавали вузу предпочтение, если «в нем хорошие, квалифицированные преподаватели и хорошее обучение по профессии, которая нравится». Но по ряду критериев наблюдается рассогласованность оценок учащихся и их родителей, обусловленная, в первую очередь, недостаточным жизненным опытом и более низким уровнем
социализации учащихся. Для родителей более важным, чем для их детей, является доступность, отсутствие платы за обучение, а также факторы, связанные с приспособленностью среды вуза к особенностям лиц с ОВЗ и с возможностями вуза в дальнейшем трудоустройстве этой категории учащихся.
Работа по выбранной специальности
Одна из актуальных проблем современного профессионального образования заключается в том, что выпускники учреждений ВПО и СПО зачастую не работают по полученной специальности. По данным «Обследования населения по проблемам занятости» [4] , всего 49,6% россиян работают по специальности своего диплома или близкой к ней.
Большая часть опрошенных нами родителей (64%) считают, что их дети в будущем будут работать по специальности, полученной в вузе, лишь 3% уверены в обратном. Треть респондентов не смогли определиться с вариантом ответа на вопрос о том, будет ли их ребенок работать по полученной специальности. Результаты опроса свидетельствуют о том, что выбор специальности и вуза делается в значительной части случаев вполне осознанно и с учетом будущих перспектив.
Среди причин, по которым учащийся, по мнению его родителей, не будет работать по полученной специальности, можно выделить основные: «особенности ограниче-нияздоровья моего ребенка», «трудно устроиться по избранной специальности с документом об инвалидности», «для моего ребенка цель - образование, а не трудоустройство».
Общие выводы
Как следует из представленных результатов исследования, процессы и тенденции, присущие системе российского профессионального образования в целом, характерны и для системы образования учащихся с
инвалидностью. Это проявляется и в достаточно высоком уровне спроса на высшее образование, и в невысоком престиже среди молодежи с инвалидностью рабочих профессий и специальностей, и в сходной структуре наиболее популярных специальностей высшего образования.
Проблема профессионального самоопределения для учащихся с инвалидностью гораздо более актуальна, чем для их «здоровых » сверстников, так как выбор ограничивается, в первую очередь, их физическими возможностями. Результаты опроса свидетельствуют о том, что выбор специальности и вуза делается учащимися в значительной части случаев вполне осознанно, с учетом как своих способностей,
так и будущих перспектив, что повышает вероятность того, что они в будущем будут работать по специальности, полученной в вузе.
Литература
1. Конвенция о правах инвалидов. URL: http://
www.un.org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ disability.shtml
2. Образование в Российской Федерации:
2012: Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
3. Московский статистический ежегодник.
2011: Стат. сб. / Мосгорстат. М., 2011.
4. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рыжико-
ва З. Обследования населения по проблемам занятости. М: Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ, 2008.
С
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
library.ru
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011
(в скобках — без самоцитирования)
Социологические исследования Вопросы философии Педагогика Вопросы образования 1,146 (1,011) 0,949 (0,862) 0,777 (0,745) 0,658 (0,607)
Высшее образование в России 0,632 (0,526)
Alma mater 0,495 (0,405)
Философия образования 0,355 (0,119)
Философские науки 0,292 (0,228)
Эпистемология и философия науки 0,251 (0,194)
Высшее образование сегодня 0,217 (0,202)
Социология образования 0,211 (0,150)
Человек 0,194 (0,147)