Научная статья на тему 'Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью'

Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ / STUDENTS WITH DISABILITIES / VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / SPECIALTY / CAREER ORIENTATIONS / CAREER ORIENTATION PROGRAMS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Мойсов Виктор Владимирович

В статье отражены результаты социологического опроса учащихся московских школ с инвалидностью и их родителей, проведенного Лабораторией мониторинговых исследований МГППУ осенью 2012 г. Речь идет о выявлении спроса данной категории лиц на высшее профессиональное образование, а также их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии, уровня профессионального образования и учебного заведения для продолжения образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Мойсов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career orientations of students with disabilities

The paper describes the findings of the survey of students with disabilities of Moscow schools andtheir parents conducted by the Laboratory оf monitoring studies of the Moscow State University of psychology and education in autumn 2012. It contains data identifying the demand for higher education and professional orientations (preferences in the choice of occupation, level of education and professional school for further education).

Текст научной работы на тему «Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью»

Е.В. АРЖАНЫХ, ст. науч. сотрудник

В.В. МОЙСОВ, ст. науч. сотрудник Московский городской психологопедагогический университет

Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью

В статье отражены результаты социологического опроса учащихся московских школ с инвалидностью и их родителей, проведенного Лабораторией мониторинговых исследований МГППУ осенью 2012 г. Речь идет о выявлении спроса данной категории лиц на высшее профессиональное образование, а также их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии, уровня профессионального образования и учебного заведения для продолжения образования).

Ключевые слова: учащиеся с инвалидностью, профессиональное образование, высшее учебное заведение, специальность, профессиональные ориентации, программы профориентации для учащихся с ОВЗ

Одним из наиболее значимых направлений социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является создание условий для получения ими образования, включая обеспечение доступности профессионального образования. Согласно пункту 5 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «государства-участники обеспечивают условия для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими» [1].

Значение образования для политики интеграции людей с инвалидностью в общество имеет два аспекта. С одной стороны, ключевым вопросом успешной интеграции является занятость инвалидов. Предпосылка для достижения этой цели

- образование и профессиональная подготовка. Реализация образовательного потенциала инвалидов на рынке труда может выступать критерием эффективности социальной политики, осуществляемой в отношении инвалидов в целом. Для инвалидов образование играет даже более важную роль, чем для «здоровых» людей, так как это один из наиболее действенных со-

циальных ресурсов, направленных на уменьшение их общественной изоляции и экономической зависимости. С другой стороны, образование - фундаментальная ценность, определяющая социальный статус, возможности для самореализации личности, способ получения дополнительной жизненной энергии и расширения жизненных перспектив.

В 2010 г. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучалось 21511 лиц с инвалидностью, что составляло 0,37% от общей численности студентов. Соответствующий показатель для негосударственных высших учебных заведений - 1428 человек (0,12%) [2].

В настоящее время доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования невелика. Тем не менее за последние 10 лет наблюдался значительный рост численности этой категории студентов.

Если в 2000 г. число студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования было сопоставимо (7033 и 6664 чел. соответственно), то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями. В этот период был принят

ряд управленческих решений 1, способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования. Кроме того, сказались общие тенденции повышения популярности высшего образования среди российской молодежи.

Вместе с тем проблема обеспечения широкого доступа к качественному профессиональному образованию для довольно разнообразной по своему составу социальной группы, включающей детей и молодежь с недостатками двигательного, сенсорного развития, соматическими заболеваниями, комплексными нарушениями, в настоящее время остается нерешенной. Здесь в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы: кого учить? По каким профессиям/ специальностям? Где и как трудоустраивать?

На выяснение потенциального спроса на высшее профессиональное образование среди учащихся с инвалидностью московских школ, а также на выявление их профессиональных ориентаций (предпочтений в выборе профессии и уровня профессионального образования) было направлено социологическое исследование, проведенное в октябре-ноябре 2012 г. лабораторией мониторинговых исследований Московского государственного психолого-педаго-гического университета. Объектом исследования стали учащиеся выпускных классов (N=304) разных типов школ, в том числе:

• специальных (коррекционных) образовательных учреждений следующих типов

- I типа (для неслышащих), II (для слабослышащих и позднооглохших), III (для незрячих), IV (для слабовидящих и поздно-ослепших), VI (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) 2;

• общеобразовательных учреждений, в которых дети с инвалидностью обучаются в обычных классах (инклюзивные школы);

• общеобразовательных учреждений -«школ надомного обучения».

Опрашивались также родители учащихся, принявших участие в исследовании (N=207).

Выборка строилась с учетом репрезентации школ города по типу образовательных учреждений и их территориальной принадлежности (административные округа г. Москвы). Опрос проводился в 26 московских школах (7 коррекционных, 12 надомного обучения, 7 инклюзивных).

Планы учащихся после окончания школы

Большинство (80%) учащихся с инвалидностью собираются продолжить образование после окончания школы, причем в основном респонденты планируют поступать в вузы - 54% опрошенных. Пятая часть учащихся выбирают для продолжения образования колледжи и техникумы, а 5% -профессионально-технические лицеи. Более половины учащихся, предполагающих поступать в колледжи и техникумы, в дальнейшем рассчитывают получить высшее образование.

Родители учащихся, принявших участие

1 Так, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации №4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены пять федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов.

2 Выбор этих типов образовательных учреждений был обусловлен тем, что именно в них учатся дети, которые являются потенциальными абитуриентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. В образовательных учреждениях V, VII и VIII типов заболевания учащихся требуют наиболее значительных усилий по коррекции отклонений в развитии средствами образования, которое зачастую ограничивается обучением в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

в исследовании, еще в большей степени, чем сами дети, настроены на получение ими высшего образования. 65% респондентов называют в качестве желательного образования для своего ребенка высшее, а 5% рассматривают варианты продолжения образования после окончания вуза: получение второго высшего образования, поступление в аспирантуру. Те учащиеся, которые не собираются получать высшее образование, чаще всего говорили о том, что им оно не нужно, или признавались в отсутствии желания учиться. По мнению родителей, основная причина, по которой их дети не планируют учиться в вузе, - отсутствие специальных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие школ с образовательными учреждениями профессионального образования

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость профориентации учащихся старших классов, помогающей им в профессиональном самоопределении, что особенно актуально для учащихся с инвалидностью, выбор профессий для которых, как правило, ограничен. Это может быть реализовано через программы взаимодействия школ с образовательными учреждениями профессионального образования. 42% опрошенных родителей указали, что в школе, где учится их ребенок, существуют подобные программы. Наиболее распространенные формы взаимодействия

- знакомство школьников со специальностями, по которым проходит обучение в вузах (техникумах), участие школьников в олимпиадах и творческих конкурсах, проводимых учебными заведениями. Как показали результаты опроса, в настоящее время устойчивые связи с вузами имеют в основном специальные коррекционные образовательные учреждения, за длительную историю своего существования накопившие большой опыт социализации воспитанников. Среди учебных заведений чаще всего

упоминались два: Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) - в школах III-IV и VI типов и МГТУ им. Н.Э. Баумана - в школах I-II типов. Например, в СКОШИ №22 для подготовки учащихся к обучению в технических вузах в рамках реализации концепции непрерывного многоуровневого образования детей-инвалидов по слуху совместно с учебно-исследовательским и методическим центром МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы лицейские классы.

Только 10% родителей уверены, что школа, в которой учится их ребенок, не имеет связей ни с какими образовательными учреждениями профессионального образования. Почти половина родителей не обладают информацией о том, сотрудничает ли их школа с каким-либо учебным заведением профессионального образования. Возможно, это связано с тем, что родители, указывая на то, что успешное обучение в школе позволит их детям продолжить образование (75%), не рассматривают школу в качестве возможного помощника в профессиональной ориентации. Так, доля родителей, для которых важным при обучении в школе является то, что это помогает их детям сориентироваться при выборе профессии, составляет лишь 3%.

Выбор специальности учащимися с инвалидностью

Структура наиболее популярных специальностей высшего образования в России постепенно меняется: если еще несколько лет назад вне конкуренции были такие направления, как экономика и управление, юриспруденция, гуманитарные и социальные науки, то постепенно возрастает спрос на специальности, связанные с информационными технологиями и медициной. По данным портала CAREER.RU, список специальностей, на которые поступали выпускники школ в 2012 г., возглавили специальности в сфере информационных технологий, далее шли экономика и

финансы, менеджмент и медицина. Отмеченные тенденции в изменении структуры распределения профессиональных предпочтений абитуриентов в целом характерны и для учащихся с инвалидностью.

Согласно данным нашего опроса, наиболее востребованными специальностями для получения высшего профессионального образования среди учащихся с инвалидностью являются: «математика, программирование, компьютерные технологии» (16%), «общественные науки (экономика, право, менеджмент, социология и др.)» (14%) и «медицина» (11%).

Отметим, что среди вузов, ориентированных на обучение студентов с инвалидностью, есть такие, где обучают информационным технологиям, экономике, праву или менеджменту, но среди ведущих медицинских вузов нет ни одного, в котором были бы введены специальные программы инклюзивного образования.

Традиционно специальности, связанные с естественными, техническими, математическими науками, пользуются большей популярностью у представителей мужского пола. Доля юношей, выбирающих эти специальности для обучения в вузе, значительно превосходит значение данного показателя у девушек. Противоположная картина наблюдается по таким направлениям, как педагогика и культурология. Поровну распределились юноши и девушки, планирующие поступать на специальности, относящиеся к общественным и гуманитарным наукам.

Выбор вуза учащимися с инвалидностью

В 2010 г. в Москве функционировало 268 вузов (из них 159 - негосударственных) [3]. Потенциально лицо, имеющее инвалидность, может получать профессиональное образование в любом из этих образовательных учреждений. На практике же число московских вузов, имеющих «некоторый опыт обучения студентов с огра-

ниченными физическими возможностями», не превышает 12-13 (т.е. не более 5%).

Как показывают результаты опроса, даже те учащиеся, которые планируют получить высшее образование, плохо информированы о московских вузах, ориентированных на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Лишь 32% этой категории респондентов знают о таких вузах, 26% - «что-то слышали», а 42% не имеют никакой информации о подобных учебных заведениях. Низкий уровень информированности ограничивает возможности учащихся при выборе учебных заведений, максимально приспособленных к потребностям учащихся с инвалидностью различных нозологий.

Тем не менее половина учащихся, собирающихся получить высшее образование, уже выбрали вузы для поступления. Более трети учащихся (39%) еще не определились с учебным заведением для продолжения образования, а 11% затруднились ответить на этот вопрос. Доля юношей, определившихся с выбором вуза, несколько выше, чем девушек (53% против 46%).

Те учащиеся, которые уже выбрали вузы для поступления, активно участвуют в предметных олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях - на это указали 64% определившихся с выбором вуза. Участие в подобных мероприятиях предполагает определенный уровень подготовки в профильной предметной области, которая, как правило, связана с будущей специальностью. В данном случае это является подтверждением осознанности выбора учащимися направления обучения, в котором они могут успешно реализовать свои способности.

Необходимо отметить значимую роль педагогов в определении учащимися будущей профессии и вуза для поступления. Среди учащихся, считающих, что роль школы и педагогов достаточно велика при выборе ими профессии и вуза, 72% имеют четкое представление, в какой вуз и на какую

специальность будут поступать. Остальным учащимся - как тем, которые признали, что педагоги оказали им некоторую помощь в их профессиональном определении, так и тем, которые указали, «что сотрудники школы никогда с учащимися об этом не говорили », труднее сориентироваться в профессиональной области: лишь примерно половина этих категорий учащихся уже определилась с выбором вуза.

Как правило, окончательный выбор вуза учащимися с инвалидностью происходит во время обучения в выпускном классе. Среди опрошенных учащихся последнего года обучения (12-й класс в специальных коррекционных школах и 11-й класс в общеобразовательных школах) 63% выбрали вуз, в который они собираются поступать.

Респондентам, положительно ответившим на вопрос о том, выбрали ли они уже вуз, в который планируют поступать, предлагалось указать название вуза, местонахождение (город) и предполагаемый факультет. Большинство учащихся указали, по крайней мере, один вуз, в который они собираются поступать. Практически все вузы, указанные респондентами в качестве предполагаемого места обучения, находятся в г. Москве. Лишь несколько человек допускают возможность обучения в других городах (Санкт-Петербург, Кисловодск). Чаще других учащиеся выбирали для поступления следующие факультеты: «математический/информационных технологий», «искусство (музыка/живопись)», «психологический/дефектологический», «журналистики/филологический» и т.д.

Какими же критериями руководствовались учащиеся при выборе вуза? И дети, и родители отдавали вузу предпочтение, если «в нем хорошие, квалифицированные преподаватели и хорошее обучение по профессии, которая нравится». Но по ряду критериев наблюдается рассогласованность оценок учащихся и их родителей, обусловленная, в первую очередь, недостаточным жизненным опытом и более низким уровнем

социализации учащихся. Для родителей более важным, чем для их детей, является доступность, отсутствие платы за обучение, а также факторы, связанные с приспособленностью среды вуза к особенностям лиц с ОВЗ и с возможностями вуза в дальнейшем трудоустройстве этой категории учащихся.

Работа по выбранной специальности

Одна из актуальных проблем современного профессионального образования заключается в том, что выпускники учреждений ВПО и СПО зачастую не работают по полученной специальности. По данным «Обследования населения по проблемам занятости» [4] , всего 49,6% россиян работают по специальности своего диплома или близкой к ней.

Большая часть опрошенных нами родителей (64%) считают, что их дети в будущем будут работать по специальности, полученной в вузе, лишь 3% уверены в обратном. Треть респондентов не смогли определиться с вариантом ответа на вопрос о том, будет ли их ребенок работать по полученной специальности. Результаты опроса свидетельствуют о том, что выбор специальности и вуза делается в значительной части случаев вполне осознанно и с учетом будущих перспектив.

Среди причин, по которым учащийся, по мнению его родителей, не будет работать по полученной специальности, можно выделить основные: «особенности ограниче-нияздоровья моего ребенка», «трудно устроиться по избранной специальности с документом об инвалидности», «для моего ребенка цель - образование, а не трудоустройство».

Общие выводы

Как следует из представленных результатов исследования, процессы и тенденции, присущие системе российского профессионального образования в целом, характерны и для системы образования учащихся с

инвалидностью. Это проявляется и в достаточно высоком уровне спроса на высшее образование, и в невысоком престиже среди молодежи с инвалидностью рабочих профессий и специальностей, и в сходной структуре наиболее популярных специальностей высшего образования.

Проблема профессионального самоопределения для учащихся с инвалидностью гораздо более актуальна, чем для их «здоровых » сверстников, так как выбор ограничивается, в первую очередь, их физическими возможностями. Результаты опроса свидетельствуют о том, что выбор специальности и вуза делается учащимися в значительной части случаев вполне осознанно, с учетом как своих способностей,

так и будущих перспектив, что повышает вероятность того, что они в будущем будут работать по специальности, полученной в вузе.

Литература

1. Конвенция о правах инвалидов. URL: http://

www.un.org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ disability.shtml

2. Образование в Российской Федерации:

2012: Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

3. Московский статистический ежегодник.

2011: Стат. сб. / Мосгорстат. М., 2011.

4. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рыжико-

ва З. Обследования населения по проблемам занятости. М: Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ, 2008.

С

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

library.ru

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011

(в скобках — без самоцитирования)

Социологические исследования Вопросы философии Педагогика Вопросы образования 1,146 (1,011) 0,949 (0,862) 0,777 (0,745) 0,658 (0,607)

Высшее образование в России 0,632 (0,526)

Alma mater 0,495 (0,405)

Философия образования 0,355 (0,119)

Философские науки 0,292 (0,228)

Эпистемология и философия науки 0,251 (0,194)

Высшее образование сегодня 0,217 (0,202)

Социология образования 0,211 (0,150)

Человек 0,194 (0,147)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.