Научная статья на тему 'Медиатехнологии манипуляции массовым сознанием'

Медиатехнологии манипуляции массовым сознанием Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиатехнологии / манипуляция / приемы манипуляции / манипулятивное воздействие / информационный вброс / media technologies / manipulation / manipulation techniques / manipulative influence / mass consciousness / information stuffing / trends in information selection

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Донецкая Ирина Владимировна

Проблемы трансформации манипулятивных медиатехнологий и информационных вбросов не первый год привлекают внимание многих исследователей. Вместе с тем необходимо подробно исследовать медиатехнологии манипуляции массовым сознанием, изучить основные приемы манипулирования, уточнить термины «манипуляция» и «информационный вброс», а также рассмотреть «референтные» и «нереферентные» каналы информирования населения. Технологии по манипулированию человеческим сознанием совершенствуются, улучшаются, расширяются и позволяют лучше управлять сознанием людей, контролировать их мысли и желания, склонять отдельно взятого человека, общество и даже государства к выполнению определенных целей и задач. Жертвами различного вида манипуляций становится не только общество, но и СМИ, поэтому, в данной статье рассмотрены способы и методы манипулирования массовым сознанием. Важно проследить динамику развития манипулятивных приемов, которые одерживают верх над человеческим разумом посредством воздействия на эмоциональную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media тechnologies for мanipulation

The problems of transformation of manipulative media technologies and information stuffing have been attracting the attention of many researchers for several years. At the same time, it is necessary to study in detail the media technologies of manipulation of mass consciousness, to study the basic techniques of manipulation, to define the terms «manipulation» and «information stuffing», as well as to consider «referential» and «non-referential» channels of information. Technologies for manipulating human consciousness are being improved, improved, expanded and make it possible to better control people's minds, control their thoughts and desires, persuade an individual, society and even states to fulfill certain goals and tasks in which there are interested. Not only society, but also the media become victims of various types of manipulation, therefore, this article discusses the methods and methods of manipulation that are used to inspire certain information. It is important to trace the dynamics of the development of manipulative techniques that prevail over the human mind in connection with the impact on the emotional component. The purpose of this study is to consider information stuffing and its socio-political resonance as a transformed manipulative technology.

Текст научной работы на тему «Медиатехнологии манипуляции массовым сознанием»

Sharkov F.I. (2004). Political consulting. Moscow. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2019). Social networks as the basis for the formation of the public communications space//Communication. Vol. 7. No. 4, pp. 32-40. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V., Kireeva O.F. (2022). Nonverbal signs of personality image: communicative meanings of facial expressions. In: Bulletin of the RUDN: Sociology series. Volume 22, No. 2 (2022), pp. 387-403. (In Rus.).

Soroka S., McAdams S. (2015). News, politics and negativity. Political communication.; 32(1): 1-22.

The theory of management of socialist production: A textbook for students of economics. university specialties/Ed. Kozlova O.V. M.: Economics, 1979. 386c. (In Rus.).

■ ■ ■ Медиатехнологии манипуляции массовым сознанием Донецкая И. В.

ООО «Соффионе». Москва. Российская Федерация.

Аннотация. Проблемы трансформации манипулятивных медиатехнологий и информационных вбросов не первый год привлекают внимание многих исследователей. Вместе с тем необходимо подробно исследовать медиатехнологии манипуляции массовым сознанием, изучить основные приемы манипулирования, уточнить термины «манипуляция» и «информационный вброс», а также рассмотреть «референтные» и «нереферентные» каналы информирования населения. Технологии по манипулированию человеческим сознанием совершенствуются, улучшаются, расширяются и позволяют лучше управлять сознанием людей, контролировать их мысли и желания, склонять отдельно взятого человека, общество и даже государства к выполнению определенных целей и задач. Жертвами различного вида манипуляций становится не только общество, но и СМИ, поэтому, в данной статье рассмотрены способы и методы манипулирования массовым сознанием. Важно проследить динамику развития манипулятивных приемов, которые одерживают верх над человеческим разумом посредством воздействия на эмоциональную составляющую.

Ключевые слова: медиатехнологии, манипуляция, приемы манипуляции, манипулятивное воздействие, информационный вброс.

Для цитирования: Донецкая И. В. Медиатехнологии манипуляции массовым сознанием // Коммуникология: электронный научный журнал. 2023.Том 8. №1. С.62-74.

Сведения об авторе: Донецкая Ирина Владимировна, администратор зоны ресепшен московской команды ООО «Соффионе». Адрес: 125466, Россия, г. Москва, Воротынская ул., 15. E-mail: ira.donetskaya.2017@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 18. 01. 2023. Принята к печати: 07.03.2023.

Манипуляция, манипулятивные приемы и процесс манипулирования

Термином «манипуляция» стали активно пользоваться в XX веке, но его значение и способы воздействия на общество расширяются и меняются по сегодняшний день. Это связано с формированием нового информационного общества, которое стремится к тому, чтобы быть осведомленным во всех сферах жизни и получать информацию как можно быстрее. В современном мире сознание отдельно взятого человека, как и массовое сознание в целом, направлено на беспрерывное получение информации, а ее отсутствие начинает приравниваться к отсутствию кислорода, без которого невозможна жизнь. Таким образом, XX век становится отправной точкой в процессах манипулирования человеческим сознанием.

По определению В.В. Кихтан, «манипуляция» означает «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» [Кихтан 2018]. Но всегда ли манипуляция - это оказание помощи? Ведь имеются точки зрения и о том, что это особый вид мошенничества и махинаций над человеческим сознанием. Однако необходимо отметить, что манипуляция не всегда является насильственной, она, чаще всего, носит добровольно-принудительный характер [Кихтан 2018].

Процесс манипулирования рассматривается как определенное психологическое давление, оказываемое на отдельно взятого человека или определенное сообщество с целью внушения конкретной мысли и изменения поведения объекта. Есть несколько важных моментов, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении манипуляции.

Во-первых, для того, чтобы сделать манипуляцию успешной - она должна носить скрытный характер. Если после прочтения, прослушивания и просмотра определенного материала на разных площадках (печатные СМИ, радио, телевидение, интернет) у человека не возникает сомнений в подлинности и достоверности полученной информации - манипулятивные приемы были подобраны грамотно.

Во-вторых, нужно понимать на какую целевую аудиторию будет направлена манипуляция. Ведь в зависимости от гендерного признака, возраста, мировоззрения и определенных взглядов людей нужно проводить тщательный анализ выбранной целевой аудитории для того, чтобы манипуляция оказалась наиболее действенной [Шарков, Киреева 2015].

В-третьих, многие люди не задумываются о том, что их взгляды продиктованы манипуляцией и ее приемами, что в свою очередь делает их наиболее подверженными к получению недостоверной и неправдивой информации, чего не скажешь о тех людях, которые наиболее компетентны в подходе к этому вопросу. С точки зрения психологов, наибольшему внушению поддаются люди, которые не имеют соответствующего образования и некомпетентны в обсуждаемой теме.

Объяснить это можно тем, что неосведомленными людьми управлять намного проще, потому что у них слабо развито или не развито вовсе критическое мышление, которое позволяет аналитически мыслить и анализировать получаемую информацию. Такие люди довольствуется тем, что им «положили в тарелку», не пытаясь разобраться в том, кто это сделал, а самое главное, с какой целью. Об этом в своей статье говорит Чеботарева Н.И.: «Манипулирование использует поверхностность, некритичность мышления, когда в ходе анализа и синтеза информации индивид не требует строгой аргументированности и последовательности предоставляемой информации. Используется и логическое мышление, искажая алгоритмы логических построений: материал СМИ кажется выстроенным логично, но за псевдологикой лежит внушаемая идея» [Чеботырева].

Если рассматривать активное становление процесса манипулирования в России, то оно пришлось на конец XX века, в 1991— 1992 гг. пространство становилось в большей части манипулируемым по объективным на тот момент причинам. Распад ССР, всевозможная дезорганизация во всех сферах жизни общества, изменение настроения масс. В такие моменты людям важно во что-то верить, чтобы продолжать жить. В сложившейся ситуации манипулирование начинает набирать колоссальные обороты, а главной целью обозначено превращение людей в стереотипно мыслящую толпу, которой становится легче управлять. Эту мысль подтверждают слова М.В. Калининой: «Политическое манипулирование является процессом формирования подконтрольного политического сознания, на базе которого массовый поток населения вынуждается действовать или бездействовать вопреки своим интересам» [Калинина: 76].

Манипулирование, как правило, носит четко сформулированный характер и применяется для того, чтобы побудить человека, или группу людей к действию или бездействию, в которых заинтересован манипулятор. Происходит это за счет качественного и скрытого воздействия на человеческую психику, и осуществляется при помощи двух основных видов: первичной и вторичной манипуляции. Первичная - это, скорее, «сознательное». В этой модели манипуляции есть четкие рамки, в ней есть заказчик и исполнитель, которые обговаривают поставленные цели, уделяют внимание приемам взаимодействия и рассчитывают на определенный результат. Вторичная - это в какой-то мере «бессознательное». В этом случае работает следующий принцип: жертвы первичной манипуляции, в силу своей некомпетентности, или же, благодаря воздействию хорошо скрытой манипуляции начинают делиться полученной информацией через социальные сети, не отдавая себе отчета и не готовые нести ответственность за свои публикации. Ведь в случае чего эту информацию можно будет удалить со своей странички одним кликом.

Таким образом, людей, охваченных манипуляцией, становится во много раз больше, а людей готовых нести ответственность за распространяемую информацию - меньше.

Термин «манипулирование» тесно связан с термином «приемы манипуляции, среди которых выделено семь основных [Черкасова, Лысенко, Шмыгова]. При описании первого приема под названием «Пугающие темы и сообщения», в подсознании рисуется шахматная доска, а над ней руки, которые грамотно переставляют фигуры с одной единственной целью - победить. Страх - самая сильная эмоция, вызвав которую, управлять поведением человека, становится очень просто. Ориентируясь на этот метод, СМИ запугивают свою целевую аудиторию отдельно взятыми сообщениями о том, что кто-то умер, каким образом влияют на здоровье те или иные продукты, почему не стоит ехать отдыхать именно в это место или страну и т.д. Тем самым, аудитория заранее настраивается на выгодную для манипулятора волну.

Второй метод - спираль молчания. Техника данного приема заключается в том, чтобы осветить известное всем событие, с другой стороны, выгодной для заинтересованного в этом лица.

Третий метод, который называется «Использование фактора юмора», позволяет запомнить транслируемую ситуацию, при помощи ее эмоциональной окраски. Это, как правило, какое-то смешное сравнение, не вызывающее отрицательных эмоций.

Четвертый метод - осмеяние. Этот метод целенаправленно используется по модели заказчик-исполнитель для того, чтобы убрать определенного человека с пути заказчика, путем высмеивания его авторитета. Или же, наоборот, когда заказчику нужно поднять свой авторитет - используется искусственный метод, который позволяет придать важность тому, где ее по определению не может быть.

Интрига - пятый метод технологий манипуляций. Этому методу присуще два этапа. Первый ставит задачу привлечь внимание потребителя, а второй - раскрыть ситуацию. Здесь есть и обратная сторона медали, иногда этот метод не вызывает ничего кроме раздражения, а заказчик может потерять свою аудиторию. Это равносильно тому, как пообещать ребенку конфету и перенести обещание на завтра.

Шестой метод - использование трюизмов. Трюизм - это очевидное утверждение, которое является банальной истиной [Нурутдинова, Русь]. То есть, в этом методе заостряется внимание на давно известном и не подлежащему сомнению событии, но вносятся правки, которые могут оказаться очень даже кстати для заказчика.

И седьмой метод - это «метод использования авторитетов». В основном в качестве авторитетов используются известные политики, экономисты, психологи и социологи, мнение которых является наиболее авторитетным для общества.

В ходе рассмотрения основных методов манипулирования сознанием, можно выявить, как сократить воздействие манипулятивных приемов. А именно, читать предлагаемую информацию как минимум в трех источниках, анализировать и на основании этого формировать аналитическую картину мира и свое видение проблем; мыслить критически, отключать эмоции; думать над тем, кому это выгодно, с какой целью это говорится и на какие эмоции пытаются воздействовать.

Медиавоздействие, манипулятивные модели и приемы

Рассмотрим тенденции подбора информации с целью манипулятивного медиавоздействия на сознание людей [Козлов, Гордеев, Власов: 99]:

1. Первая модель - это исключение невыгодных и нежелательных фактов, благодаря чему создается хорошее поле для манипулирования сознанием.

2. Вторая модель - полная противоположность первой, и если в первой модели мы можем наблюдать дефицит информации, то во второй ее настолько много, что из-за переизбытка люди становятся неспособными отличить достоверную информацию ото лжи.

Благодаря пониманию о существовании этих двух моделей представляется возможным медиавоздействие разделить на информационные потоки и отбирать среди них полезную и важную информацию для манипулирования.

Помимо этого, необходимо рассмотреть основные манипулятивные приемы управления массовым сознанием [Козлов, Гордеев, Власов]:

1. Первый прием - подмена понятий. В этом случае манипулятор не намеревается обсуждать неудобные для освещения события, поэтому говорится о схожем, но по факту сильно отличающемся событии. Таким образом, переключается внимание аудитории с действительно важного события на второстепенное.

2. Второй прием - мозаичность подачи информации. При использовании данного приема осуществляется определенный вброс несвязанных между собой событий, который, в свою очередь, мешает человеку сформулировать определенное мнение на счет обсуждаемой проблемы.

3. Третий прием - осмеяние символа, в данном приеме присутствует два вида: первый - осмеяние как разрушение, второй - осмеяние как противоядие. В первом случае происходит обесценивание значимости обсуждаемого события и/или человека с целью подрыва авторитета в глазах реципиента. Во втором случае, наоборот, опасный для реципиента образ представляется как единственный верный выбор.

4. Четвертый прием - негативизация. В этом приеме происходит преднамеренное искажение фактов и/или их преувеличение для того,

чтобы сформировать у реципиентов однозначную позицию относительно изложенного.

5. Пятый прием - примитивизация темы. В этом приеме манипулятор снижает обсуждение темы до такого уровня, что говорить становится не о чем, и единственным решением представляется прекратить разговор.

6. Шестой прием - ассоциативная цепочка. В этом приеме происходит выстраивание искусственно созданной цепочки фактов, в которую реципиент непроизвольно начинает верить.

7. Седьмой прием - паразитирование. Этот прием применяется за счет неоднократного повтора полученной ранее информации, ведь если реципиент слышит одну и ту же информацию несколько раз - на психологическом уровне у него повышается доверие к источнику.

8. Восьмой прием - продажа. В этом приеме расхваливаются определенные качества товара, либо говорится о достижениях человека для того, чтобы продать это лучшим образом. То есть, у реципиента искусственно создается внутреннее ложное чувство, что без этого товара им не обойтись.

9. Девятый прием - приведенный вывод. В этом случае предлагается уже заранее отобранная информация с целью создания ложного чувства возможности сделать собственный вывод на основе анализа.

10. Десятый прием - использование допущений в качестве аргументации. При помощи этого приёма человеку сообщается определенная информация, затем наступает затишье, через определенное время информация вновь всплывает в следующем виде: доказано ранее, ученые доказали и т. д. Таким образом, получаемая информация уже не вызывает сомнений со стороны получателей.

11. Одиннадцатый прием - использование мифов. В этом приеме активно используется штампованная речь, которая принимается большей частью общества как правильная и неоспоримая.

12. Двенадцатый прием - троянский конь. В этом приеме происходит смешивание правдивой и достоверной информации с необходимой для внушения, в результате чего становится сложно проанализировать, где правда, а где ложь.

13. Тринадцатый прием - обобщение. Этот прием подразделяется на два вида: негативное и позитивное обобщение. В первом случае речь идет о демонизации и навешивании ярлыков, а во втором - о позитивных, а зачастую и о неправдивых фактах. В зависимости от информационного повода используют соответствующий вид обобщения.

Итак, в ходе выявления и систематизации основных медиатехнологий СМИ, направленных на манипуляцию массовым сознанием, выявлено, что для манипулирования заинтресованными лицами используется большое количество всевозможных приемов, которые носят скрытый характер, благодаря чему оказывают заданное определенными

структурами воздействие на эмоциональное состояние человека, а это, в свою очередь приводит к контролю и управлению со стороны потенциальных манипуляторов.

Информационный вброс

Рассмотрим один из основных способов информационной манипуляции - информационный вброс. Одним из самых распространенных способов воздействия на человеческое сознание является информационный вброс. Информационный вброс - это резкое заполнение сетевого пространства какой-либо короткой, но вызывающей массу эмоций информацией, в большинстве случаев лживой [Овсепян].

Основной целью «вбрасываемой» информации становится воздействие на эмоциональную составляющую, что в дальнейшем позволяет грамотно управлять настроением и поведением человека. Воздействие на эмоциональную составляющую происходит, в основном, за счет запугивания, с целью вызвать чувство подвешенного состояния. В такие моменты социум оказывается психологически не устойчивым и не способным к рациональному мышлению. Опытные манипуляторы это понимают и разрабатывают стратегии грамотного и скрытого воздействия на определенную целевую аудиторию с целью внедрения необходимой информации.

Вбросы создаются в полном соответствии со своим назначением и задачами: они не аргументированы, не логичны, идут вразрез с историческими фактами, с точки зрения здравого смысла абсурдны и нелепы, не имеют под собой никакой реальной и конкретизированной базы [Овсепян].

Информационные вбросы подразделяются на профессиональные и непрофессиональные. В профессиональных используется заведомо фальсифицированная информация, которая подготавливается специалистами заранее для того, чтобы оказать сильное психологическое воздействие. В непрофессиональных вбросах используется сильно преувеличенная информация, которая имеет место быть в результате перемешивания правдивой информации с новыми, непроверенными фактами, что, в свою очередь, привлекает внимание большей части выбранной манипулятором целевой аудитории [Кочешев].

Итак, целью информационного вброса является: отвод внимания аудитории от очевидного [Овсепян]. Помимо этого, одной из основных целей вбросов выступает подрыв авторитетов высокопоставленных лиц в глазах общества. Делается это при помощи различного рода провокаций. Стоит помнить о том, что именно с информационного вброса, направленного на конкретного человека или страну, начинается любая из возможных операций информационной войны.

Возникает еще один фактор, который необходимо рассмотреть. Может ли один информационный вброс оказать желаемый результат для манипулятора? И если нет, то какими должны быть последующие действия или тактика, чтобы информационная война не оказалась проигранной?

Здесь требуется рассмотреть термины «период экспозиции» и период «информационной тишины», который разделяет два последовательных вброса [Манойло]. За этот промежуток времени манипулятору удается понять реакцию потенциальной жертвы на распространенную ранее информацию с целью устранения допущенных ошибок и улучшения качества воздействия в последующие разы. У экспозиции есть еще две особенности. Во-первых, период «информационного затишья» позволяет обдумать вбрасываемый ранее материал, не отвлекаясь на другие факторы. То есть, после вброса, объекту манипулирования необходимо дать время для переосмысления полученной информации. Во-вторых, в этот период жертва позволяет информационному поводу овладеть эмоциональное состояние «жертвы». Человек, по своей природе, устроен так, что, если обнаруживает дефицит фактов и информации - он начинает активно додумывать.

Советы, которые помогут тщательнее разбираться в предлагаемой вашему вниманию информации [Кочешев]:

1. Необходимо своевременно определять источник угрозы, то есть понимать, кто и с какой целью хочет воздействовать на тот или иной объект.

2. Посмотреть каким способом будет предоставлена информация, и какие инструменты будут использоваться.

3. Необходимо понять, кто является лидером мнений на площадке.

4. Проанализировать его взгляды, манеру поведения и предпочтения для того, чтобы понять, что им движет, самостоятельно человек делает шаги или ему кто-то помогает.

5. Глобально проанализировать полученную информацию с аналитической точки зрения.

6. Определить уровень опасности и влияния информации на сознание.

Определенность, наоборот, позволяет успокоиться. В такие моменты человек понимает, что его ждет и заранее знает, как этому противостоять. Поэтому манипуляторы стремятся к грамотному использованию режима «информационной тишины» в промежутках между вбросами информации. Заинтересованные лица понимают, что, если во время их операции просочится нежелательная информация, у социума появится некая точка опоры, исходя из чего, эмоциональное состояние улучшится, включится рациональное мышление, и управлять сознанием станет невозможным.

Управление массовым сознанием в процессе информационных

войн

Современное положение вещей в мире определило тот факт, что информационные войны обретают формы настоящих боевых действий, причем весьма масштабных [Овсепян]. Главным оружием в любой информационной войне всегда выступает информация, задачей которой является «разорвать цельный листок под названием общество на множество клочков». Эта задача предельно ясна, ведь если кусочки будут разрозненны - ими станет легче управлять, а соответственно, внушать исключительно то, что необходимо манипулятору и изолировать получателя информации от нежелательной и неудобной информации. В эту систему внедряется типичный американский прием, который заключается в том, что разобщенным кусочкам начинают подливать «масло в огонь» при помощи непроверенной и недостоверной информации, которую еще «разбавляют» мифами. Как правило, люди, которые этим занимаются - остаются в стороне, то есть, разжигают конфликт между сторонами, а сами наблюдают за происходящим со стороны.

Цель информационной войны - сломить волю противника к сопротивлению и подчинить его сознание своей воли [Манойло]. В ходе информационной борьбы каждая сторона стремится одержать верх над противником, а не поддаться и проиграть. Американские военные выделяют три уровня ведения информационных войн: стратегический, тактический и оперативный. Стратегический метод соответствует самой информационной войне, тактический метод - это использование уровней информационных операций, и оперативный - это проведение информационных атак, которые в совокупности объединяются в одну информационную операцию [Манойло]. Оперативный метод информационной войны реализуется поэтапно [Манойло]. Сначала происходит первичный информационный вброс. После него следует первый период экспозиции, или информационной тишины. За этот промежуток времени манипулятор наблюдает за поведением жертвы и при помощи обратной связи осмысливает осуществленное ранее с целью устранения ошибок. Затем происходит механизм коррекции, который устраняет допущенные ранее ошибки, и улучшает операцию. Эта модель работает по описанной выше схеме неопределенное количество раз, до тех пор, пока манипулятор не добьется поставленной цели.

Интересным фактом является и выбор объекта, на который планируется направить информационную атаку. В первую очередь, в процессе манипуляции на государственном уровне ими становятся первые лица государства. Объясняется это тем, что у этих людей есть определенный авторитет в глазах большинства, и они пользуются доверием со стороны общества. В роли объекта могут выступать и

определенные группы, например, политическая элита, на которую опирается лидер страны. У высокопоставленных лиц, как и у любого другого человека, есть свои референтные и нереферентные каналы, выбор которых зависит от компетентности каждого отдельно взятого человека. Итак, референтные каналы - это каналы, по которым человек получает большую часть информации, которая необходима ему для работы и нормального функционирования в обществе. Нереферентные каналы - это каналы, встреч с которыми человек избегает, потому что не доверяет информации, которая по ним транслируется. Сейчас, из-за изобилия предоставляемой информации становится сложно определить, где правда, а где ложь. Поэтому, высокопоставленные лица предпочитают получать информацию из доверительных рук. Но гарантии в том, что эти «доверительные руки» являются независимыми и предоставляют только правдивую информацию - нет.

Если рассмотреть прием вброса в контексте информационных войн, то - это заполнение информационного пространства большим количеством информации, которая, при этом, крайне редко является истиной, в основном это фейковая информация, которой снабжается общество с целью оказания особого эмоционального воздействия для последующего управления в интересах манипулятора.

Выводы

Итак, подводя итоги проведенному исследованию, необходимо прийти к следующему выводу, медиатехнологии манипуляции массовым сознанием - это определенное воздействие на психическое состояние человека, группу людей или страну при помощи скрытых манипуляционных приемов, с целью установления тотального контроля со стороны заинтересованных лиц.

СМИ играют важную роль в информационных войнах. Во-первых, по причине того, что они являются связующим звеном между обществом и властью, своего рода проводником информации до определенных лиц, в данном случае - широких слоев общества и политических элит. Во-вторых, в любой ситуации происходит столкновение интересов в связи с тем, что у людей разные точки зрения относительного того или иного вопроса, что, в свою очередь приводит к конфликту. А так как, представители СМИ, чаще всего, находятся между двух огней - они автоматически выступают в роли участников конфликта. Но стоит уделить должное внимание тому факту, что иногда СМИ используются заинтересованными лицами с целью преднамеренной дезинформации и пропаганды с целью манипулирования и управления массовым сознанием.

В ходе выявления и систематизации основных медиатехнологий СМИ, направленных на манипуляцию массовым сознанием, выявлено, что манипулирование имеет в своем арсенале множество различных приемов,

особенностью которых является скрытый характер. Благодаря чему определенным структурам удается грамотно воздействовать на эмоциональное состояние своей целевой аудитории.

Одним из агрессивных приемов манипуляции является информационный вброс. Устоявшегося значения у этого термина в настоящее время нет. В контексте информационных войн - это заполнение информационного пространства большим количеством информации, которая, в основном, является неправдивой и вбрасывается с целью определенного эмоционального воздействия. Люди, сами того не замечая, часто становятся участниками вымышленных войн и борются за справедливость с придуманным врагом.

Источники

Калинина М.В. (2016). СМИ как инструмент политической манипуляции. Москва.

Кихтан В.В. (2018). Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник Волжского университета имени В.Н.Татищева. №2. Том 2. С. 221-227.

Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. (2016). Основные приемы манипуляции массовым сознанием // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. №4 (38). С. 98-105

Кочешев П.А. (2013). Информационные «вбросы». Методы минимизации последствий. Москва: Московский технический университет имени Н.Э. Баумана,

Манойло А.В. (2017). Основы теории современных информационных войн. Москва,

Мустафаева Н.И. (2016). Совет Безопасности ООН как приоритет реформы ООН // Актуальные проблемы российского права. №2(63). C. 206-207.

Нурутдинова А.Н., Русь А.А. (2016). Мнение россиян о возможностях публичного выражения мнения и технологиях «черного пиара». Самара: АНО «Независимый исследовательский центр». С. 100-103.

Овсепян М.С. (2016). Информационный вброс как популярный прием агрессивного ведения информационной войны в современный период // Вестник ГвГУ. Серия «Филология». №3. С. 205-210.

Сулейманова Ш.С. (2021). Технологии политических манипуляций в медиапространстве//Коммуникология: электронный научный журнал. Том. 6. №1. С. 62-70.

Чеботырева Н.И. (2014). Определение и структура манипулятивного воздействия СМИ// Вестник Московского гуманитарно-экономического института. №1. С. 77-84.

Черкасова В.Ю., Лысенко А.А., Шмыгова А.А. (2019). Использование манипулятивных технологий в федеральных СМИ // Научные труды КубГТУ №4. С. 288-289.

Шарков Ф. И., Киреева О.Ф. (2015). Коммуникационный консалтинг гендерных отношений в деловом мире / Ф. И. Шарков, О. Ф. Киреева // Коммуникология. 2015. Т. 3, № 6. С. 25-36.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства//Вестник РУДН. Серия: социология. Том 21. No3. C.557-568.

■ ■ ■ Media xechnologies for мanipulation Donetskaya I.V.

Soffione LLC, Moscow, Russian Federation.

Abstract. The problems of transformation of manipulative media technologies and information stuffing have been attracting the attention of many researchers for several years. At the same time, it is necessary to study in detail the media technologies of manipulation of mass consciousness, to study the basic techniques of manipulation, to define the terms «manipulation» and «information stuffing», as well as to consider «referential» and «non-referential» channels of information. Technologies for manipulating human consciousness are being improved, improved, expanded and make it possible to better control people's minds, control their thoughts and desires, persuade an individual, society and even states to fulfill certain goals and tasks in which there are interested.

Not only society, but also the media become victims of various types of manipulation, therefore, this article discusses the methods and methods of manipulation that are used to inspire certain information. It is important to trace the dynamics of the development of manipulative techniques that prevail over the human mind in connection with the impact on the emotional component. The purpose of this study is to consider information stuffing and its socio-political resonance as a transformed manipulative technology.

Keywords: media technologies, manipulation, manipulation techniques, manipulative influence, mass consciousness, information stuffing, trends in information selection

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Donetskaya I.V. (2023). Media Technologies of Manipulation. Communicology: electronic scientific journal. Vol. 8, No1, pp. 62-74.

Inf. about the author: Donetskaya Irina Vladimirovna - administrator of the reception area of Soffione LLC Moscow team. Address: 125466, Russia, Moscow, Vorotynskaya, 15. E-mail: ira.donetskaya.2017@mail.ru.

Received: 18. 01. 2023. Accepted: 07.03.2023. References

Kalinina M.V. (2016). The media as an instrument of political manipulation. Moscow. (In Rus.).

Kihtan V.V. (2018). Investigation of the processes of manipulation of mass consciousness in modern mass media // Bulletin of the V.N.Tatishchev Volga State University. No. 2. Vol. 2, pp. 221-227. (In Rus.).

Kozlov V.V., Gordeev M.N., Vlasov N.A. (2016). The main techniques of manipulation of mass consciousness In: Herald of YarGU. Humanities Series. No.4 (38), pp. 98-105. (In Rus.).

Kocheshev P.A. (2013). Informational "stuffing". Methods of minimizing the consequences. Moscow: Bauman Moscow Technical University. (In Rus.).

Manoilo A.V. (2017). Fundamentals of the theory of modern information wars. Moscow. (In Rus.).

Mustafayeva N.I. (2016). The UN Security Council as a priority of the UN reform // Actual problems of Russian law. №2(63), pp. 206-207. (In Rus.).

Nurutdinova A.N., Rus A.A. (2016). The opinion of Russians about the possibilities of public expression of opinion and the technologies of «black PR». Samara: ANO «Independent Research Center», pp. 100-103. (In Rus.).

Hovsepyan M.S. (2016). Information stuffing as a popular method of aggressive information warfare in the modern period. In: Vestnik GvSU. The series "Philology". No. 3. pp. 205-210. (In Rus.).

Suleymanova S.S. (2021). Technologies of political manipulation in the media space//Communicology: Electronic scientific journal. Vol. 6. No. 1, pp. 62-70. (In Rus.).

Chebotyreva N.I. (2014). Definition and structure of manipulative media influence// Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute. No. 1, pp. 77-84. (In Rus.).

Cherkasova V.Yu., Lysenko A.A., Shmygova A.A. (2019). The use of manipulative technologies in federal mass media. In: Scientific works of KubSTU No. 4, pp. 288-289. (In Rus.).

Sharkov F. I., Kireeva O.F. (2015). Communication consulting of gender relations in the business world / F. I. Sharkov, O. F. Kireeva // Communicologiya. 2015. Vol. 3, No. 6. pp. 25-36. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of the media space//Bulletin of the RUDN. Series: Sociology. Vol. 21. No 3, pp. 557-568. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.