Научная статья на тему 'Манипулятивные технологии как способ формирования социальных иллюзий'

Манипулятивные технологии как способ формирования социальных иллюзий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4114
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубравина Александра Михайловна

В данной статье осуществлен философский анализ манипулятивных технологий как способа формирования социальных иллюзий. В рамках работы рассмотрен феномен манипуляции, а также ее взаимосвязь с социальными иллюзиями. Высказана мысль о решающей роли СМИ в процессе манипулирования сознанием. Определены причины «иллюзоризации» массового сознания. Проанализированы приемы манипулятивных технологий, используемые СМИ для создания иллюзий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные технологии как способ формирования социальных иллюзий»

110

Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 1, с. 110-114

УДК 101.1:316.6

А. М. Дубравина

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

В данной статье осуществлен философский анализ манипулятивных технологий как способа формирования социальных иллюзий. В рамках работы рассмотрен феномен манипуляции, а также ее взаимосвязь с социальными иллюзиями. Высказана мысль о решающей роли СМИ в процессе манипулирования сознанием. Определены причины «иллюзоризации» массового сознания. Проанализированы приемы манипулятивных технологий, используемые СМИ для создания иллюзий.

Ключевые слова: социальные иллюзии, манипулятивные технологии, манипуляция сознанием, медиакультура, медиабезопасность, массовое сознание.

А. M. Dubravina

Yanka Kupala State University of Grodno

MANIPULATIVE TECHNOLOGIES AS A SOCIAL ILLUSIONS FORMING METHOD

In this article, a philosophical analysis of manipulative technologies as a way to form social illusions is carried out. Besides, the phenomenon of manipulation, as well as its interrelation with social illusions, is considered. The idea about the crucial role of the media in the process of consciousness manipulating is expressed. The reasons for the "illusion expansion" in mass consciousness are determined. The techniques of manipulative technologies used by the media to create illusions are analyzed.

Key words: social illusions, manipulative technologies, manipulation of consciousness, media culture, media security, mass consciousness.

Введение. Манипуляция сознанием людей -одна из наиболее обсуждаемых проблем современности. Рост актуальности связанных с нею вопросов пропорционален тем разрушительным последствиям, которые производят манипулятивные технологии в обществе: деструкция принятых моральных норм, трансформация социальных ценностей и идеалов, распространение насилия, культивирование безмерного потребления и прочее. Решением данных проблем занимаются специалисты различных областей знания: философии, этики, культурологии, политологии, социологии, психологии и т. д.

Одним из инструментов и продуктов мани-пулятивных технологий выступают социальные иллюзии.

Основная часть. Скрытое воздействие на адресата с целью формирования у него социальных иллюзий может в различных источниках называться по-разному, но чаще всего используются понятия «манипуляция» и манипулятивные технологии».

Рассуждая о вышеназванных терминах, М. В. Скрипкарь приходит к выводу об их идентичности и дает им слудующее определение: «совокупность латентно протекающих процессов, формирующих или изменяющих сознание человека, группы лиц или общества в целом, в направлении, заданном манипулятором, с целью достижения определенных ре-

зультатов в формировании мотивационных установок, этических норм, типа поведения и других психологических свойств объекта манипуляции» [1, с. 288-289].

Мы также будем использовать эти термины как синонимичные (взаимозаменяемые) и рассматривать манипуляцию не как управление или воздействие, а как технологию управления или воздействия.

Говоря о манипуляции, многие отечественные и зарубежные исследователи понимают под ней «скрытое психологическое воздействие отправителя сообщения на получателя с целью изменения его поведения и намерений» [2, с. 4]. Или она представляется как «технология преодоления критической рефлексии индивидов, внушения им заданных манипулятором представлений, целей и ценностей как основы воспроизводства социальных практик» [3, с. 114]. Поскольку получатель часто даже не догадывается о таком воздействии, его поведение зачастую не совпадает с собственными желаниями и интересами.

Однако процесс манипулирования слишком сложен. Он не может быть оценен в рамках дихотомии «хорошо» - «плохо». С точки зрения психолога Р. Гарифуллина, «манипуляция - это искусственный процесс создания субъектом иллюзий об окружающей действительности (или о себе), воспринимаемых как другими субъектами, так и самим производителем ил-

люзий» [4, с. 6]. Данный исследователь рассматривает способность к созданию иллюзий и манипулированию как демаркационный признак человека: «Все мы живем в мире иллюзий и манипуляций. Именно этот мир отличает нас от животных» [4, с. 13]. Российский психолог приходит к выводу о том, что манипуляции являются производными от иллюзий и неотделимы от них. Как «систему психологического воздействия, ориентированного на насаждение иллюзорного мировосприятия», рассматривает манипуляцию и В. Е. Черникова [5, с. 141].

Отметим, что иллюзорная составляющая всегда внутренне присуща человеческому сознанию. Она выполняет здесь определенные функции: компенсаторную, интеграционную, мобилизационную и другие. Однако позитивность выполняемых социальными иллюзиями функций - это только одно из проявлений данного феномена. Значительное место в нем занимают также негативные, отрицательные начала. В частности, они могут играть дезинтегрирующую и демобилизирующую роль.

В результате исследовательской работы мы пришли к следующей формулировке понятия «социальные иллюзии»: «социокультурный феномен, проявляющийся в формировании, существовании либо воспроизводстве неадекватных действительности (усеченных, избыточных, модифицированных, инверсивных) представлений о себе и о социальной реальности в целом со стороны определенного индивида, социальной группы. Этот духовный феномен в значительной степени относится к сфере бессознательного».

Одним из важных факторов формирования социальных иллюзий выступают манипулятив-ные технологии.

В среде интеллектуалов нравственная оценка их применения не однозначна. Часть исследователей считает, что манипуляции гуманнее открытого подавления властью инакомыслия, так как они заменяют насилие [6]. Но большинство авторов с этим мнением не соглашаются, указывая на коварство манипуляции, видя в ней скрытую форму принуждения. Более того, есть мнение, что манипуляция лишает индивида свободы в большей степени, нежели прямое принуждение. Несмотря на то, что феномен манипуляции может быть рассмотрен как амбивалентное явление, хотелось бы в большей степени обратить внимание на негативную сторону данного явления. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современном обществе благодаря специализированным технологиям СМИ, позволившим максимально ускорить передачу любых сведений, а также расширить масштабы охвата целевой аудитории, коренным образом меняются статус и роль информа-

ции. Современный социум становится не только насыщенным информацией и проницаемым для нее, но и зависимым от нее. Поэтому проблема манипуляции в информационном обществе приобретает глобальный масштаб.

По мнению Э. Фромма, воздействие СМИ может подготавливать внутренний мир человека к принятию иллюзий посредством замены индивидуальности на ложные стандарты. В результате восприятия продукции СМИ у личности возникает повышенное стремление к самоутверждению, галлюцинаторное миропонимание, агрессивность. Эти рассуждения подтверждают предположение исследователя о врожденной уступчивости индивидуального сознания человека внешнему влиянию [7].

Э. Фромм называл средства массовой информации специфическим миром общения, который является главной причиной искаженного восприятия действительности. Именно этот мир, по мнению немецкого философа, социолога, психоаналитика, своим воздействием подготавливает человека к восприятию иллюзорного видения [8, с. 39].

Такая мысль очень ценна для исследователей СМИ, но все же стоит заметить, что еще до того времени, когда СМИ имели такое значение в жизни общества, как сейчас, социальные иллюзии существовали и играли немаловажную роль в жизни общества. Способность к созданию иллюзий - свойство не исключительно СМИ. Они воспроизводят общее свойство человеческого сознания преобразовывать информацию в процессе ее передачи. Средства массовой информации, как и традиционное индивидуальное общение, искажают суть сообщаемого, тем самым способствуя созданию иллюзий. Хотя не вызывает сомнений тот факт, что технический потенциал СМИ в значительно большей степени, чем индивидуальное сознание, открывает простор для умышленного искажения видения мира и мышления человека. Массовая коммуникация, действительно, способствует тому, чтобы, поняв внутренний мир человека, искусственно культивировать тот или иной иллюзорный образ.

Иллюзии, продуцируемые и транслируемые посредством СМИ, А. М. Юсупова называет «социальными иллюзиями технологического характера». Под ними она понимает «разновидность ма-нипулятивных технологий, формирование искаженной картины действительности посредством интерпретации в СМИ реальных событий с помощью культурных кодов типа мифа и стереотипа для решения конкретных политических задач и воздействия на общественное мнение» [9, с. 8].

Про подобные же иллюзии, порождаемые СМИ, писал немецкий культурфилософ Ганс

Энценсбергер, исследователь теории массовых коммуникаций. Он ввел в философию культуры новое понятие, которое получило теперь широкое распространение, - «индустрия сознания». Главная цель его исследования - раскрыть феномен современной «фабрики мышления». Индустрия сознания оценивается им как «чудовищное явление». Она ничего не производит, так как транслирует готовые мыслительные продукты, тайно проникая во все, что подлежит тиражированию, распространению. Она способна любую мысль превратить в лозунг, любой факт - в вымысел и наоборот [10].

СМИ тиражируют и распространяют информацию, не ведущую к возвышению духовных ценностей, не способствующую социальной ориентации людей, а направленную на достижение иных, чаще всего манипулятивных интересов.

Усиление эффективности воздействия мани-пуляционных технологий прямо пропорционально увеличению количества и интенсивности влияния технологий предоставления информации. Информационные технологии, передающие сведения в режиме он-лайн, создают иллюзию перманентной коммуникации, сопричастности, устанавливают устойчивые каналы связи, которые требуют постоянной вовлеченности. Все меньше времени у личности остается для рефлексии, осознания, размышления, что приводит к атрофии способности формировать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения.

Второй причиной «иллюзоризации» массового сознания, его подверженности влиянию мани-пулятивным технологиям можно назвать эскалацию склонности к эскапизму (англ. escape - бежать, спастись) - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; культивируется массовой культурой; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу [11].

Рассуждая о механизмах формирования социальных иллюзий, нельзя не упомянуть теорию, названную по имени создателя Дж. Овер-тона «окно Овертона» или «окно дискурса». Она раскрывает суть методологии управления общественным сознанием, описывая технологии изменения отношения общества к некогда абсолютно запретным (находящимся в зоне табу) для этого социума вопросам. Согласно теории Овер-тона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое «окно возможностей», которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии деса-крализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой.

Американский политик Дж. Тревиньо развил идею окна дискурса, предложив следующую шестиступенчатую оценочную шкалу для клас-

сификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении: немыслимые, радикальные, приемлемые, разумные, стандартные, действующая норма. Движение по шкале проходит для общества незаметным потому, что оно растянуто на протяжении нескольких лет, десятилетий, но при активном использовании различных манипулятивных технологий СМИ.

О. В. Сладкова выделяет следующие приемы манипулятивных технологий, используемые СМИ для создания иллюзий:

1) дробление информации: заключается в выдаче информации обществу «маленькими порциями». Такая подача информации затрудняет концептуальное восприятие процесса или явления в целом, что приводит к их непониманию и, как следствие, к снижению интереса к ним. Разновидностью дробления может быть чрезмерное обилие информации, в неадекватных реалиям пропорциях, когда несущественные сведения маскируют нежелательную для манипулятора истинную картину. Такой способ коммуникации подавляет индивидуальный выбор и дезориентирует человека;

2) замалчивание. Умалчивать можно не всю информацию, а лишь существенные детали, не выгодные манипулятору. Использование приема «умолчания» дает возможность программировать поведение больших масс людей;

3) прием «прямого комментирования» результатов исследования. Комментарий обязательно опирается на логические и оценочные основания, уже имеющиеся в сознании людей. Манипулятор, комментируя собранные факты, находит эти опоры, преобразуя их во мнения, взгляды на обсуждаемую проблему. Логические структуры, используемые для этого, чаще всего предельно просты и квалифицируют события с позиций «черное - белое», «добро -зло», что соответствует довольно низкому культурному уровню манипулируемых. Но они могут быть и более сложными и приближаться к адекватной оценке проблемы;

4) прием «игра цифрами и фактами» для создания видимости объективности и точности;

5) дезинформация используется в качестве искусственно распускаемого слуха, соответствующего подсознательному желанию общества. Специалисты в области РЯ-технологий доказали, что влияние популярного дезинформационного сообщения не способно уменьшить даже объективная информация;

6) приемы, основанные на нарушении законов формальной логики: ложная аналогия, подмена причины следствием, вывод без достаточного основания, подмена тезиса, тавтология, диффамация, демагогия, ссылка на «заслуживающий доверие источник», ссылка на авторитеты;

7) прием навешивания ярлыков на политических или иных оппонентов;

8) двойной стандарт. Используя этот прием, манипулятор применяет различные критерии при оценке явлений, событий и позиций, участвующих или заинтересованных в них лиц [2].

Опираясь на исследование А. М. Юсуповой, можно добавить к этому списку еще внушение (повторение, «эффект Геббельса»), формирование образа врага, «эмоциональное заражение» (когда человеком начинают управлять эмоции, он способен на любые, даже самые безрассудные поступки), «одобрение мнимого большинства» [9, с. 147-151].

А. М. Юсупова в качестве отдельной технологии манипулирования общественным мнением называет «создание и тиражирование социальных иллюзий» [9, с. 151].

Л. В. Шукшина, приравнивая технологии конструирования социальных иллюзий к технологиям манипуляции, выделяет: а) материальные (создание институтов); б) знаково-символические (тексты); в) технологии властного действия; г) технологии суггестивного воздействия на личность; д) технологии создания массовых иллюзий [12, с. 11-12].

Представляется ошибочной такая классификация, так как все вышеперечисленные технологии могут служить цели создания как индивидуальных, так и массовых иллюзий.

Приемов, применяемых политтехнологами в телевизионных СМИ, согласно различным источникам в литературе и электронной сети, великое множество. Все они условно могут быть разделены на группы: технические, паралингвисти-ческие, семантические и комбинированные.

Заключение. Количество и качественное разнообразие перечисленных методов скрытого манипулятивного воздействия СМИ на массовое сознание свидетельствует об их повсеместном распространении. Такое завуалированное воздействие является невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает сегодня буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными. По сути, человек современного общества (особенно представитель молодого поколения) формируется и функционирует в мегаинформа-ционном пространстве, созданном масс-медиа.

Современное информационное изобилие достигается за счет увеличения количества и

снижения качества источников. Доступность и избыток информации приводят к тому, что у личности вырабатывается стойкая зависимость от регулярного получения очередной порции яркой, часто преувеличенной, искажающей реалии иллюзорной информации.

Как правило, регулярно получаемые сведения не способствуют личностному духовному росту, не носят практико-ориентированный характер, не основываются на сколько-нибудь серьезных исследованиях и теориях, вызывают сильные эмоции, нуждаются в постоянном обновлении.

Проблема манипулятивного воздействия на массовое сознание с целью формирования определенных иллюзорных образов посредством СМИ является чрезвычайно серьезной еще и потому, что такое влияние может стать опасным информационно-психологическим оружием в руках деструктивно настроенных сил. Как показывает практика, социальные иллюзии, целенаправленно созданные и внедряемые с помощью манипулятивных технологий в массовое сознание, сказываются самым пагубным образом на функционировании не только отдельных социальных институтов, систем, но и общества в целом.

Совершенствование медиакомпетентности и информационной культуры в целом является на сегодняшний день не желательным, а необходимым аспектом сохранения информационной безопасности (медиабезопасности) и выживания как отдельной личности, так и целых государств и наций.

В качестве механизма, защищающего общество от порабощающего влияния манипулятив-ных технологий, можно предложить метод формирования в массовом сознании своеобразных «фильтров», позволяющих распознавать манипуляцию и, тем самым, препятствовать формированию нежелательных для общества социальных иллюзий. В основе данного способа лежит про-светительско-образовательная деятельность: доведение до населения информации о методах, формах, возможных последствиях как явных, так и скрытых воздействий на массовое сознание, грамотное объяснение внутренних механизмов работы разрушительных для государства, общества и личности технологий, описание форм защиты от подобного рода воздействий на индивидуальном уровне. Что касается вопроса о защите от негативных манипуляций на государственном уровне, то это уже тема отдельного исследования.

Литература

1. Скрипкарь М. В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 289-291.

2. Сладкова О. Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 4-12.

3. Козлова О. Н. Манипуляция сознанием и субъектность в ХХ1 веке // Вестник РГГУ. 2010. № 3.С. 113-130.

4. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования. Казань: Книга и К, 1997. 404 с.

5. Черникова В. Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 141-144.

6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М.: ТОО «ЧеРо», 1997. 343 с.

7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 571 с.

8. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом. М.: АСТ: Астрель, 2011. 253 с.

9. Юсупова А. М. Журналистика как фактор формирования социальных иллюзий: на примере общественно-политических изданий Уральского федерального округа: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Екатеринбург, 2016. 228 л.

10. Энценсбергер Г. М. Индустрия сознания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 96 с.

11. Эскапизм [Электронный ресурс] // Национальная философская энциклопедия. URL: http://terme.ru/termin/eskapizm.html (дата обращения: 02.12.2017).

12. Шукшина Л. В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий: автореф. дис. ... д-ра фи-лос. наук: 09.00.11. Саранск, 2010. 38 с.

References

1. Skripkar' M. V. Manipulative technologies of cinema. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat, state University], 2009, no. 6, pp. 289-291 (In Russian).

2. Sladkova O. B. Manipulation of public consciousness in the information society. Observatoriya kul'tury [Observatory of culture], 2006, no. 6, pp. 4-12 (In Russian).

3. Kozlova O. N. Manipulation of consciousness and subjectivity in the ХХ1 century. Vestnik RGGU. [Bulletin of RSUH], 2010, no. 3, pp. 113-130 (In Russian).

4. Garifullin R. R. Illyuzionizm lichnosti kak novaya filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya. Psikhologiya obmana, manipulyatsiy, kodirovaniya [Personality illusionism as a new philosophical and psychological concept. Psychology of deception, manipulation, coding]. Kazan', Kniga i K Publ., 1997. 404 p.

5. Chernikova V. E. Manipulation of mass consciousness as a phenomenon of information society Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 3, pp. 141-144 (In Russian).

6. Dotsenko Ye. L. Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy, zashchita [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow, TOO "CheRo" Publ., 1997. 343 p.

7. Fromm E. Begstvo otsvobody [Flight from freedom]. Moscow, AST: AST MOSKVA Publ., 2006. 571 p.

8. Fromm E. Po tu storonu poraboshchayushchikh nas illyuziy. Kak ya stolknulsya s Marksom i Freydom [Beyond the Chains of Illusion: My Encounter with Marx and Freud]. Moscow, AST: Astrel' Publ., 2011. 253 p.

9. Yusupova A. M. Zhurnalistika kak faktor formirovaniya sotsial'nykh illyuziy: na primere obshchestvenno-politicheskikh izdaniy Ural'skogo federal'nogo okruga. Dis. kand. filolog. nauk [Journalism as a factor of formation of social illusions: by the example of social and political editions of the Ural Federal district. Diss. cand. of philolog. sci]. Ekaterinburg, 2016. 228 p.

10. Entsensberger G. M. Industriya soznaniya [Industry of consciousness]. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2016. 96 p.

11. Eskapizm [Escapism]. Available at: http://terme.ru/termin/eskapizm.html (accessed 02.12.2017).

12. Shukshina L. V. Ekzistentsial'naya tsennost' sotsialnykh illyuziy. Avtoref. dis. dokt. filos. nauk [The existential value of social illusions. Doct. Diss.]. Saransk, 2010. 38 p.

Информация об авторе

Дубравина Александра Михайловна - магистр исторических наук, аспирант кафедры философии. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (230003, г. Гродно, ул. Захарова, 32, Республика Беларусь). E-mail: adubravina@ya.ru

Information about the author

Dubravina Aleksandra Mikhaylovna - Master of History, PhD student, the Department of Philosophy. Yanka Kupala State University of Grodno (32, Zakcharova str., 230003, Grodno, Republic of Belarus). E-mail: adubravina@ya.ru

Поступила 12.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.