Научная статья на тему 'МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИМИДЖ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна, Берсенева Елена Валерьевна

Медийная среда становится неотъемлемой частью развития общества. Большое значение имеет медиапространство для образовательных организаций. В статье анализируется информация о роли и значении медиапространства в продвижении проектной деятельности профессиональных образовательных организаций, представлен обзор научных и методологических источников о влиянии медийного пространства на имидж организации. В статье показана статистика по освоению медийного пространства в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» (далее - ГБПОУ ЧГКИПиТ), приведены данные по продвижению бренда колледжа в медийной среде, подготовлен анализ по итогам опроса студентов ГБПОУ ЧГКИПиТ о необходимости продвижения информации в социальных сетях для повышения инновационного имиджа среди абитуриентов. Подведены некоторые итоги по реализации проекта ГБПОУ ЧГКИПиТ «Startup-консалтинг» на базе программы региональной инновационной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна, Берсенева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SUPPORT OF PROJECT ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROMOTING THE INNOVATIVE IMAGE OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The media environment is becoming an integral part of the development of society. The media space is of great importance for educational organizations. The article analyzes information on the role and significance of the media space in promoting the project activities of professional educational organizations, provides an overview of scientific and methodological sources on the influence of the media space on the image of an organization. The article shows statistics on the development of the media space in the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade (hereinafter referred to as the GBPEI ChSCFIT), provides data on promoting the college brand in the media environment. The analysis, based on the results of a survey of students of the GBPEI ChSCFIT on the need to promote information in social networks to enhance the innovative image among applicants, is prepared. Some results have been summed up on the implementation of the project “Startup-Consulting” by the GBPEI ChSCFIT based on the program of the regional innovation platform.

Текст научной работы на тему «МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Сведения для цитирования: Перевозова, О. В. Медиасопровождение проектной деятельности в контексте продвижения инновационного имиджа профессиональной образовательной организации / О. В. Перевозова, Е. В. Берсенева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 95-103.

УДК 377 ББК 74.57

МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О. В. Перевозова, Е. В. Берсенева

Медийная среда становится неотъемлемой частью развития общества. Большое значение имеет медиапространство для образовательных организаций. В статье анализируется информация о роли и значении медиапространства в продвижении проектной деятельности профессиональных образовательных организаций, представлен обзор научных и методологических источников о влиянии медийного пространства на имидж организации. В статье показана статистика по освоению медийного пространства в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» (далее — ГБПОУ ЧГКИПиТ), приведены данные по продвижению бренда колледжа в медийной среде, подготовлен анализ по итогам опроса студентов ГБПОУ ЧГКИПиТ о необходимости продвижения информации в социальных сетях для повышения инновационного имиджа среди абитуриентов. Подведены некоторые итоги по реализации проекта ГБПОУ ЧГКИПиТ «Startup-консалтинг» на базе программы региональной инновационной площадки.

Ключевые слова: медиасопровождение, проектная деятельность, инновационный имидж, образовательная организация, инновационная площадка.

Активное развитие медиапространства диктует новые правила освоения медийной среды не только крупным игрокам бизнеса в экономических отраслях, но и другим структурам и организациям, представляющим важнейшие сферы жизнедеятельности общества. Стратегии цифрового развития вошли в социальное пространство медицины, искусства, культуры, спорта, образования. Мультимедийная реальность настолько тесно связана с жизнедеятельностью этих отраслей, что сегодня принято уже использовать термин не «виртуальная реальность», а «реальная виртуальность», которая сопровождает нашу жизнь ежедневно во всех вопросах. Особенно актуален этот вопрос для образовательных учреждений, так как продвижение информации только через сайты становится признаком отсутствия медийной культуры и медийной некомпетентности.

Для того чтобы усиливать образовательный бренд и формировать инновационный имидж, нужно задействовать дополнительные ресурсы массмедиа, в том числе социальные сети, чтобы продвигать свою деятельность в виртуальной плоскости и быть «на одной волне» с информационной средой обитания молодежи.

Методологической базой нашего исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов, рассматривающих вопросы влияния медиапространства на формирование имиджа организаций и роль массме-дийных ресурсов в формировании их бренда и репутации. Так, в обзоре по региональному ими-джмейкингу в информационном сетевом обществе можно найти рекомендации по активизации новых медиа для повышения статуса организации и информационной открытости ее деятельности. В свою очередь, Ю. В. Таранова, развивая эту идею, разграничивает традиционные и новые медиа в вопросе повышения имиджевых характеристик организаций [1]. Г. Н. Шаталов приводит убедительные аргументы о том, как следует рассматривать понятие «имидж» по отношению к бренду и репутации, что, безусловно, углубляет имеющиеся подходы в развитии имидж-мейкинга [2]. Можно утверждать, что имидж и бренд с позиции информационного и медийного развития уже получили некоторое научное освещение. Однако изучение такого актуального вопроса по отношению к образовательным учреждениям практически отсутствует. Частичное отражение этого направления в образовательной

среде можем найти в диссертации С. И. Шато-хиной, которая ставит вопрос о формировании медийного имиджа вуза, подчеркивая при этом, что такие возможности есть только у вузов инновационной направленности [3].

В целом об имидже образовательных учреждений пишет В. М. Шепель, акцентируя внимание на развитии положительного отклика по имиджу в сознании общественности [4]. Модели и методы оптимизации структуры образовательных порталов вузов впервые затрагивают И. Ю. Шполянская и А. М. Воробьева, ссылаясь на то, что качественная оптимизация портала возможна в системе профессионального интернет-маркетинга [5]. Интересные и полезные, на наш взгляд, идеи продвигает В. В. Ванюшкина, рассматривая социально-этическую составляющую в продвижении бренда вуза на цифровой платформе, а также указывая на необходимость создания ценности бренда вуза в условиях цифровизации образовательного пространства [6; 7]. Далее в учениях по продвижению имиджа и бренда можно найти ссылки на коммуникативные каналы как неотъемлемую часть общей цифровой и медийной реальности [8] и подходы по особенностям формирования и продвижения бренда вуза [9]. Обобщая имеющиеся данные, можно с уверенностью сказать, что система СПО слабо представлена в этом направлении: хотя работа по медийной активности у многих профессиональных образовательных организаций на практике налажена довольно хорошо, однако она не получает освещения в информационных и научных источниках.

Так, проведя мониторинг сайтов профессиональных образовательных организаций, можно отметить, что максимально информационно полно представлены вкладки по методической работе, учебной деятельности, наиболее важным событиям в новостных вкладках. При этом для того чтобы найти информацию по каким-то интересным внутренним проектам, приходится достаточно долго «гулять» по вкладкам и погружаться в поисковую работу. Согласимся с мнением, что задача сайта профессиональной образовательной организации — это отражение актуальной для внешней среды (прежде всего, для абитуриентов и студентов) информации, поэтому, сохраняя идентичность сайтов согласно всем требованиям законодательства, можно усилить продвижение информации в медийном пространстве, расширяя и дополняя информационную открытость для усиления и поддержания инновационного имиджа. В ходе исследования была проведена поисково-исследовательская работа и попытка установить, в каких массмедийных ресурсах дублируют свою деятельность колледжи. В качестве материала для сравнения были взяты самые популярные среди молодежи соцсети. Был проведен анализ по нескольким точкам: «Челябинск» (то есть изучили информацию о колледжах г. Челябинска); «Челябинская область» (по нескольким колледжам Челябинской области); «Другие регионы» (рассмотрели колледжи соседних областей: Тюменской, Свердловской, Курганской). Результаты обработки данных представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Дополнительная медийная среда информационного продвижения бренда профессиональной образовательной организации

Видим, что наиболее освоенным медийным ресурсом в популярных массмедиа является социальная сеть «ВКонтакте», присутствие в которой наблюдается у 85 % профессиональ-

ных образовательных организаций Челябинска, 60 %—у профессиональных образовательных организаций области и 70 % — у профессиональных образовательных организаций соседних регионов.

Такие популярные медийные ресурсы, как «Инстаграм», «Твиттер» и «Фейсбук» можно считать практически не освоенными, так как присутствие профессиональных образовательных организаций в них буквально единично: от 3 % до 5% в своем большинстве. Наблюдается более успешный показатель освоения сети «Инстаграм» по другим регионам — 15 %. Учитывая очевидный факт, что молодежь сегодня пребывает в виртуальном сетевом мире, считаем необходимым взять курс развития инновационного имиджа профессиональных образовательных организаций на усиление их присутствия в массмедийных ресурсах, в том числе в наиболее популярных молодежных социальных сетях.

Для трансляции и тиражирования опыта по повышению медийной активности и формированию инновационного имиджа профессиональных образовательных организаций было решено показать некоторые наработки по этому направлению ГБПОУ «Челябинский колледж индустрии питания и торговли». В качестве объекта для рассмотрения был взят процесс медиасопровождения проектной деятельности колледжа, чтобы показать, каким образом выстраивается данный процесс и как это влияет на продвижение инновационного имиджа колледжа. В ноябре 2020 г. ЧГКИПиТ получил статус региональной инновационной площадки (РИП) по развитию направления «бизнес-ориентированная подготовка студентов». В рамках реализации программы были отобраны члены временного творческого коллектива, имеющие открытую мотивацию к инновационной деятельности, и выбран актив из числа студентов, готовых и имеющих склонности и способности к данному направлению. Был составлен график мероприятий, усиливающих бизнес-ориентированные интересы молодежи, на 2021 г. К окончанию учебного года (за период ноябрь 2020 — май 2021 гг.) в работе ЧГКИПиТ был накоплен первый опыт и получены результаты, которые нашли отражение в нескольких информационных источниках, в том числе в популярных массмедийных ресурсах.

Проектная деятельность как основной вектор реализации инновационной программы, а также все тематические мероприятия систематически отражались в общей новостной строке официального сайта колледжа, на специальной вкладке сайта «Инновационная деятельность», а также на дополнительных массмедийных ресурсах: в сетях «Инстаграм» и «ВКонтакте». Более того, в сети «ВКонтакте» были созданы

три группы: «Я люблю ЧГКИПиТ» как основная по информационному сопровождению деятельности колледжа и две дополнительные тематические — по бизнес-ориентирующим научным и практическим вопросам («Клуб управленческих интересов», «Наука не скука!»). Выбор дополнительных масс-медийных ресурсов был осознанным, так как первоначально среди обучающихся колледжа был проведен опрос: «Какие социальные сети вы посещаете регулярно и считаете актуальными и интересными для своего развития?». Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Наиболее популярные среди студентов ЧГКИПиТ социальные сети из всех имеющихся массмедийных ресурсов

Видим, что 75 % от числа опрошенных отдают предпочтение сети «Инстаграм» и 25 % — «ВКонтакте». Это позволило сделать вывод, что продвижение информации через данные ресурсы будет актуально не только для обучающихся колледжа, но и для других подписчиков, выбравших этот ресурс для получения информации. Еще на первом этапе реализации программы региональной инновационной площадки обучающимся ЧГКИПиТ, вошедшим в актив по участию в проектной деятельности, было предложено выбрать наиболее интересные для участия проекты. Результаты выбора показаны на рисунке 3.

Отмечаем, что 40 % из числа опрошенных наиболее интересным считают направление проектов по ресторанному бизнесу, 30 % опрошенных отдают предпочтение темам по экологии питания и здоровому образу жизни, 20 % проявили интерес к тематике проектов по сервисной индустрии, 10 % опрошенных считают, что нужно активизировать проектную деятельность по общей экологической направленности, в том числе по защите животных.

Далее работа по бизнес-ориентирующему направлению со студентами была продолжена

с учетом обозначенных интересов, разработан и иных мероприятиях, имеющих четко выра-план-график участия в конкурсах, олимпиадах женную бизнес-направленность.

Рис. 3. Наиболее интересные направления для проектной деятельности, по мнению обучающихся ЧГКИПиТ

При этом, максимально привлекая к работе активистов совместно с членами временного творческого коллектива, не ограничивали в участии во всех плановых мероприятиях других педагогов и обучающихся. Безусловно, результаты такого участия были отражены как на главной

новостной странице сайта, так и в специализированной вкладке по инновационной деятельности, а также в наиболее популярных среди студентов ЧГКИПиТ массмедийных ресурсах. Результаты такого привлечения отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Мероприятия, отражаемые ЧГКИПиТ в рамках РИП на основных массмедийных ресурсах

Видим, что проявлен интерес к разным видам проектной и аналитической деятельности по бизнес-ориентирующей тематике: конкурсам («Свое дело», организуемый на базе ГБУ ДПО ЧИРПО, «Мой StarШp», организуемый на базе Международного исследовательского центра «Вектор развития»), олимпиадам по основам маркетинга, основам бизнеса, экономике и др. и иным мероприятиям, актуальным для молодежи, ориентированной на предпринимательскую деятельность.

Основным проектом, который получил максимальное медиасопровождение в работе региональной инновационной площадки ЧГКИПиТ, можно считать создание площадки «Startup-кон-салтинг» по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов. Работа с этим проектом была начата еще в 2020 г, получила продолжение в VIII региональном чемпионате «Вордскиллс: молодые профессионалы — 2021», затем по данному проекту был составлен бизнес-план и направлен на конкурс

«Свое дело», позже идея проекта была опубликована на конкурсе «Мой StartUp». Далее продвижение этого проекта было представлено как опыт реализации проектного метода в воспитательном пространстве ПОО на научно-практическом семинаре в рамках заседания областного методического объединения в ГБУ ДПО ЧИРПО 4 февраля 2021 г., на котором идея медиасопро-вождения информации в тематических группах социальных сетей была одобрена многими участниками данного мероприятия.

Отталкиваясь от такого сценария реализации программы региональной инновационной площадки, было решено транслировать опыт проектной деятельности ЧГКИПиТ для других профессиональных образовательных организаций на нескольких конференциях, где были опубликованы тезисы и прошла апробация на уровне докладов и публикаций.

Опыт проектной работы был представлен в докладах: «Продвижение образовательного учреждения через инновационную площадку как форму пиара образовательного бренда» на Международной научно-практической конференции «Традиционные и инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования» (г. Таганрог); «Роль и значение членов ВТК в успешном развитии инновационной площадки в ПОО» на Международной научно-практической конференции «Проблемы эффективного использования научного потенциала общества» (г. Оренбург); «Инновационная площадка как проект эффективного развития профессиональной образовательной организации» на Международной научно-практической конференции «Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу» (г. Иркутск).

В завершение первого учебного года в рамках реализации программы региональной инновационной площадки была поставлена еще одна задача: изучить дальнейшую готовность обучающихся ЧГКИПиТ к проектной деятельности и выяснить их отношение к расширению медийного сопровождения результатов проектной деятельности в массмедийных ресурсах для повышения инновационного статуса ЧГКИПиТ.

Для этого потребовалось провести дополнительные полевые исследования с привлечением google-платформы (по ссылке: https://docs. google.eom/forms/d/1ps4_jOecxCIwioSIu0Nh7 gQ9rVRZrhnnVtSw1BIC4ao/edit) и созданием страницы для опроса, чтобы понять, насколько сформирована мотивация студентов по итогам учебного года в рамках реализации программы региональной инновационной площадки.

Необходимо было оценить уровень готовности к участию в инновационном бизнес-ори-ентирующем направлении у основного состава (большинства) обучающихся колледжа, помимо уже привлекаемого студенческого актива.

Эмпирическая база исследования составила 412 человек из 1200 студентов (корпус № 1 и корпус № 2 г. Челябинска), что составляет 34,3 % от всего числа обучающихся. Основываясь на систематическом принципе выборки социологических исследований, мы опросили треть участников, что позволяет нам говорить об оптимальной верификации данных и репрезентативности выборки.

Для наглядности полученных результатов были сделаны скриншоты ответов со страницы google-опроса. Вопросы и ответы наглядно отражены на рисунках 5-8. На рисунке 5 представлены ответы на вопрос: «Готовы ли вы принимать участие в инновационных проектах колледжа?».

Рис. 5. Готовность к участию в инновационных проектах

Видим, что студенты выражают не просто готовность принимать участие («да» — 14,3 %), («скорее да» — 9,7 %), а демонстрируют осознанное отношение к выбору проектов («да, но по интересам» — 35 %), хотя также можно отметить и осознанную неготовность или нежелание («нет» — 20,6 %, «скорее нет» — 20,4 %).

Далее был задан вопрос: «Хотели бы вы, чтобы результаты и достижения ваших проек-

тов отражались на сайте колледжа?» Ответы представлены на рисунке 6.

Видим, что категорически не согласны 22,6 % опрошенных, 42,5 % не имеют четко выраженного отношения, 28,4 % убеждены, что такое отражение необходимо и 7 % опрошенных считают, что сопровождение должно быть детальным, с обязательным использование фото-, видеоматериалов.

Рис. 6. Заинтересованность студентов колледжа в сопровождении результатов участия в проекте на сайте

Далее был задан уточняющий вопрос: «Хотели бы вы, чтобы результаты достижений ваших проектов отражались в популярных социальных сетях?», в котором возможности ме-диапродвижения выносятся за рамки сайта на страницы социальных сетей.

Ответы представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Заинтересованность студентов колледжа в сопровождении результатов участия в проекте в альтернативных медийных ресурсах

Видим, что не имеют возражений 65 % от числа опрошенных («да» — 45 %, «скорее да» — 20 %), категорически не имеют желания 24,3 %, а 10 % не имеют четко выраженной позиции, объясняя, что им все равно.

Следующий вопрос был представлен как личная позиция или убеждение студентов в отношении влияния медийной среды на инновационный статус колледжа. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Можно ли считать, что продвижение проектной деятельности колледжа в медийной среде повысит его инновационный статус среди других колледжей?» Результаты ответов представлены на рисунке 8.

Видим, что 83,3 % с этим согласны («да» — 41,3 %, «скорее да» — 42 %), что составляет абсолютное большинство. Это подтверждает нашу первоначальную идею о необходимости медиасопровождения проектной деятельности в контексте продвижения инновационного имиджа профессиональной образовательной организации.

Кроме того, эмпирические результаты, на наш взгляд, отражают не только уровень готовности обучающихся к участию в проектах инновационной бизнес-ориентирующей направ-

ленности, но и степень личной вовлеченности, а также понимания важности медийного про-мотивационных ценностных ориентиров, движения своих достижений.

□ да □ скорее да Пнет 0 скорее нет Пне задумывался

Рис. 8. Позиция студентов в отношении влияния медийной среды на инновационный статус колледжа

Таким образом, учитывая объективность выводов, сделанных по результатам опроса, считаем возможным распространение среди других профессиональных образовательных организаций опыта по внедрению медийного сопровождения

инновационной деятельности и других проектных достижений не только на сайтах, но и на альтернативных медийных ресурсах, повышающих популярность образовательного бренда среди молодежи и продвигающих инновационный имидж.

Библиографический список

1. Таранова, Ю. В. Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе / Ю. В. Таранова // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 4-1 (68). — С. 309-312.

2. Шаталов, Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? / Г. Шаталов // Омское региональное информационное агентство «Nota Bene. Особое внимание» : [сайт]. — 2011. — 21 апреля. — URL: http://nb-media.ru/main.php?id=1&nid=1378 (дата обращения: 16.04.2021).

3. Шатохина, С. И. Формирование медийного имиджа инновационного вуза (на примере БелГУ) : автореферат дис. ... канд. филол. наук / С. И. Шатохина. — Воронеж, 2012. — 22 с.

4. Шепель, В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям : учеб. пособие / В. М. Шепель. — Москва : Народное образование, 2002. — 575 с. — ISBN 5-87953-168-6.

5. Шполянская, И. Ю. Модели и методы оптимизации структуры образовательных порталов вузов в системе интернет-маркетинга / И. Ю. Шполянская, А. М. Воробьева // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2012. — № 1 (37). — С. 301-311.

6. Ванюшкина, В. В. Социально-этическая платформа бренда вуза: вопросы теории и практики : моногр. / В. В. Ванюшкина ; Министерство образования и науки РФ ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). — Ростов-н/Д : Изд-во Ростовского гос. эконом. ун-та (РИНХ), 2018. — 255 с. — ISBN 978-5-7972-2449-5.

7. Ванюшкина, В. В. Совместное создание ценности бренда вуза в условиях цифровиза-ции образовательного пространства / В. В. Ванюшкина // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1 (65). — С. 89-94.

8. Гавра, Д. П. Категория имиджа в современной коммуникативистике / Д. П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2013. — № 4. — Т. 16. — С. 29-43.

9. Лухменева, Е. П. Особенности формирования и продвижения бренда вуза / Е. П. Лух-менева, О. М. Калиева // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — № 13 (149). — С. 228-231.

For citation: Perevozova, O. V Media support of project activities in the context of promoting the innovative image of a professional educational organization / O. V Perevozova, E. V Berseneva // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 95-103.

MEDIA SUPPORT OF PROJECT ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROMOTING THE INNOVATIVE IMAGE OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

O. V. Perevozova, E. V. Berseneva

The media environment is becoming an integral part of the development of society. The media space is of great importance for educational organizations. The article analyzes information on the role and significance of the media space in promoting the project activities of professional educational organizations, provides an overview of scientific and methodological sources on the influence of the media space on the image of an organization. The article shows statistics on the development of the media space in the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade (hereinafter referred to as the GBPEI ChSCFIT), provides data on promoting the college brand in the media environment. The analysis, based on the results of a survey of students of the GBPEI ChSCFIT on the need to promote information in social networks to enhance the innovative image among applicants, is prepared. Some results have been summed up on the implementation of the project "Startup-Consulting" by the GBPEI ChSCFIT based on the program of the regional innovation platform.

Key words: media support, project activities, innovative image, educational organization, innovation platform.

References

1. Taranova Yu. V. Tradicionnye i novye media v regional'nom imidzhmejkinge v informacionnom setevom obshhestve [Traditional and new media in regional image-making in the information network society], Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Altai State University], 2010, no. 4-1 (68), pp. 309-312. (In Russian)

2. Shatalov G. Obraz, imidzh, brend I reputacija regiona — chto jeto takoe? Omskoe regional'noe informacionnoe agentstvo «Nota Bene. Osoboe vnimanie», 21. April 2011, available at: http://nb-media.ru/main.php?id=1&nid=1378 (accessed: 16.04.2021). (In Russian)

3. Shatokhina S. I. Formirovanie medijnogo imidzha innovacionnogo vuza (na primere BelGU) [Formation of the media image of an innovative university (on the example of BelSU)]. Cand. philol. sci. Abstr. Voronezh, 2012, 22 p. (In Russian)

4. Shepel V. M. Imidzhelogija. Kak nravit'sja ljudjam: ucheb. posobie [Imageology. How to please people: textbook. allowance]. Moscow, Public education, 2002, 575 p., ISBN 5-87953-168-6. (In Russian)

5. Shpolyanskaya I. Yu., Vorobieva A. M. Modeli i metody optimizacii struktury obrazovatel'nyh portalov vuzov v sisteme internet-marketinga [Models and methods of optimization of the structure of educational portals of universities in the system of Internet marketing], Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta (RINH) [Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH)], 2012, no. 1 (37), pp. 301-311. (In Russian)

6. Vanyushkina V. V. Social'no-jeticheskaja platforma brenda vuza: voprosy teorii i praktiki : monogr. [Socio-ethical platform of the university brand: theory and practice: monograph]. Rostov-n/D, Publishing house of the Rostov State Economy University (RINH), 2018, 255 p., ISBN 978-5-79722449-5. (In Russian)

7. Vanyushkina V. V. Sovmestnoe sozdanie cennosti brenda vuza v uslovijah cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva [Joint creation of university brand value in the context of digitaliza-tion of the educational space], Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta (RINH) [Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH)], 2019, no. 1 (65), pp. 89-94. (In Russian)

8. Gavra D. P. Kategorija imidzha v sovremennoj kommunikativistike [The category of image in modern communication], Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2013, vol. 16, no. 4, pp. 29-43. (In Russian)

9. Lukhmeneva E. P., Kalieva O. M. Osobennosti formirovanija i prodvizhenija brenda vuza [Features of the formation and promotion of the university brand], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2012, no. 13 (149), pp. 228-231. (In Russian)

Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: e.bersenewa@ gmail.com

Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ov-perevozova@ mail.ru

Berseneva Elena Valerievna, director of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Информационно-образовательная среда вуза: законодательные основы, пути совершенствования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 103-114.

УДК 378/004 ББК 74.58:74.202

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В. А. Южаков

Актуальность статьи обусловлена возросшими по различным причинам общественными потребностями в организации дистанционного обучения, а также установлением в сфере трудовых отношений официального статуса дистанционного работника. Целью статьи является выполнение обзора российского законодательства в части принципиальных основ правового регулирования функционирования электронной информационно-образовательной среды (ИОС) вузов. Ключевая идея заключается в том, что, несмотря на мощное развитие электронной ИОС, необходимо сохранять и развивать традиционную информационно-образовательную среду. Достижение большего индивидуального и коллективного образовательного результата предполагает избирательное применение не только разных форм и методов обучения, но и оптимальное комбинирование (установление баланса) использования традиционной и электронной ИОС по учебным дисциплинам, темам, вопросам, типам задач и заданий.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, правовое регулирование высшего образования.

Целью статьи является выполнение обзора российского законодательства в части принципиальных основ правового регулирования функционирования электронной информационно-образовательной среды (ИОС) вузов, а также рассмотрение некоторых практических проблем ее создания и совершенствования в современных условиях. Актуальность статьи очевидна в связи с возросшими общественными потребностями в организации дистанционного обучения по различным причинам, в том числе ввиду

санитарно-эпидемических ограничений 2020 г. и, возможно, последующих лет, а также в связи с развитием сферы трудовых отношений и установлением официального статуса дистанционного работника с выполнением должностных обязанностей на удалении от работодателя (опыт дистанционного обучения в школе и вузе, полученный человеком в развивающемся информационном обществе, бесценен и всецело перенесется в сферу труда для выполнения дистанционных работ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.