Стратегия развития профессионального образования
Сведения для цитирования: Берсенева, Е. В. Инновационная площадка как стратегический ориентир в развитии профессиональных образовательных организаций (ПОО) / Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 12-19.
УДК 377 ББК 74.57
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ (ПОО)
Е. В. Берсенева, О. В. Перевозова, Н. С. Галеева
Развитие профессионального образования сегодня невозможно без инновационных ориентиров. Для того чтобы удерживать образовательный бренд в конкурентной среде других ПОО, нужно быть ориентированными не только на потребности экономики и рынка труда, но и на инновационные перспективы профессионального образования в целом. Такую конкурентную устойчивость позволит обеспечить инновационная площадка, которая может функционировать как основа бизнес-ориентированного обучения и как часть стратегии развития самой профессиональной образовательной организации. Наличие инновационной площадки на базе ПОО гарантирует ее устойчивое стратегическое продвижение и сохранение инновационных ориентиров, актуальных как для региональной экономики в целом, так и для конкретных отраслей регионального бизнеса.
Ключевые слова: инновационная площадка, стратегические ориентиры, инновационное развитие ПОО, инновации в образовании, предпринимательские компетенции, бизнес-ориентированное обучение, молодежное предпринимательство.
Инновации сегодня активно проникают во все актуальные сферы жизнедеятельности общества: промышленность, медицину, инженерию, строительство, безопасность и пр. Современное образование также имеет высокую динамику изменений, в том числе обусловленную наличием инноваций.
Сам термин «инновация» происходит от латинского innovati, что дословно можно перевести как «нововведение». В настоящее время существует два подхода к инновациям: 1) как к процессу и 2) как к самому новшеству. Эти связи в терминах подробно представлены в исследова-
нии О. А. Бекетовой, рассмотревшей суть и сущность инноваций в образовательной деятельности, трансформацию знаний об инноватике в целом и конкретно в образовании [1]. О. А. Бекетова отмечает, что «инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и управленческом» [1, с. 1]. Наиболее актуальными для нас, бесспорно, являются психолого-педагогический и социально-экономический аспекты, так как мы неоднократно обосновывали свою идею о тесной связи образования и экономики.
Инновационная площадка в таком случае, согласно нашему пониманию ее роли и задач в образовании, становится неким аккумулирующим механизмом, в котором более четко прослеживаются связи между образованием и экономикой, образованием и практикой, образованием и наукой. Примерно в таком же ракурсе рассуждает Г. А. Игнатьева: «...Выстраивая стратегию инновационного развития региональной системы образования, мы исходим из того, что образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и даже не может откликаться пассивно на запросы будущего. Оно обязано быть „субъектом" ответственного социокультурного действия и инициатором инновационных преобразований общества» [2, с. 110]. То есть буквально формулируется центральная задача, которую должны реализовывать профессиональные образовательные учреждения в современной образовательной системе. Важным доводом в труде Г. А. Игнатьевой является утверждение о том, что одним из ведущих признаков инновационной площадки является практико-ориентированность, которую следует связывать и с наукой в том числе. В своем анализе она отмечает, что «...инструментальный смысл практико-ориентирован-ной науки наиболее полно обнаруживает себя при разработке и реализации инновационных проектов и программ инновационного развития образовательного учреждения как основного нормативного документа, определяющего стратегические ценностно-целевые ориентиры построения практики инновационного образования в конкретном образовательном учреждении» [2, с. 111].
Мы согласны с экспертом, что «конкретной формой организации субъектов инновационного образования и местом инновационного производства практико-ориентированного знания является инновационная площадка как форма осуществления инновационного опыта педагогов и образовательного учреждения в целом, а также как способ реализации государственной инновационной политики в области образования, включающий механизм создания, внедрения и диссеминации системных инноваций» [2, с. 111].
Аналогичной научной позиции придерживается Е. Г. Тишина, которая рассматривает инновационную площадку как средство развития региональной инновационной инфраструктуры в сфере образования, а также отмечает обязательную связь площадки со стратегиями
региона [3]. Наиболее важную роль инновационная площадка играет при определении и выборе образовательных технологий, которые становятся ресурсом для реализации инновационных идей и проектов [4].
Опираясь на вышеперечисленные утверждения и доводы, мы пришли к выводу, что инновационная площадка отражает в себе наиболее актуальные запросы как системы образования, так и общества и экономики в целом. То есть ее внедрение и реализация потенциально должны способствовать решению конкретных практических проблем региона. Если рассматривать Челябинскую область как регион новой промышленности, технологий, экономики и бизнеса, то очевидной становится необходимость такой инновационной площадки, в которой бы синтезировались данные аспекты. Безусловно, нужно принимать во внимание и влияние цифровизации на эффективность функционирования инновационной площадки, и прогнозы в кадровых возможностях и реально оценивать потребность в них. То есть необходимо понимать, что инновационное развитие профессиональной образовательной организации без учета этих условий просто невозможно. Данные идеи изложены в трудах Е. П. Сичинского, И. Р. Сташкевич, Е. А. Серебренниковой, которые отмечают важность условий подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании [5-7]. Кроме того, в работе И. Р. Сташ-кевич представлена модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, что тоже является очевидной необходимостью для инновационно ориентированного региона [7].
Резюмируя приведенные тезисы, мы можем предположить, что инновационная площадка должна обладать бизнес-ориентирующими характеристиками, чтобы удовлетворять условиям стратегических перспектив экономики выбранного региона.
С нашим мнением солидарны и другие специалисты в области инновационного развития образования. Например, в работе Т. Г. Навазо-вой говорится о сетях инновационных образовательных организаций и трансляции их лучших образовательных практик [8]. В разрезе этой же темы поднимаются вопросы о мотивации труда педагога через инновационную деятельность, которые рассмотрел в своем исследовании М. А. Нестеренко [9]. Все это позволяет сделать вывод, что обретение профессиональной образовательной организацией статуса инновационной образовательной площадки способствует
более практическому определению ключевых стратегических направлений ее развития.
Большое значение имеет правильный и рациональный выбор профессиональной образовательной организацией сферы, в которой будет реализовываться инновационный проект. В связи с этим можно привести пример ГБПОУ «Челябинский колледж индустрии питания и торговли», который, следуя тенденциям времени и потребностям экономики, выбрал в качестве инновационного ориентира бизнес-ориентиру-ющую подготовку студентов ПОО.
Логика выбора инновационного направления ГБПОУ «ЧГКИПиТ» объясняется несколькими факторами: 1) требованием ФГОС СПО по формированию и развитию ОК 11 (планирование предпринимательской деятельности в профессиональной сфере); 2) экономическими особенностями региона — центра промышленных инвестиций; 3) потребностью в развитии бизнеса с привлечением молодых предпринимательских ресурсов.
Для этого был выбран проект, паспорт которого представлен в таблице 1.
Тема инновационного проекта Организационно-педагогические условия бизнес-ориентирующей подготовки студентов ПОО
Разработчики программы Берсенева Е. В., директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», руководитель инновационного проекта; Перевозова О. В., заместитель директора по научной и методической работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат педагогических наук, доцент
Исполнители программы Коллектив ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Цель программы Разработка, теоретико-методологическое обоснование и апробация комплекса организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих бизнес-ориентирующую подготовку студентов ПОО
Задачи программы 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований по вопросу бизнес-ориентирующей подготовки студентов ПОО. 2. Разработать и теоретически обосновать на основе синергетического, проектного, трансдисциплинарного и компетентностно-контекстного подходов комплекс организационных и психолого-педагогических условий бизнес-ориентирующей подготовки студентов ПОО специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», включающий: - разработку и апробацию модели молодого предпринимателя с учетом ключевых идей федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование»; - совершенствование образовательного процесса путем актуализации междисциплинарных курсов специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», внедрения инновационных образовательных технологий и форм обучения и воспитания, введения курсов ДПО по актуальным темам современного бизнеса; - организацию саморазвития студента специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» на основе индивидуального образовательного маршрута с учетом мотивационной направленности, индивидуально-психологических особенностей успешного предпринимателя. 3. Апробировать комплекс организационных и психолого-педагогических условий бизнес-ориентирующей подготовки студентов в образовательном процессе колледжа. 4. Разработать и использовать в практической деятельности методически обусловленный комплекс педагогической диагностики эффективности биз-нес-ориентирующей подготовки студентов ПОО
Целевая аудитория Студенты ПОО специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», ориентированные на личностное и профессиональное развитие в бизнесе на основе индивидуального образовательного маршрута с учетом мотивацион-ной направленности, индивидуально-психологических особенностей успешного предпринимателя
Таблица 1
Фрагмент паспорта проекта (программы) по бизнес-ориентирующей подготовке
студентов ГБПОУ «ЧГКИПиТ»
Окончание таблицы 1
Стейкхолдеры программы Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Челябинский филиал РАНХиГС, группа компаний «Рестостар», а также представители региональных органов власти, регионального рынка труда, независимых бизнес-структур и компаний различных организационно-правовых форм, педагогических сообществ и региональных СМИ; руководители и педагоги ПОО, осуществляющие подготовку студентов по актуальным направлениям бизнеса; общественные организации; методические и научные объединения; выпускники ПОО
Общественная значимость проекта Эффективно содействует социализации студентов ПОО специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» в предпринимательской бизнес-среде, реализует воспитательные задачи по формированию предпринимательских компетенций, развивает экономическое мышление студентов и педагогов колледжа, усиливает социальные связи среди работодателей и укрепляет конкурентные преимущества выпускников на рынке труда
Ожидаемый результат Личность конкурентоспособного молодого предпринимателя, отвечающего основным требованиям и тенденциям современной цифровой экономики, обладающего высоким уровнем предпринимательских компетенций, позволяющим эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность (в том числе реализацию Startup) и успешно вести бизнес по отраслям. Организационные и психолого-педагогические условия, которые задают возможность реализации бизнес-ориентирующей подготовки студентов специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» в ПОО. Модель молодого предпринимателя, отвечающего вызовам социально-экономических преобразований
Мы видим, что на уровне проекта будут решаться не только задачи исследовательского и научно-практического характера, но и сверхзадачи по воспитанию и социализации личности обучающихся, что подтверждается и общественной значимостью проекта, и ожидаемым результатом. Мы считаем, что в рамках предложенной инновационной площадки бизнес и образование могут иметь более тесные связи, подобно тем, что сегодня формируются между цифровой экономикой и образовательной средой. Все это, безусловно, повышает шансы профессиональной образовательной организации на более уверенное существование и сохранение конкурентной способности на рынке образовательных услуг. Особенно важным преимуществом выбранного направления для инновационной площадки в практике «ЧГКИПиТ» считаем нацеленность именно на молодежное предпринимательство. Современная цифровая экономика бросает новые вызовы предпринимателям, выходящим в бизнес-среду из стен профессиональных образовательных организаций. Экономическое пространство региона и государства сегодня формируется новым поколением бизнесменов.
Молодежное предпринимательство становится социально-экономическим явлением, существенно меняющим ожидания и запросы государства и общества. Развитие молодежного предпринимательства в системе профессиональ-
ного воспитания ПОО становится обязательным условием как для реализации ФГОС СПО, в том числе ФГОС ТОП-50, так и для подготовки новых кадров экономики и рынка труда. В связи с этим бизнес-активность молодежи как уровень сформированности предпринимательской компетентности и конкурентоспособности приобретает решающее значение.
Таким образом, инновационная площадка ГБПОУ «ЧГКИПиТ» предоставляет возможность не только студентам приобретать важные предпринимательские навыки, но и педагогам профессионально совершенствоваться и формировать свою инновационную активность, что в конечном итоге определяет успех реализации такого проекта.
Для того чтобы более убедительно обосновать свои предположения о стратегической роли инновационной площадки в развитии ПОО, мы провели ряд исследований, связанных с изучением мнения педагогов и студентов о целесообразности такого проекта. Был задан вопрос: «Нужно ли сегодня профессиональным образовательным учреждениям стремиться к инновационным путям развития?». Ответы представлены на рисунках 1 и 2.
Мы видим, что необходимость такого перехода всеми осознается и поддерживается на 100 %. Абсолютно уверены в этом 95 % педагогов и 75 % обучающихся. Склоняются к необходимости в таком развитии 5 % педагогов и 25% обучающихся.
Мнение педагогов
Да, однозначно Спорее всего, да
Рис. 1. Мнение педагогов о необходимости выхода ПОО на инновационные пути развития
Мнение обучающихся
N Да, однозначно 9 Скорее всего, да
Рис. 2. Мнение обучающихся о необходимости выхода ПОО на инновационные пути развития
Далее мы изучили вопрос о возможных факторах, препятствующих получению ПОО статуса инновационной площадки. Опрос провели среди педагогических работников ГБПОУ «ЧГКИПиТ», ответы отражены на рисунке 3.
В первую очередь педагоги достаточно критично оценивают собственные силы и уровень компетентности для реализации инновационных проектов, что обусловливает необходимость повышения их квалификации и профессиональной подготовки по программам инновационного управления. Половина сотрудников считают, что именно профессиональная неуверенность будет ограничивать их инновационный потенциал в ряде вопросов. Этот факт также позволяет сделать вывод, что в преддверии открытия инновационной площадки на базе ПОО и на момент ее запуска нужно провести установочные семинары с педагогами по целевым установкам и стратегическим ориентирам, разъяснительные встречи, посвященные целям и задачам иннова-
ционной площадки в программе развития ПОО, общей роли и месту педагога в едином процессе реализации данного проекта. Такие мероприятия позволят устранить и еще одно ожидаемое препятствие — непонимание перспектив и целей работы региональной инновационной площадки (РИП).
Существенным фактором 20 % педагогов считают недостаточно разработанную методическую базу, поскольку инновационный подход требует пересмотра отдельных форм и методов обучения, а также многих образовательных технологий в целом.
Часть педагогов (10 %) отмечают некоторую слабость материально-технической базы для формирования инновационных результатов ПОО, что дает необходимость пересмотреть имеющиеся мощности для запуска инновационной площадки.
□ Недостаточная компетентность педагогов ЕЗ Недостаточная методическая база К Недостаточная обеспеченность МТБ ¡1* Непонимание перспективы и целей работы РИП
Рис. 3. Факторы, препятствующие получению ПОО статуса инновационной площадки
Очевидно, что фундаментом реализации большинства мероприятий, которые войдут в план-график работы инновационной площадки, станет проектный подход. Если условно функционирование региональной инновационной площадки разделить на три основных организационных этапа, то максимально насыщенным будет именно второй этап — по количеству реализуемых проектов. Таким образом, еще одним барьером на пути создания инновационной площадки может стать загруженность педагогов и высокая занятость обучающихся на проектных мероприятиях.
Тем не менее все ПОО, стремящиеся к открытию инновационных площадок, отмечают, что опыт, полученный в ходе их запуска и реализации,
имеет большое практическое значение для всех процессов, происходящих в образовательной среде.
Нами был сформулирован ряд стимулирующих условий, влияющих на решение о создании на базе ПОО региональной инновационной площадки. В их числе: пул социальных партнеров, конкурентная устойчивость на рынке образовательных услуг, узнаваемость бренда среди вы-
пускников и других профессиональных сообществ. Коллективу ГБПОУ «ЧГКИПиТ» было предложено оценить значимость этих условий. В опросе приняли участие руководители, все педагоги и обучающиеся колледжа. Отдельно организован опрос студентов выпускных групп. Результаты опроса были обработаны и представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Оценка условий, влияющих на решение о создании инновационной площадки
Условиями, повышающими престижность образовательной организации как региональной инновационной площадки, по мнению педагогов, являются пул социальных партнеров и развитие узнаваемости бренда (по 40 %). Руководство колледжа наиболее значимым показателем считает устойчивость ПОО на рынке образовательных услуг (40 %) при равном соотношении иных условий инновационной деятельности (по 30 %). Обучающиеся, в том числе выпускники (50 % и 40 %) отметили, что наиболее весомой в их представлении является узнаваемость бренда образовательной организации.
Таким образом, мы можем говорить, что инновационная площадка обеспечивает профессиональной образовательной организации множество перспектив в условиях реализации новых национальных проектов, понимание стратегического пути развития и выбора актуальных направлений для экономики и социума. Инновационные проекты становятся показателем высокого уровня готовности ПОО к вызовам современности. Главной задачей ПОО при реализации инновационных программ в этих условиях является сохранение профессиональных интересов и приоритетов, актуальных для всех секторов экономики.
Библиографический список
1. Бекетова, О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность / О. А. Бекетова // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 1-2.
2. Игнатьева, Г. А. Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики / Г. А. Игнатьева, А. С. Мольков // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 3 (13). — С. 109-114.
3. Тишина, Е. Г. Инновационная площадка как средство развития региональной инновационной инфраструктуры в сфере образования / Е. Г. Тишина, Е. Н. Кролевецкая // Вестник Белгородского института развития образования. — 2016. — № 1. — С. 43-49.
4. Биктуганов, Ю. И., Инновационные технологии в образовании / Ю. И. Биктуганов, Б. М. Игошев // Педагогическое образование. — 2013. — № 3. — С. 6-9.
5. Сичинский, Е. П. Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2. — С. 23-30.
6. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февраля 2019 г.). — Челябинск, 2019. — С. 9-14.
7. Сташкевич, И. Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля / И. Р. Сташкевич, Е. А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 3 (40). — С. 207-209.
8. Навазова, Т. Г. Развитие сети инновационных образовательных организаций и лучших образовательных практик : науч.-метод. сб. / Т. Г. Навазова, О. Б. Пирожкова, М. А. Доронина, Я. Ю. Лозовая. — Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2018. — 101 с.
9. Нестеренко, М. А. Мотивация труда педагога через инновационную деятельность / М. А. Нестеренко // Профессиональное развитие педагога : материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 25-30 мая 2017 г.). — Иркутск, 2017. — 424 с.
For citation: Berseneva, E. V. Innovation platform as a strategic benchmark in the development of vocational educational organizations (VEO) / E. V Berseneva, O. V Perevozova, N. S. Galeeva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 12-19.
INNOVATION PLATFORM AS A STRATEGIC BENCHMARK IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (VEO)
E. V. Berseneva, O. V. Perevozova, N. S. Galeeva
Presently the development of vocational education is impossible without innovative guidelines. In order to maintain an educational brand in the competitive environment of other VEO, it is necessary to be focused not only on the needs of the economy and the labor market, but also on the innovative prospects of vocational education in general. Such competitive stability will be provided by an innovative platform, that can function as the basis for business-oriented learning and as part of the development strategy of the professional educational organization itself. The presence of an innovative platform based on VEO guarantees its sustainable strategic promotion and the preservation of innovative benchmarks that are relevant both for the regional economy as a whole and for specific sectors of regional business.
Key words: innovation platform, strategic guidelines, innovative development of VEO, innovations in education, business-oriented learning, entrepreneurial competencies, youth entrepreneurship.
References
1. Beketova O. A. Innovacija v obrazovanii: ponjatie i sushhnost' [Innovation in education: concept and essence], Materialy V Mezhdunar. nauch. konf. "Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire" (g. Sankt-Peterburg, ijul' 2014 g.). [Materials of the V International. scientific. conf. Theory and practice of education in the modern world: (St. Petersburg, July 2014)]. St. Petersburg, Satis, 2014, pp. 1-2. (In Russian)
2. Ignat'eva G. A., Mol'kov A. S. Innovacionnaja ploshhadka kak mesto vstrechi praktiko-orientirovannoj nauki i naukoorientirovannoj praktiki [Innovation platform as a meeting place for practice-oriented science and science-oriented practice], Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'[Historical and social-educational thought], 2012, No. 3 (13), pp. 109-114. (In Russian)
3. Tishina E. G., Kroleveckaja E. N. Innovacionnaja ploshhadka kak sredstvo razvitija regional'noj innovacionnoj infrastruktury v sfere obrazovanija [Innovation platform as a means of developing regional innovative infrastructure in education], Vestnik Belgorodskogo instituta razvitija obrazovanija [Bulletin of the Belgorod Institute for Education Development], 2016, No. 1, pp. 43-49. (In Russian)
4. Biktuganov Ju. I., Igoshev B. M. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii [Innovative technologies in education], Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical education] 2013, No. 3, pp. 6-9. (In Russian)
5. Sichinskij E. P., Stashkevich I. R. Prognoz potrebnostej v kvalificirovannyh kadrah dlja cifrovoj jekonomiki regiona [Forecast of the need for qualified personnel for the digital economy of the region], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, No. 2, pp. 23-30. (In Russian)
6. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professionalem obrazovanii [Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education]. Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Kadry dlja cifrovoj jekonomiki" «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Zlatoust, 1 fevralja 2019 g.). [Materials of the IV International. scientific-practical conf. "Personnel for the digital economy" "Secondary vocational education in the information society" (Zlatoust, February 1, 2019)]. Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)
7. Stashkevich I. R., Serebrennikova E. A. Model' formirovanija kompetencij predprinimatel'skoj dejatel'nosti u studentov, obuchajushhihsja po special'nostjam tehnicheskogo profilja [Model of the formation of entrepreneurial competencies among students studying in technical specialties], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2013, No. 3 (40), pp. 207-209. (In Russian)
8. Navazova T. G., Pirozhkova O. B., Doronina M. A., Lozovaja Ja. Ju. Razvitie seti innovacionnyh obrazovatel'nyh organizacij i luchshih obrazovatel'nyh praktik: nauch.-metod. sb. [Development of a network of innovative educational organizations and the best educational practices: scientific method. digest]. Krasnodar, GBOU IRO Krasnodarskogo kraja, 2018, 101 p. (In Russian)
9. Nesterenko M. A. Motivacija truda pedagoga cherez innovacionnuju dejatel'nost' [Motivation of the teacher's labor through innovation], Materialy Vtoroj mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Professional'noe razvitie pedagoga (g. Irkutsk, 25-30 maja 2017 g.). [Materials of the Second International. scientific-practical conf. "Professional development of the teacher" (Irkutsk, May 25-30, 2017)]. Irkutsk, 2017, 424 p.
Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Перевозова Ольга Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Галеева Нина Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Berseneva Elena Valeryevna, Director of the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Perevozova Olga Vladimirovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Galeeva Nina Sergeevna, Deputy Director for Educational Production, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]