Научная статья на тему 'Медиаресурсы в системе преподавания риторики будущим учителям'

Медиаресурсы в системе преподавания риторики будущим учителям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЕСУРСЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / УЧЕНИЕ О РЕЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Мария Владимировна

В статье описывается практика использования медиаресурсов в обучении педагогов, уточняется значение терминов «медиаресурсы», «медиаобразование», «медиатехнологии», определяются типы медиаресурсов и обозначается их роль в системе профессиональной подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF MEDIA-RESOURCES IN THE COURSE OF RHETORIC FOR INTENDING TEARCHERS

The article describes the practice of using media-resources in teachers' training. The notions «media-resources», «media-education», «media-technologies» are specified. Different types of media-resources and their role in the system of professional training of teachers are defined.

Текст научной работы на тему «Медиаресурсы в системе преподавания риторики будущим учителям»

Методика преподавания филологических дисциплин

YAK 378.147 ББК 74.5

М.В. ГОРБУНОВА

M.V. GORBUNOVA

МЕАИАРЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ БУАУШИМ УЧИТЕЛЯМ

THE USAGE OF MEDIA-RESOURCES IN THE COURSE OF RHETORIC FOR INTENDING TEARCHERS

В статье описывается практика использования медиаресурсов в обучении педагогов, уточняется значение терминов «медиаресурсы», «медиаобразование», «медиатех-нологии», определяются типы медиаресурсов и обозначается их роль в системе профессиональной подготовки учителя.

The article describes the practice of using media-resources in teachers4 training. The notions «media-resources», «media-education», «media-technologies» are specified. Different types of media-resources and their role in the system of professional training of teachers are defined.

Ключевые слова: медиаресурсы, медиаобразование, медиатехнологии, учение о речи, педагогическая риторика.

Key words: media-resources, media-education, media-technologies, theory of speech, pedagogical rhetoric.

Известный французский ученый Анри Пуанкаре в своё время сказал: «Большинство математиков смотрят на геометрию Лобачевского как на простой логический курьёз; но некоторые из них идут дальше» [6, с. 39]. Подобное мнение существовало и в науке о языке по отношению к риторике. Долгое время предметом языкознания был язык как система, и потому исследование речи считалось второстепенным, не имеющим научного значения занятием. Учение о речи воспринималось как некоторый логический курьёз, который возник в рамках структурного подхода к описанию языка в лингвистике.

Основные векторы развития научного языкознания, основные идеи и концепции повлияли и на содержание системы отечественного образования. По ряду культурно-исторических причин учебные предметы, связанные с практикой убедительной речи, были изъяты из цикла обязательных для изучения дисциплин. Риторика была выведена из состава преподавания с 50-х годов XIX века по 20-е годы XX века, а в дальнейшем в системе высшей школы место риторики заняли культура речи, стилистика, лингвистика текста. Естественно, что в этот период знание основ теории речи не оценивалось как ценное для преподавателя знание, а мастерство педагогического общения не выделялось в отдельный компонент обучения учителей.

Опыт показал обратное. Традиция научного описания речи, существовавшая в трудах М.В. Ломоносова, М.М. Сперанского, Н.Ф. Кошанского и многих других видных деятелей просвещения, возродилась в последней трети XX века. По-новому были осмыслены лингвистические концепции Е.Д. Поливанова, А.И. Смирницкого, Л.П. Якубинского. В новых условиях лингвистика речи сформировалась как отдельный раздел языкознания. Основы теории речи обрели особое значение в лингводидактике.

Опыт показал, что теория и практика эффективного речевого общения -необходимый элемент системы подготовки учителя. «Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят личные успехи, и успехи общества в целом», - верно замечает профессор Т.А. Ладыженская, ученый и методист в области развития связной речи [3, с. 11].

В современной системе обучения педагогов формирование коммуникативной компетенции обеспечивает курс педагогической риторики. Содержание курса включает актуальные теоретические сведения учения о речи, на основании которых реализуются практические приёмы развития коммуникативных умений личности.

В рамках нашей статьи мы охарактеризуем один методический аспект преподавания риторики, связанный с использованием современных технических средств - медиаресурсов в обучении. Для этого раскроем значение основных понятий, важных, на наш взгляд, для понимания значимости нововведений и реализации методики.

Медиаресурс как явление в современной социокультурной среде представляет «совокупность накопленных на носителях записи информационных продуктов СМИ с целью их дальнейшего использования» [5, с. 354]. В широком смысле медиаресурс выступает материальной основой функционирования СМИ в сети Интернет.

В узком значении медиаресурс может рассматриваться как аудиовизуальный фрагмент дискурса, зафиксированный с помощью современных технически средств. К числу таких элементов могут относиться эпизоды художественных фильмов, записи телеэфира, ролики любительской видеосъёмки и другие жанры видеозаписи. Безусловно, содержание и культурная значимость видеозаписей разного характера является различной. Однако все они формируют единую сферу речевой коммуникации, которая осуществляется посредством медиатехнологий.

Медиатехнологии представлены совокупностью технических аудиовизуальных средств, позволяющих создавать и использовать содержательные единицы общения. Как способ организации информационной деятельности медиатехнологии влияют на реализацию коммуникативной функции языка. Практика показывает, что глобальное использование технических средств в общении негативно воздействует на становление речевой личности студентов. Изменяются нормы и правила речевого поведения, нравственно-этические ориентиры и языковое сознание молодого поколения. Таким образом, современная лингвокультурная ситуация диктует особые требования к изучению родного языка в системе образования.

Медиаобразование как понятийная категория трактуется неоднозначно. С одной стороны, исследователи этим термином обозначают отрасль педагогики, изучающую влияние СМИ на школьников; с другой - образовательную область, содержанием которой являются знания о механизмах массовой коммуникации. В литературе встречается определение медиаобразования как целенаправленного процесса изучения основ массовой коммуникации (А.Ю. Дейкина, Н.А. Иванова, Д.И. Кортиева и др.), а также как совместной учебной деятельности с помощью и на материале СМИ (О.В. Печинкина).

Последнее определение является, на наш взгляд, наиболее продуктивным в дидактике и методике отдельных предметов. При изучении студентами теоретических понятий курса риторики очень важное место занимает учебная деятельность, организованная на материале СМИ. Развитие такого практического направления позволяет формировать как коммуникативную, так и общекультурную компетенцию студентов, решать задачи по модернизации образовательного процесса.

Резюмируем сказанное. Вышеназванные культурные реалии времени, зафиксированные в современном научно-методическом лексиконе, свидетельствуют о необходимости содержательных и методологических изменений в системе вузовской подготовки педагогов.

Как меняется практика преподавания риторики будущим учителям с учётом требований современности?

На протяжении долгого периода времени на кафедре риторики и культуры речи в Московском государственном педагогическом университете используется в обучении коллекция видеозаписей. Это школьные уроки, публичные выступления видных отечественных деятелей культуры и искусства, фрагменты художественных и документальных фильмов, открытые уроки студентов на педагогической практике, дискуссии на семинарских занятиях. В традициях коммуникативно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской сформирована дидактическая база курсов риторики и культуры речи учителя. В настоящее время такой практический материал особо востребован и необходим в силу действия следующих социокультурных причин.

Современный учитель и ученик в повседневной жизни невольно соприкасаются с различными проявлениями медиакультуры. «Медиакультура предстает в качестве части устойчивого образа жизни, она входит в фонд обычного знания, который задаёт способы обращения человека с информацией», - пишет социолог О.В. Сергеева [7, с. 61]. Как особая символическая реальность медиакультура становится элементом субъективной реальности личности [1]. Посредством медиакультуры транслируется определённая система ценностей, культурные константы, идеология. Н.Б. Кириллова называет парадоксом современной ситуации наличие «массы контактов» посредством медиатехнологий и дефицит межличностного общения [2, с. 39]. Кроме того, ученые пишут и об остром конфликте книжной, экранной и цифровой культур, который естественным образом влияет на сознание и образ жизни молодого поколения [7].

Из сказанного следует, что в современных условиях и учитель, и ученик должен уметь ориентироваться в дискурсивном пространстве культуры. Научное исследование тех вопросов, которые исконно составляли предмет риторики, играет важную роль, потому что позволяет институту образования передавать национальную традицию и систему нравственно-этических ориентиров через изучение родного языка. При этом не менее важным остаётся развитие тех направлений образовательных систем, которые связаны с использованием современных технологий.

Если вернуться к определению медиаресурса как аудиовизуального фрагмента дискурса, то нужно отметить, что такой компонент обучения должен нести в себе актуальность. Сомнений нет, что сама идея использовать видеозапись в процессе формирования коммуникативной компетенции личности не является новой. Принцип наглядности в обучении постулировался неоднократно и зарубежными, и отечественными педагогами. Однако в условиях проявления «медийности» современной культуры возникает потребность расширять репертуар средств и методов обучения в русле культурных тенденций.

В новых условиях преподавателю риторики, в первую очередь, необходимо заинтересовать студентов актуальным содержанием, новизной и важностью изучаемых в курсе риторики вопросов, а в дальнейшем - сформировать особое отношение к русской речи, обеспечивающее нравственно-этическое восприятие действительности. Поэтому актуальность содержания подразумевает отображение социокультурных и языковых тенденций развития общества и, следовательно, в обучении возможно использование трёх типов медиаресурсов:

1. Видеозаписи фрагментов художественных и документальных фильмов, в широком смысле - продукции кинематографа.

2. Видеозаписи педагогического дискурса, то есть живого педагогического опыта общения на уроке.

3. Видеозаписи телевизионного эфира и интернет-вещания - так называемого «контента» средств массовой информации.

Далее мы постараемся раскрыть содержание и значение каждого типа учебных материалов в процессе речевой подготовки педагогов.

Первый тип. Примеры из практики использования медиаресурсов первого типа можно найти в учебном пособии «Педагогическая риторика. Практикум» под редакцией Н.А. Ипполитовой [4]. В него включены задания на основе видеофрагментов художественных фильмов «Ключ без права передачи» (Реж. Д.К. Асанова; 1976 г.), «Доживём до понедельника» (Реж. С.И. Ростоцкий; 1968 г.), «Республика ШКИД» (Реж. Г.И. Полока; 1966 г.), «Наш дом» (Реж. В.М. Пронин; 1965 г.) и др. Такой тип заданий предполагает риторический анализ ситуаций педагогического общения, воспроизведённых посредством кинодраматургии. Содержание материалов подобного типа может постоянно дополняться, в особенности с учётом обновления отечественного кино и экранизации классики.

Например, при изучении риторического канона студентам можно предлагать для анализа просмотр фрагментов фильма «Пелагия и белый бульдог» по одноимённому роману Б. Акунина (Реж. Ю.П. Мороз; 2009 г.). Эпизод «Судебный процесс над инспектором Бубенцовым» содержит несколько примеров убедительных ораторских выступлений героев романа. Их содержание и исполнение прекрасно иллюстрирует огромное значение целесообразной и убедительной речи в социальной практике. Сцена «Свидетельские показания отца Митрофания в суде» является замечательным примером реализации коммуникативно-этических норм в публичном выступлении, примером совершения речевого поступка в общении. Другая сцена «Речь адвоката Ломейко в защиту инспектора Бубенцова» включает аргументирующую речь адвоката подсудимого, построенную в соответствии с традициями античной риторики.

Опираясь на опыт преподавания, мы можем сказать, что использование на занятиях видеоматериала на основе экранизации литературных произведений повышает интерес к предмету, позволяет закреплять практические умения риторического анализа у студентов и иллюстрировать некоторые теоретические положения педагогической риторики.

Второй тип. Вполне доступная в учебном процессе возможность - использование специальных медиатек лучших уроков конкурса «Учитель года» или «Видеозаписей реальной профессиональной деятельности (ВРПД)» педагогов. Основанная в 2003 году научно-производственная организация «Медиаресурсы для образования и просвещения» предоставляет такую возможность всем, кто стремится знать, какой педагогический опыт накоплен к настоящему времени и как реализуются инновации в образовании.

Цифровые коллекции видеозаписей педагогического дискурса служат незаменимой иллюстрацией многих сторон педагогического общения, в особенности системы педагогических речевых жанров. Например, на занятиях со студентами по теме «Обобщающая речь педагога как речевой жанр» можно использовать следующий вариант задания, построенного на основе применения профессиональной записи урока:

«Посмотрите фрагмент урока в начальных классах «Солнце - источник света на Земле» [Диск 7; конкурс «Учитель года России - 2008»; НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»]. Проанализируйте заключительный этап занятия. Какие затруднения возникли у учителя? Смог ли учитель их преодолеть? С помощью каких речевых средств и приёмов?».

В предлагаемом для анализа фрагменте урока содержится пример обобщающей речи учителя в ситуации подведения итогов. Учитель начальных классов не совсем точно сориентировался во времени общения, однако он смог преодолеть возникшие затруднения путём сжатия учебной информации и обобщения прозвучавших высказываний учеников.

При выполнении задания необходимо обращать внимание студентов на профессиональные коммуникативные умения учителя задавать обобщающие вопросы, повторять главную информацию, изменять темп и интонацию речи. Будущих учителей необходимо ориентировать на развитие данных разновид-

ностей коммуникативных умений в личной речевой практике, стимулировать к овладению жанрами педагогического дискурса.

Видеозапись ситуаций живого общения на уроке может стать элементом любого занятия со студентами в курсах риторики, методики обучения русскому языку, методики литературного образования и др. При изучении речевых жанров вступительного слова, объяснительного монолога и педагогического диалога, дискуссионной речи, особенностей невербального поведения учителя, речеведческих категорий «речевой идеал», «речевой поступок», «педагогические стили общения» и др. - значение медиаресурсов оказывается огромным.

Третий тип. Запись телеэфира и интернет-вещания - это более трудоёмкий для преподавателя процесс, требующий специальных технических решений. Пространство массовой коммуникации естественным образом отображает речевое взаимодействие в обществе. Если оставить вопрос о пропаганде и визуализации потребительских ценностей, то в этом пространстве можно найти немало хороших примеров гармонизирующего общения. Например, это выступления на телеканале «Культура» профессора Симона Эльевича Шноля, академика Натальи Петровны Бехтеревой, президента Государственного музея им. А.С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, уникальных педагогов Шалвы Александровича Амонашвили и Виктора Фёдоровича Шаталова. Такие примеры можно найти в циклах передач «от 0 до 80», «Магия мозга», «Ночной полет», «Наблюдатель».

Использовать видеоматериалы из СМИ возможно на семинарских занятиях при изучении коммуникативных качеств убедительной речи, разновидностей речевых норм, законов риторики в устном публичном выступлении и других тем курса. Речь деятелей науки и культуры служит прекрасным образцом речевого идеала и элитарного типа речевой культуры, ярким примером богатства русского языка и воздействующей силы устной речи.

Подводя итог, можно сказать, что использование медиаресурсов в обучении является необходимым элементом профессиональной подготовки педагогов. Его реализация позволяет выполнять университетскому образованию культуропорождающую функцию. По нашему глубокому убеждению, именно такая функция сохраняет то ценное, что передаётся посредством образования - знание языка и знание культуры своего народа.

Грамотное использование медиаресурсов в обучении позволяет совершенствовать инновационную культуру педагогов, обновлять содержание системы педагогического образования, сохранять традиции и реализовывать инновации.

Литература

1. Возчиков, В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества [Текст] : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.11 / В.А. Возчиков -СПб., 2007. - 413 с.

2. Кириллова, Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации [Текст] : дис. ... д-ра культурологи : 24.00.01 / Н.Б. Кириллова. - М., 2005. - 354 с.

3. Ладыженская, Т.А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна риторика [Текст] / Т.А. Ладыженская // Учительская газета. - 2006. - № 23. - С. 11.

4. Педагогическая риторика [Текст] : практикум / З.С. Зюкина [и др.] ; под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. - М. : Агентство КРПА, Олимп, 2003. - 448 с.

5. Психология общения [Текст] : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. : Когито-центр, 2011. - 598 с.

6. Пуанкаре, А. О Науке [Текст] / Анри Пуанкаре ; пер. с фр. ; под ред. Л.С. Понтрягина. - М. : Наука, 1983. - 560 с.

7. Сергеева, О.В. Медиакультура в практиках повседневности [Текст] : дис. . д-ра соц. наук : 22.00.06 / О.В. Сергеева. - СПб., 2011. - 411 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.