Научная статья на тему 'Использование медиатехнологий при изучении английского языка'

Использование медиатехнологий при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование медиатехнологий при изучении английского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Расулова С.

Расулова Санобар - преподаватель, направление: английский язык, кафедра иностранных языков, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Наиболее эффективной формой обучения, на мой взгляд, является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого студента. Использование медиатехнологий на уроках иностранного языка - один из видов такой организации учебного процесса.

Необходимость широкого внедрения технических средств в обучении иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности. Современные методы преподавания иностранных языков требуют внедрения в учебный процесс звуко- и видеозаписей, фильмов, учебных компьютерных программ. «Медиа» в переводе с латыни - «средство». Под медиатехнологиями в образовании в настоящее время понимают любые технологии, связанные с использованием массовой коммуникации [1] .

Известно, что первая в мире учебная программа по медиаобразованию была разработана знаменитым канадским ученым Маршалом Маклюэном (M.McLuhan) в 1959 году для учащихся 11 класса школ города Торонто. До этого времени не существовало целостной концепции и системы медиаобразования (или медиаграмотности): до конца 50-х годов XX века образование на материале киноискусства, прессы, телевидения, радио и т.д. существовало в виде автономных направлений и программ.

Как известно, США с давних пор является мировым лидером в области медиакультуры. Американская пресса, радио, звукозапись и особенно кинематограф, телевидение и Интернет практически доминируют в информационном поле большинства регионов планеты. Влияние средств массовой информации и коммуникации США на формирование сознания подрастающего поколения всего мира трудно переоценить [2]. Система американского медиаобразования с помощью Интернет-сайтов, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны. Но уже сегодня медиаобразование является составной частью школьных учебных планов в 48 американских штатах из 50.

Бесспорно, эффективность медиаобразования целиком и полностью зависит от уровня соответствующей подготовки педагогов. Поэтому важнейшим аспектом является медиаобразование учителей.

В нашем университете медиасредства используются широко и интенсивно. К примеру, преподаватели помещают план курса, программы, списки литературы и заданий в сеть Интернет.

Кабинет иностранного языка имеет доступ к ресурсам сети Интернет с 8.00. до 17.00 ежедневно, кроме воскресенья. Поэтому студенты имеют возможность работать в сети во время урока и после него. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:

• электронную почту (e-mail);

• телеконференции (usenet);

• видеоконференции;

• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

• доступ к информационным ресурсам:

• справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

• поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

• разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы активно используются на уроке английского языка.

Написание личного, делового письма осуществляется непосредственно по e-mail. Все студенты заводят свой электронный ящик. Теле-и видеоконференции осуществляются через программу Skype. По заказу и под руководством преподавателя студенты создали сайт любителей иностранного языка, где преподаватели и студенты выкладывают статьи, методические рекомендации, разработки мероприятий и уроков, таким образом, происходит обмен информацией, пополняется собственная «методическая копилка» [4].

Наиболее положительным в использовании ресурсов сети Интернет является его информативность, а также повышение мотивации обучения. Для данных занятий характерны самостоятельность студентов в выборе материала, их активность и заинтересованность. Используя Интернет, можно использовать любые банки данных и разные энциклопедии, непосредственно общаться на любых расстояниях с носителями языка.

Регулярное использование Интернета на занятиях делает процесс обучения языку более привлекательным для студентов, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам. Благодаря электронной почте и Chat (англ. - «разговор») они могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Студенты расширяют свой словарный запас, в первую очередь, бытовую лексику, улучшается их орфография.

Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подаётся с помощью аудио, видео и анимации, причем все тексты аутентичные.

Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, студент, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями (знания об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка), поэтому он интерпретирует речевое и неречевое поведение говорящего-носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и нарушению контакта.

Чтобы преодолеть эту трудность, язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации. Данное положение находит отражение в социолингвистическом и социокультурном компонентах коммуникативной компетенции.

Для приобретения фоновых знаний и формирования на этой основе социолингвистической и социокультурной компетенций обучающийся должен получать необходимую информацию о стране изучаемого языка и ее народе. Источником могут служить фильмы к зарубежным учебникам, а также художественные фильмы, в том числе и сериалы, если действие в них происходит в стране изучаемого языка, учебные телефильмы.

Бесспорно, наилучший результат может быть достигнут за счет использования аудиовизуальных источников, и, в первую очередь, учебных фильмов к зарубежным курсам иностранного языка. Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка, нужно видеть их, а также и обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, аэропорт, учебная аудитория, театр и пр.). Дело в том, что специфика обстановки оказывает существенное влияние на поведение общающихся. Кроме того, фильм позволяет познакомиться с характерными особенностями страны и жизни

людей в ней. Поэтому следует использовать все возможные применения аудиовизуальных источников [1].

В своей практике на занятиях я использую DVD-магнитофон для демонстрации видеофильмов.

В основе возможности использования средств видео-наглядности при обучении иностранным языкам лежит тот факт, что динамичность является одной из основных характерных черт живой разговорной речи. Динамичность видеофильма придаёт речи наглядность, не достижимую никакими статистическими изображениями.

Одна из основных возможностей видео, не свойственная никаким другим средствам наглядности, - это способность создания речевой среды, которой так недостаёт студентам при обучении иностранному языку.

Список литературы

1. Folse K.S., 2006. The Art of Teaching Speaking: Research and Pedagogy for the ESL/EFL Classrooms. Ann Arbor: University of Michigan Press.

2. Jones W., 2005. Assessing Students' Oral Proficiency. Dubai: TESOL Arabia Publications.

3. Brown H.D., 1994. Principles of language Learning and Teaching. Prentice Hall.

4. Stern H.H., 1986. Fundamental Concepts of Language Teaching. Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.