Научная статья на тему 'Из опыта медиаобразования будущих педагогов-филологов'

Из опыта медиаобразования будущих педагогов-филологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белошицкая Н. Н., Печинкина О. В.

В статье представлен опыт разработки и реализации учебного курса «Медиаобразование в информационном обществе» для будущих педагогов-филологов в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова (Архангельск). Приводятся примеры построения учебных занятий, интегрирующих теоретические и практические знания, приобретаемые в процессе освоения курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта медиаобразования будущих педагогов-филологов»

Практика медиаобразоеания

Из опыта медиаобразования будущих педагогов-филологов

Н.Н. Белошицкая, кандидат филологических наук, зав. кафедрой английского языка для гуманитарных направлений подготовки,

О.В. Печинкина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой языков северных стран и международной научной коммуникации,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова, Архангельск

Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации учебного курса «Медиаобразование в информационном обществе» для будущих педагогов-филологов в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова (Архангельск). Приводятся примеры построения учебных занятий, интегрирующих теоретические и практические знания, приобретаемые в процессе освоения курса. Ключевые слова: медиаобразование, будущий педагог, критическое мышление, творческие способности.

From the experience of media education of future teachers-philologists

Dr. Natalia Beloshitskaya, head of the department of English for Humanities,

Dr. Olga Pechinkina, head of the department of Nordic languages and cross-cultural scientific communication, Northern (Arctic) federal University named after M. V. Lomonosov (Arkhangelsk)

Abstract. The article presents the experience of designing and implementing of the academic course "Media education in the Information Society". The course was delivered to would-be

42

philology teachers in the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk). The extracts from the lessons scripts exemplifying integration of theoretical and practical knowledge, which is acquired during the course, are given in the article. Keywords: media education, future teacher, critical thinking, creativity.

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова продолжается реализация проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Проект стартовал летом 2014 года, первая апробация прошла осенью 2014 года.

Среди предлагаемых модулей был разработан модуль «Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования». Цель данного модуля - развитие умений учителя организовывать собственную профессионально-педагогическую

деятельность и образовательную деятельность учащихся в информационно-коммуникационном пространстве.

Модуль «Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования» нацелен на интегративное и практико-ориентированное обучение преподавателей гуманитарных дисциплин эффективному использованию информационных технологий в самообразовании и профессиональной деятельности. Специфика модуля состоит в том, что развиваемая у студента ИКТ-компетентность включает следующие составляющие: формирование учебной автономии в личностном и профессиональном развитии, умение использовать ИКТ в профессионально-педагогической и предметной (филологической) сфере.

Изучение модуля начинается с базовой (обязательной для всех студентов) дисциплины «Медиаобразование в информационном обществе» (3 зачетных единицы), которая способствует формированию базового уровня в понимании современных медиаресурсов, умений их критически отбирать, оценивать и использовать в своих профессиональных, образовательных и научных целях.

Для закрепления выработанных умений и навыков студентам предлагается изучить одну из вариативных дисциплин: «Принципы организации учебного процесса в условиях информатизации школы», «Информационные сервисы и ресурсы Интернета в профессиональной деятельности филолога» или «Автономная информационно-образовательная деятельность в Интернет-пространстве» (каждая по 3 зачетных единицы).

При изучении вариативных дисциплин модуля студентам предоставляется возможность достичь повышенного уровня в умении использовать современные информационные технологии для своих профессиональных целей и одновременно специализироваться либо в

области систематизации и общетеоретической оценке условий информатизации школы, либо в области возможностей применения современных Интернет-сервисов для своих профессиональных (научных, образовательных и педагогических) целей, либо в области умения организовать собственную автономную деятельность и автономную деятельность своих учеников для личностного и профессионального развития.

Изучение вариативных дисциплин и всего модуля завершается итоговым мероприятием (фрагментом урока или публичной лекцией), в ходе которого студент демонстрирует умение использовать в своей профессиональной деятельности собственный электронный образовательный продукт. Электронный продукт и итоговое мероприятие могут быть подготовлены небольшими группами студентов (два - четыре человека) или индивидуально. При этом студенту необходимо предоставить методическое обоснование, включающее, в том числе, обоснование целесообразности использования именно этого вида электронного продукта. Выбор вида продукта и типа итогового мероприятия начинается при изучении базовой дисциплины модуля и завершается при изучении вариативной дисциплины. В качестве консультантов по подготовке электронного продукта и итогового мероприятия и экспертов по их оценке выступают все преподаватели модуля.

Цель освоения базовой дисциплины «Медиаобразование в информационном обществе» - формирование культуры взаимодействия с медиа учителей гуманитарных направлений подготовки, развитие их творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа, оценки и создания медиатекстов. Среди задач изучения дисциплины: изучение понятийного аппарата медиаобразования; изучение и анализ основных теорий медиаобразования; изучение жанровых особенностей языка СМИ; изучение технологии медиаобразования (на материале различных медиа).

Обучение в рамках дисциплины «Медиаобразование в информационном обществе» направлено на формирование следующих компетенций: осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; использование современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач; формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения; создание и редактирование медиатекстов профессионального назначения; структурирование и интеграция знаний из различных областей

профессиональной деятельности и их творческое использование и развитие в ходе решения профессиональных задач.

В результате освоения дисциплины студенты осознают роль медиа ресурсов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе; умеют осуществлять поиск, критический анализ, отбор и оценку ИКТ и медиа ресурсов для их дальнейшего использования в образовательных, научных и профессионально-педагогических целях; умеют интегрировать ИКТ и медиа ресурсы в образовательный процесс в конкретной предметной области, опираясь на современные педагогические подходы и используя современные педагогические технологии; умеют эффективно организовывать и контролировать результаты собственной образовательной, научной и профессиональной деятельности в информационно-коммуникационной среде.

Курс «Медиаобразование в информационном обществе» состоит из интерактивных лекционных и практических занятий и представлен следующими темами: «Понятийный аппарат медиаобразования. Теории медиа и медиаобразования», «Медиаобразование в России и за рубежом», «Виды медиа», «Интернет как фактор возникновения новой коммуникативной ситуации», «Классификация медиатекстов», «Язык медиа», «Риторика и публичная речь», «Репрезентация действительности в СМИ: стереотипизация, идеологизация», «Практикум жанрового референцирования», «Технологии и методики медиаобразования», «Вариативность подходов к анализу рекламных, аудиовизуальных и печатных медиатекстов», «Виртуальная реальность: жанры, этически-правовые основы интернет культуры».

В качестве примера приведем первую тему курса «Понятийный аппарат медиаобразования. Теории медиа и медиаобразования». Студентам для работы в малых группах были предложены названия трех статей о фильме А. Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который в тот момент только вышел на экран, с тем, чтобы они попытались определить содержание и настроение статьи по ее названию: статья «Почта России» решила вложиться в кинематограф», опубликованная на сайте «Новые ведомости» (http://nvdaily.ru/info/22550.html), статья «Кончаловский рассказал про фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» с сайта tvkultura.ru (http://tvkultura.ru/article/show/article_id/114803) и статья «Последний почтальон» сайт «Российской газеты»

(http://www.rg.ru/2014/08/13/venise-site.html).

После прочтения статей необходимо было обсудить ряд вопросов: Какова позиция автора данной статьи? Почему вы так решили? С помощью

каких средств автор выражает свою позицию? Какова структура статьи? С какой целью она написана? Кто является целевой аудиторией?

Следующий этап работы состоял в том, что каждая группа выполняла свое конкретное задание. Так, группам следовало трансформировать один абзац таким образом, чтобы у первой группы изменилась целевая аудитория, у второй - изменить точку зрения автора, у третьей - подобрать аргументы, стилистические средства, которые сделали бы отрывок из статьи более убедительным.

По окончании групповой работы студенты представили результаты на всеобщее обсуждение, которое завершилось дискуссией о целях и задачах подобного рода заданий для школьников, студентов, педагогов.

Далее лекция проходила в интерактивной форме, то есть представление теоретического материала перемежалось обсуждением и предвидением дефиниций, вопросов, выводов, определением позиции студентов по отношению к тем или иным аспектам и т.д. Например, студентам предлагалось дать собственное определение терминов «медиаобразование, медиаграмотность, медиакультура, медиакомпетентность». Далее приводились определения, предлагаемые российскими и зарубежными учеными, с последующим их обсуждением.

В рамках обозначенной темы также обсуждались основные понятия медиаобразования, показатели медиакомпетентности личности и классификации их уровней, основные теории медиаобразования, цели медиаобразования и т.д.

Для поддержания активности студентов на занятии и наглядной иллюстрации некоторых аспектов медиаобразования были выполнены практические задания. На материале статьи «Сотрудники Силиконовой Долины отдают своих детей в школы без компьютеров» (https://internetnewsmd.wordpress.com) студенты должны были проанализировать медиатекст по таким понятиям, как агентства медиа, категории медиа, языки медиа, репрезентации медиа, аудитории медиа, а затем подготовить устное выступление с позиции сторонников обучения с использованием компьютеров, сторонников обучения без компьютеров и сторонников Вальдорфской педагогики. В результате выполнения данного задания студенты убедились, что одни и те же аргументы иногда могут быть использованы для подтверждения диаметрально противоположных мнений.

Так как количество часов на изучение конкретной темы невелико, на лекции были представлены лишь основные моменты, а их более детальное изучение продолжилось на семинарских занятиях.

Завершилось лекционное занятие работой в группах по анализу печатных рекламных медиатекстов, в ходе которого необходимо было

подробно ответить на следующие вопросы: Изображен лишь рекламируемый предмет или присутствуют сопутствующие объекты? Опишите качества рекламируемого предмета в соответствии с рекламой. Кто потенциальный покупатель данного продукта (пол, возраст, социальный статус)? Какова целевая аудитория этой рекламы? Где следует разместить данную рекламу? Что следует изменить в данном рекламном медиатексте?

Важной задачей курса является формирование критического мышления. Под критическим мышлением вслед за С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинской понимаем «процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решений о том, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. ... Критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально-значимых» [Заир-Бек, Муштавинская 2011, с.5]. Содержание курса медиаобразования создает уникальные возможности для развития критического мышления посредством технологий проблемного обучения. Анализ готовых медиапродуктов, создание собственных в виде рецензий, презентаций, эссе, творческих заданий предполагает широкое использование оценочных, креативных умений, умений применять полученное предметное знание для критического осмысления уже известных медиатекстов, то есть преодоление косного, стереотипного взгляда на порядок вещей. Очевидно, что будущему педагогу эти умения, слагающие фундамент критического творческого мышления, необходимы для успешной и продуктивной профессиональной деятельности.

В современной педагогике и медиаобразовании наработан богатый опыт реализации учебных курсов и успешного формирования критического мышления (С.И. Заир-Бек, М.И. Махмутов, К.Мередит, И.В. Муштавинская, М.И. Снаткин, Дж.Стил, Ч.Темпл, A.B. Федоров, др.).

A.B. Федоров в своей статье «Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы» анализирует опыт американских коллег [Федоров 2007]. В своем курсе мы старались реализовать накопленное знание. Представим ход занятия, построенного с реализацией образовательной технологии развития критического мышления. В известной монографии С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинской продемонстрирован технологический алгоритм, разработанный американскими коллегами К. Мередитом, Дж. Стил и Ч. Темплом.

Технологические этапы: 1. Вызов. 2. Осмысление содержания. 3. Рефлексия.

Примером послужит занятия по теме «Риторика и публичная речь. Речевое воздействие. Репрезентация действительности в СМИ: стереотипизация, идеологизация».

На этапе вызова необходимо актуализировать уже имеющиеся знания: Что такое риторика? Что значит «убеждать»? Риторика - это искусство или умение? Что важно аргументировать эмоционально или рационально? Вспомните публичные выступления, которые на вас произвели впечатление. Поясните, почему. Кого из ораторов прошлого или настоящего вы знаете? Почему их публичные выступления были успешными? Что важно при обращении к публике? Какими качествами должен обладать выступающий? Убеждение и манипуляция - где граница? Подвергаемся ли мы манипуляции СМИ?

На этой стадии важно показать студентам, что у них достаточно фонового знания и жизненного опыта, чтобы рассуждать и делать умозаключения. Здесь идет коллективный сбор информации, тут нет неправильных ответов. Некоторые вопросы могут обсуждаться в малых группах методом мозгового штурма. Важно, чтобы студенты учились слушать и слышать друг друга. В рамках нашей культуры практика толерантного восприятия мнения отличного от своего или мнения большинства еще, к сожалению, не укоренилась, это требует дополнительных, осознанных усилий. Тем не менее, это умение также составляет комплекс критического восприятия реальности.

На стадии осмысления содержания осуществляется переход от старого знания к новому. Здесь студенты получают новые сведения. В частности кратко излагается история возникновения в Древней Греции науки об искусстве убеждать. Уделяется внимание диспозиции, трехчастности речи:

1. Скажите, что собираетесь сказать.

2. Скажите об этом.

3. Скажите, что вы сказали.

В качестве примеров приводятся известные речи политических деятелей для сравнения идиостилей и выбранных методов воздействия.

Далее рассматриваются основные особенности языка медиа, функциональные стили, характерные для языка СМИ, язык как инструмент манипуляции и речевого воздействия, преодоление наивного восприятия информации, транслируемой разными источниками, вопросы толерантности и цензуры. Для анализа репрезентации действительности в СМИ и манипулятивного воздействия с помощью языка, предлагаем следующий набор терминов: стандартизация, мозаичность, серийность, фольклорность (волшебное могущество персонажей, постоянство метафор, символов, счастливый финал и т.д.) и др.

Студенты с удовольствием рассуждают на тему соотношения убеждения и манипулирования. Очень важно снабдить их знаниями о конкретных манипулятивных методиках.

Вслед за A.B. Федоровым, рекомендуем следующую типологию приемов манипулятивного воздействия медиа на аудиторию:

- «оркестровка» - психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;

- «селекция» («подтасовка») - отбор определенных тенденций - к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;

- «наведение румян» (приукрашивание фактов);

- «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.);

- «трансфер» («проекция») - перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);

- «свидетельство» - ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;

- «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации [Федоров 2005, с. 146].

Богатый материал представлен и в известной работе С.Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» [Кара-Мурза 2000]. Сейчас, когда сознание обывателя подвергается агрессивной бомбардировке новостными сюжетами с полярной интерпретацией одних и тех же событий в зависимости от политических установок канала, его государственной принадлежности и других возможных факторов, студенты должны учиться холодно и трезво анализировать содержание.

На занятие на этапе осмысления студентам представлены следующие способы манипулирования:

1. фабрикация фактов или прямая ложь;

2. отбор для материала событий реальности;

3. ведение «политической войны» (белая, серая, черная пропаганда);

4. большие психозы;

5. утверждение и повторение - опора на готовые шаблоны, стереотипы;

6. дробление и срочность информации на фрагменты, чтобы усложнить соединение в общую картину;

7. Сенсационность - создание псевдосенсации, за которой замалчивается по-настоящему серьезная новость;

8. Преувеличение и приуменьшение.

На этапе рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ изученной информации. Предполагается работа в малых группах. Для более эффективного осмысления и усвоения новой информации студентам предлагаются дискурсные отрывки медиатекстов для выявления способов

манипулирования и средств речевого воздействия. Так происходит обмен мнениями и усвоение новой информации

Для самостоятельной работы студентам предлагается выбрать несколько медиатекстов (новостной выпуск, газетную статью, аналитическую статью из журнала для профессиональной аудитории и т.д.) и проанализировать по следующим параметрам: целевая аудитория, соответствие выбора языковых средств характеру целевой аудитории, эвфеминизация и табуизация, обусловленность выбора темы социальной востребованностью, использованные способы манипулирования.

В качестве этапа рефлексии по курсу был проведен анонимный опрос-анкетирование среди студентов.

Анкета включала три блока:

1) владение предметом (преподаватель предлагает профессионально ориентированные задания, преподавателем четко формулируются цели и план учебной работы в соответствии с учебной программой курса и другие вопросы);

2) организация процесса обучения (преподаватель использует на занятиях интерактивные формы работы (групповая работа, решение проблемных заданий, проекты, дискуссии, кейсы и др.), применяемые методы и формы работы преподавателя целесообразны и эффективны, предлагаемая информация значима для подготовки к будущей профессиональной деятельности;

3) стиль и работа преподавания (речь преподавателя профессиональна, выразительна, оптимальна по темпу и силе его голоса, доступна для понимания, позволяет делать необходимые записи, способствует формированию собственной точки зрения по рассматриваемым вопросам).

Очевидно, что рефлексия предполагалась как по содержательным моментам курса, так и по различным аспектам работы преподавателей. Подавляющее большинство (42 человека из 47) отметили полезность дисциплины для собственного личностного роста, несомненный качественный рост в умении работать с информацией, интерпретировать медиадискурс, ориентироваться в жанровом разнообразии современного медиапространства.

По результатам эксперимента учебный курс «Медиаобразование в информационном обществе» включен в учебные планы по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Северном (Арктическом) федеральном университете.

Литература

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.:

Просвещение, 2011. 223 с.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2000. 864 с. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005. 314 с. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Молодежь и общество. 2007. № 2. С. 112-135.

References

Fedorov. A.V. Media education of future teachers. Taganrog: Kuchma, 2005. 314 p. Fedorov. A.V. Technology development of media competence and critical thinking in the process of creative media education students: general approaches // Youth and Society. 2007. № 2, p. 112-135.

Kara-Murza, S.G. Manipulation of consciousness. Moscow: Eksmo, 2000. 864 p.

Zair-Bek S., Mushtavinskaya, I.V. The development of critical thinking in the classroom.

Moscow: Education, 2011. 223 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.