Учебные программы
Программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы
медиаобразования»
Автор-составитель программы - И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент
Пояснительная записка
Трудно переоценить роль, которую играют масс-медиа в жизни современного общества. Человеку уже недостаточно владеть только традиционными знаниями, ему необходимо быть образованным в сфере медиа, то есть уметь «читать», интерпретировать различные медиатексты -информационные сообщения, изложенные в любом виде и жанре медиа. Процесс медиаобразования предполагает развитие у аудитории умений полноценно воспринимать, анализировать и оценивать произведения медиакультуры, участвовать в творческом процессе создания медиатекстов, понимать социокультурный и политический контекст функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа.
К сожалению, медиаобразование в России не является обязательным, как, например, в Канаде или Великобритании. Социологические опросы показывают, что при огромном объеме информации, большинство педагогов далеко не всегда используют богатый образовательный, развивающий и воспитательный потенциал медиаобразования, порой не владеют умениями работы с современной медийной аппаратурой. Однако актуальность реализации различных медиаобразовательных проектов в российском образовательном процессе очевидна. Обучаясь в школе, многие учащиеся заинтересованы не только в получении документа об образовании, но и в новых знаниях, в развитии творческих способностей, критического мышления и т.д. В связи с этим, проблема внедрения медиаобразования в традиционный учебно-воспитательный процесс, равно как и развитие медиакомпетентности педагогов, представляется чрезвычайно важной и значимой для российского образования.
Подготовка медиакомпетентных педагогов - важная задача сегодняшнего дня, и ее решение возможно при условии соответствующей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Например, в Таганрогском государственном педагогическом институте успешно апробирована медиаобразовательная модель в рамках открывшейся с 2002 года специализации 03.13.30 «Медиаобразование». Однако остается открытым вопрос реализации потенциальных возможностей медиаобразования тех педагогов, которые уже окончили свое обучение и приступили к
практической педагогической деятельности. Одним из путей здесь может стать повышение квалификации педагогических кадров, знакомство с теорией, историей и практикой отечественной и зарубежной медиапедагогики, формах и методах интегрированного, специального или факультативного медиаобразования.
Рост интереса к проблеме медиаобразования обусловлен одним из направлений реализации компетентностного подхода в педагогике, а именно становлением ключевых компетентностей надпредметного характера, к которым относятся педагогические техники и технологии формирования умений работы с информацией: ориентация в медийном потоке, поиск необходимой информации, осознание социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентативных систем, используемых ими.
Объект: процесс медиаобразования педагогических кадров.
Предмет: теоретические, методические и практические аспекты медиаобразования в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Цель курсов: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере медиаобразования, освоение методов и форм медиаобразовательной деятельности. Эта цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы слушателей, посредством осуществления практико ориентированных
медиаобразовательных исследований в педагогической деятельности.
Задачи курсов:
- изучение актуальных проблем современного медиаобразования, основных теоретических и методических подходах к медиаобразованию;
- изучение форм, методов, практических приемов и технологий современной медиапедагогики;
- овладение основными умениями анализа и подготовки медиатекстов различных видов и жанров;
- использование базовых навыков разработки и создания медиаобразовательных проектов, разработка презентаций собственных медиаобразовательных проектов.
Методологическая основа: философская концепция М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится фундаментальной основой к выявлению содержания медиаобразовательного процесса; компетентностный подход.
Ключевые понятия программы: медиа, медиаобразование, медиакомпетентность, модели, теории и методики медиапедагогики, развитие критического мышления, анализ медиатекста, формы и методы медиапедагогической деятельности.
Целевая группа: программа рассчитана на руководителей образовательных учреждений, специалистов региональных и муниципальных органов управления образования, учителей, работников учреждений дополнительного образования.
Условия освоения программы: успешное освоение программы предполагает наличие у слушателя опыта педагогической деятельности, психологической готовности к осуществлению медиаобразования, а также позитивный настрой на участие в интерактивных и творческих формах работы.
Методы: освоение данной программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на лекционных и практических формах освоения учебного материала, использовании примеров и ситуаций из собственного управленческого опыта слушателей (лучшие практики) и самостоятельной работы, ориентированной на включение полученных теоретических знаний и освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных медиаобразовательных проблем в своих организациях и учреждениях. Аудиторные формы организации занятий:
- интерактивный семинар - полилоговая форма закрепления и углубления знаний, когда слушатели заранее готовят информацию по определенным темам и презентуют ее с использованием приемов и техник интерактивного обучения;
- творческая мастерская - форма интерактивного занятия, имеющего прикладной характер. Предусматривает освоение разнообразного методического инструментария для реализации индивидуальных и групповых медиаобразовательных проектов;
- тренинговые задания - форма работы, моделирующая определенную образовательную ситуацию, позволяющую слушателям на практике апробировать основные приемы и методы работы с медиаматериалом;
Иные формы работы - групповые, индивидуальные и коллективные формы работы над проектами, практика деловых, ролевых и имитационных игр на медийном материале, анализ и осуждение медиатекстов различных видов и жанров, презентация медиаобразовательных проектов.
Тематический план программы повышения квалификации
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие: Роль и значение медиа в жизни современного школьника 6
2 Современные тенденции развития медиаобразования 6
3 Теоретические подходы к медиаобразованию 6
4 Модели медиаобразования 6
5 История отечественного и зарубежного медиаобразования 6
6 Методика организация и проведения медиаобразовательных занятий 6
7 Развитие медиакомпетентности и критического мышления 6
8 Презентация медиаобразовательных проектов. Круглый стол «Актуальные проблемы медиаобразования в учебно-воспитательном процессе» 6
ИТОГО 48
Описание программы курсов повышения квалификации
Тема 1. Роль и значение медиа в жизни современного школьника.
Роль и функции медиа в современном мире. Функции масс-медиа. Понятие медиатекста. Виды медиа.
Практические задания: анкетирование слушателей.
Тема 2. Современные тенденции развития медиаобразования. Медиаобразование и его роль в социализации личности. Цели и задачи медиаобразования. Направления медиаобразования. Ключевые понятия медиаобразования.
Практические задания: работа в мини-группах - «Возможности медиаобразования для образования, воспитания и развития личности»
Тема 3. Теоретические подходы к медиаобразованию. «Протекционистская» («инъекционная», «защитная», «прививочная») теория медиаобразования. Этическая теория медиаобразования. Теория медиаобразования как развития «критического мышления». Идеологическая теория медиаобразования. Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории. «Практическая» теория медиаобразования. Культурологическая теория медиаобразования. Эстетическая (художественная) теория медиаобразования. Семиотическая теория медиаобразования. Социокультурная теория медиаобразования. Воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей средств массовой коммуникации.
Практические задания. Работа в группах: творческое задание «Программа медиаобразования для школьников: воспитательный, обучающий и развивающий компоненты». Обсуждение групповых программ.
Тема 4. Модели медиаобразования. Понятие медиаобразовательной модели. Классификация моделей медиаобразования в российской и зарубежной медиапедагогике. Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез эстетической и социокультурной моделей Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез эстетической, образовательно-информационной и воспитательно-этической моделей Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей.
Практические задания. Интерактивный семинар: «Выдающиеся российские и зарубежные медиапедагоги».
Тема 5. История отечественного и зарубежного медиаобразования.
Основные тенденции развития медиаобразования в мире. Этапы развития отечественной системы медиаобразования. Медиаобразование в России: основные проблемы и тенденции развития.
Практические задания: работа в малых группах - создание собственных медиатекстов различных видов и жанров, характерных для определенного этапа развития отечественной медиапедагогики. Презентация медиатекстов.
Тема 6. Методика организация и проведения медиаобразовательных занятий. Понятие о методике и методах медиаобразования. Классификация методов медиаобразования. Цикл литературно-имитационных, театрализованно-ситуативных, изобразительно-имитационных творческих занятий. Цикл творческих занятий, направленных на развитие полноценного медиавосприятия. Организация проблемных коллективных обсуждений и рецензирование медиатекстов. Методика проблемного анализа медиатекстов.
Практические задания. Творческая мастерская: подготовка циклов и модулей творческих заданий на медиаматериале. Моделирование медиаобразовательных занятий, направленных на развитие умений анализа медиатекстов.
Тема 7. Развитие медиакомпетентности и критического мышления. Понятие медиакомпетентности. Классификация основных показателей медиакомпетентности. Характеристика уровней медиакомпетентности. Развитие критического мышления в контексте медиаобразовательных занятий. Манипулятивное воздействие медиа: уровни, основные приемы.
Понятие критического анализа медиатекста. Структурные компоненты критического анализа и его основные этапы. Интерпретация, декодирование произведений медиакультуры. Основные формы и методы медиаобразовательной работы по развитию критического мышления аудитории.
Практические задания. Тренинговые задания - апробация основных форм и методов критического анализа медиапроизведений различных видов и жанров. Игровые задания «Синквейн», «Портфолио» и др. Повторное анкетирование слушателей.
Тема 8. Презентация медиаобразовательных проектов. Круглый стол «Актуальные проблемы медиаобразования в учебно-воспитательном процессе».
Общая продолжительность - 48 часов
Процесс освоения данной программы фиксируется в методическом портфолио слушателя, которое одновременно является формой аутентичного оценивания хода и результатов работы с учебным содержанием программы. В результате освоения программы портфолио слушателя будет включать:
• основные понятия медиаобразования, его стратегические цели, задачи;
• основные теоретические подходы к медиаобразованию;
• модели современного медиаобразования;
• роль и значение медиаобразования в жизни современного подрастающего поколения;
• медиаобразовательные методики в учебно-воспитательном процессе;
• основные показатели развития медиакомпетентности;
• практические разработки медиаобразовательных проектов;
• итоговое рефлексивное эссе.
Перечень основных источников, которые будут освоены слушателями: книги, научные статьи по проблемам медиаобразования, интернет-ресурсы, посещение медиаобразовательных интернет-сайтов. По окончанию работы слушателям предлагается учебно-методический комплекс на электронных носителях, который включает основной теоретический и методический материал по проблематике медиаобразования.
Формы итогового контроля: презентация и защита медиаобразовательных проектов.
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс,
2005. 176 с.
Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 214 с.
Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью Тверь,
2005.
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2004. 174 с.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сиб. фил. ин-та культурологии, 2000. 91 с. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии). Бийск: ФПОИ, 2005. 286 стр. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004.
Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический проект, 2004. 240 с.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2002.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 175 с.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О.Варшавер. М.: ЦГЛ, 2005. 80 с.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.
Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.
Основы экранной культуры. Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. М., 1998. 60 с.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж:
Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 1997.
Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале
англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 с.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и
переподготовки работников образования, 1999. 114 с.
Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Популяризация критического мышления. М., 1997.
Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования(на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХ1 века. Н. Новгород: Изд-во Арабеск, 2001. 272 с. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус, 1995. 224 с.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 188 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России, 2004. № 8. C. 34-40.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А. Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог: Изд-во Кучмы, 2007. 198 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. Проблемы медиаобразования: научная школа под руководством А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та,
2007. 212 с.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008. 184 с. Челышева И. В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Таганрог: Центр развития личности,
2008. 300 с.
Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.
Челышева И.В., Шаповалова В.С, Медиаобразование и менеджмент: история развития: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. 216 с.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. 66 с.
Интернет-сайты:
• http://edu.of.ru/mediaeducation
• http://edu.of.ru/medialibrary
• http://www.mediagram.ru и http://www.ifap.ru
• http://www.medialiteracy.boom.ru
• http://www.mediaeducation.ru (раздел «Публикации»).