Научная статья на тему 'МЕДИАПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ'

МЕДИАПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНЫЕ СМИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ XXI ВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Актуальной задачей современного образования является формирование «навыков XXI века» в процессе обучения и воспитания. Сегодня особое внимание уделяется поиску адекватных - возрасту обучающихся, образовательной системе школы, образовательной политике государства - форм и методов воспитательной работы. В рамках данной статьи рассмотрен один из аспектов воспитательной деятельности, развивающих навыки XXI века, -медиаобразовательные практики. Теоретико-методологическую основу исследования составили системнодеятельностный и аксиологический подходы к образованию. Частными методами в работе выступили метод моделирования, метод кластерного анализа, дискурсивный анализ школьных СМИ. Результаты: 1) раскрыты особенности медиаобразования для формирования и развития навыков XXI века; практики использования медиа рассматриваются в контексте освоения смыслов и ценностей культуры, опосредованных совокупностью технологических средств и приемов коммуникации, служащих для передачи информационного сообщения в виде текста, музыки или изображения. 2) представлены содержательные особенности модуля «Школьные медиа» в программе воспитания школы; определены его цели (развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся) и воспитательный потенциал; 3) рассмотрено, как раскрывается просветительский потенциал школьных СМИ через приобщение к духовно-нравственным ценностям. Сделан вывод о том, что реализация воспитательных задач средствами медиаобразования может стать одним из возможных способов преодоления негативных явлений современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA PRACTICES IN EDUCATION: IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TASKS

An urgent task of modern education is the formation of "skills of the XXI century" in the process of teaching and upbringing. Today a special attention is paid to the search for adequate forms and methods of educational work - the age of students, the educational system of the school, the educational policy of the state. Within the framework of this article, one of the aspects of educational activities that develop the skills of the XXI century is considered - media educational practices. The theoretical and methodological basis of the study was the system-activity and axiological approaches to education. The modeling method, the cluster analysis method, and the discursive analysis of school media were used as private methods in the work. Results: 1) the features of media education for the formation and development of skills of the XXI century are revealed; the practices of using media are considered in the context of mastering the meanings and values of culture, mediated by a set of technological means and communication techniques that serve to transmit an information message in the form of text, music or image. 2) the content features of the module "School media" in the school education program are presented; its goals are defined (the development of the communicative culture of schoolchildren, the formation of communication and cooperation skills, support for the creative self-realization of students) and educational potential; 3) it is considered how the educational potential of the school media is revealed through familiarization with spiritual and moral values. It is concluded that the implementation of educational tasks by means of media education can become one of the possible ways to overcome the negative phenomena of modern life.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

УДК 37.018

Ирина Яковлевна Мурзина, доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий E-mail: [email protected]

МЕДИАПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ1

Аннотация. Актуальной задачей современного образования является формирование «навыков XXI века» в процессе обучения и воспитания. Сегодня особое внимание уделяется поиску адекватных - возрасту обучающихся, образовательной системе школы, образовательной политике государства - форм и методов воспитательной работы. В рамках данной статьи рассмотрен один из аспектов воспитательной деятельности, развивающих навыки XXI века, -медиаобразовательные практики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили системно-деятельностный и аксиологический подходы к образованию. Частными методами в работе выступили метод моделирования, метод кластерного анализа, дискурсивный анализ школьных СМИ.

Результаты: 1) раскрыты особенности медиаобразования для формирования и развития навыков XXI века; практики использования медиа рассматриваются в контексте освоения смыслов и ценностей культуры, опосредованных совокупностью технологических средств и приемов коммуникации, служащих для передачи информационного сообщения в виде текста, музыки или изображения. 2) представлены содержательные особенности модуля «Школьные медиа» в программе воспитания школы; определены его цели (развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся) и воспитательный потенциал; 3) рассмотрено, как раскрывается просветительский потенциал школьных СМИ через приобщение к духовно-нравственным ценностям. Сделан вывод о том, что реализация воспитательных задач средствами медиаобразования может стать одним из возможных способов преодоления негативных явлений современной жизни.

Ключевые слова: воспитание, медиаобразование, духовно-нравственное развитие, школьные СМИ, просветительская деятельность, навыки XXI века

Для цитирования: Мурзина, И.Я. Медиапрактики в образовании: реализация воспитательных задач / И.Я. Мурзина // Педагогический журнал Башкортостана. -2021. - №3(93).- С.66-81.

Irina Ya. Murzina, Dr. Sci. (Cultural Studies), Professor, Director, Institute of Educational Strategies E-mail: [email protected]

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44091\21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».

The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-011-44091 \ 21 "Theological education in the context of digital culture".

MEDIA PRACTICES IN EDUCATION: IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TASKS

Abstract. An urgent task of modern education is the formation of "skills of the XXI century" in the process of teaching and upbringing. Today a special attention is paid to the search for adequate forms and methods of educational work - the age of students, the educational system of the school, the educational policy of the state. Within the framework of this article, one of the aspects of educational activities that develop the skills of the XXI century is considered - media educational practices.

The theoretical and methodological basis of the study was the system-activity and axiological approaches to education. The modeling method, the cluster analysis method, and the discursive analysis of school media were used as private methods in the work.

Results: 1) the features of media education for the formation and development of skills of the XXI century are revealed; the practices of using media are considered in the context of mastering the meanings and values of culture, mediated by a set of technological means and communication techniques that serve to transmit an information message in the form of text, music or image. 2) the content features of the module "School media" in the school education program are presented; its goals are defined (the development of the communicative culture of schoolchildren, the formation of communication and cooperation skills, support for the creative self-realization of students) and educational potential; 3) it is considered how the educational potential of the school media is revealed through familiarization with spiritual and moral values. It is concluded that the implementation of educational tasks by means of media education can become one of the possible ways to overcome the negative phenomena of modern life.

Keywords: education, media education, spiritual and moral development, school media, educational activities, skills of the XXI century

For citing: Murzina I.Ya. (2021) Media practices in education: implementation of educational tasks. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93): 66-81 (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021 -93-3-66-81

Введение. В педагогической литературе в качестве образовательных результатов все чаще называют «навыки XXI века». И мы понимаем, что это не просто метафора. Это тот необходимый набор качеств, которые обеспечат развитие и самореализацию молодым людям сегодня и завтра. И среди необходимых навыков называют критическое мышление, готовность к взаимодействию и коммуникации с самыми разными людьми, способность творчески подходить к любому порученному делу.

В многочисленных исследованиях, появившихся в последние несколько лет, вопрос о необходимых в сложно изменяющемся мире навыках и компетенциях обсуждается достаточно активно [1; 3; 7; 11; 12; 17]. Акцент делается не только на определении, что включать в перечень необходимых для жизни в XXI веке умений, но и о качестве образования, способном формировать, развивать и оценивать эти навыки.

Метапредметные результаты обучения в основной школе ФГОС, включающие универсальные учебные коммуникативные действия, состоящие в том числе из умений «учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с

педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером» [18, 6], направлены на определение уровня готовности и способности реализовывать новые компетенции в реальной жизни. Развитие этих способностей не является самоцелью: они выступают в качестве ориентиров для педагогов, формулирующих цели и задачи обучения и воспитания, и направлены на формирование «опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач» [18,

7].

Формирование навыков XXI века является задачей не только обучения (предметная составляющая образования), но и воспитания. Именно последнее становится той системой, которая актуализирует и проверяет на практике готовность применять знания и умения, полученные в школе. Поэтому такое внимание уделяется поиску адекватных - возрасту обучающихся, образовательной системе школы, образовательной политике государства - форм и методов воспитательной работы.

В рамках данной статьи мы рассмотрим один из аспектов воспитательной деятельности, развивающих навыки XXI века, -медиаобразовательные практики.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили системно-деятельностный и аксиологический подходы к образованию. Частными методами в работе выступили метод моделирования, метод кластерного анализа, дискурсивный анализ школьных СМИ.

Результаты исследования.

1. Медиаобразование и формирование навыков XXI века.

Мы живем в информационную эпоху, начало которой ученые относят к 1960-м годам. Ее отличают радикальные изменения в технологическом укладе жизни - способность генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях, затрагивает все сферы человеческого существования: социальные процессы, способы коммуникации между людьми, экономические отношения, повседневные практики. Особое значение в информационную эпоху приобретают медиа. Медиа (от лат. - medium, посредник) включают средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство). Всеобъемлющий характер медиа в современном мире позволил ввести в научный оборот понятие медиакультуры.

Исследователи предлагают различные определения медиакультуры. Так, А.В. Федоров рассматривает медиакультуру как «совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в социуме», справедливо отмечая, что «по отношению к аудитории "медиакультура" ... может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [21, 38].

Н.Б. Кириллова включает в понятие медиакультуры как печатные, так и электронные средства массовой коммуникации: кабельное, спутниковое ТВ, видео, цифровое кино и фото, компьютерные каналы, Интернет, мультимедиа, сотовая связь и др., оказывающие влияние на социальные и политико-экономические процессы [6, 11]. Автор подчеркивает, что медиакультура - это совокупность «информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия» [5, 18]. Мы определяем медиакультуру как систему выработанных на протяжении культурно-исторического развития средств, способов и механизмов производства и потребления информации, благодаря которым мотивируется, направляется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность в медиасреде.

В основе медиакультуры лежат ценности (духовные, интеллектуальные, материальные), созданные в процессе человеческой деятельности и определяющие поведение людей, способы их взаимодействия и самоактуализации в медиасреде. Поскольку именно освоение культуры является глобальной задачей образования, сегодня важно определить, какие способы, формы и методы освоения медиакультуры являются актуальными и перспективными.

В современной культурологии и педагогике практики использования медиа рассматриваются в контексте освоения смыслов и ценностей культуры, опосредованных совокупностью технологических средств и приемов коммуникации, служащих для передачи информационного сообщения в виде текста, музыки или изображения.

Ситуация, в которой оказался мир в 2020 году, - пандемия COVID-19 и последовавший режим ограничений - интенсифицировали процессы перехода и стремительного освоения виртуального пространства. Переход в онлайн-режим оказался неожиданным не только для образования, но именно процесс обучения-воспитания можно рассматривать как индикатор, отображающий характер социальных трансформаций. Актуализация известных и появление новых практик в образовании

показали, что именно медиа стали важным элементом складывающейся новой системы взаимоотношений.

Деятельностное начало как основание образования в современном мире предполагает развитие готовности и способности к диалогу, в процессе которого формируется картина мира. Образование как способ, процесс и результат широко понимаемой коммуникации предполагает «со-участие» (совместную деятельность) в освоении мира культуры. Медиаобразование, таким образом, можно определить как важнейшую коммуникативную практику.

А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности» [20].

Ученые предлагают рассматривать медиаобразование в широком и узком значении: в широком смысле «медиаобразование рассматривается как направление в педагогике, выступающее за изучение аудиторией закономерностей осуществления массовой коммуникации, функционирования массмедиа (прессы, телевидения, радио, интернет СМИ, кино, видео, социальных сетей и т. д.)», в узком - под медиаобразованием понимают «направление в журналистике, связанное с подготовкой объективной и подготовленной целевой аудитории СМИ, а также формированием юнкоровского движения» [4].

Целью медиаобразования является формирование активного субъекта медиакультуры - человека, способного к коммуникации с медиа на основе развитого критического мышления, реализующего творческую активность в процессе создания, распространения, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов и понимания роли и функций медиа в современном обществе.

2. Модуль «Школьные медиа» в программе воспитания школы.

Воспитание как приоритет образовательной деятельности школ означает более внимательное отношение к его формам и методам, выявление и трансляцию перспективных практик, позволяющих решать определенные законом «Об образовании в Российской Федерации» задачи. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у

обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

В рабочих программах воспитания, которые с 2021 года стали обязательной частью основной образовательной программы школы, особый акцент делается на принципы системности воспитательной работы, на понимание, что воспитание - это не количество проведенных мероприятий, а направленная деятельность, охватывающая широкий спектр взаимодействий педагогов школы, учеников, родителей и возможных социальных партнеров, который объединяет урочную, внеурочную и внешкольную работу.

Под воспитательной системой понимается такой тип образовательной организации, в которой характер связей, взаимодействий и отношений между педагогами, учениками, родителями и социальными партнерами определяется приоритетной задачей воспитания детей. Этой цели подчинен социально-психолого-педагогический процесс в образовательной организации, который обеспечивает качественно новые условия для формирования и развития личности. Воспитательная система является интегрирующим началом для системы обучения, системы методической работы, системы управления организацией и т.п.

Система воспитательной работы, или система воспитания - это система взаимосвязанных компонентов воспитания (целей, форм, содержания, методов и т.п.), созданная и реализуемая либо отдельным педагогом, либо в работе всей образовательной организации, либо в рамках того или иного региона [16, 40]. Наиболее перспективной на современном этапе является воспитательная система гуманистического типа, направленная на развитие личности. Личность отражает социальное бытие человека.

Современные программы воспитания в общеобразовательных школах строятся по модульному принципу, для которого характерно объединение в рамках одного направления содержания и форм работы, достижений обучающихся и результатов деятельности в общий блок, который отличает комплексность, завершенность и ориентация на определенный круг компетенций. Среди рекомендуемых в программы воспитания сегодня входит модуль «Школьные медиа».

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио- и видеоинформации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал

школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

- школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

- школьный медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;

- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;

- школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;

- участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа [13, 18].

Изменения в социокультурном пространстве предполагают расширение направленности работы со школьными медиа: обучение школьников блоггингу, работе в социальных сетях, а также проведение курсов по безопасному поведению в Интернете.

Работа школьных медиа тесно связана с созданием курсов для внеурочной деятельности («Школа журналистики»), модулями воспитательной программы - «Школьный урок» (интеграция педагогов, преподающих русский язык или историю и обществознание с учителями информатики), «Экскурсии, экспедиции, походы» (создание школьниками тревел-блогов, информационных ресурсов, направленных на

представление результатов работы в рамках экскурсионно-музейного практикума), «Профориентация» (знакомство с работой военных журналистов), «Работа с родителями» (обсуждение тем безопасной информационной среды).

Создание и работа школьных СМИ имеет долгую историю и восходит к созданию рукописных журналов в дореволюционных гимназиях и лицеях. В советское время активно развивалось юнкоровское движение (юнкоры, или юные корреспонденты), решавшее задачи вовлечения детей и подростков в социально активную деятельность.

Несмотря на идеологическую заданность, юнкоровское движение было очень популярно и развивалось в школах, существовало в качестве детских или молодежных редакций при «взрослых» газетах. Как известно, издания для школьников выпускали взрослые, а дети и подростки могли предлагать свои статьи или заметки для публикации в этих СМИ. Г.И. Старкова отмечает, что юнкоровское движение обеспечивало многоуровневую систему коммуникаций «общества взрослых» с молодежью. В этом процессе были задействованы центральные, региональные и местные партийные и комсомольские органы; органы народного образования и культурно-просветительные учреждения, творческая интеллигенция; редакции пионерских и комсомольских газет; юные корреспонденты на местах (школьники, пионеры, комсомольцы, работающая молодежь, призывники и др.), обеспечивая одновременно и трансляцию ценностей общества юной аудитории (решалась задача формирования «нового человека», настоящего советского гражданина, самостоятельного, ответственного, инициативного), и обратную связь от детей и молодежи. [15] Юнкоры постоянно работали в составе школьных пресс-центров, активно сотрудничали с редакциями детских и других изданий, с редакциями радио и телевидения.

С.В. Лебедева, автор исследования «Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России», раскрывая этапы развития школьных СМИ в России, подчеркивает, что в постсоветское время «появились возможности для создания внутришкольных, районных, общегородских изданий самих подростков. Эти издания разнотипны по содержанию, целям и методам работы с информацией, организационной форме редакции. Они стали площадкой для публичного выражения школьниками своего мнения по различным проблемам окружающей их действительности» [8, 3].

Школьные СМИ можно рассматривать как важную часть медиаобразования. Создание и работа школьных изданий решает не только узко понимаемые профориентационные задачи (формирование будущего журналиста), но и более широкий круг воспитательных задач -становления гражданина, социально активной личности, готовой к созидательной деятельности. Они призваны решать задачи социализации обучающихся, развивать способность к коммуникации, поддерживать

детские инициативы, выступать значимым элементом школьного самоуправления. Школьные медиа современные авторы рассматривают как реализацию коллективной / групповой проектной деятельности.

Как известно, идеи гуманизма, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье, в воспитательной системе гуманистического типа сочетаются с принципами коллективизма. Коллективизм рассматривается как такой способ социальных коммуникаций и взаимодействий, который обеспечивает благоприятные условия для развития личности через осознанное подчинение личных (эгоистических) интересов общественным, направлен на формирование готовности и способности к товарищескому сотрудничеству, взаимодействию и взаимопомощи, основанное на взаимопонимании, доброжелательности и тактичности по отношению к проблемам и потребностям окружающих людей.

Развитие коллективизма в современных условиях становится более чем актуальной задачей. Не секрет, что в последние десятилетия акцент, по преимуществу, делался именно на индивидуально-личностное развитие и значимость каждого отдельного человека (что, безусловно, было справедливой реакцией на представление о человеке как «винтике» государственной машины).

Если рассматривать коллективизм и индивидуализм как крайние точки в системе координат, то необходимо констатировать, что в последнее время маятник находится у полюса «индивидуализм». Показательно, что по исследованиям начала 2000-х годов, личные интересы большинство россиян считали главными для человека, менее 40% опрошенных были согласны с тем, что «людям следует ограничивать свои личные интересы во имя интересов государства и общества» [22]. По данным ВЦИОМ, «в вопросе о соотношении интересов личности и государства/общества 47 % опрошенных согласились с мнением, что следует ограничивать свои желания ради государства и общества, тогда как 38% ставят личные интересы безусловно выше общественных» [2] (опрос проводился в январе-феврале 2021 года; в опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет). Вроде бы динамика положительная, но ее изменения за прошедшее двадцатилетие нельзя назвать устойчивыми.

Общество не может нормально функционировать, если люди не объединены, если они не готовы к сотрудничеству и взаимодействию, если главным мотивирующим фактором выступает эгоцентризм. Неслучайно среди необходимых навыков, которые необходимо воспитывать с детства, на первом месте стоит готовность и способность работать в команде. Соответственно, одной из приоритетных задач воспитания называется воспитание коллективизма.

В новых условиях не потеряли своей значимости традиционные для советского воспитания идеи о связи личности и общества. Коллектив отличает общность целей, ценностных ориентаций, совместная

деятельность. Среди воспитательных задач, стоящих перед школой, можно назвать формирование сообществ из людей, разделяющих общие ценности и объединенных общими делами.

В идеале детский или подростковый коллектив выступает транслятором социально значимых качеств личности, задает нравственные ориентиры и определяет нормы поведения каждого из своих членов. На практике это происходит не всегда. Напротив, и это отмечают многие педагоги и психологи, дети перенимают друг и друга не только положительные качества, но и демонстративность поведения, провокативность, агрессию. Поэтому важной педагогической задачей становится развитие коллектива, объединенного творческими идеями, решение которых позволяет каждому в отдельности и всем вместе приобрести позитивный опыт самореализации. Таким объединяющим ребят разных возрастов проектом могут стать школьные СМИ.

3. Просветительский потенциал СМИ образовательных организаций в приобщении к духовно-нравственным ценностям.

Решение воспитательных задач с использованием школьных СМИ можно рассматривать, как минимум, в двух контекстах - в обновлении содержания публикуемых материалов и трансляции опыта, полученного в системе общего образования, в системе дополнительного образования (не исключаем, что может быть и иной путь: знания и умения, приобретенные в системе дополнительного образования становятся составной частью компетенций личности, которые могут применяться в том числе и в учебной деятельности общего образования; обе ситуации описывают систему общего и дополнительного образования как взаимосвязанные части единого пространства обучения-воспитания). Рассмотрим частный случай: обновление содержания публикуемых материалов в школьных СМИ как решение просветительских задач.

Просветительский пафос присущ массовому образованию и зачастую является его движущей силой: как это было в начале становления всеобщего образования в эпоху Просвещения и продолжается по сегодняшний день. Активная работа по продвижению исторических знаний в Год памяти и славы (2020) или научных знаний в объявленный Год науки и технологий (2021) свидетельствует, что школьные СМИ становятся одной из площадок для реализации поставленных задач.

Просветительской деятельностью в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» называется «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения»,

регулируемые российским законодательством [19]. Собственно, просветительской, как следует из закона, может стать самая разнообразная деятельность по приобщению широких слоев населения к получению знаний и навыков на внеинституциональной основе (отметим в скобках, что бурные дискуссии, связанные с принятием поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» в части определения просветительской деятельности, показывают, что столь расширительное толкование не способствует определению ее границ и не решает в полной мере институциональные задачи [14]). В рамках нашего исследования мы принимаем данное определение в качестве рабочего, чтобы выявить просветительский потенциал текстовых, аудио- и видеопубликаций в школьных СМИ.

Под просветительским потенциалом СМИ образовательных организаций мы понимаем совокупность содержательных элементов (текстов и/или аудиовизуальной продукции), обеспечивающих возможность знакомства, приобщения и последующего включения в деятельность по освоению культурного наследия. При этом деятельность по освоению культурного наследия мы толкуем предельно широко - как освоение социокультурного опыта (см. подробнее: [10]), к которому приобщается каждое следующее поколение, вступающее в жизнь.

Реализационная модель просветительской деятельности школьных СМИ опирается на идею создания такого контента для детей и молодежи, который предлагает образы и образцы поведения, обеспечивает участие в социально одобряемых практиках и творческих инициативах, формирующих позитивную культурную идентичность. Жанры представления такого типа информации могут быть любыми: заметка, интервью, репортаж или отзыв об участии в каком-либо событии (школьного, регионального или всероссийского масштаба); комментарий к происходящим в школе или в жизни ее учеников событиям; рецензия на прочитанную книгу, просмотренный фильм или выставку; житейские истории или легенды, затронувшие душу. Важно, чтобы они были не дидактически-прямолинейными и инициированными исключительно взрослыми, а резонировали с внутренним миром подростка или молодого человека, его потребностью в понимании себя, окружающих людей и мира, в котором он живет.

Рискнем предположить, что решать так сформулированную задачу можно, если в школьных СМИ будет предусмотрена отдельная рубрика или страница (не важно - печатная или web), посвященная культурным традициям и их современному бытованию. Возможно, на редакционном совете школьного СМИ такая идея будет озвучена педагогом, но ее реализация - целиком в руках учеников.

У ребят сегодня опыт включенности в социокультурное пространство чрезвычайно широк: он объединяет реальные и виртуальные коммуникации, включение в разнообразные формальные и

информальные образовательные практики, знакомство с различными субкультурными или конфессиональными образованиями, участие в волонтерском движении. Это может быть как одобряемый (позитивный) опыт, так и его противоположность. Проговорить, чтобы прожить, осознать, чтобы увидеть свою глубину - одна из возможностей саморефлексии, которую предоставляют школьные СМИ ученикам. Другое дело, что открытость и искренность идут рука об руку с ранимостью и повышенной эмоциональностью детей и подростков. Забота взрослого - не позволить спровоцировать негативную реакцию читателей и/или пользователей социальных сетей в адрес юного журналиста.

Включение информационных материалов, посвященных историческим реалиям и традициям, научным открытиям или решению психологических проблем, с которыми сталкивались другие (возможно, известные) люди может стать основой для дальнейшего разговора на уроках и классных часах, на занятиях в системе дополнительного образования и в Интернет-пабликах, тем самым «запуская» механизм формирования духовно-нравственной основы личности в едином образовательном пространстве.

Как известно, методики и технологии в педагогике часто возникают как адаптация идей из смежных сфер деятельности (ср.: «многие технические инновации появились именно путем рекомбинации» [9, 94]), что позволяет нам предложить некоторые направления просветительской деятельности школьных СМИ, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся. Идеи были нами почерпнуты из заявок проектов, представленных на конкурс Фонда президентских грантов для получения поддержки в их реализации:

- проект для школьных СМИ по созданию познавательного видеоприложения (или подкаста), знакомящего с историей, традициями и выдающимися людьми родного края, в том числе и выпускниками школы (идея детского и молодежного центра «Медиа-академия», г. Ярославль);

- рубрика в школьных СМИ «История моей семьи», рассказывающая об основах генеалогии; в результате публикации могут быть объединены в онлайн-выставку «Моя семья в истории моей страны» (идея Фонда развития просветительских инициатив В.Д. Поленова, г. Тула);

- создание медиа-коммьюнити по интересам и подготовка репортажей об открытиях, которые делают его участники; проект развивается как сетевой, способный объединять школьные медиа различных образовательных организаций и создавать коммуникативное пространство для разновозрастных и инклюзивных коллективов учащихся (идея Автономной социально ориентированной некоммерческой организации «Лавка добра», г. Барнаул);

- создание Wiki-страниц с историями, фотогалереями, видеоинтервью, лентами времени, посвященные истории и сегодняшнему дню региона проживания;

- рубрика в школьных СМИ «Мы - разные. Что нас объединяет?», посвященная знакомству с духовными традициями разных народов.

Заключение. Участие в работе школьных СМИ в качестве члена редколлегии или автора-корреспондента позволяет подростку включиться в коллективную творческую деятельность, обеспечивающую самореализацию и способствующую самопознанию: приобретение опыта командной работы, развитие навыков коммуникации с самыми разными людьми, умение уважительно относится к другому человеку - все, что характеризует гуманистическую направленность образования в XXI веке.

Однако на этом пути есть ряд сложностей. Первая группа рисков обусловлена недостаточной подготовленностью педагогических кадров к реализации задач медиаобразования и знакомства с медиакультурой через приобщение к культурному наследию народов нашей страны. А значит, актуализирует необходимость новых программ подготовки для нынешних и будущих педагогов. Вторая группа рисков связана с желанием самих детей и подростков осваивать новые пространства для творчества и их готовность к познанию все более усложняющегося мира. Третья группа рисков отражает социальные процессы дегуманизации и технизации, направленные на расчеловечение путем агрессивного вторжения цифровых технологий. По мере того, как будет развиваться цифровая культура, мы снова и снова будет задавать себе эти вопросы: помогают ли медиа стать нам лучше? расширяют ли они границы нашего понимания окружающего мира или предлагают простые и легкие ответы на смыслозначимые вопросы?

Таким образом, реализация воспитательных задач средствами медиаобразования может стать одним из возможных способов преодоления негативных явлений современной жизни.

1. Барбер, М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии: пер. с англ. / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 6-31.

2. Государство и общество: цели, приоритеты, императивы: аналитический обзор // ВЦИОМ: новости. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gosudarstvo-i-obshchestvo-celi-prioritety-imperativy (дата обращения: 12.07.2021)

3. Гриффин, П. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании / П. Гриффин. - URL: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 10.01.2021)

4. Катенева, И.Г. Современное медиаобразование как практическая деятельность и объект исследования / И.Г. Катенева // Интерактивное образование: электронная газета. -2018. - Вып. 78-79. Октябрь. - URL: http://io.nios.ru/articles2/97/98/sovremennoe-mediaobrazovanie-kak-prakticheskaya-deyatelnost-i-obekt-issledovaniya (дата обращения: 12.07.2021)

5. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика / Н.Б. Кириллова. - Москва : Академ. проект, 2008. - 494 с.

6. Кириллова, Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учебное пособие / Н.Б. Кириллова. - Москва : Юрайт, 2019. - 109 с.

7. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования: аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». - URL : https://vbudushee.ru/library/kompetentsii-xxi-veka-v-natsionalnykh-standartakh-shkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.01.2021)

8. Лебедева, С.В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / С.В. Лебедева. -Екатеринбург, 2014.-20 с.

9. Мокмр, Дж. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний / пер. с англ. Н. Эдельмана; под ред. М. Ивановой. - Москва : Изд-во Института Гайдара, 2012.-408 с.

10. Мурзина, И.Я. Социокультурная составляющая актуальных образовательных практик (Уральский кейс) / И.Я. Мурзина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 4(83). - С. 79-83.

11. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / М.А. Пинская, А.М. Михайлова, О.А. Рыдзе [и др.] // Образовательная политика. -2019. - № 3(79). -С. 50-62.

12. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 10.01.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Примерная программа воспитания. - Москва, 2020. - С. 18. - URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 10.01.2021)

14. Симбирцева, Н.А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в Отечественной традиции / Н.А. Симбирцева, И.В. Челышева // Педагогический журнал Башкортостана. -2020. - № 4-5(89-90). -С. 127-140.-DOI 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-127-140.

15. Старкова, Г.И. Юнкоровское движение в регионах как эффективная технология коммуникации СМИ с молодежью / Г.И. Старкова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2018. - № 2. - DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2018.5467

16. Степанов, П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / П.В. Степанов; под ред. Н.Л. Селивановой. - Москва: Педагогический поиск, 2016. - 48 с.

17. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва: НИУ ВШЭ, 2018. -28 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 12.07.2021)

19. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Ст. 2 - URL : https://base.garant.ru/70291362/(дата обращения: 12.07.2021).

20. Федоров, А.В. Медиаобразование / А.В. Федоров // Большая российская энциклопедия. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2012. - Т.17. - С. 480.

21. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

22. Фенько, А. Миф о русском коллективизме / А. Фенько // Коммерсантъ Власть. -2002. - 18 нояб. (№ 45). - С. 66. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/351354.

References

1. Barber M., Moorshed M.(2010) Sozdavaya budushchee: kak horoshie obrazovatel'nye sistemy mogut stat' eshche bolee effektivnymi v sleduyushchem desyatiletii [Creating the Future: How Good Education Systems Can Become Even More Effective in the Next Decade]. Translated from English. Educational issues. No. 3: 6-31. (In Engl.)

2. Gosudarstvo i obshchestvo: celi, prioritety, imperativy : аnaliticheskij obzor [State and society: goals, priorities, imperatives: аnalytical review]. WCIOM: news. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gosudarstvo-i-obshchestvo-celi-prioritety-imperativy (accessed: 12.07.2021) (In Russ.)

3. Griffin P. "«Navyki XXI veka»: novaya real'nost' v obrazovanii [Skills of the XXI century": a new reality in education]. - URL: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (accessed: 10.01.2021) (In.Russ.)

4. Kateneva I.G. (2018) Sovremennoe mediaobrazovanie kak prakticheskaya deyatel'nost' i ob"ekt issledovaniya [Modern media education as a practical activity and an object of research] // Interactive education: electronic newspaper. Issue. 78-79. October. -URL: http://io.nios.ru/articles2/97/98/sovremennoe-mediaobrazovanie-kak-prakticheskaya-deyatelnost-i-obekt-issledovaniya (accessed: 12.07.2021) (In Russ.)

5. Kirillova N.B.(2008) Mediakul'tura: teoriya, istoriya, praktika [Media culture: theory, history, practice.]. Moscow: Academ. Project. 494 p. (In Russ.)

6. Kirillova N.B.(2019) Mediapolitika gosudarstva v usloviyah sociokul'turnoj modernizacii [Media policy of the state in the context of socio-cultural modernization]: textbook. Moscow: Urait Publishing House. 109 p. (In Russ.)

7. Kompetencii 21 veka v nacional'nyh standartah shkol'nogo obrazovaniya [Competencies of the 21st century in national school education standards]: analytical review in the framework of the project in preparing of an international report "Key competencies and new literacy: from declarations to reality". - URL: https://vbudushee.ru/library/kompetentsii-xxi-veka-v-natsionalnykh-standartakh-shkolnogo-obrazovaniya/ (accessed: 10.01.2021) (In Russ.)

8. Lebedeva S.V.(2014) Shkol'nye izdaniya kak faktor razvitiya mediaobrazovaniya v sovremennoj Rossii [School publications as a factor in the development of media education in modern Russia]: dissertation for the degree of candidate of philological sciences. Yekaterinburg. 20 p. (In Russ.)

9. Mokmr J. (2012) Dary Afiny. Istoricheskie istoki ekonomiki znanij [Gifts of Athens. Historical origins of the knowledge economy] / translated from English by N. Edelman; ed. by M. Ivanova. Moscow: Publishing house. Gaidar Institute. 408 p. (In Russ.)

10. Murzina I. Ya.(2019) Sociokul'turnaya sostavlyayushchaya aktual'nyh obrazovatel'nyh praktik (Ural'skij kejs) [Socio-cultural component of current educational practices (Ural case)]. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 4 (83): 79-83. (In Russ.)

11. Pinskaya M.A., Mikhailova A.M., Rydze O.A. [and others].(2019) Navyki XXI veka: kak formirovat' i ocenivat' na uroke? [Skills of the XXI century: how to shape and evaluate in the lesson?]. Educational policy. No. 3 (79): 50-62. (In Russ.)

12. Loshkareva E, Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [Skills of the future. What

you need to know and be able to in a new complex world]. - URL: https://futuref.org/futureskills_ru (accessed: 10.01.2021) (In Russ.)

13. Primernaya programma vospitaniya [Approximate education program]. Moscow, 2020. - P. 18. - URL: http://form.instrao.ru/ (accessed: 10.01.2021) (In Russ.)

14. Simbirtseva N.A., Chelysheva I.V.(2020) Prosvetitel'skaya deyatel'nost': strukturno-soderzhatel'nyj analiz ponyatiya v Otechestvennoj tradicii [Educational activity: structural and content analysis of the concept in the Patriotic tradition]. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 4-5 (89-90): 127-140. - DOI 10.21510 / 1817-3292-2020-89-90-4-5127-140. (In Russ.)

15. Starkova G.I.(2018) Yunkorovskoe dvizhenie v regionah kak effektivnaya tekhnologiya kommunikacii SMI s molodezh'yu [Yunkor's movement in the regions as an effective technology of communication between the media and youth]. Bulletin of the Moscow University. Series 10. Journalism. No. 2. - DOI: 10.30547 / vestnik.journ.2.2018.5467(In Russ.)

16. Stepanov P.V. (2016) Sovremennaya teoriya vospitaniya: slovar'-spravochnik [Modern theory of education: a dictionary-reference book] / ed. by N.L. Selivanova. Moscow: ANO Publishing House "Pedagogical Search". 48 p. (In Russ.)

17. Frumin I.D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A., Remorenko I.M.(2018) Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra [Universal competences and new literacy: what to teach today for tomorrow's success]. Preliminary conclusions of the international report on the trends in the transformation of school education /; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. Moscow: NRU HSE. 28 p. (In Russ.)

18. Federal state educational standard of basic general education. Approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated 05/31/2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 12.07.2021) (In Russ.)

19. On Education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. Art. 2 - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 12.07.2021) (In Russ.)

20. Fedorov A.V. (2012) Mediaobrazovanie [Media education].In: Great Russian Encyclopedia. Moscow: Great Russian Encyclopedia. Vol.17. P. 480. (In Russ.)

21. Fedorov A.V.(2001) Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [Media education: history, theory and methodology]. Rostov-on-Don: Publishing House "Valeology centers of Russian universities". 708 p. (In Russ.)

22. Fenko A. (2002) Mif o russkom kollektivizme [The myth of Russian collectivism]. Kommersant Vlast. No. 45. November 18. Pp. 66. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/351354. (In Russ.)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.