Научная статья на тему 'Медиаобразовательные технологии в условиях ФГОС-3: к постановке во проса'

Медиаобразовательные технологии в условиях ФГОС-3: к постановке во проса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MEDIA EDUCATION / TECHNICAL COLLEGE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндеева Светлана Вильсуровна

Новые требования общества к образованию приводят к необходимости изменения технологий обучения. В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий. По мнению автора, присутствует вполне обоснованная необходимость введения медиаобразовательных технологий в процесс обучения студентов технического вуза, и в данной статье автор показывает целесообразность их внедрения в условиях ФГОС-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New requirements of the society to education result in the need of change of technologies of training. In modern didactics the set of various technologies is presented. According to the author, there is a quite reasonable need of introduction of media educational technologies in process of students training of technical college. In this article the author shows expediency of their introduction in the conditions of FGOS-3.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные технологии в условиях ФГОС-3: к постановке во проса»

10. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. -Таганрог : Изд-во Южного Федерального ун-та, 2008. - С 184.

11. Федоров, А. В. Медиаобразование : вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров.

- М. : Информация для всех, 2009. - 234 с.

12. Федоров, А. В. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В.Федорова) [Текст] : монография / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова, Н. П. Рыжих. - Таганрог : Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. - 212 а

13. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. -Таганрог : Изд-во Южного Федерального ун-та, 2008. - С. 184.

14. Шариков, А. В. Цели медиаобразования : мнения экспертов [Электронный ресурс] / А. В. Шариков. - ШЬ : http://www.medialiteracy.boom.ru. (дата обращения : 04.06.2009).

Миндеева Светлана Вильсуровна

Старший преподаватель кафедры «Математика» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений», г. Иркутск, Россия

УДК 37.011 ББК 74.202

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС-3: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

Новые требования общества к образованию приводят к необходимости изменения технологий обучения. В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий. По мнению автора, присутствует вполне обоснованная необходимость введения медиаобразовательных технологий в процесс обучения студентов технического вуза, и в данной статье автор показывает целесообразность их внедрения в условиях ФГОС-3.

Ключевые слова: технологии; педагогическая технология; медиаобразова-тельная технология; медиаобразование; технический вуз; студент.

MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF FGOS-3: TO QUESTION STATEMENT

New requirements of the society to education result in the need of change of technologies of training. In modern didactics the set of various technologies is presented. According to the author, there is a quite reasonable need of introduction of media educational technologies in process of students training of technical college. In this article the author shows expediency of their introduction in the conditions of FGOS-3.

Key words: technologies; pedagogical technology; media educational technology; media education; technical college; student.

Инженерно-техническое образование выходит на высшую ступень мирового образовательного пространства, вследствие чего главной фигурой в современном мире становится инженер. Профессия инженера относится к числу наиболее массовых специальностей высококвалифицированного труда. Инженер должен обладать высокой культурой, быть прекрасно знаком с современными технологиями и техникой, организацией производства, экономикой. Также необходимо наличие и творческих способностей, ведь нередко инженеру приходится искать новые пути и решения, придумывать оригинальные ходы, а это требует умения отходить от общепринятых рамок и находить неординарные подходы.

Профессиональная подготовка будущих специалистов в области строительства и транспорта - сложный многоступенчатый процесс, который предполагает усвоение значительно большого объема специальных теоретических знаний, приобретение умений и навыков профессиональной деятельности в инженерно-технической сфере. Традиционная система подготовки инженерных кадров не обеспечивает выполнение требований к современному инженерному образованию. В качестве альтернативы доминирующей в государственных образовательных стандартах второго поколения предметно-знаниевой модели специалиста предложен компетентностный подход, он лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС

- 3). В ФГОС - 3 приводится перечень общих и профессиональный компетенций (ОК и ПК), которыми должен обладать будущий профессионал. На сегодняшний день термины «компетенция» и «компетентность» продолжают быть актуальными в образовательном процессе. Они вышли на общедидактический и методологический уровень. Это связано с их системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в образовании. Формирование компетенций тяжело вписывается в традиционное понимание организации учебного процесса, так как не является следствием объема усвоенной выпускником вуза информации по конкретным дисциплинам. Для этой цели не подходят информационно-алгоритмические методы обучения, которые приемлемы, может быть, лишь на начальных этапах обучения. Требуются изменения содержания и технологий обучения. Традиционная организация учебного процесса, построенная на представлении материалов дисциплины на лекции и последующем закреплении их в процессе практических занятий, не обеспечивают как адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине, так и формирование у будущих специалистов компетенций, отвечающих требованиям современной профессиональной деятельности.

Современному обществу нужны инженерно-технические специалисты, обладающие большим количеством компетенций. Таких специалистов надо готовить, разрабатывая и внедряя инновационные образовательные технологии.

Учитывая развитые спектры учебных занятий, учебной деятельности, способов управления познанием, а также высокий уровень образовательных и дру-

гих личностно- и профессионально-ориентированных задач, приоритетными в сфере высшего образования, по мнению коллектива авторов статьи «Современные технологии в инженерном образовании», являются комплексные образовательные технологии:

• педагогические;

• информационные;

• телекоммуникационные (сетевые);

• интеллектуальные;

• инновационные.

В реальной деятельности высшей школы эти технологии взаимно переплетаются, используются как дополняющие и взаимопроникающие [Майнулов, 2003].

В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий, где каждый автор и исполнитель вносят в педагогический процесс что -то новое в соответствии с поставленными целями и задачами. Представленные выше виды образовательных технологий также имеют свои трактовки сущности понятия. Мы же со своей стороны считаем необходимым добавить в вышеперечисленные технологии - медиаобразователъные технологии, тем более что классификация представлена на уровне инженерного образования. И мы полностью согласны с И.С. Власенко, который утверждает, что «развитие медиаобра-зовательных технологий уже не является простым пожеланием, а реализуется в виде конкретных требований, обязательных для внедрения в образовательные методики. Заметим, что эти требования не зависят от профессиональной специфики отдельной специальности, а затрагивают всю систему высшего образования в целом» [Власенко, 2011, с. 43].

За последние годы в техническом образовании приобретен богатый опыт разработки и практического использования современных образовательных технологий. Анализ научной литературы выявил то, что недостаточное внимание уделяется медиаобразовательным технологиям обучения будущих инженеров. Их весомое отличие от вышеперечисленных технологий понимают не многие. Постараемся разобраться в данном вопросе.

Технология обучения, в узком смысле, предполагает использование разнообразных технических средств обучения, в том числе электронных и компьютерных средств. По мнению В.А. Извозчикова, технология обучения подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения его эффективности, а также обновление материально-технической базы школ и вузов с учетом последних достижений науки и техники [Извозчиков, 1991].

Обратившись к педагогическому словарю для разъяснения трактовки понятия «педагогическая технология» мы обнаружили следующее определение: «Это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели зада-

ются достаточно однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [Педагогический энциклопедический словарь, 2009, с. 191]. В 60-70-х гг. понятие «педагогическая технология» ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения. Технология обучения представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии. Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.

По мнению автора учебника «Педагогика» Л.П. Крившенко следует отличать педагогическую технологию и методики обучения. И это отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики часто не гарантируют должного качества [Крившенко, 2009]. Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии, а с другой стороны при воплощении методики обучения с соответствующими образовательными целями возможно применение технических средств обучения. Таким образом, осуществляется педагогический процесс с отдельными ее элементами.

Авторы статьи «Современные технологии в инженерном образовании» дают следующую трактовку к понятию «информационные технологии»: «это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, распространие информации, а также отображение и использование информации в различных сферах жизнедеятельности» [Майнулов, 2003, с. 120]. Считаем целесообразным данному определению сопоставить другую точку зрения «Не считаем, что информационные технологии - это что-то принадлежащее исключительно миру техники. Они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не возможно. Их влияние на личность - чуть ли не главная определяющая черта информационного общества, в котором информация и знания - основной продукт производства» [Онкович, 2012].

Подтверждение вышесказанному находим и в статье Л.А. Ивановой, в которой автор пишет, что информационные технологии глубоко проникли в жизнь современной молодежи. Мы согласны с автором, действительно неотъемлемой частью жизни студенчества становятся многофункциональные портативные, мобильные устройства типа ноутбук, нетбук, смартбук, Интернет-планшет (англ. Internet tablet или Web tablet — Веб-планшет, или Pad tablet — Pad-планшет (Блокнотный планшет), или Web-pad — Веб-блокнот, или Surfpad

— Веб-серфинг-блокнот), iPhon, iPod и эти устройства «посткомпьютерной эпохи» используется молодежью для решения разнообразных задач: для вебсерфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц), запуска веб-приложений, и взаимодействия с какими-либо веб-службами. По утверждению автора, с их помощью осуществляются «мобильная учеба», деловые беседы и извлекается справочная информация из недр Интернета. Молодежь полностью интегриро-

вала Интернет в свою жизнь (несмотря на протесты взрослых) [Иванова, 2011, с. 256].

Отсюда остро встает вопрос об информационной безопасности, а именно безопасности физиологического, психофизиологического, интеллектуального компонента личности, т.к. «работа с любым электронным носителем и мультимедийной техникой требует повышенной сосредоточенности, что вызывает нервное перенапряжение. Существует опасность развития психологической зависимости» [Шерстнева, 2009, с. 99], но этот момент является предметом для размышления следующей нашей статьи.

Определение термина «технологии медиаобразования» мы находим в словаре терминов по медиаобразованию, автором которого является А.В. Федоров, которое трактуется следующим образом: «технологии медиаобразования - это совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий для эффективного медиаобразования различных возрастных групп населения» [Федоров, 2010, с. 46]. То есть это не простое использование средств массовой коммуникации в педагогическом процессе, а с привлечением медиаобразования. Медиаобразование это специальное направление в педагогической науке, выступающее за изучение школьниками и студентами закономерностей средств массовой коммуникации, призвано помочь учащимся и студентам адаптироваться в мире медиа и произведениях медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, анализировать произведения медийной культуры и т.п. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555].

В силу того, что будущие инженеры, так же как и студенты других вузов, находятся в таком мощном водовороте информации, что имеют доступ практически к любой продукции средств массовой коммуникации, это может быть компьютерная игра, кабельное или цифровое телевидение, видео или звукозаписи, газеты, журналы, то есть каждый из них способен для себя создать благоприятную обстановку в информационном пространстве. Данный термин «информационное пространство» И.В. Григорьева понимает следующим образом: «Информационное пространство - это пространство, созданное с помощью цифровых телекоммуникационных технологий» [Григорьева, 2008, с. 200]. Таким образом, получается, что пребывание студента в информационном пространстве в значительные разы превосходит время пребывания в вузе на занятиях. Поэтому педагоги должны привлечь учащихся к своему предмету их же средствами, то есть через каналы, которыми пользуются сами учащиеся, при этом не потерять тех образовательных и воспитательных функций, которые он выполняет на своей дисциплине. Иными словами, педагог должен находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации с внешними информационными потоками. Привлечение СМК в процесс обучения активизиру-

ет учебный процесс инновационной деятельностью, которая направлена на получение нового качественного результата. Внедрение информационного в образовательное пространство неразрывно связано с использованием медиаобразо-вательных технологий, и это в свою очередь приобретает особое значение в профессиональной подготовке будущих инженеров. По мнению А.В. Онкович, «Суть и цель качественного обновления высшего образования в ХХ1 ст. - готовить такого выпускника, который был бы способен овладеть любой специальностью. Для целостного, комплексного решения профессиональных задач нужно развивать у студентов умения осознанно использовать потенциал гуманитарных и фундаментальных дисциплин. Без овладения современными медиаоб-разовательными технологиями этого не достичь» [Онкович, 2012]. Следует отметить, что в последние годы педагогические технологии все активнее используются в практике медиаобразования.

Развитие медиаобразовательных технологий связано с компьютеризацией и информатизацией образования. Компьютеризация выражается в том, что компьютеры используются не только для проведения вычислительных операций, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, а информатизация предполагает использование различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники в обучении. По мнению И.С. Власенко, «основными характеризующими параметрами, которые регламентируют аспекты медиаобразовательных технологий в образовательном процессе, являются требования к профессиональной деятельности бакалавров, требования к компетенциям, требования к условиям реализации образовательных программ высшей школы». Далее автор пишет, что «требования к профессиональной деятельности бакалавров выражаются в списках профессиональных задач, которые могут быть решены только при наличии медиаобразовательного компонента в методике обучения» [Власенко, 2011, с. 43]. Данное утверждение, считает автор, справедливо практически для всех ФГОС высшей школы, и далее демонстрирует примеры на стандартах: 32700 Филология, 035000 Издательское дело, 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) бакалавр). Последовав примеру автора, мы решили проверить, как выполняется вышеназванное требование на инженерных специальностях. В качестве примера возьмем стандарт 231000 Программная инженерия (квалификация (степень) бакалавр) и 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) бакалавр).

В стандарте 231000 Программная инженерия (квалификация (степень) бакалавр) среди обязательных требований присутствует: способность к восприятию информации, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, готовность обосновывать принимаемые проектные решения, умение готовить презентации, навыки использования сетевых технологий, также различных технологий разработки программного обеспечения, способность оформления методических материалов и пособий по применению программных систем [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 09.11.2009 г. № 542)]. В силу специфики данной квалификации, в стандарте явно прослеживается необходимость эффективной под-

готовки будущего инженера с использованием медиаобразовательных технологий.

В стандарте 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) бакалавр) также прослеживается необходимость применения медиаобразова-тельных технологий в требованиях к результатам освоения ООП. Это: ОК-12 «способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций»; ОК-13 «способность использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач»; ПК-20 «способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в эксперименте, обрабатывать полученные данные» [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 14.12.2009 г. № 723)]. Следовательно, нужно интегрировать задачи медиаобразования с задачами базовой дисциплины, а это возможно осуществить, по мнению многих авторов, на материале любой дисциплины. Причем медиаобразование расширяет и углубляет возможности педагогов, включая учащихся в современное информационное пространство.

Анализ научно-педагогической литературы, защищенных диссертаций показывает, что возрастает интерес к использованию элементов медиаобразования и внедрения медиаобразовательных технологий в педагогическую деятельность. Педагоги, ученые-исследователи стараются интегрировать задачи медиаобразования с задачами базовых дисциплин и это не случайно: по мнению Е.А. Бондаренко, медиаобразовательные технологии призваны «изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, выявить способы разработки гуманистической модели образования на новом этапе развития общества, проверки ее эффективности» [Бондаренко, 2008, с. 26]. Именно поэтому внедрение медиаобра-зовательных технологий в учебный процесс становится в современных условиях одной из важнейших задач преподавателя вуза. Мы же со своей стороны считаем, что применение медиаобразовательных технологий в учебной деятельности поднимают преподавателя на более высокий уровень интеллектуальных возможностей. Но здесь нужно учесть следующий момент: тем, кто начинает использовать медиаобразовательные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать всю меру ответственности за результат.

Библиографический список

1. Бондаренко, Е. А. Информационно-коммуникативная среда современного

образования: этнокультурные аспекты медиаобразования [Текст] / Е. А.

Бондаренко // Образовательные технологии XXI века. ОТ.08: материалы

седьмой городской науч.-практ. конф. - М., 2008. - С. 23-28.

2. Власенко, И .С. Медиаобразовательные технологии в системе изучения курса «Русский язык и культура речи» в вузе [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.02 / И. С. Власенко. - Ярославль, 2011. - 167 с.

3. Григорьева, И. В. Интерпретация понятия «Медиаобразовательное пространство»: к проблеме систематизации научной терминологии [Текст] / И.

B. Григорьева // Вестник ТГУ. - 2008. - № 315. - С.198-201.

4. Иванова, Л. А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т.17. - № 2. -

C.253-257.

5. Извозчиков, В. А. Новые информационные технологии обучения [Текст] : учеб. пособие / В. А. Извозчиков. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. - 120 с.

6. Майнулов, В. Современные технологии в инженерном образовании [Текст] / В. Майнулов, И. Федоров, М. Благовещенская // Высшее образование в России. - 2003. - № 3. - С. 117-123.

7. Онкович, А. В. Медиаобразование в использовании интегрированного пространства знаний [Электронный ресурс] / А. В. Онкович // Медиа. Информация. Коммуникация : электронный журнал. - 2012. - № 3. ЦЕЬ : http://mic.org.ru/index.php/3-nomer-2012/139-mediaobrazovanie-v-ispolzovanii-integrirovannogo-prostranstva-znanij (дата обращения:

05.07.2013).

8. Педагогика [Текст] : учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2010. - 432 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2009. - 528 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 1993. - С. 555-556.

11. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А. В. Федорова. - Таганро г: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2010. - 63 с.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего про-

фессионального образования (от 09.11.2009 г. № 542) [Электронный ресурс]. - Федеральный портал «Российское образование». - ЦЕЬ : http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (дата обращения:

02.07.2013).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего про-

фессионального образования (от 14.12.2009 г. № 723) [Электронный ресурс]. - Федеральный портал «Российское образование». - ЦЕЬ : http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (дата обращения:

02.07.2013).

14. Шерстнева, О. Е. Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания [Текст] / О. Е. Шерстнева, Д. Е. Шерстнев // Системы. Методы. Технологии. - 2009. - № 3. - С. 99-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.