Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОД ПОВИШЕНИЯ ЗНАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОД ПОВИШЕНИЯ ЗНАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сеть / медиобразования / метод / модель / участники / интернет / тренинг / специалисты. / ijtimoiy tarmoq / media ta'lim / metod / model / ishtirokchilar / Internet / trening / mutaxassislar.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бойали Алиевич Хусенов

В работе рассматриваются вопросы изучения медиобразования, которым обозначают изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (в том числе прессы, телевидения и радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и применительно к тому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maqolada ommaviy axborot vositalari va boshqa kommunikatsiyalarning (jumladan, matbuot, televidenie va radioeshittirish, reklama, kino, Internet barcha ilovalari bilan) ta'sirini o'rganishga tegishli bo'lgan media ta'limni o'rganish masalalari ko'rib chiqiladi. ushbu sohada ishchilarni tayyorlash va shu bilan bog'liq

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОД ПОВИШЕНИЯ ЗНАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar National University of Uzbekistan_Media education in Uzbekistan: problems, solutions and prospects

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОД ПОВИШЕНИЯ ЗНАНИЕ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Бойали Алиевич Хусенов

Таджикский государственный университет.Кандидат педагогический наук,

доцент.

АННОТАЦИЯ:

В работе рассматриваются вопросы изучения медиобразования, которым обозначают изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (в том числе прессы, телевидения и радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и применительно к тому.

Ключевые слова: социальная сеть, медиобразования, метод, модель, участники, интернет, тренинг, специалисты.

ANNOTATSIYA:

Maqolada ommaviy axborot vositalari va boshqa kommunikatsiyalarning (jumladan, matbuot, televidenie va radioeshittirish, reklama, kino, Internet barcha ilovalari bilan) ta'sirini o'rganishga tegishli bo'lgan media ta'limni o'rganish masalalari ko'rib chiqiladi. ushbu sohada ishchilarni tayyorlash va shu bilan bog'liq. Kalit so'zlar: ijtimoiy tarmoq, media ta'lim, metod, model, ishtirokchilar, Internet, trening, mutaxassislar.

ABSTRACT:

The paper examines the issues of studying media education, which refers to the study of the impact of mass media and other communications (including the press, television and radio broadcasting, advertising, cinema, the Internet with all its applications) both as part of the training of workers in this field, and in relation to that.

Keywords: social network, media education, method, model, participants, Internet, training, specialists.

Media education — введённый сравнительно недавно термин, которым обозначают изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (в том числе прессы, телевидения и радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета со всеми его приложениями). Что входит в медиаграмотности?

278

May 2024

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar

^ionalUnive^^

Медиаграмотность это как метод — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают.

Несмотря на слабое качество интернета в Таджикистане, тренд онлайн образования так или иначе останется в республике и после окончания пандемии. Об этом говорит международный тренер Ирина Чистякова из Бишкека, которая провела в Шаамбары образовательную программу для двадцати тренеров из Таджикистана и Узбекистана. Конечно, технические проблемы, которые испытывают пользователи интернета в Таджикистане, могут перечеркнуть все усилия по расширению доступа к онлайн-образованию, но повернуть назад уже нельзя», — признается Ирина Чистякова, тренер из Бишкека, которая провела тренинг для тренеров в Таджикистане. Она прогнозирует, что смешанный онлайн и офлайн формат образования, на который переходят сейчас образовательные программы, останется с нами надолго.

— Мне кажется будут найдены решения для преодоления трудностей. Технологии становятся удобнее, разработчики учитывают и возможное отсутствие подключения к Сети. Тренинг для тренеров прошёл в смешанном формате. Будущие квалифицированные тренеры собрались в Шаамбары (местечке недалеко от Душанбе) к ним приехали Ирина и Алевтина Мадьярова из Алматы; остальные международные спикеры подключались через Zoom. Несколько раз сессии прерывались из-за плохого качества интернета, но в целом тренинг прошел так, как и был запланирован изначально. Его организатором стал Internews. Открытый конкурс для участников из Таджикистана и Узбекистана был запущен в конце прошлого года.

— Мы постарались привлечь к тренингу как можно больше практикующих журналистов или специалистов, которые работают непосредственно на медиарынке. Надеемся, что их опытом и навыками сможет воспользоваться не только в своей дальнейшей образовательной деятельности Internews, но и все наши партнёры. Мы пополняем базу квалифицированных и сертифицированных тренеров, чтобы не приглашать специалистов. Кроме того, нам важно подготовить кадры на национальных языках, — объясняет координатор образовательных программ.

По мой мнение ценность местных тренеров заключается в том, что они знают потребности внутренних рынков своих стран, все специфические сложности и могут найти эффективные пути решения.

May 2024

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar

^atjonalUniversity^f^zbekistan^^^^^

— Теперь они владеют еще и новыми методиками работы со взрослыми слушателями, механикой построения идеального тренинга, знают о трендах медиаобразования. Им есть что предложить своей будущей аудитории.

Участница тренинга из Узбекистана — Юлдуз Ортыкова, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, а также автор трех учебных пособий по журналистике, несмотря на большой опыт преподавания, научно сказала, что тренинг для тренеров стал для нее чем-то особенным и новым.

— Обычно на изучение одного предмета отводится полгода, но жизнь изменилась, и мировоззрение изменилось. Например, сейчас студентам легче воспринимать визуальную информацию, много времени на тренинги люди тратить уже не могут. И мне было очень интересно следить за ними.

Кроме лекций во время тренинга у участников было много практической работы, например, в командах они работали над своими собственными программами будущих тренинга. Мне было очень интересно и полезно узнать о методических подходах, по их методике мы за пять дней разработали практически готовые программы тренингов. Также мне было важно узнать о трендах в образовании, которые используют мои коллеги в зарубежных странах.

Тренды в образовании участникам демонстрировали на практике: подключали ведущих специалистов из разных точек мира, например, Зою Чарльз, журналистку ВВС из Лондона, Виктора Мучника, руководителя известного издания ТВ2 из Томска. С помощью разных онлайн-инструментов Ирина подготовила дополнительный контент для того, чтобы еще до старта тренинга участники смогли погрузиться в него и получить полезную информацию. В Таджикистане из-за низкого качества интернета к такому контенту относятся скептически, но участники прошедшего тренинга для тренеров со всем справились без проблем.

— Продвинутые специалисты, как и молодое поколение, легко пользуются всеми технологиями.

— У них другое мышление, нет недоверия к интернету, и они всегда находят возможности подключиться к Сети и получить то, что им нужно. Тем более, что еще один общепризнанный мировой тренд в образовании - это обучение на протяжении всей жизни. И без онлайн формата следовать ему просто на сегодняшний день невозможно.

REFERENCES:

1.Мельченкова, Н.В. Система имитационно-деятельностных игр для развития готовности студентов-будущих менеджеров к деловому общению на

May 2024

280

O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar National University of Uzbekistan_Media education in Uzbekistan: problems, solutions and prospects

иностранном языке. Вестник Самарского государственного университета, 1\910/3 (59), 2006.

2. Шамова, Т.И. Активизация обучения школьников. - М.: Педагогика, 1992.

3. Фребель, Ф. Педагогические труды. Т.2. Детский сад (Детские игры. Организация детского сада.) - М.: Книгаизд. 1997. -581 с.

5. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Читатель по педагогической психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 326-332.

5. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

6. Худайкулова Ф.Х. Чтение литературы -важная часть воспитания личности. «Высшая школа» №18 сентябрь.2018г. 28-31 стр.

7.Худайкулова Ф.Х. Современные методы обучения русскому языку. Лучшие Интеллектуальные Исследования. Международный научный электронный журнал. ЧАСТЬ-13 ТОМ-2 Январь - 2024 год.

8. Хилтухина Е. Г. Гуманитарное образование - основа совершенствования человека. // Наука и образование сегодня. Март, 2016. № 1 (2). С. 4-11.

281

May 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.