O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar National University of Uzbekistan_Media education in Uzbekistan: problems, solutions and prospects
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.
Ирина Холовна Каримова
Доктор пед. наук, профессор, академик академии образования Таджикистана
Т. Халикова
гл. специалист Музея образования
АННОТАЦИЯ:
Авторы статьи раскрывают вопрос формирования информационной грамотности, который является одним из актуальных задач образования. Они утверждают, что от того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практике работы преподавателя, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Одна из задач современных образовательных учреждений - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
Ключевые слова: цифровые технологии, молодежь, информация, образование, общество, информация, школы, доступ, качество образования.
ANNOTATSIYA:
maqola mualliflari ta'limning dolzarb vazifalaridan biri bo'lgan axborot savodxonligini rivojlantirish masalasini ochib beradi. Ularning ta'kidlashicha, kelajakda o'quvchilarni ijtimoiylashtirishning muvaffaqiyati ushbu vazifaning bugungi kunda o'qituvchi amaliyotida qay darajada amalga oshirilganligiga bog'liq. Zamonaviy ta'lim muassasalarining vazifalaridan biri bolalarni juda ko'p turli xil ma'lumotlarni to'g'ri yo'naltirishga, ma'lumotni to'g'ri tanlash va tasniflashga, turli axborot manbalari bilan ishlashga, shuningdek, ta'lim va o'z-o'zini tarbiyalashga yordam beradigan axborot-kommunikatsiya texnologiyalarini o'zlashtirishga o'rgatishdir.
Kalit so'zlar: raqamli texnologiyalar, yoshlar, axborot, ta'lim, jamiyat, axborot, maktablar, foydalanish imkoniyati, ta'lim sifati.
ABSTRACT:
243
May 2024
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUmversity^fUzbekista^^^^^^^^^M
the authors of the article reveal the issue of developing information literacy, which is one of the urgent tasks of education. They argue that the success of socialization of students in the future depends on the extent to which this task is implemented in the teacher's practice today. One of the tasks of modern educational institutions is to teach children to correctly navigate a huge amount of diverse information, competently select and classify information, work with various information sources, and also master information and communication technologies that help education and self-education.
Keywords: digital technologies, youth, information, education, society, information, schools, access, quality of education.
Стремительное развитие цифровых технологий ставит перед обществом, в частности перед молодежью, задачу постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Пандемия COVID-19 еще раз подтвердила мощное влияние технологий. При грамотном использовании цифровых технологий удалось решить множество проблем, предоставив людям возможность продолжать свою деятельность, включая работу и учебу, не выходя из дома. Системы образования большинства стран мира внедрили технологии в образовательный процесс, чтобы обеспечить детям и взрослым возможность продолжать учиться и получать образование, а также оказать необходимую поддержку. Однако стремительный переход к технологиям еще больше увеличил разрыв в доступе и качестве образования для тех, кто не имел доступа к цифровым технологиям или не был способен его продуктивно использовать.
В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. С целью обеспечения общеобразовательных учреждений информационно коммуникационными технологиями (ИКТ) постановлением Правительства Республики Таджикистан №443 от 29.09.2017 была принята «Государственная программа внедрения информационно -коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан на период 2018-2022 годы». В данной программе указывается, что государственная политика в сфере образования направлена на использование информационных технологий в общеобразовательных
244
May 2024
O'zbekiston МУИу Universiteti mediata'lim:muammolar, уеМт1аг va istiqbollar
учреждениях и их оснащения современной техникой для повышения качества и уровня образования в соответствии с международными стандартами.
В последние годы в Таджикистане было проведено ряд реформ, направленных на развитие сферы информационно-коммуникационных технологий в стране, и повышение уровня безопасного и целенаправленного использования ИКТ. Ключевыми документами, отражающими стремление системы образования внедрить ИКТ для улучшения процессов и результатов обучения и управления образованием являются: Национальная стратегия развития образования до 2030 года, Национальная дорожная карта по цифровой трансформации системы образования (2023), Национальная программа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательные учреждения Республики Таджикистан на 2023-2027 годы. Квалификационные требования к информационно- коммуникационной компетенции учителя общеобразовательного учреждения РТ.
Данные реформы ставят перед собой цель оснастить образовательные учреждения необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом к интернету, а также создать все условия для формирования ИКТ компетентности всех участников образовательного процесса, и прежде всего -учителей.
Квалификационные требования к ИКТ компетентности учителей ставят перед собой цель определить компетенции учителей в области использования ИКТ в своей повседневной работе, в том числе, планирования и организации учебного процесса, оценивания прогресса и результатов обучения, профессионального развития и администрирования образовательного процесса. Они направлены на то, чтобы помочь различным подведомственным структурам, входящим в состав Министерства образования и науки РТ, разработать и реализовать комплекс мер, направленные на то, чтобы поддержать учителей в их стремлении стать эффективными пользователями ИКТ для повышения результатов обучения нового поколения граждан Таджикистана, которые должны быть успешны в цифровом мире, где использование ИКТ является частью любой профессии. Квалификационные требования к информационно-коммуникационной компетентности учителя среднего общеобразовательного учреждения Республики Таджикистан описывают компетенции, которыми должны владеть учителя, чтобы уверенно использовать ИКТ для выполнения своих профессиональных обязанностей.
В 2020 году было издано учебное пособие «Развитие информационной грамотности и критической оценки информации», соавтором которого я являюсь. Данное учебное пособие предназначено для педагогического состава
Мау 2024
245
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан, руководителей администраций школ, учителей, классных руководителей, руководителей методических объединений, работников библиотек, родителей и других заинтересованных лиц, желающих повысить потенциал подрастающего поколения.
Последнее исследование Internews по медиапотреблению в Центральной Азии показало, что в Таджикистане почти половина населения полностью доверяет государственным СМИ — это самый высокий показатель в регионе. Таджикские потребители информации не ставят под сомнение сообщения государственных медиа и не проверяют полученные данные у независимых источников. При этом, негосударственным медиа выражают абсолютное доверие всего 9 % населения, 27 % опрошенных выразили «некоторое доверие» к независимым изданиям. Традиционно, ещё с советских времён, люди доверяли телевизору, как истине в последней инстанции. Это показывает, что уровень медиаграмотности в стране желает быть лучше.
По его словам, МИГ в Таджикистане продвигается очень сложно из-за отсутствия системного подхода и вовлечения государства. Например, в марте 2023 года Казахстан принял «Информационную доктрину», в которой правительство признало слабую медийную грамотность населения, отсутствие аналитических программ, журналистских расследований, яркой публицистики. В этом документе также прописаны цели по развитию медиа, укреплению «конкурентоспособного и безопасного национального информационного пространства» и сотрудничества правительства и СМИ.
В Таджикистане аналогичной стратегии пока нет.
— В некоторых ведомствах совсем не понимают смысла медийной грамотности, сильно политизируя это направление в зависимости от своих взглядов на мир. В итоге, пока не получается охватить большую аудиторию и хотя бы рассказать ей, что на свете есть такая тема, как медиаграмотность, чтобы люди могли самостоятельно что-то изучить, -рассказывает Гулов.
Правительство РТ предпринимает шаги для внедрения медиаграмотности в систему образования.
В прошлом году ввели медиаграмотность в качестве одного из основных предметов для студентов факультетов журналистики в Таджикистане. Готовят учебные программы, перевели учебник для старших классов средних школ по инициативе Internews. Книгу предложили Министерству образования и науки Республики Таджикистан, теперь министерство изучает этот труд, — говорит Джамолиён, эксперт.
May 2024
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUmversity^fUzbekista^^^^^^^^^M
Как медиаграмотность продвигают медиа? Образовательных ресурсов на тему медиаграмотности мало, но журналистское сообщество активно работает над переводом, адаптацией и созданием образовательного контента по МИГ. Одним из таких ресурсов является сайт Mediasavod.tj, на котором создан таджикский толковый словарь терминов по медиаграмотности. Там же, при поддержке Internews в Таджикистане, опубликована
серия комиксов, вайнов и уроков на темы информационной грамотности в популярных форматах (подкастов, видео, инфографики, тестов).
Существуют также мобильные приложения по медиаграмотности. Одним из первых на таджикском языке является «Медиадоно», помимо этого есть игровое приложение «Медта Джунгли», которое используют преподаватели и тренеры на занятиях по информационной грамотности, летом 2023 года была презентована таджикская версия этого приложения.
И стоит упомянуть единственное фактчек издание в Таджикистане на таджикском языке Factcheck.tj, где проверяют новости на предмет фейков и манипуляций. Само по себе чтение подобных новостей развивает критическое мышление, так как фактчекеры рассказывают в них о том, какие предпринимались шаги для проверки информации. То есть читатель, помимо достоверных фактов, получает ещё и инструменты проверки данных. Бесспорго, этого мало, таких ресурсов должно быть как минимум двадцать-тридцатъ. Каждый из этих ресурсов должен создавать контент для конкретной аудитории. Например, кто у нас занимается рекламной грамотностью? А кинограмотностью? Это тоже входит в экосистему медиа и информационной грамотности.
Как продвигать медиаграмотность на национальном языке? Другой сложностью продвижения МИГ в Таджикистане является доступ к целевой аудитории. Неправительственные организации, несмотря на все усилия, охватывают лишь небольшое количество молодёжи образовательными программами. По мнению Ильхома Джамолиёна, языковой барьер играет здесь определенную роль. Так как основное население Таджикистана живёт в сельской местности и в каждом из регионов разговаривают на уникальном диалекте. В развитие МИГ язык материала не играет ключевую роль. Самый главный навык, которым должен обладать медиаграмотный человек — это способность распознавать смыслы и объективно интерпретировать поступающую информацию из любых источников и в любых форматах.
Вводить отдельный предмет в школьную программу не обязательно, достаточно внедрять элементы МИГ в существующие предметы, обучая школьников через междисциплинарный подход.
May 2024
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^MediaeiHi
Академия образования делает все для того, чтобы успешно шло внедрение обучения медиаграмотности на всех уровнях системы образования.
REFERENCES:
1.Гендина Н.И. «Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы». Открытое образование, 2007, №5, с. 58-68.
2.Государственная программа внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан на 2018-2022 гг., №443, 29.09.2017.
3. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Москва, 2012. 15.
4. Послание Президента Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2023 г.
5. Развитие информационной грамотности и критической оценки информации». -Д., 2020.
248
May 2024