Научная статья на тему 'Медиаобразование как условие развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения'

Медиаобразование как условие развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ONLINE ОБУЧЕНИЕ / MEDIA EDUCATION / MEDIA CULTURE / MEDIA LITERACY / MEDIA SAFETY / DISTANCE LEARNING / ONLINE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паранина Наталья Алексеевна

Медиаобразование рассматривается как одно из условий развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения (на примере опыта Института экономики, управления и права в Казани), перечисляются попытки решения проблемы развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения как в теоретическом, так и в практическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Education as a Factor

This paper considers media education as one of the factors of developing students’ media culture and media safety in online learning (through the example of the Institute of Economics, Management and Law (Kazan)). We make an attempt to solve theoretical and practical questions of developing media culture and media safety of students in online learning system.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как условие развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения»

3. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. 205 с.

4. Тоффлер, Э. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология. М., 1999. С. 449-462.

5. Тунисская программа для информационного общества. Всемирный саммит по информационному обществу (18 ноября 2005 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap-com.ru

6. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. М., 2004. 400 с.

7. Facebook users in the world [Электронный ресурс] // Internet World Stats. URL: http://www. internetworldstats.com/facebook.htm

8. Internet users in Africa [Электронный ресурс]. URL: http://www.internetworldstats.com/ stats1.htm

9. Measuring the Information Society. The

ICT Development Index [Электронный ресурс]. URL: http://www.itu.int/net/pressoffice/back-

grounders/general/pdf/5.pdf

10. Measuring the Information Society [Электронный ресурс]. URL: http://www.itu.int/net/ pressoffice/backgrounders/general/pdf/5.pdf

11. Smith, D. Africa calling: mobile phone usage sees record rise after huge investment // The Guardian. 2009. 22 October.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 97-100.

Н. А. Паранина

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ONLINE ОБУЧЕНИЯ

Медиаобразование рассматривается как одно из условий развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения (на примере опыта Института экономики, управления и права в Казани), перечисляются попытки решения проблемы развития медиакультуры и медиабезопасности студентов в системе online обучения как в теоретическом, так и в практическом плане.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, медиаграмотность, медиабезопасность, дистанционное обучение, online обучение.

Сегодня смело можно говорить о том, что медиа являются одним из основных факторов социализации подрастающего поколения. Жизнь современного общества уже просто немыслима без участия различных средств медиа: СМИ, телевидение, Интернет, мобильная телефония. Современный подросток, как было замечено в трудах российских и зарубежных исследователей, большую часть своего свободного времени проводит в окружении и под непосредственным воздействием на него средств медиа, что в дальнейшем не всегда положительно сказывается на его способности общаться с окружающими людьми, вести деловую переписку, переговоры с партнерами.

Средства массовой коммуникации сегодня проникли во все сферы жизни общества и отдельного человека. Охватив собой все куль-

турное пространство, медиа в наши дни перестали быть только передаточным механизмом (что изначально подразумевал сам термин: от латинского «media», «medium» - средство, посредник) и превратились в основное средство производства современной культуры. Таким образом, в результате процессов, происходящих в современном обществе, сложилась особая форма культуры - медиакультура [1].

В педагогической науке появилось новое направление - медиаобразование, представляющее собой канал, по которому передается содержание медиакультуры для того, чтобы стать достоянием конкретного человека. Однако до сих пор нет единого взгляда на содержание и методы медиаобразования.

Обращаясь к работам отечественных и зарубежных ученых, мы можем видеть, что по-

нятие «медиакультура» постоянно расширяет свое значение и включает в себя все новые социальные, моральные, психологические, эстетические и интеллектуальные составляющие. Всеми исследователями также признается наличие огромного потенциала воздействия медиакультуры на развитие человеческой личности. Причем воздействие это отличается всесторонним характером: медиакультура может влиять на интеллект, эмоции, может способствовать формированию мировоззрения, самостоятельного творческого и критического мышления, разных аспектов эстетического сознания (эстетического восприятия, навыков художественного анализа).

Также в современном образовании остро стоит проблема обеспечения медиабезопасности личности. Для обеспечения медиабезопасности подрастающего поколения в Российской Федерации на законодательном уровне предпринимается немало усилий. Так, 21 июля 2011 г. президентом РФ Д. А. Медведевым был подписан Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В последние годы достаточно популярной для студентов, желающих получить второе высшее образование или повысить уровень своего образования на базе уже имеющегося среднего специального образования, стала дистанционная форма обучения, так называемое online обучение. В силу особенностей организации процесса обучения по данной форме, студенты на протяжении всего периода обучения (от 3 до 6 лет) находятся в непосредственном окружении средств медиа.

Таким образом, проблема исследования такова: в чем заключаются сущность, специфические особенности медиакультуры и педагогические технологии, позволяющие обеспечить эффективное развитие ее у студентов в системе online обучения?

Проблемы развития медиакультуры и медиабезопасности в системе вузовского образования изучались разными российскими исследователями. Авторитетом пользуются Е. А. Медведева, Л. А. Нагорная, A. M. Атаян, А. В. Федоров, В. А. Минкина, Л. К. Шиян. Интегративный путь для развития медиакультуры студентов предлагает использовать В. А. Минкина. По ее мнению, медиаобразовательные задачи нужно включать в изучение различных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Но при этом цель медиаобразования

она видит только в обучении студентов приемам познавательной деятельности, ориентированной на осознанный и систематический поиск нового знания. Некоторые исследователи (такие, как Л. К. Шиян, Е. А. Медведева, Л. А. Нагорная) для развития медиакультуры в вузе предлагают использовать специальные учебные дисциплины, однако курсы, предложенные ими, не решают проблему подготовки студентов к медиаобразованию, медиакультуре и медиабезопасности.

Другой подход предлагает использовать в процессе вузовского обучения А. В. Федоров. Курс, разработанный им, рассматривает проблему медиаобразования в основном на основе экранных искусств, что, по нашему мнению, не может обеспечить полноценную подготовку молодого подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях, не дает представления о конечном результате медиаобразования и о медиакультуре и медиабезопасности личности.

Таким образом, работ, посвященных целостному исследованию проблемы использования различных педагогических технологий для развития медиакультуры студентов, а тем более в системе дистанционного (online) обучения, нами выявлено не было. Анализ состояния проблемы разработки и использования различных педагогических технологий для развития медиакультуры студентов в системе дистанционного (online) обучения не был еще специально изучен исследователями, что свидетельствует об актуальности данного исследования на научно-методическом уровне.

В ходе изучения данной проблемы нами был сделан вывод о том, что в современной социокультурной ситуации как никогда раньше велики роль и значение медиакультуры и медиабезопасности в жизни людей, а тем более в жизни подрастающего поколения, так как в этой возрастной категории популярность медиатекстов (как и, впрочем, у подавляющего большинства аудитории в целом) определяется многими факторами, в частности: использованием терапевтической, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций культуры; опорой на зрелищно-развлекательные жанры; стандартизацией, сенсационностью, гипнотизмом, угадыванием желаний публики.

При изучении проблемы развития медиаобразования, медиакультуры и медиаграмотности в России мы пришли к выводу о том,

что проблеме подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного общества уделяется недостаточное внимание в контексте как дошкольного, школьного, так и вузовского образования. Можно выделить ряд причин, которые объясняют сложившуюся ситуацию. Это и разногласия в определении содержания и задач медиаобразования, и преобладание технического подхода к решению проблемы, и отсутствие методического обеспечения в решении данной проблемы, а также абсолютная неготовность многих педагогов воспринять новые реалии современного общества, подчиненного влиянию средств медиа во всех сферах деятельности, и усвоить идеи медиаобразования. Положение усугубляется отсутствием системы подготовки воспитателей, учителей к реализации задач медиаобразования в образовательных учреждениях.

Таким образом, мир медиа глубоко внедрился в жизнь каждого современного человека, а школьники и студенты (особенно студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий) являются активными их пользователями. Медиа сегодня играют огромную роль в жизни подрастающего поколения, причем функции, которые они выполняют, весьма разнообразны: это новости, различная познавательная информация, образование, отдых, развлечения, общение. Сегодня уже необходимо организовывать процесс обучения с учетом изменений, которые происходят в мире.

Следует также отметить, что медиакультура за последние годы сумела не только органично вобрать в себя черты литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, но и во многих случаях стала пользоваться более широким спектром воздействия, чем непосредственно сами эти виды искусства.

Изучив отечественный и зарубежный опыт развития медиабезопасности и медиакультуры школьников и студентов, мы пришли к выводу о том, что в России в настоящее время проблема развития медиакультуры и медиабезопасности студентов развита недостаточно, поэтому на базе Института дистанционного обучения (Институт экономики, управления и права в Казани) для студентов, обучающихся по дистанционной форме (online обучение), нами был разработан спецкурс «Практикум по медиакультуре». Внедрение в учебный план студентов всех направлений данного курса было вызвано необходимостью научить студентов,

выбравших дистанционную форму обучения, правильно общаться не только между собой при использовании таких форм, как чат и форум, но и, прежде всего, с преподавателями и своим курирующим менеджером. Нами было замечено, что большинство студентов, поступивших на дистанционную форму обучения, не умеют правильно писать электронные деловые письма, что, на наш взгляд, непосредственно связано с постоянным общением с друзьями, знакомыми в социальных сетях, где стиль общения абсолютно отличается от того стиля общения, который предстояло им использовать на протяжении всего периода обучения.

Принимая во внимание оценки и замечания преподавателей, курирующих группы менеджеров, в начале 2008 г. нами был разработан и внедрен в учебный план всех направлений обучения курс «Практикум по медиакультуре», который изначально был одной из составных частей курса «Инфокоммуникационные технологии в обучении» и был рассчитан всего на 8 часов. Изначально данный курс состоял из нескольких блоков: обучение студентов правилам оформления основных документов (в том числе и электронных), обучение правилам составления электронных писем и культуре делового общения по электронной почте, обучение информационной культуре (как относиться и правильно оценивать информацию, получаемую через средства массовой информации). Проводя данные занятия и наблюдая за постепенным изменением в манере общения студентов, каждый год мы дорабатывали наш спецкурс, вводя в него все новые и новые лекционные занятия, дорабатывая задания. Уже через два года курс «Практикум по медиакультуре» стал самостоятельным курсом, включающим в себя лекционные и практические занятия на 32 часа. Данный спецкурс был разработан нами не только для повышения инфокоммуникаци-онной грамотности наших студентов, но и для повышения их эстетической грамотности.

В 2012 г. в учебный план магистров по направлению «Педагогическое образование» по программе «Уникальные технологии в обучении» был успешно внедрен курс «Основы медиаобразования и медиакультуры», направленный на развитие критического мышления магистров.

Мы стремимся к тому, чтобы все преподаватели, работающие в системе дистанционного обучения, в рамках своих курсов включали элементы развития медиакультуры студентов.

Так, на занятиях по русскому языку наши студенты учатся анализировать медиатексты (фрагменты различных кинофильмов, песен, видеоклипов). Кроме того, нами проводится работа с преподавателями, которые являются авторами и разработчиками электронных учебно-практических пособий, необходимых для эффективной организации учебного процесса студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Мы обучаем преподавателей работать в системе Moodle, где они загружают свои курсы для работы со студентами как дистанционной формы обучения, так и очной, поэтому данные курсы должны соответствовать всем разработанным нами требованиям к содержанию, построению учебного материала, который должен способствовать эффективному усвоению изучаемой дисциплины, а также включать элементы развития медиакультуры и медиаграмотности студентов, а также способствовать обеспечению медиабезопасности личности.

На наш взгляд, введение в образовательный и воспитательный процесс подобных спецкурсов может способствовать обучению студентов навыкам эффективного использования медиакультуры и медиабезопасности как в учебных, профессиональных, так и в досуговых целях, решить проблему защиты сознания молодого человека от манипулирования СМИ.

Таким образом, средства медиа, обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа окружающего нас мира, позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных дисциплин.

Список литературы

1. Федоров, А. В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 16-20.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 100-103.

С. А. Питина

ТОЛЕРАНТНОСТЬ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФЭНТЕЗИЙНОГО ДИСКУРСА

Рассматривается категория динамической толерантности как составляющая фэнтезийного дискурса. Выявлены языковые средства реализации динамической толерантности.

Ключевые слова: толерантность, фэнтезийный дискурс, манипуляция.

Постапокалиптическая трилогия С. Коллинз «Голодные игры» написана в жанре героической фэнтези, основанном на комбинации реальной и вымышленной картин мира. Героическая фэнтези как разновидность фэнте-зийной литературы рассматривает актуальные вопросы современной жизни, репрезентируя их в вымышленном фэнтезийном контексте, пространстве и времени, сохраняя при этом связь с настоящим, делая героев произведений и события узнаваемыми и приближенными к реальности.

Популярность англоязычной героической фэнтези среди молодежи объясняется не только актуальностью проблематики, включающей

в себя причины и последствия войн, терроризма, агрессии, фобий, роль государства, проблемы семьи, ценностей, идентичности, дружбы и любви, а также способы их реализации в языке произведений жанра фэнтези.

Одним из таких главных способов мы считаем «динамическую» толерантность - градуированную толерантность текста художественного произведения, описание негативных событий в рамках этической толерантности. Рассмотрению данного понятия на материале трилогии «Голодные игры» американской писательницы С. Коллинз, переведенной на 26 языков и экранизированной, посвящена настоящая статья. Трилогия напоминает, с одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.