Научная статья на тему 'Медиабезопасность поколения next: от чего и как защищать молодежь?'

Медиабезопасность поколения next: от чего и как защищать молодежь? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
794
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / НОВЫЕ МЕДИА / КАРЬЕРА / MEDIA SECURITY / STUDENT AUDIENCE / NEW MEDIA / CAREER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинникова Мария Михайловна

Анализируется проблема медиабезопасности как части медиаобразования студенческой аудитории, рассматриваются аспекты влияния социальных медиа на карьеру студентов и особенности современного образования в эпоху Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Security of Generation Next: What and How to Protect Young People?

The paper analyzes the problem of media security as part of media education in student audience to consider aspects of the impact of social media on the career of students and characteristics of modern education in the Age of the Internet.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность поколения next: от чего и как защищать молодежь?»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 70-73.

М. М. Овчинникова

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ПОКОЛЕНИЯ NEXT:

ОТ ЧЕГО И КАК ЗАЩИЩАТЬ МОЛОДЕЖЬ?

Анализируется проблема медиабезопасности как части медиаобразования студенческой аудитории, рассматриваются аспекты влияния социальных медиа на карьеру студентов и особенности современного образования в эпоху Интернета.

Ключевые слова: медиабезопасность, студенческая аудитория, новые медиа, карьера.

Множество исследований посвящено проблемам медиабезопасности детей и подростков. Это понятно, ведь самые маленькие пользователи Интернета - наиболее уязвимая аудитория в силу возраста и несформировавше-гося сознания. Но в то же время студенческой аудитории уделяется недостаточно внимания. Видимо, исследователи не осознают проблем, стоящих перед студентами. А это поиск собственного пути, свободный выбор профессии и проблема построения карьеры. Кибербезопасность и безопасность мобильных приложений становится все более востребованной профессией сегодня, когда специалисты активно стремятся найти новые способы, как обезопасить детей от фишинга, спама, груминга, кибербул-линга и компьютерных вирусов.

Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» выявила причины, которые препятствуют продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России:

- отсутствие в профессиональных средах согласия в понимании сущности информационного и медиаобразования;

- отсутствие в нашей стране целостной государственной политики в области медийной и информационной грамотности;

- разноуровневость и различная степень развития инфраструктуры информационной подготовки в регионах России;

- стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;

- дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан;

- дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан [2].

Как отмечает И. А. Фатеева, проблема медиабезопасности требует теоретической разработки в отечественной науке. Само медиаобра-

зование в мире развивалось изначально именно как защитная теория (протекционистская, теория «гражданской защиты», теория «культурных ценностей») [6. С. 49-50].

Термины «медиабезопасность» и «информационная безопасность» в науке и Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» часто используются как взаимозаменяемые.

В связи с этой проблемой И. В. Жилавская предлагает термин «медиа-информационная грамотность», в котором объединяются медиаграмотность (медиакультура, медиаобразование, медийная этика, медиабезопасность) и информационная грамотность (включающая информационную культуру, инфомационное образование, информационную этику, информационную безопасность) [7].

Если сравнивать проблемы медиабезопасности в мире и в России, то можно заметить определенные тенденции: «Привлекательность возрастающей индивидуализации медиа в домашних условиях для британских родителей заключается в том, что оборудованная детская спальня репрезентирует собой идеальный компромисс, в котором дети развлекаются и находятся вне опасности. Одновременно с появлением в жизненном мире ребенка “экранных” видов медиа (screen-based media) стала развиваться культура “экранного развлечения” (screen entertainment). Доказательством тому служит возросший спрос на товары и услуги экранных медиа и предпочтение детьми экранных медиа - печатным. В Великобритании у 50 % 7-16-летних детей в спальне находится телевизор, для сравнения: в Дании 32 %, в Швеции 25 %, в Испании 21 %, в Германии 17 % и во Франции 16 %. Для контраста приведем следующие цифры: у 68 % британских детей в спальне стоят полки с книгами, а в Дании - у 83 % детей, в Германии - 85 %, в Испании - 89 %, во Франции - 93 % и в Швеции -94 %» [7].

Л. А. Крапивина подчеркивает, что информационная зависимость подростков влияет на умственные способности. Исследователь отмечает, что в ходе экспериментов, проведенных британскими учеными, выяснилось, что средний показатель интеллекта у подвергшихся информационной атаке снизился на 10 пунктов, в то время как у употребляющих наркотики он падает на 5 пунктов [3].

Президент молодежного объединения «Юн-пресс» С. Б. Цымбаленко, напротив, приходит к выводу, что «сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется Интернетом, разрушает миф о вреде Интернета для реального общения. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70 % против 49,1 %), с родителями (29,3 % против 27,3 %), ходят в кружки и секции (34 % против 29,1 %), ходят на свидания (25 % против 9,1 %). Это новый способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого стало реальное и виртуальное общение как единая система, аналог межличностного общения в форме социальных сетей. Общественному мнению навязывается угроза безопасности. В новом образовательно-информационном пространстве мы сталкиваемся с информационным парадоксом. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации с помощью Интернета дети имеют возможность быть независимыми от взрослых в получении информации.

Однако они испытывают потребность в диалоге с авторитетными взрослыми по важным для жизни сведениям и вопросам. Новая задача медиаобразования: формирование культуры общества и юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоко-ленческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества... В этом диалоге дети становятся экспертами нового для взрослых. Это пока параллельный процесс, существующий наряду с медиаобразованием и профессиональными средствами массовой информации, но он может стать основой для продуктивного межпоколенческого диалога» [7].

Проблема педагога в XXI в. состоит в том, что педагогические идеи и методики отстают от современных реалий. Помимо образовательной работы с детьми необходимо образовывать учителей. Например, тому, как создать профиль и вести себя в социальных сетях, как использовать новые медиа в образовательных целях.

Первая проблема, с которой сталкивается выпускник школы, это выбор профессии. Выстраивание диалога между школами и вузами, создание актуальной социальной информации и психологической службы поддержки выпускников является одной из важных задач медиапедагогов.

Для начала в студенческой жизни необходимы навыки поиска и сохранения информации. При этом очевидно, что современная школа и высшая школа нуждаются в новом подходе к подаче информации. Плагиат информации, которой пользуются школьники и студенты, становится проблемой глобального масштаба. Так, например, студенты РБИУ, обучающиеся на международных программах Университета Уэльса (Великобритания), подписывают договор, в котором отмечается, что использование плагиата более чем в двух студенческих работах (в том числе контрольных, а не только курсовых работах) приводит к отчислению. В российских вузах подобная практика не введена. Как научить ребенка и студента учиться в современном мире, в котором очень много доступной информации? Вот новая задача для педагогов.

В РБИУ для закрепления практических навыков введена система проектных недель, в рамках которой студенты выполняют реальные проекты для заказчиков и даже начинают зарабатывать. Так, в 2013 г. студентами 1-го курса были проведены проекты «In-Flight Entertainment» для ОАО «Аэрофлот. Российские авиалинии», а также для компании «Джемир», журнала «Налоговый лоцман», детских домов. Команда Русско-Британского института управления заняла I место в региональном конкурсе проектов «Студенты в свободном предпринимательстве» международной программы Enactus-2013 с проектом «Повышение лояльности клиентов гипермаркета “Золотое яблоко”». По мнению М. Г. Шилиной, «формирование проектной среды позволяет создать интегрированное пространство профессионального творчества, столь важное для развития и саморазвития будущих профессионалов, приближает высшую школу к реальным условиям практической профессиональной деятельности, повышает социальный статус высшего образования» [8. С. 245].

«Карьера начинается сегодня» - этот тренд в Русско-Британском институте управления с 1-го курса поддерживается преподавателями. Для студентов проводят уникальный

72

М. М. Овчинникова

тренинг «7 ключей успеха», который позволяет научиться говорить «нет», учит тайм-менеджменту и межпоколенческому диалогу. Но, с другой стороны, проблематично введение системы тьюторства и составления индивидуального карьерной road map («дорожной карты»), индивидуального плана построения карьеры. Можно отметить, что студенты не умеют составлять профессиональное портфолио, неумело пользуются социальными сетями, размещая информацию, которая может помешать их карьере.

При этом до 70 % работодателей, которые использовали LinkedIn, говорят, что они решили не нанимать человека на основе того, что они узнали о нем в Интернете. По крайней мере, один из пяти лучших результатов поиска в поисковых системах имени студента должен относиться к его профессиональным интересам. LinkedIn имеет высокую видимость в результатах поиска Google, так что полный и актуальный LinkedIn профиль значительно помогает при поиске работы.

Специалисты советуют выпускникам использовать свои профили в социальных медиа, чтобы продемонстрировать свои сильные стороны, увлечения и дать сигнал работодателям, что они являются самыми лучшими кандидатами для работы. Можно свободно сообщать о достижениях, таких как участие в марафонском беге или благотворительности. Если работодатель натыкается на личные профили, уникальные интересы, это может быть сильным дополнением к профессиональной квалификации [9]. Участвовать в конференциях, профессиональных мастер-классах, творческих лабораториях, вебинарах и создавать положительную репутацию онлайн, отвечая на вопросы, которые соответствуют профессиональным навыкам, - вот какой совет для студентов дают профессионалы.

Поколение «тысячных» (millennial) является первым, кто «всегда на связи», «всегда подключен» к средствам коммуникаций. Они не видят своей жизни без iPhone и iPad, без своего MacBook или другого лептопа. Они приносят их на работу и на учебу, создавая новые каналы реализации угроз, расширяя спектр возможных уязвимостей. Это новое поколение не понимает тех проблем и задач информационной безопасности, которые стоят перед более старшими товарищами [5].

Современное поколение проводит все время за компьютером, живет онлайн. По данным массового опроса, проведенного С. Б. Цымба-

ленко, в котором участвовали 2015 человек в возрасте 10-17 лет, 93,1 % респондентов пользуются Интернетом независимо от места проживания [7].

Новая медиареальность создает более глубокие проблемы философского, мировоззренческого уровня: «Гражданское интернет-сообщество, не признающее пространственно-временных, возрастных, национальных, классовых, государственных границ, вступает в противоречие с отношениями, в которых вынуждено жить подрастающее поколение, эти противоречия будут нарастать как снежный ком» (Цымбален-ко). Он отмечает, что «Интернет интегрирует другие информационные каналы в единую медиасреду. Чаще всего подростки попадают не на сами источники в их оригинальной форме, а на актуальные и интересные для них фрагменты. Важнейшими характеристиками современного состояния информационного пространства подростков становятся текучесть, диффузность, хаотичность. Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в Интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение качественному поиску информации, ее систематизации. Многие информационные ресурсы прибегают к мультимедийности, усиливая свои возможности с помощью Интернета, справочных материалов, аудио- и видеоприложений» [7].

Критическое мышление остро необходимо студенческой аудитории. В реальной и виртуальной жизни подрастающему поколению пригодится умение анализировать, говорить «нет», конструктивно критиковать и предлагать творческие, инновационные решения проблем. Современное общество нуждается в решателях, ведь в глобальном мире глобальные проблемы требуют совместных интернациональных идей и решений. Международное общение, которое предоставляет Всемирная сеть, является отличным площадкой для объединения творческих, образовательных усилий медиапедагогов всего мира.

Список литературы

1. Жилавская, И. В. Медийно-информационная грамотность. Подмена понятий [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ifapcom.ru/ news/1427/?retumto=0&n=1

2. Завершилась Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность

в информационном обществе» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ifapcom.ru/

news/1427/?returnto=0&n=1

3. Крапивина, Л. А. Информационная зависимость подростков в мире глобализации // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 2. С. 84-90.

4. Ливингстон, С. Дети и медиа [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://psyberlink.flogiston.ru/ intemet/bits/livingstone0l.htm

5. Лукацкий, А. Бизнес без опасности [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://lukatsky.blogspot. ru/2013/02/blog-post_21.html

6. Фатеева, И. А. Медиабезопасность личности как теоретико-практическая проблема // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 2.

С.48-53.

7. Цымбаленко, С. Б. Подростки в информационном пространстве: шаг в завтра [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/ archive/51220

8. Шилина, М. Г. Российская медиасистема: от новых практик к новой науке и образованию // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования-2010 : материалы Всерос. науч.-практ. конф : в 2 т. Т. 2. М., 2010. С.239-245.

9. How An Online Reputation Can Hurt Your Job Hunt [Электронный ресурс]. URL: http://www. forbes.com/sites/deborahljacobs/2013/05/17/ how-an-online-reputation-can-hurt-your-job-hunt/?utm_campaign=forbesfbsf&utm_ source=facebook&utm medium=social

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 73-81.

Т. А. Ольховая, Т. И. Мясникова

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ

К МЕДИАПРОСТРАНСТВУ:

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Рассматриваются особенности развития ценностного отношения молодежи к медиапространству, обобщен отечественный и зарубежный опыт анализа медиапространства как педагогического феномена информационного общества. Особое внимание уделено выявлению ценностных предпочтений личности в медиапространстве и реализации аксиологического подхода к развитию медиакомпетентности. Представлен сопоставительный анализ ценностной интерпретации медиатекста российскими и немецкими студентами.

Ключевые слова: медиапространство, медиаобразование, ценностно-смысловое отношение, медиакомпетентность, оценочное суждение.

Социальное функционирование коммуника- исследовании «Медиамир (медиасреда, меди-ционных технологий образует медиасреду (ме- апространство) молодежи» показали, что жиз-диапространство) конкретного общества. Транс- ненный мир является также миром медиа (ме-формация медиасреды есть, с одной стороны, диасредой, медиапространством), а истории из результат деятельности социальных сил (групп, жизни всегда частично затрагивают медиа. Это отдельных индивидов) по внедрению комму- позволяет признать, что «медиа участвуют в никационных инноваций, формированию опре- общественных процессах индивидуализации и деленного правового порядка в использовании биографизации жизни» [18]. коммуникационной техники, с другой - важней- Вследствие этого перед педагогами встают

ший фактор общественных преобразований, так задачи, отражающие включенность взрослых, как она меняет образ жизни людей, социальные детей и молодежи в медиаобразовательный практики и, как следствие, индивидуальные спо- процесс в условиях меняющегося медиапро-собы мышления и постижения мира [9. С. 58]. странства.

В свою очередь, уже в начале 1990-х гг. Существует множество точек зрения от-

Д. Бааке, У. Сандер и Р. Фольбрехт в своем носительно проблемы медиа. Так, одни в нем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.