Научная статья на тему 'Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы'

Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2850
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA SECURITY / MASS MEDIA / MODERN EDUCATION / MEDIA EDUCATION / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Елена Анатольевна

Раскрыты проблемы медиабезопасности личности школьника в современном информационном пространстве и предложены варианты их решения, а также описаны способы социализации учащихся через формирование культуры общения в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Security of the Person in the Information Space of the Modern School

The article deals with the problems of media security of the individual pupil in the modern information space and the offered variants of their solution, and also describes the ways of socialization of the students through the formation of a culture of communication in the media space.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы»

политическим доктринам, какими бы заманчивыми они порой ни казались.

Список литературы

1. В. И. Ленин, КПСС о борьбе с национализмом. М., 1985. 285 с.

2. Возвращенная публицистика : в 2 кн. Кн. 1. 1900-1917. М., 1991. 335 с.

3. Государственная дума. 1906-1917. Стенографические отчеты : в 4 т. Т. 4. М., 1995. 368 с.

4. Кирьянов, Ю. И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001. 464 с.

5. Марков, Н. Е. Думские речи. Войны темных сил. М., 2011. 704 с.

6. Меньшиков, М. О. Письма к русской нации. М., 2000. 560 с.

7. Окороков, А. З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М., 1970. 415 с.

8. Ораторы России в Государственной думе (1906-1917) : в 2 т. Т. 2. СПб., 2004. 400 с.

9. Ратников, К. В. Философская публицистика по национальному вопросу в отечественной газетно-журнальной периодике эпохи Первой мировой войны // СМИ в условиях информационной глобализации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 25-26 апреля 2013 г.). Екатеринбург, 2013. С. 73-76.

10. Шанин, Т. Революция как момент истины. Россия 1905-1907, 1917-1922. М., 1997. 560 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 79-87.

Е. А. Бондаренко

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Раскрыты проблемы медиабезопасности личности школьника в современном информационном пространстве и предложены варианты их решения, а также описаны способы социализации учащихся через формирование культуры общения в медиапространстве.

Ключевые слова: медиабезопасность, средства массовой информации, современное образование, медиаобразование, медиакультура.

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

В связи с массовой информатизацией современного общества все большую актуальность приобретает знание нравственно-этических норм и правовых основ использования средств новых информационных технологий в повсед-

невной практической деятельности. Яркими наглядными примерами являются участившиеся сообщения о компьютерных «взломах» банков и важных баз данных, росте компьютерного пиратства, распространении компьютерных вирусов. Даже войны становятся информационными и происходят уже на территории Интернет.

Число компьютерных преступлений растет. также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. Умышленные компьютерные преступления составляют заметную часть преступлений, но злоупотреблений компьютерами и обыкновенных ошибок или действий «по незнанию» еще больше.

Однако основной причиной проблем, связанных с компьютерами и новым для человечества информационным пространством, является недостаточная образованность в области безопасности.

Согласно статистике исследований РАН и РАО, сегодня в России насчитывается не менее

8 млн интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей, выходящих в глобальную сеть, делают это самостоятельно, без соответствующего контроля родителей и педагогов. 20 % опрошенных написали, что они выходят в Интернет с компьютера, находящегося в отдельной комнате; 50 % опрошенных посещают сеть с чужих компьютеров - от знакомых, из школы, из интернет-кафе.

Вызывают закономерное беспокойство опасения, что ребенок в Интернете столкнется с сайтами, содержащими «взрослый» контент, нецензурную лексику или призывы к насилию. Примерно 35-40 % опрошенных отметили, что они посещают web-страницы нежелательного содержания.

Чтобы избежать этого, нельзя ограничиваться только специальными фильтрами для домашнего или школьного компьютера, ведь мобильный телефон также является полноценным средством для выхода в Сеть. Задача взрослых, наша задача - защитить своих детей от сомнительной информации и научить их грамотно использовать ресурсы сети.

«Информационная безопасность - это состояние защищенности информации среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств», как отмечено в Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» [3].

Под информационной безопасностью сегодня понимают также «защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации» [8].

У такого понимания проблем безопасности два аспекта. Проблемы информационной безопасности чаще всего рассматриваются с точки зрения технологий информационного обеспечения. Цель информационной безопасности в этом смысле - обезопасить ценности самой информационной системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и свести к минимуму потери, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.

На практике в качестве важнейших обычно выделяют три аспекта информационной безопасности:

• доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);

• целостность (ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);

• конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Однако сама информационная система - это только форма бытия информации.

Ранее контроль за защитой информации был заботой технических администраторов. Сегодня контроль над информацией стал обязанностью каждого пользователя. Это требует от пользователя новых знаний и навыков. Так, например, хороший контроль над информацией требует понимания возможностей совершения компьютерных преступлений и злоупотреблений, чтобы можно было в дальнейшем предпринимать эффективные контрмеры против них.

Содержание самой информации, язык ее изложения, принципы общения в сети, последствия пребывания в Интернете, проблемы, возникающие в связи с этим в реальной жизни, -вот итоги, которые и определяют специфику развития современного общества.

Все, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Понятие «информация» сегодня употребляется весьма широко и разносторонне. Трудно найти такую область знаний, где бы оно не использовалось. Огромные информационные потоки буквально захлестывают людей. Объем научных знаний, например, по оценке специалистов, удваивается каждые пять лет. Такое положение приводит к заключению, что XXI в. будет веком торжества теории и практики информации - информационным веком.

Учеба в школе - это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память. Однако память человека не бесконечна. Именно поэтому сегодня говорят о том, что надо научиться быстро находить нужную информацию. Надо уметь все время учиться, потому что знать все, что уже изобретено человечеством, становится невозможно.

В наши дни Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Современное образование немыслимо без Интернета. Словари,

справочники, различные статьи, научные материалы, новости, личные блоги, компьютерные игры, видеоклипы, - все это может быть использовано в обучении или самообразовании. Для многих детей Интернет становится целым миром, где происходят события, не менее значимые, чем в реальной жизни. Они забывают, что мир информации только продолжение реального мира, и каким бы завораживающими не были путешествия по виртуальным мирам, этика, мораль и нравственность в Интернете - наследие этики и морали реального мира. И правилам поведения (жизни?) в Интернете надо обучать так же, как обучают правилам дорожного движения.

В мире средств массовой коммуникации мы живем уже давно. Но только в последние десятилетия развитие технологий привело нас к ситуации, когда в медиапространстве Интернета объединились информация библиотек, текущих периодических изданий, телевидения, личных дневников, тематических форумов, массовых компьютерных игр, кинотеатров онлайн... Информация играет огромную роль в современном обществе.

Защита от рисков, которые поджидают обитателей Интернета в процессе восприятия информации и общения с другими пользователями, - вот основа подготовки ребенка к жизни в современном информационном обществе [2. С. 28].

Впервые в истории человечества психофизиологическая безопасность человека напрямую зависит от его культуры и грамотности.

Медиаграмотность, то есть умение работать с информацией в средствах массовой коммуникации, и общая информационная культура -вот основные факторы обеспечения информационной безопасности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, понимать чужие сообщения и создавать свои. Информационная культура пока еще является показателем не общей,

а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Наиболее четкое определение мы найдем в «Финансовом словаре»: «Информационная культура пользователя - умение пользовате-

ля целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии» [8].

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром в начале XXI в. происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Телевидение, а за ним и Интернет, в конце девяностых годов становятся наиболее популярными источниками информации для российских детей и подростков [6. С. 131]. Школа оказывается на четвертом-пятом месте по «рейтингу доверия» (к середине первого десятилетия XXI в. она вернется ко второму-третьему месту). И не последнюю роль в этом сыграли те же самые СМИ, активно разъясняя аудитории, насколько важно, прежде всего, соблюдать права ребенка, как безграмотны нынешние учебники и учителя и насколько не соответствует современным требованиям школьное образование.

Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой.

Как оградить детей и подростков от информации, причиняющей вред, содержащей психологически вредные элементы, затягивающей подобно наркотику? Можно ли остановить поток этой информации или ввести жесткую цензуру?

На примере различных интернет-сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что подобный ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.

Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик се-

годня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ - это и есть одна из важнейших задач современного образования в сфере СМИ и телекоммуникаций. Именно эту задачу выполняет медиаобразование - направление в педагогике, в рамках которого происходит подготовка подростка к жизни в современном информационном обществе, развитие личности средствами и на материале современных массовых коммуникаций.

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция - все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» - рекламы, СМИ, Интернета - на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Данный проект отвечает на сформулированный выше вызов - подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений, уметь вести диалог в современном медиапространстве. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.

Мы много говорим о том, что современная образовательная среда должна быть интерактивной, но обеспечить реальные механизмы

эффективной «обратной связи» может только медиаобразование, поскольку оно учит думать и реагировать на «вызовы» окружающей инфосреды как ученика, так и учителя.

Медиаобразование в современной школе представлено десятками конкретных направлений работы. Это и работа над исследовательскими мультимедиапроектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в Интернет. Умение «читать» медиасообщение, понимать его скрытый смысл, анализировать текст или визуальный образ, делать выводы - вот основные задачи, которые в комплексе решаются на таких занятиях. Медиаобразование может органично включаться в любой урок и должно пронизывать всю образовательную среду современной школы.

Сообщения СМИ не случайно часто называют «параллельной школой»: немалую долю знаний о мире и обществе мы получаем благодаря им. Сначала печатные издания, а потом телевидение и Интернет обретают все большее и большее значение в жизни молодого поколения. Порой даже старшим приходится размышлять над тем, какая доля правды содержится в том или ином сообщении, и нужно ли пересматривать свои позиции по этому вопросу.

Психологи давно убедились в том, что тексты СМИ (медиатексты) для ученика куда более убедительны, чем слова учителя [7. С. 129]. Значительная часть информации, представленной в медиатекстах, опиралась на факты, которые были тесно взаимосвязаны с основами изучаемых в школе наук. Многие сообщения СМИ затрагивали материалы и факты, изучаемые в школе - и далеко не всегда трактовка этих фактов совпадала с той позицией, которую предлагали школьникам учителя. В эпоху единых учебников и единой системы средств обучения учебный предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающей реальности. Для того чтобы реализовать дидактический принцип связи школы с жизнью, надо было обращаться к «внешним» материалам - газетным заметкам, документальным и художественным фильмам, телепередачам [5. С. 138].

Однако, когда поток «внешней» информации возрос, разнообразие СМИ и рождение новых видов массовой коммуникации кардинально изменило ситуацию. Теперь учитель и рад бы изолировать свой предмет от притока

параллельной информации - но факты и «мнения» из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют взгляды учеников. В лучшем случае возникает своеобразное «двойное мышление»: подросток имеет одну точку зрения для урока, другую - для обыденной жизни. В другом случае возникает конгломерат из проверенных науками знаний и запаса сведений, полученных из случайных источников. И последствия такого «информационного коктейля» непредсказуемы, а для любой (в том числе и тестовой) формы проверки знаний просто трагичны.

Однако проблемы, которые ставит перед традиционным образованием «параллельная школа», не исчерпываются ни необходимостью научить вырабатывать научный подход к фактам, ни потребностью формировать критическое мышление. Здесь, на стыке педагогики и мира за порогом школы, необходимо умение адаптироваться в современном информационном пространстве.

Современная медиасреда - источник «параллельной школы» - за последнее десятилетие сильно изменилась. Обозначим основные факторы влияния медиасреды на современного человека:

• расширение доступа к информации,

• рост количества источников информации,

• резкое повышение плотности информационных потоков,

• рост агрессивности медиасреды.

Выход здесь заключен в формировании нового типа культуры - медиакультуры, которая, избегая «облегченного» восприятия, возвращает нас к бесконечному и увлекательному пути познания мира. Медиаобразование в учебных предметах и в дополнительном образовании направлено на формирование медиакультуры ученика и учителя. Основной акцент сделан на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Сам термин «медиакультура» отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента «присвоения культуры», по В. С. Библеру [1. С. 47], что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе.

Так «параллельная школа» становится союзником современного учителя.

На современном этапе развития информационного общества цели медиаобразования таковы:

• формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;

• освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;

• умение адаптироваться в медиасреде;

• обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;

• формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Для эффективной реализации этих целей можно предложить следующие мероприятия.

1. Семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей по медиаобразованию.

2. Серия мастер-классов «Интеграция медиаобразования в базовые предметы».

3. Создание банка методических разработок и материалов по медиаобразованию и публикация их в Интернете.

4. Конкурсы детских мультимедиа проектов на различные темы.

5. Конкурсы и фестивали детского экранного творчества (компьютерной анимации, школьного кино и телевидения, социальной рекламы и пр.), основанные на единой системе критериев оценки.

6. Межшкольная игра по информационнопсихологической безопасности «Медиаинтервенция».

7. Создание дистанционного курса для учителей и детей по информационной безопасности и медиаобразованию.

Предполагаемые итоги и критерии эффективности процесса формирования медиакультуры:

• формирование критической медиакомпетенции учителей и учащихся в системе предложенных мероприятий;

• обобщение опыта современного медиаобразования;

• создание динамичной системы саморазвития медиасреды, усиление фактора адаптации личности к происходящим в обществе изменениям;

• эффективное включение творчества личности в информационное пространство на различных уровнях (класс, школа, округ, город, страна, сетевое сообщество);

• формирование сферы медиабезопасности личности как ученика, так и учителя.

В рамках медиаобразования предполагается активное включение детей в процесс создания собственных медиасред - с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этих задач требуется другая необходимая составляющая - это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

Практика современного российского образования обозначила главные проблемные зоны периода перехода к информационному обществу. Основные «болевые точки» процесса перехода к информационному обществу -адаптация подрастающего поколения к современной социокультурной среде, формирование толерантности мышления, необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир.

Реформа процесса образования, нацеленного прежде всего на формирование нового типа культуры, а не на получение знаний, - процесс долгий и неоднозначный. Анализируя предварительные итоги того, что происходит с современным образованием, отметим, что наиболее динамичным фактором является трансформация современной образовательной среды. Именно поэтому в качестве основных целей развития современного образовательного учреждения следует рассматривать:

• организацию образовательной среды нового типа на принципах целостности и многоуровневого социального партнерства;

• создание динамичной модели современного образовательного учреждения на принципе саморазвития;

• формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя;

• самореализацию и самоопределение личности учащихся;

• создание условий для повышения эффективности образования и воспитания учащихся.

Современность предъявляет новые требования к процессу образования. Это настоятельно требует поиска перспективных путей формирования образовательной среды нового типа. Необходима единая стратегия развития образования, объединяющая в себе все необходимые направления преобразований. Следует отметить, что ведущий принцип формирования интерактивной медиасреды образовательного учреждения - целостность процесса, единство образовательных и воспитательных аспектов (возвращение на новом этапе к тому, что было одним из лучших качеств советского образования).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из первоочередных задач - работа над совершенствованием материально-технической базы образования. В настоящее время изменение общей информационной среды предъявляет новые требования не только к ученику, но и к учителю. Поэтому медиаобразование избрано в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, выявить способы разработки гуманистической модели образования на новом этапе развития общества и проверки ее эффективности.

Одна из наиболее интересных областей аудиовизуального творчества - работа с мультимедийными технологиями. Мультимедийность создает психологические условия, которые способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала с активизацией подсознательных реакций обучаемого. Создавая медиатекст в мультимедийном режиме, подросток неизбежно приходит к тому, что использование каждого отобранного им средства не может быть случайным и должно быть подчинено какой-то итоговой идее. Важно и то, что учебный (или познаваемый) материал в данном случае является только материалом - само творчество формально касается только области используемых мультимедиа технологий. Именно поэтому изучаемая область становится предметом особого интереса подростка: чтобы понять, как о чем-либо рассказать, нужно сначала познать предмет будущего рассказа. Таким образом, интерес к самим новым технологиям, подкрепляемый содержанием творческого проекта, становится поводом для саморазвития личности.

Психологами уже доказано, что при проведении занятий с ярко выраженным эффектом

новизны (в нашем случае - использованием новых информационных технологий) активизируется правое полушарие мозга, которое отвечает за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние учащихся, стимулируются положительные эмоции [10. С. 244].

Преимущество мультимедиа технологий состоит в возможности использования интерактивного режима - как при создании мультимедийного проекта (продукта), так и при его использовании. Интерактивность стимулирует творческий подход к проблеме создания мультимедийного проекта, активизирует механизмы поиска информации и формирования личностных компетенций - коммуникативной, информационной.

Применение мультимедийных технологий в образовании - гибкий и универсальный процесс, дающий широкие возможности для реализации творческого потенциала личности. Однако следует учесть, что содержание педагогической деятельности при этом существенно отличается от традиционного учебного процесса. Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя. Он должен не только иметь специальную подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять те приемы педагогики, которые связаны с культурой использования технических средств обучения, со стимулированием самостоятельного творчества учащихся. Во-вторых, часть процесса обучения и воспитания переносится на самих учащихся, зависит напрямую от их активности, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. В этих условиях объяснение учебного материала требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между учителем и учеником. Значительно усложняется и сама технология проведения занятий - преподаватель должен одновременно излагать материал, контролировать применение мультимедийных средств обучения и чутко реагировать на любое изменение состояния аудитории для организации эффективной обратной связи. Одной из важнейших тенденций развития культуры ХХ в. является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин «клиповое мышление». Наибо-

лее массовым источником информации стало сначала телевидение, потом Интернет. Современный Интернет - сложная информационная система, где любые сообщения представлены в интерактивном медиапространстве.

Для нас же особо важным является то, что восприятие информации происходит через экран. ХХ в. называли «веком экрана», экранных технологий. Век ХХ1 уже объявили «веком новых информационных технологий».

Специфика подачи экранной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза (образования смысла) осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к обобщению, к синтезу. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородные материалы, воспринимать картину мира не мозаично, но целостно, в единстве.

Развивающий характер обучения и воспитания на современном этапе развития общества предполагает в человеке способности к открытому типу мышления, терпимости, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль в этом процессе играет освоение информационных технологий. Информационное обеспечение учащихся (в том числе свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) - залог свободного и многостороннего развития личности. А основная задача современного образования - научить применять эти знания и умения на практике, научить учиться, реализуя творческий потенциал личности.

В процессе создания экранных мультимедийных продуктов (мультимедиа проектов) нельзя не учитывать особенностей восприятия экрана как основы образа в мультимедиа. При рассмотрении экранного образа на экране компьютера следует учитывать, что его восприятие сформировано в культурной парадигме кинематографа, телевидения, видео. Эволюция экранного образа как средства передачи информации в СМК показывает, что его основные свойства остаются неизменными и при создании мультимедийной продукции.

Однако реализация медиаобразовательных технологий сама по себе предъявляет повышенные требования к оснащению учебно-воспитательного процесса, к системности развития учебно-материальной базы образовательного учреждения. Многие школы и центры образования сегодня имеют минитипографии,

видеокамеры и монтажные центры, хотя процент образовательных учреждений, активно использующих эти технологии в работе с учащимися, остается крайне низким (не более 5-7 %).

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения основных направлений целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также эффективное использование современного программно-методического обеспечения. Выстраивая учебно-воспитательный процесс, необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу образования, создавать новое информационно-коммуникативное пространство для учителя и ученика, но и специально готовить учителя к интенсивной работе с новыми информационно-коммуникативными технологиями, в том числе с активным использованием материалов средств массовой информации в учено-воспитательном процессе. Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды, разработки и апробации модели образовательной среды нового типа на принципах целостности и саморазвития, где основными задачами становятся:

• совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;

• создание на базе образовательного учреждения медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;

• создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды образовательного учреждения;

• формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.

Базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация в образовательном учреждении телевизионных, мультимедийных, кинопроектов, происходит формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты, размещаемые в

Интернете и предлагаемые к участию в системе конкурсов и конференций, реализующих потенциал развития информационной медиасреды.

Исходя из имеющегося опыта работы и ориентируясь на постоянно возрастающую актуальность проблемы формирования активной гражданской позиции молодежи, в качестве ежегодных мероприятий можно предложить следующие:

• проведение просмотров, киноклубов, фестивалей телепередач и мультимедийных творческих проектов с последующим обсуждением мировоззренческих аспектов представляемой медиапродукции;

• самоопределение детей и подростков через формирование критического мышления, обращение к общественным и историческим проблемам, к авторским профессиональным работам;

• создание практических проектов авторского телевидения, непосредственное включение детей и подростков в процесс создания разноформатных проектов молодежного кино и телевидения, научиться выражению своего отношения к различным процессам и явлениям посредством создания медиасообщений.

Достижение намеченных направлений формирования медиасреды образовательного учреждения, в свою очередь, реализуется через следующие цели:

• разработка и создание в образовательном учреждении модели молодежного медиапространства;

• реализация принципа многоуровневого социального партнерства.

Конкретизация этих целей осуществлялась через следующие задачи:

• разработка концептуальных оснований и формата проекта (отдельных школьных СМИ, или их комплекса на основе печатного издания или школьного телецентра);

• создание условий для многоуровневого социального партнерства;

• создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков;

• формирование осознанного отношения к воздействию СМИ через овладение аудиовизуальными формами и работу с высокими образцами киноискусства;

• создание собственных фильмов и телепередач, организация коллективной работы с ними.

Все, что сделано за последние годы, соответствовало идеям массового, вариативного об-

разования. В новых условиях особое внимание уделяется возможностям индивидуализации, дифференциации обучения. Это создает основу для работы над проблемами информационной безопасности современного школьника, активным формированием медиакультуры учащихся.

На данном этапе развития системы образования динамика изменений образовательной среды предполагает следующие выводы.

1. В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.

2. Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели обеспечивается использованием образовательных медиатехнологий, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные и психолого-педагогические особенности.

3. Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент), а с другой - на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности, способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (ме-тапредметный компонент).

4. Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников,

учителей и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются; соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.

Список литературы

1. Библер, В. С. Мышление как творчество. М., 2005. 242 с.

2. Журин, А. А. Интегрированное медиа-образование в средней школе. М., 2012. 405 с.

3. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://cpi-it.ru

4. Лига безопасного Интернета [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ligainternet.ru/ filtruyushchii-12

5. Савенкова, Л. Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания : сб. науч. тр. М., 2003. 180 с.

6. Собкин, В. С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований

1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты : тр. по социологии образования. Т. 5, вып. 7. М., 2000. 284 с.

7. Солсо, Р. Когнитивная психология. СПб., 2006. 390 с.

8. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://finans.net.ua

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 87-92.

Д. М. Бочко

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ И ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ДИСКУРСЕ СМИ

Рассматривается проблема медиабезопасности и транспрофессионализма в профессиональных сообществах в целом и в журналистской деятельности в частности, особенности этих тенденций в современной России в условиях процесса рыночной трансформации общества. Распространение транспрофессионализма обусловлено влиянием социально-экономических факторов, а также социально-профессиональной адаптацией журналиста к меняющимся условиям жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.