Научная статья на тему 'Инновационный подход к развитию медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий'

Инновационный подход к развитию медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАИНФОРМАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDIA EDUCATION / MEDIA CULTURE / MEDIA LITERACY / MEDIA INFORMATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паранина Н. А.

В данной статье рассматривается проблема развития медиакультуры студентов и молодежи средствами дистанционных образовательных технологий в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation approach to developing of media culture of students with the help of distance educational technologies

The article is devoted to the problem of media culture education of students and young people in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к развитию медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий»

УДК 378

Н.А.Паранина

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье рассматривается проблема развития медиакультуры студентов и молодежи средствами дистанционных образовательных технологий в современных условиях.

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медиаграмотность, медиаинформация, дистанционные образовательные технологии.

Paranina Natalya Alekseevna INNOVATION APPROACH TO DEVELOPING OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS WITH THE HELP OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of media culture education of students and young people in modern conditions.

Keywords: media education, media culture, media literacy, media information, distance educational technologies.

В современной социокультурной ситуации в России все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.

Видео, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его программу, сайт), в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад, чтобы лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте, получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиови-зуальный материал на разных языках, то есть не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Сегодня современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные газеты, журналы, фильмы, энциклопедии, сайты.

Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. К сожалению, в большинстве современных российских высших и средних учебных заведений этот потенциал до сих пор остается нереализованным.

В современной социокультурной ситуации как никогда ранее велики роль и значение медиа-культуры в жизни людей, в первую очередь - молодежи. Популярность медиатекстов у молодежи определяется, на наш взгляд, многими факторами: использование терапевтической, компенсатор-ной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсический и других функций культуры; опора на зрелищно-развлекательные жанры, стандартизацию, серийность, сенсационность, систему «эмоциональных перепадов», позволяющую делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и т.д.

Что же такое медиаобразование? Есть немало определений данного понятия - это процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критичес-кого мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [3].

Основными задачами медиаобразования можно считать следующие: подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать и анализировать получаемую информацию, осознавать последствия воздействия ее на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм ком-муникации с помощью технических средств.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического

мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса ме-диаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля: телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [2].

За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.

Изучая медиаобразовательную ситуацию в России, мы пришли к заключению, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного общества слабо актуализируется в контексте вузовского образования. Следующие причины объясняют сложившуюся ситуацию: разногласия по поводу определения содержания и задач медиаобразования; преобладание технического подхода к решению проблемы; отсутствие методического обеспечения решения проблемы; неготовность многих педагогов воспринять новые информационные реалии и идеи медиаобразования; отсутствие системы подготовки преподавателей к реализации задач медиаобразования.

В последнее время популярным стало применение дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании. В силу особенностей организации процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий студенты на протяжении всего периода обучения (от 3 до 6 лет) находятся в непосредственном окружении средств медиа, так как процесс обучения практически полностью ориентирован на общение между студентом и преподавателем, студентом и менеджером через различные информационные системы и электронную почту, «живое» общение с преподавателем и курирующим менеджером минимизировано. Именно поэтому очень важно обратить внимание данной категории студентов на проблему развития медиакультуры и формирование их медиаграмотности.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные техно-логии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При разработке инновационной педагогической технологии развития медиакультуры студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, нами были выделены следующие ее компоненты: диагностический компонент - дает информацию об актуальном уровне развитости медиакультуры; содержательно-целевой компонент -теоретическая и практическая составляющая; результативный компонент - итоговые данные анкетирования, тестирования и проведения творческих работ студентов и анализа констатации уровней развития медиакультуры студентов вуза на финальном этапе изучения элективного курса.

Своеобразие предлагаемого нами подхода в развитии медиакультуры студентов заключается в наличии серии практических творческих заданий креативного характера, предшествующих «чте-нию» и обсуждению медиатекстов. Такие задания позволяют аудитории на собственном опыте проникнуть в лабораторию создания произведений медиакультуры.

Изучив отечественный и зарубежный опыт развития медиаобразования и медиакультуры школьников и студентов, мы пришли к выводу о том, что в России в настоящее время проблема развития медиакультуры студентов развита недостаточно, поэтому на базе Института дистанционного обучения (Институт экономики, управления и права г. Казань) для студентов, обучающихся по дистанционной форме, нами был разработан спецкурс «Практикум по медиакультуре». Внедрение в учебный план студентов всех направлений данного спецкурса было вызвано необходимостью научить студентов, выбравших дистанционную форму обучения, правильно общаться не только между собой при использовании таких форм, как чат и форум, но и, прежде всего, с преподавателями и своим курирующим менеджером. Нами было замечено, что большинство студентов, поступивших на дистанционную форму обучения, не умеют правильно писать электронные деловые письма, что, на наш взгляд, непосредственно связано с постоянным

общением с друзьями, знакомыми в социальных сетях, где стиль общения отличается от того стиля общения, которым предстояло им использоваться на протяжении всего периода обучения. Изначально данный курс состоял из нескольких блоков: обучение студентов правилам оформления основных документов (в том числе и электронных), обучение правилам составления электронных писем и культуре делового общения по электронной почте. Проводя данные занятия и наблюдая за постепенным изменением в манере общения студентов, каждый год мы дорабатывали наш спецкурс, вводя в него все новые и новые лекционные занятия, дорабатывая задания, вводя в курс все новые элементы, например, обучение информационной культуре (как относиться и правильно оценивать информацию, получаемую через средства массовой информации).

На первых занятиях в рамках данного спецкурсы мы проводим анкетирование студентов с целью определения уровня их знаний в области медиаобразования, медиакультуры и медиаграмотности.

В 2012 году в учебный план магистров по направлению «Педагогическое образование» был успешно внедрен курс «Основы медиаобразования и медиакультуры», направленный на развитие критического мышления магистрантов. В этом же году данный курс мы внедрили и в учебный план бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

На наш взгляд, введение в образовательный и воспитательный процесс подобных спецкурсов может способствовать обучению студентов навыкам эффективного использования медиакультуры и медиабезопасности как в учебных, профессиональных, так и в досуговых целях; решить проблему защиты сознания молодого человека от манипулирования СМИ.

Таким образом, средства медиа, обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа окружающего нас мира; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения тради-ционных дисциплин.

Литература

1.Ахметова Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инноваций и педагогического мониторинга // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 1998 - 465 с.

2.Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М: Академический проект, 2005. -448 с.

3.Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. -2007. - № 3. - С. 40-51.

1. Ahmetova D.Z. Teorija i praktika razvitija shkoly-kompleksa v uslovijah innovacij i pedagogicheskogo monitoringa // Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk, 1998 - 465 s.

2. Kirillova N.B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu. - M: Akademicheskij proekt, 2005. -448 s.

3. Fedorov A.V. Razvitie mediaobrazovanija na sovremennom jetape // Innovacii v obrazovanii. -2007. - № 3. - S. 40-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.