Научная статья на тему 'Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях Украины и Белоруссии'

Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях Украины и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онкович Г. В., Морозова А. В.

В 2009 году вот уже восемнадцатый год подряд в последнюю неделю июня в Киеве прошла Международная конфренция «Язык и культура». Это уникальное явление отражено не только в программах на конференцию только в этом году прислали заявки более 900 участников, но и в более чем 120 одноименных сборников, где опубликованы тексты их выступлений, обсужденные на 10 секциях (за все годы проведения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях Украины и Белоруссии»

центра творчества юных, муниципальных и региональных детско-юношеских периодических изданий, и телеканалов, вплоть до муниципального и региональных. Ну а в перспективе они готовят себя к поступлению на журфаки Южно-Уральского и Челябинского госуниверситетов, в связи с чем уходить им со своих школьных медиаплощадок никакого резона нет.

На конференции выступил также, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института, главный редактор журнала «Медиаобразование», руководитель проекта «Медиаобразования» МОО «Информация для всех» Александр Федоров. В своем выступлении он остановился на деятельности Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность».

(пресс-служба МОО ВПП "Информация для всех» www.ifap.ru)

Актуальные новости

Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях

Украины и Белоруссии

Г.В. Онкович,

доктор педагогических наук, профессор,

А.В.Морозова

В 2009 году вот уже восемнадцатый год подряд в последнюю неделю июня в Киеве прошла Международная конфренция «Язык и культура». Это уникальное явление отражено не только в программах - на конференцию только в этом году прислали заявки более 900 участников, но и в более чем 120 одноименных сборников, где опубликованы тексты их выступлений, обсужденные на 10 секциях (за все годы проведения).

Второй год в рамках этой конференции проходит Международный круглый стол „Медиаобразовательные технологии в учебном процессе", что позволяет значительно расширить круг его участников. Информация о готовящемся круглом столе була опубликована в двух украинских изданиях -«Педагопчна газета» и «Освга». Кроме того, представители Института высшего образования Академии педагогических наук Украины, который инициировал его проведение, побывали на конференциях в Украине и Белоруссии, где затрагивались проблемы медиаобразования,

медиапедагогики с тем, чтобы проанализировать современное состояние развития медиаобразования в Украине, выявить его очаги и энтузиастов-исследователей.

Так, 9-10 апреля 2009 года в рамках Международных дней науки Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на пленарном заседании прозвучало выступление зав. отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования АПН Украины, профессора Г.В.Онкович «Медиаобразование в интегрованном пространстве знаний», а темой дискуссии секции № 1 стала проблема «Медиапедагогика в условиях Болонского процесса». В ее программе были заявлены выступления президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессора А.В.Федорова «Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной дятельности», заместителя директора Института журналистики по научной работе В.Н.Корнева «Перспективы введения результатов научных исследований в учебный процесс», зав. кафедрой журналистики и издательського дела Института филологии Бердянского государствоенного педагогического университета «Формирование критического мышления аудитории СМИ как условие адекватного восприятия массовой информации», доцента Института журналистики КНУ имени Тараса Шевченко О.О.Белякова «Медиапедагогика в условиях Болонского процесса», доцента кафедры международных отношений Черниговского филиала Киевского славистического университета А.Г.Костырева «Внедрение методов медиаобразования в курсах общеполитичесикх дисциплш», старшего преподавателя факультета журналистики Таврического гуманитарно-экологического института Е.В.Куценко «Медиаобразование как составляющая профессинальной подготовки журналистов», аспиранта факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко О.И.Гоцура «Влияние украинский новостей на аудиторию: медиаэффекты». Перечисляем всех участников, заявленных в программе (к сожалению, не все смогли приехать в Киев), с тем, чтобы показать географию и проблематику исследований, которые находятся в центре внимания медиапедагогов.

Всеукраинская конференция «Журналистика, филология и медиаобразование» проходила 14-15 мая 2009 года в Полтавском государственном педагогическом университете имени В.Г.Короленко (Украина). Поскольку материалы конференции были изданы в двух томах одноименного сборника до начала конференции, отсутствие заявленных участников не так огорчало, как в Киеве. В программе пленарного заседания - «медиаобразовательные» доклады доктора педагогияческих наук, профессора Г.В.Онкович (Киев) «Использование в учебном процессе интегрированного пространства знаний средствами медиаобразования» и доктора филологических наук, доцента Э.Г.Шестаковой (Донецк) «О принципах системности и цикличности медиаобразования». На секции № 5 -

«Современное медиаобразование» - предлагалось заслушать и обсудить выступления исследователей из Киева (Т.В.Смирнова, А.Д.Онкович, В.Е.Шевченко, Е.А.Щербакова, Н.М.Духанина, А.В.Морозова, И.В.Батуревич, А.Подлужная), Полтавы (Н.Г.Марченко, А.П.Орлов, Р.А.Павлюк, А.А.Стриж, В.А.Смирнов, Ю.П.Федоренко, Л.А.Чередник), Ивана-Франковска (О.К.Янишин), которые представляли (преимущественно) Институт журналистики Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко, Институт высшего образования АПН Украины, Полтавский госпедуниверситет имени В.Г.Короленко и касались не только проблем медиобразования в нашем установившемся понимании, но и проблем подготовки журналистов. В то же время некоторые «медиаобразовательные» доклады (как в Киеве, так и в Полтаве) были включены в программу других секций.

Секция «Масс-медиа и образование» на Международной научно-практической конференции «Региональные СМИ: традиции, поиски, перспективы», которая проходила 21-22 мая 2009 года в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы (Беларусь) также объединяла интересы журналистов-практиков, медиапедагогов и преподавателей, работающих с будущими журналистами. Группу докладов составляли выступления, направленные на проблемы формирования духовно-нравственного становлення молодежи (доцент С.В.Омелько, Гродно, Беларусь), на современные тенденции рекламного дискурса глянцевих изданий (доцент Е.А.Доценко, Запорожье, Украина), стратегию подготовки репортажей (И.И.Маслаков, Минск, Беларусь). функциям в коммуникативном пространстве пресс-релиза (М.Р.Желтухина и М.В.Бусыгина, Волгоград, Россия), рассматривались опыт регионального молодежного издания (редактор А.В.Зданович), образовательная культура как имиджевый фактор при переподготовке специалистов (С.В.Балюк, Гродно Беларусь), роль рецензии в региональной газете (аспирант Е.А.Набиева, Тюмень, Россия), дискурс молодежных субкультур на страницах газеты «Вечерний Гродно» (Э.А.Мазько, Гродно, Беларусь), тенденции и проблемы развития электронных СМИ Тверской области (студент Д.А.Рыжов, Тверь, Россия) и др.

Тем не менее, некоторые доклады преподавателей-практиков, хотя и позиционировались как «журналистские», поражали разнообразием творческого медиаобразовательного подхода. Бесспорно, заслуживают внимания технологии медиаобразовательной деятельности, которыми поделился доцент В.В.Костюк из Запорожского национального университета (Украина) в докладе «Современное журналистское образование: запорожский опит» или деятельность музея университета в медиапространстве региона, представленная директором Музея ГрГУ имени Янки Купалы В.М.Сытых (Гродно, Беларусь), наверное, сюда следоволо бы отнести и доклад преподавателя из Орловского государственного института искусств и культуры М.Э.Рогозянского (Орел, Россия) «Функциональный подход к взаимодействию регионального телевидения и учреждений

культуры России и Республики Беларусь по патриотическому воспитанию молодежи на примере телерадиоэкспедиции «От Орла до Бреста» (доклад не прозвучал).

Тем не менее на конференции был представлен широкий спектр докладов по медиаобразовательной проблематике. Опять-таки - не все участники смогли приехать, однако заявленные доклады будут опубликованы в сборнике материалов конференции, потому считаем целесообразным назвать все: «Автобиографический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории» (профессор А.В.Федоров, Россия), «Публицистический, учебный и научный дискурсы в формировании информационного пространства» (профессор Г.Н.Манаенко, Ставрополь, Россия), «Инфотейнмент как прием массовой культуры в региональной прессе» (доцент Л.П.Саенкова, Минск, Беларусь), «Медиаобразование в использовании интегрированного пространства знаний» (профессор Г.В.Онкович, Киев, Украина), «Философия медиаобразования» (соискатель Д.А.Заруба, Киев, Украина), «Теория и практика медиаобразования» (магистрант К.А.Соколов, Минск, Беларусь), «Педагогическая пресса в формировании личности педагога» (аспирант А.В.Лесик, Киев, Украина), «Медиаобразование и Web.2» (научный сотрудник А.В.Морозова, Киев, Украина), «Инновационные методы медиарекламы и медиаобразования в библиотеке» (аспирант Е.А.Колмыкова, Орел, Россия). Не без удовольствия заметим, что все украинские доклады по медиаобразовательной проблематике прозвучали из уст представителей Института высшего образования АПН Украины.

Круглый стол «Медиаобразовательные технологии в учебном процес се», который прошел 23 июня 2009 года в Киеве, стал в определенной степени подведением итогов и... открытием новых имен. Предлагалось обсудить такие вопросы: медикультура и медиаграмотность, медиаобразование какинтелектуально-коммуникативная сеть, развитие медиаобразование в Украине и за рубежом, терминологический аппарат и основные модели медиаобразования, медиавоспитание в мировом образовательном пространстве, медиалогия - новая отрасль научного знания.

Предвидя, сколь трудно в горячие дни летней сессии выехать на конференцию в другой город, многие участники прислали тексты своих выступлений (они были представлены как стендовые). Тон задал академик РАО, доктор филологических наук, профессор В.Г.Костомаров («К рассуждениям о формах текста в общении»), в докладе котрого отмечалось, что обилие возможностей оформления текста ставит, в частности, такие вопросы: Безразлично ли для текста, в какой форме он реализуется? Если в принципе любой текст можно реализовать в любой форме, то в каких пределах она может деформировать его? Привязаны ли формы к видам общения? Каковы в сравнении преимущества и недостатки разных форм? Можно ли говорить о конкуренции форм, об их исторической смене? Каковы перспективы «синтезирующей» формы, не вытеснит ли Экран (дисплей) Книгу? Существенны ли различия восприятие текста/текстов в

разных формах? Как достичь сосуществования и сотрудничества всех форм? Меняется ли общественная оценка текстов в разных формах? Эти вопросы, по мнению ученого, рассматриваются по большей части интуитивно на основе существующей литературы и не подвергаются самостоятельному научному исследованию. Доклад привлек внимание не только участников круглого стола, но и конференции «Язык и культура».

В качестве стендовых были представлены и другие доклады зарубежных и украинский участников, которые пользовались большим успехом. В частности, «Телекритика и повышение медиаграмотности населения: проблемы российской практики» Р.П.Баканова (Казань, Россия), «Развитие медиакомпетентности студентов на занятиях по английскому языку» А.А.Новиковой (Таганрог, Россия), «Медиаобразование в Венгрии» Имре Шарто, «Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе детей в приемных семьях и домах семейного типа» О.П.Макаренко (Кременец, Тернопольской обл., Украина) и др.

Доклад профессора А.В.Федорова «Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории» был дополнен его статьями из периодических изданий. Тема «Медиаобразование в России» была подкреплена выставкой-презентацией изданий по медиаобразованию, представленных на Всероссийский конкурс «Лучшая книга по коммуникативным наукам и медиаобразованию» (2008-2009 академический год).

Актуально прозвучали выступления киевских исследователей из двух институтов Академии педагогических наук - Института высшего образования АПН Украины (Н.М.Духанина, Д.А.Заруба, В.Я.Карачун, А.В.Лесик, А.В.Морозова, О.Н.Олексюк, А.В.Онкович, О.К.Янишин) и Института социальной и политической психологии (А.Т.Баришполец, Е.Е.Голубева, Д.М.Гончаренко, Г.В.Мироненко, Л.А.Найденова,

Д.И.Сташук, Н.И.Череповская). Возможности радиодидактики продемонстрировали А. П. Орлов и О. В. Орлова из Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.Короленко, прессодидактики - О.К.Янишин из Ивано-Франковского Национального университета нефти и газа, а в стендовых докладах преподавателей из Николаева Р.П.Бужикова и Р.И.Бужиковой предлагались различные аспекты использования интернет-технологий. Про медиаобразовательный потенциал экранных искусств говорили Е.В.Куценко из Симферополя и Н.А.Шубенко из Харькова. Е.В.Куценко из Симферополя и О.Э.Коневщинская из Киева поделились результатами своих исследований на медиаобразовательную тематику: их кандидатские диссертации готовятся к защите.

С интересом происходящее наблюдали молодые исследователи -аспиранты, выпускники и студенты Издательско-полиграфического института Национального технического университета «КПИ» (Программа круглого стола размещена на сайте «Медиаобразование: Украина»). Участники говорили о необходимости чаще общаться и обмениваться опытом работы, о создании Ассоциации медиаобразования или о пополнении

Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины, о создании периодического издания и о «газете в газете» на страницах всеукраинского еженедельника «Освгга»...

III Международный круглый стол «Медиаобразовательные технологиы в учебном процес се» пройдет в июне 2010 года в Институте высшего образования АПН Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.