Научная статья на тему 'В России наступил период особого интереса к медиаобразованию'

В России наступил период особого интереса к медиаобразованию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская И. В.

Большим событием для исследователей и специалистов в области медиаобразования России стала завершившаяся 21 ноября 2007 года в Томске Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В России наступил период особого интереса к медиаобразованию»

педагогического университета, которые рассказали о планах введения курса «Медиаобразование» в магистратуре. Безусловно, опыт, который накоплен в Таганрогском государственном педагогическом институте (www.tgpi.ru), первом в России внедрившем в учебный процесс специализацию «Медиаобразование», здесь может очень пригодится.

В конце второго дня работы Всероссийской научно-практической конференции гостям была организована экскурсия, которая позволила ознакомиться с историей города, узнать о его достопримечательностях.

Приятно отметить и поблагодарить устроителей конференции в лице И.В.Жилавской и ее команды за хорошую, четкую организацию всех мероприятий, которыми были насыщены дни конференции.

Актуальные новости

В России наступил период особого интереса к медиаобразованию

Большим событием для исследователей и специалистов в области медиаобразования России стала завершившаяся 21 ноября 2007 года в Томске Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Конференция проходила под эгидой Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Комиссии по вопросам развития интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ. Организаторами конференции выступили администрации Томской области и города Томска, Томский государственный университет, Томский институт информационных технологий, Сибирская ассоциация медиаобразования и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Всего в конференции приняло участие более ста человек из 17 городов России, Украины и Казахстана. 21 ноября в Доме искусств Томска (ул. Шишкова, 10) в рамках конференции состоялось также открытие Второй Межрегиональной выставки детско-юношеской периодики и литературы «Свежая строка». На выставке были представлены молодежные СМИ -победители региональных этапов выставки, проходивших в последние дни на Алтае и в Кузбассе.

Конференция началась 20 ноября в конференц-зале ТГУ. Пленарное заседание открыла директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской ассоциации медиаобразования И.В.Жилавская. Она поприветствовала гостей, собравшихся на томской земле, - ученых, преподавателей, медиапедагогов, представителей организаций, которые работают в области медиаобразования, из Киева, Москвы, Белгорода, Таганрога, Тольятти, Аксу, Новосибирска, Кемерова,

Барнаула, Новокузнецка, Красноярска, Северска, Хабаровска и других городов. Особое внимание во вступительном слове было уделено актуальности проблем медиаобразования: «В связи с тем, что ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, оно сегодня имеет большие перспективы. В России наступил период особого интереса к медиаобразованию, поэтому столь важно, чтобы все, кто имеет отношение к медиакультуре, сфере коммуникаций, нашли общие подходы, определились, наконец, с понятийным аппаратом, договорились о системном взаимодействии».

С приветственным словом к участникам конференции выступил начальник департамента информационной политики администрации Томской области С.И. Никифоров. Он подчеркнул значимость идеи медиаобразования в современном медиатизированном обществе, отметил широту проблематики, заявленной на конференции, и выразил надежду на то, что совместными усилиями теоретиков и практиков это направление работы с молодежью даст положительные результаты.

Живой интерес собравшихся вызвал доклад И.В. Жилавской на тему информальных медиа, которая привела убедительные доказательства того, что параллельно с традиционными масс-медиа в современном информационном обществе развиваются совершенно новые самодеятельные «информальные» медиа, которые неподвластны цензуре, внешнему контролю. Они лежат в плоскости внеэкономических отношений и имеют ярко выраженный неформальный, личностный характер. В результате нового медиаповедения информальные авторы, участвующие в создании информального медиапродукта, могут конкурировать с журналистами и создавать свое информационное пространство. Это явление сегодня подлежит осмыслению и изучению.

С особым вниманием собравшиеся прослушали доклад декана факультета журналистики Белгородского университета, профессора А.П.Короченского о медиаобразовательном потенциале журналистики. По мнению ученого, журналистика, имеющая демократические ориентиры, является союзницей медиаобразования - в первую очередь массового. Познать и эффективно использовать присущий ей медиаобразовательный потенциал особенно важно сегодня, в эпоху демократизации процессов массовой коммуникации, в которую во всё большей степени вовлекаются рядовые граждане. Это становится особенно важным в условиях, когда аудитория из субъекта превращается в объект медиапроцесса, не владеет элементарными навыками анализа, критики того, что видит и слышит. В этой ситуации представляются целесообразным развитие сотрудничества медиапедагогов и представителей журналистской науки в целях совместной теоретико-концептуальной проработки и практического осуществления различных медиаобразовательных программ, реализуемых с привлечением СМК. Такие программы могли бы частично восполнить неразвитость медиаобразования в России.

И.М.Дзялошинский, профессор Государственного университета -Высшая школа экономики представил свое видение проблемы медиаобразования в контексте формирования гражданского общества. Проблематика медиаобразования, обращает внимание И.М.Дзялошинский, -стала в последние годы весьма популярной. Так называемая «детская журналистика» становится сегодня делом серьезным, так как с ней связаны надежды на возникновение и становление журналистики гражданского общества, журналистики диалога. Объясняется это еще и тем, что люди оказываются встроенными во все более всеохватную и быстродействующую коммуникационную сеть, располагая все меньшей возможностью лично влиять на объем циркулирующей в ней информации, не говоря уж о том, чтобы ее контролировать. Скорее наоборот: наша жизнь все существеннее определяется глобальной коммуникацией. В этих условиях актуальными становятся вопросы формирования личности, способной существовать в новой информационной среде. Данная конференция посвящена проблемам оптимизации процессов формирования медиаобразовательных стратегий и практик в различных областях гуманитарных сфер человеческой деятельности. Однако, соглашаясь в принципе с необходимостью оптимизировать процессы адаптации личности к процессам, происходящим в медиасфере, считаю не менее важным анализ возможности «приспособления» информационной и коммуникативной среды к человеку. В более жесткой форме этот подход формулируется следующим образом: какими должны быть медиа, чтобы их деятельность соответствовала тем образам Человека, которые аккумулировались человечеством на протяжении тысячелетий?

Об уникальном опыте медиапедагогов и ученых-новаторов ведущей научной школы РФ «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора, доктора педагогических наук, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики А.В.Федорова рассказала в своем выступлении доцент кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук Е. В. Мурюкина.

Профессор кафедры журналистики Сибирского федерального университета, доктор философских наук О. Ф. Нескрябина остановилась на психологических особенностях восприятия медиатекста в системе современных коммуникаций. Она подчеркнула, что в журналистике особую значимость имеют новизна сведений, скорость их обработки и передачи, сенсационность и игровая манера подачи информации. Преобладание данных черт над аналитичностью и культурной ценностью информации есть проявление журнализма в медиапсихологии. По мнению некоторых исследователей, этот стиль проник далеко за рамки медиапространства и влияет на все гуманитарное знание. «Журнализм» - стиль журналистики масскульта с характерным для нее принципом: новое - значит лучшее. Журнализм отличает интерес к новым терминам и теориям с акцентом не на содержание, а на форму подачи сообщения.

С обстоятельным сообщением на тему «Медиаобразование в контексте Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Национальной программы поддержки и развития чтения» выступила Т.А.Мурована, координатор проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Цель усилий ЮНЕСКО в сфере медиаобразования, как заявила Т. А. Мурована, - развитие понимания и содействие обсуждению влияния СМИ на общество и их роли не только как средства коммуникации, но и как источника информации и знаний. В частности, ЮНЕСКО поддерживает инициативы по продвижению доступа к средствам массовой информации для молодых людей и развитию их критической оценки действий масс-медиа. Одно из направлений деятельности - создание системы преподавания предметов, связанных со СМИ, как части учебного плана в школах. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» считает сегодня наиболее актуальным поддержку освоения письменной информации и обеспечение ее доступности. Чтение представляет собой важнейший способ освоения значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

В ходе конференции состоялись заседания секций и круглых столов.

Особо оживленная дискуссия развернулась на круглом столе по теме «Концепции современного медиаобразования в свете особенностей российской модернизации» (модераторы: профессор Томского государственного университета, доктор политических наук А.И.Щербинин и профессор Сибирского федерального университета, доктор философских наук О.Ф.Нескрябина). Открыла дискуссию вице-президент Ротари-клуба, докторант ТГУ Н.В.Брюханцева. Она говорила об отсутствии идеалов у молодежи в современном обществе, о том, что сегодня стоит вопрос, какими должны быть базовые ценности. На что И.М.Дзялошинский предложил всем участникам круглого стола написать по десять слов, характеризующих «хорошего человека». Оказалось, что все пишут примерно одно и то же, следовательно, вечные ценности все-таки есть.

О.Ф.Нескрябина высказалась в поддержку идеи о том, что, если в обществе идет процесс модернизации (экономической, информационной), то обычно проблема состоит в том, чтобы сохранить ценности, а не в том, чтобы их менять. Модернизация должна сопровождаться консервацией.

Поворот разговора в сторону философии ценностей - знаковая ситуация для России. Тема вечных ценностей вызвала бурные дебаты. Так же как и выступление руководителя Центра гуманитарного сопровождения предпринимательства Института инноватики ТУСУРа Л.В.Кобзевой. Она говорила о возможности молодым людям проиграть разные роли в виртуальной реальности. Мнения по этому поводу разошлись диаметральным образом. А.П. Короченский поддержал мысли о том, что уход молодежи от жизни в виртуальный мир - опасная тенденция, а

И.М.Дзялошинский положительно оценил эту возможность с точки зрения самореализации человека.

Дискуссия, развернувшаяся на круглом столе, показала, что аудиторию интересуют глубокие социальные проблемы - природа человека, природа идеала, ответственность профессионала в период социальных потрясений, соотношение традиций и новаторства в условиях модернизации общества в культуре, вообще, и в медиакультуре, в частности.

Всесторонней и эмоциональной оказалась секция «Медиакультура на рубеже веков» (модераторы: доцент Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук Е.А.Щербакова и доцент Томского государственного педагогического университета, кандидат искусствоведения

А.В .Бернатоните).

На секции речь шла об ответственности журналиста за слово, о профессионализме. На эту тему очень горячо и убедительно с конкретными примерами высказалась директор Томского театра юного зрителя С.Е.Бунакова. Всеобщее оживление вызвало выступление директора компании «Искусство и актуальность» О.С.Калининой-Сулакшиной на тему русского языка. Прозвучали неоднозначные оценки меры использования нецензурной лексики в СМИ. Об отсутствии авторской речи и автора вообще в средствах массовой информации, о высокой требовательности, прежде всего нравственного порядка, к журналистам, опытным и начинающим, говорил профессор кафедры социологии и культурологи ТУСУРа Л.Ф. Пичурин. Весьма интересным опытом медиаобразовательной деятельности -создания «Энциклопедии электронных масс-медиа» Ивана Гаврииловича Мащенко, как новой модели медиаобразовательного продукта украинского производства, поделилась Е.А.Щербакова.

Наибольшее количество участников собрал круглый стол по теме «Медиаобразование и СМИ: от теории - к практике» (модераторы: доцент Таганрогского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Мурюкина и завуч школы г.Топки Кемеровской области Т.В.Трезубова). Именно здесь разгорелась самая жаркая дискуссия, потому что именно здесь могли сверить свои точки зрения теоретики и практики.

С чрезвычайно интересным докладом выступила редактор барнаульской газеты «САМИ» Н.В.Юмашева. В основу ее выступления легли результаты социологического исследования, проводившегося в два этапа с интервалом в 7 лет, в 2000 и 2007 году. Исследование проводилось в форме экспертного опроса медиапедагогов и учащихся по поводу их самооценки, взаимоотношений педагогов и школьников, роли и функций школьных СМИ. Сопоставление результатов, полученных в 2000-м и в 2007-м годах, продемонстрировали серьезные изменения, произошедшие в детско-юношеской журналистике, по крайней мере, в восприятии медиапедагогами ее сущности, самих себя, характера взаимоотношений с учащимися. В 2000 году, формулируя функции детско-юношеской журналистики, медиапедагоги

обычно употребляли выражения «помочь», «создать условия», «дать возможность». В 2007 им на смену пришли слова «воспитать» и «сформировать». В целом же по результатам исследования, заключает Н.В.Юмашева, приходится сделать вывод о том, что за истекшие семь лет субъект-субъектные отношения в сфере детско-юношеской журналистики сменились на субъект-объектные и существовавший в недавнем прошлом диалог между педагогом и школьником сменился односторонним воздействием.

Разные мнения прозвучали и по поводу идей, высказанных зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью Алтайской академии экономики и права, кандидата филологических наук О.П.Чернега, относительно того, что, подготавливая детей к освоению норм и правил журналистики, на самом деле, мы вводим их в заблуждение, так как детские и молодежные СМИ - это корпоративные средства массовой коммуникации, что, естественно, не одно и то же.

По-прежнему остается открытым вопрос о том, что такое медиаобразование: профориентация, обучение навыкам работы с мультимедийной техникой, воспитание эстетического вкуса или формирование гражданской позиции. Сколько педагогов, столько и мнений. Причем, следует отметить, что именно педагоги весьма сложно выстраивают диалог, часто не слышат друг друга.

Но, несмотря на существующие разногласия, участники конференции выработали ряд предложений, реализация которых позволит существенно продвинуться в развитии медиаобразования в России.

В частности, было отмечено, что Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», которая прошла в Томске 20-21 ноября 2007 года, собрала за одним столом представителей различных сфер медиаобразовательной деятельности, с тем, чтобы найти общие подходы к переосмыслению идей медиаобразования на современном этапе, с учетом сложившейся теоретической базы и накопленного регионального опыта. Особенно ценным, по общему мнению участников конференции, стало то, что в ней принимали участие как ученые, так и медиапедагоги-практики. Услышать друг друга в ходе дискуссий оказалось не всегда просто, но взаимно полезно. Конференция была чрезвычайно интересной как в теоретической, так и в практической части.

По итогам конференции были выработаны конкретные предложения:

- проводить аналогичные конференции ежегодно, совершенствуя и развивая содержание;

- обратиться в структурные подразделения, занимающиеся вопросами образования, в том числе Министерство образования и науки РФ с предложением ввести в программу высших учебных заведений специальность «Медиаобразование» (как известно, педагогическая специализация «Медиаобразование» 03.13.30, зарегистрирована УМО Министерства образования и науки РФ еще в 2002 году по инициативе

научной школы под руководством А.В.Федорова, и успешно внедрена в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института);

- обратиться к Ассоциации кинообразования и медиапедагогики (А.В. Федоров) с предложением объединить усилия для продвижения идеи открытия специальности «Медиаобразование» в вузах страны;

- обратиться в департаменты субъектов федерации с предложением интегрировать элементы медиаобразования в учебные дисциплины, а также ввести программы по медиаобразованию в перечень учебных программ образовательных учреждений;

- инициировать процесс создания в школах и учреждениях дополнительного образования медиатек и медиацентров (разработать Положение о школьном медиацентре);

- расширить временные рамки конференции;

- включить в диалог на конференции представителей администраций системы образования;

- разработать и открыть сайт Сибирской ассоциации медиаобразования;

- разработать и внедрить на базе Томского института информационных технологий систему повышения квалификации медиапедагогов с привлечением специалистов ведущих научных школ медиаобразования;

- при поддержке Сибирской ассоциации медиаобразования начать работу по созданию Сибирского межрегионального центра медиаобразования;

- основные положения конференции обобщить и опубликовать в журнале «Медиаобразование».

К началу конференции издан сборник уникальных материалов «Медиаобразование: от теории - к практике», в который вошли работы ученых и специалистов России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Отличительной особенностью сборника, также как и конференции в целом, стал его комплексный характер. В нем, кроме аналитических статей на темы научной конференции, собраны материалы медиапедагогов, которые много лет реализуют в своих городах медиаобразовательные проекты. Здесь представлен их бесценный опыт, практические наработки, а также лучшие публикации начинающих журналистов по итогам многочисленных фестивалей, акций, слетов и конкурсов. Полную версию сборника можно найти на сайте Томского института информационных технологий www.tiit.tomsk.ru

Мнения участников конференции в Томске:

Эта конференция, на мой взгляд, весьма важное событие в научной и культурной жизни не только Томска и тех регионов, которые имели возможность в ней участвовать, но и, возьму на себя смелость заявить, в научной и культурной жизни России. Информационные потоки и работа с ними, особенно профессиональная, на сегодняшний

день играют очень важную роль в жизни людей. Не только и не столько в среде уже состоявшихся журналистов, сколько среди простых ее потребителей. И тем более, если эти потребители - дети и подростки, еще формирующие свое мировоззрение, свою личность и т.д. От того, насколько органично и грамотно вольется в нашу жизнь, в образовательный процесс подрастающего поколения медиаобразование, зависит и то, какими сформируются юные личности.

Но, прежде чем формировать чье-то мировоззрение, необходимо самому разобраться в окружающей действительности, связанной с медиаобразованием. И данная конференция, на мой взгляд, как раз и способствует формированию отчетливого понимания данного процесса как с практической, так и с теоретической точки зрения.

Прекрасно, что есть возможность благодаря этому мероприятию встретиться как практикам и теоретикам высшей школы профессиональной школы, так и школы начального звена. Далеко не всегда, работая в средних учебных заведениях, педагоги, так или иначе имеющие отношение к медиаобразованию, или к тому процессу, который условно можно обозначить этим термином, ориентируются на теоретические научные разработки представителей вузов. Не потому, что они им совершенно не нужны, отнюдь. Профессиональная литература используется ими в образовательном процессе. Однако иногда практика в школах отличается если не коренным, то существенным образом от тех научных выкладок, которые представляют нам коллеги. На местах некоторые, может быть, изобретают заново колесо или велосипед, совершенно не следя за тем, что уже все давно придумано. Или же, наоборот, остаются на уровне традиций «века, ушедшего в воспоминания», абсолютно не стремясь к совершенствованию. А представители более высокого образовательного звена иногда углубляются в разработку теорий, правильных и нужных с точки зрения науки, но не всегда привязанных к действительности и используемых в ней.

И поэтому организация мероприятия такого масштаба и такого уровня - это действительно серьезное дело: собрать воедино специалистов-теоретиков, специалистов-мыслителей, и специалистов-практиков, причем разных уровней, - от дополнительного образования школ до университетского ректората, - чтобы обозначить те реалии, которые существуют сегодня на двух разных полюсах одного и того же вопроса, в нашем случае -медиаобразования. Собрать для того, чтобы обсудить волнующие проблемы, рассмотреть дальнейшие перспективы и наработать пути развития направления, в котором работают все собравшиеся на конференции.

Когда вместе работают два таких мощных лагеря, как теоретики и практики, за круглым столом, значит, у направления есть будущее. И это радует. Большое спасибо

организатором и идейным вдохновителям конференции за то, что такая идея в свое время проявилась и нашла практическое воплощение. Хотелось бы пожелать дальнейшего развития направления. Расширения географии участников конференции и увеличения продолжительности конференции хотя бы до 3-4 дней, поскольку сжатый график докладов и обсуждений не всегда дает возможность до конца получить, например, обратную связь и т.д.

Ирина Юрьевна Прасолова, педагог дополнительного образования муниципального учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 93» с углубленным изучением отдельных предметов, Тольятти, Самарская область i.prasolova@mail.ru

Для творческого человека общение с коллегами - первое и важное условие бытия, профессионального роста. Участие в работе Первой Всероссийской научно-практической конференции лично для меня стало прекрасной возможностью не только узнать, по каким законам формируется и развивается современная коммуникационная сеть в России, но и сопоставить это с реалиями, происходящими в медиасфере Казахстана, где живу и работаю. Жаркие дискуссии с участием ученых с мировым именем, сильнейших преподавателей вузов из разных регионов России и Украины, развернувшиеся на круглых столах, без сомнения, были очень и очень полезны для нас, журналистов-практиков. Мы открыто, честно, принципиально обсуждали самые актуальные проблемы развития информационного пространства. Звучали разные, нередко полярные, точки зрения по поводу той или иной ситуации, но главное, что эти дебаты проходили в атмосфере позитивного настроя, содействующего диалогу и взаимопониманию.

Проводя параллели с ситуацией в СМИ Казахстана, не могу не отметить те значительные, прогрессивные шаги, которые в течение последних нескольких лет сделаны в России в части внедрения медиаобразовательных технологий. Уверена, казахстанским медиапедагогам уже сейчас есть чему поучиться у своих российских коллег. Очень порадовал тот факт, что различные аспекты развития медиаобразования, как отметил профессор Московского государственного университета И.М.Дзялошинский, отнюдь «не детские шалости» для представителей журналистской науки. И, на мой взгляд, уже сам факт участия в работе конференции специалистов столь высокого уровня свидетельствует о серьезном, заинтересованном отношении к этому важному вопросу.

Очень яркие, незабываемые впечатления оставило и общение с талантливой молодежью медиаклуба «Среда», презентовавшей свои проекты, со всеми участниками Второй Межрегиональной выставки детско-юношеской периодики и литературы «Свежая

строка», проходившей в рамках конференции. Столько свежих, «непричесанных» мыслей, смелых идей, столько потрясающих творческих находок! А, главное, огромное желание двигаться вперед! Смотрела, изучала, удивлялась... и радовалась успехам своих российских коллег-энтузиастов, стараниями которых школьная, молодежная пресса и в «продвинутых» городах, и в сельской глубинке, развивается динамично и интенсивно, несмотря ни на какие трудности. И вдвойне радовалась за их воспитанников, юных журналистов, имеющих широкие возможности для самореализации, смело осваивающих безбрежное море информации! Участие в выставке позволило мне наладить контакты с руководителями пресс-центров, редакторами многих детских и молодежных изданий Сибири, и я очень надеюсь, что это знакомство перерастет в тесное, плодотворное сотрудничество. Ведь журналистика - понятие трансграничное!

Елена Ивановна Шубина, руководитель детского пресс-центра «Школьные вести», a-talkiny@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.