Научная статья на тему 'Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезопасности'

Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
873
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ / MEDIA EDUCATION / MEDIA SAFETY / JOURNALISM / MEDIA-COMPETENCE / MEDIA INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленова Анастасия Евгеньевна

Cтавится проблема медиаобразования студентов, обучающихся по специальности «Журналистика », на примере студентов кафедры журналистики Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска более эффективных способов медиаобразования будущих журналистов, так как на данный момент можно говорить о падении общего профессионального уровня медиаспециалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Education of Future Journalists with Emphasis on Media Safety

The article raises the issue of media education for students enrolled in journalism – based on examples of students from MASS MEDIA faculty at the Institute of Journalism (Moscow State University of Culture and Arts). The relevance of the chosen topic is the need to find better ways to impart media education to future journalists. This is because at the moment we can observe a sharp decline in the overall professionalism of media specialists.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование будущих журналистов как основа медиабезопасности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 215-218.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ КАК ОСНОВА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

Ставится проблема медиаобразования студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», на примере студентов кафедры журналистики Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска более эффективных способов медиаобразования будущих журналистов, так как на данный момент можно говорить о падении общего профессионального уровня медиаспециалистов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, журналистика, медиакомпетенция, медиавоздействие.

Актуальность медиаобразования, то есть нающееся на этапе дошкольного образования

обучения теории и практическим навыкам овладения средствами массовой информации, в современном информационном обществе является аксиомой. Основным аргументом и предпосылкой зарождения и развития данного направления стала необходимость защиты от негативного воздействия СМИ. С течением времени и развитием медийных технологий, когда информационное пространство стало доступно каждому, независимо от его возраста и профессии, спектр решаемых медиаобразованием задач расширился. На данном этапе можно выделить следующие концептуальные задачи направления:

- развитие грамотного аудиовизуального восприятия, то есть навыка потребления медиатекста, при котором последний подвергается критическому анализу;

- развитие самостоятельности суждений, способности сделать выводы, а не принять «на веру» любое заявление в информационном потоке;

- практическое освоение технологий массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, телевидения), позволяющее понимать законы и правила, по которым существуют современные каналы распространения информации, а также дающее инструменты для создания качественного контента так называемых гражданских СМИ (социальные сети, блоги, форумы);

- формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатекстов и понимания их медиавоздействия на потребителя информации.

На основе данных задач можно условно выделить два крупных блока медиаобразования:

1) массовое медиаобразование, то есть непрерывное обучение медиаграмотности, начи-

и интегрируемое в образовательный процесс;

2) профессиональное медиаобразование, то есть включенное в программу высшего профессионального образования медиапедагогов и специалистов медиасферы.

В данной статье рассматриваются вопросы профессионального медиаобразования будущих журналистов и влияние медиаобразования на формирование медиабезопасного пространства, то есть информационного пространства, в котором «каждый индивид будет защищен от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию» [5. С. 283].

Выделение этого аспекта в отдельное направление медиаобразования представляется необходимым в немалой степени в связи с наблюдающимся падением общего уровня профессионального мастерства современных журналистов, в числе причин которого - низкая медиаграмостность специалистов. Следствие же такого профессионального регресса - отсутствие условий для формирование медиабе-зопасного пространства, так как журналист, не способный обезопасить самого себя от вредоносного контента, с большой степенью вероятности создаст медиапродукт, опасный для потребителя информации. Таким образом, медиаобразование будущих журналистов, с одной стороны, становится основой их собственной медиабезопасности, а с другой - уменьшает шансы читателей, слушателей или зрителей пострадать от полученной ими информации.

К сожалению, в классической системе профессионального журналистского образования не предусмотрено медиаобразование как отдельный предмет изучения и преподавания.

Следовательно, медиаобразование должно быть интегрировано в процесс подготовки журналистов. Иными словами, студенты должны учиться не только создавать грамотный медиаконтент, но и использовать его.

Наблюдение за студентами кафедры журналистики Института массмедиа Московского государственного университета культуры и искусств, а также за представителями других университетов, участвующих в ежегодном Открытом фестивале молодежной журналистики «Пингвины пера», показывают, что будущие журналисты не умеют определять степень достоверности источника информации, многие при подготовке статей, рефератов, курсовых работ и других заданий используют «Википедию» как основной источник информации, не подвергая сомнению и не проверяя изложенные там факты. Более того, доверие к интернет-контенту превращает блоги и страницы в социальных сетях будущих, а иногда уже практикующих журналистов, в набор недостоверных цитат из непроверенных источников. В лучшем случае эти цитаты вводят читателей в заблуждение, а в худшем - являются ссылками на страницы мошенников. Публикуются, например, просьбы о помощи или розыске пропавших с указанием телефонов, при звонке на которые со счета абонента снимаются крупные суммы. А ведь подобные сообщения дискредитируют и тех, кто действительно нуждается в помощи, донорской крови или общественном внимании. Такая ситуация в целом характерна для блогов молодых людей. Но необходимо учитывать, что читатель в любом случае оказывает большее доверие содержанию страницы, если знает, что ее автор - будущий журналист, то есть человек, априори умеющий работать с информацией.

Стоит также отметить, что студенты-журналисты нередко недооценивают опасность халатного взаимодействия с информацией, воспринимая интернет-активность как развлечение, не связанное с их профессиональной деятельностью, равно как и не видят опасности в использовании недостоверных сведений при подготовке учебных работ, полагая, что это не выйдет за пределы университетских аудиторий.

Есть и этическая составляющая заявленной проблемы. Особенно ярко это отражают работы, представленные на фестивале «Пингвины пера». Молодые журналисты не считают чем-то из ряда вон выходящим ошибки в фамилиях, именах и должностях героев их материалов.

Например, фамилия автора данной статьи и директора фестиваля Анастасии Зеленовой в различных текстах звучала по-разному, с вариациями от Зеленовской до Зельдович, и это при том, что каждый журналист на фестивале получал раздаточный материал с информацией обо всех официальных лицах.

Результаты подобного непонимания степени медиавоздействия информации на потребителя приводят к тому, что даже сотрудники профессиональных редакций не обладают тем типом рефлексии, который можно обозначить как рефлексия результатов и последствий воздействия. К таким выводам привели исследования личностных профилей творческих работников телевидения, проведенные Т. Я. Аникеевой, преподавателем факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудником меж-кафедральной научно-исследовательской группы «Психология массовой коммуникации». Она отмечает, что «рефлексия именно этого типа затрагивает вопросы, касающиеся глубинного, духовно-нравственного уровня воздействия на аудиторию: насколько то или иное телевизионное сообщение способно положительно влиять на развитие личности зрителя (а не просто развлекать и расслаблять его), какова глубина содержащихся в нем проблем, идей и смыслов, к каким нравственным чувствам, духовным потребностям и социальным мотивам аудитории оно апеллирует и, наконец, насколько оно органично для менталитета российской нации (или же является для него чуждым, привнесенным и разрушительным)» [1. С. 140-141]. Подобное отсутствие реальной оценки медиавоздействия журналистского произведения наносит ущерб и вред, ставит под сомнение смысл журналистской профессии. В связи с этим ставится вопрос о введении контролирующих и карающих мер, направленных на обеспечение, как минимум, психологической безопасности аудитории. Представляется наиболее важным введение превентивных мер, к которым и относится медиаобразование будущих журналистов. Студентам надо понимать, что роль журналиста радикально изменилась. Известные специалисты в области медиаобразования Е. Л. Вартанова и Я. Н. Засурский причину этого видят в том, что «современный человек получил неограниченные возможности доступа к объемам информации, ранее доступным только благодаря СМИ» [2. С. 8]. Задача медиаобразования аудитории СМИ - сформировать умение и навыки работы с огромным объемом информации.

Другой аспект низкой медиаквалификации будущих журналистов заключается в их неумении грамотно и внимательно работать с информацией. Студенты часто оказываются в затруднении, отвечая на вопросы тестовых заданий. Они не могут правильно и внимательно прочитать вопрос, в лексике, грамматической форме и синтаксической конструкции которого уже есть указание на правильный ответ. Не замечают будущие журналисты ответы на предыдущие вопросы в формулировке следующих, не дают полных ответов на вопрос, так как не дочитывают его до конца. Подобная ситуация только на первый взгляд кажется непринципиальной для карьеры журналиста и влияющей лишь на оценки в зачетной книжке. На практике же столь невнимательное отношение к информации означает, что в профессиональной деятельности журналист окажется неспособным сформулировать правильный вопрос, расслышать тонкости и завуалированную информацию в ответе интервьюируемого или потратит время на ненужные вопросы, ответы на которые можно найти, не прибегая к помощи эксперта. Профессиональная некомпе-тенция закономерным образом сказывается на качестве журналистского произведения. Примером может служить вопрос, который очень часто задавали участники VIII Фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера». Обращаясь к представителям оргкомитета, они зачем-то уточняли, на протяжении скольких лет или в который раз проводится фестиваль. В результате подобных интервью медиатекст включал себя отрывки, не несущие никакой семантической нагрузки.

Обобщая описанные проблемы, можно сделать вывод, что современный студент факультета журналистики зачастую не осознает собственную роль в формировании информационной безопасности своих читателей, зрителей и слушателей. Будущие журналисты допускают разделение личной и профессиональной сферы, тогда как особенности современного информационного общества ставят журналиста в положение, при котором он не имеет права забывать о профессиональной компетенции в любой жизненной ситуации. Сегодня, когда личное пространство вышло далеко за пределы собственной квартиры, личный дневник стал интернет-блогом, фотоальбом - аккаунтом в Instagramе, а записная книжка - списком друзей в социальной сети, журналист находится на работе круглые сутки, не прерывая своего

медиавоздействия на аудиторию. Понимание важности этого обстоятельства должно закладываться в процессе обучения. Более того, студент должен брать ответственность за свои слова, произнесенные, написанные или процитированные, уже с момента получения статуса будущего журналиста. На эту проблему обращает внимание Л. А. Гуглюк в статье «К вопросу о массовой и профессиональной медиакопе-тенции личности», замечая, что «профессиональная медиакомпетентность педагогов глубоко исследована в фундаментальных трудах А. В. Федорова. Меньше внимания на сегодняшний день уделено изучению уровня и содержания медиакомпетентности журналистов» [3. С. 305]. При всем развитии медиапедагогики наблюдается несколько одностороннее внимание к этому вопросу. Основной вектор деятельности медиапедагогов - медиаобразование детей, защита их от вредоносной информации в сети Интернет. Однако требование времени -поиск новых эффективных подходов и методов профессионального медиаобразования, среди которых, например, востребованными могут оказаться практические занятия, вырабатывающие навык использования информации, ведь, как пишет В. Ф. Олешко, «знания в информационный век столь объемны и многомерны, что тот же университет или школа должны не только учить чему-то, а также указывать путь -где это можно взять. А еще задача преподавателя - подключать мотивационную сферу, если хотите - этически просвещать и программировать поведение личности на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации» [6].

Таким образом, медиаобразование будущих журналистов, как основа медиабезопасности общества, должно быть интегрировано в процесс подготовки журналистов, то есть каждый педагог обязан использовать медиаобразова-тельные технологии при обучении будущих журналистов.

Список литературы

1. Аникеева, Т. Я. Личность телекоммуникатора как фактор информационно-психологической безопасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. 132-142.

2. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как средство формирования информационной

безопасности молодежи / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. 7-19.

3. Гуглюк, Л. А. К вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности // Журналистика и медиаобразование-2010 : сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сентября 2010 г.). Белгород, 2010. С. 302-307.

4. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск, 2009. 214 с.

5. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (18-20 октября 2012 г.) : в 2 т. Т. 1. Казань, 2012. С. 280-287.

6. Олешко, В. Ф. Медиаобразование без границ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://mic.org. m/mdex.php/new/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 218-222.

О. И. Зотова

ОНЛАИН-ГАЛЕРЕЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Обозначена проблема сохранения культурного и художественного потенциала региона, популяризации регионального искусства посредством использования интернет-ресурса. Тема представляет интерес для исследователей современного искусства России и актуальна в связи со сложившейся ситуацией разорванности межрегиональных творческих контактов.

Ключевые слова: изобразительное искусство, галерея, художественная выставка, коммуникация, интернет-технологии.

Нет сомнений в том, что виртуальный мир стремительно развивается, приобретая различные функции, замещающие функции мира реального со всем его многообразием. Эта тенденция коснулась одной из областей, традиционно воспринимаемых исключительно как оффлайновое пространство, - изобразительного искусства.

Исторически сложившийся навык отображения человеком окружающего мира изначально был связан с мастерством отдельно взятого индивида, а опыт демонстрации этих образов в свою очередь предполагал индивидуальное восприятие зрителем художественного произведения в музее или галерее изобразительного искусства.

Первые музеи, демонстрирующие произведения изобразительного искусства, появились в эпоху античной Греции, а в XVIII в. они стали неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Не удивительно, что именно этот институт явился одним из первых объектов интернетизации сферы искусства.

Первые виртуальные музеи появились практически одновременно с массовым распростра-

нением Интернета в начале 1990-х гг.: «Виртуальный музей (вебсайт-музей) - тип вебсайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам».

Практически одновременно появились исследования, посвященные этому феномену, и технологические описание строительства виртуальных музеев. Так, J. Bowen, некоторое время работавший в компьютерной лаборатории Оксфордского университета и посвятивший исследованиям возможностей компьютерных технологий более 140 публикаций и 9 книг, назвал свое исследование «Evaluation of Virtual Museums: The Good, the Bad and the Useless» [4]. Материал опубликован в 2000 г., что говорит о первом обобщении опыта, накопленного за несколько лет. Рекомендации по практиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.