4. Романовский И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. Москва : Издательство Союза журналистов России, 2004. 480 с.
5. Ричардс И. А. Принципы литературной критики. Лондон ; Нью-Йорк, 1928.
6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиа-компетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
7. Хлызова Н. Ю. Семантические различия понятий СМК и СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты : [материалы V Международной научно-практической конференции 16—18 октября 2008 года] / под ред. В. З. Гарифуллина. Казань : Изд-во Казан. гос. ин-та, 2008. С. 225—231.
^У/СЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
УДК 070+378.14 А. Е. Зеленова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье ставится проблема медиаобразования студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», на примере студентов кафедры журналистики Института МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска более эффективных способов медиаобразования будущих журналистов, так как на данный момент можно говорить о падении общего профессионального уровня медиаспециалистов.
Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, журналистика, медиакомпетенция, медиавоз-действие.
A. E. Zelenova
Moscow State University of Culture and Arts
MEDIA-COMPETENCE PROBLEMS OF FUTURE JOURNALISTS
The article raises the issue of media education for students enrolled in journalism — based on examples of students from MASS MEDIA faculty at the Institute of Journalism (Moscow State University of Culture and Arts).
The relevance of the chosen topic is the need to find better ways to impart media education to future journalists. This is because at the moment we can observe a sharp decline in the overall professionalism of media specialists.
Keywords: media education, media safety, journalism, media-competence, media influence.
Медиакомпетентность личности есть ключевая концепция медиаобразования, то есть обучения теории и практическим навыкам овладения средствами массовой информации. В современном информационном обществе актуальность медиаобразования яв-
ляется аксиомой. Медиакомпетентность лее определяется как совокупность мотивов, знаний, умений, способностей личности (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операцион-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 217-220
217
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
ный/деятельностный, креативный), которые определяют выбор, использование, критический анализ, оценку, создание и передачу медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализ сложных процессов функционирования медиа в социуме [6].
В данной статье рассматриваются вопросы профессионального медиаобразования будущих журналистов и влияние уровня медиакомпетентности на формирование ме-диабезопасного пространства, то есть информационного пространства, в котором «каждый индивид будет защищён от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию» [7, с. 283].
Выделение этого аспекта в отдельное направление медиаобразования представляется необходимым в немалой степени в связи с наблюдающимся падением общего уровня профессионального мастерства современных журналистов, в числе причин которого — низкая медиаграмотность медиас-пециалистов. Следствие лее такого профессионального регресса — отсутствие условий для формирования медиабезопасного пространства, так как журналист, не способный обезопасить самого себя от вредоносного контента, с большей степенью вероятности создаст медиапродукт, опасный для потребителя информации. Таким образом, медиа-образование будущих журналистов, с одной стороны, становится основой их собственной медиабезопасности, а с другой — уменьшает шансы читателей, слушателей или зрителей пострадать от полученной ими информации.
Наблюдения за студентами кафедры журналистики Института МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств, а также за представителями других университетов, участвующих в ежегодном Открытом фестивале молодёжной журналистики «Пингвины пера», показывают, что будущие журналисты не умеют определять степень достоверности источника, многие при подготовке статей, рефе-
ратов, курсовых работ и других заданий используют «Википедию» как основной источник информации, не подвергая сомнению и не проверяя изложенные там факты. Более того, доверие к интернет-контенту превращает блоги и страницы в социальных сетях будущих, а иногда уже практикующих журналистов в набор недостоверных цитат из непроверенных источников. В лучшем случае, эти цитаты вводят читателей в заблуждение, а в худшем — являются ссылками на страницы мошенников. Публикуются, например, просьбы о помощи или розыске пропавших с указанием телефонов, при звонке на которые со счета абонента снимаются крупные суммы. Дискредитируют подобные сообщения тех, кто действительно нуждается в помощи, донорской крови или общественном внимании. Необходимо учитывать, что читатель в любом случае оказывает большее доверие содержанию страницы, если знает, что её автор — будущий журналист, то есть человек, априори умеющий работать с информацией.
Стоит также отметить, что студенты-журналисты нередко недооценивают опасность халатного взаимодействия с информацией, воспринимая интернет-активность как развлечение, не связанное с их профессиональной деятельностью.
Непонимание степени медиавоздействия информации на потребителя приводит к тому, что в профессиональные редакции приходят сотрудники, не обладающие тем типом рефлексии, который молено обозначить как рефлексия результатов и последствий воздействия. К таким выводам привели исследования личностных профилей творческих работников телевидения, проведённые Т. Я. Аникеевой, преподавателем факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудником мелскафедральной научно-исследовательской группы «Психология массовой коммуникации». Татьяна Яковлевна отмечает, что «рефлексия именно этого типа затрагивает вопросы, касающиеся глубинного, духовно-нравственного уровня воздействия на аудиторию: насколько то или иное
телевизионное сообщение способно положительно влиять на развитие личности зрителя (а не просто развлекать и расслаблять его), какова глубина содержащихся в нем проблем, идей и смыслов, к каким нравственным чувствам, духовным потребностям и социальным мотивам аудитории оно апеллирует, и, наконец, насколько оно органично для менталитета российской нации (или лее является для него чуждым, привнесённым и разрушительным)» [1, с. 140—141]. Подобное отсутствие реальной оценки медиа-воздействия лсурналистского произведения наносит ущерб и вред, ставит под сомнение смысл лсурналистской профессии. В связи с этим ставится вопрос о введении контролирующих и карающих мер, направленных на обеспечение, как минимум, психологической безопасности аудитории. Представляется наиболее валеным, однако, введение превентивных мер, к которым и относится медиа-образование будущих лсурналистов.
Другой аспект низкой медиакомпетент-ности будущих лсурналистов заключается в неумении грамотно и внимательно работать с информацией. Студенты часто оказываются в затруднении, отвечая на вопросы тестовых заданий. Они не могут правильно и внимательно прочитать вопрос, в лексике, грамматической форме и синтаксической конструкции которого уже есть указание на правильный ответ. Не замечают будущие лсурналисты ответы на предыдущие вопросы в формулировке следующих. Не дают полных ответов на вопрос, так как не дочитывают его до конца. Подобная ситуация только на первый взгляд калсется непринципиальной для карьеры лсурналиста, влияющей лишь на оценки в зачётной книжке. На практике лее столь невнимательное отношение к информации означает, что в профессиональной деятельности журналист окажется неспособным сформулировать правильный вопрос, расслышать тонкости и завуалированную информацию в ответе интервьюируемого или потратит время на ненужные вопросы, ответы на которые молено найти, не прибегая к помощи эксперта. Профессио-
нальная некомпетентность закономерным образом сказывается на качестве лсурналистского произведения. Примером может служить вопрос, который очень часто задавали участники VIII Фестиваля молодёжной журналистики «Пингвины пера». Обращаясь к представителям оргкомитета, они зачем-то уточняли, сколько лет или который раз проводится фестиваль. В результате подобных интервью медиатекст включал себя отрывки, не несущие никакой семантической нагрузки.
Обобщая описанные проблемы, молено сделать вывод, что современный студент факультета журналистики зачастую не осознает собственную роль в формировании информационной безопасности своих читателей, зрителей и слушателей. Будущие лсурналисты допускают разделение личной и профессиональной сферы, тогда как особенности современного информационного общества ставят лсурналиста в положение, при котором он не имеет права забывать о профессиональной компетенции в любой жизненной ситуации. Сегодня, когда личное пространство человека вышло далеко за пределы его дома, когда личный дневник стал интернет-блогом, фотоальбом — аккаунтом в Instagram, а записная книжка — списком друзей в социальной сети, журналист находится на работе круглые сутки, не прерывая своего медиавоздействия на аудиторию. И понимание важности этого обстоятельства должно закладываться в процессе обучения, более того, студент должен брать ответственность за свои слова, произнесённые, написанные или процитированные, уже с момента получения статуса будущего лсурналиста. На эту проблему обращает внимание Л. А. Гуглюк в статье «К вопросу о массовой и профессиональной медиаком-петенции личности», замечая, что «профессиональная медиакомпетентность педагогов глубоко исследована в фундаментальных трудах A.B. Федорова. Меньше внимания на сегодняшний день уделено изучению уровня и содержания медиакомпетентности лсурналистов» [3, с. 305].
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
Требование времени — поиск новых эффективных подходов и методов профессионального медиаобразования, среди которых, например, востребованными могут оказаться практические занятия, вырабатывающие навык использования информации. Ведь, как пишет В. ф. Олешко, «знания в информационный век столь объёмны и многомерны, что тот же университет или школа должны не только учить чему-то, а также указывать путь — где это можно взять. А ещё задача преподавателя — подключать мотивацион-ную сферу, если хотите — этически просвещать и программировать поведение личности на истинно творческую деятельность в
той или иной жизненной ситуации» [8].
Таким образом, медиаобразование будущих журналистов — крайне необходимый предмет изучения. Однако на современном этапе во многих высших учебных заведениях он не является самостоятельной дисциплиной, включённой в учебный план. Это подчёркивает важность интеграции медиа-образовательных технологий в другие профессиональные дисциплины, то есть каждый педагог обязан использовать медиаоб-разовательные технологии при обучении будущих журналистов, так как такой подход обеспечит подготовку медиакомпетентных специалистов.
Примечания
1. Аникеева т. Я. Личность телекоммуникатора как фактор информационно-психологической безопасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засур-ского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. Москва, 2002. [Т. 1]: Телевизионные и рекламные коммуникации. С. 132-142.
2. вартанова Е. А., Засурский Я. Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодёжи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. Москва, 2002. [Т. 1]: Телевизионные и рекламные коммуникации. С. 7-19.
3. Гуглюк А. А. К вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности // Журналистика и медиаобразование-2010 : [сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22—24 сент. 2010 г.)] / под ред. проф. А. П. Короченского, проф. М. Ю. Казак. Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. С. 302—307.
4. Жилавская И. В. Медиаобразование молодёжной аудитории : монография. Томск : ТИИТ, 2009.
5. Зарахович И. С, Головин Ю. А., Коханая О. Е. Отечественные средства массовой информации для детей : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2011. Книга 1.
6. Короченский А. П. Важный шаг к консолидации российской медиапедагогики // Медиаобразование: Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2008. № 4. С. 105.
7. Морозова А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты : [материалы IX Международной научно-практической конференции, 18—20 октября 2012 года] : в 2 т. / под ред. Р. П. Баканова. Казань : Казан. ун-т, 2012. Т. 1. С. 280—287.
8. Олешко В. Ф. Медиаобразование без границ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mic.org.ru/ index.php/new/l38-mediaobrazovanie-bez-granits